Вполне вероятно, что речь просто об уникальных людях, способности которых по каким-то причинам оказались исключительными. Но такие же исключительные способности иной раз вдруг проявляются и у самых обычных людей, оказавшихся в необычных обстоятельствах. Примеров множество.

Советский летчик-испытатель Юрий Антипов выполнял в 1956 году тренировочный полет. Его самолет не смог выйти из штопора — нужно было катапультироваться. Но механизм не сработал, фонарь кабины не отстреливался. Спасая свою жизнь, Антипов вручную открыл фонарь, преодолевая сопротивление воздушного потока. Это спасло ему жизнь. Позднее выяснилось, что в экстренной ситуации он приложил усилие в 220 кгс.

Не менее удивительный случай рассказывает в своей книге «Резервы нашего организма » Николай Александрович Агаджанян :

Однажды полярный летчик, закрепляя лыжи у самолета, севшего на льдину, почувствовал толчок в плечо. Думая, что это шутит товарищ, летчик отмахнулся: «Не мешай работать». Толчок повторился снова, и тогда, обернувшись, человек ужаснулся: перед ним стоял громадный белый медведь. В одно мгновение летчик оказался на плоскости крыла своего самолета и стал звать на помощь. Подбежавшие полярники убили зверя. «Как ты влез на крыло?» — спросили они летчика. «Прыгнул»,— ответил тот. В это трудно было поверить. При повторном прыжке летчик не смог преодолеть даже половины этого расстояния. Оказалось, в условиях смертельной опасности он взял высоту, близкую к мировому рекорду .

Нечеловеческие нагрузки

Помимо необыкновенной силы, скорости и выносливости, человеческий организм иногда проявляет и столь же неожиданную прочность. 26 января 1972 года произошел удивительный случай. В небе города Сербска Каменицке в Чехословакии взорвался самолет DC-9-30. Бортпроводницу Весну Вулович (Vesna Vulović, Весна Вуловић) выбросило из салона, и она упала с высоты 10 160 м. Она осталась жива, хотя получила многочисленные переломы и 27 дней пролежала в коме. Однако уже через 16 месяцев она выздоровела и выписалась из больницы.

Похожий случай произошел с американским школьником Мэттом Сьютером (Matt Suter) из деревушки Фордлэнд в штате Миссури . Его подхватил смерч и, раскрутив, бросил на землю, как домик Элли из сказки о Волшебнике Изумрудного города. Пролетев более 400 м, Сьютер отделался всего лишь парой легких ушибов. Как такое возможно?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо помнить, что прочность человеческих костей близка к прочности бетона — кость бедра выдерживает нагрузку почти в тонну. В то же время кости наполовину состоят из мягких живых тканей, что придает им гибкость. Например, грудная клетка может прогибаться на 3 см. Таким образом, наши кости образуют природную броню, способную спасти нас от смертельного удара. Но чтобы механизм костной защиты работал эффективно, не надо делать лишних движений. Сьютер оказался во власти смерча, когда был без сознания: он ударился головой о тяжелую лампу. Именно поэтому в момент приземления его тело не было сковано страхом, что и смягчило смертельное падение. А Весна Вулович находилась в состоянии шока, то есть ее сознание также было отключено. Хотя из этого, увы, вовсе не следует, что все люди, оказавшиеся в сходном положении в сходном состоянии, также спаслись. Выяснить, что стало решающим фактором для спасения в столь критических обстоятельствах, необычайно трудно в силу самой уникальности подобных событий.

Есть не менее удивительные примеры, когда человеческое тело выдерживало сильные перепады температуры. В уже упоминавшейся книге Агаджаняна рассказывается, как во время Второй мировой войны сержант советской армии Петр Голубев проплыл в ледяной воде 20 км за девять часов. А в наши дни рекорд поставил известный американский иллюзионист Дэвид Блейн (David Blaine White). Практически голый, он полтора дня простоял в ледяном саркофаге. Но самое удивительное заключается в том, что, казалось бы, насмерть замерзшего в ледяной воде человека можно в буквальном смысле разморозить и вернуть к жизни. Дело в том, что холод не столько убивает, сколько замедляет все внутренние процессы организма. Пульс замершего человека может вообще не прощупываться, но это еще не означает, что его сердце умерло, просто оно делает всего несколько ударов в минуту.

Стоит сказать и о нашем дыхании. Большинство людей не могут задерживать его дольше 1-2 мин, но и эту способность можно развивать. Мировой рекорд задержки дыхания, установленный Дэвидом Блейном в 2008 году, — 17 мин 4,5 с — спустя пять месяцев был побит немцем Томом Зитасом (Tom Sietas). Но, очевидно, со временем будет побит и он. Согласно записям английского антрополога и путешественника Джеффри Горера (Geoffrey Gorer, 1905-1985) в Сенегале способны находиться под водой до получаса, за что их прозвали «водяные люди».

Не менее кислорода нам нужна и вода. При обычной температуре человек может не пить до десяти дней, а в жару не продержится больше двух. Но известно много случаев, когда потерявшиеся в пустыне жили без воды две недели. Без еды человек может прожить значительно дольше. Немногие знают, что даже нетренированный организм способен обходиться без пищи в среднем два месяца. По мере того как снижается скорость поступления в организм питательных веществ (или оно прекращается вообще), метаболизм замедляется, а некоторые процессы останавливаются вообще — например, перестают расти волосы и ногти. Известны случаи, когда экономия подобного рода позволяла (правда, очень нехудым людям) обходиться без пищи более полугода.

Сила внушения

Мы имели возможность убедиться в том, что активировать резервные силы организма нам зачастую мешают психологические барьеры, исчезающие в экстремальных ситуациях. Но значит ли это, что их нельзя снимать и другими способами? Комплексные исследования, проводимые в течение последних пятнадцати лет, доказали, что физические возможности человека, находящегося в состоянии транса или под гипнозом, значительно увеличиваются. Полученные данные активно используются и для подготовки спортсменов. И здесь уже есть свои открытия. Например, во время экспериментов по изменению сознания разным группам добровольцев давали две установки: «я — сильный, я легко подниму гирю», и «гиря ничего не весит, она легкая как перышко». Вторая установка давала гораздо более эффективный результат. Люди не просто начинали верить в собственные силы, но им начинало казаться, что они могут изменять окружающий мир. Это дает основания некоторым исследователям предполагать, что в этом случае, как и в случае сильного стресса, человек способен на короткое время выпасть из реальности, преодолев известные нам законы физики.

То, что является новшеством для нас, на Востоке имеет тысячелетнюю историю. Индийские и китайские практики позволяют творить просто чудеса, по крайней мере, так кажется нам — представителям западной цивилизации. Востоковед Юрий Николаевич Рерих (1902-1960), например, описывал йогов-бегунов, живущих в Гималаях . Они могли за ночь пробежать по горным тропам до 200 км на высокой скорости, не сбавляя темпа. За эту способность их прозвали «небесными скороходами». А в восточных школах боевых искусств применяется прием «стальная рубашка». Человек впадает в особенное духовное состояние, в котором не чувствует боли. Его кожа не протыкается ножом, от ударов не остается синяков. Йог может спокойно ходить по раскаленным углям , не получая ожогов. Регулярные медитации и тренировки позволяют им контролировать температуру своего тела.

В 2005 году непальский буддист Рам Бахадур Бомжон (Ram Bahadur Bomjon) медитировал в тени большого дерева без пищи и воды в течение более восьми месяцев. К нему приезжали ученые, его показывали по телевидению, но никакого трюка так и не было обнаружено. Он действительно ничего не ел и не пил более чем полгода. Согласно древним записям, монахи могли обходиться без пищи и воды десятилетиями. Но самое удивительное, что некоторые из них на несколько дней опускались под воду, закапывали себя в землю и обходились без кислорода, впадая в особое состояние, похожее на клиническую смерть.

Методы, которыми они достигали подобных результатов, не то чтобы понятны, но относительно хорошо известны. Те же йоги охотно делятся своими секретами, публикуя книги и читая лекции по всему свету. Все чаще этими методами пользуются и спортсмены. Дело не только в физических упражнениях, но и в умении контролировать свое тело, правильно дышать, следить за состоянием своего духа. Только на первый взгляд это может показаться простым. Даже техника медитаций совершенствуется только продолжительной практикой. А их благотворность уже опробована в некоторых американских школах.

Что же, спортивная медицина сделала на протяжении ХХ века значительные успехи. Но будем ли мы удивляться, если в XXI веке на авансцену выйдут традиционные практики, которые в числе прочего позволят спортивным состязаниям сохранить привлекательность, а участвующим в них людям перспективу дальнейшего совершенствования?

Новости партнёров

Призыв древних философов познать самого себя сегодня не менее актуален, чем в античные времена. Человеку необходимо знать возможности своего организма, чтобы противостоять болезням и сделать жизнь наиболее активной, полноценной.

Существенной особенностью физических возможностей человека является наличие громадных резервов, которые могут быть развиты, использованы при необходимости. Даже у животных, наиболее близких по своей биологической природе человеку (например, у млекопитающих.), резервы организма намного меньше. Машина, как и любое механическое устройство, вовсе лишена таковых. В зависимости от режима эксплуатации, она может быть "задействована" на большую и меньшую часть своих возможностей, однако величина их остается не изменой и лишь растрачивается в процессе износа деталей.

Человек же, напротив, развивается в процессе деятельности. Способность к совершенствованию и развитию, к которой мы настолько привыкли, что обычно не замечаем ее, является поразительным свойством человека. Это позволяет нам по собственному желанию как бы силой волшебства, преображать свой организм, во много раз увеличивая его физические возможности.

Вот почему так необходимо изучать резервные возможности организма - ведь они, по существу, то самое ценное, что определяет уровень нашего здоровья, трудоспособности и, в конечном счете, полноценность жизнедеятельности человека.

В первой части работы излагаются теоретические аспекты проблемы. Пределы возможностей организма человека раскрываются при помощи фактических исторических примеров, уникальных случае зафиксированных в различных источниках.

Во второй части работы автор проводит исследование физических возможностей собственного организма. Кроме того, автором была проделана работа по совершенствованию этих возможностей, были проведены различные методики: комплекс упражнений на гибкость, расслабляющая методика.

Часть I. Пределы возможностей человеческого организма.

1. Температурные границы жизни человека.

Так как наша жизнь обеспечивается жестко регламентированными температурными условиями биохимических реакций, то ясно, что отклонение в любую сторону от температуры комфорта должно оказывать на организм одинаково неблагоприятное влияние. Температура человека – 36,6°С (или, точнее, для глубины так называемого ядра - 37°С) гораздо ближе к точке замерзания, чем к точке кипения воды. Казалось бы для нашего организма, состоящего на 70%, из воды гораздо опаснее охлаждение тела, чем перегрев его. Однако это не так, и охлаждение организма - разумеется, в определенных пределах – переносится гораздо легче, чем нагревание.

Здоровые люди могут выдерживать повышение температуры тела до 42°С. Увеличение ее до 43°С, по мнению врачей, основанному сотнях тысяч наблюдений, уже несовместимо с жизнью. Однако бывали исключения: описаны случаи выздоровления людей, температура тела у которых повышалась до 43,9°С и даже выше. Так 10 июля 1980 г. клинику "Грэйди Мемориал" города Атланта (США) поступил пострадавший от теплового удара 52-летний чернокожий Вилли Джонс тот день воздух нагрелся до 32,2°С, а влажность достигла 44%.

Температура кожного покрова Джонса достигла 46,5°С. Через 24 дня его выписали в удовлетворительном состоянии.

Зарубежными учеными проводились специальные опыты для определения наиболее высокой температуры, которую человеческий организм способен выдержать в сухом воздухе. Температуру 71°С обычный человек выдерживает в течение 1ч. 82°С - 49 мин. , 93°С - 33 мин, 104°С - только 26 мин.

Поражает и супермарафон, состоявшийся в Долине Смерти – Калифорнийской пустыни, считающейся самой сухой и самой жаркой (50°С в тени и около 100°С на солнце) пустыней в мире. 28-летний французский бегун Эрик Лауро, давно мечтавший о подобном испытании, стартовал в 250 км к западу от Лас - Вегаса и пробежал за пять дней 225 км по Долине Смерти. За 7-8 часов он преодолевал ежедневно около 50 км. За пять дней бега по раскаленной пустыне Луаро, весивший 65 кг при росте 1м 76 см, потерял 6 кг. К концу бега пульс у него участился настолько, что его трудно было сосчитать, а температура тела достигла 39,5°С.

Что касается низких температур, то здесь также установлено немало рекордов.

В 1987 г. средства массовой информации сообщили о невероятном случае оживления человека, много часов находившегося в замершем состоянии. Возвращаясь вечером домой, 23-летний житель западногерманского городка Радштадт Гельмут Райкерт заблудился, упал сугроб и замерз. Лишь через 19 часов он был найден искавшими его братьями. Как предположили врачи, упав в снег, пострадавший так быстро переохладился, что несмотря на острый недостаток кислорода мозг не получил необратимых повреждений. Гельмут был доставлен в клинику интенсивной сердечной хирургии. Где на протяжении нескольких часов кровь пострадавшего разогревали специальным прибором. Был также использован аппарат, обеспечивающий разжижение крови. И лишь когда температура тела повысилась до 27°С, врач с помощью электрошока "запустил" сердце пострадавшего. Через несколько дней он был отключён от аппарата искусственного кровообращения, а затем и выписан из больницы.

А вот другой поразительный случай, зарегистрированный в нашей стране. Мартовским морозным утром 1960 г. в одну из больниц Актюбинской области был доставлен замерший человек, найденный случайно работниками строительного участка на окраине поселка. Приводим строки из протокола: "Окоченелое тело в обледенелой одежде, без головного убора и обуви. Конечности согнуты в суставах и разогнуть их не представляется возможным. При постукивавании по телу глухой звук, как от ударов по дереву. Температура поверхности тела ниже 0°С. Глаза широко раскрыты, веки покрыты ледяной кромкой, зрачки расширены, мутны, на склере и радужке - ледяная корка. Признаки жизни - сердцебиение и дыхание - не определяют. Поставлен диагноз: общее замерзание, клиническая смерть".

Естественно, на основании тщательного медицинского освидетельствования врач П. С. Абрамян, производивший осмотр замершего должен был отправить труп в морг. Однако, вопреки очевидным фактам, он, не желая смириться со смертью, поместил его в горячую ванну. Когда тело освободилось от ледяного покрова, пострадавшего стали возвращать к жизни с помощью комплекса реанимационных мероприятий. Через полтора часа вместе со слабым дыханием появился едва уловимый пульс. К вечеру того же дня человек пришел в сознание. Расспросив его, удалось узнать, что он пролежал в снегу 3-4 часа, Он не только остался жив, но и сохранил трудоспособность.

Поразительны и случаи многочасового пребывания людей в ледяной воде. Так, во время Великой Отечественной войны советский сержант Петр Голубев за 9 ч проплыл в ледяной воде 20 км и успешно выполнил боевое задание.

В 1985г, удивительную способность выживания в ледяной воде продемонстрировал один английский рыбак. Все его товарищи погибли от переохлаждения через 10 мин. после кораблекрушения. Он проплыл в ледяной воде более 5ч, а, достигнув земли, прошагал еще босиком по промерзшему безжизненному берегу около 3 ч.

Для того чтобы повысить устойчивость организма к неблагоприятным условиям окружающей среды применяется закаливание.

При закаливании разность температур окружающей среды и ядра тела обрушивает на чувствительные аппараты кожи мощный поток возбуждающих влияний, которые, как в термопаре, заряжают энергией организм, стимулируя его жизнедеятельность.

Сегодня уже точно известно, что закаленность является необходимым компонентом здорового образа жизни, важным слагаемым высокой работоспособности и активного долголетия.

Особенно интересна в оздоровительном отношении система закаливания, разработанная П. К. Ивановым, которую Порфирий Корнеев: испытывал на себе в течение десятилетий. Круглый год в любую погоду он ходил в одних шортах, босиком, купался в проруби, длительное время мог находиться без пищи и воды, сохраняя при этом бодрость, оптимизм и работоспособность. У него тысячи последователей, которые научились не ощущать стужи даже в самый сильный мороз.

2. Жизнь без дыхания, пищи и воды.

Можно долгое время - недели и месяцы - обходиться без пищи, можно не пить воду, но жизнь без дыхания прекращается через считанные секунды. Да и вся жизнь каждого из нас измеряется периодом между первым и последним вздохом.

Оказывается, под влиянием систематических физических тренировок человек приобретает способность противостоять недостатку кислорода - гипоксии. Устойчивость к ней становится в современном спорте важным слагаемым рекордного достижения. При выполнении предельных физических напряжений возможностей органов дыхания и кровообращения не достает для того, чтобы обеспечить работающие мышцы достаточным количеством кислорода. В этих условиях выигрывает тот спортсмен, который может за счет волевых усилий продолжать напряжённую мышечную работу, делая, казалось бы, невозможное. Именно поэтому у высококвалифицированных атлетов развивается способность намного больше, чем у нетренированных людей, задерживать дыхание. Длительность таких задержек дыхания у спортсменов доходит до 4-5 мин.

Если же использовать специальные воздействия, увеличивающие в организме "запас" кислорода или снижающие расходование его процессе последующей задержки дыхания, то время, в течение которого можно обойтись без вентиляции легких, увеличивается до 12-15 мин. Чтобы запастись кислородом впрок, спортсмены дышат обогащённой кислородом газовой смесью (или чистым O2), а снижение расходования кислорода достигается за счет психологическом настройки: самовнушения, которые способствуют снижению уровня жизнедеятельности организма. Достигнутые результаты кажутся невероятными, мировой рекорд в длительности ныряния был установлен в 1960г. в Калифорнии Робертом Форстером, который находился под водой 13 мин. 42,5 с. Перед нырянием он в течение 30 мин. дышал кислородом, стараясь поглотить его про запас как можно больше.

Любопытны и наблюдения американского физиолога Е. Шнейдера, который в 1930 г. зарегистрировал у двух летчиков задержки дыхания еще более длительные - 14 мин. 2с. и 15 мин. 13 с.

А вот другое событие, состоявшееся в 1987 г. Двое маленьких детей остались живы, проведя 15 мин. в автомобиле, который оказался на дне норвежского фьорда. Несчастье произошло, когда машина, за рулем которой сидела мать заскользила по обледенелой дороге и скатилась вниз, в Тандсфъорд, находящийся на западном побережье Норвегии. Женщина успела выскочить из автомобиля, четырех месячная девочка и двухмесячный мальчик оказались внутри машины на глубине 10 метров. Первый проезжавший автомобиль, который остановила мать, принадлежал одному из служащих местной коммуны, с помощью радиотелефона удалось немедленно поднять на ноги пожарную команду. А дальше обстоятельства сложились невероятно счастливым образом. Дежурный, принявший сигнал тревоги, знал, что клуб водолазов имеет свою базу как раз неподалеку от места происшедшей трагедии. Малышам повезло, так как именно в это время в клубе к находились три водолаза, полностью экипированных для спасательных работ. Они немедленно включились в спасение детей. После пятнадцатиминутного пребывания под водой у детей произошла остановка сердца. Однако их удалось спасти.

Сколько же человек может прожить без пищи? С муками голода мы знакомы если не из личного опыта, то из рассказов о полярных исследователях, о заблудившихся геологах, о моряках, потерпевших кораблекрушение.

Во время Великой Отечественной войны, в июле 1942 г. , четверо советских моряков оказались в шлюпке вдали от берега в Черном море без запасов воды и продовольствия. На третий день своего плавания они начали пробовать морскую воду. В Черном море вода в 2 раза менее соленая, чем в Мировом океане. Тем не менее, привыкнуть к ее употреблению моряки смогли лишь на пятые сутки. Каждый теперь выпивал ее до двух фляг в день. Так они, казалось бы, вышли из положения с водой. А вот проблему обеспечения питанием решить не смогли. Один из них скончался от голода на 19-й день второй - на 24-й, третий - на 30-й день. Последний из этой четверки - капитан медицинской службы П. И. Ересько - на 36-е сутки голодания в состоянии затемненного сознания был подобран советским военным судном. За 36 суток морского скитания без приёма пищи он потерял в весе 22 кг, что составляло 32% от его первоначального веса.

В 1986 г. японец Й. Судзуки осуществлял восхождение на Фудзияму (3776 м). На высоте 1900 м 49-летний альпинист попал в сильную снежную бурю, однако успел спрятаться в каком-то шалаше. Там ему пришлось провести 38 дней, Судзуки питался главным образом снегом. Обнаружившие его сотрудники спасательной службы застали Судзуки в удовлетворительном физическом состоянии.

При голодании большое значение имеет прием воды. Вода позволяет организму лучше сохранять свои запасы.

Необычный случай добровольного голодания был зарегистрирован в Одессе. В специализированное отделение одной из больниц была доставлена крайне истощенная женщина. Оказалось, что она голодала три месяца с целью самоубийства, потеряв за это время 60% своего веса. Женщина выжила.

В 1973 г. были описаны кажущиеся фантастическими сроки голодания двух женщин, зарегистрированные в одном из медицинских учреждений города Глазго. Обе они имели вес более 100 кг, и для нормализации одной пришлось голодать 236 дней, а другой 249 дней.

Сколько времени человек может не пить? Исследования, проведённые американским физиологом Е. Ф. Адольфом, показали, что максимальная продолжительность пребывания человека без воды в значительной мере зависит от температуры окружающего воздуха и режима двигательной активности. Так, например, находясь в состоянии покоя в тени, при температуре 16-23°С, человек может не пить в течение 10 дней. При температуре воздуха 26°С этот срок сокращается до 9 дней, при 29°С - до 7, при 33°С - до 5, при 36°С - дней. Наконец при температуре воздуха 39°С в покое человек может, не пить не более 2 дней.

Разумеется, при физической работе все эти сроки сокращаются.

После землетрясения в Мехико в 1985 г. под обломками здания был найден мальчик в возрасте 9 лет, который ничего не ел и не пил 13 суток и, тем не менее, остался жив.

В феврале 1947 г. в г. Фрунзе был найден 53-летний мужчина. Получив травму головы, в течение 20 суток находился без пищи, воды в заброшенном не отапливаемом помещении. В момент обнаружения у него не проявлялось дыхание и не прощупывался пульс. Единственным явным признаком, свидетельствующем о сохранении жизни пострадавшего. Было изменение цвета ногтевого ложа при надавливании. А на следующий день он мог уже разговаривать.

3. Резервы физических возможностей человека.

Занятия физическими упражнениями, спортом - это самые мощные стимуляторы, обеспечивающие развитие возможностей организма человека. Они позволяют также объективно изучить важнейшую сторону функциональных особенностей нашего организма - его двигательные ресурсы.

По мнению академика Н. М. Амосова, запас прочности "конструкции" человека имеет коэффициент около 10, т. е. органы и системы человека могут выдерживать напряжение и выполнять нагрузки, примерно в 10 раз большие, чем в обычной жизни. Регулярные физические упражнения позволяют включить дремлющие резервы.

Основные резервные возможности организма человека приведены в таблице 3.

Когда у знаменитого бактериолога Луи Пастера в результате длительной напряжённой умственной работы произошло кровоизлияние в мозг, он не прекратил своей активной научной деятельности, стал сочетать ее со строгим режимом регулярных физических упражнений, которыми он ранее не занимался. После инсульта он прожил еще 30 лет и именно в эти годы сделал свои наиболее значительные открытия. На патологоанатомическом вскрытии выяснилось, что после кровоизлияния и до самой смерти у Луи Пастера нормально функционировала кора только одного полушария головного мозга. Физические упражнения помогли ученому с максимальной отдачей использовать резервы сохранившейся мозговой ткани.

Вспомним народовольца Н. А. Морозова, который на протяжении 25 лет, будучи узником Шлиссельбургской крепости, перенес в ней туберкулез, цингу, ревматизм и, тем не менее, прожил 93 года. Лечился он без лекарств, без витаминов - волевым настроем, быстрой длительной ходьбой по камере и танцами.

Очень серьезные физические возможности развивают в себе специальными упражнениями йоги. Так, например, в 60-е гг. прошлого столетия в Бомбее йог Джад продемонстрировал болгарскому ученому профессору Георгию Лозадову свою способностъ поднимать тело на высоту мысленным усилием. На самом деле здесь не было ничего сверхъестественного и не, причем здесь было мысленное усилие. Джад просто научился выполнять необычайно трудное упражнение совершать своеобразный прыжок в воздух за счет мгновенного сокращения спинных мышц с почти одновременным распрямлением тела.

Можно было бы привести еще немало примеров, демонстрирующих необыкновенное совершенство, которого человек способен достичь управлении свои телом.

В прошлом веке широкую известность завоевал Гарри Гудини. Он выработал в себе исключительную гибкость, благодаря которой публично демонстрировал освобождение от надетых на него наручников за несколько секунд. Причем делал он это даже тогда, когда его закапывали в наручниках в землю или топили в ледяной проруби не проходило и 3 мин. , как заживо погребенный или утопленный Гудини выползал, словно крот, из-под земли или, подобно тюленю показывался из ледяной воды и кланялся восхищенной публике, помахивая снятыми им со своих запястий наручниками. Этого человека из-за исключительной подвижности его суставов вообще невозможно было связать никакими веревками и цепями.

Американский цирковой артист Виллард демонстрировал перед публикой еще более удивительный феномен: за несколько минут увеличивал свой рост примерно на 20 см. Ученые сделали рентгеновские снимки во время исполнения этого номера и установили, что Виллард, напрягая специальные мышцы, расположенные вдоль позвоночного столба, выпрямлял все физиологические изгибы позвоночника и именно за счет этого становился на некоторое время выше на целую голову.

Особую выносливость проявляют бегуны-марафонцы. Причем марафонским бегом занимаются люди разного возраста.

В литературе часто вспоминают о лучшем бегуне древнегреческого войска Филиппиде, который пробежал в 490 г. до н. э. расстояние от Марафона до Афин (42 км 195 м), чтобы сообщить о победе персов над греками и тут же умер. По другим источникам перед битвой Филиппид "сбегал" через горный перевал в Спарту, чтобы заручиться помощью союзников, и пробежал при этом за двое суток свыше 200 км. Если учесть, что после такой "пробежки" гонец принял участие в знаменитой битве на Марафонской равнине, то выносливостью этого человека можно только удивляться. Особой выносливостью отличаются индейцы - представители племени тараумара ("быстрая нога"). В литературе описывается случай, когда девятнадцатилетний тараумара за 70 ч перенес сорока пятикилограммовую посылку на расстояние 120 км. Его соплеменник, неся важное письмо, за пять дней преодолел расстояние 600 км.

Но не только индейцы демонстрируют кажущуюся сверхъестественной физическую работоспособность. В 70-х 19 в. швейцарский врач Феликс-Шенк поставил на себе такой эксперимент. Он не спал подряд три дня. В дневное время непрерывно гулял и занимался гимнастикой. Две ночи он совершал 30-километровые переходы пешком со средней скоростью 4 км/ч, а одну ночь 200 раз поднимал над головой камень весом 46 кг. В итоге, несмотря на нормальное питание, он потерял в весе 2 кг.

А какими резервами обладает физическая сила человеческого организма? Многократный чемпион мира по борьбе Иван Поддубный выдающимся силачом. Но еще большей силой, по его собственному утверждению, обладал отец - Максим Поддубный: он легко брал на плечи два пятипудовых мешка, поднимал вилами целую копну сена, балуясь, останавливал любую телегу, ухвативши ее за колесо, валил наземь за рога здоровенных бугаев.

Силен был и младший брат Поддубного Митрофан, который как-то вытащил из ямы вола весом 18 пудов, а один раз в Туле потешал публику, подержав на плечах помост с оркестром, который играл "Многая лета. ".

Другой русский богатырь - атлет Якуба Чеховской в 1913 г в Петрограде пронес по кругу на одной руке 6 солдат. На его грудь устанавливали помост, по которому проезжали три грузовых автомобиля с публикой.

Наш современник силовой жонглер Валентин Дикуль свободно жонглирует 80-килограммовыми гирями и удерживает на плечах "Волгу" (динамометр показывает при этом нагрузку на плечи атлета 1570кг). Самое же удивительное, что силовым жонглером Дикуль стал через 7 лет после тяжелейшей травмы, которая обычно делает людей на всю жизнь инвалидами. В 1961 г. , выступая в амплуа воздушного акробата, Дикуль упал в цирке с большой высоты и получил компрессионный перелом позвоночника в поясничном отделе. В результате нижняя часть туловища и ноги были парализованы. Три с половиной года упорных тренировок на специальном тренажере в сочетании с самомассажем понадобилисъ - Дикулю, чтобы сделать на ранее парализованых ногах первый шаг, и еще один год до полного восстановления движения.

4. Психические резервы организма человека.

Физиологами установлено, что человек может усилием воли потратить только 70% своей мускульной энергии, а остальные 30% - резерв на случай чрезвычайных обстоятельств. Приведем пример.

Однажды полярный летчик, закрепляя лыжи у самолета, севшего на льдину, почувствовал толчок в плечо. Думая, что это шутит товарищ, летчик отмахнулся: "Не мешай работатъ". Толчок повторился и снова, и тогда, обернувшись, человек ужаснулся: перед ним стоял громадный белый медведь. В одно мгновение летчик оказался плоскости крыла своего самолета и стал звать на помощь. Подбежавшие полярники убили зверя. "Как ты влез на крыло?"- спросили с летчика. "Прыгнул",- ответил тот. В это трудно было поверить. При повторном прыжке летчик не смог преодолеть даже половины этого расстояния. Оказалось, в условиях смертельной опасности он взял высоту, близкую к мировому рекорду.

Интересный пример описан в книге X. Линдемана "Аутогенн тренировка": "Во время ремонта тяжелого американского лимузина молодой человек попал под него и был придавлен к земле. Отец потерпевшего, зная, сколько весит автомобилъ, побежал за домкратом. В это время на крики молодого человека из дома выбежала его мать и приподняла руками кузов многотонной машины с одной стороны, чтобы ее сын мог вылезти. Страх за сына открыл матери доступ к неприкосновенному запасу сил".

Эмоциональное возбуждение обостряет не только физические, и духовные и интеллектуальные возможности человека.

Известен случай с французским математиком Эваристом Галу. Накануне смерти, будучи тяжело раненным, на дуэли, он сделал блестящее математическое открытие.

Положительные эмоции - универсальный исцелитель от многих недугов.

Весь мир облетела весть об удивительном самоизлечении известного американского писателя Нормана Кавинса от тяжелой форы коллагеноза с анкиловирующим спондилитом (процесс разрушения соединительной ткани позвоночника). Врачи оценили его шанс на полное выздоровление как 1:500. Но Норман Казинс сумел воспользоваться этим ничтожным шансом. Всем лекарствам он предпочел смехотерапию заказал себе самые смешные кинокомедии. После каждого такого сеанса боль хоть немного отступала.

А вот другой пример. 90-летний музыкант из Пуэрто-Рико Пабло Казальс страдал тяжелой формой ревматоидного полиартрита, при котором не мог ни разогнутъся, ни передвигаться без посторонней помощи. Его единственным лекарством была игра на рояле произведений любимых композиторов - Баха и Брамса, после которой в течение нескольких часов от скованности и неподвижности в суставах не осталось и следа. Умер Казальс в 1973 г. в возрасте 96 лет, давая концерты до самых последних дней.

Треть своей жизни каждый человек проводит во сне. Сколько времени человек может совершенно не спать?

"Рекорд" бессонницы среди мужчин принадлежит мексиканцу Ренди Гарднеру - 264 ч. А среди женщин - жительнице южноамериканского города Сьюдаддель-Кабо: она не спала без пяти минут 282 ч!

Ну,а каковы "рекорды" человека в области максимальной продолжительности беспробудного сна?

И. П. Павлов в течение более 20 лет наблюдал больного - алтайского крестьянина Качалкина, который все это время находился в состоянии постоянной оцепенелости и неподвижности, но слышал все, что вокруг него происходило. Интересен способ, с помощью которого И. П. Павлов разбудил своего пациента. В 3 часа ночи, когда в городе стояла тишина, он тихо подошел к кровати Качалкина и шепотом сказал: "Вставай!" И Качалкин встал, проспав, таким образом, со времени коронации на российский престол Николая II до гражданской войны.

Почти 20 лет провела в летаргическом сне Надежда Артемьевна Лебедин из села Могилев Днепропетровской области. Уснула в 1954 г. в возрасте 33 лет во время заболевания подкорковым энцефалитом. В 1974 г. умерла мать Надежды. "Попрощайся с мамой",- сказали ей. Болъная, потрясенная вестью, закричала и проснулась.

Кроме сна и бодрствования человек может еще находится в своеобразном промежуточном состоянии, в этом состоянии организм человека обладает потрясающими возможностями.

Известный востоковед Ю. Н. Рерих наблюдал в Тибете так называемых "беговых йогов". В особом состоянии они пробегают по узким горным тропинкам свыше 200 км в течение одной ночи. Причем если такого "бегового йога" остановить, вывести из своеобразного "транса", то он уже не в состоянии будет выполнить свой марафонский бег по сложной пересеченной местности.

Секрет погружения в это состояние - умение максимально расслаблять все мьшщы тела, владеть мышечным тонусом. Для формирования у себя сноподобного состояния йоги используют "мертвую позу или шавасану.

Многие ученые отмечают, что управление своим душевным состоянием - дело, вполне доступное для любого всерьез стремящегося к этому человеку.

Интересно отметить, что К. Э. Циолковский в своей брошюре "Нирвана" для приобретения душевного равновесия также рекомендовал, подобно йогам, погружаться в состояние экстатической отключенности от внешнего мира.

Более подробно этот вопрос был изучен автором аутоген тренировки немецким ученым начала прошлого века И. Шультцем. Он разработал высшую степень аутогенной тренировки - лечение нирваной, или нирванотерапию. Упражнения этой ступени проводятся на фоне максимального самопогружения, или самогипноза, при котором имеется резкое сужение сознания и отсутствует реакция на внешние раздражения.

В результате самопогружения можно научиться видеть сновидения заданного содержания.

На способности к яркой визуализации, например, основана феноменальная память репортера одной из московских газет, которого профессор А. Р. Лурия имел возможность наблюдать в течение почти 30 лет. Таблицу в 50 цифр он запоминал за 2,5-3 мин. и помнил несколько месяцев! Интересно, что цифры напоминали ему такие образы: "7м - человек с усами "8м - очень полная женщина, а "87 полная женщина с человеком, который крутит усы.

К аналогичным приемам прибегают и некоторые люди, которые называют чудо-счетчиками. За секунды некоторые из них способны вычислить и определить, например, какой день недели будет 13 октября 23 448 723 г. , и т. п.

Счетчица Урания Диамонди считает, что владеть цифрами ей помогает их цвет: 0 - белый, 1 - черный, 2 - желтый, 3 - алый, коричневый, 5 - синий, 6 - темно-желтый, 7 - ультрамарин, 8 - серо-голубой, 9 - темно-бурый. Процесс вычисления представлялся в виде бесконечных симфоний цвета.

Таковы лишь некоторые возможности человеческой психики. Многие из них поддаются тренировке. Для этого существуют специальные упражнения

Часть II. Практическое изучение резервов организма человека

1. Определение физического состояния человека.

Цель работы. Определить основные физические характеристики человека и сравнить их с оптимальными значениями, тем самым выявив проблемы и слабые места, которые нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Методика выполнения: испытуемый выполняет несколько упражнений, позволяющих выявить его физическую кондицию на данный момент. Результаты вносятся в таблицу и сравниваются с контрольными.

Тест проводится спустя два-три часа после приема пищи. Для измерения результатов используется секундомер или часы с секундной стрелкой.

Упражнение 1: Выносливость.

Для проведения этого упражнения исполъзуются ступени лестницы. Одна ставится на возвышение, ноги попеременно меняются в темпе четыре "шага" за десять секунд. Сохраняя этот темп, упражнение проделывается в течение трех минут. После тридцатисекундной паузы измеряется пульс, результат вносится в таблицу.

Упражнение 2: Подвижность.

На стене или другой вертикальной поверхности делается пометка на уровне плеч. Нужно встать к ней спиной на расстоянии, которое позволяет сделать без помех наклон вперед. Ноги ставятся на ширину плеч. Из этого положения нужно сделать наклон и быстро выпрямиться, повернувшись вправо и коснувшись отметки одновременно двумя руками. Вновь наклон вперед и повтор в левую сторону. Подсчитатъ сколько раз таким образом можно коснуться отметки на стене в течение 20 секунд.

Упражнение 3: Гибкость.

Для проведения этого теста необходим партнер. Нужно встать на стул, поставить ноги вместе и, не сгибая колен, наклониться как можно ниже вперед, вытянув руки. Партнер должен замерить расстояние от кончиков пальцев рук до кромки стула (выше или ниже ее уровня). При этом необходимо удержаться в крайнем положении в течение нескольких секунд.

Упражнение 4: Пресс.

Лечь на спину и ухватиться руками за неподвижную опору (нижняя кромка шкафа, батарея центрального отопления и т. п.). Сомкнуть ноги и, не сгибая колен, поднять их в вертикальное положение, затем опустить на пол. Зафиксировать, сколько раз в течечение 20 секунд можно поднять и опустить ноги.

Упражнение 5: Прыгучесть.

Встать боком к стене, вытянуть вверх руку и отметить на стене эту точку. Поставить ноги вместе, взять в руку мел и подпрыгнуть как можно выше. Сделать при этом вторую отметку. Измерить расстояние между отметками и записать результат.

Результаты тестирования см. в оценочной таблице (табл. 4) в приложении.

Выводы: резулътаты эксперимента показывают, что уровень развития физических качеств в основном находится на среднем уровне (ближе к нижнему пределу). Все вышеперечисленные качества нуждаются в тренировке. Особенно низкие показатели зафиксированы по гибкости, результат по этому качеству не вошел даже в средние показатели.

2. Развитие гибкости.

Цель работы: посредством занятий специальным комплексом упражнений развить в себе необходимое качество.

Методика выполнения: после месяца занятий специальным комплексом упражнений, развивающих гибкостъ, проводится контрольный тест (см. 1 эксперимент). В результате сравнения старых и новых показателей делается вывод.

Тренировка гибкости происходит с использованием следующего комплекса:

1. Стоя, ноги врозь, руки опущены. 1-2 круговые движения назад правым плечом, 3 - 4 - то же левым, 5 - поднять плечи, голову втянуть, 6 - опуститъ плечи, 7- вновь поднять. Все упражнения повторяются по 6 - 10 раз.

2. Стоя, кисти рук в замок перед грудью. Круговые движения сомкнутыми кистями влево и вправо. По 10 кругов в каждую сторону

3. Стоя, в левой руке небольшой предмет (например, мячик). Поднять левую руку вверх, сгибая, опустить за голову, правую руку согнуть за сниной снизу. Передать предмет из левой руки в правую

4. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. 1-3 – поочередные пружинящие наклоны туловища к правой ноге, к левой, вперед. При наклонах стараться достать кистями пола. Колени не сгибатъ.

5. Стоя, ноги врозь, руки опущены, 1-4 - наклоняясь вперед, круговые движения туловищем влево, 5-6 вправо.

6. Стоя лицом к опоре, левая нога на опоре, руки на поясе. 1-3 - пружинящие наклоны к левой ноге. Сменить ногу. 4-5 - наклоны к правой ноге.

7. Стоя к опоре боком, левая нога на опоре, руки на поясе. 1-3 - пружинящие наклоны к левой ноге, 4-5 - наклоны вниз достать кистями пол). Сменить ногу. 6-8 - наклоны к правой ноге, 9-10 - наклоны вниз.

Выводы: После месяца ежедневных занятий был проведен тест на гибкость. (см. упражнение 3, эксперимент 1).

Без тренировки это упражнение выполнялось всего 7 раз, после месяца тренировки удалось выполнить его 12 раз, т. е. показать средний результат.

Таким образом, посредством физических упражнений удалось расширить возможности организма, гибкость значительно увеличилась.

3. Освоение методики расслабления.

Цель работы: научиться расслаблять организм, используя подобное состояние, которое достигается посредством освоения методики йогов ("мертвой позы", или шавасаны) (рис. 1).

Методика выполнения: исходное положение: лечь на коврик, пятки и носки вместе, руки прижаты к туловищу.

1-я стадия. Закрыть глаза и расслабить все тело при этом голова склонится влево или вправо, руки свободно откинутся ладонями вверх, разойдутся носки и пятки ног. Следует мысленно проконтролировать полное расслабление, начиная от пальцев ног и до мельчайших мускулов на лице. 2-я стадия. На фоне полного расслабления, не открывая з постараться представить себе ясное, голубое, безоблачное небо

3-я стадия. Представить себя птицей, парящей в этом чистом голубом, безоблачном небе.

Выводы: удалось освоить методику расслабления по системе йогов. Использование этой методики позволяет легко восстановить силы, восполнить недостаток физической и психической энергии, чувствовать себя отдохнувшим, полным сил, более раскованным и душевно уравновешенным. После выполнения этого упражнения, справляешься с учебным материалом, улучшается память, внимание концентрированность.

Заключение.

Изучая возможности человеческого организма, приходишь к вы воду о поразительной его силе, совершенстве приспособительных механизмов. Кажется невероятным, что крайне сложный, состоящий из сотен миллиардов специализированных клеток, нуждающихся ежесекундно в "материальном обеспечении" кислородом и питательными веществами, чутко реагирующих на ничтожные колебания химизма окружающей среды, человеческий организм обнаруживает такую уникальную жизнеспособность.

В наши дни как никогда человеку нужны сила и настойчивость стремлении преодолеть самую коварную из всех опасностей, угрожающих здоровью и самому его существованию, - опасность пассивного образа жизни, в котором вместо природных стимуляторов - упражнений и средств закаливания используются разнообразные суррогаты прямые разрушители организма с неотвратимостью приводящие человека к деградации. Не случайно в экономически развитых странах основной причиной смерти в настоящее время стали заболевания, связанные с не правилъным, ведущим к нарушению здоровья поведением.

Возможности человека очень широки и, что самое главное, v можно расширить за счет соответствующих тренировок (система закаливания, комплексы физических упражнений, освоение дыхательных гимнастик, систем релаксации и т. д.).

И даже если первые шаги на этом пути окажутся трудными, 1 стоит вспомнить совет Марка Аврелия: "Если тебе что-либо трудно, то не думай, что это вообще невозможно для человека; но то,что возможно и свойственно человеку, считай доступным и для себя".

Страница 11 из 15


Телесность человека и ее социокультурная модификация

Органическое тело человека – это его естественное, природное тело. Для характеристики этого тела как определенной биологической системы в науке выработана целая система понятий, которые разъясняются и уточняются в биологии, анатомии и физиологии человека.

К их числу относятся, прежде всего, такие понятия, как "организм" и "физическое состояние" человека (состояние его морфофункционального развития).

При характеристике физического состояния человека учитывается комплекс показателей: конституция организма (его строение), многообразные физиологические функции организма в целом и его отдельных органов.

К числу признаков, характеризующих конституцию организма , относят, прежде всего, тело-сложение. Показателями последнего являются, в частности, рост, вес тела, окружность груди и др.

Среди разнообразных физиологических функций человеческого организма выделяют двигательную функцию , которая характеризуется способностью человека выполнять определен-ный круг движений и уровнем развития двигательных способностей. С двигательной активностью человека связаны разнообразные физические качества.

Физические качества - это врожденные (унаследованные генетически) морфофункцио-нальные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К ним относят такие качества, как мышечная сила, быстрота, выносливость и др.

В двигательной деятельности они проявляются как двигательные способности человека.

Физические качества и двигательные способности человека существенно отличаются от его психических (интеллект, воля, память и т.п.), нравственных, эстетических и других качеств, хотя и тесно связаны с ними. Важнейший показатель физического состояния человека – это физическое здоровье , которое понимается как соответствие морфофункционального развития в норме и степень его устойчивости к неблагоприятным внешним воздействиям.

Еще одна важная характеристика физического состояния человека - уровень его физического совершенства , т.е. такого разностороннего и гармоничного развития в человеке его анатоми-ческой и физиологической систем (как по отдельности, так и в отношении друг друга), которое позволяет ему эффективно выполнять социальные функции применительно к тем или иным конкретным условиям его деятельности. Именно о таком "гармоническом всестороннем развитии деятельности человеческого организма", как о важной цели физического воспитания, писал
П.Ф. Лесгафт.

Физические кондиции человека, физическое состояние и разнообразные его свойства, параметры не остаются неизменными. Под воздействием разнообразных факторов - как биологических, так и социальных, они постоянно изменяются. Эти изменения характеризуют процесс физического развития человека.

Для более эффективного использования своих физических качеств и двигательных способностей человек может опираться на определенные знания, подсказывающие ему, как, где, когда и для чего лучше их использовать (например, знания о том, как лучше осуществить те или иные движения). Реализация человеком присущих ему физических качеств и способностей в деятельности детерминируется некоторыми интересами, потребностями и мотивами (например, потребностью в движениях и т.д.).

Такова краткая характеристика неорганического тела человека.

Важно учитывать, однако, что у человека (в отличие от других живых организмов) помимо его естественного, органического тела , складывается и интенсивно развивается другое - неорганическое тело человека .

Неорганическое тело человека – это все то многообразие искусственно созданного человеком предметного мира (второй природы), которое функционально служит своеобразным продолжением и дополнением человеческого тела: орудия и средства, применяемые в производственной деятельности (станки, машины, компьютерные системы и др.), а также многообразные предметы быта, от простейших (стол, стул, посуда) до самых сложных, возникших на современном этапе развития цивилизации (телевизор, холодильник и др.) а также заводы, дороги, транспортные средства и т.д.

Этот мир созданных человеком объектов получил название неорганическое тело человека .
И такая характеристика – это не просто метафора. Она выражает понимание человека как существа, бытие которого определено его особой телесностью, включающей два взаимосвязанных компонента: биологическую организацию человеческого тела и его неорганического тела.

После этих кратких предварительных пояснений перейдем к обсуждению центрального вопроса - относится ли тело человека к миру явлений культуры, и какое место оно занимает в этом мире.

Соматическая культура человека имеет сложную структуру. Отметим некоторые относи-тельно самостоятельные, хотя и тесно связанные между собой элементы, блоки, компоненты данной структуры. Основными показателями и компонентами соматической культуры личности являются:

    отношение личности к своему телу как к ценности;

    характер этого отношения (только декларативное или также и реальное отношение, предполагающее сознательную, целенаправленную деятельность с целью поддержания в норме и совершенствования своего физического состояния, различных его параметров (здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных способностей);

    многообразие используемых для этой цели средств;

    умение эффективно применять их;

    уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методике их применения;

    то, какие ценности личность связывает с телом; одобряемые и реализуемые ею на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о физическом состоянии;

    степень ориентации на эту заботу;

    стремление оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенст-вовании, и наличие для этого соответствующих знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и т.д.

Эта концепция была положена в основу разработанной нами программы "Показатели, компоненты и факторы физической культуры и здорового образа жизни различных групп населения", по которой в 1983-1992 гг. был проведен ряд социологических исследований (в том числе международных).

Эти исследования подтвердили эффективность и плодотворность предложенной теорети-ческой концепции.

Аналогичную трактовку физической культуры дает и И.М. Быховская.

По ее мнению, физическая (телесная, соматическая) культура может быть определена как область культуры, регулирующая деятельность человека, связанную с формированием, сохране-нием и использованием телесно-двигательных качеств на основе представлений о нормах и идеалах их функциональности, коммуникативности, экспрессивности и красоты.

Понимание анализируемого элемента культуры, который мы обозначаем термином "соматическая (физическая) культура", имеет ряд важных особенностей.

Во-первых, соматическая культура, понимаемая указанным выше образом, четко отличается от ее интерпретации как определенной формы двигательной деятельности, используемой для воз-действия на человека и решения широкого круга социально-педагогических и культурных задач.

Обычно, как было показано выше, эти два понимания физической культуры недостаточно четко различаются (по крайней мере, их различие не фиксируется введением каких-то специаль-ных понятий).

В интерпретации соматической культуры в определенной степени, также связываемой с ее двигательной деятельностью, имеющей культурный статус. Конечно, далеко не всякая двигательная активность человека имеет такой статус, относится к сфере культуры.

Но в той мере, в какой движения человека модифицированы воздействием (стихийным и сознательным) социальной среды, “сплетаются” с определенными социальными потребностями, знаниями, ценностными ориентациями, нормами и правилами поведения и т.д., они, безусловно, относятся к культуре.

Двигательная культура (культура движений) – это сфера соматической культуры человека.

Двигательная деятельность включается нами в соматическую культуру и в той мере, в какой она выступает как определенное средство формирования, коррекции, совершенствования физического состояния человека, его телесного бытия.

Когда мы включаем двигательную деятельность в соматическую культуру, то имеем в виду не какие-то определенные, а любые виды этой деятельности. Но, разумеется, лишь в той мере, в какой с ней связаны социально сформированные умения и навыки человека выполнять какие-то движения, и поскольку она выступает как средство социальной коррекции физического состояния человека в соответствии с определенными ценностными ориентациями.

Вместе с тем важно отметить, что соматическая культура включает в себя широкий круг социально формируемых физических качеств и способностей, не сводящихся только к двигательным способностям.

Помимо них, она включает в себя, например, такие физические качества, которые характеризуют анатомическую систему организма человека, в частности, его телосложение.

В связи с этим важным элементом соматической культуры является не только культура движений (двигательная культура), но и культура телосложения . Важным элементом сомати-ческой культуры, затрагивающим как анатомическую, так и физиологическую системы человека, является также культура физического здоровья .

Не менее важно и то, что двигательная деятельность, входящая в состав соматической культуры как определенное средство воздействия на физическое состояние человека, не исчерпывает всех этих средств. К ним относятся, в частности, еще и такие средства, как использование естественных сил природы, рациональный режим труда и отдыха и др.

Важная особенность концепции, отличающая ее от других, известных концепций физической культуры, состоит в том, что в ней к этой сфере культуры относятся не только педагогические , воспитательные средства воздействия на тело человека, на его физическое состояние, как это обычно делают, но и все другие социально выработанные средства такого рода - хирургические, медикаментозные, генной инженерии и др.

Такой подход, кажущийся на первый взгляд весьма непривычным и даже парадоксальным, имеет под собой весьма веские основания содержательного плана.

Во-первых, он является прямым логическим следствием рассматриваемой концепции соматической (физической) культуры как сферы культуры, связанной с деятельностью социального субъекта (и используемыми при этом средствами) по целенаправленному формированию телесности человека. В этом плане удивительно, что сторонники данной концепции не делают такого логически обоснованного вывода.

Во-вторых, указанный подход придает смысл, делает оправданным введение самого понятия "соматическая культура", ибо в противном случае оно просто дублирует понятие "физическое воспитание".

В-третьих, такой подход позволяет учесть, выделить, не смешивать и рассматривать разнообразные средства социально-культурной модификации телесного бытия человека. Выяснить их место в рамках соматической (физической) культуры отдельного человека, той или иной социальной группы или общества в целом на различных этапах исторического и культурного развития, а значит, и проследить изменение их роли и значения в ходе общественной эволюции.

И, наконец, в-четвертых, данный подход имеет необычайно важное практическое значение, поскольку он ориентирует на сотрудничество, кооперацию, координацию усилий всех тех лиц, кто стремится оказать сознательное, целенаправленное воздействие на телесность человека - педагогов, медиков, диетологов, валеологов, экологов и т.д.

Эффективность такой "технологии" формирования физической культуры подтверждает многолетний опыт ее практической реализации - в работе со студентами и школьниками. А если обратиться к истории, то можно указать на то, что еще Платон в одном из своих диалогов вложил в уста Сократа такие слова: "... в общем служении телу я усматриваю две части: гимнастику и медицину. Они постоянно находятся во взаимном общении, хотя и отличаются одна от другой".

Одна из существенных особенностей предложенной теоретической концепции соматической культуры состоит и в том, что все "здание" этой специфической области культуры не сводится только к "блоку" социально сформированных в соответствии с культурными образцами физических качеств и способностей человека, хотя этому блоку и отводится центральное место в этом “здании”.

Помимо данного "блока" в соматическую культуру включается целый ряд других "блоков", которые связаны с отношением человека (какой-либо социальной группы или общества в целом) к физическим качествам и способностям человека.

Учет данного обстоятельства имеет важное значение для понимания отношения соматической культуры к другим элементам, сферам, формам, разновидностям культуры.

Прежде всего, нужен пересмотр сложившихся взглядов на соотношение этого элемента культуры и духовной культуры.

В частности, вряд ли можно согласиться с весьма часто встречающимися попытками различения и даже противопоставления культуры физической (соматической) и духовной.

При таком подходе физическая культура лишается своего духовного содержания и сводится только к физическому, телесному, материальному.

И.М. Быховская подчеркивает, что "физическая культура - это не область непосредственной "работы с телом", хотя именно телесно-двигательные качества человека являются предметом интереса в этой области".

Как и всякая сфера культуры, культура физическая - это прежде всего "работа с духом человека, его внутренним, а не внешним миром..."

Поэтому соматическая культура как культура , а не просто как физическое состояние человека или процесс физического развития, включает в себя и ряд явлений духовного мира знания, мотивы, нормы и образцы поведения и т.п.

Человек с высоким уровнем развития соматической культуры должен хорошо знать закономерности функционирования и развития организма, пути, механизмы и средства воздействия на него. У такого человека должна быть выработана потребность в систематическом воздействии на свое физическое состояние с целью изменения его в нужном направлении. Этот человек должен обладать умениями и навыками правильно, в соответствии с принятыми в обществе нормами и образцами (или теми, которые он сам выработал и на которые он ориентируется) использовать наиболее эффективные средства такого воздействия.

Гегель утверждал, что «у действительно культурных людей изменение фигуры, способа держать себя и всякого рода внешних проявлений имеет своим источником высокую духовную культуру».

На неразрывную связь духовной и соматической культуры обращает внимание и известный отечественный психолог П.П. Зинченко: "... вовлечение живого движения, действия, деятельности, поступка в сферу анализа духовного организма представляет собой учет в этом организме и человеческой телесности, выступающей в своих облагороженных духом, культурных, а не только в природных формах".

Вместе с тем, учитывая все отмеченное выше, вряд ли можно согласиться с отнесением анализируемого элемента культуры только к сфере материальной культуры, как это довольно часто делают, равно как и с попытками рассмотрения ее в качестве некоего вида культуры, отличного от таких ее форм, как материальная и духовная культура.

Социально формируемые качества, способности и функции человеческого организма не сводятся только к физическим качествам и способностям. Наряду с многообразными физиологи-ческими он выполняет, в частности, различные психические функции, связанные с интеллектом, волей, памятью и т.д.

На основе учета данного обстоятельства наряду с соматической культурой может быть выделена психическая культура , охватывающая интеллектуальную культуру, культуру внимания и других психических качеств и способностей человека.

Именно эта сфера культуры, а не духовная культура отличается от соматической (физической) культуры. И когда последнюю противопоставляют духовной культуре, то при этом смешивают духовную культуру (отличающуюся от материальной) и психическую культуру.

Необходимо учитывать и взаимосвязь соматической культуры с психической культурой в рамках такого элемента культуры, который можно назвать психофизической культурой .

Соматическая культура отличается также от эстетической культуры, нравственной культуры, культуры поведения, общения и других элементов культуры, а вместе с тем связана с ними.

Вместе с тем вряд ли можно согласиться с мнением о том, что культура, связанная с телесностью человека, выступая как базовый, фундаментальный слой культуры, присутствует (хотя и не всегда в осознаваемом и реализованном виде) в любой сфере культурной деятельности.

Аргументация этого положения становится возможной лишь на основе достаточно неопределенной трактовки данного элемента культуры, когда он рассматривается "как определенное сущностное единство и нравственной, и эстетической, и интеллектуальной, и деятельностно-практической (собственно физической) культуры".

Еще одна особенность предложенной концепции соматической (физической) культуры состоит в том, что она учитывает конкретно-исторический характер телесности человека как культурного феномена.

З. Кравчик выделяет следующие основные проблемы теоретического анализа тела в аксиоло-гических категориях: 1) строение тела и социоэкологическая структура; 2) способы (техника) использования тела; 3) контроль тела; 4) тело как символ; 5) человеческое тело и религиозные культы.

И.М. Быховская отмечает, что культурологический анализ телесного бытия человека предполагает учет как минимум трех аспектов:

а) социальной детерминированности тела, а также социальной обусловленности целей и задач, провозглашаемых в связи и по поводу телесного бытия человека, порождение их определенными общественными условиями, социальными институтами;

б) обращение к особенностям формирования ценностных ориентаций, интересов, потреб-ностей людей, связанных с телом;

в) учет фактора идеологической, а также моральной легитимации принимаемых обществом образцов, норм, стандартов в этой сфере, т.е. их обоснование и оправдание.

Она выделяет основные "проблемные блоки", связанные с анализом телесности человека как социокультурного феномена, факторов ее модификаций, а также особенностей восприятия, оценки и использования.

Первый проблемный блок предусматривает анализ объективных социальных воздействий на телесность человека (телесность в системе экологических факторов; телесность и особенности образа жизни, социально-экономического уклада отдельных социальных групп; система социальных институтов и телесность).

Второй блок связан с изучением образов "человека телесного" в структуре обыденных представлений и специализированных систем знания, в том числе научных.

К третьему проблемному блоку относятся проблемы, касающиеся соматической социализации и инкультурации, как целенаправленного процесса трансляции, освоения и развития ценностей, знаний и навыков, связанных с телесным бытием человека.

Пятый проблемный блок, по мнению И.М. Быховской, предполагает анализ таких проблем, касающихся деятельно-практического отношения к телесности человека, как:

Контроль, ограничения, "дисциплинирование" тела человека в социальной практике; инструмен-тальное и экспрессивное использование соматических и двигательных характеристик человека;

Преобразование и целенаправленное формирование телесности на основе принятых цен-ностей, норм, идеалов, образцов и т.д.

Предварительно можно высказать предположение, что, по-видимому, по мере развития общества будет все более возрастать значимость различных средств сознательного воздействия на физическое состояние человека, а среди них - педагогических средств.

Вместе с тем не исключена возможность того, что дальнейшее развитие науки поможет открыть новые, более эффективные средства воздействия (в соответствии с общественными и индивидуальными потребностями) на тело человека, его физические качества и двигательные способности. Возможно, они будут связаны с генной инженерией, хотя многие ученые уже сейчас выражают опасения относительно серьезных негативных последствий, к которым может привести вмешательство в организм человека на основе этих средств.

В рамках развернутой выше концепции соматической культуры открывается также возможность постановки и анализа вопроса о возможных и реальных ценностных ориентирах личности, различных социальных групп и общества в целом по отношению к телесному бытию человека, об эволюции этой системы ценностей, о ее характере в рамках современной культуры и в ближайшем будущем.

Одно из наиболее важных направлений культурологического анализа телесности - анализ культурных ценностей тела.

Еще М.М. Бахтин обращал внимание на необходимость культурологического анализа "тела как ценности" и решения в связи с этим проблемы, которая "строго отграничивается от естественно-научной точки зрения: от биологической проблемы организма, психофизиологической проблемы отношения психологического и телесного и от соответствующих натурфилософских проблем."

Основа определения ценности тела – это те социальные функции, которые оно выполняет в рамках жизнедеятельности, на основе каких ценностных ориентиров оно формируется и используется социальными субъектами, какие "образцы поведения" с ним связаны.

Предметом заботы и культивирования может быть тело, обеспечивающее высокую работоспособность человека. Предметом особой заботы может служить телосложение, оцени-ваемое по эстетическим критериям. Известны культурные образцы формирования крепкого и закаленного тела, а, с другой стороны, аскетического "умерщвления" плоти, стремления сохранить тело от каких-либо внешних воздействий.

Предпринимались и предпринимаются определенные попытки систематизировать культурные ценности, связанные с телом человека. Одну из первых попыток такого рода предпринял (более ста лет назад) Ф. Знанецкий в своей работе "Социология воспитания".

Ф. Знанецкий указывал на то, что одна из задач, решаемых в процессе физического воспитания, состоит в формировании и развитии у человека таких физических качеств, которые желательны, устраняя или предотвращая появление нежелательных черт, а значит, "в формиро-вании физических типов в соответствии с социальными требованиями".


Оглавление
Основы научного исследования в физической культуре и спорте
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Основные признаки методологии
Основы стратегии исследования

Человеческий организм создан с большим запасом возможностей, но человек пользуется им очень редко, один-два раза за всю свою жизнь, а иногда этот запас может оказаться и вовсе невостребованным. Запас прочности - гарантия нашего выживания, биологическая защита, и используется лишь тогда, когда речь идет о жизни и смерти. Перед лицом смертельной опасности, когда угроза жизни колоссальная, и смерть, кажется, неминуема, человеческий организм может творить чудеса. Примеров тому много.

Под колесом легкового автомобиля оказался ребенок, и его мать, ради спасения своего чада, поднимает машину, словно машина не имела веса.

Пожилой человек, когда за ним погнался разъяренный бык, буквально перемахнул через двухметровый забор, хотя в молодости не был спортсменом.

Полярный летчик ремонтировал свой самолет и вдруг увидел за своей спиной белого медведя, который легонько толкнул своей лапой летчика в плечо, как бы приглашая его оглянуться. В следующие доли секунды летчик уже стоял на крыле самолета, находящегося над поверхностью земли на высоте около двух метров. Позже летчик так и не смог объяснить, как ему удалось это сделать.

В Санкт-Петербурге двухлетний ребенок вывалился из окна 7 этажа, его мать еле успела ухватить свое дитя одной рукой; другой рукой она держалась за кирпич карниза. Причем, держалась не всей кистью руки, а только указательным и средним пальцами, зато «мертвой хваткой». Когда женщину снимали, то ее спасители с большими усилиями еле разжали ее пальцы. Потом еще несколько часов успокаивали и уговаривали женщину, чтобы она отпустила руку своего ребенка.

Известен случай, когда в полете под педаль в кабине самолета попал болт, - управление заклинило. Чтобы спасти свою жизнь и машину, летчик так нажал на педаль, что срезал, как былинку, болт.

В газете «Неделя» было опубликовано интервью с летчиком И.М. Чисовым, самолет которого в воздушном бою был сбит «мессершмиттом» в январе 1942 года над Вязьмой. «…самолет стал падать «брюхом» вверх. Надо было покидать машину. Астролюк, через который можно выбраться, оказался внизу под моей головой (а сам я - вверх ногами). Ну, и высота начала сказываться: шланги, ведущие к кислородным аппаратам, были перебиты. И защелку крышки люка заклинило! Если бы мне до этого рассказали, что астролюк можно выбить ударом кулака, ни в жизнь бы не поверил; но я его открыл именно таким образом (до сих пор не пойму, как это удалось), - поведал И.М. Чисов.

В доме случился пожар, и старушка - «божий одуванчик», спасая свое нажитое за всю жизнь добро, выволокла со второго этажа горящего дома громадный сундук. После пожара двое молодых, здоровых парня с трудом занесли этот сундук на его прежнее место.

В 1997 году двое изрядно подвыпивших беларуса забрались в вольер с зубрами в Беловежской пуще; им захотелось погладить зубриху. То ли ей не понравился запах алкоголя, то ли она не была настроена на лирическую волну, она не приняла нежности своих поклонников. Буквально через несколько минут их знакомства, один из них сидел на заборе, а второй, менее проворный, был слегка поддет рогом. Хмель прошла моментально, одна надежда была на ноги. По другую сторону трехметрового забора он оказался в мгновение ока. Поскольку свидетелей их рекорда не было, то сверхскоростной бег и прыжок через препятствие не попали в «Книгу рекордов Гиннеса».

В 1998 году газета «Аргументы и факты» поведала читателям о таком случае, произошедшем с плотником из таежной деревни Баженовка (Кемеровская обл.). Плотник шел по тайге и натолкнулся на спящего медведя. Испуг его был настолько велик, что он схватил лежащее рядом какое-то бревно и промчался с ним со всех ног до своего жилья километра три. Только во дворе дома плотник бросил бревно и отдышался. Позже, когда он захотел убрать с дороги это бревно, то не смог даже его приподнять. До сих пор плотник не может взять в толк, зачем ему понадобилось это бревно, ведь без него он мог бы бежать намного быстрее.

На зимней дороге случилась авария, повлекшая за собой человеческие жертвы. Чтобы спасти своего травмированного 40-летнего сына, 70-летняя женщина взвалила его себе на спину и с такой ношей прошла 13 км по глубокому снегу, ни разу не останавливаясь и не опуская своей драгоценной ноши. Когда спасатели на снегоходе пробирались к месту аварии, ориентируясь по следам женщины, то на всем пути видели только следы одной пары ног.


Close