Авторы учебного издания опирались на методологические и теоретические положения выдающегося российского ученого и педагога Виталия Александровича Сластенина. Учебник знакомит с основными теоретическими и практическими аспектами процессов воспитания и обучения школьников. В нем систематизированы знания по основным разделам педагогики: введение в педагогическую профессию, общие основы педагогики, теория обучения, теория и методика воспитания. Материал учебника направлен на включение студента в каждую из трех форм познавательной активности учение, практику и проектную деятельность. После каждой главы приведены вопросы и задания для самостоятельной работы, а также рекомендуемая литература.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельностные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы - лауреаты премии Правительства РФ в области образования.
    Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.

    Особенности педагогической профессии.
    Своеобразие педагогической профессии. Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

    Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек-человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

    Особенность обучения и воспитания как деятельности но социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

    ОГЛАВЛЕНИЕ:
    Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    Глава 1. Общая характеристика педагогической профессии

    § 1. Возникновение и становление педагогической профессии
    § 2. Особенности педагогической профессии
    § 3. Перспективы развития педагогической профессии
    § 4. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
    Глава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога
    § 1. Сущность педагогической деятельности
    § 2. Основные виды педагогической деятельности
    § 3. Структура педагогической деятельности
    § 4. Учитель как субъект педагогической деятельности
    § 5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
    Глава 3. Профессионально-педагогическая культура учителя
    § 1. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры
    § 2. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры
    § 3. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры
    § 4. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры
    Глава 4. Профессиональное становление и развитие педагога
    § 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности
    § 2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования
    § 3. Профессиональное самовоспитание учителя
    § 4. Основы самообразования студентов педагогического ВУЗа и учителей
    Раздел II. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
    Глава 5. Педагогика в системе наук о человеке

    § 1. Общее представление о педагогике как науке
    § 2. Объект, предмет и функции педагогики
    § 3. Образование как социальный феномен
    § 4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики
    § 5. Связь педагогики с другими науками и ее структура
    Глава 6. Методология и методы педагогических исследований
    § 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога
    § 2. Общенаучный уровень методологии педагогики
    § 3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований
    § 4. Организация педагогического исследования
    § 5. Система методов и методика педагогического исследования
    Глава 7. Аксиологические основы педагогики
    § 1. Обоснование гуманистической методологии педагогики
    § 2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация
    § 3. Образование как общечеловеческая ценность
    Глава 8. Развитие, социализация и воспитание личности
    § 1. Развитие личности как педагогическая проблема
    § 2. Сущность социализации и ее стадии
    § 3. Воспитание и формирование личности
    § 4. Роль обучения в развитии личности
    § 5. Факторы социализации и формирования личности
    § 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
    Глава 9. Целостный педагогический процесс
    § 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления
    § 2. Педагогическая система и ее виды
    § 3. Общая характеристика системы образования
    § 4. Сущность педагогического процесса
    § 5. Педагогический процесс как целостное явление
    § 6. Логика и условия построения целостного педагогического процесса
    Раздел III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ
    Глава 10. Обучение в целостном педагогическом процессе

    § 1. Обучение как способ организации педагогического процесса
    § 2. Функции обучения
    § 3. Методологические основы обучения
    § 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
    § 5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения
    § 6. Виды обучения и их характеристика
    Глава 11. Закономерности и принципы обучения
    § 1. Закономерности обучения
    § 2. Принципы обучения
    Глава 12. Современные дидактические концепции
    § 1. Характеристики основных концепций развивающего обучения
    § 2. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения
    Глава 13. Содержание образования как основа базовой культуры личности
    § 1. Сущность содержания образования и его исторический характер
    § 2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования
    § 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования
    § 4. Государственный образовательный стандарт и его функции
    § 5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования
    § 6. Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы
    Глава 14. Формы и методы обучения
    § 1. Организационные формы и системы обучения
    § 2. Виды современных организационных форм обучения
    § 3. Методы обучения
    § 4. Дидактические средства
    § 5. Контроль в процессе обучения
    Раздел IV. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ
    Глава 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе

    § 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования
    § 2. Цели и задачи гуманистического воспитания
    § 3. Личность в концепции гуманистического воспитания
    § 4. Закономерности и принципы гуманистического воспитания
    Глава 16. Воспитание базовой культуры личности
    § 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников
    § 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности
    § 3. Формирование основ нравственной культуры личности
    § 4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников
    § 5. Формирование эстетической культуры учащихся
    § 6. Воспитание физической культуры личности
    Глава 17. Общие методы воспитания
    § 1. Сущность методов воспитания и их классификация
    § 2. Методы формирования сознания личности
    § 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
    § 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности
    § 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
    § 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания
    Глава 18. Коллектив как объект и субъект воспитания
    § 1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности
    § 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике
    § 3. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива
    § 4. Этапы и уровни развития детского коллектива
    § 5. Основные условия развития детского коллектива
    Глава 19. Воспитательные системы
    § 1. Структура и этапы развития воспитательной системы
    § 2. Зарубежные и отечественные воспитательные системы
    § 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы
    § 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы
    Раздел V. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
    Глава 20. Педагогические технологии и мастерство учителя

    § 1. Сущность педагогической технологии
    § 2. Структура педагогического мастерства
    § 3. Сущность и специфика педагогической задачи
    § 4. Типы педагогических задач и их характеристика
    § 5. Этапы решения педагогической задачи
    § 6. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач
    Глава 21. Технология конструирования педагогического процесса
    § 1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса
    § 2. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза
    § 3. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
    § 4. Планирование работы классного руководителя
    § 5. Планирование в деятельности учителя-предметника
    Глава 22. Технология осуществления педагогического процесса
    § 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса
    § 2. Структура организаторской деятельности и ее особенности
    § 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
    § 4. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации
    § 5. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности
    § 6. Технология организации развивающих видов деятельности школьников
    § 7. Технология организации коллективной творческой деятельности
    Глава 23. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений
    § 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя
    § 2. Понятие о технологии педагогического общения
    § 3. Этапы решения коммуникативной задачи
    § 4. Стадии педагогического общения и технология их реализации
    § 5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика
    § 6. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений
    Раздел VI. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ
    Глава 24. Сущность и основные принципы управления образовательными системами

    § 1. Государственно-общественная система управления образованием
    § 2. Общие принципы управления образовательными системами
    § 3. Школа как педагогическая система и объект научного управления
    Глава 25. Основные функции внутришкольного управления
    § 1. Управленческая культура руководителя школы
    § 2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении
    § 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой
    § 4. Функция организации в управлении школой
    § 5. Внутришкольный контроль и регулирование в управлении
    Глава 26. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами
    § 1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности
    § 2. Педагогический коллектив школы
    § 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
    § 4. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
    § 5. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
    Глава 27. Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей
    § 1. Инновационная направленность педагогической деятельности
    § 2. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация.

    Выдающийся российский ученый и педагог
    родился 5 сентября 1930 года
    в городе Горно-Алтайске Алтайского края в крестьянской семье.

    1948 год
    После окончания педагогического училища он был направлен на учебу в Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. Будучи студентом, проявил глубокий интерес к научным исследованиям, опубликовал несколько серьезных научных работ.

    1956 год
    С марта, защитив кандидатскую диссертацию, В. А. Сластенин работает в Тюменском педагогическом институте преподавателем кафедры педагогики и психологии. В октябре 1957 года 27-летний ученый становится проректором Тюменского педагогического института по учебной, а затем по научной работе. На этой должности он проявил себя талантливым организатором педагогического образования.

    1969 год
    В. А. Сластенина переводят в Москву, заместителем начальника Главного управления высших и средних педагогических учебных заведений Министерства просвещения РСФСР.
    1976 год
    Сластенин защищает докторскую-диссертацию на тему "Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки", в которой первым из отечественных исследователей предложил уникальную прогностическую модель личности и профессиональной деятельности идеального учителя XXI века.

    1977 год
    Виталий Александрович Сластенин приходит на работу в МГПИ им. В. И. Ленина (с 1991 г. - МПГУ) заведующим кафедрой педагогики начального обучения. Он организует здесь же кафедру педагогики и психологии высшей школы, которую возглавляет в настоящее время.

    1985 год
    В. А. Сластенин - бессменный декан уникального в российской системе образования факультета педагогики и психологии. Ученый создает и внедряет оригинальную концепцию многоуровневого педагогического образования, разрабатывает государственные образовательные стандарты высшего образования нового поколения по специальностям "педагогика", "социальная педагогика", "педагогика и психология".

    Как ученый Б. А. Сластенин занимает лидирующее положение в области методологии, теории и практики педагогического образования. Он ~ один из разработчиков общей концепции педагогического образования, автор более 300 научных работ, в том числе 16 монографий и 6 учебных пособий по педагогике"
    Труды В. Л. Сластенина переведены на 15 языков, изданы в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, Китае и других странах мира.
    Профессор В. Л. Сластенин создал мощную научную школу, которая представлена практически во всех регионах Российской Федерации, Им подготовлено 200 докторов и кандидатов педагогических и психологических наук"
    В. Л. Сластенин - член Совета по педагогическому образованию Министерства образования РФ, председатель Головного совета "Проблемы педагогики" и Учебно- методического совета по общей и социальной педагогике и психологии УМО педагогических вузов, заместитель председателя экспертного совета ВАК по педагогике и психологии, председатель совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора педагогических наук, главный редактор журналов "Известия Российской академии образования" и "Педагогическое образование и наука".
    Награжден орденом Знак Почета, медалями имени К. Д. Ушинского, Н. К. Крупской, С. И. Вавилова, А. С. Макаренко, И. Алтынсарина, К" Н. Кары-Ниязова. Отличник просвещения СССР и ряда республик бывшего Союза.
    С января 1989 года - член-корреспондент АПН СССР, с июня 1992 - действительный член Российской академии образования, с июля 1999 - президент Международной академии наук педагогического образования. Академик ряда общественных академий,
    Вмарте 1996 года профессору В, А. Сластенину присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки Российской Федерации",
    В 1999 году Виталий Александрович Сластенин удостоен премии Правительства Российской Федерации в области образования.

    По прошествии длительного времени индивидуально-творческий подход к формированию личности учителя, предложенный академиком , на практике доказал свою эффективность и перспективность. Для современного руководителя идеальной моделью должна стать личность, обладающая профессиональной компетентностью, наделенная особым типом профессионального сознания, ориентированная в своей педагогической деятельности на развитие ученика как личности, индивидуальности, субъекта познания, общения и труда.

    В учебном пособии раскрывается сущность и структура педагогической технологии, в основе которой лежит идея полного контроля над педагогическим процессом, его планирование, проектирование, а также возможность детального анализа при помощи поэтапного воспроизведения. Педагогическая технология основана на том, чтобы посредством постоянной обратной связи гарантировать достижение определенных целей. Из этого следует, что постановка целей является важнейшим этапом педагогической технологии.

    Педагогические технологии имеют свои отраслевые особенности, определяемые методами и средствами, которыми они оперируют, а также тем, с каким исходным материалом работают. Специфика методов и средств педагогических технологий проявляется и наличием определенного воспитательного компонента, и необходимостью учета философского, психологического, антропологического и экологического аспектов.

    В качестве примера того, как рассматривают проблему педагогических технологий другие специалисты в данной области, следует привести работы Т.А. Стефановской, В.А. Сластенина и Г.К. Селевко . В работах Г.К. Селевко педагогическая технология представляется тесно связанной с учебным процессом, взаимодействием между учеником и учителем. Структура педагогической технологии, согласно его теории, состоит из следующих компонентов. Во-первых, это концептуальная основа, во-вторых, содержательная часть, в-третьих, процессуальная часть.

    В учебном пособии сущность педагогической технологии раскрывается несколько в другом аспекте. Решающим условием успешности педагогического процесса автор считает планирование и конструирование, включающие анализ, диагностику, прогнозирование и разработка проекта деятельности. По теории педагогическая технология включает в себя три основных компонента. Первое это анализ с постановкой диагноза. Второе это прогнозирование и проектирование. И третье это идея о том, что анализ, прогноз и проект являются неразрывной триадой для решения любой педагогической задачи.

    По мнению Т.А. Стефановской технология обучения педагогики должна базироваться на следующих идеях. Прежде всего, это интеграция педагогических дисциплин. На втором месте стоит интенсификация процесса обучения посредством использования мнемосхем. И, наконец, диагностическая основа и содержание учебных дисциплин, детерминированное взаимосвязью объективных и субъективных условий. В качестве главных компонентов педагогической технологии Т.А. Стефановская выделяет целевую установку, содержательный компонент, собственно технологический компонент и экспертно-оценочный компонент.

    На практике реализация педагогической технологии осуществляется путем сложения всех компонентов, ее составляющих. По мнению Н.Е. Щурковой , стержневым компонентом педагогической технологии является педагогическая техника, то есть владение педагогом собственным психофизическим аппаратом и способность понимания отношения ученика по его психофизическому аппарату, который включает мимику, жесты и речь. Основным способом коррекции поведения ученика для учителя является педагогическая оценка.

    В современной педагогической практике наиболее востребованными являются такие личностные качества педагога как открытость и искренность, доброжелательность, искусство общения, эрудиция, кругозор, обаяние, артистизм, импровизация, фантазия, рефлексия, умение вовремя обнаружить перемены во взаимоотношениях детей, их настроениях и реакциях.

    Как считают В.А. Сластенин и Н.Е. Щуркова , в современном воспитательном процессе происходит настоящий переворот, заключающийся в смене ключевых педагогических позиций и модификаций теоретической картины воспитания как психолого-педагогического феномена. Этот самый переворот, по их мнению, породил совершенно новые характеристики воспитательного процесса, которые являются производными от новейших принципов, таких как принцип ценностных ориентаций, субъективности и данности.

    Принцип ценностных ориентаций требует от педагога наполнения взаимодействия с учениками определенным ценностным содержанием, ориентированным на такие высшие общечеловеческие ценности, какими являются человек, жизнь, природа, труд, общение и познание. Принцип субъективности направляет деятельность педагога на постоянное инициирование в ребенке способности быть субъектом собственных действий. Принцип данности предполагает отношение к ребенку как к безусловной ценности и данности, уважительного отношения к истории его жизни, специфике развития и становления его личности.

    2. Биография основателя научной школы академика РАО, д.п.н., профессора В.А. Сластенина

    Виталий Александрович Сластенин – Заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики высшей школы, основатель и декан (1982–2002) факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, председатель Научно-методического совета по общей и социальной педагогике и психологии Учебно-методического объединения по педагогическому образованию, член Союза журналистов Российской Федерации, Президент Международной академии наук педагогического образования.

    Виталий Александрович Сластенин родился 5 сентября 1930 года в г. Горно-Алтайске Алтайского края в семье колхозников. Он рано приобщился к крестьянскому труду, и в 15 лет был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

    Жизненный путь В.А. Сластенина во многом определила встреча с замечательным педагогом-новатором, организатором Шкида Виктором Николаевичем Сорокой-Росинским, которая произошла во время его обучения в Горно-Алтайском педагогическом училище в 1945-48 годах.

    В 1948 году В.А. Сластенин поступил в Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина, где после успешного окончания курса обучения был принят в аспирантуру.

    В то время на педагогическом факультете работали блестящие педагоги и известные ученые: возрастную психологию читал профессор М.М. Рубинштейн, педагогическую психологию -проф. Н.Д. Левитов, теорию обучения - профессор Н.М. Шуман, теорию воспитания - профессор С.М. Ривес. Свою первую научно-исследовательскую работу по этнопсихологии В.А. Сластенин подготовил под руководством выдающегося отечественного психолога, вице-президента Академии педагогических наук РСФСР Константина Николаевича Корнилова. Главным же своим учителем В.А.Сластенин называет доктора педагогических наук, профессора, зав.кафедрой педагогики начального обучения Ивана Фомича Свадковского, который увлек его проблемами педагогики. Научная работа «Педагогические основы краеведения», выполненная В.А. Сластениным на третьем курсе, была удостоена золотой медали Министерства высшего и среднего специального образования СССР.

    Одновременно с учебой Виталий Александрович являлся одним из создателей многотиражной газеты МГПИ им В.И. Ленина «Ленининец». Занятие журналистикой и литературным творчеством остались важной частью в дальнейшей деятельности В.А. Сластенина.

    В 1956 году Виталий Александрович успешно защитил кандидатскую диссертацию и в том же году приступил к работе в Тюменском государственном педагогическом институте, которому отдал 13 лет своей жизни: ассистент, старший преподаватель, а с 1957 г. в возрасте 27 лет он стал проректором по учебной и научной работе. Именно в этот период во всей полноте раскрылся его талант организатора.

    В 1969 г. В.А. Сластенин был назначен начальником Учебно-методического отдела, заместителем начальника Главного управления высших и средних педагогических учебных заведений Министерства просвещения РСФСР. Почти восемь лет В.А. Сластенин проработал в центральном аппарате Министерства. Все эти годы он осуществлял широчайший социально-педагогический эксперимент по проблеме формирования личности учителя.

    Именно в этот период работы В.А. Сластенин организует уникальное во многих отношениях профессиографическое исследование по всем учительским специальностям, которое охватило практически все педагогические учебные заведения, эксперимент и обработка данных проводились на невиданных ранее для педагогических исследований 20-тысячных массивах.

    Логическим завершением теоретических и экспериментальных изысканий В.А. Сластенина стала монография «Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки» (1976), благодаря которой он выдвинулся как ведущий ученый в области теории и практики педагогического образования. В 1977 г. В.А. Сластенин защитил докторскую диссертацию.

    В 1977 г. В.А.Сластенин возвращается в МГПИ им. В. И. Ленина, а в 1978 г. он избирается заведующим кафедрой педагогики начального обучения. В 1979 г. ему было присвоено ученое звание профессора. В 1982 г. В.А.Сластенин был избран деканом педагогического факультета.

    В 1980 г. Виталий Александрович Сластенин создал и возглавил кафедру педагогики и психологии высшей школы. В этот год пришло и официальное признание его заслуг в области педагогической науки. Он был удостоен одной из самых почетных для педагога наград - медали К.Д.Ушинского. В 1981 г. он создал и возглавил лабораторию высшего педагогического образования в структуре НИИ при МГПИ им. В. И. Ленина. Эта лаборатория стала головной организацией целевой исследовательской программы «Учитель», научным руководителем которой В.А. Сластенин стал с 1981 года. К разработке программы привлекаются исследователи из педагогических институтов различных регионов страны. В.А. Сластенин выступает как автор и методолог концепции целевой исследовательской программы «Формирование социально активной личности учителя».

    В.А. Сластенин постоянно принимал деятельное участие в международных семинарах и конференциях, читал лекции в зарубежных университетах.

    В 1989 г. В.А. Сластенин был избран членом-корреспондентом АПН СССР, а 1992 г. действительным членом Российской академии образования. В 1997 году В.А. Сластенин стал членом бюро Отделения высшего образования РАО, а в 1998 г. – назначен главным редактором «Известий Российской академии образования», в должности которого он проработал до 2001 года. В 1998 году В.А. Сластениным создан журнал «Педагогическое образование и наука », главным редактором которого он бессменно являлся.

    В 1996 г. В.А. Сластенину присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», в 1999 г. стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования. В 1999 г. В.А. Сластенин избиран Президентом Международной академии наук педагогического образования.

    Влияние научной школы В.А. Сластенина на систему педагогического образования стало определяющим. Координация усилий почти 50 вузов страны в рамках целевой исследовательской программы «Учитель», в 1981-1989 гг. выполняемой по плану-заказу Государственного комитета СССР по народному образованию и решению президиума АПН СССР, позволила возглавляемому им коллективу разработать концепцию педагогического образования, которая получила одобрение на Всесоюзном съезде работников народного образования (1989 г.), которая была направлена во все педагогические учебные заведения СССР. В 1999 г. Виталий Александрович принял активное участие в разработке концепции содержания и структуры общего среднего образования в 12-и летней школе.

    Идеи концепции были конкретизированы В.А. Сластениным при разработке содержания и организации образовательного процесса в педагогических учебных заведениях в последующем. Им проведена большая работа по созданию государственных образовательных стандартов по педагогическим специальностям, подготовке нового поколения учебно-методической документации для учебных заведений, готовящих учителей. Разработана и активно внедряется принципиально новая модель учебного плана, обеспечивающего динамическое равновесие базового (федерального) и национально-регионального (вузовского) компонентов содержания образования. Вариативный характер учебных планов и программ сочетается с разработкой гибких технологий профессиональной подготовки будущих учителей.

    Виталий Александрович принимал активное участие в разработке государственных образовательных стандартов по специальностям «Педагогика», «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», и их научно-методического обеспечения, являясь председателем Научно-методического совета по общей и социальной педагогике и психологии Учебно-методического объединения по педагогическому образованию.

    Предмет законной гордости ученого составляют его ученики. Под руководством В.А. Сластенина подготовлено и защищено более 170 кандидатских диссертаций, 55 его учеников стали докторами наук.

    Сегодня практически нет ни одного педагогического вуза России, в котором бы ни трудились ученики и последователи Виталия Александровича. В числе его учеников ректоры и проректоры вузов, директора научно-исследовательских институтов и центров, деканы факультетов и заведующие кафедрами. Многие из них имеют свои научные школы, разрабатывают перспективные исследовательские проекты.


Close