1

Проведен анализ зарубежных и отечественных исследований, посвященных состоянию здоровья детского населения в разных возрастных группах. Выявлены общие тенденции в заболеваемости детей и ведущие нозологии (болезни костно-мышечной системы, органов дыхания и пищеварения, болезни нервной системы, ЛОР-патология). Во многих исследованиях отмечается сокращение числа здоровых детей до 7,0-10,0% и увеличение функциональных нарушений среди детей уже на ранних этапах развития. Европейское бюро ВОЗ разработало стратегию профилактики, являющуюся, по мнению экспертов, самой эффективной инвестицией в здоровье детей и всего общества в целом. Обзор отечественных исследований показал, что в современных условиях необходим междисциплинарный и интегративный подход с введением новых дисциплин в образовательный процесс по профилактической педиатрии.

здоровье

группа здоровья

заболеваемость

профилактика.

2. Междисциплинарный анализ социально детерминированных рисков здоровья детского населения / Н.Н. Шигаев [и др.] // Современные проблемы науки и образования. – 2016. - № 2.?id=24246 (дата обращения: 17.05.2017).

3. Инвестируя в будущее детей: Европейская стратегия охраны здоровья детей и подростков, 2015–2020 гг. // Европейский региональный комитет ВОЗ, шестьдесят четвертая сессия (Копенгаген, Дания 15–18 сентября 2014). – Копенгаген, 2014. – 25 с.

4. Меренкова В.С. Влияние анамнеза матери на здоровье детей первого и второго года жизни / В.С. Меренкова, Е.И. Николаева // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2010. – Т. 3, № 3. – С. 53-80.

5. Мазур Л.И. Мониторинг показателей физического развития заболеваемости детей первого года жизни / Л.И. Мазур, В.А. Жирнов, М.В. Дмитриева // Современные проблемы науки и образования. – 2016. - № 2.?id=24318 (дата обращения: 17.05.2017).

6. Богданова Л.В. Состояние здоровья детей в критический период развития / Л.В. Богданова, В.И. Шилко // Уральский медицинский журнал. – 2011. - № 7. – С. 39-42.

7. Параничева Т.М. Здоровье и физическое развитие. Динамика состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.М. Панаричева, Е.В. Тюрина // Новые исследования. – 2012. - № 4 (33). – С. 68-78.

8. Лучанинова В.Н. О системе формирования здоровья у детей и подростков / В.Н. Лучанинова, М.М. Цветкова, И.Д. Мостовая // Современные проблемы науки и образования. – 2016. - № 4.?id=24969 (дата обращения: 17.05.2017).

9. Связь тяжести течения болезни в перинатальном периоде и состояния здоровья детей в школьном периоде / Е.А. Курзина [и др.] // Трансляционная медицина. – 2013. - № 2 (19). – С. 38-44.

10. Заболеваемость детей в возрасте от 5 до 15 лет в Российской Федерации / Л.С. Намазова-Баранова [и др.] // Медицинский совет. – 2014. - № 1. – С. 6-10.

11. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация европейских и российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков) / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.С. Намазова-Баранова и др. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2010. – 54 с.

12. Баранов А.А. Профилактическая педиатрия – новые вызовы / А.А. Баранов, Л.С. Намазова-Баранова, В.Ю. Альбицкий // Вопросы современной педиатрии. – 2012. – Т. 11, № 2. – С. 7-10.

13. Сабанов В.И. Возрастно-половые градации состояния здоровья детей по результатам профилактических осмотров как первый этап диспансеризации детского населения / В.И. Сабанов, О.Ф. Девляшова, Е.В. Пелих // Вестник Росздравнадзора. – 2016. - № 1. – С. 56-62.

14. Кильдиярова Р.Р. Основы формирования здоровья детей – новая дисциплина в обучении студентов медицинских вузов / Р.Р. Кильдиярова, М.Ю. Денисов // Вестник НГУ. Серия: Биология, клиническая медицина. – 2013. – Т. 11, вып. 2. – С. 175-177.

15. Глазкова И.Б. К вопросу об учебной дисциплине «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей» // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2012. - № 3. – С. 29-33.

По мнению Европейского сообщества, профилактика на всех этапах жизни является самым эффективным подходом (с экономической и медицинской точек зрения) к инвестиции в здоровье и развитие гармоничного общества . Безусловно, индивидуальные характеристики ребенка во многом определяют степень воздействия на него факторов риска (гендерная и этническая принадлежности; генетическая предрасположенность; эмоциональная устойчивость), на первое место среди которых в дальнейшем выходят социальные, экономические и экологические детерминанты (уровень доходов и образования семьи, условия жизни и труда) .

Именно социальные детерминанты, по мнению экспертов ВОЗ, играют ведущую роль в формировании популяционного здоровья. При снижении адаптационно-компенсаторных возможностей организма на фоне высокой агрессивности факторов окружающей среды и неблагополучного социального портрета матери (алкоголизм, табакокурение, бедность) социальные предикторы способствуют увеличению заболеваемости и инвалидизации детей в критические периоды роста и развития .

В перинатальном периоде закладывается фундамент здоровья взрослого населения, определяя дальнейшее развитие организма. Согласно исследованиям ВОЗ, у юных матерей с неблагополучным социальным статусом чаще рождаются дети с низкой массой тела, которая, в свою очередь, является предиктором многих возрастных патологий и напрямую связана с повышенным риском развития ишемической болезни сердца, инсульта, артериальной гипертензии и инсулинозависимого сахарного диабета. На самых ранних этапах жизни важная роль в формировании физического и психического здоровья ребенка принадлежит семье. Так, по данным Европейского сообщества, у лиц, испытавших в детстве жестокое обращение, в последующей жизни наблюдается более высокий риск табакокурения, абдоминального ожирения и алкоголизма на более поздних стадиях жизни .

Современное состояние здоровья детей в Европейском регионе характеризуется высокой детской смертностью в возрасте до пяти лет, особенно в первый месяц жизни, на долю которого приходится 50,0% случаев. Ведущими причинами при этом являются неонатальные патологические состояния (недоношенность, сепсис, асфиксия при рождении), травмы, пневмония и диарея. В возрасте 5-19 лет на первое место выходит дорожно-транспортный травматизм. В структуре непреднамеренных травм дорожные аварии занимают 39,0%, утопления - 14,0%, отравления - 7,0%, пожары и падения - по 4,0%. Непреднамеренные травмы являются причиной 42 000 смертей в возрасте от 0 до 19 лет. Наряду с этим более 10,0% подростков имеют психические нарушения, нервно-психические расстройства являются доминирующей причиной инвалидности среди данной возрастной группы. По частоте распространения среди детей 0-17 лет на первой позиции находятся тяжелые депрессивные расстройства, затем по нисходящей - тревожные расстройства, поведенческие расстройства и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ .

Проведенное исследование показало, что каждый третий ребенок в возрасте 6-9 лет страдает от избыточной массы тела или от ожирения. В группе 11-13-летних детей аналогичные показатели составляют от 5,0 до 25,0%. Согласно прогнозам, более 60,0% детей, имеющих излишнюю массу тела до наступления пубертатного периода, сохраняют подобную тенденцию и в раннем трудоспособном возрасте, что способствует развитию опосредованных взаимозависимых патологий - сердечно-сосудистых заболеваний и инсулинозависимого сахарного диабета .

Состояние здоровья детей разных возрастных групп и факторы, его определяющие, являются предметом изучения и отечественных авторов. Так, В.С. Меренковой с соавт. исследовались 50 пар «мать-ребенок первого года жизни» со средним возрастом матери 24,46±5,57 года и 50 пар «мать-ребенок второго года жизни» со средним возрастом матери 25,54±4,9 года. В ходе работы выявлено, что ухудшение здоровья детей напрямую связано с материнскими факторами: на первом году жизни - с фетоплацентарной недостаточностью, угрозой прерывания беременности и наличием гестоза (r = 0,44; 0,38 и 0,35 при p<0,01, соответственно); на первом-втором годе - с преждевременными родами (r = 00,63 при p<0,001), и на 2 году жизни - с анемией, венозными осложнениями и болезнями почек у матери (r = 0,51 при p<0,01; 0,48 при p<0,01, соответственно) .

Изучение здоровья детей первого года жизни в г. Самара за период 2012-2014 гг. показало, что в структуре заболеваемости лидируют болезни органов дыхания, отмечается высокий уровень распространения кишечных инфекций, болезней нервной системы и алиментарно-зависимых патологий (анемия, рахит) .

Экспертная оценка состояния здоровья детей в возрасте 3-7 лет, посещающих дошкольное учебное учреждение г. Екатеринбурга (n = 322), выявила, что ни один из них не принадлежал к I группе здоровья, во II группу было отнесено 58,7±2,7%, и в III группе насчитывалось 41,3±2,7%. В целом заболеваемость данной возрастной группы характеризовалась мультиморбидностью, при этом на первом ранговом месте находились болезни органов дыхания, на втором - опорно-двигательного аппарата и на третьем - болезни органов пищеварения. Достаточно высокий процент составляли дети, имеющие хронические заболевания - 41,3±2,7%, из которых на долю мультисистемных поражений приходилось 52,8±4,3% .

Мониторинг здоровья детей 5-9 лет (n = 738, из которых 418 мальчиков и 320 девочек) обнаружил, что уже на дошкольном этапе здоровых детей не более 10,0%; у 70,0% обследованных регистрируются множественные функциональные нарушения. Среди нозологий превалируют болезни костно-мышечной системы (46,1%); болезни органов пищеварения и системы кровообращения (16,7%); ЛОР-патология (17,8%) .

Аналогичные данные были получены при двухэтапном изучении здоровья детей и здоровья взаимозависимых последовательных групп в Приморском крае и Владивостоке. В исследовании приняли участие 626 детей 4-17 лет; 226 детей 4-6 лет; 224 учащихся 5 класса и 176 старшеклассников. Одновременно анализировались семьи, ожидающие ребенка (n = 54), дети грудного возраста (n = 60), дошкольники (n = 126) и подростки (n = 123). Результаты исследования позволили выработать эффективные профилактические мероприятия на каждом этапе онтогенеза: семья-новорожденный-дошкольник-школьник-подросток-семья. Итогом проводимой работы стало увеличение числа физиологически протекающих беременностей с 38 до 90,0%; реже регистрировались острые респираторные заболевания среди детей первого года жизни - с 50 до 75,0%; отмечалось улучшение состояния здоровья детей во всех возрастных группах .

Как уже отмечалось выше, течение перинатального периода во многом определяет ресурсы здоровья. Катамнез 136 детей в возрасте 4 лет (n = 48; для детей 1994 года рождения) и 11 лет (n = 88; дети 1991 г.р.), находящихся на начальном этапе жизни в отделениях реанимации и интенсивной терапии, выявил тесную связь между тяжестью болезни новорожденного и состоянием здоровья в целом, определяемую по шкале NTISS (Neonatal Therapeutic Intervention Scoring System, Gray J.E. et al., 1992). Также было установлено, что степень функциональной дезинтеграции в период новорожденности и в катамнезе напрямую коррелируют друг с другом. Следовательно, перекрёстное взаимодействие совокупности параметров состояния здоровья и перинатальных факторов на индивидуальную характеристику конституции и реактивности определяют особенности течения патологии в перинатальном и последующих периодах онтогенеза .

Большое исследование на основе профилактических осмотров проводил НИИ ГиОЗДиП «НЦЗД» РАМН в 6 дошкольных учреждениях г. Москвы (n = 383 детей, из которых 200 мальчиков и 183 девочки) и в школах среди учащихся с 1 по 9 класс (n = 426 детей; 216 мальчиков и 210 девочек). Итоговые данные показали, что к I группе здоровья относятся 5,0-7,0% детей, ко II - 40,0-45,0% и к III - 50,0-55,0% дошкольников. В данной возрастной группе регистрируются функциональные нарушения костно-мышечной системы, патология ротоносоглотки и функциональные психические расстройства и расстройства поведения. Среди школьников отмечается прогрессивное ухудшение здоровья: в 1 классе I группа здоровья составляет 4,3%, а в 9 классе только 0,7%. По гендерному распределению более подвержены функциональным расстройствам и заболеваниям мальчики. Хронизация заболеваний происходит уже к 7-9 классу. Лидирующие позиции среди функциональных расстройств занимают сердечно-сосудистые, бронхолегочная патология и нарушения со стороны пищеварительного тракта .

Здоровье подростков, обеспечение их нормального роста и развития определяет уровень благосостояния и региональную стабильность страны на десятилетия вперед. Многоаспектное исследование А.А. Баранова с соавт. констатирует, что на протяжении 20-летнего периода сохраняется тенденция к росту заболеваемости по обращаемости среди детской популяции на 2,0-4,0% в год, регистрируется рост хронической патологии, снижается число здоровых детей во всех гендерно-возрастных группах. Как отмечают авторы, согласно государственной статистике, общая заболеваемость детей в возрасте от 0 до 15 лет превышает 2400‰, а общая заболеваемость детей 15-17 лет приближается к 2000‰. Отмечается увеличение первичной заболеваемости среди детей 15-17 лет по всем классам болезней на 66,0-64,6%. При этом наиболее значительный рост показателя выявлен у новообразований (+97,7%), болезней крови (+99,2%), системы кровообращения (+103,1%), органов пищеварения (+80,7%), костно-мышечной системы и соединительной ткани (+96,9%), мочеполовой системы (+77,2%), последствий воздействия внешних причин (+71,8%). Как отмечают авторы, неблагоприятной тенденцией является ухудшение репродуктивного здоровья детей, особенно в старших возрастных группах. Так, более чем у 30,0% юношей и девушек выявляется задержка полового созревания, растет частота расстройств менструальной функции у девочек в возрасте 15-17 лет (+ 96,5% за период 2001-2008 гг.); воспалительных заболеваний половых органов (+46,2%); около 40,0% мальчиков и юношей 15-17 лет страдают заболеваниями, способными нарушить реализацию репродуктивной функции. Еще одним тревожным моментом, по мнению авторов, является то, что одно из ведущих ранговых мест в структуре заболеваемости подростков занимают психические расстройства и расстройства поведения, показатель которых за период 2001-2008 гг. вырос на 43,4% и 25,3% (соответственно, общей и впервые выявленной заболеваемости). В их структуре превалируют поведенческие синдромы, непсихотические и невротические расстройства, связанные со стрессом; соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы. На этом фоне не имеет тенденции к снижению заболеваемость детей психическими расстройствами органического генеза и умственной отсталостью .

Сохранение и укрепление здоровья детей является многоаспектной проблемой. Согласно основным принципам профилактики Европейского регионального бюро ВОЗ, 2006 г., расходы на профилактику болезней в детском возрасте являются инвестицией в здоровье и развитие страны. Для достижения поставленных целей необходимо создание благоприятной среды обитания для здоровья детей с воспитанием потребности к здоровому образу жизни; обеспечить всеобщую доступность услуг здравоохранения и государственную поддержку в реализации профилактических программ. Также следует проводить мониторинг подверженности поведенческим, социальным и экологическим рискам детей с целью использования этих данных для определения социальных детерминант здоровья детей и мер воздействия на них .

По мнению ряда отечественных авторов, прежде всего необходимо укреплять законодательную базу в отношении охраны здоровья детей; осуществлять профилактику и мониторинг младенческой смертности, детской заболеваемости и инвалидности; создать протоколы по профилактической деятельности медицинских организаций на всех уровнях с междисциплинарным и интегративным подходом; решить кадровые вопросы с введением специальности «социальный педиатр»; внедрить новые форм реабилитации; привлечь СМИ для информирования населения по основным элементам здорового образа жизни .

Кроме этого, требуется усовершенствование образования, для чего предусматривается дополнительная профессиональная программа повышения квалификации врачей-педиатров и организаторов здравоохранения «Актуальные вопросы профилактической и социальной педиатрии»; введение в учебный процесс раздела «Основы формирования здоровья детей» (где даются базовые знания по профилактической медицине, включая понятие ЗОЖ, и по профилактике аддиктивного поведения; рекомендации по сохранению здоровья дошкольников и школьников; детей, занимающихся спортом; понятия психического здоровья) и дисциплины «Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей», осуществляемой в соответствии с Концепцией медицинского образования педагогических работников на основе учебных программ для студентов .

Таким образом, анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что на сегодняшний момент остаются неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей. Решение данной проблемы требует междисциплинарного подхода, направленного на внедрение комплекса профилактических мероприятий на протяжении всего онтогенеза, но специфичных для каждой возрастной группы и с учетом имеющихся функциональных резервов организма ребенка. Немаловажную роль в достижении поставленной цели также играет внедрение новых профессиональных программ обучения педиатров основам охраны здоровья детей с позиций профилактической и социальной педиатрии.

Библиографическая ссылка

Соколовская Т.А. ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ЕГО СОХРАНЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4.;
URL: http://сайт/ru/article/view?id=26572 (дата обращения: 31.01.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Как сохранить здоровье ребенка или помочь ему справиться с болезнями, для многих молодых родителей является непосильной наукой. В этом разделе Вы сможете найти всю необходимую информацию о здоровье детей, методах профилактики заболеваний и укрепления иммунитета.

Статьи про детские болезни и болезни новорожденных

Здоровый малыш на первом году жизни много спит, нормально кушает, активно играется. Что же делать, если ребенок начинает постоянно плакать, или на его лице проявилась сыпь? Он часто срыгивает, или Вы обнаружили язвочки на деснах? Здесь опубликованы статьи про детские болезни до года, в которых можно подробно изучить симптоматику интересующих заболеваний, причины их возникновения и методы лечения.

Статьи про болезни детей младшего дошкольного возраста

Если нужно найти наиболее информативные и простые в изложении статьи про здоровье ребенка младшего дошкольного возраста, Вы именно там, где нужно. На сайте Childdevelop расположены материалы обо всех видах инфекционных и простудных заболеваний, таких как ангина, гайморит, ларингит, ветрянка, коклюш, корь. В разделе - Здоровье ребенка Вы найдете статьи, которые помогут обеспечить здоровье для детей в период активного роста и развития, научат распознавать заболевания и опишут методы их лечения.

Здоровое питание для детей

Взрослым и детям здоровье желудочно-кишечного тракта обеспечивает нормальный рост и развитие. Как поступить в случае, если ребенок отказывается от еды, выглядит вялым и бледным? На нашем сайте находится полная информация про здоровое питание для детей, подробное описание симптомов дисбактериоза, дискинезии, гастрита, дисперсии, гельминтоза, описаны методы профилактики и лечения.

Здоровый ребенок и как укрепить здоровье ребенка

Начало посещения школы характеризуется повышенными рисками заразиться вирусными заболеваниями, начиная с банального гриппа, заканчивая краснухой и ветрянкой. Чтобы не допустить восприимчивости организма такого рода микроорганизмам, следует обратить внимание на статьи о том, как укрепить здоровье ребенка.

Здоровый ребенок - это активный, громкий и непослушный человечек. Если же Вам кажется, что с психоэмоциональным состоянием малыша что-то не то - вы пришли по адресу. Статьи в этом разделе познакомят Вас с нормами поведения ребенка, их отклонениями и многое другое. Специалисты своими советами подскажут, как сделать так, чтобы вырос здоровый ребенок.

Матейкович Е.А.

ORCID:0000-0002-2612-7339, Кандидат медицинских наук, доцент,

Тюменский государственный медицинский университет

РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Г. ТЮМЕНИ

Аннотация

Решение одной из самых актуальных задач здравоохранения – сохранение репродуктивного здоровья детей и подростков – сталкивается с трудностями, обусловленными материальными условиями жизни семьи, плохой экологией, образом жизни ребенка, подростка. В литературе указывается на рост общей и гинекологической заболеваемости девочек и девушек. Автор ставит цель проанализировать структуру гинекологической заболеваемости детей и подростков г. Тюмени в различные возрастные периоды, предложить меры профилактики и варианты ведения данных пациенток с целью сохранения их репродуктивного здоровья. При проведении исследования выборочно изучались амбулаторные карты 600 девочек и девушек, обратившихся за медицинской помощью к детскому гинекологу в многопрофильную клинику Тюменского государственного медицинского университета. В работе отмечается широкое распространение среди девочек в оспалительных заболеваний половых органов, обусловленных нарушением гигиены половых органов, сопутствующей патологией, бесконтрольным приемом антибиотиков. У девушек отмечается низкий уровень культуры сексуального поведения, наличие вредных привычек, оказывающие прямое негативное влияние на гинекологическую заболеваемость. Констатируется важность участия гинеколога при проведении профилактических осмотров в школах и дошкольных учреждениях.

Ключевые слова: репродуктивное здоровье, гинекологическая заболеваемость, дети и подростки, экстрагенитальная патология.

Matejkovic E.A.

ORCID: 0000-0002-2612-7339, MD, Associate professor,

Tyumen State Medical University

REPRODUCTIVE HEALTH OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN TYUMEN

Abstract

The solution of one of the most topical issues of public health is to preserve the reproductive health of children and adolescents, it faces difficulties due to the material conditions of the family, poor ecology, the way of life of a child, and an adolescent. In known scientific paper they indicate the increase in the overall and gynecological morbidity of girls. The author aims to analyze the structure of the gynecological incidence of children and adolescents in Tyumen at different age periods, proposes prevention measures and options for maintaining these patients in order to preserve their reproductive health. Medical treatment records of 600 girls who applied for medical help to a pediatric gynecologist in a multidisciplinary clinic of the Tyumen State Medical University were selectively examined during the research. Author highlights a widespread occurrence of inflammatory diseases of genitals among girls, caused by a violation of hygiene of genitals, concomitant pathology, uncontrolled reception of antibiotics. Girls have a low level of culture in sexual behavior, the presence of bad habits, having a direct negative impact on gynecological morbidity. The importance of participation of a gynecologist in conducting preventive examinations in schools and pre-school establishments is ascertained.

Keywords: reproductive health, gynecological incidence, children and adolescents, extragenital pathology.

Сохранение репродуктивного здоровья детей и подростков относится к числу приоритетных задач здравоохранения как в России, так и за рубежом, поскольку девочки и подростки образуют резерв воспроизводства населения любой страны мира . Именно в детском и подростковом возрасте формируется нарушения специфических функций организма взрослой женщины, и в данный период жизни человека его репродуктивная система особенно уязвима. При этом на состояние репродуктивного здоровья детей и подростков оказывает влияние множество факторов, требующих самостоятельного изучения: наследственность, материальные условия жизни семьи, образ жизни ребенка и подростка, экологическое благополучие и т.д.

Многочисленные исследования последних лет активно указывают на резкое снижение доли абсолютно здоровых девочек, причем данная тенденция характеризует как общую, так и гинекологическую заболеваемость. У подавляющего большинства девочек и девушек выявляется одна, а нередко и несколько хронических болезней. Значительная часть подростков имеют метаболические нарушения, вредные привычки и ранний сексуальный опыт , последний фактор обусловливает выявление у них инфекций, передаваемых половым путем, являющихся одной из возможных причин бесплодия в будущем.

В структуре нарушений полового развития и гинекологической заболеваемости детей и подростков выделяются преждевременное половое развитие (от 2,5 до 3 % девочек в возрасте младше 8 лет), отсутствие полового развития (2-3 % девочек в возрасте 12 лет), врожденные пороки развития матки и влагалища (4% врожденных аномалий развития), дисменорея (39% у девочек в возрасте 13 лет, 72% – в возрасте 17 лет), аномальные маточные кровотечения (от 10 до 37,3%), олигоменорея (12,6% подростков в возрасте 15-18 лет), вульвит и вульвовагинит (65% девочек в возрасте от 1 до 9 лет), синехии (85% девочек в возрасте от 1 до 5 лет), хронический сальпингоофорит (14,6% сексуально активных девушек в возрасте 13-18 лет), опухоли и опухолевидные образования яичников (от 7,5 % до 19,2%) , , , .

Ученые обращают внимание, что состояние репродуктивного здоровья детей и подростков отличается в городской и сельской местностях , в горных районах и на равнине . Важное значение имеет проведение регулярных медицинских осмотров с участием гинеколога, эндокринолога и других узких специалистов . Регулярное проведение таких осмотров позволяет своевременно выявить экстрагенитальную и гинекологическую патологию у детей и подростков и, по возможности, предотвратить их неблагоприятное воздействие на репродуктивную систему ребенка .

Проживание на территории Западно-Сибирской низменности, где расположена Тюменская область, также оказывает влияние на состояние общего и репродуктивного здоровья детей и подростков. Так, у девушек-подростков здесь выявлен латентный дефицит железа, который превышает популяционный порог на 22%, поэтому юные беременные обоснованно относятся к группе риска по анемии .

Цель настоящей работы – проанализировать структуру гинекологической заболеваемости детей и подростков г. Тюмени в различные возрастные периоды, предложить меры профилактики и варианты ведения данных пациенток с целью сохранения их репродуктивного здоровья. Автор длительное время осуществляет консультативный прием девочек и подростков в качестве гинеколога в многопрофильной клинике Тюменского государственного медицинского университета

При проведении исследования выборочно изучались амбулаторные карты 600 девочек и девушек, обратившихся за медицинской помощью к гинекологу, на основе специально разработанной карты, учитывающей такие сведения, как возраст, социальные условия жизни, диагностические данные, в том числе жалобы, гинекологический анамнез, результаты гинекологического осмотра и дополнительных методов исследования. Анализ медицинских карт проводился при условии согласия родителей пациенток на обработку содержащихся в них данных.

Результаты и обсуждение. Из 600 обратившихся на прием к гинекологу пациенток 45 находились в грудном возрасте (7,5%), 273 (45.5%) – в нейтральном периоде (от 1 года до 7 лет), в том числе 160 – в периоде раннего детства (от 1 года до 3 лет), 113 (18,8%) – в периоде первого детства, 40 (6,7%) – в препубертатном периоде (от 8 лет до менархе), 242 – в пубертатном периоде, в том числе в I фазе (от менархе до 14 лет) – 242 (40,3%), во II фазе (от 15 до 18 лет) – 162 (27%).

В структуре гинекологической патологии у детей грудного возраста чаще всего встречались синехии (82,2%), в том числе 33,3% – на фоне хронического вульвита. У 13,3% девочек выявлен вульвовагинит, в том числе у 11,1% – неспецифический. Только 2 девочки грудного возраста (4,5%) были признаны гинекологически здоровыми.

В периоде раннего детства на первое место в структуре гинекологической заболеваемости выходят вульвовагиниты: вторичный (33,7%), в т. ч. 21.8% – на фоне дисбактериоза кишечника, 11,9% – на фоне заболеваний мочевыводящих путей, неспецифический (23,1 %), специфический (кандидозный) – 2,5%. Синехии наблюдаются у 34,4 % девочек, из которых 14,4% – на фоне хронического вульвита. Гинекологически здоровыми были признаны только 6,3% девочек.

У девочек в период первого детства также превалируют вульвовагиниты: неспецифический (40%), специфический (кандидозный) – 5,3%, вторичный (27,4%), в т.ч. 27,4% – на фоне дисбактериоза кишечника, 10,6% – на фоне заболеваний мочевыводящих путей. Синехии встречаются гораздо реже – в 14,1% случаев, из которых 8,8% наблюдаются на фоне хронического вульвита. Гинекологически здоровыми признаны только 3% девочек.

В пубертатном периоде гинекологически здоровыми признаны 15 % пациенток. У остальных выявлены вульвовагиниты: 47,5% – непецифический, 10% – специфический, 27,5 % – на фоне экстрагенитальной патологии (вторичный), включая дисбактериоз кишечника (17,5%) и заболевания мочевыводящих путей (10%).

В структуре гинекологической заболеваемости девушек в пубертатном периоде лидируют различные нарушения менструальной функции (60,7%), в т.ч.: альгодисменорея (19,4%), олигоменорея (13,6%), нерегулярные менструации (10,3%), аменорея (8,7%), гиперполименорея (6,2%), ЮМК (2.5%). Воспалительные заболевания женских половых органов встречаются у 19,4% девушек, из которых 9,1% составляют вульвовагиниты: неспецифический (4,5%) и специфический (9,1%) – хламидиозный (5%), кандидозный (3,7%), гонорейный (0,4%), а также воспалительные заболевания верхнего отдела половых органов (5,8%). Киста яичника выявлена у 6,2 % пациенток, бактериальный вагиноз – у 4,9%, СПКЯ – у 3,7%, адреногенитальный синдром в «мягкой форме» – у 2,5%. Гинекологически здоровыми признаны только 2,9% девушек.

Выявленные результаты в основном коррелируют со структурой гинекологической заболеваемости детей и подростков в целом по стране , , . При этом в исследованных случаях обращает внимание единичное количество гинекологически здоровых пациенток во всех возрастных группах, что требует проведения более широкой профилактической работы, усиления пропаганды здорового образа жизни и культуры сексуального поведения, регулярной диспансеризации, прежде всего, в социально неблагополучных семьях.

Выводы:

  1. Воспалительные заболевания половых органов (вульвиты, вульвовагиниты) в период нейтрального детства занимают первое место в структуре гинекологической патологии.
  2. Нарушения менструальной функции такие как альгодисменорея, гипо- и гиперменструальный синдром, ЮМК послужили основными причинами обращения к гинекологу у девушек.
  3. У детей младшего возраста воспалительные заболевания обусловлены в основном нарушением гигиены половых органов, сопутствующей патологией, такой как дисбактериоз кишечника, заболевания мочевыводящих путей, бесконтрольным приёмом лекарственных средств, в частности антибиотиков.
  4. У девушек основной причиной воспалительных заболеваний являются инфекции, передаваемые половым путём, что свидетельствует не только о раннем начале половой жизни, но главным образом об отсутствии культуры сексуального поведения подростков, употреблении алкоголя и наркотиков, низком социальном уровне.
  5. Включение гинеколога в регулярные медицинские осмотры девочек и подростков способствует как своевременному выявлению гинекологических заболеваний, их лечению, так и профилактике возможных осложнений для гинекологического здоровья женщины, а, значит, сохранению репродуктивного потенциала будущих поколений.

Список литературы / References

  1. Атамбаева Р.М. Медико-социальные аспекты репродуктивного здоровья девушек-подростков Кыргызстана [Электронный ресурс] / Р.М. Атамбаева, Ж.К. Исакова, Г.Д. Бейшенбиева, Ф.А. Кочкорова // Universum: Медицина и фармакология. – 2017. – № 1 (35). URL: http://7universum.com/ru/med/archive/item/4128 (дата обращения: 24.11.2017).
  2. Гинекология: национальное руководство / под ред. Г.М. Савельевой, Г.Т. Сухих, В.Н. Серова, В.Е. Радзинского, И.Б. Манухина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 1008 с.
  3. Гурьева В.А. Репродуктивное здоровье девочек-подростков в городе и сельской местности / В.А. Гурьева, И.М. Данилова, А.Н. Данилов // Сибирский медицинский журнал. 2008. № 2. С. 71-74.
  4. Ербактанова Т.А. Репродуктивное здоровье девушек-подростков Тюменской области на фоне латентного дефицита железа: автореф. дис. канд. мед. наук: 14.01.08, 14.01.01: защищена 05.06.2014 / Ербактанова Татьяна Александровна; ГОУ ВПО «Тюменская государственная медицинская академия». – Тюмень, 2014. – 23 с.
  5. Курбатова А.В. Репродуктивное здоровье девочек-подростков / А. В. Курбатова, А. Т. Егорова // Сибирское медицинское обозрение. – 2009. – № 2. – С. 9-13.
  6. Строзенко Л.А. Репродуктивное поведение современных девушек-подростков и уровень их соматического здоровья / Л.А. Строзенко, Л.Н. Клименов, Ю.Ф. Лобанов // Мать и дитя в Кузбассе. – 2011. – № 4. – С. 43-46.
  7. Уварова Е.В. Репродуктивное здоровье девочек России в начале XXI века / Е.В. Уварова // Акушерство и гинекология. – 2006. – № S. – С. 21-30.
  8. Уварова Е.В. Современные проблемы репродуктивного здоровья девочек / Е.В. Уварова, В.И. Кулаков // Репродуктивное здоровье детей и подростков. – 2005. – № 1. – С. 6-10.
  9. Уварова Е.В. Особенности течения воспалительных заболеваний малого таза у девушек-подростков / Е.В. Уварова, Д.Р. Халимова // Репродуктивное здоровье детей и подростков. – 2011. – № 5. – С. 49-56.
  10. Хащенко Е.П. Современные подходы к диагностике и ведению пациенток с синдромом поликистозных яичников в подростковом возрасте / Е.П. Хащенко Е.П., Е.В. Уварова // Акушерство и гинекология. – 2015. – № 5. – С. 5-9.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Atambaeva R.M. Mediko-social’nye aspekty reproduktivnogo zdorov’ja devushek-podrostkov Kyrgyzstana / R.M. Atambaeva, Zh.K. Isakova, G.D. Bejshenbieva, F.A. Kochkorova // Universum: Medicina i farmakologija . – 2017. – № 1 (35). URL: http://7universum.com/ru/med/archive/item/4128 (accessed: 24.11.2017).
  2. Ginekologiya: natsional’noye rukovodstvo / ed. by G.M. Savelieva, G.T. Sukhikh, V.N. Serova, V.E. Radzinsky, I.B. Manukhin. – 2 nd edition. – M.: GEOTAR-Media, 2017. – 1008 p.
  3. Gur’yeva V.A. Reproduktivnoye zdorov’ye devochek-podrostkov v gorode i sel’skoy mestnosti / V.A. Guryeva, I.M. Danilova, A.N. Danilov // Sibirskiy meditsinskiy zhurnal . – 2008. – № 2. -P. 71-74.
  4. Yerbaktanova T.A. Reproduktivnoye zdorov’ye devushek-podrostkov Tyumenskoy oblasti na fone latentnogo defitsita zheleza : dis. … of PhD in Medicine: 14.01.08, 14.01.01: defense of the thesis 05.06.2014 / Yerbaktanova Tatyana Aleksandrovna. – Tyumen, 2014. – 23 p.
  5. Kurbatova A.V. Reproduktivnoye zdorov’ye devochek-podrostkov / A.V. Kurbatov, A.T. Egorova // Sibirskoye meditsinskoye obozreniye . – 2009. – No. 2. – P. 9-13.
  6. Strozenko L.A. Reproduktivnoye povedeniye sovremennykh devushek-podrostkov i uroven’ ikh somaticheskogo zdorov’ya / L.А. Strozenko, L.N. Klimenov, Yu.F. Lobanov // Mat’ i ditya v Kuzbasse . – 2011. – No. 4. – P. 43-46.
  7. Uvarova Ye.V. Reproduktivnoye zdorov’ye devochek Rossii v nachale XXI veka / E.V. Uvarova // Akusherstvo i ginekologiya . – 2006. – No. S. – P. 21-30.
  8. Uvarova Ye.V. Sovremennyye problemy reproduktivnogo zdorov’ya devochek / E.V. Uvarova, V.I. Kulakov // Reproduktivnoye zdorov’ye detey i podrostkov.[ Reproductive health of children and adolescents]. – 2005. – No. 1. – P. 6-10.
  9. Uvarova Ye.V. Osobennosti techeniya vospalitel’nykh zabolevaniy malogo taza u devushek-podrostkov / Ye.V. Uvarova, D.R. Khalimova // Reproduktivnoye zdorov’ye detey i podrostkov [ Reproductive health of children and adolescents]. – 2011. – No. 5. – P. 49-56.
  10. Khashchenko Ye.P. Sovremennyye podkhody k diagnostike i vedeniyu patsiyentok s sindromom polikistoznykh yaichnikov v podrostkovom vozraste / Ye.P. Khashchenko Ye.P., Ye.V. Uvarova // Akusherstvo i ginekologiya . – 2015. – No. 5. – P. 5-9.
1

В последние десятилетия XX века в России получила широкое распространение психологическая поддержка детей в условиях детских садов, школ и учреждениях дополнительного образования. Обусловлено это стрессогенностью жизни взрослых, их занятостью преимущественно работой, что приводит к росту психологических и психосоматических нарушений у детей. Негативно влияют на здоровье ребенка и огромные нагрузки как следствие столь популярного в наше время раннего обучения дошкольников и интенсивного обучения школьников. В качестве фактора риска можно также отметить дисбаланс в развитии детей, обусловленный стремлением взрослых дать им как можно больше знаний в ущерб формированию интуиции, фантазии, творческих способностей.

Необходимо разграничивать понятия психического и психологического здоровья. Под психическим здоровьем понимается комплекс характеристик обеспечивающих составной элемент здоровья в целом. Психическое здоровье является важной составляющей адаптации человека в социуме. Психологическое же здоровье - это важная характеристика личности человека. Оно тесно связано с психическим развитием в процессе всей его жизни, т.е. психологическое здоровье это возможность развития человека на всем его жизненном пути. Понятия психического и психологического здоровья тесно связаны друг с другом.

О психологическом здоровье ребенка свидетельствует сформированность у него основных возрастных личностных образований, а те или иные трудности в их формировании указывают на определенные нарушения психологического здоровья.

Так, уже первый год жизни вносит важный вклад в формирование Я ребенка. К концу этого периода у него складывается предпосылка самоуважения, возникает первичный образ окружающего мира, к которому он испытывает доверие. Но могут сформироваться и неустойчивое или негативное отношение к себе, потребность в постоянной помощи, заботе, а также недоверие к окружающему миру, чувство небезопасности. Можно сказать, что закладываются основы эмоционального развития - оптимизм и жизнерадостность, эмоциональная отзывчивость. Но возможно и развитие апатии либо неспособности к эмоциональному заражению, к эмоциональным контактам в целом (синдром «потери чувств»).

Важнейшее условие формирования в младенчестве позитивных новообразований - адекватное возрасту и темпераменту взаимодействие с ним матери. Применительно к первым трем-четырем месяцам многие психологи говорят о необходимости «ансамбля» мать - ребенок, в котором ребенок «солирует», а мать прислушивается к его желаниям и потребностям и в соответствии с этим выстраивает свое поведение.

В раннем возрасте (от года до трех лет) Я ребенка развивается за счет первоначального осознания самого себя. К концу раннего возраста формируется автономная позиция, т. е. возможность самостоятельно совершать собственный выбор и добиваться его реализации. Однако могут возникнуть и затруднения в ее развитии, следствием чего становятся пассивность, зависимость от оценок взрослых или постоянное стремление всеми силами утверждать свою свободу. Этот период важен для формирования у ребенка способности подчиняться общественно принятым нормам. Ребенок учится следовать некоторым «можно» и »нельзя», сознательно принимать простейшие правила (самостоятельно одеваться, убирать разбросанные кубики и т.п.).

В раннем возрасте начинает развиваться эмоциональная сфера ребенка. В случае нарушенного развития ребенок прячет от окружающих свою агрессивность и становится подчеркнуто миролюбивым. В другом варианте развивается деструктивная агрессивность, т.е. стремление разрушать предметы (ломать игрушки, рвать книжки, собственные вещи) или нарушать нормы поведения, и в первую очередь не слушаться взрослых.

В дошкольном возрасте происходит стабилизация Я ребенка, он начинает задумываться над тем, какой он - плохой или хороший. Важнейшее значение в этом играет процесс идентификации с родителем своего пола, т.е. не простое подражание или частичное принятие качеств родителя, а стремление чувствовать себя сильным, уверенным или нежным, заботливым - таким, каким хотел бы видеть себя ребенок. В дошкольном возрасте также активно развивается самосознание. Ребенок осознает, что в целом он хороший, но имеет некоторые недостатки, и начинает понимать: чтобы быть хорошим, нужно соответствовать родительским требованиям. Можно говорить о так называемом явлении родительского программирования - формировании под воздействием родительских директив основных жизненных сценариев ребенка. Если же ребенок ощущает себя недостаточно хорошим, чтобы получать необходимое ему внимание позитивными способами, то у него могут складываться и закрепляться различные формы получения внимания с помощью негативных проявлений, таких, как нарушение поведения, драки, ложь и т. п. В этом случае ребенок предпочитает быть пусть наказанным, но обязательно замеченным взрослыми.

Существует объективные (не зависящие от ребенка) и субъективные (поддающиеся коррекции) факторы ухудшения психологического здоровья современных детей.

К объективным относятся:

1. Загруженность родителей на работе и дефицит общения родителей с детьми. Сейчас семья не несёт тех социальных функций, которая она несла раньше (нет близкого окружения родственников и нет рядом людей, которые эмоционально бы защитили ребенка).

2. Информационная перегрузка детей. Дети в большом количестве смотрят телевизор (в том числе и сцены насилия). Происходит ассоциирование ребенка с главными героями. Отсюда у ребенка появляются страхи, фобии, низкая самооценка, высокий уровень тревожности, ведущий зачастую к невротизации.

3. Для большинства родителей характерен такой стиль детско-родительских отношений, как гиперопека и гиперпротекция. Родители стремятся отгородить детей от любых проблем и дел. Воспитание ребенка идет вербальными методами, а не наглядно-действенными.

4. Дисгармонии семейных отношений и семейного воспитания внутри родительских отношений или нарушения в сфере детско-родительских отношений (конфликты, ссоры, частая ругань), с которых часто дети берут модель поведения. Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психологического неблагополучия и психосоматических проблем (тики, заикание, энурез, двигательная расторможенность).

5. Нарушения развития ребенка в перинатальном периоде (асфиксия, низкий уровень здоровья матери).

6. Ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли.

Помещение детей в раннем возрасти (до трех лет) в дошкольное учреждение или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней (рассматривает себя только в единстве с матерью - категория «МЫ»). При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к трем годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте трех лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.

Субъективные же причины поддаются коррекции и к ним относятся:

Характер детско-родительских отношений;

Моральные ценности семьи и взрослых, участвующих в воспитании ребенка.

В целом, современные дети-дошкольники существенно отличаются от детей прошлых лет, а именно:

1. Большие различия календарного, физиологического и психологического возраста.

2. У детей разный уровень развития, степень эмоциональной и психологической готовности к началу обучения в школе.

3. У детей обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Но она часто носит противоречивый характер, вследствие чего возникает тревожность и неуверенность.

4. У детей более свободное ощущение своего «Я» и независимое поведение.

5. У современных детей более слабое физическое здоровье.

6. Современные дети меньше играют в сюжетно-ролевые игры, которые зачастую заменяют телевизор и компьютер.

Библиографическая ссылка

Мичурина Ю.А., Дробышевская Д.А., Васильченко К.А. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13306 (дата обращения: 31.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Close