Сценарий проведения встречи в Литературной гостиной «Детские писатели о природе и животных»

(с использованием ИКТ и мнемотехнических технологий)

Цель: формирование у детей начал экологической культуры посредством знакомства с художественными произведениями литературы, искусства, музыки.

Задачи:

  • Формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий, по отношению к окружающей среде;
  • Выявлять лучших чтецов среди детей, предоставлять им возможность для самовыражения; развивать чувство ритма и рифмы (ОО «Речевое развитие»);
  • Формировать у дошкольников навыки выразительного чтения, артистических умений (ОО «Социально – коммуникативное развитие»).

Ход: Добрый день, дорогие друзья! Мы, рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной. Тема нашей встречи: «Детские писатели о природе и животных»

Ведущий:

Поэзии чудесная страница

Для нас сегодня открывает дверь.

И чудо пусть любое сотворится!

Ты, главное, в него всем сердцем верь!

Любовь и красота природы,

Дорога сказок, мир – любой, -

Подвластно все ПОЭЗИИ, - Попробуй!

И дверь в ее Страну открой!

Шорох листьев под ногами, капелька дождя,

Радуга на небе, трели соловья, -

Вот мороз рисует на стекле узор…

Мир вокруг прекрасен! И каждый в нем актер.

Ведущий: очень много писателей поэтов посвятили свои произведения природе, воспевая в них её красоту, многообразие, значение для человека. Давайте вспомним некоторых из них (представление писателей).

Книги – какое это чудо! Они наши друзья и помощники. Практически на любой вопрос можно в них найти ответ.

Хорошая книга – м ой спутник, мой друг,
С тобой интересней бывает досуг!

Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведем.

Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков.

Про тайные земли и движенье планет.
С тобой ничего непонятного нет.

Ты учишь правдивым и доблестным быть.
Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей, я жить не могу.

Ведущий: чтобы наше общение было интереснее, мы решили провести творческий литературный конкурс, в рамках которого участники смогут посоревноваться в представлении произведений писателей о природе и животных. А определить лучших будет наше жюри. Разрешите представить его членов:

Очень трудно все запомнить

И в итоге нам сегодня

Победителей назвать

Ведущий: в зависимости от содержания стихотворений мы разделили их на 3 темы. Отгадайте, о чём пойдет речь в 1 – ом разделе: (картинки времена года)

Есть у природы четыре страницы,
Есть у погоды четыре сестрицы

Прилетают птицы звери просыпаются
Первая сестрица ВЕСНОЙ называется

Сыты все, согреты солнца ярким светом
Вторую сестрицу называют ЛЕТО

Сделаны запасы листья облетают
Третья сестрица - ОСЕНЬ золотая

Всюду снег искрится - к нам пришла сама
Четвертая сестрица - зимушка – ЗИМА

Ведущий: п равильно – первый раздел конкурса «Времена года». Давайте послушаем, какие стихи о временах года прочтут наши конкурсанты.

  1. Чертопятова К.
  2. Бодров П.
  3. Мишакин Б.
  4. Жукова А.

Пока жюри подводит итоги у нас музыкальная пауза: игра «На лужайке»

Ведущий: Чтобы определить тему 2 – ого раздела конкурса нужно отгадать загадки:

Ведущий: Молодцы! Теперь мы можем сказать, что ребята прочтут стихотворения о представителях животного мира.

  1. Сивцов С.
  2. Шешунов А.
  3. Котова Л.
  4. Мухтулов В.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, у нас с вами музыкальная пауза: песня «Не обижайте муравья»

Ведущий: попробуйте отгадать, о чём будут читать стихотворения участники 3-ей части конкурс:

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малиной,
А Васю - хворостиной.

Отгадка (ответ): Лес

Ведущий: правильно, речь пойдет о мире растений.

  1. Сабуров И.
  2. Чернышев С.
  3. Сляслин А.
  4. Лаухина С.

Пока жюри подводит итоги, у нас музыкальная пауза «Собери грибы в корзинку».

Ведущий: предоставляется слово членам жюри для подведения итогов литературного конкурса.

Объявление победителей, вручение подарков.

Под российским небосводом

Книгу любят и хранят.

Пусть же крепнет с каждым годом

Дружба книги и ребят!

Книг заветные страницы
Помогают людям жить,
И работать, и учиться,
И Россией дорожить.

Новых книг живые строки

Открывают путь широкий

Учат нас правдивы быть

Природу понимать, любить

Без книги хорошей прожить нам нельзя

До новых открытий!

До встречи, друзья!


Час поэзии(внеклассное мероприятие).

Образ природы в поэзии.

показать многомерность и гармоничность окружающего мира, животворящую силу природы в русской поэзии;

помочь учащимся почувствовать музыку природы, увидеть природу в многообразии;

воспитание эстетических и гражданских чувств через метапредметную связь.

Средства обучения:

Презентация на тему « Времена года» в сопровождении музыки П. И. Чайковский «Вальс цветов», «Октябрь».

А. Вивальди «Зима», «Весна», «Лето».

Романс на стихи С.Есенина и Н. Заболоцкого.

2. Картины: «Осень» И. Шишкина;

«Рябинка» И. Грабаря;

«Иней» И. Шишкина;

«Февральская лазурь» И. Грабаря;

«Первая зелень» Остроухова;

«Сенокос» А. Пластова;

«У мельницы» Киселева;

«Летом» А. Пластова;

«Заросший пруд» В. Поленова и др..

Фотографии с изображением природы.

На стенах картины, репродукции, рисунки детей.

Час поэзии начинается.

Звучит музыка П. Чайковского «Вальс цветов».

Ведущий 1. Природа…. Прикройте на минуту глаза... Каждый из вас представит любимый уголок родного края, на каждого нахлынут самые приятные воспоминания, каждый вспомнит любимые строчки стихотворений о природе.

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,

Где льется дней моих невидимый поток

На лоне счастья и забвенья.

Я твой – я променял порочный двор Цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубов, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой – люблю, сей темный сад

С его прохладой и цветами,

Сей луг, уставленный душистыми скирдами,

Где светлые ручьи в кустарниках шумят.

Ведущий 2. Стихи, музыкальные произведения, картины, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.

Ведущий 1 . Красота природы, смена времен года, а каждое из них- осень, зима, весна и лето – неповторимое, особенное, всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Мы называем их пейзажистами. Это А. Саврасов, И. Шишкин, И. Левитан и многие другие. (Рукой показать на картины и их портреты

Ведущий 2 . (Пауза) Величава золотая осень! Чист и прозрачен воздух.

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист.

Осинник желтый бьет тревогу.

Осыпался с березы лист

И как ковер устлал дорогу.

Ведущий 2. Очень точно передал осеннее настроение Петр Ильич Чайковский в своем произведении «Октябрь» из цикла «Времена года». Отрывок из этого произведения предлагаем вам сейчас прослушать.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь».

Ведущий 1. (Подойти показать эти картины.) Глядя на картины « Осень» И. Шишкина, «Рябинка» И. Грабаря, невольно вспоминаешь стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…». Читает..

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора.

Ведущий 2. Полотна известных мастеров живописи написаны удивительно ярко, трогательно, правдиво. Они и у нас вызывают чувства восхищения щедрой красотой осени, любови и глубокой привязанности к родным местам, таким для нас знакомым, привычным и близким, слайды об осенней природе.

Ведущий 1. Певец природы писатель М. М. Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое. Как в природе все стремится к совершенству, гармонии, так и в человеке.

Звучит песня. Есенин « Отговорила роща..» в исполнении….

Ведущий 1. Хороша наша русская зима! (Пауза) Огромное снежное покрывало застилает все вокруг. А как ударят морозы, инеем, сказочным узором раскрасят они деревья и дома. Наигравшись вдоволь, еще раз удивит нас зимушка февральскими лазурями, ярким солнцем, бодрящим воздухом и светом. Стихи о зиме читает..

Ведущий 2. Красота морозного зимнего утра и переливающегося всеми цветами радуги инея удивительно точно передана в произведении Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».

Ведущий 1. (Подойти показать картину Шишкина «Иней»или Попова «Первый снег»)

Ведущий 2. Всмотритесь внимательнее в картины Шишкина «На севере диком…», Никиреева «Иней» и другие, на которых изображена природа зимой и прослушайте произведение Вивальди «Зима». И вы увидите и услышите, как удивительно похожи эти произведения. Как усиливает музыка впечатление, полученное глядя на картины.

Звучит музыка Вивальди «Зима».

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А над самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

Ведущий 2. Вот и наступила весна! (Пауза) Весна – время пробуждения природы. Отзвенела последняя капель, почернел снег, появился первый подснежник. (Пауза) Это пробуждение очень точно можно услышать в произведении Вивальди «Весна» из его цикла «Времена года».

Звучит музыка А. Вивальди «Времена года», «Весна».

Ведущий 1. Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик март: на дню семь погод. Еще вчера снежный ковер был белым и пушистым, но постепенно почернел снег на косогорах, посветлел лес. Весна властно будит природу. Воздух наполняется чудесным ароматом.Чтение стихов о весне…

Ведущий 2. Весна – время пробуждения природы, бурного ее цветения.

Посмотрите

сайды об этом времени года.

Ведущий 1 . Светлые облака плывут по чистому небу и без следа тают в прозрачной синеве. Зазеленели луга.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Ведущий 1. Вот и лето! (Пауза) Лето! (Пауза) Самая прекрасная пора.

Ведущий 2. Самые длинные каникулы! (Пауза) Самые яркие краски. (Пауза) Самые громкие звуки.

Ведущий 1. Всю прелесть летних дней можно услышать в произведении Вивальди «Лето» из цикла «Времена года».

Звучит музыка А. Вивальди «Времена года», «Лето».

Ведущий 2 . Наступил июнь. Прогремели грозы. Прошумели дожди. Выколосились и отцвели озимые. Жара еще не успела утомить сочную яркую зелень. Над цветами порхают бабочки, жужжат пчелы, хлопочут шмели.Стихи о лете….

Ведущий 1. Летнее раздолье, бурная жизнь природы, разноцветье цветов и трав, ясные солнечные дни, зеркало рек, озер, прудов, белоснежные ромашки, кувшинки – вот тема пейзажей, посвященных этой прекрасной поре года. Среди них картины А. Пластова «Сенокос», Киселева «У мельницы» и многие другие.

Ведущий 2 Настоящий гимн природе поет в своих стихах Н. Заболоцкий.

Женщина у него – часть природы, загадка, которую невозможно разгадать. Послушайте стихотворение « Очарована, околдована..», исполняется романс

Ведущий 1. Учащиеся нашей школы сами пишут стихи о природе и родине… Чтение стихов.

Час поэзии хочется закончить трепетным стихотворением о нашей родине России

Березовый сок .

Лишь только подснежник распустится в срок,

Лишь только приблизятся первые грозы,

На белых стволах появляется сок –

То плачут березы, то плачут березы.

Как часто, пьянея от светлого дня,

Я брел наугад по весенним протокам,

И Родина щедро поила меня

Священную память, храня обо всем,

Мы помним холмы и проселки родные,

Мы трудную службу сегодня несем

Вдали от России, вдали от России.

Где эти туманы родной стороны

И ветви берез, что над заводью гнутся?

Сюда мы с тобой непременно должны

Однажды вернуться, однажды вернуться.

Открой нам Отчизна, просторы свои,

Заветные чащи открой ненароком

И так же, как в детстве, меня напои

Березовым соком, березовым соком.

Альбина Ахметзянова
Сценарий литературной гостиной «Писатели и поэты о природе детям»

Сценарий проведения Литературной гостиной для воспитанников средней, старшей, подготовительной групп «Писатели и поэты о природе детям Старший воспитатель МАДОУ Детский сад №263 г. Уфы А. Х. Ахметзянова

Цель и задачи мероприятия : Приурочить данное мероприятие году литературы . Реализация решения педагогического совета на тему : «Природа родного края – главное средство экологического образования». Показать образцы исполнения художественного слова воспитанникам в исполнении педагогов. Продолжать знакомить детей с произведениями Х. С. и их авторами-поэтами и писателями , классиками и современниками русской и башкирской поэзии и прозы. Тех, кто писал про природу , ее красоте, сезонных изменениях (весна, величии и многообразии родного края -России и Башкортостана, бережном отношении ко всему на планете Земля. Формировать предпосылки к правильному, культурному восприятию художественного слова в исполнении других людей. Воспитывать интерес к художественной литературе , музыке, истории, природе родному краю и его людям. Создавать условия (возможности) для размышления, побуждать к ответам на поставленные вопросы. Действовать в большом, разновозрастном коллективе.

Активизировать педагогов в использовании различных форм проведения образовательной деятельности, объединенных одной темой. Тренировать навыки чтения произведений наизусть, используя средства интонационной выразительности. Развивать творческие способности педагогов и воспитанников.

Используемые средства, среда : Мультимедийное оборудование для показа презентаций, аудиозапись музыки, Фотоаппарат.

Место проведения и условия : Музыкальный зал, (стулья расставленны в виде арены или в концертном зале) .

Ведущий старший воспитатель : Добрый День, Уважаемые гости литературной гостиной . Я рада видеть всех вас.

Ребята, а кто знает, 2015 год каким годом объявлен? (Годом литературы ) . Наше мероприятие посвящено Литературе и природе нашей необъятной Родины.

Сегодня, вы услышите стихотворения, песни о природе в исполнении наших педагогов –воспитателей, музыкальных руководителей, инструктора по ФК.

Ребята, скажите какое сейчас время года (Да, Весна) . Весной природа пробуждается от зимы. Прилетают птицы с теплых стран. Просыпаются звери, насекомые, растения, солнышко ярче и теплее светит и вот об этом нам прочитает стихотворение Плещеева

«Уж тает снег …» Л. Н. Николаева. А кто мне скажет, какой сейчас месяц?

(Май) А вы знаете, что это время, месяц называют – поздней весной. А что происходит в природе поздней весной ? У животных появляются детеныши, Цветут сады,. О том как цветет черемуха нам прочитает стихотворение Сергея Есенина Л. В. Зимина, оно так и называется «Черемуха» . Наверно вы немного устали сидеть, поэтому я вам предлагаю провести физминутку про деревья. (проводит инструктор по ФК Романова М. М.)

Еще в Мае распускаются цветы. Какие цветы распускаются в садах, полях и в лесу? Назовите их.

(Ландыши, подснежники, тюльпаны ит. д) Да,правильно. Как называют эти цветы? Послушайте об этом стихотворение поэта С . Дрожжина (читает ст. воспитатель)

Распустились почки, лес зашевелился

Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой

Выглянул на солнце ландыш серебристый.

И открылись кротко от весенней ласки

Милой незабудки голубые глазки.

Я вам,Ребята хочу загадать загадку, а вы ее отгадайте.

На дереве в лукошке

Подрастают крошки (птенцы в гнезде,

а каких перелетных птиц вы знаете? (Жаворонок, Соловьи, Журавли, Скворцы) А вы знаете еще загадки про птиц? Тогда загадывайте. Вот об одном друге певце - скворце нам поведает С. К. Кокорева, стихотворение написал башкирский поэт

Абдулхак Игибаев «Мой друг скворец» (показ Презентации)

В народе говорят : «Май леса наряжает. Лето в гости ожидает » . Г. Р. Сабурова прочитает стихотворение о том как к нам спешит лето-«Лето,выходи!» Степанов.

Повсюду весна, скоро лето, где-то уже совсем тепло, где-то идут дожди, а где-то только начал таять снег. Наша Россия –большая страна и везде разная погода. А вот народ много придумал потешек, песенок, закличек о весенней погоде и природе . Какие вы знаете(2-3)

Давайте встанем и поиграем в подвижную игру «Веснянка» на слова Народной песенки. Смотрите все на меня и повторяйте за мной. (Стоя возле стульев)

А уж ясно солнышко Поднимает руки на верх

Припекло Припекло Машет кистями рук вверху

И повсюду золото Раздвигает руками в сторону, притопывая

Разлило Разлило

Ручейки по улице Поочередно руки двигаются волной, то права рука, то левая

Все журчат,все журчат.

Журавли курлыкают

И летят, и летят. Машет руками, как крыльями

Какая большая и любимая наша страна! А какая природа у нас – красивая . Еще какая?

Вот об этом давайте послушаем стихотворение «Мир живой» Людмилы Яцура в исполнении М. М. Романовой.

Скажите, ребята, а у нас в Башкортостане тоже весна (конечно) .А вы знаете,что наша Республика богата медом,а кто добывает мед и когда? Правильно, вот уже проснулись неутомимые труженики –пчелы, а стихотвокение Радифа Тимершина, так и называется и прочтет его Р,С. Галиева.

Ребята, Я уверена, вы все любите природу . А как вы ее любите? Что для этого делаете?

Давайте послушаем стихотворение «Не мусорьте в лесу!» прочитает его Г. А. Бабкина.

Наши музыкальные руководители тоже приготовили свое выступление. Давайте их поприветствуем. Сейчас вам споет песню на слова муз. музыкальный руководитель Е. В. Голкова «Не дразните собак» . Понравилась вам песня? О чем в ней пелось?

Очень отрадно, что вы ребята знает, как нужно беречь и охранять нашу природу . Скажите, пожалуйста. как называется наша планета. (Земля) Вот и стихотворение которое исполнит Р. Р. Юрмашева так и называется «Наша планета» , а написал его Аким .

Вот и подошел к концу наш литературный вечер . Вам понравилось? Вот и хорошо. Мы много прочитали стихотворений о Весне, природе и о том , что надо ее беречь, любить и охранять. Давайте напоследок станцуем танец под песню «Весна пришла» , выходите все в зал и смотрите на музыкального руководителя Т. К. Кочнева, она поможет нам танцевать. На этом наша встреча подошла к концу. Всем спасибо. До новых встреч дорогие друзья!

Публикации по теме:

По традиции, после Осенних праздников, в нашем детском саду мы проводим музыкально-литературную гостиную. Каждый раз появляются новые идеи,.

Сценарий литературной гостиной Литературная гостиная Здравствуйте, дорогие друзья! В этот осенний день мы собрались в литературной гостиной, чтобы послушать и почитать.

Сценарий литературной гостиной «Поэтесса родного края» «Поэтесса родного края». Цели: Познакомить детей с творчеством поэтессы родного города; -Формировать представление детей о поэзии; -Развивать.

Сценарий праздника «Башкирские поэты» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад №162 Музыкально-литературная композиция,.

Сценарий литературного вечера «Поэты - детям» (подготовительная группа) Сценарий литературного вечера поэзии "поэты -детям " подготовительная группа ЗАДАЧИ: Углублять и расширять знания о творчестве детских.

Сценарий литературно – музыкального вечера

«Человек и природа».

Образовательные задачи: Расширить знания учащихся о многообразии мира природы, закрепить знания разнообразных представителей царства животных, растений, грибов и бактерий, показать красоту природы, её положительное влияние на человека

Воспитательные: Формирование у обучающихся чувства коллективизма, сплоченности, а так же сопереживания и взаимопомощи друг другу. Формирование любви к родине, бережного отношения к природе.

(слайд. Лес)

«Наедине с лесом»

Цитата : «Когда на сердце

неспокойно станет,

Когда не в силах

совладать с собою,

Побудь в лесу на

солнечной поляне,

И все печали снимет,

как рукой».

В. Лукина.

Первый ведущий:

Дорогие друзья! Сегодня вы услышите песни, стихи и легенды о красоте нашей природы, её богатствах, о лекарственных растениях, применении их в народной медицине.

В степях родных, лесах,

Где всё нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Роберт Рождественский

Ну, что ж, заглянем в тайну? Сейчас мы проведём вас по заколдованной книге природы. В природе нет ни одного бесполезного растения. Весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал Сергей Кирсанов:

Я не степью хожу, я хожу по аптеке,

Разбираясь в её травяной картотеке,

Беспредельная степь, бесконечная степь,

Ты неписаный странный рецепт.

Вот, например, русская берёза.

(Слайд. Русская берёза)

Исполняется песня «Белая берёза» Сл. Овсянниковой. Муз. В. Шаинского.

Нет дерева, растущего на территории нашей России, может быть, кроме рябины и черёмухи, которому бы так повезло в фольклоре, и в музыке, и в литературе. С какой любовью говорил Сергей Есенин о берёзе.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у берёзки стан,

И её золотые косы,

И холщовый её сарафан.

Каждое дерево полезно и красиво. Но нет на свете дерева такого белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга. Берёза достойна своей многоголосой и прочной славы.

(слайд. Белая берёза)

Тугие распущены косы

И белые платья до пят.

Как будто невесты, берёзы

Куда ни посмотришь, стоят,

Весеннее солнце косыми

Лучами касается кос.

По всей необъятной России

Сегодня светло от берёз.

Пленяют красою чудесной,

Заводят лесной хоровод.

Широкая русская песня

Отсюда начало берёт.

Исполняется песня «Берёзы» Сл. Б. Лазарева. Муз. М. Фрадкина.

(слайд. Берёза)

Берёза – символ России, ещё в стародавние времена её называли деревом четырёх дел: мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Для врачевания использовали настой из берёзовых почек (при долго незаживающих ранах), чай, заваренный на берёзовом грибе-чаге (от заболевания желудка). Человек всегда дружил с этим деревом:

Я помню, в юности, когда я жил в деревне,

Ходили мы за вениками в лес.

(слайд Берёзовый гриб – чага от заболевания желудка)

Исполняется хороводная песня «Во поле берёза стояла».

(слайд. Хоровод)

Веники заготавливали из веток молодых берёз. А как хорошо в горячем пару попариться с берёзовым веником. Три дня после хорошей бани отдаёт от человека свежим берёзовым духом.

(слайд. Берёзовый веник)

(Слайд. А как хорошо попариться с берёзовым веником)

Второе дело - береста, из неё делают туеса, тусочки, сувениры и вообще всевозможные вещи. Берестой пеленали треснутые горшки, а ещё раньше из неё делали челны.

А знаете, что ещё даст берёза? Нет? дёготь! разве вам не знаком приятный запах дёгтя на лошадиной сбруе? так знайте, что раньше и сейчас всякое ранение у лошади или коровы врачуют дёгтем.

Берёзу используют и как топливо. Ах, как хороши берёзовые дрова!

(слайд. Изготавливают из берёзы)

(слайд. Дёготь берёзовый)

Затоплю пожарче печку. Эй, погрейся

домовой!

А потом схожу на речку за водою ледяной.

Дров берёзовых добавлю - золотых поленьев

жар.

А потом на стол поставлю старый русский

самовар.

Анатолий Поперечный.

(слайд. Использование берёзы)

Полезен и берёзовый сок. Он утоляет жажду, тонизирует. Весной берёзы, как мощные насосы, гонят кверху берёзовый сок.

(слайд. Берёзовый сок)

Исполняется песня «Берёзовый сок» Сл. М. Матусовского. Муз. В. Баснера.

Под весенним солнцем, под белыми облаками из тела белой берёзы приятно пить живительные соки земли. Содержатся в соке и какой-то особенный сахар, и разные витамины. Немало в берёзовом соке и поэзии, если только добывание его не связано с варварским обращением с самой берёзой. Иногда топором тяпнут по белой коре, сок брызнет, как кровь из перерезанного горла барана, а на берёзе остаётся глубокая рана … И получается как в песне:

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И после этих варваров бездушных

Уж не захочешь в рощу нипочём.

Как правильно пить сок? нужно зачистить наружную кожу и на зачищенном месте коловоротом проверить углубление на три-четыре сантиметра. И всё. Сок потечёт одной бойкой струйкой.

Белая берёза, милая сестра,

Ты расти, не бойся злого топора.

Белая берёза, русская земля,

И печаль, и радость, и любовь моя.

П. Кудрявцев

(слайд. Вы шумите, берёзы)

Исполняется песня «Вы шумите, берёзы» Сл. Н Гилевича. Муз. Э. Ханка.

Второй ведущий:

Кто не видел белых пахучих цветов черёмухи? Черёмуха всегда была символом русского пейзажа. Народ ласково называл её черемхой, черемшиной, воспевает в стихах и песнях. Музыкой звучат стихи Сергея Есенина, посвящённые черёмухе:

Черёмуха душистая

С весною расцвела,

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

(слайд. Черёмуха – символ русского пейзажа)

Черёмуха олицетворяет образ нежной девичьей красоты, образ девушки в подвенечном платье.

Есть народная примета,

Знают все примету эту,

Каждый код её невольно вспоминают:

Коль черёмуха цветенье –

Быть в погоде измененью

И на улице опять похолодает.

Ю. Погорельский

(слайд. Черёмуха)

Исполняется песня «Цветёт черёмуха к похолоданию» Сл. Т. Каршиловой. Муз. Г. Пономаренко.

(слайд. Что делают из черёмухи)

Черёмуха обладает исключительными свойствами: сильно опьяняющий аромат её цветов и листьев очищает воздух от микробов. Букет черёмухи в доме смертелен для мух и комаров, но опасен и для человека. Из ягод её пекутся пироги, варятся кисели. Соком их подкрашивают напитки. В лечебных целях используют ягоды черёмухи в качестве вяжущего средства. По народным приметам, коли зацвела черёмуха, пора сажать картофель. Из коры черёмухи делают краску зелёного и бурого цвета, древесину используют для столярных изделий, а гибкие ветки - для плетения мебели. Черёмуха - прекрасный медонос.

Первый ведущий:

Эстафету от берёзы и черёмухи достойно принимает сирень:

Вставал обыкновенный вешний день.

Парил туман, заря траву косила,

И вспыхнула лиловая сирень

С какой-то неосознанною силой.

Она раскрылась робко, не спеша,

Застенчиво и неохотно вроде,

И вдруг пошла, пошла, пошла

Смеяться и бурлить, как половодье.

(слайд. Сирень)

Исполняется песня «Цветёт сирень» Сл. М. Рябинина. Муз. А. Экимяна

Древнегреческая легенда повествует: молодой Пан - бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу - нежную вестницу утренней зари, и так залюбовался её нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая её упокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Сиреневые сады есть во многих городах мира. Кусты белой и лиловой сирени прекрасны ночью, когда кажется, что сама весна окунулась в их душистом море. Хороши они и на рассвете, когда пышные гроздья как бы вырастают из зари и тумана.

(слайд. Белая сирень)

Поутру на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать,

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду своё счастье искать.

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живёт,

На зелёных ветвях,

На душистых кистях

Моё бедное счастье живёт.

М. Бекетова

Исполняется песня «Сирень - черёмуха» Сл. А. Сафронова. Муз. Ю. Милютина

Окно открыла девушка на стук,

Качнулась к парню легче лёгкой песни

И тонкими кистями нежных рук

Взяла его лицо с сиренью вместе.

Второй ведущий:

Есть ещё одно волшебное дерево.

(слайд. Рябина)

Исполняется песня «Рябиновые бусы» Сл. А. Молодова и А. Жёлтого. Муз. Арк. Укупника

(слайд. Рябиновые бусы)

На протяжении ряда веков рябина считалась «сорной» породой, её вырубали за ненадобностью. Сейчас отношение к дереву изменилось. Установлено, что рябина приносит пользу и лесу, и человеку. Знаете ли вы легенду о происхождении названия этого дерева? жили как-то муж с женой, было у них двое детей. старшая дочь - нелюбимая, и имя имела неласковое, звали её Восьмухой. Была она злой, завистливой. Зато меньшего сына родители ласково назвали Романушкой. Был он добрый, приветливый. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погубить. Завела как-то ребёнка в гнилое болото и утопила. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце и растёт с тех пор по всей русской земле, и назвали его люди ласково рябинкой.

В народном календаре есть день, Пётр-Павел Рябинник, приходящийся на конец сентября, - время созревания рябиновых ягод. Кроме того, рябина – символ счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда старались посадить рябину. Даже посидеть в тени рябины считалось полезным. Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина – это тонкая и нежная девушка.

Мне даже страшно –

Так она тонка,

Так высока,

При каждом резком звуке

Дрожит,

И от любого ветерка

Всё гнётся

И заламывает руки.

Исполняется русская народная песня «Тонкая рябина» Сл. И. Сурикова.

Рябина – постоянная спутница девичьих печалей. Под рябиной встречались и расставались, у рябины просили совета.

Исполняется песня «Уральская рябинушка» Сл. М. Пилипенко. Муз. Е. Родыгина.

(слайд. Что делают из рябины)

В народной медицине плоды рябины употребляют для укрепления желудка, как мочегонное и кровоостанавливающее средство; благодаря высокому содержанию витаминов варят из плодов варенья, пастилу, делают конфеты, настойки и наливки. Корой рябины лечат заболевание печени. Древесина ценится в столярном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов.

Первый ведущий:

Богата природа нашей страны. Вы любите цветы? каждый цветок – как упавшая с неба звезда. Например, ландыш.

(слайд. Ландыши)

Этот чарующий, загадочный цветок с тонким ароматом, слегка кружащим голову, до боли в сердце, до бешеного обожания, любил Пётр Ильич Чайковский. Во Флоренции, оглушённый неистовым запахом магнолий и буйствующих роз Пётр Ильич так затосковал, что обратился к поэзии:

В чём тайна чар таких? –

Не знаю. Но меня твоё благоуханье

Как винная струя и греет, и пьянит,

Как музыка она стесняет мне дыханье,

И как огонь питает жар ланит.

Читая «Снегурочку» А. Островского, нельзя не запомнить изумительные строчки:

Полна чудес могучая природа!

Дары свои обильно рассыпая,

Причудливо она играет: бросит

В болотнике, в забытом уголке

Под кустиком, цветок весны

Жемчужный,

Задумчиво склонённый ландыш …

По древнерусской легенде морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистоты, любви и грусти.

Исполняется песня «Ландыши» Сл. О. Фадеевой. Муз. Оскара Фельцмана

Но ландыш прекрасен не только тайной чар, он - спаситель человеческих жизней. Препараты ландыша майского применяются для лечения сердечно-сосудистой системы. Но использовать препарат без назначения врача опасно. Ландыши не только целебны, но и ядовиты. Даже нежные цветки ландыша неуживчивы с другими цветами. Если поставить, например, ландыши с сиренью или фиалкой в одну вазу, то выживут только ландыши, другие погибнут. Эссенция натурального ландыша используется в парфюмерной промышленности для изготовления духов. Сейчас ландыш числится в списке растений, которым грозит гибель. Давайте беречь этих крохотных жителей леса. Ведь приятно же созерцать, как

Весёлых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят.

Второй ведущий:

Как великолепен июньский луг! Он сияет свежестью красок.

(слайд. Полевые цветы на зелёном лугу, безучастно на них я смотреть не могу.)

Исполняется песня «Полевые цветы» Сл. А. Ковалева. Муз. Р. Паулса.

Когда идёшь ты на свиданье,

То выбирай короче путь.

Своей любимой в знак внимания

Цветов нарвать ты не забудь.

Пускай они не будут розами,

Пускай они росли в лугах,

Дождями пахнут, пахнут грозами,

Цветы свежи в твоих руках.

Твои сомнения развеются,

Когда подаришь ей букет

И можешь ты вполне надеяться

На положительный ответ

(слайд. Букет полевых цветов)

Исполняется песня «Букет» Сл. Николая Рубцова, Муз. Александра Барыкина.

Второй ведущий.

Волшебными узорами расписан луг с весны до осени. Когда ночи сойдут на нет и просторные июньские дни наполнятся жаром, то вдоль хлебного поля зажгутся нежно – голубые или синие васильки.

(слайд. Васильки)

Васильки, васильки средь рядов

пожелтевшего хлеба.

Васильки, васильки, как

в безоблачный полдень, ясны,

видно, это на землю упали

Осколочки неба,

заставляя нас вспомнить

забытые песни весны.

Исполняется песня «Васильки» Сл. Я. Холецкого. Муз. Павла Аедоницкого.

Второй ведущий.

Василёк был завезён в Европу вместе с рожью ещё во времена Плиния Старшего.

В Европе издавна цветок считался одним из лучших для плетения венков. В Швеции венок из васильков входит в изображение государственного герба. Во время праздника урожая вяжется первый сноп, украшенный васильками, и ставится в красный угол дома.

(слайд. Венок из васильков)

Васильковые венки воронежцы развешивали в избах, чтобы сверчки не водились. Очень любил эти цветы великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов. Есть такая история. Когда в 1823 году с Крыловым случился сильный апоплексический удар, императрица Мария Фёдоровна (мать Александра I ), почитавшая его творчество, прислала ему букет цветов и попросила поэта перебраться к себе в Павловск, сказав: «Под моим надзором он быстрее поправится». Такое внимание глубоко тронуло Крылова и потом он написал басню «Васильки» в которой под видом цветка изобразил себя, а под видом солнца – императрицу.

(слайд. И.А. Крылов очень любил васильки)

В глуши расцветший василёк

Вдруг захирел, завял до половины

И голову склонил на стебелёк,

Уныло ждал кончины.

Второй ведущий.

Подаренный букетик Крылов бережно засушил, часто им любовался и завещал, чтобы, когда он умрёт, букет этот был положен с ним. Говорят, что так и было исполнено.

Синий василёк – прекрасный медонос, ни шмель, ни пчела не пронесутся мимо него. В народном врачевании отваром из васильковых цветков смачивали воспалённые глаза. Французская Медицинская академия считала васильковый настой на снеговой воде лечебным для глаз. Назывался он «разбивающим очки». Из васильков добывали добротную синюю краску, а позже стали делать уксус. Васильки являются популярным элементом орнамента в народных вышивках, где мастерицы изображают их с колосьями ржи.

(слайд. Колосья ржи с васильками)

Василькам «посвятили» свои работы многие живописцы. Вспомните полотно Игоря Грабаря «Васильки», где на фоне жаркого полудня две подруги вспоминают о своей юности перед огромной охапкой васильков.

(слайд. Полотно И. Грабаря «Васильки)

Полотно Игоря Грабаря «Васильки»
на фоне жаркого полудня две подруги вспоминают о своей юности перед огромной охапкой васильков

Первый ведущий. А ромашка?

Посреди лугов увядших,

Опалённых жарким зноем,

Белокурые ромашки

Поднимаются прибоем.

Белокурые ромашки

Травы красят белой кистью,

И звенит, звенит протяжно

Жаворонок в синей выси.

(слайд. Ромашки)

Исполняется песня «Ромашки спрятались» Сл. Игоря Шеферана. Муз. Евгения Птичкина.

Первый ведущий.

Ромашки по форме похожи на зонтики, и по легенде они в давние времена служили зонтиками для маленьких степных гномиков. А ещё ромашки похожи на удивлённые глаза, если в сухой встренный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох, - это шорох белых ромашковых ресниц. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает самое сокровенное. А тайн у ромашки великое множество.

(слайд. Девчонка гадает на ромашке)

Девчонка гадает у тихой реки –

Ромашки лучистые губит.

И, словно снежинки, летят лепестки

Любит - не любит – любит.

Ты правду всю знаешь, цветок полевой,

Иль это придумали люди?

За всё отвечаешь своей головой

Любит – не любит – любит.

Первый ведущий.

Известна ромашка своими целебными свойствами: противовоспалительными, противоаллергическими и заживляющими.

Народные лекари говорят: «У кого в горле болит, возьми стакан снятого молока, стакан воды и по одной щепотке ромашки, лилового цвета и бузины – смешай всё вместе, вскипяти, процеди сквозь тряпицу, остуди как парное молоко и пей вместо чая». Известно, что волосы, промытые в ромашковом отваре, приобретают красивый золотистый оттенок. А кто часто умывается её крепким отваром, у того кожа лица становится бархатной и нежной.

(слайд. Применение ромашки)

В парфюмерии ромашка применяется для производства духов, одеколонов, мыла и т.д. ромашку полезно держать на кухне и в чуланах, где хранятся съестные припасы, потому что запаха боятся мыши. Пасечники хвалят ромашку за медоносность. Ромашка – любимый цветок для венков и советчик девушек в сердечных делах при ворожбе.

(слайд. Венок из ромашки))

Исполняется песня «Ой, ромашка, белый цвет» Сл. И. Лашкова. Муз. А. Анеркина.

Первый ведущий.

Вспомните стихи О. Антропова:

Ой, в саду, саду зелёном

Розу поливала.

Вырастай, расти на счастье, -

Розе я сказала.

(слайд. Роза)

Исполняется песня «Миллион роз» Сл. Андрея Вознесенского. Муз. Раймонда Паулса.

Второй ведущий.

Нет цветов красивее и благоуханнее, чем роза.

С розой связано множество легенд. Одна из них – Архангел Гавриил сплёл для святой Богородицы три венка: из белых роз – радость, из красных роз – страдание, из жёлтых роз – её славу. Венками из роз греки украшали невест, а розовыми лепестками осыпали покои новобрачных.

Но венки на голове и груди древних греков являлись также и знаком траура, и символом кратковременной жизни. Римляне верили, что роза вселяет в сердце мужество, поэтому вместо шлемов на воинов надевали венки из роз и на щитках выбивали изображение этого цветка.

Персы очень любили цветы. Самые популярные темы их поэзии – красота весны, любовь соловья и розы …

Если розу срывают, соловей вскрикивает. Весна прекрасна, но и, к сожалению мимолётна. Поэма Низами о любви Лейлы и Менджнуна даёт нам представление о персидских садах XII века.

Розой врачевали, лепестки накладывали на лицо для придания ему свежести, а собранная с цветков роса считалась средством против воспалённых глаз.

Первый ведущий.

Рассказ о розе не будет полным, если не вспомнить её «прадедушку» - шиповник.

(слайд. Шиповник)

Белые и жёлтые цветы шиповника любил французский поэт Шатобриан. Однажды он решил подарить шиповник любимой женщине и с огорчением увидел, что цветы по дороге увяли. Шатобриан хотел извиниться, но женщина с улыбкой заметила: «Увы, мой друг, цветы умирают раньше, чем слова».

Из трав и плодов шиповника делают настои, напитки и даже приворотное зелье.

(слайд.)

Исполняется песня «Заговорные слова» Сл. Бориса Емельянова. Муз. Юрия Кашука.

Первый ведущий.

О приворотном зелье, об удивительных историях, необыкновенных целительных свойствах других растений, о которых мы не смогли рассказать на нашем вечере, вам поведуют книги, которые вы сможете взять в библиотеке.

Давайте будем внимательны и бережливы к зелёному миру, и природа воздаст нам сторицей. В одном из современных международных документов – «Международная стратегия охраны природы» - говорится «Мы не унаследовали землю у наших отцов. Мы взяли её в долг у наших детей». Поэтому давайте постараемся жить по поэтическому наказу Николая Старшинова:

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте …

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

Первый ведущий.

Наш вечер подошёл к концу. Очень хотелось, чтобы мы не только познакомились с лекарственными травами, но и больше полюбили нашу природу, нашу землю.

(слайд. Русское разнотравье)

Исполняется песня «Травы, травы, травы» Сл. И. Юшина. Муз. Владимира Шаинского.

Литературный вечер в 6 классе.

Тема: « Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века»

Цели: показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов 19 века;

развивать любовь к поэзии, навыки выразительного чтения;

формирование эстетического вкуса учащихся.

Эпиграф: Опять она, родная сторона,

С ее зеленым, благодатным летом;

И вновь душа поэзии полна.

Да, только здесь могу я быть поэтом.

Ход мероприятия .

Вступительное слово учителя .

У каждого человека в глубине души живет мелодия. Будь то мелодия стихов или песен, мелодия осеннего дождя или яркого солнца, мелодия дорогих воспоминаний или близких людей. К ней человек обращается в минуты грусти, в минуты испытаний. Она помогает человеку быть самим собой, жить мечтой, она украшает его духовный мир. У многих людей таких мелодий несколько! Послушайте!И вы услышите их в себе!

1 ведущий . Во мне тоже живет мелодия. Мелодия стихов русских поэтов 19 века о родной природе. Когда за окном дождь, а на душе грустно, вдруг захочется взять томик стихов «Родная лира», услышать мелодию своего сердца, увидеть красоту природы.

Учитель. Чтение эпиграфа, текста:

Русская поэзия 19 века одна из самых славных страниц истории духовной жизни и национальной культуры нашего Отечества. Русские поэты зовут читателя в мир прекрасной мечты. Сегодня мы вновь почувствуем и увидим разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике русских поэтов 19 века.

2 ведущий. Прочитаем стихотворения и вместе попробуем понять, как неяркий, спокойный пейзаж может преображаться, являться всякий раз по – новому, волновать и удивлять нас.

1 ведущий. В чем же секрет их популярности? Наверное, в том, что в них много искренности, сердечности, музыкальности, задушевности, простоты и изящества формы, разнообразных построений. Они воспитывают любовь к родной природе, окружающему нас миру, бережному отношению.

Учитель. Всеобщее признание получила пейзажная лирика Федора Ивановича Тютчева, его принято называть «певцом природы».

2 ведущий. Для меня поэзия Тютчева - это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью ко всему: к природе, к Родине, к человеку. Его поэзия проникает в самые тайные уголки души. Тютчев научил замечать то, что раньше не замечали, любоваться тем, что не бросается в глаза.

Сообщение. Первое свое стихотворение Ф. И. Тютчев написал в 14 лет, а всего он создал их чуть более четырехсот. Не очень много для известного поэта – и этому есть объяснение. Главным делом в жизни Ф. И. Была дипломатическая служба, а уж потом стихи.


Close