Великая российская революция 1917 года внесла заметные коррективы во все знаки, чины, звания и атрибуты наших вооружённых сил. Их просто отменили. 16 января 1918 года ВЦИК объявил о создании Красной Армии, предполагалось, что это будет армия нового типа. Вместе с различными вопросами ее организации возник и вопрос о знаках отличия новой формы. проходила в одной стране, противоборствующие силы говорили на одном языке, обладали единым оружием, а базовая военная форма мало чем отличалась у противников. Как определить, кто свой, кто чужой?

Источник: https://www.liveinternet.ru

Пятиконечный символ Красной Армии

Первоначально отличием революционных частей были красные повязки. Их размещали на рукаве или на головном уборе. Но это было очень ненадёжно, и им на смену пришли пятиконечные звёзды. Впервые о них было упомянуто в газете «Известия» от 19 апреля 1918 года. Газета информировала, что создан проект нагрудного знака для бойцов новой армии, который будет представлен в виде красной звезды, а на золотистом фоне в центре будет изображение плуга и молота. Подобный вариант стал и символом единства мирового пролетариата, и пяти континентов. А красный цвет в России - цвет пролетарской революции.

Надо быть справедливым и сказать, что пятиконечная звезда у военнослужащих - это не большевистское изобретение. Ещё в 1827 году на эполетах русских генералов и офицеров впервые появились кованые звёздочки различной величины и количества, а уже в 1854 году их заменили шитые звёзды на новых погонах. Звезда воспринималась как непосредственный атрибут бога Марса и называлась марсовой звездой. Заглядывали в будущее или нет разработчики знаков отличия, но факт налицо: военная символика сохранила свою преемственность.


Юбилейный знак 5-й батареи 3-й артиллерийской бригады. Источник: https://encyclopedia.mil.ru

К сожалению, не осталось точных свидетельств о том, кто является автором этого символа. Некоторые специалисты считают, что звезду предложил один из комиссаров Московского военного округа Н. Полянский, другие склоняются к тому, что автором стал К. Еремеев - член коллегии по организации и управлению Красной Армии.

Первоначально было решено, что звезда носится на груди, но 15 ноября 1918 г. вышел приказ РВС №773, в соответствии с которым звезда разместилась на головных уборах не только у солдат, но и у моряков.


Первые красноармейцы. Источник: https://www.liveinternet.ru

Главный символ СССР

Армейская красная звезда очень скоро стала олицетворять и саму Советскую Россию. В 1923 году она появилась в виде элемента на гербе СССР, а в 1924 году - на флаге Страны Советов. В 1930 году красные рубиновые звёзды появились на первых пяти башнях Московского Кремля. Красную звёздочку с изображением юного стали носить члены октябрятской организации, в 1942 году звёздочка украсила и пионерский значок.

Победа советского народа в тоже неотделима от главного символа Красной Армии. Красная звезда являлась опознавательным знаком Вооруженных Сил СССР и в послевоенное время. Этот знак знают по всему миру, и он как никакой другой олицетворяет героизм и мужество народа, отстоявшего мир на земле.


Нагрудные знаки Красной Армии. 1919-1922 гг.

Осенью 2014 года лидер ЛДПР Владимир Жириновский направил письмо министру обороны России Сергею Шойгу , в котором поставил вопрос о формировании армейской символики для православных ортодоксальных военнослужащих. Поводом для письма, судя из его содержания, стала поездка Жириновского в фермерское хозяйство Германа Стерлигова . Сын хозяина якобы пожаловался на то, что служить в российской армии не может, ибо пятиконечная звезда в армейской символике ассоциируется с сатанинскими символами.

Статс-секретарь Минобороны России Николай Панков ответил главе ЛДПР подробным письмом, в котором указывается, что привязка пятиконечной звезды к сатанизму необоснованна — например, подобная пентаграмма во времена Римской империи обозначала переход от язычества к христианству как к истинной вере. Что же касается истории звезды в русской и советской армии, сатанизма здесь никогда не было и в помине.

Данная переписка показательна — в постсоветский период нападки на советскую символику приняли характер форменной травли, причём участники её не слишком затрудняли себя обоснованием своих заявлений.

Красной звезде как символу Советской армии доставалось особо — в ней усматривали и сатанизм, и масонство, и воинствующий сионизм, и многое другое. Усматривали все, в зависимости от уровня интеллектуального развития.

Николай ввёл французскую моду

Но какова же подлинная история появления звезды вообще и красной звезды в частности в вооружённых силах нашей страны?

Как и многое другое, пятиконечная звезда пришла в Россию из-за рубежа. В конце XVIII - начале XIX века во французской армии появились пятиконечные звёздочки на эполетах и головных уборах офицеров и генералов, которые определяли их чин. Эта традиция восходила ко временам Древнего Рима, где пятиконечная звезда являлась символом бога войны — Марса — и обозначала лилию, из которой он родился.

В 1827 году российский император Николай I перенимает французский опыт и вводит звёзды на эполетах офицеров и генералов русской армии. Речь идёт о золотых кованых звёздах. 27 лет спустя, в 1854 году, всё тот же Николай I вводит в русской армии погоны, а также шитые звёзды на них.

О том, насколько широко использовалась пятиконечная звезда в русской армии, единого мнения нет. В интернете можно найти снимки знаменитого русского фотографа Карла Буллы , на которых он в 1904-1905 годах запечатлел русские воинские эшелоны, вагоны которых помечены пятиконечными звёздами с двуглавым орлом внутри. Оппоненты настаивают на том, что это искусный фотомонтаж.

Пятиконечная звезда с орлом на вагоне воинского поезда, Российская империя, фото Виктора Буллы, 1905 год. Фото: Public Domain

Логика, и ничего, кроме логики

После Февральской революции царские знаки различия в армии были отменены. 21 апреля 1917 года приказом по флоту и морскому ведомству № 150 военного и морского министра Временного правительства Александра Гучкова погоны заменены нарукавными знаками различия, и введена новая кокарда. На ней пятиконечная звезда была размещена над розеткой с якорем.

Временное правительство проблему пересмотра военной символики полностью решить не смогло ввиду того, что у власти находилось весьма недолго.

После Октября 1917 года тот же вопрос предстояло решить большевикам, занявшимся строительством новой, рабоче-крестьянской армии.

Пятиконечная звезда как символ новой армии подходила по многим параметрам. Во-первых, она хотя и использовалась в русской армии, устойчивой привязки к институту монархии не имела. Во-вторых, она перекочевала в Россию из Франции, где появилась в армии после Великой Французской революции, к деятелям которой большевики относились с большим уважением.

Ответ на вопрос о цвете звезды также был очевиден — красные знамёна революции и Красная гвардия как предтеча революционной армии подразумевали, что и новый символ будет красным.

Форма одежды бойцов и командиров Таманской армии, РККА времён Гражданской войны, 1919 год. Фото: Commons.wikimedia.org / Jp.negre

Пять материков пролетарской революции

Кто первым предложил красную пятиконечную звезду в качестве символа армии, точно неизвестно. Скорее всего, такая идея возникла у нескольких людей независимо друг от друга. Среди них упоминают командующего Петроградским военным округом Еремеева , комиссара Московского военного округа Полянского . Как бы то ни было, эта идея была поддержана Военной коллегией по организации Красной армии.

Изначально красная звезда рассматривалась как нагрудный знак. Приказом Наркомвоена Республики Льва Троцкого № 321 от 7 мая 1918 года она была утверждена как знак, определяющий принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной армии. Однако полугодичный опыт использования знака привёл к изменению его местоположения. 15 ноября 1918 года приказом РВС РСФСР № 773 звезду стали носить на головных уборах вместо царских кокард, причём ношение красных звёзд распространялось и на моряков.

Репродукция плаката художника А. Апсита «Год Красной Армии». Фото: РИА Новости / Павел Балабанов

Первоначально красная звезда как символ Красной армии была утверждена с изображением плуга и молота, олицетворявшими солидарность рабочих и крестьян.

Как всякий геральдический символ, армейская красная звезда имела своё толкование. В первые годы существования РККА под ней подразумевалось единство мирового пролетариата всех пяти континентов Земли: пять концов звезды — пять материков планеты. Красный цвет — цвет пролетарской революции, он должен был объединить все пять континентов единой целью и единым началом. В более поздний период красная звезда трактовалась как символ воинов, стоящих на страже мирного труда, защищающих трудящихся от голода, войны, нищеты и рабства.

Наши уже в Вашингтоне!

Почти сразу с момента появления красной звезды оппоненты большевиков стали активно продвигать идею о «сатанинской» природе символа Красной армии. Подобного рода пропаганда имела некоторый успех, и Военный отдел ВЦИК издал массовым тиражом листовку «Смотри, товарищ, вот Красная Звезда», в которой подробно, с применением притчи о Правде и Кривде, рассказывалась подлинная суть данного знака, чрезвычайно далёкая от сатанизма, а красная звезда патетично называлась «звездой правды».

Были и более объективные критики, полагавшие, что проблема в том, что в России попросту нет настолько богатой истории использования пятиконечной звезды, как в других странах. Например, такие звёзды широко использовались в армии Японии, а также других стран.

Если посмотреть ещё шире, то пятиконечную звезду, причём именно красную, можно встретить в весьма неожиданных местах. Например, на флаге заместителя командующего ВМФ США их четыре, а на флаге города Вашингтона — три.

Флаг Вашингтона, США. Фото: Public Domain

Кому звезда, а кому и крест

За время существования РККА — Советской армии — красная звезда несколько раз видоизменялась, сменив плуг и молот на серп и молот.

Красная звезда стала символом военных побед и оборонной мощи страны.

В постсоветский период красная пятиконечная звезда стала символом вооружённых сил Казахстана и Белоруссии. А вот на Украине военные от пятиконечной звезды отказались — символом армии там стал крест, имеющий сходство с символикой немецкого вермахта времён Второй мировой войны.

Что касается Вооружённых Сил РФ, то в 2014 году у них появился новый логотип — красно-бело-синяя пятиконечная звезда. Эксперты спорят о том, является ли новая звезда отходом от советских традиций или, наоборот, возвращением к ним.

С уверенностью можно сказать одно — сатанизм и мистика тут точно ни при чём.

Русская армия пользовалась заслуженной боевой славой. Она была сильна отвагой своих солдат, их беззаветной верностью воинской присяге, их несокрушимой стойкостью, их умением бестрепетно переносить тяготы суровой солдатской службы. В русской армии существовали великолепные воинские традиции. Традиции в армии - великое дело. Неписаные законы воинской чести сплачивали солдат вокруг военачальников, создавали крепкую внутреннюю дисциплину, соединяли воинов в тесную и дружную полковую семью - она была для солдата и офицера подчас дороже родного дома. Долг наш - взять лучшие из воинских традиций старой русской армии и внедрить их у себя. Мы законные наследники солдатской славы российского воинства и, как рачительные хозяева, это дорогое нашему сердцу наследство стараемся сберечь и приумножить.

Одной из самых замечательных и волнующих традиций русской армии была любовь к своему полковому знамени. Знамя считалось святыней полка. Знамя было символом воинской чести и славы. С развёрнутыми знамёнами ходили русские полки в бой, и полотнища этих знамён, колеблемые ветром, как бы простирали над полками благословение родины. И когда солдат шёл на подвиг и видел, как над рядами его боевых товарищей плывёт, колышется и трепещет полковое знамя, он знал - с ним русская земля, с ним любовь народа и отчизны.

Понятно, почему с таким рвением оберегали во время боя священное знамя, почему выборные люди части - знамёнщики, - которым было поручено нести полковую реликвию, скорее расставались с жизнью, чем со знаменем. Понятно, почему потеря знамени считалась величайшим позором для полка. Полк, потерявший знамя, подлежал расформированию, исключался из списков армии, - разве можно было представить большее несчастье для солдат и офицеров?! Ведь каждому истинному воину свой полк представлялся родным домом, родным очагом. Ведь каждому истинному воину честь полка представлялась его собственной личной честью.

История российской армии хранит немало примеров высокого героизма солдат и офицеров, бестрепетно жертвовавших жизнью для спасения воинского знамени.

Во время войны русских с французами в 1805 году знамёнщик Азовского полка унтер-офицер Старичков получил несколько пулевых и штыковых ран. Начиная терять силы и боясь, как бы знамя не попало в руки неприятеля, он снял его с древка и спрятал на груди, продолжая сражаться с врагом. Тяжело раненый Старичков был взят в плен, но и находясь в плену, продолжал свято хранить спрятанное полковое знамя. Умирая от полученных ран, Старичков подозвал своего друга солдата Бутырского пехотного полка Чайку и передал ему знамя, взяв клятву сберечь священную реликвию и любыми способами доставить в полк. Чайка в точности исполнил завещание друга: он бережно и старательно скрывал знамя в течение всего времени, пока находился в плену, а когда, наконец, вернулся на родину, доставил знамя командованию.

Честь полка была спасена. Однополчане не забыли мужественного унтер-офицера. Весть о его подвиге была разнесена по всей России. Имена скромного унтер-офицера Старичкова и его друга Чайки были занесены в историю российской армии. Так и в плену русский солдат оставался верным своей присяге, помнил о службе, о солдатском долге, о родном знамени.

Знамёнщик 2-го батальона Селенгинского полка 2-й гренадерской роты унтер-офицер Андрей Снозик, находясь 23 октября 1853 года в сражении со знаменем, был сильно ранен и упал. Моментально несколько товарищей подскочило к нему для того, чтобы принять знамя из его ослабевших рук, но доблестный Андрей Снозик поднялся и твёрдо сказал: «Пока жив, никому знамя не отдам», - и, обливаясь кровью, понёс знамя вперёд.

Воодушевлённые его доблестью, солдаты стремительно бросились в бой и погнали неприятеля. Знамя, несомое мужественным Андреем Снозиком, высоко развевалось над батальоном и звало солдат к победе.

Во время Севастопольской обороны Охотский полк атаковал сильно укреплённую английскую позицию на Инкерманских высотах. Батарею защищали Черные Стрелки - отборный английский полк. Хотя большая часть солдат и офицеров Охотского полка полегла на поле битвы, тем не менее русские овладели английской батареей. Но на помощь Черным Стрелкам поспешила английская гвардия и выбила охотцев с занятой высоты. В неравном бою у русских был убит полковой знамёнщик. В минуту замешательства знамя перешло в руки англичан. Увидев это, унтер-офицеры Иван Барабашев и Осип Игнатьев неудержимо бросились назад на батарею, в самую гущу англичан, и вырвали свою святыню из неприятельских рук. Знамя было спасено, а вместе с ним и честь полка.

В Турецкую войну 1877 года укрепления Кизил-Тапы защищал 1-й батальон 157-го пехотного Имеретинского полка. Во время жестокого боя турки потеснили слабые силы русских и овладели знаменем. Тогда прапорщик Петропавловский, обнажив саблю, один бросился в гущу неприятельских солдат и схватил древко знамени. Прапорщика Петропавловского подняли на штыки, но он отчаянным усилием успел сорвать с древка священное полотнище и перебросить его через головы турок в руки своих однополчан. Турки изрубили в куски храброго офицера, но знамя было спасено.

Так доблестный воин без колебания отдал свою жизнь за родное знамя, за честь своего полка и славу своих товарищей.

Во время Севастопольской обороны 2-му батальону 54-го Минского полка пришлось вступить в бой с целой французской дивизией генерала Боске. Батальоном командовал мужественный подполковник Ракович. Противник имел огромный численный перевес. Каждому русскому приходилось иметь дело по крайней мере с десятью-пятнадцатью зуавами. Французам удалось захватить знамя батальона. Тогда сам подполковник бросился на французов, зарубил несколько неприятельских солдат, отбил знамя и отступил к своим.

Геройский подвиг подполковника Раковича, личным примером показавшего, как надо биться за своё знамя, ещё более воодушевил солдат Минского полка. Они снова соединились у отбитого знамени и хотя вынуждены были отойти, но заставили врага дорого заплатить за каждый шаг продвижения. И офицеры и солдаты равно дорожили честью родного знамени, ибо оно было святыней полка, и святыню эту оберегали все, кто служил под ее сенью.

В сражении с турками под Ески-Загрой 19 июня 1877 года славно отличилась 3-я дружина ополченцев. Знамёнщик дружины Арсентий Цимбалюк был тяжело ранен в грудь. Верный долгу присяги, он не захотел оставить своей святыни и, преодолевая мучительную боль, понёс знамя вперёд. Скоро, совершенно обессилев, он упал. Знамя подхватил подполковник Калитин, но тут же был убит наповал. Тогда знамя принял один из рядовых ополченцев, но не успел он сделать несколько шагов, как пал мёртвым. Страшно было подойти к знамени - неприятель развил бешеный огонь. Однако ополченцы не покинули свою святыню. Пять знамёнщиков были убиты на месте, но дружина тем не менее с честью вынесла своё знамя из боя, изрешечённое пулями, забрызганное кровью его славных защитников.

Вот пример геройской службы, вот образец того высокого воинского духа, который всегда жил и будет жить вечно в русских людях!

Знамя воодушевляло русских воинов, звало их на ратные подвиги. Когда Александр Невский , его княжеский стяг высоко развевался у Вороньего Камня, и каждый из воинов знал: там князь, там полководец, там сердце и душа боя. В часы страшной Куликовской битвы, когда 150 тысяч русских воинов смертным боем рубились с несметной Мамаевой ордой, в центре кипевшего сражения развевалась великокняжеская хоругвь Дмитрия Донского, и один вид этого знамени заставлял усиленней биться сердца русских воинов. Они знали, что с ними их военачальник, с ними любовь народа!

Славны российские знамёна! Где только не побывали они?! Они трепетали в дыму и пламени Полтавской битвы, когда великий Пётр скрестил русский меч со шведской шпагой и когда решался вопрос о том, быть ли России великой державой или остаться на долгие века слабым окраинным государством. Гордый Измаил, взятый беспримерным штурмом суворовских чудо-богатырей, видел русские знамена на своих дотоле неприступных стенах. В грозную годину Отечественной войны, какую Россия вела с Наполеоном, русские знамёна развевались над железными полками российского воинства, защищавшего Москву на полях Бородина.

Немцы видели русские знамёна на площадях Берлина, занимавшегося нами в годы Семилетней войны. Сквозь альпийские ущелья были пронесены российские знамёна во время беспримерного суворовского похода. Долины Ломбардии, слышавшие мерный шаг русской пехоты, зрили знамёна наши, покрытые великой славой.

Русская армия, армия великого народа, история которой отмечена многими блистательными победами, была охранительницей, защитницей России. Её доблести и мужеству следует приписать то, что родина наша устояла против многочисленных врагов, отразила многие неприятельские нашествия.

Мы, современные советские люди, русские люди, с гордостью говорим: в наших жилах течёт кровь героев Полтавы и Бородина, Гангута и Чесмы, Измаила и Севастополя. Мы преклоняемся перед памятью Александра Невского и Дмитрия Донского, Суворова и Кутузова, Багратиона и Кульнева, Нахимова и Брусилова. Эти имена, равно как и имена других доблестных полководцев, составляют воинскую славу нашего отечества.

А символом славы российских полков являются воинские знамёна, покрытые пылью дальних походов, пороховой копотью бесчисленных сражений.

Мы, наследники российской воинской славы, должны поднять священные боевые знамёна над полками нашей доблестной Красной Армии, обороняющей родину от страшного и злобного врага. Боевые знамёна советских полков так же, как и знамёна русских воинов, защищавших свою отчизну, будут символом воинской чести, доблести и славы. С какой гордостью носят свои знамёна гвардейские полки и дивизии! Коленопреклонённо принимают гвардейцы своё заслужённое в боях знамя и свято берегут его честь.

Боевые полковые знамёна ещё раз напомнят каждому бойцу и командиру об их священной присяге, об их долге преданно служить родине, защищать её мужественно и умело, отстаивать от немецких орд каждую пядь родной земли, не щадя своей крови и самой жизни. И когда в суровый час жестокой битвы бойцу нашему будет тяжело, он обратит свою мысль к родному боевому знамени. В нём - честь полка, честь армии, честь отчизны. В нём - благословение родины, благословение народа. В нём - солдатская доблесть и слава. // .
_____________________________
* ("Красная звезда", СССР)
("Красная звезда", СССР)

**************************************** **************************************** ***************
Агитатор в окопе
Из записной книжки фронтового агитатора

В агитации иногда небольшой штрих, мелкий факт наталкивают на злободневную тему. Бывает, что агитатор решил провести беседу на какую-либо тему. Направляется он в роту, а, придя туда, строит беседу совсем не так, как раньше думал. В этом одно из проявлений .

Недавно я встретил агитатора капитана Рогожкина. Речь у нас зашла о целеустремлённости и действенности агитации. И вот что он мне рассказал:

На передний край я шёл с намерением провести беседу о дисциплине. Но все мои планы были опрокинуты, лишь только я добрался до окопов.

Первое, что бросилось в глаза, - мелкие траншеи. Немцы все время их обстреливают и нередко выводят из строя наших бойцов. В тот момент, когда мы шли, они строчили из пулемётов и периодически бросали мины. С нашей стороны стрельбы не было. В чём дело? Подходим к пулемётному расчёту, спрашиваем.

Почему молчите?

А как же стрелять, мы ничего не видим, - говорит боец.

В самом деле - до переднего края немцев метров 500, а сектор обстрела у станкового пулемёта рассчитан метров на 150. Впереди высокая сухая трава, кочки и мелкие кусты. Подходим к другому пулемёту.

Ну, как стреляете? - обращаемся к бойцам.

Стреляем помаленьку.

А вон фрицы ходят, почему не бьёте? - спросил присутствующий здесь же подполковник Юрченко. Он быстро поставил прицел и дал очередь. Два немца распластались на земле.

Что вы делаете, подполковник? - обратился к нему командир взвода лейтенант Попов. - Ведь немцы ответный огонь откроют.

В реплике лейтенанта мне послышалась не только тревога за жизнь старшего командира, но и его . Из беседы с рядом стоявшим бойцом я установил, что взвод и его командир на передовой линии недавно, что немцы здесь всё время, не боясь, ходят по своему переднему краю в полный рост, и наши бойцы их не беспокоят. Мне всё стало ясно.

В этой роте я провёл две беседы. Темы напрашивались сами собой. Первая - об укреплении обороны и организации огня, вторая - « ».

Через пять дней я опять зашёл в эту роту, - рассказывает агитатор Рогожкин, - и был несказанно рад. Траншеи были углублены. В окопы можно было безопасно подносить боеприпасы и пищу. Сектора обстрела расчищены. И в довершение ко всему - за несколько дней бойцы взвода истребили 60 немцев.

Агитатор Рогожкин наглядно убедился в силе своего слова.

Ночь - самое напряжённое время. Она полна неожиданностей. Именно ночью в окопе, в блиндаже необходимо присутствие агитатора, чтобы .

В тёмную ночь я пробирался с командного пункта к нашему переднему краю. Вдали вспыхивал прерывистым огнём строчивший без конца вражеский пулемёт. С сухим металлическим треском у наших окопов рвались мины. Пули то и дело взвизгивали над головой. Наши бойцы не стреляли.

Почему такая тишина? - спросил я бойца, стоявшего у крайней землянки.

Головы не даёт поднять, все бьёт и бьёт, - ответил он.

А вы заставьте его замолчать. Сами бейте.

Враг под домами блиндажи устроил - его не достанешь.

Венгры, засевшие в деревне, в подпольях домов, оборудовали огневые точки. Из этих дзотов, соединённых между собой траншеями, они непрерывно поливали огнём наши окопы. Как только наши миномётчики начинали пристреливать огневую точку, она замолкала, но через две-три минуты пулемёт вновь начинал строчить из подполья другой избы. Непрерывный огонь не давал покоя. Нужно было перехватить огневую инициативу.

Я знал, что старший сержант Леонов прекрасный стрелок, у него меткий глаз и твердая рука.

Ударьте зажигательными, - посоветовал я.

Через полчаса крайние избы запылали.

На следующую ночь я опять был в окопе. Лишившись тёплых квартир, . Пулемёты их молчали. Почувствовав силу своего оружия, наши бойцы торжествовали и ни на минуту не прекращали огня. Утром из вражеских окопов выполз солдат и стал кричать что-то в рупор.

Хлопцы, снимите «крикуна», - скомандовал Леонов.

Последовал выстрел. «Крикун» повис на бруствере, а рупор покатился вниз.

Днём, уходя с переднего края, я уже твердо знал, что тишины в этой роте, больше не будет. Огневая инициатива перешла в наши руки. Я невольно вспомнил капитана Рогожкина. Я тоже был доволен. Ночь - хорошее время для агитатора.

Что нужно для того, чтобы слово агитатора было доходчиво, звучало свежо и убедительно, неотразимо действовало на ум и сердце бойца? Прежде всего надо, чтобы агитатор располагал конкретными, понятными каждому бойцу аргументами и фактами, близкими ему, взятыми из его же жизни. Поэтому, прежде чем проводить беседу, нужно познакомиться с жизнью бойцов и всего подразделения, пополнить свой блокнот свежими фактами из их боевой практики и окопного быта. Сплошь и рядом от умения агитатора привлечь даже мелкие факты из жизни подразделения зависят сила и успех его убеждения, действие его слов на сознание и поведение бойца. Прежде чем итти в ту или иную роту, я обычно знакомлюсь с ней «заочно», собираю материалы в политотделе, у командиров.

Наш боец - . Он сразу определяет, в чём силен и в чём слаб агитатор. И если он видит, что перед ним агитатор, знающий его жизнь и быт, знающий хорошо оружие, он оказывает ему искреннее доверие и высказывает охотно свое расположение. А расположить к себе бойца - это уже половина успеха.

На переднем крае агитатору всегда обеспечен радушный прием. Аудитория здесь благодарная. Обычно приходится отвечать на сотни самых различных вопросов. Жгучий интерес проявляют бойцы к международному положению страны, положению на фронтах и жизни нашего тыла. Поэтому агитатор перед каждой поездкой в часть должен быть готов к докладу на эти темы.

Наконец, каждому из нас нередко приходится сталкиваться с недочётами в воинских частях. Агитатор в части - не посторонний человек. Агитатор - представитель политоргана. Поэтому он не может проходить мимо замеченных безобразий. // Капитан Г.Румянцев . ВОРОНЕЖСКИЙ ФРОНТ.

Выпуск медицинских сборников на фронте

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 8 декабря. (Спецкорр. ТАСС). Медицинские работники Н-ской армии ведут большую научно-практическую работу, обобщают опыт, накопленный ими за время отечественной войны. Санитарный отдел армии издал ряд научных трудов, в которых принимают участие профессора и врачи, работающие в дивизионных и армейских медицинских учреждениях.

На-днях выходит третий медицинский сборник. Он состоит из четырех разделов: «Организация и тактика санитарной службы», «Военная гигиена и эпидемиология», «Военно-полевая хирургия», «Военно-полевая терапия и токсикология».

________________________________________ ________
А.Кривицкий : ("Красная звезда", СССР)
А.Толстой : * ("Известия", СССР)**
("Красная звезда", СССР)***
* ("Красная звезда", СССР)

Изначально большевики называли свою звезду "Марсовой звездой", ибо по их пониманию она как бы принадлежала богу войны - Марсу.

Но свой первый орден, Красного Знамени, они сделали необычным, одобрив и разместив изображение на нем перевёрнутой звезды.

В статуте этого ордена говорилось, что пять лучей красной звезды - это союз простых тружеников пяти континентов Земли за свободу. Разрабатывать проект ордена в сентябре 1918 года поручил председатель ЦИКа Яков Свердлов художнику Василию Денисову, но он болел и практически всю основную работу выполнил его сын Владимир Денисов, который был тоже художником. Награждали этим орденом командиров и комиссаров РККА, первым из которых был Блюхер. Награждался этим орденом также и Нестор Махно(в советское время этот факт всячески замалчивался).

Но пятиконечная красная звезда на ордене Красного Знамени РСФСР выполнялась в перевёрнутом виде, а это по одной из версий, соответствует масонской символике:


Эволюция первого ордена страны Советов -- ордена Красного Знамени:

Помимо РСФСРовского ордена Красного Знамени, было похожее азербайджанское "Красное Знамя" :

А здесь редкое монгольское "Красное Знамя" и очень похожий на орден знак «Герою рев. движения»:

ЗВЕЗДА - древний магический символ. В алхимии и герметизме обозначает человека. Всем известно данное ниже изображение.

Витрувианский человек. Рисунок Леонардо Да Винчи

Но пентаграмма также рабочий символ 5-го аркана магии. Звезда - пентаграмма, пентакль (пента - пять) обычно изображается в двух видах. Звезда вершиной вверх и вершиной вниз.

Звезда вершиной вверх означает насилие, программирование людей, подчинение чужой воли. А вершиной вниз - любое взаимодействие с темными силами.

Не потому ли революционеры, среди которых верховодили евреи, выросшие как правило в жидовских семьях и крестившиеся скорее всего для создания видимости и достижения своих целей [в соответствии с прописанным во второй части иудейского кодекса законов «Шулхан Арух»говорится: «Если еврей может обмануть акумов(отступников от иудаизма) , заставляя их верить, будто и он (сам) акум, то это дозволено» . Таким образом иудаизм учит, что пред иноплеменниками иудей вправе притворно, для виду принимать христианство] , наряду со "звездой насилия" приняли и перевёрнутую звезду?

Очевидно, что выходцы из религиозных семей в силу своего происхождения в той или иной степени были знакомы с каббалой и прочими мистическими течениями иудаизма, среди которого они росли и воспитывались до того, как приняли крещение. Большевики интересовались теософией,популярность Блаватской известна и в их среде. Помимо использования таинств каббалистических течений, после революции большевики привлекли А.В.Барченко, который под контролем работавшего секретарём у Троцкого каббалиста Якова Блюмкина (Симха-Янкель Гершев Блюмкин) занимался поиском сведений о древних знаниях разных народов и конфессий. Начальник Спецотдела ОГПУ Глеб Бокий был в курсе всех оккультно-мистических контактов и открытий Александра Васильевича Барченко. Мистикой овеяно и убийство царской семьи, когда на стенах ипатьевского дома следователи обнаружили иудейские каббалистические символы и знаки, а также надписи на еврейском языке.

Поэтому не стоит удивляться, что в те годы жидобольшевики решили использовать перевёрнутую звезду. Взятая на вооружение армии звезда вершиной вверх - это насилие и подчинение. А перевёрнутая звезда, предназначенная непосредственно для командиров и комиссаров РККА, вручаемая за уничтожение несогласных жить под началом новой власти, означала принадлежность носителя к тёмным дьявольским силам, можно сказать-- это была метка для определения особо рьяных помощников.

Эта навеянная мистикой тема нашла отражение вот в таком агитационном плакате, призывающим рабочих и крестьян вступать в армию под руководство коммунистов:

Плакат - работа известного художника Дмитрия Моора. Позже он был опубликован в советской книге "Иллюстрированная история СССР" .

И в 30-е годы в республике Советов просматривается мрачный мистицизм, хотя бы вот в таком значке Всесоюзной спартакиады, участниками которой были в основном военные и чекисты:

Не раз в своих статьях проводил параллели между идеологией коммунистов и авраамическими религиями, рожденными в жидовских разумах с целью порабощения заражённых этими идеями и религиями народов и одинаково разрушающе действующих на сознание слушателей.

https://cont.ws/@artads/452324 --"Иуды в интернете"

https://cont.ws/@artads/531175 --"Оккупанты в рясах".

Вот и сегодня дополню этот небольшой пост изображением перевёрнутой звезды, символизирующей общение с темными силами не только жидобольшевиков, но и служителей различных религий.

Андрей Рублёв рисовал эту православную икону (на фото 3) не спьяну:

Он хорошо был знаком с различной символикой, не последнее место среди которой занимали гексаграммы и перевернутые звезды, расположенные на религиозных зданиях различных конфессий(фото 1 и 2).

Первый официальный эскиз красной звезды в качестве знака РККА был утвержден весной 1918 года. 19 апреля в газете «Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов крестьянских, рабочих, солдатских и казачьих депутатов» появилась корреспонденция, в которой говорилось, что Комиссариатом по военным делам утвержден чертеж нагрудного знака для воинов Красной Армии в виде красной звезды с золотистым изображением плуга и молота в центре. Сама по себе звезда, которую, кстати, и в статье, и еще некоторое время после официального принятия называли «марсовой звездой», олицетворяла, с одной стороны, бога войны Марса, с другой, за счет своего красного цвета - защиту революции. А уж символику молота и плуга прочитать было и того проще: они, конечно же, олицетворяли «рабочее-крестьянский» характер новой армии.
Интересно, что на одном из предварительных эскизов, нарисованном и предложенном комиссаром Московского военного округа Николаем Полянским, кроме плуга и молота, присутствовала еще и книга - как символ интеллигенции. Но от книги отказались, посчитав, что она перегружает знак и делает его плохо читаемым. Сама же по себе идея совместить в одном знаке символы рабочих и крестьян впервые была реализована в марте 1917 года, когда на знамени рабочих Московской фабрики Фаберже появилось изображение перекрещенных молота, сохи и винтовки.
При официальном утверждении приказом Наркомвоена Республики № 321 от 7 мая 1918 года новый знак Красной армии получил название «марсова звезда с плугом и молотом» и должен был носиться на груди слева. Кстати, многие красноармейцы, особенно красные командиры, предпочитали надевать знак на портупею - чтобы она не цеплялась за него и не закрывала, превращая красного воина в неизвестного вооруженного человека. И это соображение в июле 1918 года заставило Реввоенсовет республики отдать приказ перенести красную звезду с груди на околыш фуражки - место, которое стало привычным для нескольких поколений советских воинов. А 15 ноября того же года вышел приказ РВС № 773, которым красная звезда окончательно была размещена на головных уборах, причем уже не только Красной армии, но и Красного флота.
Первая эмалевая красная звезда, именовавшаяся «марсовой», имела характерную форму. Ее лучи были толще, чем мы привыкли видеть, а их грани были слегка выпуклыми, отчего вся звезда казалась более объемной. В таком виде - с выпуклыми толстыми лучами, молотом и плугом - она просуществовала четыре года. 13 апреля 1922 года плуг, который сочли символом зажиточного крестьянства, то есть кулаков, заменили бедняцким серпом (хотя, вероятнее всего, у этой замены было более приземленное дизайнерское объяснение: серп проще изображается и легче воспринимается). Через три месяца, 11 июля, изменили и форму лучей звезды - их спрямили, придав знаку хорошо знакомый нам вид.


Close