Современные и мощные подводные силы позволят Бразилии претендовать на роль глобального игрока . Бразилия находится вдали от традиционных для мировой истории театров военных действий, по крайней мере в нашем, европейском ее понимании. Да и история ее как независимого государства не может сравниться со странами Старого Света.

Страна получила независимость только в 1822 году, а до того находилась под властью португальской короны. Однако все это отнюдь не помешало Бразилии стать одной из ведущих военно-морских держав Латинской Америки, флот которой в Западном полушарии уступает по боевому потенциалу только ВМС США. Кроме того, на сегодня Бразилия – единственная латиноамериканская страна, которая реализует крупномасштабную программу создания современных подводных сил, а в перспективе – атомной подводной лодки.

И в том числе спецназ

Военно-морские силы в настоящее время являются одним из трех видов ВС Бразилии и организационно включают в себя флот, авиацию, морскую пехоту, а также части и подразделения специального назначения, тыла и пр.

Возглавляет ВМС Бразилии министр военно-морских сил, осуществляющий общее руководство национальными ВМС через главный штаб ВМС, командование морскими операциями и главное командование морской пехотой. Главный штаб ВМС располагается в городе Бразилиа. В составе главного штаба находятся адмиралтейство, управление гидрографии и навигации, отдел научных исследований и разработок, управление кадров, управление МТО и генеральный секретариат.

Командование морских операций включает в свой состав командованияе надводного флота, подводных сил, морской авиации, а также контроль за морским судоходством и военно-морскими районами.

Национальная кораблестроительная промышленность Бразилии обладает компетенциями по постройке и подводных лодок.

Следует отметить, что главе командования подводных сил подчиняется подразделение сил специальных операций – отдельный элитный отряд боевых пловцов GRUMEC (Grupamento de Mergulhadores de Combate, официальная дата создания – 12 декабря 1997 года). Это бразильский военно-морской спецназ, личный состав которого подготовлен американскими и французскими военными инструкторами. Подготовка личного состава данного отряда осуществляется на специальных 6-месячных учебных курсах в Центре подводных систем ВМС Бразилии, расположенном в пункте базирования Нитерой. Основная часть преподавателей и инструкторов центра сегодня – французские военные.

В программу занятий бразильских боевых пловцов входит подготовка к ведению любых видов разведывательно-диверсионных операций (действий). В составе отряда имеется особая спецгруппа «захват и спасение» (GERR/MEC) численностью около 50 человек, предназначенная для проведения операций по спасению заложников, удерживаемых на морских, речных судах или в джунглях, а также по освобождению нефтяных платформ, судов и т.п.

С опорой на немецкий гений

Подводные силы являются одними из наиболее многочисленных, современных и боеспособных в Латинской Америке. Основная база бразильских подводников – ВМБ «Адмирал Кастро э Силва» около Рио-де-Жанейро. В боевом составе насчитывается пять неатомных подводных лодок, в том числе четыре ДЭПЛ типа «Тупи» (Tupi) и одна ДЭПЛ типа «Тикуна» (Tikuna, усовершенствованный вариант ПЛ типа «Тупи»), которые являются модификацией известного немецкого проекта «Тип 209» (соответственно Type 209/1400 и Type 209/1400Mod).

Головная субмарина типа «Тупи» (S30) была построена на немецкой судоверфи компании HDW в Киле в 1989 году, а остальные три корабля «Тамойо» (S31), «Тимбера» (S32) и «Тапайо» (S33) строились в 1994–1999 годы уже на бразильской судоверфи в Рио-де-Жанейро (Арсенал ВМС) из материалов и комплектов, полученных из Германии. При этом стоит отметить, что по первоначальному контракту от 1984 года до конца 1990-х годов планировалось построить в Бразилии четыре подлодки типа «Тупи», а затем еще две по усовершенствованному проекту. В итоге построили только три ПЛ типа «Тупи» и одну ПЛ улучшенного проекта – типа «Тикуна» (проект SNAC-1). Последняя была заложена на верфи в 1997 году, спущена на воду в апреле 2000 года и впоследствии передана флоту.

От базового проекта усовершенствованная «Тикуна» (S34) отличается увеличенным водоизмещением (надводное – на 600 т больше, подводное – почти на 1 тыс. т больше), увеличенными размерами (длина – на 6 м больше, ширина – на 2 м), увеличенной до 300 м глубиной погружения, а также расширенным составом вооружения – новые торпеды «Бофорс-2000», ПКР «Экзосет» или «Саб-Гарпун», общим боекомплектом 16 ракет и торпед (либо до 32 мин типа MCF-01/100 взамен части торпед), и новой корабельной системой управления стрельбой типа ISUS 83-13.

Вторую подлодку данного типа, «Тапуйа» (S 35), так и не построили (первоначально предусматривалось ввести ее в боевой состав флота в 2005 году). Предпочтение было отдано закупке партии подлодок типа «Скорпена».

В рамках программы MODSUB выполнена модернизация ПЛ типа «Тупи»: контракт стоимостью 35 млн долл., выданный 29 января 2008 года, исполняет компания Lockheed Martin. В рамках модернизации предусмотрена установка новой автоматизированной системы боевого управления (АСБУ) типа AN/BYG-501 Mod. 1D (Lockheed Martin), а также усовершенствование вспомогательных механизмов, гидроакустического и радиоэлектронного вооружения, систем управления вооружением, самообороны и навигации.

Компания OSI Geospatial Inc. поставляет для подлодок навигационную систему ECPINS, которая будет интегрирована с БИУС/АСБУ и заменит аналогичную систему Calypso III компании Thomson-CSF, тогда как автоматизированная система обработки данных KAFS-A10 компании Ferranti заменяется АСБУ SUBTICS разработки UDS International – подразделения DCNS. Кроме того, субмарины получат новые боковые антенны ГАС, а стоявшие ранее на их вооружении торпеды Mk. 24 «Тайгерфиш» (Tigerfish) компании Marconi Underwater Systems Ltd заменяются на американские Mk48 Mod6AT компании Raytheon. Работы по первой подлодке «Тапайо» (S 33) были завершены в 2011 году. Контрактом предусмотрена соответствующая модернизация берегового учебного Центра подводных сил.

Французская помощь

29 января 2008 года Бразилия заключила с Францией масштабное соглашение о военно-техническом сотрудничестве, в рамках которого 23 декабря 2008 года был подписан предварительный, а 3 сентября 2009 года окончательный, более детальный контракт по вопросу оказания Францией помощи в модернизации подводных сил ВМС Бразилии (стоимость контрактов – около 6,7 млрд. евро).

В частности, бразильское правительство заключило с французскими судостроителями контракт на поставку четырех НАПЛ типа «Скорпена» (Scorpene, в модификации Scorpene S-BR), специально доработанных под требования ВМС Бразилии. Новые ПЛ отнесены к типу «Риачуэло» (Riachuelo), в состав их вооружения планируется включить ПКР «Экзосет» SM39 Block 2 Mod 2. Также подлодки получат АСБУ SUBTICS, гидроакустический комплекс S-CUBE компании Thales Underwater Systems (TUS) и подъемно-мачтовые устройства компании Sagem.

Исполнитель контракта – компания BSC (Baia de Sepetiba Consortium), совместное предприятие французской DCNS и бразильской Odebrecht Defesa e Technologia (Odebrecht Defense and Technology), а собственно постройка подлодок осуществляется на судоверфи компании ICN (Itaguai Construcoes Navais), учредителями которой стали DCNS и бразильские Odebrecht Defesa e Technologia и NUCLEP (Nuclebras Equipamentos Pesados S/A). Последняя специализируется в области ядерных технологий. Предполагается, что данные подлодки войдут в боевой состав подводных сил ВМС Бразилии в период, начиная с 2016–2017 годов, с интервалом в два года и получат имена в честь бразильских географических объектов: «Риачуэло» (S40, 2016–2017), «Хумаита» (Humaita, S41, 2018), «Тонелеро» (Tonelero, S42, 2020) и «Ангостура» (Angostura, S43, 2022).

Все силы – на атомоход

Особое внимание военно-политическое руководство Бразилии уделяет чрезвычайно амбициозной программе подводного кораблестроения – разработке и постройке собственными силами, правда, не без помощи зарубежных специалистов, атомной многоцелевой подводной лодки водоизмещением около 6 тыс. т (получила обозначение SN-BR), на что в бюджете предусматривается выделение около 1,4 млрд. долларов. Причем проект создания собственной атомной подлодки, первые шаги по которому в Бразилии были предприняты еще в 1979 году, на сегодня – это часть более комплексной программы PROSUB, предусматривающей постройку для ВМС Бразилии крупной партии подводных лодок различных классов и типов.

Со стороны Бразилии управление программой создания атомохода осуществляет компания COGESN, штаб-квартира которой расположена в Рио-де-Жанейро и которая располагает годовым бюджетом в 250 млн. долларов.

По условиям упомянутых соглашений и контрактов, подписанных в 2008–2009 годы, французская сторона взяла на себя обязательство оказать Бразилии помощь в постройке новой военно-морской базы – места базирования будущих бразильских подводных атомоходов – и современной судоверфи в городе Сепетиба Бей, что в районе Рио-де-Жанейро. Здесь планируется осуществить постройку головной атомной многоцелевой подводной лодки, а также четырех модифицированных НАПЛ типа «Скорпена». Металл для первой субмарины начали резать в июне 2011 года, а ее закладка состоялась в 2013 году. Головная ПЛ «Риачуэло» была заложена первоначально в 2010 году на верфи в Шербуре и будет достраиваться уже в Бразилии.

Новая судоверфь была в торжественной обстановке открыта президентом Бразилии Дилма Русеф в марте 2013 года. Кроме того, французские специалисты оказывают существенную помощь в вопросах проектирования атомной ПЛ, в которой, как указывается, найдут воплощение многие из решений, реализованных в проекта многоцелевой АПЛ типа «Барракуда» (Barracuda), а также некоторые важнейшие системы, включая атомную энергоустановку.

Кроме вышеперечисленного, в рамках упомянутого соглашения французская сторона обязалась выполнить и ряд других условий: выполнить передачу технологий; оборудовать учебные мощности и подготовить необходимый персонал; поставить 30 «тяжелых» торпед F21 разработки компаний DCNS, Thales Underwater Systems и ATLAS Elektronik GmbH, 50 имитаторов подводной цели CANTO (компании Terma и DCNS); помощь в постройке комплекса в составе пункта базирования подводных сил и судостроительного комплекса (EBN); возведение в Бразилии специализированного производственного комплекса по выпуску металлоконструкций (Manufacturing Unit for Metal Structures – UFEM) и пр.

Добавим, что соглашение по ВТС от 2008 года также предусматривает поставку ВМС Бразилии 50 вертолетов на сумму 1,9 млрд. долларов.

Ввод в боевой состав флота первого национального атомохода планируется в 2023–2025 годы (первоначально планировалось сделать это в 2010 году). Впрочем, бразильские специалисты, прежде чем приступить к активной фазе реализации программы создания атомохода, решили, что называется, опробовать силы на менее сложном варианте – разработать и построить своими силами неатомную ПЛ.

Предполагалось, что в случае успешной реализации данного проекта будут решены две задачи: во-первых, замена в боевом составе флота устаревших субмарин типа «Тупи» позволит повысить боевой потенциал подводных сил ВМС Бразилии, а во-вторых, это даст возможность бразильским корабелам получить неоценимый опыт в проектировании и постройке современных подводных боевых кораблей.

В виде такого пробного приложения усилий и стал проект SNAC-1 (НАПЛ типа «Тикуна»), разработанный инженерным управлением ВМС Бразилии в качестве переходного к созданию первой национальной АПЛ (проект SNAC-2). Впоследствии, однако, бразильские адмиралы решили сменить партнера в программе национального подводного кораблестроения: вместо Германии, как мы видим, сегодня упор сделан на сотрудничестве с Францией.

О результатах этого мы узнаем лишь через несколько лет. Пока же в специализированных СМИ была обнародована информация о том, что национальная программа атомного подводного кораблестроения сделала существенный шаг вперед в связи с весьма серьезными подвижками в вопросе создания прототипа национального ядерного реактора. Как известно, ядерный реактор типа PWR (водо-водяной ядерный реактор), разрабатываемый в рамках проекта IPEN/MB-1 в Арамарском технологическом центре, вступившем в строй в районе Сан-Паулу в 1988 году.

В соответствии с утвержденными планами предназначенный для перспективного бразильского подводного атомохода ядерный реактор мощностью 50 МВт позволит обеспечить ПЛ скорость подводного хода до 25 уз и должен был быть подготовлен к установке на атомоход в 2004 году, однако по целому ряду причин планы были отложены на более дальний период.

В заключение отметим, что, согласно обнародованным в 2012 году планам, в период до 2031 года бразильский флот должен получить значительное количество боевых кораблей и вспомогательных судов, включая атомные и неатомные подводные лодки, фрегаты и корветы УРО, сторожевые (патрульные) корабли океанского класса, десантные корабли и пр. В итоге к 2034 году бразильские адмиралы рассчитывают располагать подводным флотом в составе не менее 15 неатомных и шести атомных многоцелевых подводных лодок.

Военно Морские Силы Бразилии

«Marinha Do Brazil» официальное название Военно-Морских Сил Бразилии. Структура Военно-Морского Флота одной из самых многонаселенных стран мира состоит из военно-морского флота, авиации, морской пехоты и групп специального назначения.

Со времен открытия Кристофор Колумбом «Нового Света» в пятнадцатом веке до 30-ых годов девятнадцатого века, территория нынешней Бразилии находилась под экспансией сначала , а затем Португалии.

Успех Соединенных Штатов в борьбе против своих колонизаторов дал толчок жителям Южной Америки для получения собственной независимости. Бразилия провозгласила независимость в 1821-ом году. После недолгих войн против Португалии, Бразилия объявила себя Империей. Смотря на другие страны Америки, Бразилия довольно быстро получила свою независимость. Другими словами Бразилия проводила успешные военные действия против своего колонизатора – Португалии. Одним из ключевых аспектов успешных действий являлся именно военно-морской флот Бразильской Империи, который смог нейтрализовать Португальские боевые корабли на территории своих вод. Тем самым португальцам пришлось вернуться к себе в Европу. Главным героем был признан главнокомандующий Бразильской Армадой – Томас Кокрейн.

История морского флота Бразилии

После провозглашение о независимости, Бразильская Армада в основном строилась на верфях своих северных соседей. Однако, уже через одну декаду, правительство Бразильской Империи смогли достичь национализации судостроение. Другими словами боевые корабли стали строиться на местных верфях, что естественно уменьшило расходуемый бюджет страны. Национальные верфи были построены в Рио-де-Жанейро, Сантосе, Салвадоре, Нитеро и Рефисе.

Благодаря началу судостроение в локальных ветвях, страна смогла существенно увеличить свой военной – морской потенциал. Так после 10 лет национального судостроения, на счету Бразильская Армада состоял целый арсенал боевых кораблей. В 1841-ом году в общей сложности на счету Военно-Морского Флота Бразилии состояло 92 боевых и вспомогательных судна.

Император Филип II. считается прородителем взлета ВМС Бразилии. Все основные модернизации и реконструкции структуры морского флота были осуществлены под его личным контролем. Тем самым Филип II. смог создать самый мощный флот Южной Америки и один из лучших флотов в мире.

Аргентина – Бразильская Война 1827 года

После получения независимости, обе страны решили усилить свою сферу влияния на южном полушарии Америки. Между ними произошло 2 морских сражения («Ла Плата» и «Монте Сантияго»), последнее из которых было решающим сражением двух латино-американских стран. Несмотря на то, что в устье Ла Плата Бразильских флот потерпел существенное поражение (было затоплено 15 боевых кораблей), в сражение при Монте Сантияго, которое произошло двумя месяцами позднее, Бразильский Флот смог дать достойный ответ, уничтожив Аргентинский Флот под чистую и закончив войну за влияния.

Лаппатская Война 1851-1852 годов

В Лаппатской Войне, Бразилия принимала участие на стороне . Бразильская Армада была под командованием английского контр-адмирала Дж. Гренфелла. Однако бразильские боевые корабли не были вовлечены в серьезных сражения.

Бразильско – Парагвайская Война 1864-1865 годов

Несмотря на то, что Парагвай больше относится к сухопутной стране, Парагвай успешно использовал морскую пехоту для наступательных действий; благодаря чему Парагвай смог захватить несколько стратегических замков Бразилии. Впоследствии чего, Бразилии пришлось войти в Тройственный Союз с Чили и Аргентиной. В итоге произошло морское сражение при Риачуелло между Тройственным союзом и Парагваем, где последний потерпел полное поражение и подписал мирное соглашение на унизительных условиях.

Восстание Флота 1894-1895 годов

Недовольные пройденным переворотом 1889-го года, персонал Военно-Морских Сил, во главе с Главнокомандующим – адмиралом К. Де – Мило, поднял восстание против президент – диктатора Флорианы Пейшёты. Не смотря на то, что президент Де Мило являлся маршалом, персонал ВМС Бразилии был сторонником монархического строя правления. После года боевых действий, действующему правительству удалось восстановить порядок.

Южно-Амриканская Дредроудская Гонка

В начале двадцатого века страны Южной Америки стали предпринимать действия по увеличению своего влияние в морских просторах материка. Командование ВМС Бразилии начало постройку 3-ех броненосцев, однако не достроив и 1 броненосца, планы были изменены. Заместо планируемых броненосцев было решено построить дредноуты класса « », в том же количестве. Более того Бразилия заказала у Великобритании один супер-дредноут Рио-де-Жанейро, в связи с чем третий дредноут класса «Минас Жерайс». Таким образом Бразилия стала третьим государством, на чьем счету имелись . Более того, благодаря такому прорыву в морском вооружении, Бразилия обошла в этом аспекте европейские державы того времени.

Флот армии Бразилии во время Первой Мировой Войны

Бразилия не была активным участником Первой Мировой Войны. Ее вступление в войну за год до ее окончания было декларативным. После нескольких потопленных бразильских торговых кораблей, Бразилия вошла в войну и основной ее ролью был патруль Атлантического бассейна.

Флот армии Бразилии во время Второй Мировой Войны

Первую половину войны Бразилии держалась нейтралитета, поддерживая хорошие отношения с обеими сторонами, однако в 1942-ом году все-таки вошла в войну на стороне союзников.

После того как Бразилия вошла в войну на стороне союзников, Гитлер дал приказ о потопление торговых судов Бразилии. В свою очередь Бразилия была в роле сопроводителя всех торговых кораблей, проходящие Атлантику. В общей сложности Бразильский Флот сопроводил 574 конвоя, состоявшие в общей сложности из 3146 суден.

Главной целью Бразильской Армады являлись подводные лодки Фашисткой . За 3 года ВМС Бразилии удалось потопить 9 фашистских субмарин. Потери Бразилии насчитывали 32 торговых и 3 боевых кораблей.

После завершения войны Бразилия произвела обновление флота кораблями, подаренные Соединенными Штатами и Великобританией, а так же фашистскими кораблями-трофеями.

Лобстерная Война

Бразильско-Французское разногласие, которое было разрешено мирным путем. Основным вопросом была ловля омаров французами в бразильских водах. По решению суда, Бразилия увеличила свою морскую зону на 200 морских миль, получила право на рыболовства омаров в течение последующих 5 лет.

Современное состояние флота

Современный Бразильский Флот состоит из боевых судов, построенных как на местных, так и на зарубежных верфях. Основной причиной использование иностранных верфей заключается в глобализации современного мира, а так же экономические аспекты. Основные национальные верфи находятся в Рио-де-Жанейро и Сантосе.

Действующие корабли

Современные ВМС Бразилии состоят из:

  • Морской Авиации;
  • Военно-Морского Флота; Специальных подразделений;
  • Морской пехоты.

В свою очередь Военно-Морской Флот состоит из 3 флотов (2 надводных и 1 подводный) и 9 военно-морских округов.

На данный момент на счету ВМФ Бразилии находятся:

  • 1 авианосец («Sao Poulo»);
  • 9 фрегатов («Tupi», «Тamoio», «Timbirа», «Tapajo», «Tikuna»);
  • 5 субмарин («Brazil», «Niteroi», «Indepedencia», «Unya», «Devensaro», «Constitucia», «Greengalh», «Liberal», «Rademaker»);
  • 5 корветов («Inhuama», «Jaseguai», «Julio», «Frontin», «Barossa»);
  • 6 тральщиков («Aruto», «Anhotomirin», «Atalaia», «Aracutuba», «Abrolhos», «Albordao»)
  • 5 десантных кораблей.

Более того множество малоразмерных боевых и вспомогательных кораблей.

История военно-морских сил Бразилии (Marinha do Brasil) берет начало в марте 1823 года, когда адмирал Кокрен (Lord Thomas Alexander Cochrane) возглавил флот этой страны, боровшейся за отделение от Португалии, и поднял свой флаг на корабле «Педро Первый» (Pedro Primero). ВМС являются наиболее аристократическими и консервативными из видов бразильских ВС, а большая часть морских офицеров происходит из зажиточных слоев общества. Хотя флот и участвует в речных и береговых операциях, его первоочередная цель – операции в открытом море. Из-за этого представители ВМС реже принимают участие во внутренних операциях, чем личный состав сухопутных войск и ВВС.

Вынуждены быть сильными

Определяющими в развитии ВМС в конце ХХ века стали три основных события. Во-первых, Фолклендская война 1982 года показала, что надежды на союзников из стран Латинской Америки при ведении боевых действий могут оказаться призрачными. Во-вторых, руководство республики пришло к выводу, что экономические ее конкуренты всегда могут нацелить на Бразилию другие государства. Поэтому в 1993 году Бразилия резко ответила на совместные маневры Гайаны и США возле бразильской границы. Наконец, обострение мировой проблемы сырьевых ресурсов подталкивает многие страны к оказанию давления на Бразилию с целью получения от нее сырья по приемлемым для них ценам.

Вероятно, именно эти угрозы со стороны Северной Америки и Европы привели к ускорению развертывания программы создания атомного подводного флота и, вероятно, собственного ядерного оружия как сдерживающего фактора. Поэтому стремление к созданию мощного подводного флота в составе бразильских ВМС является ключевым компонентом морской составляющей стратегии национальной обороны страны, опубликованной 17 декабря 2008 года. Министерство обороны и правительство заявили о намерении приобрести значительное количество обычных и атомных ПЛ, а также развивать национальные возможности по проектированию и строительству лодок обоих типов, а также ракетных вооружений для них.

Коллаж Андрея Седых

В условиях острых финансовых ограничений ВМС Бразилии продолжают поддерживать курс на сохранение и усиление своих боевых возможностей, укрепление военно-политических позиций в Латинской Америке. Кроме того, Бразилия традиционно является крупной морской державой, экономика которой находится в большой зависимости от состояния торгового судоходства.

В настоящее время основными боевыми задачами ВМС Бразилии являются защита морских коммуникаций, выполнение международных и национальных геополитических обязательств, оборона территориальных вод страны, где расположено большинство эксплуатирующихся нефтяных скважин, и прибрежной зоны протяженностью 8500 километров (в соответствии с принятыми правительством нормативными актами ВМС должны получать долю от лицензионных платежей на добычу нефти для проведения модернизации флота и другого оборудования, необходимого для охраны экономических интересов государства).

Кораблестроительная программа

Несмотря на улучшение финансирования ВМС с 2004 года, выделяемых средств недостаточно, чтобы остановить процесс старения вооружения. Например, выделенных флоту в 2007-м 550 миллионов реалов оказалось достаточно только на поддержку имеющихся кораблей. Тем не менее когда возникают кардинальные проблемы, требующие поддержания авианосных сил и создания атомного подводного флота, финансовые средства у руководства страны всегда находятся.

Долгосрочная национальная программа строительства атомных подводных лодок (ПЛА) идет в плановом порядке. В среднесрочной перспективе возникнет также потребность в проектировании и постройке неатомных подводных лодок (НАПЛ) нового поколения. Скорее всего разработка проекта начнется при участии Франции, которая в 2008 году приняла решение оказать помощь Бразилии в создании собственной ПЛА.

Программы НИОКР в интересах надводных сил флота, осуществляемые Аналитическим центром систем ВМС, Технологическим центром и Институтом изучения моря имени адмирала Пауло Морейра, направлены в основном на разработку систем ПЛО, ПРО, РЭБ, боевого управления, подводных сил, создание новых технологий и минимизацию национальной зависимости от зарубежных источников стратегических ресурсов.

Состояние программы военного кораблестроения Бразилии на начало 2012 года приведено в таблице.

Подводные силы

ПЛА. Страна располагает большими запасами урана (6-е место в мире), является членом МАГАТЭ, однако не присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, считая его дискриминационным и ущемляющим права Бразилии на получение новейших технологий. В стране имеются квалифицированные научные кадры и достаточно АЭС. Бразилия ратифицировала Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Конвенцию о физической защите ядерного материала. Подписано четырехстороннее специальное соглашение между Аргентиной, Бразилией, АВАСС (Аргентино-бразильское агентство по учету и контролю за расщепляющимися материалами. Прим. ред. ) и МАГАТЭ, предусматривающее распространение полномасштабных гарантий последнего на ядерную деятельность этих стран. Бразильское правительство заявило об отказе от осуществления ядерных испытаний даже в мирных целях. Но по мнению большинства экспертов, это была скорее рекламная акция.

Кораблестроительная программа ВМС Бразилии на начало 2012 года

Класс и тип корабля Кол-во в постройке+ планируемое (единиц) Планируемые сроки завершения постройки (годы)
ПЛА 1+2 2023–2025

4+11 2015–2021

0+3 После 2015

0+3 После 2012

0+5 2015

0+5 2015
Примечание: ФР – фрегат, КРВ – корвет, ПКА – патрульный катер, ДКА – десантный катер

На 2012 год данных о наличии в Бразилии ядерного оружия нет. Однако известно, что тайная ядерная программа велась в 80–90-х годах под фактическим руководством ВС страны и прежде всего ВМС. Работы над ней проводились в основном в Институте энергетических и ядерных исследований, в Центре аэрокосмической технологии ВВС, в Центре технических разработок бразильской армии, а также в Институте ядерных исследований страны. Нынешнее состояние программы неизвестно из-за секретности.

Бразилия начала реализацию программы постройки ПЛА еще в 1979-м. Однако из-за финансовых проблем выделение средств на эту разработку было приостановлено после 1994 года и в течение прошлого десятилетия работы были практически свернуты. В 2007 году президент принял решение о возобновлении финансирования разработки ПЛА, в начале 2008-го было принято решение использовать ПЛА ВМС Франции в качестве прототипа бразильской атомной подводной лодки.

Управление программой создания ПЛА осуществляет компания COGESN, штаб-квартира которой размещена в Рио-де-Жанейро, с ежегодным бюджетом 250 миллионов долларов. Целью ее деятельности является завершение в ближайшие десять лет создания ПЛА для ВМС Бразилии. Реактор для ПЛA будет разработан бразильскими специалистами, вероятно, с помощью Франции. Прототип ядерного реактора (тип PWR) проекта IPEN/MB-1 уже создан на уранообогатительном заводе в городе Арамаре (муниципалитет Иперо) в районе Сан-Паулу, вступившем в строй в 1988 году. Ожидают, что разработка атомного реактора займет до восьми лет и будет стоить более 600 миллионов долларов.

Эксперты отмечают значительное оживление в реализации программы строительства ПЛА (планируется построить три единицы), которая на начало 2012 года предусматривает ассигнования в размере 1,4 миллиарда долларов. ПЛА будут построены на новом, специально созданном для этого судостроительном заводе (ССЗ) ВМС Бразилии в городе Сепетиба Бей (штат Рио-де-Жанейро). Предполагается, что реактор мощностью 50 МВт обеспечит для ПЛА водоизмещением около 3000 тонн скорость хода до 25 узлов. По другим данным, ПЛА будет представлять вариант французской ПЛАТ типа «Барракуда» (Barracuda).

В 2012 году Бразилия выделит еще около 200 миллионов долларов на строительство ПЛА. По информации Министерства обороны страны, поскольку Франция решила оказать помощь в строительстве атомоходов (и скорее всего не только передаст партнерам версию реактора K-15, но и поможет освоить его производство), последователи Кокрена намерены заказать также французские НАПЛ типа «Скорпен» (Scorpene). По оценке ряда экспертов, головная ПЛА обойдется Бразилии в два миллиарда евро и должна быть готова ориентировочно к 2023 году. Официально заявлено, что компания DCNS будет осуществлять техническую поддержку и передачу технологии создания «неядерной части» первой ПЛА для ВМС Бразилии.

По данным ряда источников, Аргентина и Бразилия объединяют усилия для совместной постройки ПЛА. В случае подтверждения эта информация может свидетельствовать о кардинальном повороте в политике взаимоотношений двух государств от тайного соперничества к взаимному сотрудничеству в оборонной политике.

Бразилия также заявила о намерении построить базу ПЛА недалеко от Рио-де-Жанейро.

НАПЛ. В составе ВМС имеется пять НАПЛ (четыре – проекта 209/1400 и одна – улучшенного проекта 209/1400). Из них одна НАПЛ проекта 209/1400 построена в Германии, а остальные – по германским технологиям на ССЗ Arsenal de Marinha в Бразилии.

Бразильско-французский контракт на постройку четырех НАПЛ «Скорпен» и неядерной части первой бразильской ПЛА, а также передачу Бразилии технологий подводного судостроения и оказание помощи в строительстве военно-морской базы и судостроительной верфи был подписан с французской кораблестроительной компанией DCNS в конце 2008 года.

В настоящее время в Шербурге ведется постройка передней части первой из четырех НАПЛ. Затем построенная часть лодки в четвертом квартале 2012 года будет доставлена в Бразилию. Строительство задней части первой НАПЛ началось в Бразилии в июле прошлого года.

НАПЛ «Скорпен» S-BR предназначена для проведения самостоятельных операций против подводных лодок и надводных кораблей в ограниченном районе, ведения противолодочной обороны в прибрежных районах, узкостях и в проливных зонах, борьбы на морских коммуникациях в ограниченных районах.

Все подлодки (четыре НАПЛ и одна атомная ПЛ) строятся в соответствии с заключенным в 2008 году бразильско-французским соглашением о стратегическом сотрудничестве. Общая стоимость проекта оценивается в 4,259 миллиарда долларов (по другим данным, сумма контракта – 6,7 миллиарда евро или 9,5 миллиарда долларов). Цель двустороннего соглашения состоит в том, чтобы путем передачи технологий и стратегического альянса укрепить бразильские ВМС, обеспечить модернизацию страны, освоить производство ПЛА в интересах защиты национальных интересов.

ВМС Бразилии рассчитывают, что строительство верфей будет завершено в 2014 году. Первая из четырех НАПЛ должна поступить на ходовые испытания в 2016-м. На следующий год она, как планируется, войдет в состав бразильских ВМС. Еще три подводные лодки типа «Скорпен» будут приняты на вооружение в период до 2021 года.

Анализ стоимости бразильско-французского соглашения о стратегическом сотрудничестве дает все основания утверждать, что львиная доля этого контракта охватывает стоимость передачи именно «ядерных технологий», а постройка четырех НАПЛ типа «Скорпен» представляет собой небольшой «довесок».

Авианосные силы

В настоящее время в боевом составе имеется один легкий авианосец (АВЛ) Sao Paulo (бывший французский авианосец Foch).

Авианосные силы Бразилии впервые были созданы в 1960 году, когда у Великобритании в 1956-м был приобретен и введен в состав бразильского флота в 1960-м после трехлетнего капитального ремонта и модернизации на ССЗ в Роттердаме (Нидерланды) АВЛ Minas Gerais водоизмещением 20 000 тонн. За свои первые 30 лет службы в ВМС страны он фактически выполнял функции авианосца (АВ) ПЛО.

Однако Фолклендская война изменила его назначение. В 1990 году ВМС удалось добиться средств на модернизацию корабля, которую он прошел в 1991–1993 годах. При этом на авианосце были заменены радиоэлектронное и связное оборудование, котлы и другие механизмы ГЭУ, установлены ЗРК самообороны вместо артиллерийских систем, а паровая катапульта модернизирована для использования легких штурмовиков (ШТ) и многоцелевых истребителей (МЦИ).

В 1997 году ВМС наконец удалось включить морскую авиацию в состав ВМС (до 1997-го она относилась к ВВС). В этом же году ВМС добились наконец заключения сделки на приобретение (за 70 миллионов долларов) у Кувейта реактивных истребителей «Скайхоук» (20 одноместных A-4KU и три двухместных TA-4KU в учебном варианте). Самолеты в составе сформированной в авиации ВМС 1-й истребительной эскадрильи на АвБ ВМС «Сан-Педро да Алдейра» получили обозначение AF-1 и AF-1A соответственно. Планировалось, что все 23 машины будут подготовлены к полетам с палубы АВЛ, а летчики получат соответствующие летные сертификаты к концу 1999 – началу 2000 года. Фактически только в октябре 2000-го пять из них приступили к отработке взлета и посадки на АВЛ Minas Gerais, катапульта которого была адаптирована к обслуживанию истребителей типа «Скайхоук» в сентябре 1999 года в Бразилии.

АВЛ Minas Gerais принимал на борт авиагруппу в составе шести-восьми AF-1, четырех-шести вертолетов SH-3A или SH-3D, двух UH-13 или трех UH-14. В качестве ДРЛО периодически использовались два-три самолета Tracker S-2A/E, которые и ранее базировались на АВЛ.

Несмотря на очень тщательное обслуживание и периодически проводимую модернизацию, физический износ АВЛ Minas Gerais к концу XX века достиг предела (более 50 лет в строю) и корабль требовал замены. Поэтому бразильское правительство в июле 2000 года подписало соглашение стоимостью 300 миллионов франков о покупке французского АВС Foch, подлежащего в конце 2000-го замене в составе ВМС Франции атомным АВС Charles de Gaulle.

Сменив флаг 15 ноября 2000 года, корабль переименовали в Sao Paulo. Предварительно с него было снято специальное оборудование, не подлежащее продаже, после чего на корабль прибыла первая группа бразильского экипажа. «Француз» прошел капитальный ремонт в городе Бресте и в 2003-м был направлен в Бразилию. По состоянию на начало 2012 года штатное авиакрыло на его борту обычно состоит из 15 AF-1, четырех-шести вертолетов SH-3A или SH-3D, двух UH-13 или трех UH-14, а в качестве средств ДРЛО используются два-три самолета Tracker S-2T, переоборудованных из противолодочных, с обновленным БРЭО.

Бразилия не собирается сворачивать свою авианосную программу, но примерно в 2015–2018 годах АВС Sao Paulo по физическому износу будет исключен из состава ВМС. В связи с этим уже в настоящее время ВМС приступили к поиску вариантов его замены. По мнению экспертов, построить АВС на своих верфях Бразилия в такие сроки не сможет.

Амфибийные силы

ДК. В составе ВМС имеется пять десантных кораблей (ДК): два десантных корабля-дока (ДТД) типа Thomaston, три больших танкодесантных корабля или БТДК (один – типа Sir Galahad, один – типа Sir Bedivere, один – типа Newport). Однако все корабли, за исключением одного БТДК Garcia D Avila типа Sir Galahad, достаточно старые – со сроками службы более 40 лет и требуют замены. Можно предположить, что в самое ближайшее время Бразилия будет искать очередные старые ДК в других странах, так как на новые корабли финансовых средств пока нет.

ДКА. Все восемь ДКА, находящихся в составе ВМС (три – класса LCU и пять – класса LCM8), достаточно новые и используются в качестве десантно-высадочных средств (ДВС) в ДТД. Предполагается закупка еще пяти ДКА класса LCM8.

Многоцелевые силы

ФР. В боевом составе ВМС имеется девять ФР (три – проекта 22 1-й серии – приобретены в Великобритании, шесть – типа Niteroi – построены фирмой Vosper Thornycroft). Все они приближаются к предельному сроку службы, но их вооружение можно считать вполне современным. Последние два ФР типа Niteroi были построены в Бразилии на ССЗ Arsenal de Marinha и стали первыми достаточно крупными кораблями с современным вооружением отечественной постройки.

Размещение на них ЗРК AESN Albatros (при модернизации) позволяет кораблям решать задачи ПВО не только для самообороны, но и в интересах прикрываемого корабля. Вероятнее всего в ближайшие годы фрегаты останутся в боевом составе ВМС как корабли непосредственного охранения АВС.

В 2010–2011 годах велись переговоры о закупке во Франции трех ФР типа FREMM. Однако в настоящее время из-за приоритетности программы создания ПЛА и НАПЛ закупка ФР будет передвинута на более поздние сроки.

КРВ. В боевом составе ВМС имеется пять КРВ (четыре – типа Inhauma, один – типа Barroso), построенных по национальным проектам и в Бразилии.

В начале 80-х годов в стране началась национальная программа создания КРВ. Помощь в разработке и постройке была оказана фирмами США, Великобритании и Германии. Проектирование выполнено при непосредственной помощи германской фирмы Marine Technik. Договор с ней подписан в 1981-м. В 1983–1989 годах на государственной верфи Arsenal de Marinha в городе Рио-де-Жанейро был выпущен КРВ Inhauma (V30). Это первый достаточно крупный корабль, построенный по национальному проекту.

КРВ типа Inhauma являются многоцелевыми и предназначены для поиска и уничтожения ПЛ и надводных кораблей (НК), для поражения наземных целей (НЗЦ), патрулирования в заданном районе. По архитектуре корабль водоизмещением 1970 тонн напоминает ФР типа Niteroi (F40). В составе вооружения имеются ПКР Exocet MM-40, но отсутствует ЗРК, что является недостатком. В качестве ГЭУ применена двухвальная дизель-газотурбинная установка (ДГТУ) по схеме КРВ Eilat. В 1994-м началась постройка улучшенного варианта КРВ этого проекта – КРВ Barroso. Предполагается построить еще три КРВ этого типа. Сроки пока точно не определены.

Стоимость одного КРВ этого типа оценивалась в 120–140 миллионов долларов (в ценах 1983 года). Продолжительность постройки корабля – шесть-семь лет, что свидетельствует об отсутствии у Бразилии опыта постройки сложных кораблей и слабой кораблестроительной базе.

Патрульные силы

ПК. В боевом составе имеется девять патрульных кораблей (ПК). Наиболее новыми являются четыре ПК типа River, построенных в Великобритании.

БКА. В наличии 17 крупных ПКА и предполагается строительство еще пяти. Наиболее новыми являются 12 ПКА типа Grajau германского проекта и два ПКА французского (фирма CMN) проекта NAPA500.

Минно-тральные силы

В ВМС они состоят из шести рейдовых тральщиков (РТЩ) типа Schutze, построенных в Германии и в 2001–2007 годах модернизированных. Пока программ развития МТС нет и, вероятно, не будет.

В целом ВМС Бразилии, кроме НАПЛ, шести ФР и КРВ, в основном состоят из подержанных кораблей и судов, а военное кораблестроение находится в зачаточном состоянии. В то же время реализация в стране программы создания ПЛА может дать мощный импульс развитию национальной военной промышленности и освоению новейших военно-морских технологий.

, (порт. Marinha do Brasil) состоят из военно-морского флота, военно-морской авиации, корпуса морской пехоты и подразделений специального назначения. В подчинении военно-морских сил находится около 60 тыс. человек.
Федеративная Республика Бразилия - самое большое по площади и населению государство южноамериканского континента. Занимает восточную и центральную части континента. Протяженность сухопутных границ составляет около 16 тыс. км. Обладает густой речной сетью. По ее территории протекает крупнейшая в мире по размерам бассейна, полноводности и длине речной системы река Амазонка. С востока омывается Атлантическим океаном, протяженность береговой линии - 7,4 тыс. км. В состав также входит ряд островных архипелагов.
Бразилия - крупная морская держава. Ее экономика в значительной степени зависит от состояния торгового судоходства, которое требует защиты. Кроме того, в территориальных и экономических водах страны находится большое количество скважин по добычи нефти, часть лицензионных платежей от добычи которой идет на модернизацию военного флота.
ВМС военно-морские силы Бразилии фото организация и структура

Слева направо, эмблема ВМС Бразилии, подводный флот, морская пехота или Корпус морских фузилеров

ВМС Бразилии возглавляет министр, который осуществляет общее руководство силами через командование морских операций. Оно включает командования: военно-морского флота (ВМФ), морской пехоты (МП), контроля за морским судоходством и военно-морскими районами. Оперативное руководство осуществляют начальник штаба силами и начальник морских операций (оба в звании адмирала).
В интересах ВМС страна разделена на девять военно-морских районов или округов:

  1. -й военно-морской округ ВМС (штаб в г. Рио-де-Жанейро),
  2. -й округ (г. Сальвадор),
  3. -й (Натал),
  4. -й (Белен),
  5. -й (Риу-Гранди),
  6. -й (Ладариу),
  7. -й (Бразилиа),
  8. -й (Сан-Паулу),
  9. -й (Манаус).

История ВМС военно-морские силы Бразилии фото
Военно-морской флот Бразилии отсчитывает свою историю с марта 1823 года, когда адмирал Кокрейн (Lord Thomas Alexander Cochrane) возглавил флот страны, боровшейся за отделение от Португалии, и поднял свой флаг на корабле «Педро Первый».
До середины 1970-х годов ВМФ практически целиком состоял из перестроенных и модернизированных кораблей ВМС США времен Второй мировой войны.
В настоящее время республика проводит модернизацию своего ВМФ и намерена обзавестись после 2014-2015 годов тремя современными фрегатами типа FREMM, двумя корветами класса Barroso, пятью патрульными катерами типа NAPA-500 и пятью десантными катерами класса LCM8, а также одиннадцатью неатомными субмаринами (до 2023 года) и тремя подводными лодками с атомными двигателями (при помощи Франции), а в перспективе - и атомным оружием (разработка которого ведется под руководством вооруженных сил страны и, прежде всего, ВМС).
Состав ВМС военно-морские силы Бразилии фото
Сейчас в состав военно-морского флота входит 98 кораблей и судов. Боевое ядро флота составляют: авианесущий корабль А12 «Сан-Паулу» (бывший французский легкий авианосец «Фош»), пять дизель-электрических подводных лодок (немецкого проекта 209/1400), девять фрегатов, пять корветов, пять десантных кораблей и девять патрульных, а также шесть рейдовых тральщиков.
В 2003 году авианосец «Сан-Паулу» прошел капитальный ремонт во французском порту «Брест».

Военно-морские силы Бразилии авианосец Sao Paulo только в 2025 году он будет заменен на новый

По состоянию на начало 2012 года штатное авиакрыло на его борту состояло из 15 самолетов AF-1 (бразильское обозначение американского штурмовика A-4BR «Скайхок»), от четырех до шести вертолетов SH-3A, или SH-3D, двух UH-13 или трех UH-14, а в качестве средств ДРЛО использовались два-три самолета «Трекер» S-2T (с обновленным бортовым радиоэлектронным оборудованием). Бразильцы предполагают эксплуатировать авианесущий А12 «Сан-Паулу» еще как минимум в течении 10 лет, с заменой к 2025 новым кораблем.

Подготовка вертолета UH-12 ВМС Бразилии к взлету с палубы авианосца «Минас- Жерайс». Учения UNITAS XXV, 1984

Флотилия фрегатов (9 единиц) состоит из трех кораблей проекта 22 1-й серии (приобретены в Великобритании) и шести - класса «Нитерой» (построены компанией Vosper Thornycroft). Последние два фрегата класса «Нитерой» были построены в Бразилии и стали первыми крупными кораблями (с современным вооружением) бразильской постройки.

ВМС Бразилии фрегат Конституция класса «Нитерой», Севастополь фото 2013

Ведутся работы по созданию и оснащению так называемого фрегата «Тип-26», концепция перспективного «Единого боевого корабля». Про сам фрегат сведений пока маловато, но известно, что за чистое небо над ним будет отвечать английский ЗРК «Си Септор», который пришел на замену , которые пока находятся на вооружении фрегатов класс «Тип-23».
Корабли класса корвет (пять единиц) представлены четырьмя кораблями типа Inhauma и одним - класса Barroso, построенными по национальным проектам.

ВМС Бразилии корвет Frontin класса Inhaúma

Корветы типа Inhauma - многоцелевые и предназначены для поиска и уничтожения подлодок и надводных кораблей, для поражения наземных целей и патрулирования в заданном районе. В составе их вооружения имеются противокорабельные ракеты «Экзосет» ММ-40, но отсутствуют зенитно-ракетные комплексы, что является недостатком.

ВМС Бразилии эсминцы «Марсилио Диас» и «Алагоас» на первом плане, совместные учения девяти стран

В качестве энергетической установки применяется двухвальная дизель-газотурбинная установка. В 1994-м началась постройка улучшенного варианта корвета этого проекта - Barroso. Отечественные корветы обошлись бразильскому флоту в 120-140 млн долларов США (в ценах 1983 года) за одну единицу, а продолжительность постройки каждого заняла 6-7 лет.
В составе ВМФ имеется пять старых десантных кораблей: два десантных корабля-дока (типа «Томастон») и три больших танкодесантных корабля (один - типа «Сэр Галахэд», один - типа «Сэр Бедивер» и один - типа «Ньюпорт»). Кроме крупных десантных кораблей также есть и восемь десантных катеров (три - класса LCU и пять - класса LCM8), которые используются в качестве десантно-высадочных средств.
В боевом составе находится девять патрульных кораблей. Наиболее новые из них - четыре речных патрульных (класса «Амазонас»), построенных в Великобритании. Кроме патрульных кораблей в наличии есть еще 17 крупных патрульных катеров (ПКА), наиболее новыми из которых являются 12 ПКА типа Grajau (германского проекта) и 2 ПКА типа NAPA-500 (французского проекта).
Авиация ВМС Бразилии (численный состав около 1300 человек) - это исключительно палубная авиация, которая может дислоцироваться на авианосце «Сан-Паулу» или на крупных кораблях флота. Она имеет в своем составе

самолеты-штурмовики AF-1/AF-1А на палубе авианосца «Сан-Паулу» ВМС Бразилии

  • 23 американских самолета-штурмовика AF-1/AF-1А и палубные вертолеты:
  • 18 американских многоцелевых IH-6B (Белл 206В),
  • 5 транспортных UH-14 (Еврокоптер AS.332F),
  • 2 UH-14 (ЕС AS.532),
  • 8 многоцелевых UH-13 (ЕС AS.355F2),
  • 17 UFI-12 (собранных по лицензии AS.355F2),
  • 7 американских противолодочных SH-3B «Си Кинг»,
  • 13 британских Вестланд АН-11А «Супер Линке»
  • 4 UH-15 (ЕС-725 Super Cougar).

Необходимо добавить Бразилия обладает самым большим парком вертолетов в Южной Америке, возможностями к модернизации имеющихся машин так и к приобретению новых, включая и для нужд ВМС. Пункты базирования морской авиации расположены на:

  • военно-морской авиабазе Сан-Педру-да-Алдея,
  • базе военно-морской авиации Риу-Гранди,
  • авиабазе Манаус и речной базе Ладариу.

Морская пехота (МП) ВМС Бразилии, или Корпус морских фузилеров (Corpo de Fuzileiros Navais) был основан в 1808-м году. В настоящее время численность МП составляет около 15 тыс. человек. Корпус МП состоит из главного командования, командования сил МП на флоте и групп морской пехоты.

Силы морской пехоты включают в себя

  • амфибийную дивизию (три пехотные бригады, полк ПВО, и штабную роты),
  • подразделения усиления,
  • командования десантного подразделения,
  • базу морской пехоты в Рио-Мерити и батальон спецопераций «Тонелеро».

Группы МП базируются на базах морской пехоты в городах Рио-де-Жанейро, Салвадоре, Натале, Белене, Риу-Гранди, Ладариу и Бразилиа. Батальон речных операций бразильской МП располагается на базе в Манаусе.
Силы специального назначения представлены отрядами боевых пловцов GRUMEC и GERRMEC.

Военно-морские силы (ВМС) Бразилии (порт. Marinha do Brasil) включают в себя военно-морской флот, военно-морскую авиацию, корпус морской пехоты и подразделения специального назначения. Численность ВМС составляет около 60 тыс. человек.

Федеративная Республика Бразилия — самое большое по площади и населению государство южноамериканского континента. Занимает восточную и центральную части континента. Протяженность сухопутных границ составляет около 16 тыс. км. Обладает густой речной сетью. По ее территории протекает крупнейшая в мире по размерам бассейна, полноводности и длине речной системы река Амазонка. С востока омывается Атлантическим океаном, протяженность береговой линии — 7,4 тыс. км. В состав Бразилии также входит ряд островных архипелагов.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

ВМС Бразилии возглавляет министр, который осуществляет общее руководство силами через командование морских операций. Оно включает командования: военно-морского флота (ВМФ), морской пехоты (МП), контроля за морским судоходством и военно-морскими районами. Оперативное руководство ВМС осуществляют начальник штаба силами и начальник морских операций (оба в звании адмирала).

В интересах ВМС страна разделена на девять военно-морских районов или округов: 1-й военно-морской округ ВМС Бразилии (штаб в г. Рио-де-Жанейро), 2-й округ ВМС (г. Сальвадор), 3-й (Натал), 4-й (Белен), 5-й (Риу-Гранди), 6-й (Ладариу), 7-й (Бразилиа), 8-й (Сан-Паулу), 9-й (Манаус).

ИСТОРИЯ ВМС БРАЗИЛИИ

Военно-морской флот Бразилии отсчитывает свою историю с марта 1823 года, когда адмирал Кокрейн (Lord Thomas Alexander Cochrane) возглавил флот страны, боровшейся за отделение от Португалии, и поднял свой флаг на корабле «Педро Первый».

До середины 1970-х годов ВМФ Бразилии практически целиком состоял из перестроенных и модернизированных кораблей ВМС США времен Второй мировой войны. В настоящее время Бразилия проводит модернизацию своего ВМФ и намерена обзавестись после 2014-2015 годов тремя современными фрегатами типа FREMM, двумя корветами класса Barroso, пятью патрульными катерами типа NAPA-500 и пятью десантными катерами класса LCM8, а также одиннадцатью неатомными субмаринами (до 2023 года) и тремя подводными лодками с атомными двигателями (при помощи Франции), а в перспективе — и атомным оружием (разработка которого ведется под руководством вооруженных сил страны и, прежде всего, ВМС).

СОСТАВ ВМС БРАЗИЛИИ

Флотилия фрегатов (9 единиц) состоит из трех кораблей проекта 22 1-й серии (приобретены в Великобритании) и шести — класса «Нитерой» (построены компанией Vosper Thornycroft). Последние два фрегата класса «Нитерой» были построены в Бразилии и стали первыми крупными кораблями (с современным вооружением) бразильской постройки.

Корабли класса корвет (пять единиц) представлены четырьмя кораблями типа Inhauma и одним — класса Barroso, построенными по национальным проектам. Корветы типа Inhauma — многоцелевые и предназначены для поиска и уничтожения подлодок и надводных кораблей, для поражения наземных целей и патрулирования в заданном районе. В составе вооружения этих кораблей имеются противокорабельные ракеты «Экзосет» ММ-40, но отсутствуют зенитно-ракетные комплексы, что является недостатком.

В качестве энергетической установки применяется двухвальная дизель-газотурбинная установка. В 1994-м началась постройка улучшенного варианта корвета этого проекта — Barroso. Отечественные корветы обошлись бразильскому флоту в 120-140 млн долларов США (в ценах 1983 года) за одну единицу, а продолжительность постройки каждого корабля заняла 6-7 лет.

В составе ВМФ имеется пять старых десантных кораблей: два десантных корабля-дока (типа «Томастон») и три больших танкодесантных корабля (один — типа «Сэр Галахэд», один — типа «Сэр Бедивер» и один — типа «Ньюпорт»). Кроме крупных десантных кораблей также есть и восемь десантных катеров (три — класса LCU и пять — класса LCM8), которые используются в качестве десантно-высадочных средств.

В боевом составе находится девять патрульных кораблей. Наиболее новые из них — четыре речных патрульных корабля (класса «Амазонас»), построенных в Великобритании. Кроме патрульных кораблей в наличии есть еще 17 крупных патрульных катеров (ПКА), наиболее новыми из которых являются 12 ПКА типа Grajau (германского проекта) и 2 ПКА типа NAPA-500 (французского проекта).

Авиация ВМС Бразилии (численный состав около 1300 человек) — это исключительно палубная авиация, которая может дислоцироваться на авианосце «Сан-Паулу» или на крупных кораблях флота. Она имеет в своем составе 23 американских самолета-штурмовика AF-1/AF-1А и палубные вертолеты: 18 американских многоцелевых IH-6B (Белл 206В), 5 транспортных UH-14 (Еврокоптер AS.332F), 2 UH-14 (ЕС AS.532), 8 многоцелевых UH-13 (ЕС AS.355F2), 17 UH-12 (собранных в Бразилии по лицензии AS.355F2), 7 американских противолодочных SH-3B «Си Кинг», 13 британских Вестланд АН-11А «Супер Л инке» и 4 UH 15 (ЕС-725 Super Cougar). Пункты базирования морской авиации расположены на: военно-морской авиабазе Сан-Педру-да-Алдея, базе военно-морской авиации Риу-Гранди, авиабазе Манаус и речной базе Ладариу.

Морская пехота (МП) ВМС Бразилии, или Корпус морских фузилеров (Corpo de Fuzileiros Navais) был основан в 1808-м году. В настоящее время численность МП составляет около 15 тыс. человек. Корпус МП состоит из главного командования, командования сил МП на флоте и групп морской пехоты. Силы морской пехоты включают в себя амфибийную дивизию (три пехотные бригады, полк ПВО, танковую и штабную роты), подразделения усиления, командования десантного подразделения, базу морской пехоты в Рио-Мерити и батальон спецопераций «Тонелеро». Группы МП базируются на базах морской пехоты в городах Рио-де-Жанейро, Салвадоре, Натале, Белене, Риу-Гранди, Ладариу и Бразилиа. Батальон речных операций бразильской МП располагается на базе в Манаусе. Силы специального назначения представлены отрядами боевых пловцов GRUMEC и GERRMEC.


Close