Тема: «КУБАНЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ».
Задачи:
1. Определить ход мобилизации в первые месяцы войны.
2. Дать представление о режиме фашистской оккупации.
3. Показать героизм воинов Красной армии и тружеников тыла.
4. Воспитывать патриотизм, гордость за подвиг своих земляков во время Великой Отечественной войны, готовность к защите Отечества, уважение к ветеранам войны и труда.
Учебное оборудование: атлас истории Кубани, карта «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Эпиграфы:
«Помните! Через века, через года. Помните!».
«Все для фронта, все для Победы!»
«Фашистам много жарких бань Дала советская Кубань».
Ход урока:
Организационный момент.
Изучение нового материала.
План:
1. Начало войны. Мобилизация.
2. Планы гитлеровцев
3. Оккупационный режим. Расстрелы, угон в рабство.
4. Борьба с оккупантами.
(Заранее раздаётся материал учащимся)
1-ый учащийся: 22 июня 1941 года, в 4 часа утра, без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз.
Известие о начале войны всколыхнуло кубанцев. 23 июня в крае было введено военное положение. Жители Кубани рвались на фронт только с одной целью - беспощадно громить врага. Никто из них не мог предположить, что немцы окажутся на территории края. К январю 1942 года более 370 тысяч кубанцев были призваны в армию, а к августу1942 г. – 600 тысяч. Промышленность и сельское хозяйство Кубани спешно перестраивалось на нужды обороны.
Многие сыны Кубани столкнулись с врагом уже в первых приграничных боях. Геройски проявили себя кубанцы, участвовавшие в обороне Брестской крепости.
2-ой учащийся: В плане гитлеровских стратегов особое значение придавалось захвату крупных топливно-энергетических и продовольственных ресурсов Северного Кавказа с богатыми и плодородными землями Дона, Кубани, Ставрополья, грозненской и майкопской нефтью. Победа в битве за Кавказ стала одним из важных слагаемых коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
3-ий учащийся: 24 июля 1942 года фашистские войска устремились на Кубань. На этом направлении германское командование сосредоточило значительные силы, которые превосходили части Северо-Кавказского фронта.
Устанавливая на Кубани свой «новый порядок», фашистские власти рассчитывали на то, что найдут поддержку среди казаков, многие из которых были недовольны советской властью.
Бывший белогвардейский генерал А.Г.Шкуро, казак ст. Пашковской, долгое время проживавший в эмиграции, явился в родные края вместе с оккупантами. Шкуро разъезжал по станицам под черным знаменем с изображением волчьей головы и всячески превозносил свои «подвиги» в борьбе с большевиками.
4-ый ученик: Аграрная политика оккупационных властей была крайне непоследовательной. Заявления о роспуске колхозов не подтверждались практикой. На большей части казачьих территорий колхозная система была сохранена, а кое-где (в том числе и на Кубани) даже ужесточена.
Фашисты угоняли советских людей на рабский труд в Германию. 130 581 человек кубанцев было отправлено «в третий рейх», из их – 81 089 женщин и 38 022 ребёнка. Вернуться после войны на Родину удалось не многим.
Немецкие власти за любую провинность установили жестокие наказания, чаще всего – расстрел. Если же жертвой партизан становился немецкий солдат, то фашисты казнили десятки заложников (до сорока человек).
5-ый ученик: В Краснодаре немцы использовали «душегубки» - специальные машины для умерщвления людей. В фургон загоняли до восьмидесяти человек, после чего пускали туда выхлопные газы. Люди умирали в страшных мучениях, трупы палачи закапывали во рву у Первомайской рощи. Правда об этом «изобретении» технической мысли фашистов, которые циничной экономностью сумели использовать даже выхлопные газы, потрясла весь мир.
6-ой ученик: 13 ноября были расстреляны все жители поселка Михизеева Поляна Мостовского района – 207 человек, большинство из них – дети. Ужасы оккупации испытали на себе жители Кропоткина, Армавира, Ейска, Майкопа, и других городов и станиц края. В Кошехабльском районе Адыгеи было казнено около четырехсот человек. Только в столице Кубани фашистами было уничтожено свыше 13 тысяч человек. Оккупантами разрушались дома, здания кинотеатров, детских садов и школ, музеев и библиотек. Все наиболее ценное отправлялось в Германию. Вывозился даже знаменитый кубанский чернозем.
7-ой ученик: Вместе с тем с каждым днем ширилась борьба с врагом. 86 партизанских отрядов атаковали комендатуры и полицейские участки, а иногда и гарнизоны противника, взрывали мосты, нарушали коммуникации немцев. На Кубани была развернута партизанская война. Налеты партизан были стремительными и неожиданными для немцев. Панически боялись народных мстителей всевозможные пособники фашистов из числа местных жителей: на пощаду со стороны партизан рассчитывать им не приходилось. Именно изменники большей частью способствовали тому, что немцам удавалось выйти на след подпольщиков и партизан. Так, бывший сторож горисполкома г.Ейска выдал фашистам около ста человек.
Активно действовали и подпольщики. Им помогали и многие казаки, ранее служившие у белых. Они не пожелали сводить счеты с советской властью и боролись с оккупантами. Атаман станицы Пашковской К.Н.Чуприна выполнял различные задания местного партизанского отряда. Кубань не приняла «новый порядок», навязанный гитлеровцами, и сопротивление захватчикам нарастало с каждым днем.
УЧИТЕЛЬ: Жители Краснодарского края героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Во время оккупации немцы установили в крае «новый» порядок – насилие, грабеж, убийства угон в Германию. Но наш народ стойко вынес все тяготы войны. В результате упорных кровопролитных боев врагу не удалось захватить Кубань.
Желаю вам, родные, дорогие
Не видеть разрушительной войны.
Но вдруг случится, скажут свое слово
И в строй армейский встанут снова
Кубани нашей славные сыны! (К.Обойщиков)
Домашнее задание: стр. 59-65, ответить на вопросы.

«Классный час в 4 «Б» классе По теме: Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Цели: познакомить учащихся с событиями, происходившими на Кубани во время...»

Классный час в 4 «Б» классе

По теме: Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.

Цели: познакомить учащихся с событиями, происходившими на Кубани во

время Великой Отечественной войны; развитие чувств сострадания, благодарности

к защитникам нашей Родины; развивать внимательное отношение к ветеранам.

Ребята, сегодня наш классный час хочется начать словами кубанского поэта

Виктора Подкопаева (Слайд№1)

Сегодня мы с вами будем говорить на очень серьзную тему, о том времени, когда Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для всех народов нашей страны, когда решился вопрос о жизни и смерти не только нашей родной Кубани, но и всей страны. С самого начала война с нашей стороны имела справедливый оборонительный характер и завершилась победой над фашистскими захватчиками.

Скажите, а наша станица попадала под боевые военные действия? А наш край?

Война охватила всю страну, весь наш край. Как происходила оккупация на Кубани, о том, какое участие приняли наши земляки – кубанцы в этой войне – мы сегодня узнаем.

1.Рассказ учителя о военном времени. (Рассказ под музыку «Священная война»)

Ребята, а когда же началась война?

22 июня 1941 года в 4 часа утра, в воскресенье, на советские города и сла обрушились немецкие бомбы и снаряды. В суровые годы войны весь народ встал на защиту своей Родины. Все страны и наша страна, родная Кубань выбрала главный девиз на то время: «Вс для фронта, вс для победы!» (Слайд №2)



Наши земляки - кубанцы успели вырастить небывалый урожай, собранный быстрыми темпами к обороне края. Отважные сыны Кубани сражались и на родной земле, и вдали от любимых городов и станиц. Но, где бы ни воевали они, каждый знал, что он защищает и всю нашу необъятную страну, и отчий край: кубанские золотые нивы, прозрачные реки, седые горы.

Много славных страниц вписали кубанцы в историю Великой Отечественной войны.

Упорное сопротивление врагу в самом начале войны оказали защитники Брестской крепости. Среди них – Птр Гаврилов, имя которого носит одна из улиц краевого центра, и многие другие кубанцы. (Слайд №3) Героически сражались кубанцы и в битве за Москву.

Весной 1942 года фашисты предприняли новое мощное наступление на юге. Враг приблизился к границам нашего края. В сражениях за Кубань отличились бойцы 4 – го Кубанского казачьего кавалерийского корпуса.

(Слайд№4,5) В Красной Армии солдат и командиров стали призывать воевать так, как воюют кубанцы: бить врага, защищать каждую пядь земли, как это делают казаки. Но и казакам отбросить врага не удалось. На Кубань пришли страшные дни оккупации и террора. Фашисты установили жестокий режим, наказывали за малейшую провинность, заставляли работать на новых хозяев, на Германию. На Кубани фашисты хотели осуществить так называемый «Кавказский эксперимент». Они обещали свободу вероисповедания, возрождение казацких вольностей и многое другое. На самом же деле фашисты хотели захватить Кубань, а затемзахватить и весь Кавказ.

Ребята, как вы думаете, почему?

Кубань житница всей нашей страны, у нас много полезных ископаемых, богатый природный ресурс, уникальное место – два моря, а фашистам нужна была нефть, продовольствие, в котором нуждалась Германия, установить связь с турецкой армией.

(Слайд №6) В августе 1942 года был захвачен город Краснодар. 6-9 августа сюда была прислана «зондеркоманда» занимавшаяся уничтожением людей в «душегубках».

Что вы знаете об этих событиях?

В машины помещали одновременно по 60-80 человек, за 8 -10 минут людей уничтожали. Так было уничтожено 7тысяч людей.

В эти страшные месяцы появился вот такой плакат. (Слайд№7) Такие страшные картины прошлого есть в нашей истории. Как тяжело приходилось мирным жителям: старикам, женщинам и детям. Все кто мог держать оружие в руках, вставали против врага. В крае было создано 86 партизанских отрядов.

Ребята, а вы знаете, кто такие партизаны?

Партизан – член народного вооружнного отряда, самостоятельно действующего в тылу врага.

Наиболее известен отряд под командованием Петра Карловича Игнатова. Его сыновья – Евгений и Геннадий, совсем молодые ребята, - погибли при диверсии на железной дороге. В этой диверсии погибли сразу 500 немецких захватчиков. А погибли они 10октября 1942 года, это был день рождения отца. В марте 1943 года им были присвоены звания героев Советского Союза, так называлась наша страна тогда. В их честь названы улицы, библиотеки. (Слайд№8) Спустя полгода, когда враги вторглись в город, через 186 дней пришло наконец избавление.

12 февраля 1943 года был освобождн город Краснодар. (Слайд №9). 61 тысячу человек на территории края замучили в застенках гестапо.

В Краснодаре был установлен памятник жертвам фашистского террора.

(Слайд №10)

Так воевали мирные жители. А как же воевали солдаты на фронте.

2.Знакомство с героями войны.

Лтчик- Александр Иванович Покрышкин.

Вы видите портрет знаменитого лтчика А.И.Покрышкина.

Сколько же самолтов сбил Покрышкин?

Что звучало по радио, когда Покрышкин поднимался в воздух?

Немного о его жизни нам расскажет Свириденко Д.

(Слайд №11) Родился Александр Иванович Покрышкин в 1913 году. Семья жила в Краснодаре на улице имени Седина. В молодости Саша много читал, вс сво время отдавал самообразованию. Но самым любимым занятием был спорт. Он с детства мечтал быть лтчиком. Ещ до войны он поступил в военно- лтное училище.

Как только его закончил, получил направление в истребительный авиаполк, где и встретил Великую Отечественную войну. Лтную, боевую подготовку получил такую, что уже с первых дней войны мог тягаться с немецкими асами.

Его боевое мастерство особенно ярко проявилось в 1943 году.

Пришло в дивизию сообщение: к нашим позициям подходят немецкие бомбардировщики в сопровождении 12 истребителей. В это время Покрышкин и его боевые друзья были в небе. Начался бой, в котором было уничтожено 8 вражеских истребителей. Сам Покрышкин сбил 4из них. Пилоты немецких бомбардировщиков, летевшие следом, не повернули назад, а решили, что советские истребители уйдут на заправку, а они беспрепятственно сбросят свой смертельный груз на нашу территорию. Но Покрышкин срочно вызвал в бой эскадрилью капитана Глинки, которая как смерч налетела на врага и уничтожила все вражеские самолты.

Покрышкин придумал «кубанскую этажерку». Смысл е заключался в том, что наши самолты вступали в бой на разной высоте и по очереди заходили на противника со стороны солнца. В этих боях победа всегда была на стороне наших истребителей.

А.И.Покрышкин совершил за время войны 600 боевых вылетов, принял участие в 156 воздушных сражениях и лично сбил 59 вражеских самолтов, 20 из них – в воздушных боях на Кубани. (Слайд №12) Наравне с мужчинами в борьбу с захватчиками вступали кубанские женщины.

Удивительная история 46-го Таманского авиаполка, в котором служили только девушки добровольцы. Этот полк находился в Тамани. (Слайд №13)

О авиаполке нам расскажет Аблемитова Э.

Кто был командиром авиаполка? (Слайд №14)

Кто из наших земляков воевал в этом полку? Сколько боевых вылетов она совершила?

О жизни Е.А.Жигуленко нам расскажет Гамзаева Е. (Слайд № 15) Родилась Женя в 1920 году. Детство и юность прошли в городе Тихорецке (показ на карте). Здесь она училась, занималась спортом, прыгала с парашютной вышки. После окончания школы Женя поступает в Московский дирижаблестроительный институт и одновременно занимается в Центральном аэроклубе. Девушка пошла в армию добровольцем, попросила направить е в женский авиаполк. Вместе с авиаполком вернулась на родную Кубань.

Участвовала в освобождении города Новороссийска. Когда наш морской десант высадился в Керчи, на захваченной фашистами территории, Евгения Жигуленко помогала десантникам: она и другие лтчицы сбрасывали на крохотный участок земли боеприпасы и продукты. Три года провела она на фронте. (Слайд №16) После войны Евгения ещ 10 лет служила в авиации, затем работала в городе Сочи. А потом окончила институт кинематографии, стала режиссром и сняла замечательный фильм о своих фронтовых подругах.

Назывался этот фильм – «В небе «ночные ведьмы».

Учитель. После всех тяжлых испытаний, которые выпали на долю кубанцев, настал долгожданный день освобождения от фашистских захватчиков. А случилось это 9 октября 1943 года. 470 тысяч кубанцев погибли, защищая нашу родину.

За годы войны было совершено много подвигов солдатами, мирными жителями. В каждом городе, селе, на хуторе проходили военные боевые действия. 4 года страшной войны не прошли бесследно. В каждом городе, хуторе есть памятник воину освободителю. И у всех своя история.

Закончить наш классный час мне хочется словами уже знакомого нам кубанского поэта В.Подкопаева. (Слайд №17)

1) Чтение отрывка из стихотворения В.Подкопаева «Никогда это не забудется»

Стихотворение читает Гомозов С.

История не вся объята глазами книг и кинолент… Войны, не знавшие ребята, вглядитесь в этот монумент.

Сын Родины непобедимой, богатырей былинных брат, пропахший порохом и дымом стоит на площади Солдат.

Солдат. Герой. Освободитель.

К друзьям он добр.

К врагам он строг.

Вот он шагнул из пекла битвы.

Вот он увидел даль дорог.

И вс прошл в огне жестоком, Пролил в сраженьях пот и кровь…

Ему за это - дань потомков:

Цветы и вечная любовь!..

2) Чтение стихотворения «И за тебя и за меня» (Прядченко А.) Мы должны помнить подвиг наших солдат. Уважать ветеранов, которые остались

Похожие работы:

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Кафедра "Организация работы с молодежью" Методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся по дисципли...»

«МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" ТВЕРЖДАЮ;ельной работе Проректор ПО И.В. Атанов 2014 г. ОТЧЕТ о самообследовании основ...»

Цель: ознакомить с историческими сведениями о войне на Кубани;

формирование уважительных отношения к истории родного края, ветеранам ВОВ;

воспитание патриотизма

  1. Вступительное слово учителя
  2. Кубань в годы ВОВ

I.Вступительное слово учителя

Война… произносишь это слово- и страшны картины встают в нашем воображении. Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей…

Война вошла в каждую семью, принесла тяжелые испытания и страдания, горечь утрат родных и близких.

Как трудно было выстоять, обеспечить армию всем необходимым для Победы! Победа на фронте во многом зависела от успехов в тылу. На предприятии, в поле вышли и стар, и млад, ковали оружие победы, растили хлеб.

Цифры, факты, события утверждают, что кубанцы-люди героические. 469255 земляков в т.ч. 2952 женщины, не вернулись к своим близким, друзьям, родным, к любимым.

Как и миллионы советских людей, они остались на полях сражений о Волги до Эльбы, от Сталинграда до Берлина.

Прах 61 557 погибших кубанцев покоится на территории 36 государств ближнего и дальнего зарубежья. К глубокому огорчению, нам известны имена и фамилии лишь половины павших смертью храбрых.

Война.. ее не вычеркнут из воспоминаний те, кому доверялось сражаться. А мы, потомки победителей, знаем, помним, чтим?… в истории человечества, к сожалению, немало войн, больших и малых. Это потом для Истории будет поле Куликово. Бородино, Прожоровка. А для русского солдата- это все родная русская земля. Нужно вставать во весь рост, и идти в атаку, и умирать в чистом поле под небом России. Так русский человек выполнял испокон веков свой долг, долг защитников отеческой земли…

Мы помним тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы, помним живых и усопших, и в первую очередь- тех, кому природой предназначено продолжить жизнь.

  1. 1. Злодеяния фашистов на Кубанской земле

Оккупировав большинство районов края, фашисты попытались привлечь казачество на свою сторону. За 6 месяцев им удалось сформировать несколько отрядов общей численностью 800 человек. Потерпев поражение в заигрыванием с местным населением, фашисты начали действовать с особой жестокостью. За одного убитого партизанами немца расстреливалось до 40 заложников. В Краснодаре оккупанты впервые стали использовать машины-душегубки с помощью которых замучили более 6 000 человек, в поселках Михизеева Поляна, Фарском всех жителей сожгли заживо. С территории края было вывезено в Германию 130 581 человек, в том числе 81 089 женщины, 38 022 ребенка в возрасте до 16 лет.

  1. Малая Земля

Для освобождения городе Новороссийска в феврале 1943 годе на левый берег Цемесской бухты были высажены десанты. 225 дней на крохотном участке суши, названном Малой Землей, или кровопролитные бои, в ходе которых было уничтожено 30 000 вражеских солдат. 21 воин-малоземелец удостоен звания Героя Советского Союза, 6268 бойцов и командиров награждены орденами и медалями.

Новороссийску присвоено звание города-героя.

— Чтение стихотворения В. Бакалдина « Новороссийский вагон»

Вот- не памятник, а просто- дырах,

точно кружевной, весь сквозной вагонный остров,

искалеченный войной.

Он изранен, он изрезан,

Искорежен вкривь и вкось.

Если так пришлось железу,

как же людям здесь пришлось!

  1. Кубанские города, удостоенные боевых наград

Наиболее ожесточенные бои проходили при защите кубанских городов Новороссийска, Туапсе, в Крымском и Абинском районах. Великий подвиг милосердия совершили медицинские работники г. Сочи, возвратив в строй 336 тысяч раненных и больных воинов. За мужество, героизм, самоотверженность, проявленные воинами и жителями Новороссийску присвоено звание «Город-герой» и ордена Ленина. Кроме того, город награжден орденом Отечественной войны I степени, также как и города Сочи и Туапсе.

  1. Роль молодежи в войне

В предвоенные годы комсомольские организации Кубани достаточно эффективно занимались патриотическим воспитанием молодежи. Это подтверждается массовым порывом юношей и девушек, которые добровольно отправились на фронт защищать Родину от вражеского нашествия.

Уже в 1914 году, в первые дни войны, на бой с врагом ушло более 82 тысяч комсомольцев Кубани- половина краевой комсомольской организации. 952 комсомольца сражались с оккупантами в партизанских отрядах.

Школа стала центром шефской деятельности. Тимуровцы окружили особым вниманием семьи фронтовиков и инвалидов войны.

Учащиеся работали в госпиталях, проводя концерты, ухаживая за ранеными, ремонтируя палаты. Большой вклад внесли школьники и в сбор различных видов вторичного сырья.

Собирали цветные и черные металлы, бутылки для зажигательной жидкости. За годы войны учителя и школьники края собрали 112 тоны лекарственного сырья, необходимого для лечения раненых и больных воинов. Собирали средства на строительство именных танковых колоны и авиаэскадрилий. В конце 1944 годе 40 кубанских педагогов были награждены орденами и медалями- за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны.

Кубанские пионеры тоже внесли свой вклад в победу над врагом. На героической Малой земле в качестве связистов воевали Витя Коваленко, Коля Ткач, Женя Борабаш, в батальоне морской пехоты- Витя Чаленко, Ваня Савинов. Все они были удостоены орденов и медалей, но к сожалению, не дожили до Победы.

За оказание помощи партизанам был закопан живым в станице Кавказской- Федя Токарев, сожжен заживо Шура Белик, повешен Жора Ероско, недалеко от Горячего Ключа расстрелян Леня Тараник, в Майкопе- Женя Попов, в Анапе- Катя Соловьянова, в станице Брюховецкой- Витя и Лена Голубятниковы, в Краснодаре- Володя Головатый.

— Чтение стихотворения В. Бакалдина «Краснодарская быль»

Черным было небо над Кубанью,

нефть клубила адскую пургу,

мальчики без воинского званья

бились на кубанском берегу.

С тощими (за хрупкими плечами)

собранными дома вещмешками,

в кепочках,в кургузых пиджачках,

с тяжкими винтовками в руках

раскаленным августовским днем

мальчики держались под огнем.

Не богатыри,не исполины,

под напором бешеных атак,

припадая к желтым склонам глины,

трое суток продержались так…

Умирали хлопцы ополченья

От знакомых улиц в двух шагах.

Было страшно им,и было больно…

Но они иначе не могли.

Поклассно и пошкольно

от родного дома не вдали…

…Воды набегают круговертью,

старый берег новой жизнью нов,

и растет с кварталами бессмертные

милых краснодарских пацанов.

И глядишь, что там,

где на плотину залитый асфальтом

мчится шлях,

памятник поставят исполину-

мальчику с винтовкою в руках.

  1. Слово учителя

Мы помним тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы, помним живых и усопших. И в первую очередь- тех, кому природой предназначено продолжать жизнь.

Чтение стихотворения В. Бакалдина «Они бессмертья не просили…»

Они бессмертия просили.

Сложили головы в бою

за синеву полей России,

за власть Советскую свою.

И не могли они иначе.

Иного не было пути.

Не каждый в списке обозначен

у обелиска на груди.

Не каждому вручить награду

смогла спасенная страна.

Дождь золотого листопада

по всей земле, как ордена.

Склоняет Родина знамена.

Она, как мать, в душе своей

не в срок сгоревших сыновей

всех называет поименно.

Навечно с нами память наша.

Ее сама земля хранит.

Она- в корнях садов и пашен,

она- металл, она- гранит,

она и подвиг, изваянный,

она и холмик безымянный,

— Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на нашем первом классном часе мы отправимся в путешествие. -Ребята, прочитайте слова, записанные на доске: ЭПИГРАФ: Ты был на Кубани?...

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

«Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум»

Методическая разработка

Классного часа

Тема: « КУБАНЬ В ГОДЫ ВОЙНЫ »

группа

181–т

классный руководитель:

Светличная Людмила Сергеевна

Преподаватель естественно-научных дисциплин

Светличная Людмила Сергеевна

п. Венцы

2015г.

Предисловие.

В условиях становления в России гражданского общества главной целью образования становиться формирования профессионально и социально – компетентной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Под воспитанием в данной концепции понимается органически связанная с обучением целенаправленная и систематическая деятельность среднего специального учебного заведения, ориентированная как на формирование социально-значимых качеств, установок и ценностей ориентации личности, так и на создание благоприятных условий для всестороннего гармонического, духовного, интеллектуального и физического развития, совершенствования и творческой самореализации личности будущего специалиста.

Ценностно-смысловым ядром является гражданско-патриотическое воспитание студентов. Воспитание любви к Родине, гордости за свою страну и ее граждан. Выработка этих качеств имеет огромное значение для развития и важнейшим инструментом духовно-нравственного становления личности.

Данное мероприятие требует некоторой предварительной подготовки. Требуется оформить аудиторию, согласно тематике классного часа подобрать музыкальное оформление мероприятия. Собрать документальные материалы. Обеспечить техническую поддержку классного часа. В подготовке активно задействовать студентов группы. Для написания письма к другу в форме треугольника надо обеспечить учащихся листами бумаги.

План мероприятия

Тема: « КУБАНЬ В ГОДЫ ВОЙНЫ »

Цель: Приобщение учащихся к великим историческим событиям нашей Родины. ознакомить с историческими сведениями о войне на Кубани.

Задачи: формирование уважительных отношения к истории родного края, ветеранам, ВОВ воспитание патриотизма

Форма проведения: классный час.

Место проведения: аудитория.

Время проведения: внеаудиторное.

Оборудование: сценарий классного часа, информационное обеспечение, плакаты для художественного оформления аудитории.

Сценарий классного часа « КУБАНЬ В ГОДЫ ВОЙНЫ »

Ведущий 1: Война… произносишь это слово - и страшные картины встают в нашем воображении. Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей…

Война вошла в каждую семью, принесла тяжелые испытания и страдания, горечь утрат родных и близких.

Как трудно было выстоять, обеспечить армию всем необходимым для Победы! Победа на фронте во многом зависела от успехов в тылу. На предприятии, в поле вышли и стар, и млад, ковали оружие победы, растили хлеб.

Цифры, факты, события утверждают, что кубанцы-люди героические. 469255 земляков в т.ч. 2952 женщины, не вернулись к своим близким, друзьям, родным, к любимым.

Как и миллионы советских людей, они остались на полях сражений о Волги до Эльбы, от Сталинграда до Берлина.

Прах 61 557 погибших кубанцев покоится на территории 36 государств ближнего и дальнего зарубежья. К глубокому огорчению, нам известны имена и фамилии лишь половины павших смертью храбрых.

Война.. ее не вычеркнут из воспоминаний те, кому доверялось сражаться. А мы, потомки победителей, знаем, помним, чтим?... в истории человечества, к сожалению, немало войн, больших и малых. Это потом для Истории будет поле Куликово. Бородино, Прожоровка. А для русского солдата- это все родная русская земля. Нужно вставать во весь рост, и идти в атаку, и умирать в чистом поле под небом России. Так русский человек выполнял испокон веков свой долг, долг защитников отеческой земли…

Мы помним тех, кто уплатил непомерную цену во имя нашей Победы, помним живых и усопших, и в первую очередь - тех, кому природой предназначено продолжить жизнь.

Злодеяния фашистов на Кубанской земле

Ведущий 2: Вы все конечно знаете, что война не обошла стороной и нашу с вами малую родину Кубань. 12 февраля этого года мы отмечали 65-летие освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков.

Оккупировав большинство районов края, фашисты попытались привлечь казачество на свою сторону. За 6 месяцев им удалось сформировать несколько отрядов общей численностью 800 человек. Потерпев поражение в «заигрыванием» с местным населением, фашисты начали действовать с особой жестокостью. За одного убитого партизанами немца расстреливалось до 40 заложников. В Краснодаре оккупанты впервые стали использовать машины -душегубки с помощью которых замучили более 6 000 человек, в поселках Михизеева Поляна, Фарском всех жителей сожгли заживо. С территории края было вывезено в Германию 130 581 человек, в том числе 81 089 женщины, 38 022 ребенка в возрасте до 16 лет.

Малая Земля

Ведущий 3: Вот- не памятник,а просто-в дырах,

точно кружевной, весь сквозной

вагонный остров, искалеченный войной.

Он изранен, он изрезан,

искорежен вкривь и вкось.

Если так пришлось железу,

как же людямздесь пришлось!

Наиболее ожесточенные бои проходили при защите кубанских городов Новороссийска, Туапсе, в Крымском и Абинском районах. Великий подвиг милосердия совершили медицинские работники г. Сочи, возвратив в строй 336 тысяч раненных и больных воинов. Для освобождения городе Новороссийска в феврале 1943 годе на левый берег Цемесской бухты были высажены десанты. 225 дней на крохотном участке суши, названном Малой Землей, или кровопролитные бои, в ходе которых было уничтожено 30 000 вражеских солдат. 21 воин-малоземелец удостоен звания Героя Советского Союза, 6268 бойцов и командиров награждены орденами и медалями.

За мужество, героизм, самоотверженность, проявленные воинами и жителями Новороссийску присвоено звание «Город-герой» и ордена Ленина. Кроме того, город награжден орденом Отечественной войны I степени, также как и города Сочи и Туапсе.

. Роль молодежи в войне

Ведущий 2:

Черным было небо над Кубанью,

нефть клубила адскую пургу,

мальчики без воинского званья

бились на кубанском берегу.

С тощими (за хрупкими плечами)

собранными дома вещмешками,

в кепочках,в кургузых пиджачках,

с тяжкими винтовками в руках

раскаленным августовским днем

мальчики держались под огнем.

Не богатыри,не исполины,

под напором бешеных атак,

припадая к желтым склонам глины,

трое суток продержались так…

Умирали хлопцы ополченья

От знакомых улиц в двух шагах.

Было страшно им,и было больно…

Но они иначе не могли.

Полегли поклассно и

Пошкольно от родного дома не вдали…

Воды набегают круговертью,

старый берег новой жизнью нов,

и растет с кварталами бессмертные

милых краснодарских пацанов.

И глядишь, что там, где на плотину

залитый асфальтом мчится шлях

памятник поставят исполину-

мальчику с винтовкою в руках.

В предвоенные годы комсомольские организации Кубани достаточно эффективно занимались патриотическим воспитанием молодежи. Это подтверждается массовым порывом юношей и девушек, которые добровольно отправились на фронт защищать Родину от вражеского нашествия.

Уже в 1914 году, в первые дни войны, на бой с врагом ушло более 82 тысяч комсомольцев Кубани - половина краевой комсомольской организации. 952 комсомольца сражались с оккупантами в партизанских отрядах.

Школа стала центром шефской деятельности. Тимуровцы окружили особым вниманием семьи фронтовиков и инвалидов войны.

Учащиеся работали в госпиталях, проводя концерты, ухаживая за ранеными, ремонтируя палаты. Большой вклад внесли школьники и в сбор различных видов вторичного сырья.

Собирали цветные и черные металлы, бутылки для зажигательной жидкости. За годы войны учителя и школьники края собрали 112 тоны лекарственного сырья, необходимого для лечения раненых и больных воинов. Собирали средства на строительство именных танковых колоны и авиаэскадрилий. В конце 1944 годе 40 кубанских педагогов были награждены орденами и медалями- за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны.

Кубанские пионеры тоже внесли свой вклад в победу над врагом. На героической Малой земле в качестве связистов воевали Витя Коваленко, Коля Ткач, Женя Борабаш, в батальоне морской пехоты- Витя Чаленко, Ваня Савинов. Все они были удостоены орденов и медалей, но к сожалению, не дожили до Победы.

За оказание помощи партизанам был закопан живым в станице Кавказской- Федя Токарев, сожжен заживо Шура Белик, повешен Жора Ероско, недалеко от Горячего Ключа расстрелян Леня Тараник, в Майкопе- Женя Попов, в Анапе- Катя Соловьянова, в станице Брюховецкой- Витя и Лена Голубятниковы, в Краснодаре- Володя Головатый.

Русский солдат

Ведущий 1: Много километров прошагал по дорогам войны Николай Масалов наш земляк. Много крови и слёз видел он на этих дорогах. И вот он в самом сердце Германии – у стен гитлеровского Берлина – вражеской столицы.

После тяжёлого боя наступило затишье. Вдруг солдаты услышали детский плач. Николай Масалов бросился на помощь ребёнку. Фашисты открыли страшный огонь. Но солдат забыл о смерти. Он полз к мосту. Там плакала маленькая девочка.

Об этом подвиге знает весь мир. В Берлине, в Трептов-парке, стоит памятник русскому солдату. На руках у него немецкий ребёнок.

Ведущий 3: Жуткие расправы с мирным населением Кубани проводили фашисты в дни оккупации в 1942-1943 годах.

Впервые за всю историю войны именно на Кубани фашисты применили своё варварское изобретение – машину-душегубку. Это были большие грузовики с крытым кузовом. По специальной трубе в кузов поступал отравляющий газ и через 10 минут люди умирали от удушья. Так в Усть-Лабинском районе фашисты уничтожили 320 больных детей. Их загнали в машину прямо из больницы, в одних трусиках и маечках. Закрыли двери «душегубки» и пустили смертельный газ.

Фашисты целенаправленно и с особой жестокостью уничтожали именно детей. Ведь дети, то есть вы, это наше будущее. Если в стране много детей, значит, страна живёт, будет жить и процветать. А это в планы Гитлера не входило.

Город материнской славы

Ведущий 2: Так называют Тимашевск. Здесь находится единственный в России мемориальный музей, рассказывающий о трагической судьбе матери Епистинии Фёдоровне Степановой. Война забрала у неё самое дорогое – её сыновей: Александра-старшего и Александра-младшего, Николая, Василия, Филиппа, Фёдора, Ивана, Ильи, Павла… Девять раз приходил в её дом почтальон с похоронками. А теперь возле памятника Матери растут девять серебристых елей – девять жизней её сыновей. Памятник от слова память – чтобы помнили и никогда не забывали.

Ведущий 1: Мы сегодня вспомнили, а может, и узнали о некоторых событиях войны. О событиях военных лет касающихся нашего родного края. И я предлагаю вам написать письмо другу – совсем небольшое – несколько слов.

«Теперь я знаю, что такое война. Война – это …» - продолжите, пожалуйста, предложение!

(заготовки для эссе можно выполнить в виде писем военных лет – треугольников. Время написания – 3-4 минуты.)

В заключении хотелось бы сказать: «Сохранением традиций человечество живёт» - написала наша краснодарская поэтесса Надежда Тананко. Есть такая традиция и у нашего народа. Называется она минута молчания. Её проводят в знак памяти о погибших - стоя и молча. Давайте и мы следуя этой традиции почтим память героев Великой Отечественной войны минутой молчания.

Люди, покуда сердца стучатся,

Помните, какою ценой завоёвано счастье!

Заключение.

Проходят годы, десятилетия и уже осталось мало живых очевидцев и участников той страшной войны. Но нам последующим поколениям осталась память. Нам нельзя забывать и не помнить о тех героических страницах истории нашего народа, нашего края. Человек приходит в этот мир для созидания, творчества, любви. Любви к родным и близким, любви к Родине большой и малой. Земля – прекрасный мир среди своих соседей, который человечество получило в дар. Но до сих пор то там, то здесь гремят взрывы, гибнут люди.

Неужели мы не сможем сохранить для последующих поколений, то что сберегли для нас наши предки, заплатив за голубое небо над нашими головами непомерную цену. Нет! Мы не допустим эту страшную беду в наши дома. Будем вечно чтить память наших отцов и дедов.

Используемая литература

    Четунова Н., Бобровская Е. Советский патриотизм и советская литература // Советская книга.1946. № 2.

    Полторацкий В. Андрей Платонов на войне Платонов А. Смерти нет! Рассказы.М: Советский писатель, 1970.

    Ортенберг Д. Грани мужества Литературная Россия. 1973.4 мая. Д. Гай, В. Снегирев «Вторжение. Неизвестные страницы необъявленной войны» Москва СП «ИКПА» 1991;

    Советская военная энциклопедия Москва Воениздат 1976;

Классный час по теме:

«Краснодар в годы Великой Отечественной войны».

Учитель: Тарасенко Н.Е.

Цель: показать ребятам героические и трагические страницы истории нашего краевого центра.

Задачи: формирование чувства патриотизма, гражданственности и ненависти к фашизму.

Оборудование: мультимедийное (презентация)

Учитель:

Наш классный час посвящен знаменательной дате 69-й годовщине освобожения Краснодара от немецко-фашистких захватчиков. Сегодня на уроке мы ещё раз перелистаем героические и трагические страницы в истории города.

22 июня 1941 года… Это был по-летнему солнечный, яркий воскресный день. Казалось, что ничего не предвещало бури, но буря разразилась. Налетел ураганный шквал войны. Ворвался в мирные города и сёла, в каждый дом, в каждую семью… Родина в опасности — это всем своим существом почувствовал каждый.

Казалось было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли…

Такою всё дышало тишиной.

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!..

На борьбу с немецко-фашисткими захватчиками встал весь советский народ. Люди вступили в смертельную схватку с коварным, беспощадным и жестоким врагом.

Звучит песня «Священная война».

Если ты фашисту с ружьём

Не желаешь навек отдать

Дом, где жил ты, жену и мать,

Всё, что родиной мы зовём,-

Знай: никто её не спасёт,

Если ты её не спасёшь…

Знай: никто его не убьёт,

Если ты его не убьёшь…

К. Симонов.

Учитель:

Во время ВОВ с 9 августа 1942 года по 12 февраля 1943 наш город находился под властью фашистов.

Начавшаяся война потребовала в кротчайший срок создать в крае военное хозяйство. С самого начала войны все основные предприятия края полностью или частично переводились на выпуск военной продукции.

Так на Краснодарском заводе «Октябрь» был освоен выпуск деталей для снарядов знаменитых «Катюш». На заводе им. Седина, продолжая выпускать станки, стали изготовлять отдельные узлы для танков, корпуса для артиллерийских снарядов, минометов, ручных гранат, лаборатория Краснодарского химико-технологического института приступила к выпуску бутылок с самовоспламеняющейся жидкостью. Швейные предприятия перешли на выпуск гимнастерок, шинелей, телогреек, армейских ушанок и другого имущества.

Оккупация Кубани – одна из самых трагических страниц ее истории. Еще до захвата районов края гитлеровцы направили на Северный Кавказ большую группу инженеров и экономистов, составивших специальный «экономический комитет по Кавказу».

Военная оккупация Северного Кавказа преду¬сматривалась немцами на длитель-ный срок. Во временно захваченных районах создавалась фашистская ок¬купационная администрация, она приступила к установлению «нового порядка».

В широких масштабах началось ограбление богатого края, закабаление его жителей, зверские расправы над советскими людьми, массовый угон на рабский труд в Германию. По приказу бургомистра города Краснодара всё население в возрасте от 14 до 60 лет должно было зарегистрироваться на бирже. Гражданское население используется на рытье окопов. Рабочий день длится 10 часов, выходных нет, работающим дают хлеба 250 грамм и за последнее время выдачи хлеба срезали до 150 грамм.

В городе был введен комендантский час, после 6 часов вечера никто не смел появляться на улице, нарушителей расстреливали на месте.

Это было самое страшное время за всю историю Краснодара. Мученической смертью погибли 13 тысяч жителей города, из них более 7 тысяч умерщвлены в машинах — душегубках. Особенно свирепствовала в городе «зондеркоманда СС-10 А». Она занималась розыском и уничтожением «подозрительных» людей, а также попавших в плен командиров Красной Армии.

Было разрушено и сожжено 870 домов. Сожжены 4 высших учебных заведения, с оборудованием лабораторий и библиотеками, театры драматической и музыкальной комедии, Дворец пионеров, почти все школы, клубы, кинотеатры. Вырублены и повреждены ценнейшие породы деревьев в городских парках.

Все это время краснодарцы мужественно сражались с захватчиками, организовывали партизанские отряды. 86 партизанских отряда, образованных в крае, атаковали комендатуры и полицейские участки, а иногда и гарнизоны противника, взрывали мосты, нарушали коммуникации немцев, поддерживали в народе веру в победу над врагом.

Боролись с врагами и подростки. Голодных военнопленных за колючей проволокой, стрельбу по людям на улицах города, грабеж – все это видели люди нашего города. В подполье принимали участие и дети, мальчишки лет 16-17 лет.

По инициативе 17-ти летнего Володи Головатого была создана подпольная группа из 7 человек. Ребята спасали и укрывали раненых нашей армии, распространяли листовки. Во время налета советских самолетов, когда немцы прятались в бомбоубежищах, ребята подожгли склад горючего. Взлетели на воздух и мастерские, в которых стояли на ремонте фашистские танки.

В конце января 1943 года фашисты напали на след подпольщиков. Володя Головатый был арестован гестапо на Сенном базаре, когда распространял листовки. Его подвергли пыткам, надеясь получить место встреч, списки подпольщиков. Но юный герой не сдался.

За 11 дней до освобождения города частями Красной Армии – подросток был казнен. Тело Володи Головатого было найдено во рву после освобождения Краснодара. На нем были следы пыток, волосы его поседели. Володя прижимал к своей груди девочку трех лет, укрывая ее своим пальто от холода в предсмертный час.

В честь Володи Головатого улица Ярмарочная переименована в улицу Головатого. На фасаде здания средней школы № 42, в которой учился Володя, установлена мемориальная доска.

Этой трагической странице в истории города посвящено стихотворение В.Бакалдина «По призыву сердца молодого»

Краснодарская быль

Памяти старшеклассников,

погибших при защите родного города

в августе 1942 года

Черным было небо над Кубанью,

Нефть клубила адскую пургу,

мальчики без воинского званья

бились на кубанском берегу.

С тощими

(за хрупкими плечами)

собранными дома вещмешками,

в кепочках, в кургузых пиджачках,

с тяжкими винтовками в руках

раскаленным августовским днем

мальчики держались под огнем.

Не богатыри, не исполины,

под напором бешеных атак,

припадая к желтым склонам глины,

трое суток продержались так…

Умирали хлопцы ополченья

от знакомых улиц в двух шагах.

Было страшно им, и было больно…

Но они иначе не могли.

Полегли поклассно и пошкольно

от родного дома не вдали…

Воды набегают круговертью,

старый берег новой жизнью нов,

и растет с кварталами бессмертье

милых краснодарских пацанов.

И глядишь,что там,

где на плотину залитый асфальтом

мчится шлях,памятник поставят

исполину –мальчику с винтовкою в руках.

Учитель:

Накануне освобождения 10 февраля 1943 года в г. Краснодаре фашисты сожгли заживо в здании гестапо 300 человек, на улицах города повесили более 20 человек. Виселицы были снабжены дощечками с надписями: «Я не выполнил распоряжение немцев», «Я распространял ложные слухи». Только в противотанковом рву на северной окраине города было обнаружено после освобождения города 7 тысяч трупов.

Здесь противник создал сильную систему обороны. Местность изрыли противотанковыми рвами и траншеями окопов. Дороги и удобные пути для движения заминировали. 9 февраля начались бои на подступах к городу.

Саперы под обстрелом врага, стоя по пояс в ледяной воде, строили переправы через Кубань. Удалось им и незаметно перебраться на другую сторону реки, захватить там

лодки и паром

.

Первые группы пехотинцев, преодолев реку ночью, создали плацдарм и обеспечили 10 февраля переправу войск. В ночь на 12 февраля в город ворвались бойцы Советской армии, а утром наступившего дня красное знамя развивалось в центре города: на углу улиц Красной и Гимназической. Его установили Д. Васюков, Ю. Шикинин и Х. Адалгиреев. Краснодар стал снова свободным.

Большую роль в освобождении Краснодара и всей Кубани сыграли боевые летчики нашей страны. Один из самых известных – Александр Иванович Покрышкин. (слайд 13).

Именно на Кубани в 1942 году самый знаменитый советский летчик – ас Великой Отечественной войны впервые применил новую тактику боя, против которой не могли устоять лучшие немецкие пилоты. Тогда впервые советские летчики в широком масштабе применили новое группирование самолетов-истребителей в воздухе, так называемую «кубанскую этажерку», автором которой бал Александр Покрышкин.

В том феврале, суровом, снежном,

Вняв человеческим надеждам,

Пришла победа на Кубань.

Казалось, хлынула лавина

С вершин седых Кавказских гор

и все вокруг заполонила:

Дорогу, речку, косогор…

В том феврале рассветной ранью

Тревожно хрустнул ветки сук,

В окно с цветущею геранью

Раздался первый дробный стук.

И он вошел с морозным паром –

Шинель внакидку, автомат,

Обыкновенный русский парень,

Советский армии солдат…

И я тотчас к нему – на шею.

Щекой горячею припал

И долго-долго без движенья висел.

А он вихры мои трепал и бормотал:

«Ну, полно, полно.

Ну, успокойся, наконец…»

А мне казалось, будто поднял

Над головой меня отец…

Учитель:

Краснодарцы вместе с действующими войсками одержали победу в кровопролитной битве, выстояли в тяжелейшее для родного города время. Победа далась не легкой ценой. Кубанская столица вошла в число 15 советских городов, которые в годы войны подверглись наибольшим разрушениям. Полгода гитлеровской оккупации унесли жизни более 17 тысяч краснодарцев.

________________

Война закончилась,

Но песней опаленной,

Над каждым домом

До сих пор она кружит,

И не забудем мы

Что 20 с лишним миллионов

Ушли в бессмертие

Чтоб с нами жить.

Прошу встать. Почтим память погибших минутой молчания.

Учитель:

Я хочу закончить наш классный час словами Р.Рождественского.

Люди!

Покуда сердца стучатся,-

Помните!

Какой ценой завоёвано счастье,-

Пожалуйста, помните!

Учитель:

Все меньше остается участников тех страшных событий, тем больше наша ответственность перед этими удивительными людьми. Низкий поклон и огромное спасибо всем, кто подарил нам возможность жить и учиться под чистым, мирным кубанским небом.

85-мм зенитная установка, установленная в честь воинов-зенитчиков, погибших в боях с фашистскими захватчиками, 1973 г., архитектор О.А.Демьяненко. Находится на ул. Ставропольская, 149


Close