На вопрос Опишите 4 этапа деградации доктора Старцева! заданный автором Irina Podlesnykh лучший ответ это ассмотрим эволюцию характера главного героя рассказа "Ионыч", Дмитрия Ионыча Старцева. Можно выделить четыре этапа жизненного пути доктора Старцева, в раскрытии содержания которых Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции.
На первом этапе Дмитрий Старцев -- молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. Он полон сил, энергии ("... Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости"), увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Его интересуют литература, искусство, он чувствует себя чужим среди обывателей. Доктор Старцев знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Уклад их дома наталкивает на мысль о том, что даже жизнь семьи Туркиных на удивление монотонна (одни и те же шутки, развлечения, занятия) , заурядна, типична.
И это -- лучшая семья в городе. А если лучшие люди таковы, то каковы же остальные? Здесь Чехов точно подмечает явление обывательщины на примере одной семьи. Вот в эту жизнь окунается молодой врач Старцев. Он пытается бороться с ней, влюблен в Котика, полон надежд и т. п.
Но на втором этапе Дмитрий Ионыч, сделав неудачное предложение Котику и получив отказ, уже не пытается сопротивляться обстоятельствам, он понимает, в какую трясину погружается, но не пытается ничего предпринять; тем самым Старцев прячется в "футляр", отгораживается от всего мира.
Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Ездит на паре лошадей. У него нет пока близких друзей, обыватели раздражают его своими взглядами на жизнь все меньше и меньше. Главным развлечением доктора, в которое "он втянулся незаметно, мало-помалу", было по вечерам вынимать из карманов добытые практикой белые и зеленые бумажки.
Уже на третьем этапе Старцев отходит от земской больницы, его внимание поглощает большая частная практика. Теперь он еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой: "Выезжал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами".
Наконец, на четвертом этапе жизнь Дмитрия Старцева окончательно опустошена и обеднена, он заражен накопительством, у него имение и два дома в городе, но на этом он не останавливается, с удовольствием вспоминает про бумажки, которые по вечерам доставал из карманов и с благоговением перебирал их. Старцев всю жизнь работал, но деятельность, лишенная цели, оказывается пагубной. И мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Постепенно доктор Старцев превратился в Ионыча. Жизненный путь на этом завершен.. .
Можно сделать вывод, что Старцев, все прекрасно понимая, ничего не попытался изменить. В этом его винит и сам Чехов.
Показывая эволюцию Старцева от молодого врача, живого и эмоционального человека, до ожиревшего пухлого Ионыча, который на своей тройке с бубенцами кажется не человеком, а "языческим богом", А. П. Чехов разоблачает, таким образом, и среду, оказавшую на главного героя рассказа тлетворное воздействие, и его самого.
На примере доктора Старцева в рассказе показаны взаимодействие слабого и пассивного характера с духовно обнищавшим обществом и влияние этого общества на человека, не способного к сопротивлению и отстаиванию в себе положительных начал.
Умение показать малое в большом, сочетание юмора с сарказмом -- главные приемы, посредством которых в рассказах Чехова раскрываются пошлость и обывательщина, способные загубить даже умных, образованных людей.. .
В своих произведениях Антон Павлович Чехов обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать вечные идеалы и любовь, беречь в себе человеческое.

Рассказ А. П. Чехова "Ионыч" - это психологическая картина главного героя, образ которого к концу произведения становится неузнаваемым. Это касается и наблюдений за внешним видом Старцева, и за его духовным развитием.

Будучи молодым специалистом, недавно приступившим к выполнению своих обязанностей на должности земского врача в губернском городе, Дмитрий Ионович одновременно входит по совету окружающих в круг "интеллигентной" семьи Туркиных. С первого же посещения этого дома он понимает, насколько бесполезно их времяпровождение. Но из-за влечения к дочери Туркиных мужчина со временем становится похожим на них.

Поначалу Дмитрий видит разницу между настоящим искусством и игрой на рояле девушкой, которая будто вбивала "клавиши внутрь рояля". Однако чувство любви завладело им настолько, что он стал к ним приглядываться, так как считал Екатерину достойной во всех отношениях.

Иногда молодой человек задумывался о том, что его затягивает в омут существующих в обществе занятий, где царила деградация. Постепенно он начинал поддаваться их законам, по которым жил каждый член семьи.

В момент ухаживания за девушкой Старцев был близок к проявлению своих лучших качеств. Он становился целеустремленным, активным молодым человеком со свойственной добродушностью, работоспособностью. На этот период времени и приходится расцвет его души.

После отказа возлюбленной стать женой, Старцев потерял интерес ко многим вещам. Но после отъезда Котика в другой город ему ничего не оставалось делать, как продолжать врачебную деятельность. При этом он сумел заслужить репутацию грамотного доктора и уважение окружающих. С каждым годом его все больше интересовала материальная сторона жизни. Теперь Ионыч ездил на "тройке с бубенчиками", а не ходил пешком. Все существование сводилось к накопительству и трате времени по вечерам в обществе картежников. Внешний вид его стал не здоровым. Вместо доброжелательности появилась раздражительность.

Таким образом, пройдя долгий путь от небогатого сына служителя церкви до уважаемого, опытного земского врача, заработав немалые деньги, главный герой не сумел даже благодаря своему уму остаться на высоком уровне. Для его духовного развития не было подпитки. Цель была загублена прошедшим интересом к женщине. Любое увлечение становилось лишь причиной для беспокойства. "Пухлый, красный, едет на тройке" - обычная характеристика главного героя спустя еще четыре года. Исчезла его способность анализировать, находить хорошее. Нравственная сторона обеднела, это привело к опустошению души.

Сочинение Старцев в рассказе Ионыч

А.П.Чехова современные критики считали мастером короткого рассказа. Писатель выступал против пошлости и мещанского образа жизни, ненавидел людей, которые жили в небольшом футлярном мире. Поэтому основной темой его произведений становится определение смысла жизни.

Одним из таких сочинений стал «Ионыч», где особенно четко был показан образ Старцева. Из его истории нам известно, что нашего героя назначили врачом в земскую больницу, куда он приехал совсем молодым с высокими идеалами. Доктор сразу же заводит с семейством Туркиных, считавшейся в городе образованнейшей и культурной во всех сферах. Любовь к Кате Туркиной сразу же поглотила Старцева. Ради этих чувств он готов был на любые поступки. Однако, когда девушка не ответила на его признание в любви, уехав из города, он страдал совсем немного. Доктор стал жить прежней жизнью, и часто повторял, что с этими отношениями было много хлопот.

Впоследствии Старцев начал мучиться ожирением, ведя пассивный образ жизни. Раньше это был человек с горячей и открытой душой. Теперь же жители города стали его раздражать своими привычками и поведением. Однако, если раньше он считал их разговоры пустыми, то сейчас спокойно с ними беседовал. А если уж, у него не было желания разговаривать, то молчал, за что его прозвали поляком надутым.

В конце произведения перед нами предстает совершенно другой человек, который стал ленивым, как в духовном, так и в нравственном плане. Ему совсем не хочется иметь семью и детей. Он стал жадным. По вечерам доктор развлекает себя тем, что рассматривает деньги и долго их пересчитывает, а затем едет на торги домов, которые он и не покупает. Врач лишил себя культурных развлечений. Он даже не замечает того, что постепенно старея, опускается до уровня тех жителей, подвергшихся когда – то его критике. Теперь его зовут Ионычем.

Его жизненный путь подошел к концу. Почему же так произошло? Конечно же, вина в происшедшем лежит не только в окружающей среде, а в самом Старцеве, растерявшем все лучшее, что было в нем, променяв живое мышление на сытое и бестолковое существование. Образ доктора близок к героям из произведения «Мертвые души». Его существование так же пусто и бесплодно. Чехов еще раз нам показал на основе данного героя деградацию личности человека, показывая в своих рассказах весь трагизм мелочной действительности.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Римский в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    В московских главах романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» финдиректор московского Варьете Римский Григорий Данилович представлен в ряду второстепенных персонажей

  • Сочинение по картине Пименова Спор 8 класс описание

    Картина «Спор», была написана русским художником Ю. Пименом в середине прошлого века. А именно в 1968 году. Как и большинство работ данного автора, картина «Спор» показывает обычные будни советского народа.

  • Когда я вырасту, то обязательно стану поваром. Это моя самая большая мечта. Мне кажется, что готовить еду – прекрасное занятие. Всем людям нравится вкусно кушать. Когда они сыты, то становятся счастливыми. Все любят хороших кулинаров

  • Иван Берестов и Григорий Муромский (Барышня-крестьянка Пушкина) сочинение

    Одними из второстепенных персонажей произведения являются яркие представители русских помещиков, представленных писателем в образах Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского.

  • Образ и характеристика Элен Курагиной в романе Война и мир Толстого

    Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» славится не только интереснейшей сюжетной линией, подробным описанием жизни общества и в мирное время

ИОНЫЧ - герой рассказа А.П.Чехова «Ионыч» (1898), Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач. Его история - постепенное превращение внутренне подвижного, живого человека в монстра равнодушия. Жизнь И. прослеживается параллельно с историей самой в городе С. «образованной и талантливой» семьи Туркиных: отец-остроумец («Здравствуйте пожалуйста!»), мать-писательница («Мороз крепчал, заходившее солнце освещало своими холодными лучами снежную равнину и путника, одиноко шедшего по дороге»), дочь Котик, музыкантша («она упрямо все ударяла по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля»). Но авторское отношение к эволюции Туркиных и И. неодинаково. Злой юмор, с которым описаны Туркины в начале истории, постепенно уступает место явно сочувственной, элегической интонации. Провинциальная манерность Туркиных кажется почти невинной, даже трогательной на фоне атмосферы нездоровья, тоски и безысходности, возникающей в финале рассказа. Перемены»Шв. фиксируются с растущей отстраненностью автора: если поначалу события показаны и в его собственном восприятии доктора Старцева, то в конце рассказа автор говорит о поведении И. как бы «издали», ограничиваясь скупыми комментариями. В молодости хороший врач, искренний по-своему человек, способный даже влюбиться, к финалу И.- совершенно незаметно для себя - утрачивает все человеческое: перед нами тупое, холодное и жадное существо, не способное к прежнему, доброжелательному восприятию жизни. У него большая медицинская практика, он богат, владеет несколькими домами в городе. Автор никак не выражает сочувствия И., напротив, он не скрывает брезгливости, но весь небольшой рассказ позднего Чехова пронизывает отчетливый ужас перед действительностью, разрушающей, деформирующей личность.

    Во многих своих рассказах А.П.Чехов обращается к проблеме духовной деградации человека. Одним из таких рассказов является «Ионыч», в котором на примере доктора Старцева писатель показывает падение человеческой души. Четыре главы обращены...

    Темой многих рассказов А. П. Чехова, например “Смерть чиновника”, “Хамелеон”, “Толстый и тонкий”, является обличение человеческих пороков. Чеховские персонажи стали символами угодничества и чинопочитания, а их имена - именами нарицательными. Чехов всей...

    На эту тему написан и рассказ «Ионыч» (1898). Отраженная здесь провинциальная обстановка во многом напоминает ту, над которой посмеивался Буркин. Но в «Ионыче» отсутствуют любые, даже уродливые исключения. Герой поставлен в низменные, каждодневно...

  1. Новое!

    Тема сочинения напоминает человеку о том, что, совершая жизненный маршрут, следует помнить, что во многом от человека зависит, будет ли этот маршрут черно-белым, серым или цветным. Серьезным испытанием на жизненном пути человека является любовь, особенно,...

  2. Литература - это не только отражение действительности, но и особый мир, созданный искусным художником слова. Мы, читатели, погружаемся в этот мир и как бы растворяемся в нем, становимся причастными к переживаниям героев. Читая рассказы А. П. Чехова,...

«Дьячковский сын» Дмитрий Ионыч Старцев . И вот в «губернский город С.» — в эту провинциальную тину — попадает молодой врач Дмитрий Ионыч Старцев. Бедный разночинец, «дьячковский сын», он молод, полон сил, энергии, увлечен работой, даже в праздники не имеет свободного времени. Ему ничего не стоит пройти до города 9 верст (своих лошадей у него еще не было). В его душе звучит музыка (идя в город, он напевает романс «Когда еще я не пил слез из чаши бытия...»). Как и всякий молодой человек, он живет ожиданием любви и счастья.

Дмитрий Ионыч Старцев — обычный, средний человек. В начале рассказа — скорее, чеховский герой-интеллигент, образованный, исповедующий возвышенные идеалы, испытывающий раздражение среди обывателей, людей смертельно скучных и пустых. Он чувствует себя одиноко среди жителей города С., в беседах с дочерью Туркиных, Котиком, жалуется на пустоту окружающих его людей. Но далее (чисто чеховский сюжет) начинается испытание героя временем, бытом. Легко быть “рыцарем на час”, но труднее противостоять влиянию среды, пошлости жизни. Старцев же не был человеком сильных страстей, выдающейся личностью, он был взят Чеховым из самой гущи жизни. И противостояние Старцева миру обывателей было внешним, поверхностным, недолгим. Стремление к сытости, покою и накопительству оказалось сильнее. Куда-то выветрилось, испарилось все живое, что в недалекой молодости волновало его.

Повествуя о своем герое, Чехов не показывает «диалектики души», смены чувств, эмоций и настроений, крайне редко он использует внутренний монолог. Он часто заостряет внимание на одной детали, которая убедительно характеризует героя, его эволюцию: так передается в рассказе процесс превращения Старцева в Ионыча, процесс утраты героем своего собственного имени, человеческой личности. Подобной повторяющейся деталью, лейтмотивом является указание на способ передвижения доктора: «шел пешком не спеша (своих лошадей у него не было)» (глава 1); «у него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке» (глава 2). Кучер Пантелеймон здесь — «двойник» Старцева, он деградирует вместе со своим хозяином, и тягостное впечатление от эволюции Ионыча усиливается.

Прежде обыватели чувствовали в Старцеве что-то чужое и звали его за спиной «поляк надутый». Теперь же его по-родственному, по-свойски зовут "Ионыч". Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Его интересы становятся такими же, как и у других обывателей: он охотно играет по вечерам в карты, а придя домой, с удовольствием считает деньги, полученные от больных. У него уже появилось имение, два дома в городе, и он присматривает третий.

Рассказ Чехова — о духовной деградации человека. Итог жизни его героя: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует: он равнодушен и к красоте природы, и к страданиям людей: покупая очередной дом, проходит без церемонии через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом». «Прошло несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый и красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным “Прррава держи!”, то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог». Сюжет рассказа выстроен ретроспективно. Само по себе повествование в прошедшем времени отдаляет событие, делает его менее актуальным для читателя в эмоциональном отношении. Но это как раз картины, где описан молодой Дмитрий Ионыч Старцев, полный надежд и счастливых ожиданий. Итог же рассказа (Ионыч на тройке с Пантелеймоном) описан в настоящем времени, что максимально приближает изображаемое к читателю. Это настоящее как бы замирает, застывает навеки — дальнейшее движение жизни уже невозможно, в будущем это настоящее может только повторяться («мгновение» остановилось, и оно антиэстетично). На бесконечную повторяемость финала прямо указывают и слова — «картина бывает внушительная» (то есть регулярно бывает). Идеей многократной, безысходной повторяемости «внушительной картины» заканчивается сюжетная линия Ионыча. Далее мы увидим, что этой же мыслью завершается и сюжетная линия Туркиных.

Цель: Создать условия для осмысления рассказа А.П. Чехова “Ионыч”, понимания тех изменений, которые происходят в судьбе главного героя; способствовать переосмыслению понятия “человек и среда”.

Оборудование:

  • тексты рассказа А.П. Чехова “Ионыч”;
  • раздаточный материал (дифференцированные задания, карточки).

Тип урока: урок-размышление

Эпиграфы:

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой учащихся

II. Вступительное слово учителя

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На первом плане в произведениях писателя стоит человек, его внутренний и внешний мир, его индивидуальность, потому что, по словам Антона Павловича, “тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть”.

Главная особенность чеховской прозы – лаконизм и скрытый подтекст, в котором сложные жизненные ситуации намечаются лишь пунктиром. Писатель не говорит прямо, где добро и где зло, он позволяет сделать выводы самому читателю. Рассчитывая на нравственную чуткость и активное сотворчество читателя, А.П. Чехов писал: “Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он добавит сам…”. Ценность творчества А.П. Чехова заключается в том, что он на примере житейских мелочей, обыденных отношений людей высвечивает идеалы, к которым человек должен стремиться.

На уроке мы будем анализировать рассказ “Ионыч”. Уделяя особое внимание художественным деталям, постараемся оправдать доверие писателя к нам, читателям, и понять то, на что лишь намекает автор. Тема нашего урока: “Путь духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова “Ионыч”.

Уточним значение слова деградация. (Учащийся по “Большому толковому словарю современного руского языка” Д.Н. Ушакова определяет лексическое значение этого слова.)

Деградация”. [фр. degeneration]постепенное ухудшение, упадок.

Зная тему урока, попытайтесь сформулировать его цель. Для этого используйте опорные слова: проследить, выяснить, понять. Учащиеся определяют цель урока:проследить путь духовной деградации героя; выяснить, какие изменения произошли с ним на этом пути; понять, почему произошли эти изменения.

Сравните теперь сформулированную вами цель с моей целью урока: проследить путь духовной деградации главного героя рассказа; понять причины превращения доктора Старцева в Ионыча; осознать, что приобрел и что потерял герой рассказа на этом пути.

III. Словарная работа

Обратите внимание на значения слов, которые нам нужны будут на уроке.

Обыватель – человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами.

Обывательщина – (презр.) – косность, узость интересов, отсутствие общественного кругозора.

Мещанство – перен. – психология и поведение человека с мелкими интересами и узким кругозором.

IV. Работа по новому материалу

1. Прослушаем комментарий к рассказу. (Индивидуальное сообщение учащегося.)

Рассказ “Ионыч” написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведёт к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены также вопросы взаимодействия человека и окружающей среды.

2. Приступаем к работе над текстом произведения. Я предлагаю вам, как обычно, вопросы, разные по степени сложности. А вы для себя выберите те, на которые сможете ответить. Начнем с наиболее простых вопросов. (Предлагаются дифференцированные задания, которые распечатаны на каждого ученика.) Выясним, как построено произведение.

“4” Какова композиция рассказа “Ионыч”?

Такой приём называется ретроспектива.

Вспомните, что такое ретроспектива?

(Ретроспектива (книжн.) – обращение к прошлому.)

“5” В чём смысл такой композиции?

3. Проследим путь Дмитрия Ионовича Старцева.

1) “4” Выделите временные отрезки, которые ознаменовались для героя важными переменами. (“Прошло больше года”, “Прошло четыре года”, “Прошло ещё несколько лет”.)
2) “5” При помощи какого композиционного приёма передаётся эволюция в душе героя?

4. Обратимся к тексту произведения и убедимся в том, как “работает” этот композиционный приём. Я предлагаю вам выполнить это задание, объединившись в группы.

Задание: выделите в тексте этапы эволюции доктора Старцева. (Работа проводится в группах. Каждой группе предлагается исследовать главу из текста и выделить определённый этап в развитии героя. 5 глав – 5 групп.)

1-я группа (1-я глава): “Он шёл пешком… (своих лошадей у него ещё не было)…”, “Пройдя девять вёрст и потом ложась спать, он уже не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, ему казалось, что он с удовольствием прошёл бы ещё вёрст двадцать”.

2-я группа (2-я глава): (через год) “ У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке”, “Я устал, едва держусь на ногах, – сказал он Пантелеймону.

И, садясь с наслаждением в коляску, он подумал: “Ох, не надо бы полнеть!”.

3-я группа (3-я глава): “Потом, иногда вспоминая, как он бродил по кладбищу или ездил по всему городу и отыскивал фрак, он лениво потягивался и говорил:

– Сколько хлопот, однако!”.

4-я группа (4-я глава): (через 4 года) “Уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками… Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой”.

5-я группа (5-я глава): (ещё через несколько лет) “Старцев ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову… И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот… В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем”.

5. Как изменяется духовный мир героя на каждом этапе развития?

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам выписать из текста каждой главы ключевые слова и словосочетания, характеризующие настроения, ощущения Старцева, и выделить те, которые свидетельствуют об утраченных началах в душе героя. (Работа проводится в группах.)

Составляется следующий опорный конспект:

1 группа (1 глава): приятно, удобно, не чувствует усталости, смеётся, напевает, “хорошие, покойные мысли”, “недурственно”
2 группа (2 глава): волнуется, страдает, мучается, “пьянит надежда”, восхищается, ждёт любви, ужасается, “ох, не надо бы полнеть”
3 группа (3 глава): ошеломлён, испытывает радостное, мучительное чувство, “перестало беспокойно биться сердце” , жаль любви, стыдно, успокоился
4 группа (4 глава): спешно принимает больных , ни с кем не сходится , хочет говорить, жаловаться, “огонёк в душе погас”, раздражается, “старимся, полнеем, опускаемся”, “а хорошо, что я тогда не женился”
5 группа (5 глава): “пополнел, ожирел”, “живётся ему скучно”, “ничто его не интересует”, “жадность одолела”
Вывод: Развитие образа доктора Старцева идет по нисходящей. Герой постепенно деградирует.

6. Сделайте вывод. В каком направлении идёт развитие доктора Старцева?

7. Вернёмся к прошлому героя. Выясним, каков он на начальном этапе развития.

  • “4” Каков образ жизни, характер молодого земского врача Дмитрия Ионовича Старцева?
  • “5” Каков духовный мир, каковы взгляды и общественные идеалы молодого земского врача Д.И. Старцева?

Отметьте положительные задатки Старцева и запишите их в тетради. Озаглавьте первую колонку “Доктор Старцев”. (В тетрадях составляется опорный конспект.)

(Доктор Старцев: честность, трудолюбие, целеустремлённость, жизненная активность, энергичность, жизнерадостность, наблюдательность, высокие идеалы, способность любить.)

8. Как меняется герой на протяжении рассказа?

  • “4” Как изменяется внешний вид, поведение, речь героя?
  • “5” Какие художественные приёмы помогают Чехову показать эволюцию героя?

9. Проследим, по каким направлениям идёт развитие образа доктора Старцева.

Направления, по которым идет развитие образа доктора Старцева:

1) Жизненная карьера.
2) Эволюция вкусов.
3) Роман с Екатериной Ивановной Туркиной.

1) “4” Как складывается жизненная карьера Старцева?
“5” Каковы мотивы труда Старцева?

2) “4” Как изменяются вкусы героя?
“5” Как характеризуют Старцева приобретённые им “интересы”?

10. Сопоставьте свои наблюдения с первым эпиграфом: “… до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!” (Н.В. Гоголь.)

(Эти слова Н.В. Гоголя, сказанные им в поэме “Мёртвые души” о Плюшкине, можно в полной мере отнести к Старцеву. В финале герой отвратителен. Чехов показывает нравственное убожество, низость своего героя, который растратил все свои лучшие качества. Он утратил свои идеалы, изменил своим привычкам и вкусам и полностью деградировал. Это “мёртвая душа”, которой уже не суждено вернуться к полноценной человеческой жизни. Перед нами безнравственный человек, предмет его поклонения – деньги, вытеснившие живое человеческое чувство, цель жизни – стяжательство.)

11. Как и многие писатели А.П. Чехов испытывает своих героем любовью. Именно любовь даёт Старцеву ещё шанс остаться человеком, пережить бурю чувств и эмоций.

Эпизод несостоявшегося свидания Старцева с Котиком на кладбище является кульминацией всего рассказа, наивысшей точкой напряжения, проверкой героя, неким рубежом.

  • “4” Каким увидел мир доктор Старцев, оказавшись на кладбище?
  • “5” Каков смысл сцены на кладбище в контексте рассказа?
  • “4” Как развивался роман доктора Старцева и Котика?
  • “5” Почему не состоялась любовь Старцева и Екатерины Ивановны?

Какие начала борются в душе Дмитрия Ионыча?

(Романтическое начало и трезвый, уравновешенный взгляд на жизнь, опасения “как бы чего не вышло”.)

Чем завершилась эта борьба?

(Нет борьбы, спокойное существование больше устраивает.)

12. Каков итог духовного развития Дмитрия Старцева?
13. Что послужило причиной перерождения героя?
14. Исследуем фон, на котором происходит эволюция героя. Каков фон, на котором происходит эволюция героя?
15. Вместе с героем познакомимся с семьёй Туркиных.

  • “4” Что представляет из себя семья Туркиных?
  • “5”. Почему автор, рассказывая о городе С., подробно описывает жизнь всего одной семьи?

(Автор идёт от частного к общему. Чтобы показать обстановку бездуховности, мещанства, обывательщины, автор, мастерски используя художественные детали, подробно описывает всего лишь одну семью. Но “если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город”. Таким образом, изображая крупным планом семью Туркиных, автор тем самым характеризует невысокий образовательный и культурный уровень городской интеллигенции.)

16. Озаглавьте вторую колонку “Город С.” и запишите слова, характеризующие жизнь города С. (Город С.: скука, однообразие жизни, злое невежество, равнодушие, удовлетворённость бездуховным существованием, пошлость.)

17. Как развивались отношения Д.И. Старцева с городскими обывателями?

18. Только ли среда виновата? Не было ли в самом Дмитрии Ионыче чего-то, благоприятствовавшего духовному перерождению героя? Когда, с какого момента начинается духовное омертвение? (Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось всё, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью, стремление жить для себя, а не для других. Личностные качества героя, усугублённые бездуховной атмосферой города С., отсутсвие высоких целей привели к деградации человеческой души.)

19. Какие качества приобрёл Старцев, которые сделали его Ионычем? Озаглавьте третью колонку “Ионыч” и запишите эти качества. (Ионыч: стремление к покою, приспособленчество, жажда наживы, душевная лень, отсутствие светлых идеалов.)

20. Я предлагаю вам разгадать кроссворд по содержанию рассказа А.П. Чехова “Ионыч”. Разгадав его, вы сможете прочитать по вертикали зашифрованное в нём ключевое слово, которое характеризует жизненную позицию Старцева. (Работа проводится в парах.)

Кроссворд

1. Название песни, которую исполнял хор в городском саду. (“Лучинушка”.)
2. Имя кучера Старцева. (Пантелеймон.)
3. Предмет, который стал смыслом жизни Ионыча. (Деньги.)
4. Персонаж романа Веры Иосифовны. (Графиня.)
5. Жители города С. (Обыватели.)
6. Звук, который напоминала игра Котика на рояле. (Гром. )
7. Чему мечтала посвятить жизнь Екатерина Ивановна? (Музыка.)
8. Одно из развлечений Старцева. (Винт. )
9. Какой был праздник, когда Старцев впервые посетил Туркиных? (Вознесение.)
10. Болезнь, которой страдала Вера Иосифовна. (Мигрень. )

Учащиеся читают ключевое слово конформизм. Учитель даёт толкование лексического значения этого слова.

Конформизм (нач. XX в.) – пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений; приспособленчество, соглашательство. (Из французского.)

21. Сопоставьте ваши наблюдения со вторым эпиграфом: “Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинки в реке: они не идут, их несёт”. (Сенека Луций Анней (Младший) – римский философ, писатель, политический деятель.)

(Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Он пассивно принимает действительность, не пытается ей противостоять. Жизнь его однообразна и скучна, “проходит тускло, без впечатлений, без мыслей”. Он медленно плывёт по течению, потому что ему так спокойно и удобно. Жизнь проходит незаметно. Он подчиняется обстоятельствам, в нём постепенно гаснет способность к сопротивлению, происходит духовное омертвение – самое страшное возмездие, которое жизнь воздаёт за конформизм.)

V. Обобщение

1. В чём состоит идейный смысл рассказа?

(Автор в рассказе подчёркивает, что обывательщина, мещанская среда, любовь к сытости и покою “захватывают” человека очень быстро и ведут к его самовырождению. Чехов призывает вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости.)

2. В чём актуальность рассказа А.П. Чехова “Ионыч”?

(Чехов заставляет читателя задуматься над тем, что мешает людям жить полной, содержательной жизнью, творчески трудиться, искренне и сильно любить. Поэтому рассказ сохраняет и в наши дни свою актуальность, помогая нам замечать в себе и окружающих черты Ионыча и бороться с ними. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Мы должны помнить, что человек должен быть ответственным перед собой, не заниматься пустыми мечтами, не идти на компромиссы со своей совестью, не приспосабливаться к обстоятельствам, иметь активную жизненную позицию, самому строить себе достойную жизнь.)

Слово учителя

В качестве напутствия вам, молодому поколению, вступающему в жизнь, я хочу процитировать слова Н.В. Гоголя: “Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом”.

3. Прокомментируйте слова третьего эпиграфа: “Самое главное, о чём должен помнить человек, – это звёздное небо над головой и нравственный закон в нём”. (И. Кант, немецкий философ).

(В жизни, кроме материальных ценностей, есть ценности иные, о которых не стоит забывать. Гораздо важнее любовь, дружба, семья, дети, высокая цель в жизни. Не стоит замыкаться в себе, надо свою жизнь наполнить духовным содержанием, уметь видеть красоту окружающего мира, радоваться ей, дарить окружающим свет своей души, нести в себе добро. Звёзды – это символ этих ценностей, о которых должен помнить человек и стремиться к ним.)

И хочется дополнить словами А.П. Чехова: “Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро”.

VI. Домашнее задание

  • “5” Напишите сочинение-миниатюру на тему “Есть ли настоящая жизнь в рассказе “Ионыч”?”
  • “4” Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева – по нисходящей линии.

VII. Итог урока

VIII.Рефлексия

Закончите предложение: “Самое главное, что я понял(а) на уроке, это…”.


Close