Американские военные никогда не отличались особой «политкорректностью». Если была возможность устроить провокацию, они всегда шли на нее. Однако, более тридцати лет назад советские моряки отвадили нарушителей, протаранив сразу два корабля противника.

Радиомолчание в тумане

Перестройка, которая была объявлена в нашей стране в 1986 году, довольно быстро привела к смягчению нравов относительно нашего «потенциального противника», то есть американцев. Прекраснодушие Генерального секретаря ЦК КПСС не знало границ: вскоре с его легкой руки стали резать на куски боевые ракеты, переводить «на иголки» корабли, субмарины, и другую военную технику, причем не просто боеспособную, а совершенно новую. Руководство страны вдруг посчитало, что никакой угрозы для СССР со стороны заокеанских «партнеров» уже не существует.

В самих США, правда, не спешили расслабляться. Наоборот, во второй половине 1980-х в Черном море, например, было зафиксировано множество провокационных нарушений территориальных вод СССР кораблями противника. Чаще всего подобные визиты удавалось пресекать на корню: советские сторожевики просто становились по курсу нарушителя «живой стеной», преграждая таким образом путь в наши территориальные воды. Но удавалось это не всегда. И тогда корветы, эсминцы и крейсера ВМФ США не просто барражировали вдоль наших берегов, но и совершали боевые развороты, готовили к стрельбе установки с ракетами и глубинными бомбами. Словом, куражились, как могли, будто давая понять, кто здесь настоящий хозяин.

До поры, до времени это сходило им с рук – ведь у нас набирала обороты разрядка. А военно-морское начальство, получив от руководства страны соответствующие благостные наказы, не решалось нарушить приказ и вступить в открытую конфронтацию с провокаторами. Однако в 1988 году нашим морякам пришлось иметь дело со слишком уж наглым нарушителем. В феврале через Босфор и Дарданеллы проследовал эскорт американских кораблей, состоящий из крейсера «Йорктаун» и сопровождающего его эсминца «Кэрон». Причем, шли корабли при полном радиомолчании и, словно специально выбрав время, когда море накрыл густой туман. И хотя о непрошеном визите, благодаря разведке, было известно заранее, засечь эскорт при проходе проливов удалось только путем визуального наблюдения. Потому что локаторы фиксируют лишь точку, а что это – боевой корабль или гражданское судно – разобрать невозможно.


На снимке: крейсер США Йорктаун/ Фото: wikimedia

Неравные силы

Обнаружили американцев с нашего парома «Герои Шипки». Перехватив радиограмму с парома и поняв, что их раскрыли, командиры «Йорктауна» и «Кэрона» поначалу решили «отсидеться» у турецких берегов. Но в нейтральных водах американцев уже ждали два наших СКР (сторожевых корабля): «СКР-6» и «Беззаветный». Видимо, поэтому провокаторы и решили, уже не таясь, совершить то, что, собственно, они и задумывали с самого начала.

Дойдя до нашей границы, корабли, не сбавляя хода, ринулись в территориальные воды Советского Союза. С наших сторожевиков в адрес нарушителей полетела предупреждающая радиограмма, не возымевшая, впрочем, никакого результата: американцы уверенно направлялись к берегу. Тут надо заметить, что, по сравнению с «Беззаветным», «Йорктаун», например, имел втрое большее водоизмещение, а команда его в два раза превышала количество моряков на сторожевике. Он был на 50 метров длинней СКР, нес на борту вертолеты, 2 ракетных и 4 зенитных установок, два противолодочных и 8 противокорабельных комплексов (соответственно «Асрок» и «Гарпун»), не говоря уже о торпедах, орудиях, системе управления огнем «Иджис» и т. д.

«Беззаветный», в свою очередь, был вооружен двумя реактивными бомбометами РБУ-6000, четырьмя пусковыми установками ракетного комплекса УРПК-5 «Раструб», двумя зенитно-ракетными комплексами, торпедами и спаренными 76,2 мм артиллерийскими установками. Так что, учитывая разницу в вооружении, моряки приготовились к самому худшему, расчехлив бортовые орудия и подготовив их к стрельбе (ракеты-то применять – себе дороже).

В ответ на эти приготовления американцы решили поднять в воздух свои винтокрылые машины: на вертолетной площадке появились пилоты и обслуживающий персонал. Видя это, командир «Беззаветного» капитан второго ранга Владимир Богдашин приказал послать на «Йорктаун» радиограмму, в которой предупреждал американцев о том, что если они взлетят, то немедленно будут сбиты. Однако, нарушители не обратили на предупреждение никакого внимания.

Навал, еще навал

Именно в эту минуту Богдашин понял, что без решительных мер тут не обойтись, но применять было нельзя. И тогда он отдал отчаянный приказ - идти на таран. Так как «Беззаветный» шел буквально борт о борт с «Йорктауном», на расстоянии буквально десятка метров, СКР просто чуть-чуть изменил курс и сначала совершил лишь легкий навал на ракетный крейсер, снеся ему трап. Американские моряки, которые до этого, высыпав на палубу, легкомысленно посылали в адрес советских моряков неприличные жесты и фотографировали наш сторожевик, присмирели и попрятались в корабельные помещения. Вторым ударом СКР буквально «залез» на крейсер, «сбрив» вертолетную площадку нарушителя и повредив четыре противокорабельных комплекса «Гарпун» – настолько сильным был удар. А в торпедных аппаратах «Йорктауна» возник пожар.


На снимке: навал СКР «Беззаветный» на крейсер «Йорктаун»/ Фото: wikimedia

В это самое время «СКР-6» пошел на таран «Кэрона», хотя советский сторожевик и был в четыре раза меньше эсминца. Тем не менее, удар получился ощутимым. Тот, в свою очередь, решил не связываться с «СКР-6», а подойти к другому борту «Беззаветного», чтобы вместе с «Йорктауном» взять СКР в клещи. Однако, скорость у сторожевого корабля была выше, и он легко парировал этот маневр. Впрочем, команде крейсера было уже не до маневров и вообще не до чего – на нем полным ходом шла борьба за живучесть корабля. А после того, как команда отошла от шока, «Йорктаун» развернулся на 180 градусов и был таков. За ним последовал и «Кэрон». После этого случая американские корабли надолго исчезли из акватории наших черноморских территориальных вод.


На снимке: СКР-6 навалился на левый борт в кормовой части эсминца «Кэрон»/ Фото wikipedia

Надо отдать должное командованию , которое поддержало моряков «Беззаветного» и отстояло их доброе имя перед руководством страны. А через год Владимиру Богдашину вручили орден Красной Звезды… за освоение новой техники. На тот момент он уже не был командиром сторожевика, а учился в Военно-морской академии имени Гречко. Впоследствии командовал флагманом Черноморского флота «Москва». Сейчас Владимир Иванович – контр-адмирал в отставке, является генеральным директором учебно-исследовательского центра Московской федерации профсоюзов.

После развала СССР при разделе флота «Беззаветный» отошел Украине и стал «Днепропетровском», а затем его и вовсе списали в металлолом. Пошел «на иголки» и «СКР-6». Так печально сложилась судьба сторожевиков, снискавших славу советскому военно-морскому флоту.

Вторая половина XIX века навеки останется в истории как эпоха невиданных технических достижений, которые без неуместного стеснения можно назвать цивилизационным прорывом. Времена дерзновенной романтики - казалось бы, что человечество отныне способно на любые, самые грандиозные свершения. Полёт из пушки на Луну, вокруг света за 80 дней, подводная лодка «Наутилус» - для разума человека и новейшей техники отныне нет никаких ограничений, энергия пара и чудо электричества позволят преодолеть земное притяжение и покорить океанские глубины! Разумеется, военные ведомства промышленно развитых государств не оставались в стороне от веяний прогресса - паровые машины, бомбические пушки Пексана, винт в качестве движителя и прочие невероятные достижения постепенно внедрялись, причём настолько, казалось бы, консервативная структура, как флот, развивалась куда быстрее, чем сухопутные армии.

Мы не будем здесь прослеживать техническо-эволюционный путь боевых кораблей XIX века, которые преображались с немыслимой стремительностью - всего за несколько десятилетий навсегда исчезли деревянные рангоутные линейные корабли, появились пароходофрегаты, а затем и тяжёлые фрегаты, блиндированные плавучие батареи, мониторы, наконец был построен первый броненосец с цельнометаллическим корпусом - HMS Warrior.

Как ни странно это прозвучит, но появление таких передовых и высокотехнологичных (для своего времени) кораблей привело к весьма показательному откату в области тактики, возвращению практически ко временами античности - а именно, к массовому распространению таранов, которое вполне можно поименовать «таранным психозом». Объяснение тут одно: броня на некоторое время «победила» артиллерию, развивавшуюся куда медленнее, а потому в умах господ адмиралов родилась оригинальная концепция - тяжелобронированную цель можно успешно потопить не столько артиллерийским огнём, сколько ударом так называемого шпирона . Толковый словарь Даля так объясняет нам термин «шпирон» - «…Встарь, острый, долгий нос у галеры; ныне: железный таран, иногда подводный, у броненосных судов ».

Итак, давайте вспомним, с чего же всё началось и как античная архаика проникла на флоты эпохи пара и электричества.

Три тарана адмирала Тегетгофа

Считается, что первый таран в боевых условиях провёл броненосец южан CSS Virginia во время Гражданской войны в США - перестроенная из старого пароходофрегата USS Merrimack и бронированная «Вирджиния» в ходе «Сражения на Хэмптонском рейде» 8/9 марта 1862 года потопила тараном деревянный фрегат «Камберленд», при этом едва не погибла сама, поскольку шпирон застрял в корпусе тонущего неприятельского корабля, который вполне мог утащить «Вирджинию» на дно. По счастью, таранная оконечность отломилась и броненосец конфедератов уцелел, чтобы на следующий день вступить в бой со знаменитым «Монитором» - но это уже совсем другая история. Во время войны Севера с Югом тараны неоднократно применялись и позже, но поскольку жертвами шпиронов становились в основном незащищённые деревянные корабли, а война велась или в спокойных прибрежных водах, или на реках, в Европе на таранную тактику американцев не обращали особого внимания. Не обращали по поры до времени, пока не произошло событие, вызвавшее в военно-морской среде Старого Света нездоровую сенсацию с далеко идущими последствиями.

«Вирджиния» таранит «Камберленд». Рисунок из Harpers Weekly Magazine от 22 марта 1862

В июне 1866 года разразилась Австро-прусско-итальянская война, ещё известная как Третья война за независимость Италии - одной их причин конфликта между Австрийской империей с одной стороны и Пруссией с Италией с другой был вопрос контроля над Венецианской областью и Адриатическим морем в целом. Надо особо отметить, что итальянский флот по состоянию на начало боевых действий являлся весьма современным - двенадцать броненосцев, построенных в Североамериканских Штатах, Франции и Британии составляли основную силу эскадры, плюс блиндированные канонерские лодки и какое-то количество вспомогательных деревянных судов.

Положение австрийцев было куда хуже: всего семь броненосцев, причём два новейших («Эрцгерцог Фердинанд Макс» и «Габсбург» измещением по 5100 тонн) оказались недостроены, а самое главное, у них отсутствовало вооружение - новые пушки предполагалось купить в Пруссии, но с началом войны пруссаки предсказуемо аннулировали контракт. Командующему, контр-адмиралу Вильгельму фон Тегетгофу, пришлось оснастить оба корабля временным рангоутом и поставить на них откровенно устаревшие гладкоствольные орудия, стрелявшие ядрами. Более того, в состав австрийской эскадры входил совсем уж архаичный деревянный линкор «Кайзер» с девятью десятками гладкоствольных пушек, почти не способных нанести броненосцам серьёзный урон.

Адмирал Карло ди Персано

Впрочем, как известно, исход битвы зачастую решает не перевес в силах, а талант и решительность полководца. Адмиралу фон Тегетгофу было не занимать ни того, ни другого - он обладал большим опытом и энергичностью, командовал австрийской эскадрой в битве при Гельголанде (считается, что это сражение 1864 года между Данией и Австро-Прусским альянсом закончилось вничью, но тем не менее Тегетгоф сумел тогда решить стратегическую задачу, вынудив датчан снять блокаду устья Эльбы, парализовавшую судоходство и прусскую торговлю. За этот бой он и получил чин контр-адмирала). В свою очередь командующий итальянским флотом адмирал Карло ди Персано, как выяснилось в ходе битвы при Лиссе, оказался фатально некомпетентен.


Начальная расстановка сил в битве при Лиссе

Первое в истории сражение броненосных флотов произошло 20 июля 1866 года в Адриатическом море близ острова Лисса - согласно инструкциям морского министерства итальянский Regia Marina должен был атаковать австрийскую крепость на Лиссе, высадить десант, а затем по возможности дать генеральное сражение флоту Австрии. Последний, к слову, серьезно уступал итальянцам как по числу и размерам боевых кораблей, так и по суммарной мощи артиллерийского залпа. Историк Х. Вильсон в книге «Броненосцы в бою» приводит следующие цифры:

По числу кораблей отношение итальянских сил к австрийским было 1,99:1, по числу орудий - 1,66:1, по водоизмещению - 2,64:1 и по мощности паровых машин - 2,57:1. Судя по кораблям, Австрия не могла иметь надежды на успех. <…> Итальянцы номинально имели почти вдвое большее число броненосцев и на 50% больше орудий. Превосходство их было как в числе, так и в размерах кораблей. По части нарезных орудий, единственного оружия, которое может эффективно действовать в битве броненосцев, они имели значительное превосходство: 276 орудий против 121 неприятельского, и это преимущество увеличивалось большей мощностью итальянских орудий, которые могли стрелять снарядами вчетверо более тяжелыми, чем австрийские. Общее число удачных выстрелов на счету разбитого флота было 414, т. е. менее одного на каждое стрелявшее орудие.

Выходит, что шансов на успех у Вильгельма фон Тегетгофа практически не было, но адмирал не раздумывая вывел эскадру в море и отправился на помощь осажденной итальянцами Лиссе. Австрийский флот выстроился тремя клиньями следующими друг за другом (первыми шли броненосцы, за ними деревянный линкор и фрегаты, в арьергарде - канонерки). Цель фон Тегетгофа - попытаться проломить строй противника и использовать тараны как дополнение к куда более слабой артиллерии, одновременно прикрывая деревянные корабли. Адмирал Персано приказывает своей эскадре перестроиться в кильватерный строй - архаика, свойственная «старым» линейным флотам доброненосной эпохи.


«Тегетгоф в битве при Лиссе». Художник Anton Romako

Бронированный кулак фон Тегетгофа вломился в итальянский строй как кабан в камыши, быстро вызвав свалку и неразбериху. При первой атаке не удалось протаранить ни одного корабля неприятеля, до времени сражение велось традиционно - с использованием артиллерии. Австрийский флагман «Эрцгерцог Фердинанд Макс» искал встречи с флагманом противника - «Ре д’Италия».

Тут необходимо упомянуть, что «Ре д’Италия» уже не являлся флагманом - адмирал Персано прямо в ходе боя пожелал перебраться на новейший монитор «Аффондаторе». Он и перебрался, не уведомив свою эскадру сигналами, что привело к потере управления флотом. Сам Персано потом доказывал, будто спуск флага и подъем такового на другом корабле на эскадре должны были, по идее, заметить и без особого уведомления, но… За передачу сообщения отвечает передающий.

Добавим, что переход адмирала на самый быстроходный броненосец в эскадре по итогам боя выглядел крайне неприглядно - хотя есть мнение, что изначально логика была другая: Персано сам рассчитывал применить таран. Но вышло так, что «Аффондаторе», специализированный броненосец-таран, так никого и не протаранил. В отличие от австрийцев, которые яростно бодались с риском для собственной жизни - конструкция их кораблей была недостаточно прочной для такого балета.


Eduard Nezbeda, Die Seeschlacht von Lissa, 1866. Холст, масло, 1911, частное собрание в Вене. Австрийский трехпалубный деревянный линкор таранит итальянский броненосец Re di Portogallo

Тем не менее, «Эрцгерцог» с фон Тегетгофом на мостике настиг «Ре д’Италия» и пошёл на таран - два удара оказались неудачными, вскользь, пробить обшивку не удалось. Помог броненосец «Кайзер Максимилиан», который снес своим шпироном итальянцу рули, в результате чего можно было маневрировать только с помощью машин. Непосредственно перед «Ре д’Италия» оказался австрийский броненосец, но капитан почему-то принял решение не идти на столкновение, а отдал приказ «Полный назад», что корабль и погубило - адмирал фон Тегетгоф передал в машинное отделение «Полный ход вперёд» и «Быть готовым дать задний ход». Вновь дадим слово Х. Вильсону:

…”Фердинанд-Макс” легко всадил свой нос в итальянский корабль, поднявшись на мгновение при нанесении удара, а затем опустившись снова, в то время как таран его с ужасным треском врезался сквозь железную броню и деревянную обшивку в злосчастный корабль. Сотрясение на “Фердинанде-Максе” нельзя назвать сильным; несколько человек упало на палубу в момент удара, и сотрясение ясно почувствовалось в машинном отделении, где машинам тотчас дали задний ход. Австрийский корабль не получил никаких повреждений. “Ре д"Италия”, приняв удар, сильно накренился на правый борт, а затем, когда “Фердинанд-Макс” отошел от него, он накренился влево, и на палубе его виден был пораженный ужасом экипаж. Он был так близко, что один австрийский офицер воскликнул: “Какая чудная палуба”. На минуту или на две сражение приостановилось, и все взгляды были устремлены на обреченный корабль. Он накренился второй и последний раз и грузно пошел ко дну.

Описывать здесь весь ход битвы при Лиссе смысла не имеет, надо лишь сказать, что из экипажа «Ре д’Италия» потопленного после трёх (а учитывая удар «Кайзера Максимилиана» по рулю - всех четырех!) таранов выжили и были спасены 166 человек, погибли около четырехсот. «Фердинанд-Макс» сделал в борту неприятеля дыру площадью около 15 квадратных метров, пробив и броню, и деревянную обшивку.


«Ре д"Италия» тонет после тарана. В центре – повреждённый «Кайзер»

Итог: адмирал Персано отступил, оставив поле боя за австрийцами, при этом потеряв два броненосца и более шестисот человек погибшими. Потери адмирала Вильгельма фон Тегетгофа - 38 убитых, ни один австрийский корабль не затонул. Затем Карло ди Персано был отдан под суд, лишён звания и признан виновным в некомпетентности и трусости.

А европейские Адмиралтейства, оценив результаты сражения, с увлечением принялись разрабатывать «таранную тактику», посчитав, что бой бронированных кораблей на близкой дистанции теперь определяет не артиллерия, а давно позабытое оружие античной древности…

Симптомы «таранного психоза»

Поскольку Великобритания в XIX веке являлась ведущей морской державой, именно там массовое увлечение таранами достигло апогея и на свет появились изумительные военно-морские уродцы, заставляющие задуматься о психическом здоровье конструкторов. Пример тому HMS Polyphemus постройки 1881 года и классифицирующийся как «таранный миноносец».


Идея состояла в следующем: после изобретения торпед системы Роберта Уайтхеда (опять же, новейшее и очень прогрессивное оружие, к 1875 году развивавшее ход до 18 узлов с дальностью в 600 ярдов!) флоту потребовался скоростной миноносец, способный незамеченным подобраться к крупной цели, выпустить торпеды и безнаказанно удрать. Ключевое слово здесь «скоростной», а потому гидродинамика корабля должна быть близкой к идеальной - отсюда необычный сигарообразный корпус, очень низкая и узкая палуба с минимумом надстроек и пятью подводными торпедными аппаратами калибра 356 миллиметров.

«А как же таран?! - воскликнули в Адмиралтействе - Без тарана нельзя! Причём внутри него можно поставить ещё один торпедный аппарат!». Главный инженер флота Натаниэль Барнаби пожал плечами и заказ выполнил, изменив исходный проект - «Полифем» оснастили таранным форштевнем длиной чуть больше четырёх метров, на оконечье которого имелась крышка торпедного аппарата. Схема применения? Да очень просто! Торпедный миноносец браво врывается в гавань противника, выпускает боезапас из восемнадцати торпед, если не попал - таранит цель! Артиллерийское вооружение? Ох уж эти замшелые традиции! Но надо отдать дань тёмному прошлому, давайте всё-таки установим шесть 25-миллиметровых двухствольных пушек системы Норденфельда!


Таран «Полифема»

Дальше испытаний и учений дело не пошло - «Полифем» так и остался единственным торпедно-таранным миноносцем за всю историю Британского флота. Однако падкие на различные технические новшества американцы решили построить аналог, причём довели идею до абсолюта и сияющего совершенства - на практически идентичный по силуэту сигарообразный корабль USS Katahdin (1883 год постройки) вооружение полностью отсутствовало. Вообще. Совсем. Никаких торпед или артиллерии, зачем они нужны?! Только таран!

«Катадин» при всей своей уникальности (единственный в мире боевой корабль без вооружения!) оказался неудачным проектом - и только не потому, что задуманная схема применения изначально была абсурдной. Глубокая посадка (90% корпуса находились под водой), резко снижала скорость и манёвренность, радиус циркуляции оказался неприемлемо большим - это при том, что атаковать «Катадин» обязан был тараном. Справедливости ради заметим, что во время американо-испанской войны 1898 года его всё-таки оснастили четырьмя 6-фунтовыми пушками, но и только. Главной загадкой остается то, что на этом корабле делали 97 (прописью - девяносто семь!) человек команды - если вооружение исходно не предусматривалось?!


«Парадное» изображение «Катадина»

В целом же тараны наносили гораздо больше повреждений кораблям своих эскадр, чем реальному противнику - последствия неоднократных столкновений зачастую оказывались плачевными. Судите сами:

1869 год, Российская империя. Броненосец «Кремль» топит ударом форштевня фрегат «Олег». В 1871 году в гавани Кронштадта двухбашенный броненосный фрегат «Адмирал Спиридов» таранит трёхбашенного «Адмирала Лазарева» - вода через пробоину площадью 0,65 кв.м. попала в смежные отсеки, крен достиг восьми градусов.

1875 год, Британия. Броненосец «Айрон Дюк» протаранил и потопил систершип «Вэнгард».

1878 год, Германия. Броненосец «Кениг Вильгельм» столкнулся с другим броненосцем «Гроссер Курфюрст», последний вскоре затонул.

1891 год, опять Британия. Броненосец «Кампердаун» потопил таранный ударом флагмана Средиземноморского флота, новейший броненосец 1-го класса «Виктория», построенный всего год назад. Погибли 321 член экипажа, включая командующего эскадрой, адмирала Джорджа Трайтона. «Виктория» затонула всего за десять минут.

Не смотря на множество подобных случаев, «таранная тактика» оставалась востребованной вплоть до появления «Дредноута» и концепции «только большие пушки» - флоты вернулись к теории линейного артиллерийского боя на больших расстояниях. Тем не менее, тараны начали исчезать лишь после Первой мировой войны…

Тараном в World of Warships считается любое взаимодействие корпусов двух кораблей. При нанесении урона учитывается несколько параметров.

  1. Массы кораблей. Чем больше масса участвующих в таране кораблей - тем больший урон им наносится.
  2. Соотношения и разница в массах кораблей. В соударении двух кораблей больший урон получает тот корабль, который имеет меньшую массу, и наоборот.
  3. Относительная скорость движения кораблей. Чем больше скорость - тем больше урона будет нанесено.
  4. Направления движения кораблей и место соударения. Если удар пришёлся по скользящей траектории - будут нанесены незначительные повреждения. Если же удар пришёлся лоб в лоб или под прямым углом к борту - урон будет нанесён большой.

Если вы столкнулись с союзником, то при любом стечении обстоятельств оба получат значительно меньше повреждений, нежели при столкновении с противником.

При таране существует вероятность переломить корабль пополам. Подобное может произойти только при выполнении следующих условий:

  1. Таран привёл к гибели корабля.
  2. Таран был произведён носовой частью таранящего в борт противника.
  3. Водоизмещение таранящего корабля составляет не менее 80% от водоизмещения цели.
  4. Угол, под которым был произведён таран, составил от 75 до 105 градусов.


"СКР-6" подходит к "американцу"

12 февраля 1988 г на Черноморском флоте произошли события, которые получили "гулкий" резонанс в политических, военных и военно-морских кругах различных стран. В этот день произошел серьезный инцидент с участием боевых кораблей 6 Флота США крейсера УРО "Йорктаун" и эсминца УРО "Кэрон", пожаловавших в Черное море и нарушивших государственную границу СССР.

Руководителями и главными "действующими лицами" операции по вытеснению американцев из наших территориальных вод были: адмирал СЕЛИВАНОВ Валентин Егорович (в прошлом командир 5-й Средиземноморской эскадры ВМФ, в то время вице-адмирал, начальник штаба ЧФ, впоследствии начальник Главного штаба ВМФ), вице-адмирал МИХЕЕВ Николай Петрович (в то время капитан 2 ранга, начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ), контр-адмирал БОГДАШИН Владимир Иванович (в то время капитан 2 ранга, командир СКР "Беззаветный"), капитан 2 ранга ПЕТРОВ Анатолий Иванович (в то время капитан 3 ранга, командир "СКР-6").

Валентин Селиванов. Операции кораблей ЧФ, о которой ниже пойдет речь, предшествовали события в стране и их последствия, связанные с нарушением госграницы и пролетом с Балтийского моря через все западное пространство Союза (28.05.1987 г.) немецкого воздушного авантюриста Руста, посадившего свой спортивный самолетик типа "Сэсна" прямо на Красной площади в Москве. После уничтожения на Дальнем Востоке разведывательного корейского "Боинга", замаскированного под гражданский самолет, действовал приказ министра обороны: гражданские самолеты не сбивать! А зря, не надо было жалеть - ведь последствия этой выходки Руста крайне негативно отразились на всем военном ведомстве.

О готовящемся в феврале 1988 года новом вояже американских кораблей крейсера УРО "Йорктаун" (тип "Тикондерога") и эсминца УРО "Кэрон" (тип "Спрюенс") в Черное море командование ЧФ узнало заблаговременно (разведка флота отслеживала все действия 6 Флота ВМС США). Учитывая, как я уже выше пояснял, обстановку в ВС после "выходки" Руста, мы, естественно, не могли допустить, чтобы новая провокация американцев с нарушением наших морских границ, если они снова вздумают повторить свой прошлый демарш, прошла бы для них безнаказанно. Поэтому перед прибытием американских кораблей в Черное море штабом флота была спланирована операция по слежению и противодействию им: выделены сторожевые корабли "Беззаветный" (пр. 1135) и "СКР-6" (пр. 35), назначен командир этой корабельной группы - начальник штаба 70-й бригады 30-й дивизии противолодочных кораблей ЧФ капитан 2 ранга Михеев Николай Петрович. С командирами кораблей и корабельной группы был произведен тщательный инструктаж по плану операции с проигрышем всех действий на картах и маневренных планшетах. Корабли в операции были распределены так: СКР "Беззаветный", как более крупный по водоизмещению корабль, должен был сопровождать и противодействовать крейсеру "Йорктаун", а "СКР-6" (небольшой по водоизмещению и размерениям) - эсминцу "Кэрон". Всем командирам были даны конкретные указания: как только обнаружится, что американцы намереваются проследовать в наши терводы, занять позицию относительно борта американских кораблей со стороны нашего берега, предупредить их о том, что курс их кораблей ведет в терводы, далее, если американцы не внимают этому предупреждению, с входом их в терводы совершить каждым нашим кораблем "навал" на американские корабли. Командиры свои задачи поняли, и я был уверен, что они свои задачи выполнят. План операции одобрил главнокомандующий ВМФ адмирал флота В.Н. Чернавин.


"СКР-6" таранит

Предусматривалось, что с входом американских кораблей в Черное море наши корабли встречают их в районе Босфора и начинают слежение за ними. Я дал указание командиру группы после встречи с американцами приветствовать их прибытие в наше Черное море (именно не забыть в приветствии слово наше) и передать, что мы будем плавать с ними вместе. Ожидалось, что американские корабли проследуют сначала вдоль западного побережья Черного моря, "забегут" в терводы Болгарии, Румынии (они раньше так делали), а потом будут смещаться в восточную часть к нашим берегам. Ну а вторгнуться в наши терводы они, видимо, попытаются, как и в прошлый раз, в районе южной оконечности Крымского полуострова (мыс Сарыч), где границы тервод по конфигурации представляют треугольник с выдвинутой к югу вершиной. Обходить этот треугольник американцы, скорее всего, опять не станут, а пойдут сквозь терводы. Больше мест для такого "демонстрационного" нарушения тервод на Черноморском театре не существует. И вот здесь-то и должна была произойти основная фаза всей операции, а именно недопущение или вытеснение из наших тервод американских кораблей с "навалом" на них, если предупреждения о нарушении тервод на них не подействуют. Что такое "навал"? Это не таран в полном смысле этого понятия, а подход на скорости под небольшим углом как бы по касательной к борту вытесняемого объекта и "вежливое" его "отталкивание", с отворотом от выдерживаемого им курса. Ну, а "вежливость" - уж как получится.

Наши корабли взяли американские суда на сопровождение сразу после выхода из Босфора. Поприветствовали, предупредили, что будут плавать с ними вместе, составят им "компанию" в Черном море. Американцы ответили, что им помощи не требуется. Когда я получил эти первые доклады, передал Михееву: "Сообщите американцам: плавать все равно придется вместе. Они у нас в гостях, а по законам русского гостеприимства оставлять гостей без внимания у нас не принято, - а ну как с ними что-нибудь случится". Михеев все это передал.


Сфотографировано с "Беззаветного"

Американцы прошли терводы Болгарии, затем терводы Румынии. Но там румынских кораблей не было (командование румынского флота уже тогда игнорировало все наши указания и предложения). Далее американские корабли отвернули на восток, перешли в район 40-45 миль юго-юго-восточнее Севастополя и начали там какие-то непонятные маневры. Скорее всего, они осуществляли смену или закладку на наши связные кабельные трассы спецаппаратуры съема информации. Крутились американские корабли в этом районе двое с лишним суток. Потом перешли и маневрировали непосредственно в прилегающей к Севастополю морской зоне вне тервод.

12 февраля я находился на КП флота (командующий флотом адмирал М.Н. Хронопуло куда-то улетел по делам). Примерно в 10 часов получил доклад Михеева: "Американские корабли легли на курс 90°, который ведет в наши терводы, скорость 14 узлов. До тервод 14 миль" (около 26 км.). Ладно, думаю, - до тервод еще час хода, пусть идут. Приказываю Михееву: "Продолжать слежение". Через полчаса следующий доклад: "Корабли идут теми же курсом и скоростью. До тервод 7 миль". Снова думаю, что они дальше будут делать: войдут в терводы или отвернут в последний момент, "попугав" нас? Помню, я сам в Средиземном море "укрывал" корабли эскадры от ветра и штормовой волны в полукабельтове от границы тервод (ширина 6 миль) греческого острова Крит (его горы ослабляли силу ветра). И не считал, что мы что-то нарушаем. И американцы могли бы также подойти к терводам и потом отвернуть, ничего не нарушив. Следующий поступает доклад: "До границы тервод 2 мили". Передаю Михееву: "Предупредите американцев: ваш курс ведет в терводы Советского Союза, нарушение которых недопустимо". Михеев докладывает: "Передал. Отвечают, что они ничего не нарушают. Следуют прежними курсом и скоростью". Снова даю приказание Михееву: "Еще раз предупредите американцев: нарушение тервод Советского Союза недопустимо. Имею приказ вытеснять вас, вплоть до навала и тарана. Передайте все это в эфир открытым текстом дважды по-русски и по-английски". Михеев снова докладывает: "Передал. Повторяют, что они ничего не нарушают. Курс и скорость прежние". Тогда приказываю Михееву: "Занять позиции для вытеснения". Мы на инструктаже предусмотрели, чтобы навал был более жестким и причинил более существенные повреждения кораблям, вытравить правые якоря и держать их в подвешенном состоянии на якорь-цепях под клюзами правого борта. Так что высокий полубак СКР "Беззаветного", да еще болтающийся справа якорь могли бы основательно порвать борт и все что попадет под навал на борту вытесняемого с его курса корабля. Михеев продолжает докладывать: "До тервод 5,..3,..1 кабельтов. Корабли позиции для навала заняли". Далее доклад: "Американские корабли вошли в терводы". Для уточнения обстановки запрашиваю Боевой информационный пост (БИП) флота: "Доложить точные данные местоположения всех кораблей". Получаю доклад БИП: "11 миль, 9 кабельтовых от береговой черты". Значит, действительно американцы все же влезли в наши терводы. Приказываю Михееву: "Действовать по плану операции". Он отвечает: "Понял". Оба наших корабля начали маневрирование для "навала" на американские корабли.

Далее я получал доклады только по маневрированию СКР "Беззаветного". Маневрирование "СКР-6" контролировал и получал доклады от его командира Михеев. Помню, это было почти ровно в 11.00 час., Михеев докладывает: "Сблизился с крейсером до 40 метров"… и далее доклад через каждые 10 метров. Моряки представляют, как сложно и опасно выполнять такие маневры: громадный крейсер водоизмещением 9200 тонн и к нему на ходу как бы "швартуется" сторожевик водоизмещением 3000 тонн, а на другом "фланге" против эсминца водоизмещением 7800 тонн действует совсем маленький сторожевичок водоизмещением всего в 1300 тонн. Представляете: в момент сближения вплотную с этим маленьким сторожевичком, положи эсминец резко руль "лево на борт" - и что будет с нашим кораблем? Не перевернулся бы, - и такое может быть! Тем более, что формально прав в таком столкновении все равно будет американец. Так что сложную и опасную задачу должны были выполнить командиры наших кораблей.

Михеев докладывает: "10 метров". И сразу же: "Прошу "добро" действовать!". Хотя все приказания он уже получил, но, видимо, решил все же подстраховаться, - вдруг обстановка изменилась, к тому же все переговоры в эфире записываются и нами, и американцами. Передаю ему еще раз: "Действовать по плану операции!". И далее наступила тишина. Обстановка на КП флота напряженная: я непосредственно на связи с Михеевым, ОД флота с трубкой аппарата ЗАС в руках параллельно все действия, распоряжения, доклады передает на ЦКП ВМФ, оттуда все это передается на ЦКП Вооруженных Сил. Весь расчет КП в работе.

Слежу по секундомеру - засек с последним моим приказанием: стрелка пробежала минуту, две, три…Молчание. Не запрашиваю, понимаю, что сейчас творится на кораблях: одно дело инструктаж и проигрыш на маневренных планшетах, а другое дело, как все получится в действительности. Явственно представляю, как высокий полубак "Беззаветного" вместе с вывешенным якорем рвет борт и массивную носовую надстройку американского крейсера "Йорктаун" (надстройка у него сконструирована заодно с бортом корабля). Но что с нашим кораблем произойдет от таких взаимных "поцелуев"? А что происходит во второй паре этой морской "корриды" между "СКР-6" и эсминцем "Кэрон"? Сомнения, неизвестность…

Подумалось, что при подобного рода "швартовках" на ходу возможно взаимное присасывание ("прилипание") кораблей друг к другу. А ну, как американцы ринутся на "абордаж"? Мы такую возможность предусмотрели, - на кораблях сформированы и постоянно отрабатываются специальные десантные взводы. Но американцев ведь намного больше… Все это у меня проносится в сознании, пока нет никаких докладов. И вдруг слышу совершенно спокойный голос Михеева, как будто при розыгрыше таких эпизодов на картах: "Прошлись по левому борту крейсера. Сломали пусковую установку ракет "Гарпун". Две разломанные ракеты свешиваются из пусковых контейнеров. Снесли все леера левого борта крейсера. Разбили вдребезги командирский катер. Кое-где порвали борт и боковую обшивку носовой надстройки. Наш якорь оторвался и утонул". Спрашиваю: "Что делают американцы?". Отвечает: "Сыграли аварийную тревогу. Аварийщики в защитных костюмах поливает пусковую установку "Гарпунов" из шлангов и затаскивает шланги внутрь корабля". "Ракеты горят?" - спрашиваю. "Вроде нет, огня и дыма не видно". После этого Михеев докладывает за "СКР-6": "Прошел вдоль левого борта эсминца, срублены леера, разбита шлюпка. Прорывы обшивки борта. Корабельный якорь уцелел. Но американские корабли продолжают переход теми же курсом и скоростью". Даю команду Михееву: "Выполнить повторный навал". Наши корабли начали маневрирование для его выполнения.


"Беззаветный" таранит

Как все в действительности происходило в районе "навала", рассказывают Николай Михеев и Владимир Богдашин.

К моменту подхода к терводам американские корабли следовали как бы в строю пеленга с расстоянием между ним примерно 15-20 кабельтовых (2700-3600 м.), - при этом крейсер впереди и мористее, эсминец ближе к береговой черте на курсовом угле крейсера 140-150 град. левого борта. СКР "Беззаветный" и "СКР-6" в позициях слежения соответственно за крейсером и эсминцем на их курсовых углах левых бортов 100-110 град. в дистанции 90-100 м. Позади этой группы маневрировали два наших пограничных корабля.

С получением приказания "Занять позиции для вытеснения" на кораблях объявлена боевая тревога, загерметизированы носовые отсеки, из них личный состав выведен, торпеды в аппаратах в боеготовом состоянии, на артустановки поданы патроны до линии заряжания в казенники, развернуты аварийные партии, десантные взводы в готовности по местам расписания, остальной личный состав на боевых постах. Правые якоря вывешены на якорь-цепях из клюзов. На ходовом мостике СКР "Беззаветный" Михеев держит связь с КП флота и управляет кораблями группы, Богдашин управляет маневрами корабля, здесь же офицер-переводчик осуществляет постоянную радиосвязь с американскими кораблями. Сблизились с крейсером на дистанцию 40 метров, потом на 10 метров ("СКР-6" то же с эсминцем). На палубе крейсера, площадках надстройки высыпали матросы и офицеры с фотоаппаратами, видеокамерами, - хохочут, машут руками, делают, как это принято у американских моряков, непристойные жесты и пр. На левое открытое крыло ходового мостика вышел командир крейсера.

С подтверждением приказания "Действовать по плану операции" пошли на "навал" крейсера ("СКР-6" - эсминца). Богдашин сманеврировал таким образом, что первый удар пришелся по касательной под углом 30 град. к левому борту крейсера. От удара и трения бортов посыпались искры и загорелась бортовая краска. Как потом рассказывали пограничники, на мгновение корабли оказались как бы в огненном облаке, после чего за ними некоторое время тянулся густой шлейф дыма. При ударе наш якорь одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля. От удара СКР отбросило от крейсера, форштевень нашего корабля пошел влево, а корма стала опасно приближаться к борту крейсера.

На крейсере сыграли аварийную тревогу, личный состав ринулся с палуб и площадок вниз, командир крейсера бросился внутрь ходового мостика. В это время он, видимо, на какое-то время потерял управление крейсером, и тот от удара отвернул несколько вправо, что еще более увеличило опасность его навала на корму СКР "Беззаветного". После этого Богдашин, скомандовав "право на борт", увеличил ход до 16 узлов, что позволило несколько отвести корму от борта крейсера, но одновременно и крейсер довернул влево на прежний курс, - после этого как раз и произошел следующий наиболее мощный и результативный навал, вернее таран крейсера. Удар пришелся в район вертолетной площадки, - высокий острый форштевень с полубаком СКР, образно говоря, влез на крейсерскую вертолетную палубу и с креном 15-20 град на левый борт стал крушить своей массой, а также вывешенным из клюза якорем все, что ему попадалось, постепенно сползая в сторону крейсерской кормы: порвал обшивку борта надстройки, срубил все леера вертолетной площадки, разломал командирский катер, далее сполз на палубу юта (на корму) и тоже снес все леера со стойками. Затем зацепил пусковую установку ПКР "Гарпун", - казалось, что еще немного и пусковая установка будет сдернута с ее крепежа к палубе. Но в этот момент, зацепившись за что-то, якорь оторвался от якорь-цепи и, как мячик (3,5 тонн весом!), перелетев через кормовую палубу крейсера с левого борта, рухнул в воду уже за его правым бортом, чудом не зацепив никого из находившихся на палубе матросов аварийной партии крейсера. Из четырех контейнеров пусковой установки ПКР "Гарпун" два были разломаны пополам вместе с ракетами, их оторванные головные части свисали на внутренних кабелях. Еще один контейнер был погнут.


Схема маневров

Наконец полубак СКР сполз с кормы крейсера на воду, мы отошли от крейсера и заняли позицию на его траверзе в расстоянии 50-60 метров, предупредив, что повторим навал, если американцы не выйдут из тервод. В это время на палубе крейсера наблюдалась странная суета личного состава аварийных партий (все негры): растянув пожарные шланги и слегка попрыскав водой разломанные ракеты, которые не горели, матросы эти шланги и другие противопожарные средства вдруг стали спешно затаскивать во внутренние помещения корабля. Как позднее выяснилось, там начался пожар в районе погребов ПКР "Гарпун" и противолодочных ракет "Асрок".

Валентин Селиванов. Через некоторое время получаю доклад от Михеева: "Эсминец "Кэрон" отвернул с курса и следует прямо на меня, пеленг не меняется". Морякам понятно, что значит "пеленг не меняется", - то есть идет на столкновение. Передаю Михееву: "Переходи на правый борт крейсера и прикрывайся им. Пусть "Кэрон" его таранит".

Николай Михеев. Но "Кэрон" подошел к нам на расстояние 50-60 метров с левого борта и лег на параллельный курс. Справа на таком же расстоянии и тоже параллельным курсом следовал крейсер. Далее американцы начали на сходящихся курсах как бы зажимать СКР "Беззаветный" в клещи. Приказал зарядить реактивные бомбометные установки РБУ-6000 глубинными бомбами (американцы это видели) и развернуть их по траверзу на правый и левый борт соответственно против крейсера и эсминца (правда, обе установки РБУ действуют в боевом режиме только синхронно, но американцы этого не знали). Вроде подействовало, - американские корабли отвернули.

В это время на крейсере стали готовить к вылету пару вертолетов. Доложил на КП флота, что американцы готовят вертолетами нам какую-то пакость.

Валентин Селиванов. На доклад Михеева передаю ему: "Сообщите американцам - вертолеты в случае их подъема в воздух будут сбиты, как нарушившие воздушное пространство Советского Союза" (корабли находились в наших терводах). Одновременно передал приказание на КП авиации флота: "Поднять в воздух дежурную пару штурмовиков! Задача: барражирование над вторгнувшимися в терводы американскими кораблями с целью воспрепятствования подъему их палубных вертолетов в воздух". Но ОД авиации докладывает: "В близлежащем к мысу Сарыч районе отрабатывает задачи группа десантных вертолетов. Предлагаю вместо штурмовиков выслать пару вертолетов, - это намного быстрее, к тому же они задачу "противодействия взлету" выполнят более эффективно и наглядно". Утверждаю это предложение и сообщаю Михееву о направлении в район наших вертолетов. Вскоре получаю доклад ОД авиации: "Пара вертолетов Ми-26 в воздухе, следуют в район".

Николай Михеев. Передал американцам, что будет с вертолетами, если их поднимут в воздух. Это не подействовало, - вижу лопасти винтов уже закрутились. Но в это время над нами и американцами прошла на высоте 50-70 метров, сделав несколько кругов над американскими кораблями и демонстративно зависая несколько в стороне от них, пара наших вертолетов Ми-26 с полной боевой подвеской бортового оружия, - вид внушительный. Это видимо подействовало, - американцы свои вертолеты заглушили и закатили в ангар.

Валентин Селиванов. Дальше поступило приказание с ЦКП ВМФ: "Министр обороны потребовал разобраться и доложить об этом происшествии" (флотские наши остряки потом изощрялись: доложить с перечнем лиц, подлежащих снятию с должностей и разжалованию). Мы представили по инстанции подробный доклад, как все происходило. Буквально через пару часов поступает еще одно приказание с ЦКП ВМФ: "Министр обороны требует представить отличившихся к поощрению" (наш остряки и здесь нашлись: перечень лиц на разжалование заменить реестром фигурантов на награждение). Ну, вроде отлегло у всех от сердца, напряжение спало, все мы с расчетом КП флота вроде успокоились.

На следующий день американцы, не дойдя до наших кавказских морских районов, двинулись на выход из Черного моря. Опять же, под неусыпным контролем новой корабельной группы наших кораблей. Еще через сутки "побитые" корабли доблестного 6 Флота ВМС США покинули негостеприимное для них в этот вояж Черное море.

Владимир Богдашин на следующий день по приказанию Главкома ВМФ вылетел со всеми документами в Москву для доклада командованию ВМФ и руководству Генштаба всех подробностей происшествия.


Владимир Богдашин. В Москве меня встретили офицеры ОУ ГШ ВМФ и доставили прямо в Генштаб. В лифте поднимались наверх вместе с генерал-полковником В.Н. Лобовым. Он, узнав кто я такой, сказал: "Молодец, сынок! Моряки не подвели нас после этого Руста. Все правильно сделали!". Потом я все доложил офицерам Генштаба, пояснил схемы маневрирования и фотодокументы. Затем пришлось все снова рассказывать и объяснять группе собранных журналистов. Далее меня "забрал" корреспондент военного отдела газеты "Правда" капитан 1 ранга Александр Горохов и отвез в редакцию, где пришлось все повторить. В выпуске газеты за 14.02.1988 г. вышла его статья "Что им надо у наших берегов? Недопустимые действия ВМС США" с кратким описанием наших "подвигов".

Материал подготовил Владимир Заборский, капитан 1 ранга

(сьёмка с американского судна)

Отрывок Из книги "Тайны Севастополя" Валерия Иванова

Действия боевых кораблей подстраховывало судно ледового класса «Ямал». Ледовый пояс и усиление корпуса сухогруза были значительно мощнее, чем корпуса сторожевых кораблей, но гнаться со скоростью в двадцать узлов за новейшим американским крейсером «Ямал» не мог.

Силу таранных ударов «Беззаветного» осознали позднее. В месте касания СКРа образовались трещины в 80 и 120 мм, в районе прохождения корабельных трасс возникла небольшая пробоина, несколько внушительных вмятин получила и носовая титановая бульба. Уже в заводских условиях было обнаружено смещение четырёх двигателей и муфт.

На «Йорктауне» в районе средней надстройки, по-видимому, возник пожар, американцы в противопожарных костюмах спустились, разматывая пожарные рукава, с намерениями что-то тушить.

«Беззаветный» ещё некоторое время не упускал из виду американские корабли. Затем вновь увеличил скорость и напоследок дал «круг почёта» вокруг «Йорктауна» и «Кэрона». «Йорктаун» казался мёртвым – ни одного человека на палубах и мостиках не было видно.

Когда до «Кэрона» оставалось около полутора кабельтовых, на палубы и надстройки эсминца высыпал, наверное, весь экипаж корабля. Десятки, сотни фотовспышек сверкали на «Кэроне», провожая «Беззаветный» вот такими фото аплодисментами.

Отсвечивая золотом букв в корме, «Беззаветный» гордо пронесся мимо и, как ни в чём не бывало, взял курс на Севастополь.

Как сообщали иностранные источники, после инцидента «Йорктаун» несколько месяцев ремонтировался на одной из верфей. Командир крейсера был снят с должности за пассивные действия и предоставленную советскому кораблю инициативу, чем нанёс моральный ущерб престижу американского флота. Конгресс США почти на полгода заморозил бюджет военно-морскому ведомству.

Как ни странно, но и в нашей стране возникли попытки обвинить советских моряков в противоправных действиях, морском разбое и прочее. Делалось это, в основном, в политических целях и в угоду Западу. Серьёзной основы они под собой не имели, и обвинения рассыпались, как карточный домик. Потому что в данном случае флот проявил решительность и просто выполнил возложенные на него функции.


Close