2.3 Функции библиотеки, связанные с обслуживанием читателей

библиотека обслуживание читатель

В библиотечном обслуживании реализуются многообразные функции:

ь социальные - мировоззренческие, информационные, культурно-просветительские, образовательные. Они определяются законом «О библиотечном деле» и реализуются через систему психологических и педагогических функций;

ь психологические - ценностно-ориентационные, познавательные, коммуникативные, эмоционально-компенсаторные, рекреационные, эстетические, рефлексивные;

ь педагогические - воспитательные и самовоспитательные, образовательные и самообразовательные, обучающие и самообучающие, развивающие.

Таким образом, в основе той или иной концепции библиотечного обслуживания, принятой в обществе в определенный период его развития, лежит отношение к читателю, то есть - та или иная концепция читателя.

Приведем концепции библиотечного обслуживания :

· идеологическая концепция (основана на отношении к библиотеке как к идеологическому учреждению);

· педагогическая концепция (существовала с первых лет Советской власти, но стала наиболее выражена в период ослабления административно-командной системы управления в стране);

· просветительская концепция (сформировалась в период перестройки, с введением плюрализма);

· социализирующая концепция (основывается на теории социализации личности, сформулированной в XX в. как альтернатива теории воспитания);

· информационная концепция (стала формироваться в последнее десятилетие XX в. Она базируется на свободном доступе к информации и ориентирована на читателя).

Необходимо заметить, что в разных типах библиотек главенствовать будут разные концепции, например, для научной библиотеки - информационная, для юношеской - социализирующая, для детской - педагогическая.

В соответствии с отношением россиян к сегодняшней публичной библиотеке, выявленным исследователями, и требованиями к ней со стороны государства и общества можно выделить среди многих функций несколько основных, связанных с обслуживанием читателей:

информационную,

просветительскую,

кумулятивную,

образовательную,

педагогическую (воспитательную),

коммуникативную.

Информационная функция - функция наиболее широкого диапазона, в основе которой лежит лишь сообщение о документе, а читательский адрес такого сообщения - любой человек. Ограничение здесь одно: человек должен осознавать свою информационную потребность и искать её удовлетворения. Информационная функция - это совокупность видов её деятельности по информационному обеспечению материального и духовного производства. Реализация функции выражается в виде процесса удовлетворения информационных потребностей читателей за счёт массива информации, накопленного в ней, а также других доступных ей источников информации. Это фундаментальная, универсальная, сущностная функция современной библиотеки. На её основе «произрастают» производные функции, которые подразделяются на два класса: вне исторические и конкретно-исторические. К первому классу, вне всякого сомнения, относятся мемориальная, кумулятивная, утилитарная, коммуникационная функции. Ко второму классу относятся функции, содержание которых определяется конкретными историческими условиями, например, формацией, политическим строем, уровнем развития экономики, культуры, образования и т.п. В условиях России их перечень может быть ограничен двумя классами: 1) информационная поддержка материального производства; 2) информационная поддержка духовного производства. Первый класс функций наполняется конкретным содержанием в зависимости от обслуживаемой отрасли материального производства. Второй класс включает четыре основные функции: социализирующая, образовательная, культурная, рекреационная.. В демократическом обществе выполнение социальных функций библиотеки должно быть построено так, чтобы каждый гражданин, независимо от пола, возраста, национальности, образования, политических убеждений, отношения к религии и других социально-демографических признаков, имел равное право на свободный, ничем не ограниченный доступ к информации. При этом недопустима никакая государственная или иная цензура, ограничивающая этот доступ. Содержание деятельности библиотеки должно отражать идеологическое и политическое многообразие, существующее в обществе. Только при соблюдении этих условий библиотека может стать подлинно демократическим инструментом общества, гарантом прав человека на интеллектуальную свободу, свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, на культурную, научную и образовательную деятельность.

Просветительская функция, сутью которой является распространение знаний, как бы конкретизирует и направляет на цель информационную функцию. Однако функция просвещения не предусматривает жёсткого навязывания читателю определенных взглядов, идей, концепций. Ему предлагается свободный выбор их. Правда, полностью снимать субъективный момент в просветительской работе библиотеки нельзя. В последние годы стал заметен приток читателей в библиотеки, особенно в городских библиотеках. Это объясняется новыми потребностями людей, такими как необходимость получить новые знания, повысить квалификацию или переквалифицироваться, освоить новые учебные программы, и, особенно важный мотив, отсутствие средств у людей для приобретения книг в личное пользование и др. Новое время внесло изменения в структуру пользователей библиотек. Уменьшилось число исследователей и работников промышленных предприятий, но заметно увеличилась молодежная аудитория, появилась новая категория читателей: предприниматели, социально-незащищенные и малоимущие категории населения - студенты, инвалиды, пенсионеры, безработные. Тем самым появилась новая функция у библиотек как учреждений, вносящих определенную стабилизацию и снижающих социальную напряженность в обществе. Просветительская функция библиотек относится к числу кардинальных в деятельности любой библиотеки. И связано это с природой самого этого социального явления, его миссией. Значение просветительской функции библиотек в настоящее время усиливается, так как, с одной стороны, происходит оскудение интеллектуального и нравственного потенциала общества, с другой - активное развитие компьютеризации, позволяющей оптимально удовлетворить деловые, прагматичные потребности личности. Вузовские библиотеки как культурно-просветительные учреждения оказывают всё большее влияние на развитие гуманистического, нравственного и эстетического начала личности студента. Решению этой задачи способствуют не только книжные фонды, работа с ними, но и проводимые по инициативе библиотекарей мероприятия. В настоящее время значительную часть успеха воспитательной работы в вузе обеспечивает ориентация на конкретные потребности и интересы студентов, знание духовного мира простого, массового студента. Отношение студентов к миру духовных ценностей становится при этом одной из важных проблем, оказывая воздействие не только на уровень подготовки будущих специалистов, их гуманитарную культуру, но и на всё будущее России.

Кумулятивная функция библиотеки реализуется посредством сбора и концентрации разнообразных по форме, содержанию и целевому назначению документов независимо от времени и места их создания. Суть мемориальной функции заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи во времени и пространстве. Коммуникативная функция библиотеки реализуется посредством удовлетворения информационных и социокультурных потребностей пользователей. Научно и производственно-вспомогательные функции реализуются путем создания условий для информационного содействия науке, экономике и производству. Досуговая функция библиотеки реализуется путем создания условий для организации интеллектуального досуга.

Образовательная функция публичной библиотеки реализуется в возможности помочь читателю углубить и расширить постигаемую им программу той или иной ступени обучения или собственную программу самообразования. Осуществление этой функции связано также с задачей непрерывного образования и, следовательно, пересекается с реализацией функции просветительской. Реализация образовательной функции всегда являлась неотъемлемой составляющей частью деятельности библиотеки. В то же время функционирование любого образовательного учреждения, осуществление любой образовательной программы невозможно без опоры на библиотеку и ее информационные ресурсы. Таким образом, деятельность таких разных социальных институтов как библиотеки и образовательные учреждения всегда была тесно взаимосвязана.

Педагогическая (воспитательная) функция подразумевает формирование личности определенного типа, внушение ей тех или иных идей, привитие необходимых, с позиций библиотечной политики, качеств. В этом коренное отличие воспитательной функции от просветительской, особенно явственно заметное в условиях тоталитарного государства.

Воспитание читателей - одна из важнейших задач массовой библиотеки. Она воздействует на них множеством всевозможных информационных источников, художественной и публицистической литературой, аудиовизуальными средствами и многообразием форм общения. Результаты всесторонней воспитательной деятельности библиотеки находят воплощение не только в конкретных делах читателей на работе, в духовно-культурной сфере, но и способствуют формированию личности, интересов и потребностей. Она организует досуг и чтение различных групп населения, развивает разумные потребности отдельной личности и коллектива читателей, особенно молодежи. В досуговой сфере широкое поле для инициатив клубов по интересам, кружков литературного творчества, других читательских объединений. В воспитательном процессе, который организует библиотека нет объектов, есть только субъекты.

Одной из творческих педагогических задач является системное осмысление воспитательного процесса, как теоретически, так и практически, применительно к библиотечному делу. Воспитательный процесс в библиотеке следует рассматривать как единство составных элементов, объективных условий, в котором он протекает, т.е. содержания, формы, целей, средств и методов, объекта и субъекта воспитания, а также других факторов, имеющих к нему прямое или косвенное отношение. В воспитательном процессе следует также учитывать природу личности, триединство органической связи, в которую входит а) природно-биологическая основа и б) результат взаимодействия совокупных общественных отношений, которые определенным образом формируют человека, в) самостоятельные, самоуправляющие внутренние силы самого человека, обеспечивающие развитие личности, ее самодвижение к определенной социальной и культурной независимости. Библиотека соответствует времени и общественно-политическим условиям, в которых она функционирует. Библиотека, как и школа, должна идти за обществом, решая вместе с ним социально-экономические проблемы, В каждую конкретную эпоху организуется такая библиотека, как, впрочем, и школа, которая отвечает запросам обществе, т.е. отражает наши желания, устремления в будущее, ощущения всего мира и самих себя в нем.

Библиотека воспитывает читателя всей своей организацией, заведенным многолетним укладом, опытом и профессиональными знаниями сотрудников, подбором библиотечного фонда. В казённой, формализованной библиотеке наиболее неуютно почувствуют себя читатели с тонким душевным восприятием, обладающие развитым мышлением, нестандартными запросами. Эта категория читателей особенно нетерпима к тому всепоглощающему стандарту, который именуется “руководством чтением” или бездумной опекой над читателем, отучающей самостоятельно думать и мыслить. Из-за постоянного стремления к руководству чтением библиотека «застойного социализма» оказалась не способна оценить по достоинству самого читателя, разбудить в нём пытливый ум и жажду чтения.

Бюрократический стиль библиотечного обслуживания в массовой библиотеке в недалеком прошлом стал господствующим и сохраняется до сего времени. Заботы и усилия библиотекаря направлены не на расширение круга чтения и осмысление прочитанного читателями библиотеки, а на соблюдение формы, чтобы была «хорошая» статистическая посещаемость и «обращаемость» книги, а каково её воздействие на личность, чем обогатился читатель в результате чтения - вот те вопросы, который зачастую не интересуют библиотекаря; иногда они ему просто недоступны. Этой системе воспитания в библиотеке могут противостоять не отдельные попытки что-то изменить в отношении читателя, библиотекаря или самой библиотеки. Требуется полная переориентация в понимании воспитательного назначения библиотеки.

Осуществляя воспитание с помощью печатного слова, книги и чтения, необходимо добиваться сопричастности читателя со всем духовным наследием человечества, чтобы он осознал свое отношение ко всему богатству культуры. Библиотека призвана формировать человека в целом, в его настоящем и будущем. Помочь нам всем отойти от стереотипов, прежде всего, от морали, утверждающей будто все нравственно, что хорошо для укрепления революционных завоеваний, что цель оправдывает средства. Такая мораль не может и никогда не сможет заменить мораль общечеловеческую. Моральный беспредел особенно опасен в нынешних условиях общественно-политической нестабильности и острых межнациональных конфликтов. В каждой библиотеке необходимо создать условия, чтобы эффективнее проводить линию на разъяснение нравственных ценностей, возвращая людям возможность усваивать такие вечные понятия, как совесть, порядочность, личное достоинство, «честное слово». Абсолютизация классового подхода в воспитании, догматические установки препятствовали взаимодействию с реальными общечеловеческими ценностями, современными явлениями мировой культуры. Среди части молодежи наблюдается весьма поверхностное, сомнительное и стыдливое отношение к понятиям, которые во все времена у народов считались незыблемыми, святыми, как Родина и любовь. Для их низвержения используется один и тот же прием - отчуждение с помощью очернения. Можно сказать, что культ очернительства, разоблачения и хулительства в средствах массовой информации достиг своего пика и представляется, чуть ли не единственным творческим началом в общественной жизни. Так ли это на самом деле? Такой культ совершенно не плодотворен, не созидателен, он сужает наши представления о многообразии жизни, лишает человека возможности адекватно, во всех противоречиях воспринимать окружающую действительность, порождает ущербность, злобу и ненависть. В конечном счете происходит определенная деградация интеллектуальных способностей человека.

В воспитании мы больше обращаемся к рассудку, но не к нравственному чувству читателя. Людей занимает не одна злоба дня, запросы и потребности человека значительно шире и глубже. Он не только желает многое знать, но у него должно оставаться свободное «поле» для чувств и переживаний, несмотря на царящее в течение многих лет почти узаконенное ханжество, двоемыслие, фактическое поощрение аморальности. Библиотеке необходимо поддерживать постоянный интерес в обществе к вопросам воспитания человека, преодолевая при этом догматизм, начетничество, мертвящую схоластику. Здесь необходимо осознать истину о плюралистичности гуманитарного мышления, невозможности его «выпрямления» и схематизации. Необходимо отказываться от устаревших форм и методов воспитательной работы в библиотеках, которые отталкивают читателей, а не привлекают новизной и нестандартностью, возможностями их активной самодеятельности.

Воспитать человека необходимо, прежде всего, нравственным, что означает подлинная личность, настоящий человек, истинный герой. Такой человек - умелый работник, он способен сочетать беспредельную преданность идее с высочайшей нравственностью.

Зарождающееся в наше непростое время новое общество видится сегодня, прежде всего, как общество реального гуманизма и социальной справедливости, в котором самой высокой ценностью является человек, его условия жизни, заботы, устремления, всестороннее и гармоническое развитие, достойное материальное и моральное вознаграждение за труд, возможность повышения уровня культуры и нравственности.

Воспитательное воздействие библиотеки основано на чтении. Иногда сравнивают читателя с музыкантом, называя его исполнителем книги. Не каждый читатель выдающийся исполнитель. Выдающиеся музыканты и исполнители книги встречаются относительно редко. Достаточно быть обыкновенным вдумчивым читателем, которых, к сожалению, становится все меньше м меньше. По данным социологов, школьник прочитывает за год пять-шесть книг, а учащийся средних учебных заведений - три-четыре. Уменьшение читателей и читаемости обусловлено множеством соблазнов. Смотреть телевизионную передачу легче, чем читать, меньше умственное напряжение, особенно, когда развлекательная программа. Преодоление соблазна легкого телепросмотра и даже малопродуктивного чтения требует волевого усилия. На помощь читателю должна прийти библиотека, предоставляя ему широкий выбор всевозможной литературы, тактично и умело направляя его читательские интересы.

Выбор в наибольшей степени характеризует личность. В часы досуга можно себе выбрать занятие по душе: посмотреть развлекательную телепередачу, пойти в дискоклуб, посетить библиотеку. Пропаганда библиотеки должна обеспечивать приток новых читателей, профессионально квалифицированная работа с ними активизирует читателей, повышает эффективность чтения.

Снижение посещаемости библиотеки, особенно молодежью, столь отчетливо распространившееся явление в последние годы, должно тревожить все общество. Некоторые из молодых людей остаются глухи к литературному чтению, книге. Преодолеть такой индифферентизм можно только с помощью обучения читать и пользоваться печатным словом. Не следует ориентироваться на малокультурного человека, идти на поводу бескультурья, подстраиваться под вкусы людей, которые не могут серьезно и вдумчиво читать.

В потреблении духовных ценностей не может быть равенства. Демократизм следует усматривать несколько в ином. Критерии усвоения духовных ценностей должны быть высокие, до которых следует с трудом дотягиваться, а не опускаться. В библиотеке следует развивать дух соревновательности в познании литературного произведения, углубленного понимания смысла и назначения прочитанной книги. Для библиотеки в общепринятых формах деятельности множество видов работы с читателями: обзоры книг, диспуты, рассказы и пояснения у книжной полки, выставки, конференции, представления книг и др. Все они могут быть использованы дня воспитания читающей личности.

Идея гуманитаризации воспитания и образования получает все большее признание среди библиотекарей. Технократизм, всеобщая компьютеризация, несомненно, необходимы. Но человеку этого недостаточно, ему нужен общий взгляд на жизнь и на себя, понимание настоящего и будущего. Библиотека гуманистической направленностью своей деятельности содействует объединению человечества, связующим началом которого должно быть искусство, гуманные идеи добра, сострадания, взаимопомощи, бережного отношения к природе, среде обитания. Экономика неразрывно связана с культурой, без которой не будет экономического прогресса. Самая доступная форма воспитания культуры - обращение к книге. Начинать желательно с классической отечественной и мировой литературы и идти к лучшим произведениям современности. В литературе наиболее надежно сохранены общечеловеческие ценности, вечные идеалы добра, чести, свободы, что помогает осознать жизнь, свое место в ней, заглянуть в будущее. Всесторонность и профессионализм - существенные черты воспитанности и образованности, наиболее полно отвечающие требованиям современности. Библиотека организует различные виды чтения, которые служат важнейшими элементами образовательного и воспитательного процессов. Аудиовизуальные каналы выполняют вспомогательную роль.

Воспитывая интерес к знаниям, стремление их пополнять, библиотека формирует самообразовательные потребности у читателей, развивает навыки самостоятельного учения. Одновременно воспитываются любовь к чтению, умение анализировать прочитанное, кратко и емко конспектировать читаемый текст. Вырабатываются система самостоятельного усвоения знаний, постоянная потребность в интеллектуальной деятельности. Это гарантирует качественное усвоение не только школьного курса, специального среднего учебного заведения, вуза, но в дальнейшем продуктивное самообразование на протяжении всей жизни, непрерывное повышение профессиональной квалификации, общекультурного уровня. Самостоятельное чтение, организуемое библиотекой, активизирует мышление, способствует созданию собственных взглядов и мнений. Специалист, не научившийся работать самостоятельно, не воплотит возникшие у него идеи в проекты и концепции. Человек по-настоящему владеет лишь тем, что он добывает собственным трудом. Библиотека формирует подлинного читателя, вдумчиво относящегося к литературному произведению. Необходимо, чтобы читатели постигали литературу не понаслышке, а от самих авторов и их произведений.

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке на современном этапе

Библиотечно-библиографическое обслуживание

Качество индивидуального обслуживания читателей во многом зависит от способности сотрудников библиотеки предупреждать и разрешать конфликты. В настоящее время утвердилось мнение, что конфликт или столкновение противоположных взглядов...

Управлением массовым чтением, руководство им в государственном масштабе предполагает систематическое изучения читательских аудиторий. Закономерности чтения учитываются во всех социальных науках...

Изучение читателей в библиотеке

Задачи изучения читателей в библиотеке определяются его главной целью - научно обосновать и сделать эффективным библиотечно-библиографическое руководство чтением...

Изучение читателей в библиотеке

Методические подходы к изучению читателей. Для подготовки курсовой работы использовались публикации в профессиональных периодических изданиях, книги, методические пособия за период с 1970 - 2002 г...

Культура ногайского народа

Аталычество; Кровная месть; Погребальные обычаи и обряды; Украшения; Фольклор. 1. Происхождение Ногайцы - одна из малочисленных тюрко-язычных народностей Северного Кавказа. "Ногайцы как народность оформилась во второй половине 15 века...

Культура ногайского народа

Рождение ребенка ногайцы воспринимали как радостное, торжественное событие. Однако в условиях отсталого кочевого быта далеко не всем удавалось спасать своих детей от смертоносных эпидемий, опасных заболеваний (оспы и тифа)...

Обслуживание в сельских библиотеках

Наиболее ощутимыми в 1990-е гг. оказались перемены в деятельности бывших государственных массовых, а ныне - муниципальных публичных библиотек. Библиотеки усиливают ориентацию на интересы своего региона, его жителей...

Основные функции библиотечного обслуживания

Родильно-крестильный обряд как один из основных элементов семейной обрядности

Представления о младенце как существе иного мира, мира неживых, отразилось в поверии о появлении детей. Объясняя детям деторождение в иносказательной форме, связывали его с колодцем, родником: поясняя, "что ребенка зачерпнули в колодце"...

Традиция как культурообразующий элемент народной культуры

Народный календарь был земледельческим, что существенно отразилось в названиях месяцев, и являлся своего рода энциклопедией, которая включала и включает в себя сельскохозяйственный опыт, нормы общественной жизни, обряды. . - Самара. : СГАКИ, 2003. - 140 с. - Библиогр.: с. 132-139.

Выходные данные сборника:

КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ БИБЛИОТЕКИ: ТРАНСФОРМАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Захарова Наталия Борисовна

к анд. ист. наук, старший научный сотрудник Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского, Украина, г. Киев

CULTURAL AND INFORMATION LIBRARY FUNCTIONS : TRANSFORMATION IN THE MODERN WORLD

Natalia Zakharova

candidate of Sciences , Senior Researcher, V . Vernadsky National Library of Ukraine , Kiev

АННОТАЦИЯ

Автор прослеживает трансформацию социальных функций научных библиотек в условиях информатизации общества, в частности развитие культурно-информационной функции как важной составляющей социокультурной функции. Деятельность библиотечных учреждений должна быть подчинена оптимальному культурно-информационному обеспечению жизнедеятельности и общества, и каждого читателя.

ABSTRACT

Transformation of social functions of scientific libraries under circumstances of informatization of a society and development of cultural and informational function as an important component of socio-cultural function are under consideration of the author. Activity of library institutions must be subjected to optimal cultural and informational support for vital activity of a society and its separate member as well.

Ключевые слова: научная библиотека; социальные функции; социокультурная функция; информационная функция; культурно-информационная функция.

Keywords: scientific library; social functions; socio-cultural function; informational function; cultural and informational function.

Происходящие в современном обществе изменения приводят к трансформации социальных функций библиотеки. Ее традиционные функции обогатились новым содержанием, расширились возможности их реализации. Происходящие в современном мире общественные трансформации впервые ставят вопрос о существовании традиционных библиотек, будущем библиотек и их функций в современных условиях .

Библиотеку как социальное явление рассматривали в своих публикациях многие ученые-библиотековеды. При этом анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать вывод, что проблема социокультурных трансформаций библиотеки в современных условиях формирования общества знаний является сравнительно новой. Анализ библиотечной практики свидетельствует о том, что роль современной библиотеки напрямую зависит от информации и знаний в качестве катализатора общественного развития .

Ранее считалось, что основная функция библиотеки - хранение книг и других документов. С изменениями в обществе менялись взгляды на роль библиотеки. В частности, в XIX в. начали выделять мемориальную и просветительскую функции. После 1917 г. доминировала идеологическая функция, которая была присуща всем научным, культурным и учебным заведениям. Однако и тогда вместе с этим ведущими функциями библиотек были признаны культурно-просветительская и научно-информационная. В 1970-80-е годы ХХ ст. началось детальное изучение социальных функций библиотек. Так, известные библиотековеды Ю. Столяров и А. Соколов подходили к их рассмотрению с научных, а не с идеологических позиций, что позволило им сформировать принципиально новый перечень социальных функций, который, к сожалению, до настоящего времени учеными и практиками библиотечного дела четко не определен .

Исходя из основных направлений деятельности современных библиотек, в частности научных, можно выделить следующие основные производные социальные функции: информационного обеспечения научно-производственной деятельности и социокультурную , поскольку удовлетворение информационных потребностей пользователя - главная задача библиотеки как социального института. Общественные трансформации приводят к изменениям информационных запросов, соответственно меняется назначение библиотеки – она вынуждена адаптироваться к новой ситуации, что и привело к изменению ее социальной роли и функций . Системы коммуникации, которые были заложены в определенном социально-культурном контексте, детерминированы многими факторами различной степени общности и интенсивности своего влияния. Сегодня наблюдается постоянное расширение спектра коммуникационных средств и созданных на их базе информационных технологий. Они не должны анализироваться в отрыве от других явлений и процессов, которые занимают определенное место в культуре и происходят в наше время в разных местах.

В течение последнего десятилетия библиотеки совершили значительный прорыв в сфере информационно-коммуникационных технологий, несмотря на проблемы финансирования, технического обеспечения. В настоящее время научные библиотечные учреждения позиционируют себя как информационные, культурные центры, а также как центры международной коммуникации. Сегодня библиотеки - один из основных источников новых электронных продуктов и услуг для пользователей. Учитывая вызовы современности, они ищут новые средства реализации одной из своих главных задач - предоставление доступа к культурному достоянию, обеспечение компенсации разрыва в знаниях людей, постоянно предоставляя им информацию о новых достижениях науки, техники, культуры.

Деятельность, направленная на свободное творческое развитие читателей, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной деятельности составляют культурную, а точнее культурно-информационную функцию библиотеки.

Современная научная библиотека - неотъемлемая и органическая часть культуры. Предоставляя пользователям информацию в традиционном варианте или дистантном, библиотека способствует их становлению как личностей - культурных, образованных, ведь именно библиотека обладает уникальными свойствами создания атмосферы интеллектуальных, моральных, эстетических поисков под влиянием чтения и общения. Практика личностно ориентированных технологий библиотечного общения опирается на версию культурологической концепции М.М. Бахтина-В.С. Библера, где речь идет об идее общего диалога как основы человеческого сознания . Библиотека имеет значительные преимущества перед другими социальными институтами. Ведь ее участие в процессе социализации не имеет ограничений во времени и доступности. Поэтому социализация индивидов происходит в процессе овладения культурным достоянием, которое сохраняет библиотека. Это овладение осуществляется не только традиционными средствами (формированием фонда, расширением доступа к нему средствами новых информационных технологий), но и методами привлечения читателей к активному осознанию окружающей действительности, путем создания возможности общения на всех уровнях и с максимальным использованием всех видов коммуникации .

Современный этап развития общества называют информационным. Современная парадигма информационного обслуживания базируется не только на бумажных носителях, она предполагает использование принципиально новых возможностей доступа к информации. Научная библиотека в нынешних условиях информатизации общества предоставляет пользователям доступ к традиционным документам и цифровым массивам, существующим за ее пределами . Его реализация связана с обеспечением читателям доступа к Интернет-ресурсам и предоставлением квалифицированного консультирования при поиске необходимой информации. В этом процессе библиотека выполняет свою культурно-информационную функцию, она выступает важным каналом информации о мировых процессах в сфере науки и культуры. Научная библиотека как культурно-информационный центр современного, интеллектуального общества:

· развивает и поддерживает изучение, хранение, распространение и защиту национальной культуры;

· способствует распространению ценностей национальной культуры и ознакомлению с другими культурами, воспитывает уважение к ним;

· способствует организации социального межкультурного диалога;

· создает условия для индивидуального и коллективного творчества.

Культурно-информационная функция библиотеки в современном обществе усиливается за счет стремления каждого человека к углублению знаний истории, культуры, науки, а также к широкому доступу в условиях всеобщей глобализации информации по истории культуры, науки других стран и народов.

Библиотеки традиционно распространяют информацию, они способствуют развитию общеобразовательных и общекультурных процессов в современном обществе, доминируя среди других информационных учреждений, поскольку такие библиотеки имеют богатую историко-культурную базу - свои универсальные фонды.

Традиционные формы пропаганды этих знаний: научно-практические конференции, семинары, заседания круглых столов, тематические вечера, книжно-иллюстративные выставки, выставки живописи, фотовыставки и т. д. сочетаются сегодня с электронными выставками (книжными, журнальными, иллюстративных материалов, нот и др.), онлайн-конференциями и другими мероприятиями, с использованием современных технологий.

На базе научных библиотек проводится значительная работа по сохранению национального наследия: библиографирование, консервация и создание страховых копий документов, которые составляют особо ценную часть фондов и книжных памятников. Так, в рамках национальных программ Германии, Франции, США, России, стран Балтии и Украины открыты читальные залы и центры, которые предоставляют информацию о политической, общественной жизни других стран, их культуре, а также предоставляют возможность встречаться с представителями этих стран и изучать иностранные языки.

Современная научная библиотека стала не только важным, но и определяющим структурным элементом общества знаний. Она обеспечивает свободный доступ к информации и знаниям, достижений науки и культуры, активно участвует в развитии национальной информационной и коммуникационной инфраструктуры. Информация, хранящаяся в этих научно-культурных учреждениях, становится важным стратегическим ресурсом, а сами библиотеки занимают центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития науки, образования, культуры .

В начале ХХ ст. происходило определенное противопоставление информационного и культурологического подходов к библиотеке как социальному институту. Учитывая публикации того периода, наиболее приемлема нам позиция М.Я. Дворкиной, которая рассматривает информационное, т. е. библиотечное, «как феномен культуры и коммуникации, как механизм доступа пользователей к информации и распространению знаний». Философия доступности информации, по ее мнению, и идеалы просвещения в библиотечном контексте фактически не имеют различий. Таким образом, в социокультурном аспекте в библиотеке главной функцией является коммуникационная - организатора, посредника встречи документа и пользователя .

Для примера обратимся к сайту Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского , где кроме традиционных видов информации для читателей, на сайте библиотеки размещена информация для дистантных пользователей. Так, в разделе «СМИ о НБУВ» они могут узнать о деятельности НБУВ, ее уникальных фондах и проведенных мероприятиях. В разделе «Хроника новостей и событий» можно более подробно ознакомиться с теми мероприятиями, которые проходили в библиотеке. Среди таких мероприятий - открытие документально-книжной выставки «Леонид Кравчук. 80 лет с Украиной», на котором присутствовал первый Президент Украины Л.М. Кравчук; выставка творческих работ общественной организации объединения инвалидов «Источник вдохновения», приуроченная к Международному дню инвалидов; научная конференция «Китайская цивилизация: традиции и современность» и многие другие. Полезным источником для пользователей этого сайта является информация об электронных выставках, которые готовят различные подразделения НБУВ. Это тематические выставки («Правовое регулирование использования и охраны недр в Украине», «Материаловедение и технология металлов», «Экономические исследования: методика и организация» и др.) и персональные (К 150-летию украинского литературоведа Б.Д. Гринченко, к 100-летию академика НАМН Украины Н.М. Амосова, к 95-летию президента НАН Украины, академика Б.Е. Патона и др.).

Техническая и технологическая модернизация обеспечили укрепление информационной функции современной библиотеки. Библиотека становится полноправным субъектом информационного пространства. Современная библиотека вносит важный вклад в распространение и повышение информационной культуры, которая, наряду с компьютерной грамотностью, становится одним из важнейших условий деятельности человека как полноценного члена современного и будущего общества .

Деятельность, направленная на свободное духовное развитие читателей, приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, создание условий для культурной (репродуктивной и продуктивной) деятельности составляет культурную функцию библиотеки.

Следует отметить, что библиотека существует не сама по себе и не для себя. Ее существование оправдано и обусловлено тем, насколько эффективно она выполняет свои социальные функции. Вся деятельность библиотечных учреждений должна быть подчинена одной общей и глобальной цели, а именно оптимальному культурно-информационному обеспечению жизнедеятельности общества в целом и каждого читателя в частности. Понимание культурно-информационной функции научной библиотеки связано с осмыслением ее как культурно-информационного центра государства, как места общения, как культурно-информационного пространства.

Список литературы:

1.Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век / В.С. Библер. М. : Изд-во полит. лит-ры, 1991. - 237 с

2.Гончаров С.3. Аксиологические и креативно-антропологические основы воспитания / С.3. Гончаров // Экономика и культура: межвузов. сб. / под ред. К.П. Стожко, Н.Н. Целищева. Екатеринбург, 2003. - С. 255-275.

3.Горовой В.Н. Библиотеки как информационные центры постиндустриального общества / В.Н. Горовой // Б-ки нац. акад. наук: пробл. функционирования, тенденции развития. К., - 2005. - Вып. 3. - С. 9-16.

4.Дворкина М.Я. Библиотечное обслуживание: Новая реальность: Лекции / М.Я. Дворкина. М.: Изд-во МГУКИ; ИПО «Профиздат», 2000. - 46 с.

5.Дворкина М.Я. Некоторые стереотипы библиотечного сознания / М.Я. Дворкина // Профессиональное сознание библиотекарей. Необходимость перемен в переходный период (Материалы семинара 3-4 мая 1993 г., Москва). М., 1994. - С. 14-18.

6.Евстигнеева Г.А. Научная библиотека в информационном обществе / Г.А. Евстигнеева // Науч. и техн. б-ки. - 2004. - № 8. - С. 5-15.

7.Жадько Н.В. Анализ сущностных характеристик библиотеки как социокультурного института / Н.В. Жадько // Библиотековедение. - 1996. - № 3. - С. 54-64.

8.Каленов Н.Е. Функции библиотек РАН в современных условиях / Н.Е. Каленов // Информационное обеспечение науки: новые технологии: сб. науч. тр. М., 2005. - С. 6-16.

9.Костенко Л.И. Функции и статус библиотеки информационного общества / Л.И. Костенко, М.Б. Сорока // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. Тема 2002 года: Электронные информационные ресурсы и социальная значимость библиотек будущего: тр. конф. / 9-я междунар. конф. «Крым 2002». М.: ГПНТБ России, - 2002. - Т. 2. - С. 743-746.

10.Леонов В.П. Будущее библиотеки как предмет изучения / В.П. Леонов // Науч. и техн. б-ки. - 2012. - № 9. - С. 51-68.

11.Матлина С.Г. Мобильное, реальное и виреАльное. Социально-культурные аспекты модернизации библиотечного пространства / С.Г. Матлина // Библ. дело. - 2011. - № 21. - С. 9-15.

12.Мотульский Р.С. Библиотека как социальный институт / Р.С. Мотульский; Бел. гос. ун-т культуры. Мн., 2002. - 374 с.

13.Национальная библиотека Украины шимени В.И. Врнадского [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: www.nbuv .gov.ua. - Загл. с экрана.

14.Соколов А.В. Метатеория социальной коммуникации / А.В. Соколов. СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2001. - 352 с.

15.Столяров Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход / Ю.Н. Столяров. М.: Книга, 1981. - 255 с.

16.Столяров Ю.Н. Сущностные функции библиотеки: Актуальность и значимость проблемы / Ю.Н. Столяров // Шк. б-ка. - 2003. - № 3. - С. 15-18.

17.Фирсов В.Р. Сущностные функции библиотечной деятельности: Культуроведческий подход / В.Р. Фирсов // Науч. и техн. б-ки. - 1985. - № 5. - С. 15-20.

18.Юдина И.Г. Зарождение информационной функции научной библиотеки / И.Г. Юдина // Электронные ресурсы региона: регион. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, 24-28 сент. 2007 г.). Новосибирск, 2008. - С. 359-363.

19.Юдина И.Г. Информационная функция в теории и практике библиотечного дела / И.Г. Юдина, А.Г. Лаврик; науч. ред. Б.С. Елепов. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2010. - 227 с.

Тексты

Самохина М.М.
Библиотека как социальный институт и ее функции

[ Библиотека и общество в России 90-х годов ХХ века: материалы семинара /Моск. библ. ассоциация, Рос. гос. б-ка, Рос. гос. б-ка для слепых, Библ. благотв. фонд. – М., 1994. – С.12-18 ]

Теория институтов, разработанная американским ученым Т. Парсонсом и его последователями, – одна из классических в социологии. Ее основные понятия – социальные цели, социальные нормы, социальные роли, социальные ожидания, социальные функции, социальный обмен. Именно с помощью этих понятий описывается институциональное поведение и институциональное взаимодействие.
Социальные институты – это сообщества людей, организованные в соответствии с определенными правилами (нормами). Человек (индивид) выступает здесь как функционер, выполняющий определенную функцию, играющий определенную роль и имеющий определенные ожидания.
Само понятие функции может быть рассмотрено по-разному. В предлагаемой версии социальные функции библиотеки представлены в связи не столько с ее задачами, сколько с ее действиями, и, соответственно, не столько с целями института (хотя и с ними тоже), сколько с социальными ролями функционеров. Такой подход, на мой взгляд, логичен для библиотечной социологии, являющейся социологией прикладной.
Классификация социальных институтов по сферам деятельности позволяет выделить институты культуры, важнейшая цель которых – социализация, приобщение членов социума к совокупной культуре. Один из таких институтов – библиотека. Речь идет, конечно, о «Библиотеке», то есть, собственно, о библиотечном деле. Отдельные же библиотеки и библиотечные системы рассматриваются как социальные организации.
Специфика библиотеки по сравнению с другими институтами культуры заключается в том, что приобщение к культуре происходит через документы, в которых отражены, закреплены элементы культурной реальности. Сущностным свойством библиотеки можно считать (как предлагает В.Р. Фирсов) ее способность моделировать наиболее значимые и закономерные черты этой реальности. Такая способность реализуется прежде всего через библиотечный фонд. Библиотечная модель культуры – документальная модель. Логично выделить следующие четыре сущностных функции библиотеки как социального института:
1. кумуляция – собирание и хранение документов и информации о них;
2. классификация – «складывание» документов в фонд, выступающий в качестве модели культуры;
3. трансляция – предоставление абонентам классифицированных (то есть выступающих в качестве определенных частей модели культуры) документов и информации о документах;
4. ценностная ориентация – иерархизация элементов модели, выделение ценностей и рекомендация их абонентам.
Функционерами института являются библиотекарь и абонент. Библиотекарь – это любой человек, занимающийся в рамках института и в соответствии с нормами института библиотечной деятельностью, то есть выполнением вышеперечисленных функций. Абонент библиотеки – каждый, кто реализует потребность приобщиться к культуре через библиотечную модель этой культуры. Чаще всего (но не всегда) потребность реализуется в библиотечном запросе.
В течение многих лет «драма функций» разворачивалась вокруг соотношения четвертой из них с тремя другими. Ценностная ориентация, понимаемая как коммунистическое воспитание читателей, считалась целью работы библиотеки. Вокруг воспитания концентрировалась большая часть профессиональной рефлексии – теоретические разработки, прикладные исследования, методическая и практическая деятельность. Даже специалисты по конкретным технологическим проблемам комплектования, классификации, кадровой политики и т.д. вынуждены были считаться с таким положением вещей.
Кардинальные социальные сдвиги последних лет резко изменили и продолжают менять положение библиотеки. «Драма функций» сегодня разворачивается вокруг кумуляции и трансляции. Жизненно важными вопросами стали взаимоотношения с издательствами, источники и способы комплектования, платные услуги, маркетинговая деятельность, public relation, и они активно обсуждаются в профессиональной среде. Вопросы, связанные с классификацией как социальной функцией библиотеки, пока менее «популярны», но, думаю, они очень скоро дождутся своей очереди и окажутся не менее драматичными.
Чтобы анализировать сегодняшнюю специфику выполнения функций и играния соответствующих социальных ролей, надо иметь представление о сути каждой функции и каждой роли. Дать такое представление (конечно, в рамках предлагаемой версии) я и попытаюсь.
Все функции выполняются одновременно (институт функционирует), поочередное их рассмотрение есть лишь методический прием.
Библиотечная модель культуры состоит из документов и связей между документами. Собирание документов и информации о них – условие сохранения живой «плоти» этой модели, условие ее естественного развития. Содержание и виды документов, имеющихся в данном обществе, определяются не библиотекой, а другими институтами. Но адекватное отражение культурной реальности современного мира безусловно требует кумулирования различных видов документов. Библиотека становится «информатекой», а книга (журнал, газета) – одним из видов документов, не более. Собственно, движение от кумуляции печатных документов к кумуляции документов любых отражает движение общества от «эры Гутенберга» к новой эре, превращение его в информационное, а затем – постинформационное; просто мы запаздываем с этим движением и этим превращением.
Выполнение кумуляционной функции внешне предполагает деятельность лишь одного из функционеров института – библиотекаря. Абонент присутствует в качестве потенциального потребителя. Сегодня ожидания потребителей отражают весь спектр ожиданий стратифицированного общества – с его противоречиями, с перекраиванием социальной и профессиональной структуры, с новыми подходами и новыми областями жизнедеятельности. Норма, определяющая выполнение функции, – обладание всей совокупностью документов, отражающих культурную реальность. Соответственно, можно выделить три нормативных характеристики библиотекаря-кумулятора:
информированность – знание о наличии, о местонахождении, возможности приобретения каждого документа;
юридическая обеспеченность – право приобрести любой документ;
материальная обеспеченность – наличие средств для приобретения всех необходимых документов.
Некоторый «зазор» между нормой и реальностью, существующий всегда, обеспечивающий развитие института, сегодня чудовищно велик и является одной из важнейших причин неоправдания ожиданий и абонента, и самого библиотекаря. Речь идет не только о бедности библиотеки, о невозможности материально обеспечить кумулятора. Не обеспечивается также его информированнность. Появление новых документов и информации о документах зачастую не может быть четко зафиксировано: старая система фиксации во многом сломана, новая же не создана. Не менее важны и субъективные причины – многие специалисты не готовы работать в новых условиях, требующих самостоятельности, инициативы, движения (в том числе, и физического – для «добывания» документов и информации).
Если кумуляция документов – это накопление элементов библиотечной модели культуры, то классификация – это придание накопленному определенной формы, важнейший момент собственно моделирования. Здесь, как и в предыдущем случае, действует один функционер – библиотекарь; абонент присутствует потенциально.
Нормы выполнения классификационной функции естественно связаны с критериями классификации, которые, в свою очередь, определяются спецификой библиотечной модели культуры. С одной стороны, влияет то, из чего создается модель, – поток документов. Культура, отраженная этим потоком, уже классифицирована вне стен библиотеки, другими институтами. Библиотечные критерии «схватывают», закрепляют эту классификацию. С другой стороны, влияют те, для кого создается модель, – потенциальные абоненты. Они уже социализированы, приобщены к культуре другими институтами (семьей, школой, социальной и профессиональной группой), каждый из которых имеет свою, специфическую модель культуры со своими критериями классификации. Языки функционеров могут оказаться различными, модель – непригодной к трансляции. Нормы классификации – это правила адекватного перевода с языка на язык, правила выработки общего языка. Функция выполняется тогда, когда потенциальный абонент, представляющий любую социокультурную группу, может увидеть все значимые для него характеристики любого документа, любой части созданной классификатором модели.
Развитие культуры общества означает не только появление новых текстов и новых носителей (видов документов), но и обнаружение новых смыслов в прежних текстах. Постоянная адекватность библиотечной модели реальному состоянию культуры требует не только появления новых классов, но модификации прежних классов, переклассификации или доклассификации старых документов.
Можно выделить три «языка», владеть которыми должен библиотекарь-классификатор. Знание «языка культуры» (ее состояния, направлений развития, ее частей, аспектов и т.д.) позволит ему ответить на потребность потенциального абонента «выучить» этот язык. Но у абонента есть и другая потребность – получить информацию о культуре, изложенную на «языке» его социокультурной группы; поэтому классификатор обязан говорить и на «языке» абонента, использовать его при разработке критериев классификации. И, конечно, он должен владеть «языком института», на котором и создается библиотечная модель культуры.
Трансляция – это предоставление модели (то есть ее конкретных элементов) адресату (то есть конкретным абонентам). Выполнение этой функции предполагает взаимодействие функционеров. Потребность абонента в приобщении к культуре конкретизирована в запросе. Абонент выступает в роли заказчика; библиотекарь-транслятор является исполнителем заказа. Норма выполнения функции – ответ на запрос в самый краткий срок и в наиболее удобной для абонента форме. Именно этим может объясняться приближение определенных «кусков» модели, определенной части документов к определенным группам потенциальных потребителей. Таким приближением является организация специализированных библиотек, цель которой – упростить для абонента путь к той информации, которой он с наибольшей вероятностью захочет воспользоваться.
В «зазоре» между нормой и реальностью виновен, очевидно, сам институт. Декларировав удобство пользования для определенных возрастных, социальных, профессиональных групп, он в одних случаях нарушал права представителей остальных групп (недоступность многих «больших» библиотек), в других – ограничивал именно тех, кому давал обещания (вывод детей и юношества из взрослых библиотек, разделение фондов). Дифференцировались не потребности, которые у каждого абонента могут быть разнообразными, – дифференцировались сами абоненты. При этом выбранный библиотекарями критерий дифференциации (возраст, профессия образование) объявлялся базовым для формирования потребности в библиотечных материалах. Доступ к «неподходящим» материалам закрывался или ограничивался. Библиотекарь-транслятор фактически был цензором. Многолетняя привычка к такого рода взаимоотношениям функционеров не может исчезнуть бесследно, она оставила глубокий след в сознании как библиотекарей, так и абонентов. Транслятор должен знать критерии классификации кумулированных документов и их местонахождение. Необходимы условия выполнения функции – наличие средств доставки и передачи, материальные и организационные возможности адекватного взаимодействия заказчика и исполнителя заказа.
Ценностная ориентация, как и трансляция, есть предоставление абоненту элементов библиотечной модели культуры. В обоих случаях происходит взаимодействие функционеров. Однако роли меняются: в первом случае активен абонент-заказчик, во втором – библиотекарь-ориентатор. Акт трансляции есть выполнение запроса, акт ценностной ориентации связан с уточнением, оформлением, модификацией запроса, а при наибольшей активности библиотекаря – с формированием настоящих и будущих запросов.
Роль библиотекаря-ориентатора предполагает овладение системой ценностей общества, внедренность в эту систему. Библиотекарь выступает здесь как представитель передовых культурных групп общества, в конечном счете – как представитель всего социума, заинтересованного в приобщении своих членов к развивающейся совокупной культуре. Он «оборачивает» модель к абоненту той «стороной», которая особенно ясно отражает ценности культуры. Между прочим, это делает библиотеку не только институтом хранения и распространения ценностей, но и институтом их косвенного создания – то есть выдвижения в качестве ценностей. Такое выдвижение происходит в процессе классификации и ценностной ориентации. Наличие модели культуры позволяет соотносить элементы этой модели со временем, брать из «запасов» то, в чем выявляются новые смыслы, что может стать ценностью для новых поколений.
Роль библиотекаря-ориентатора предполагает авторитетность, то есть умение привлечь внимание абонента к процессу «поворачивания» модели и к результатам этого процесса.
Абонент-«ориентируемый» (так же, как абонент-заказчик) хочет приобщиться к совокупной культуре через библиотечную модель, но, в отличие от заказчика, он готов уточнить свой запрос или принять информацию, на которую запроса вообще не было. Он согласен «увидеть» ту «сторону» модели культуры, которой ее «повернул» библиотекарь. Это согласие обусловлено совпадением ценностей функционеров и/или авторитетностью библиотекаря. Именно специфика выполнения ценностно-ориентационной функции предполагает в качестве одной из норм института функционирование в нем библиотекарей, представляющих различные социокультурные группы с различными системами и иерархиями ценностей. Ожидания абонента («образы» того, к чему, собственно, он хочет приобщиться) тесно связаны с его социокультурным опытом. Стратифицированное общество дает библиотеке стратифицированных абонентов. В конкретном запросе каждый из них с равным основанием может выступить как представитель национальной, социальной, возрастной группы. Во всех этих случаях ожидания абонента адекватны цели и функциям института.
Библиотекарь также является представителем определенной группы. Но эту свою принадлежность он реализует лишь при выполнении ценностно-ориентационной функции. Во всех других случаях библиотекарь выступает как представитель общества в целом. Он участвует в социализации абонентов, предоставляя им широкий выбор документов, кумулированных и классифицированных таким образом, что они отражают совокупную культуру и могут быть соотнесены с реалиями и критериями, принятыми в культуре любой из социальных групп.
Совокупная культура общества и воспроизводится, и развивается. Здесь заложено противоречие деятельности всех социальных институтов, обеспечивающих это воспроизведение и развитие. Противоречие движет институты, позволяет им сохраняться и соответствовать социальным ожиданиям.
В нашем случае противоречие, очевидно, выражается в том, что функционер-библиотекарь представляет и общество в целом, и свою собственную социальную группу, и передовые группы общества, в состав которых его группа может входить, а может и не входить.
Вопрос о том, какие группы следует считать передовыми, всегда и везде является в той или иной степени вопросом политическим. Тем более это так в нашем сегодняшнем обществе. Здесь одна из причин непрекращающихся дискуссий о том, какие ценности должна предложить обществу библиотека. Уточнение многих содержательных проблем, связанных с выполнением ценностно-ориентационной функции, придется, очевидно, оставить до времен более стабильных. Безусловными остаются лишь плюрализм (возможность ориентировать и «быть сориентированным» в разных системах ценностей), толерантность (терпимость, отсутствие препятствий для ориентации в этих системах), соблюдение прав человека.
Думаю, что на такого рода принципах должна строиться деятельность не только института в целом, но и отдельных организаций. Однако эти организации (библиотеки и библиотечные системы) могут и, очевидно, будут выбирать приоритеты. Они найдут группы, которые сочтут передовыми и/или близкими себе. Суть именно в том, чтобы выполнение ценностно-ориентационной функции по отношению к абонентам каждой из этих библиотек не мешало выполнению других функций, не ограничивало доступ абонентов к тем или иным «кускам» библиотечной модели культуры.


Close