Вид проекта
Срок реализации : В течение всего периода автоматизации звука.

Актуальность: Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Усилия логопеда направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Проектная деятельность делает домашние занятия интересными, что положительно влияет на усвоение ребенком материала. Такое взаимодействиелогопед-ребенок -родители повышает уровень освоения программы.

Цель проекта:

Сделать процесс обучения интересным и продуктивным.

Задачи:
Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения;


Повышение интереса родителей к коррекционному процессу;

Ожидаемый результат: повысить интерес к занятиям и сократить срок автоматизации звука.

Содержание работы :
Работа с детьми

Исследование особенностей произношения изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации нарушенного звука) оформление игр: «Звук услышь », «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинку».

Работа с семьей
Консультация для родителей: «Нарушение звукопроизношения и его причины».

Мастер-класс: «Артикуляционная гимнастика дома».


Использование тетради в процессе закрепления правильного произношения звука дома по заданию учителя-логопеда.

Оформление игр: «Звук услышь», «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинку».

Презентация проекта :
Создание игр: «Звук услышь», «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинки» и их практическое использование при выполнении домашних упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедический проект «Трудный звук»

Учитель-логопед: Каткова Людмила Игоревна

Место проведения: логопункт МДОУ «Детский сад №41 «Солнышко»

Вид проекта : Исследовательский, практико-ориентированный, долгосрочный, индивидуальный.
Срок реализации : В течение всего периода автоматизации звука.

Актуальность: Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Усилия логопеда направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Проектная деятельность делает домашние занятия интересными, что положительно влияет на усвоение ребенком материала. Такое взаимодействиелогопед-ребенок -родители повышает уровень освоения программы.

Цель проекта:

Сделать процесс обучения интересным и продуктивным.

Задачи:
Исследование и осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков;
Осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения;

Сделать процесс автоматизации продуктивным и интересным;
Повышение интереса родителей к коррекционному процессу;

Ожидаемый результат: повысить интерес к занятиям и сократить срок автоматизации звука .

Содержание работы :
Работа с детьми
Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке»;
Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции «Научи мультипликационного героя правильно произносить звук», «Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…» и др.
Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционные уклады звуков»;
Исследование особенностей произношения изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации нарушенного звука) оформление игр: «Звук услышь », «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинку».


Работа с семьей
Консультация для родителей: «Нарушение звукопроизношения и его причины».

Мастер-класс: «Артикуляционная гимнастика дома».

Совместное с ребенком ведение индивидуальной тетради «Трудный звук».
Использование тетради в процессе закрепления правильного произношения звука дома по заданию учителя-логопеда.

Оформление игр: «Звук услышь», «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинку».


Презентация проекта :
Создание игр: «Звук услышь», «Один-много», «Сосчитай», «Подари картинки» и их практическое использование при выполнении домашних упражнений.


Проект «Трудные звуки»

Название проекта: Трудные звуки.

Руководитель проекта: Тимошенкова Надежда Георгиевна

Тип проекта: творческий.

Участники проекта: учитель-логопед, ученики начальных классов, родители.

Актуальность:

Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения.

Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Проблема:

нарушения звукопроизношения у детей ведут к явлениям дислексии и дисграфии при обучении в школе.

Цель:

коррекция звукопроизношения детей посредством занимательного наглядно-дидактического материала.

Задачи:

    Вызвать интерес детей к коррекционным занятиям.

    Развивать звуковую культуру речи во взаимосвязи разных речевых задач: формирования грамматического строя речи, словарной работы и связной речи.

    Формировать и совершенствовать у детей звуковую культуру речи (развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое восприятие).

    Способствовать формированию звуковой культуры речи у детей с ОНР во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в режимных моментах.

    Развивать коммуникативные способности детей, развивать уверенность в себе.

    Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми, обогащать детско-родительские отношения совместной творческой деятельностью.

Этапы проекта

Подготовительный:

    изучить опыт известных педагогов, работающих по данной теме и опыт коллег;

    создать развивающую среду в группе (речевой уголок) и кабинетах;

    подготовить учебный и игровой материал для индивидуальной и групповой работы с детьми;

    провести диагностику детей, анкетирование с родителями.

Основной этап:

    развивать звуковую культуру речи на всех занятиях и уроках

    осуществлять речевое развитие в школе и дома, используя занимательный материал

    приобщать родителей к процессу автоматизации поставленных звуков (выполнение домашних заданий, уголок «Для Вас, родители», консультации, беседы, открытые занятия)

    оформление индивидуальных папок с заданиями для автоматизации звуков

Заключительный этап:

    диагностика детей.

    родительское собрание.

    анкетирование родителей.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей (методы, формы, средства осуществления).

Для реализации проекта на коррекционных занятиях мы используем методы и приемы:

    словесные: (чистоговорки, пословицы, загадки, поговорки, стихи, рассказы);

    наглядные (демонстрационный материал);

    практические: (настольные, дидактические игры и упражнения, кроссворды, ребусы).

Использование загадок, рассказов, кроссвордов, ребусов делает занятие более эмоциональным, интересным. Сделать процесс реализации поставленных задач более интересным поможет использование таких средств обучения, как компьютер. У каждого логопеда есть компьютерные игры и программы по развитию звукопроизношения.

Без участия родителей, считаю, невозможно достичь поставленной цели. Поэтому провожу родительские собрания, на которых рассказываем, каких успехов мы достигли. А также проводим семинары-практикумы, консультации,¸ где учим родителей, как нужно заниматься дома. В школе есть уголок «Для Вас, родители», где даются рекомендации, как по развитию звуковой культуры речи, так и по другим разделам программы. Периодически проводится анкетирование.

Календарный план реализации проекта.

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Сентябрь

Диагностика

Октябрь

Родительское собрание «Результаты диагностики и планируемая коррекционно-логопедическая работа на год»

Ноябрь

Мастер-классы для родителей по автоматизации звуков. Оформление стенда «Для Вас, родители»

Декабрь

Оформление индивидуальных папок с заданиями, с кроссвордами, с картинками для автоматизации звуков

Январь

Консультации для родителей и педагогов

Февраль

Открытые занятия для родителей

Март

Участие детей в праздничном концерте для мам

Апрель

Неделя правильной речи

Май

Итоговые занятия

Предполагаемый результат:

    повысится интерес детей к учебной деятельности;

    улучшится качество звукопроизношения;

    повысится уровень развития психических процессов.

Данный проект может быть использован логопедами в работе с детьми с нарушением звукопроизношения не только на логопунктах общеобразовательных школ, но и в коррекционных школах, а так же в детских садах, так как увеличивается количество детей с нарушениями звукопроизношения.

Оценка эффективности реализации проекта:

Проведение диагностического обследования выявило положительную динамику в развитии:

    звукопроизношения;

    психических процессов;

    коммуникативных функций речи.

Дальнейшее развитие проекта:

    публикация проекта;

    проведение мастер-класса с педагогами на данную тему;

    разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов.

Предполагается использование данного проекта:

    в работе с вновь прибывающими детьми в 1 класс;

    внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;

    обмен опытом с коллегами.

Цель проекта: Повысить мотивацию к овладению правильным звукопроизношением, помочь детям усвоить артикуляционный и акустический образ звука, необходимый для правильного звукопроизношения, а также повысить возможности полноценного речевого развития дошкольников.

Задачи проекта:

Речевое развитие.

  • Совершенствовать фонематическое восприятие, зрительную и слуховую память.
  • Исследовать и осмыслить ребенком положение органов артикуляции при произношении отрабатываемых звуков.
  • Закрепить осознанное понимание артикуляционного уклада конкретного звука и качественное исправление дефекта произношения.
  • Уточнить артикуляционный и акустический образ изучаемых звуков, необходимый для правильного звукопроизношения. Закреплять понятие “звук”.
  • Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки.
  • Повысить интерес родителей и компетентность воспитателей к коррекционному процессу.
  • Повышать уровень мотивации и готовность к школьному обучению.

Гипотеза:

  • Мы будем правильно говорить все звуки, если научимся различать и слышать их в речи, а так же выучим артикуляционную гимнастику.
  • Краткое содержание проекта:

Работа с детьми

  • Знакомство с органами артикуляции посредством “Сказки о Веселом Язычке”.
  • Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции “Научи инопланетянина правильно произносить звук”, “Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции...” и др.
  • Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия “Артикуляционные уклады звуков”.
  • Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета “Трудные звуки”.

Работа с семьей

  • Консультация для родителей “Нарушение звукопроизношения и его причины”;
  • Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета “Трудные звуки”
  • Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.

Работа с педагогами

  • Консультация “Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды”

Ожидаемые результаты (продукт проекта)

Практический результат проекта

  • Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников первоначальных умений и навыков по развитию речевых способностей детей логопедической группы.
  • Повышение у детей интереса к коррекционному процессу, ознакомление с артикуляционной гимнастикой, Изготовление игр для изучения и различения звуков и использование их детьми в свободной деятельности. Овладение детьми правильным произношением звуков и в дальнейшем обеспечить контроль со стороны родителей и воспитателей за правильным звукопроизношением.
  • Развитие у детей речевой активности, любознательности, коммуникативных навыков, познавательной активности.
  • Презентация индивидуальных буклетов “Трудные звуки”, их практическое использование при выполнении домашних упражнений.
  • Составление совместно с детьми общего буклета “Трудные звуки” и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.
  • Праздник правильной речи.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.

Проблема

Последнее время наблюдается рост детей с речевыми нарушениями, которые с большими трудностями усваивают звуковую культуру речи. Дошкольник, с речевыми нарушениями, в последствии испытывает значительные трудности в овладении школьными знаниям и умениями. Поэтому необходимо практическим путем закрепить и дифференцировать отсутствующие звуки.

Актуальность

Что мы знаем о звуках речи?

Все люди умеют говорить. Они охотно общаются между собой, передают свои знания другим людям. Чтобы научиться хорошо разговаривать, дети должны уметь четко произносить все звуки родного языка. Обычно этот процесс происходит по подражанию, однако иногда требуются специальные занятия, для того чтобы овладеть правильным произношением звуков. Если ребенок умеет хорошо говорить, он легко может найти себе друзей, организовать игру, пообщаться с ровесниками и взрослыми. В нашей группе еще не все дети умеют правильно и четко произносить звуки, поэтому нам необходимо организовать работу по овладению правильным звукопроизношением.

Что хотим узнать?

В беседе выяснилось: все дети хотят научиться хорошо говорить. Однако им пока трудно произносить “непослушные” звуки. В этом нам может помочь артикуляционная гимнастика и “Сказка о веселом язычке”. Кроме того необходимо научиться “слышать” и различать эти звуки между собой. Здесь можно использовать различные игры и упражнения, которые необходимо подобрать.

Что нужно сделать, для того, чтобы...

Чтобы научиться хорошо говорить, надо: очень хотеть этому научиться, стараться, выполнять все упражнения и задания логопеда в этом могут помочь воспитатели, родители и друзья.

Чтобы запомнить правильное произношение трудных звуков, можно сделать разные игры, подобрать сказки о “Веселом язычке”, картинки для успешного овладения трудными звуками “Веселый звуковичок”, речевое лото.

Этапы работы над проектом

1. Поисковый

Поиск и анализ проблемы:

Важно, чтобы дети сами подошли к постановке проблемы. Как мы вышли на проблему? В ходе непосредственной образовательной деятельности Максим рассказывая о птицах, не произносил звук “Р”, Игорь удивился и сказал: “Это очень просто, нужно подуть на язык” В ходе беседы выяснилось, что Игорь научился правильно говорить этот звук дома и в детском саду. Я решила поддержать этот разговор и стала задавать вопросы детям:

Какие еще звуки “трудные”?

Кто хочет научиться правильно говорить?

Для чего это нужно?

Как этому можно научиться быстро?

Что же мы должны будем делать, чтобы научиться говорить четко и красиво?

Дети предложили некоторые варианты решения: Выполнять комплекс артикуляционной гимнастики, играть в игры: “Назови звук”, “Поймай звук”, “Какой звук ты слышишь?”, “Звуковичок”.

Выбор формы продукта:

  • Какие игры можно сделать, для того, чтобы научиться различать звуки?
  • С кем и где мы будем с ними играть?
  • Всё, что мы узнаем о звуках, куда можем поместить?

Определение темы проекта и названия продукта:

В ходе беседы определились с названием “Царство звуков”, с перечнем игр для различения звуков в самостоятельной речи.

Постановка цели проекта:

Цель: научиться красиво и правильно говорить все звуки.

  • Побуждать детей ставить и решать проблему; развивать основы ключевых компетентностей – умение добывать и пользоваться знаниями через практическую деятельность; формировать коммуникативные компетентности, элементарные навыки обращения, разговора, возражения.
  • Развивать познавательные способности, речевую активность.
  • Активизировать желание искать пути решения проблемной ситуации; формировать предпосылки исследовательской и поисковой деятельности.
  • Развивать умение представлять продукт деятельности, умение вносить свой вклад в общее дело.

Деятельность педагога на первом этапе: он формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта, вводит детей в игровую ситуацию, формулирует задачу.

Деятельность детей: они входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, принимают задачу.

2. Аналитический.

Анализ и подбор ресурсов:

Обсудили с детьми, наличие игр в группе, как будем оформлять новые игры, что для этого нужно и где возьмём материал? Что нужно, чтобы материал получился красочным? (дома нарисовать, записать, найти в интернете что-то интересно, сделать поделки и рисунки, фотографии)

Сбор и изучение информации:

Учителю-логопеду подготовить и провести консультацию для родителей “Нарушение звукопроизношения и его причины”;

Совместно с ребенком вести индивидуальный буклет “Трудные звуки”.

Использовать буклет в процессе закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда.

Деятельность детей на данном этапе:

Дети активно участвуют в разучивании артикуляционной гимнастики, помогают учителю – логопеду и родителям в красочном оформлении игр на развитие фонематического восприятия.

Деятельность педагога:

  • Консультация учителя-логопеда для воспитателей: “Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды”
  • Составление совместно с детьми общего буклета “Трудные звуки” (на все звуки)
  • Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

3. Практический

В ходе практической части проекта дети знакомятся с органами артикуляции посредством “Сказки о Веселом Язычке”

Использовать на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции “Научи инопланетянина правильно произносить звук”, “Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции...” и др.

Использовать при анализе артикуляции изучаемого звука пособия “Артикуляционные уклады звуков”

Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета “Трудные звуки”

В процессе деятельности по художественному творчеству, познанию, дома с родителями изготовить игры для ознакомления со звуками: “Назови звук”, “Поймай звук”, “Какой звук ты слышишь?”, “Звуковичок”.

Принять участие в празднике “Правильной речи”.

Деятельность педагога:

Педагог оказывает практическую помощь (по необходимости направляет и контролирует осуществление проекта)

Деятельность детей:

Формировать знания об артикуляционных укладах “трудных звуков”, умение слышать их, различать и выделять, а так же правильно произносить эти звуки.

4. Презентационный

На этом этапе деятельность педагога: подготовка к презентации.

Деятельность детей: готовят продукт деятельности к презентации.

5. Контрольный

Дети принимали активное участие: демонстрировали умения правильно произносить “трудные” звуки, различали схожие по артикуляционным и акустическим признакам звуки.

Дальнейшее использование продукта проектной деятельности

Подготовленные игры активно используются в группе, дети продолжают изучать звуки и овладевать звуковым анализом и синтезом под руководством педагогов.

Значение проекта

Данный проект повысил мотивацию детей к подготовке к школе. Дети активно участвовали во всех этапах проекта, были исполнены гордости за выполненные ими игры. Они не только сами с удовольствием принимали участие в играх, но и организовывали их друг для друга, проявляя при этом взаимопонимание, взаимовыручку. В результате работы над данным проектом, дети стали лучше произносить звуки, научились слышать, выделять, различать сходные между собой звуки.

№ п/п Деятельность участников проекта. Сроки Участники
1 Поисковый этап.

Беседа с детьми с целью определения темы, целей, продукта проекта. Определение степени участия детей, родителей, педагогов.

сентябрь Дети, логопед
2 Аналитический этап.

Уточнение информации об имеющихся играх, обсуждение списка игр, которые можно изготовить самостоятельно.

сентябрь Дети, логопед
3 Привлечение родителей к сбору информации о звуках. Изготовление буклета “Сказка о Веселом язычке”. сентябрь Логопед
5 Практический этап.

Разработка планирования занятий по постановке правильного звукопроизношения для детей средней и старшей групп ДОУ

15.09.14. Бондаренко Т.И.
6 Консультации для педагогов и родителей: “Нарушение звукопроизношения. Их причины и виды” 10.10.14. Логопед, воспитатели
7 Чтение стихотворений детям И. Лопухина “Песенка про звуки”, “Мы со звуком Ш играем”, “Мы со звуками играем”, “Буква Р” А.Барто, “Беда Олесика” Н.Тимчак; “Почему?” П.Высоцкий В течение года Логопед, воспитатели
8 Слушание диска Т.А. Ткаченко “Персональные упражнения” в течение года, по мере изучения. Дети, родители
9 Составление описательных рассказов о звуках. октябрь дети
10 Знакомство с органами артикуляции, рассматривание и изготовление профилей звуков. ноябрь дети
11 Подбор картин на заданный звук. С различным положением звука: начало, середина, конец слова. октябрь. дети
12 Выполнение заданий в тетрадях: “Шагаем по клеточкам”. еженедельно дети
13 Изготовление буклетов “Трудный звук” По мере постановки звуков Дети, логопед
14 Раскрашивание картинок на изучаемый звук. По мере изучения букв воспитатели
15 Запоминание характеристики звука и его артикуляции. По мере изучения звука Дети под руководством взрослых
16 Подбор табличек с названиями предметов к самим предметам. В НОД, в играх. Логопед, воспитател
17 Изготовление игр на формирование фонематического восприятия: “Назови звук”, “Поймай звук”, “Какой звук ты слышишь?”, “Звуковичок”. В течение года Дети, логопед, родители
18 Использовать на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровые приемы анализа артикуляции “Научи инопланетянина правильно произносить звук”, “Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции...” и др. В течение года Дети, логопед
19 Презентационный этап.

Презентация проекта: “Праздник правильной речи”

Участие родителей в презентации проекта.

ноябрь Родители, педагоги, дети

Логопедический проект «Трудный звук, ты мой друг. Звук «Л».

Тема «Путешествие по стране звука Л»

Цель: автоматизация звука «Л» в слогах, словах, предложениях.

Задачи: закрепить правильное произношение звука «Л»;

повысить интерес родителей к коррекционному процессу; развивать мыслительные и творческие способности ребенка; развивать фонематический слух, мелкую моторику; формировать положительную мотивацию к занятию;

Используемые технологии: игровая технология, здоровьесберегающая технология;

Тип проекта: индивидуальный, практико-ориентированный, исследовательско-творческий.

Срок реализации: в течение всего периода коррекции звука.

Участники проекта: ребенок, учитель-логопед, родители.

Предполагаемый результат проекта: правильное и осознанное произношение обучающимся звука «Л» во всех словах, предложениях;

Предварительная работа: формирование артикуляционных умений и навыков, необходимых для

правильного произнесения звука Л; отработка упражнений мелкой моторики; постановка звука Л;

Последующая работа: Автоматизация звука Л в чистоговорках, во фразах, связной речи.

Оборудование: Игровой панно, с островами логопедических заданий; таз с водой.

Описание проекта

Этапы

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

Орг.момент

Скажи, какой звук мы учимся правильно произносить? Звуку чего мы подражали?

Звук «Л».

Я подражал сигналу корабля. А корабль сделали из бумаги вместе с вами. Но бумажный корабль намок и не мог плыть долго. Дома попросил папу сделать деревянный корабль, я тоже помогал ему. Потом мы испытали его в ванной, набрав много воды. Мой корабль не тонул и я понял, что дерево в воде не тонет, а бумага тонет.

Сообщение темы занятия

Сегодня мы с тобой будем путешествовать на корабле, который вы сделали вместе с твоим папой и будем продолжать красиво произносить звук «Л». Капитаном корабля будешь ты. Капитан должен быть сильным, ловким, четко, внятно давать команды. И язычок у нас должен быть сильным.

Выполнение артикуляционной

гимнастики

Упражнение для губ «Улыбка» Упражнения для языка: «Лопатка», «Вкусное варенье», «Гармошка», «Барабан», «Грибок»

Выполнение упражнений

Закрепление изолированного произношения звука

Давай покажем, как подает сигнал твой корабль?

И так, поплыли! В море впереди виден остров.

Произносит звук Л-Л-Л.

Автоматизация звука «Л» в слогах.

Причалим к острову. Это оказывается поющий остров. Все жители этого острова предлагают тебе спеть с ними. Настроение у тебя бодрое, на море спокойно, плывем дальше.

Проговаривает слоговые ряды:

Автоматизация звука «Л» в словах

Впереди еще остров. Подадим сигнал и причалим. Какой-то загадочный остров. Наверно жители этого острова хотят загадать тебе загадки.

Игра «Необычные загадки» Ты не зевай зевалкой, Кивалкой не кивай, А лучше размышлялкой, Загадки разгадай. Загадки-шутки с предметными картинками: глаза, лошадка, молоток, молния, ладошка, пчела, плащ.

Смотрелки, плакалки, моргалки, щурилки, подмигивалки - глаза; -Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цокалка - лошадка; -Забивалка, ударялка, стучалка - молоток;

Хваталки, гладилки, шлёпалки, сжималки, держалки - ладошки; -Леталка, жужжалка, жалилка, опылялка - пчела; -Надевалка, согревалка, непромокалка - плащ; -Сверкалка, вспыхивалка, пугалка, грозилка - молния.

Ребенок подает сигнал Л-Л-Л Отгадывает загадки

Развитие фонематического слуха, восприятия

Плывем дальше, впереди еще остров. Подаем сигнал и причаливаем. Что нас ожидает на этом острове? Жители этого острова разговаривают необычно, давай угадаем, какие слова они нам хотели сказать на своем языке. -УА-ЛУЖА -АА - ПАЛКА -OA-ЛОДКА -АЫ - ЛАСТЫ -УOA –ФУТБОЛКА

ИОА- ИГОЛКА

АОА- САМОСВАЛ

А теперь научим играть жителей в игру «В каком домике спрятался звук?» Называешь картинки и определяешь, где находится звук (начало, середина, конец)

Угадывает слова с помощью картинок.

Соединяет картинки со схемами слов.

Физминутка

Развитие мимики и эмоции.

«Остров отдыха»

Игра на развитие внимания и

координацию движений «Ухо, нос,

плечо, колено» (взрослый

намеренно путает инструкцию с

движением)

Речевая разминка с мячом «Скажи наоборот»

    Фея добрая, а баба яга...(злая). -Пьеро печальный, а Буратино...(веселый).

    Папа Карло пожилой, а Буратино... (молодой).

Друг умный, а враг...(глупый).

Ребенок выполняет, стараясь не путать движения и инструкцию взрослого.

Автоматизация звука –Л - в предложениях.

Впереди видим остров, причаливаем к острову «Смеха».

Жители этого острова решили посмешить нас и придумали забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.

На луне небо.

Мама сделала свеклу из салата.

Холодильник в колбасе.

На платке голова.

Калач съел Славу.

Яблоко выжало сок из Милы.

Волны плывут по лодке.

Логопед зачитывает ребенку неверное предложение, ребенок на слух старается исправить ошибку. В случае возникновения затруднений ребенок может найти картинку и, опираясь на нее, исправить ошибку

Итог занятия Рефлексия.

    Наше путешествие на таком замечательном корабле на сегодня подошло к концу.

    Тебе понравилось путешествовать?

    Как ты думаешь, как ты сегодня работал на занятии-путешествии?

    Какое задание жителей островов тебе понравилась больше всего?

Но наше путешествие не заканчивается. Мы продолжим «Путешествие в страну звука Л» на следующем занятии.

    Спасибо за занятие

Конспект составила и провела учитель-логопед

Соколова Людмила Александровна.

Тип проекта: педагогический.

Участники проекта: логопед, ученики начальных классов, учителя, воспитатели, родители.

Актуальность:

Звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения.

Правильное произношение необходимо ребёнку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным научных исследований, примерно 40% детей нашей страны, у которых речь должна быть сформирована, неверно произносят звуки родного языка, и количество таких детей не уменьшается.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Проблема:

нарушения звукопроизношения у детей ведут к явлениям дислексии и дисграфии при обучении в школе.

Гипотеза:

предположим, что применение комплекса занимательного материала будет способствовать развитию звуковой культуры речи.

коррекция звукопроизношения детей посредством занимательного наглядно-дидактического материала.

Задачи:

  1. Вызвать интерес детей к коррекционным занятиям.
  2. Развивать звуковую культуру речи во взаимосвязи разных речевых задач: формирования грамматического строя речи, словарной работы и связной речи.
  3. Формировать и совершенствовать у детей звуковую культуру речи (развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое восприятие).
  4. Способствовать формированию звуковой культуры речи у детей с ОНР во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в режимных моментах.
  5. Развивать коммуникативные способности детей, развивать уверенность в себе.
  6. Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми, обогащать детско-родительские отношения совместной творческой деятельностью.

Этапы проекта:

Подготовительный:

  • изучить опыт известных педагогов, работающих по данной теме и опыт коллег;
  • создать развивающую среду в группе (речевой уголок) и кабинетах;
  • подготовить учебный и игровой материал для индивидуальной и групповой работы с детьми;
  • провести диагностику детей, анкетирование с родителями.

Основной этап:

  • развивать звуковую культуру речи на всех занятиях и уроках: коррекционных, чтения, математики, музыки, изодеятельности и т.д.;
  • осуществлять речевое развитие во всех режимных моментах: утренний приём, коррекционная работа, прогулка, учебная деятельность, используя занимательный материал;
  • приобщать родителей к процессу автоматизации поставленных звуков (папки-раскладушки, уголок «Советы логопеда», консультации, беседы, открытые занятия).

Заключительный этап:

  • диагностика детей.
  • родительское собрание.
  • анкетирование родителей.
  • открытое итоговое занятие.

Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей (методы, формы, средства осуществления).

Для реализации проекта на коррекционных занятиях мы используем методы и приемы:

  • словесные: (сказки, пословицы, загадки, потешки, поговорки, стихи);
  • наглядные (демонстрационный материал);
  • практические: (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, театрализованные игры, упражнения).

Использование загадок, потешек, сказок делает занятие более эмоциональным, интересным. Сделать процесс реализации поставленных задач более интересным поможет использование таких средств обучения, как компьютер. У каждого логопеда есть компьютерные игры и программы по развитию звукопроизношения.

Для привлечения воспитателей и учителей к коррекционно-логопедической работе, провожу для них консультации, мастер-классы¸ семинары.

Без участия родителей, считаю, невозможно достичь поставленной цели. Поэтому провожу родительские собрания, на которых рассказываем, каких успехов мы достигли. А также проводим семинары-практикумы, консультации,¸ где учим родителей, как нужно заниматься дома. В школе есть уголок «Советы логопеда», где даются рекомендации, как по развитию звуковой культуры речи, так и по другим разделам программы. Периодически проводится анкетирование.



Календарный план реализации проекта

Предполагаемая дата проведения мероприятия

Наименование мероприятия

Сентябрь 2014

Диагностика

Октябрь 2014

Родительское собрание «Результаты диагностики и планируемая коррекционно-логопедическая работа на 2014-15 уч. год

Ноябрь 2014

Семинар-практикум с участием детей для воспитателей «Артикуляционные упражнения для логопедического часа»

Декабрь 2014

Конкурс стихов «Волшебница-зима»

Январь 2015

Семинар - практикум для учителей начальных классов «Автоматизация звуков в речи с помощью игровых приёмов»
Мастер-класс «Трудный звук - ты наш друг»

Февраль 2015

Открытые занятия для учителей «Звук [Р] в словах и предложениях», «Звук [Л] в слогах и словах».

Открытое занятие для родителей «Праздник для мам».
Развлечение «Я дарю тебе словечко»

Апрель 2014

Неделя правильной речи

Итоговые занятия


Предполагаемый результат:

  • повысится интерес детей к учебной деятельности;
  • улучшится качество звукопроизношения;
  • повысится уровень развития психических процессов.

Данный проект может быть использован логопедами в работе с детьми с нарушением звукопроизношения не только в коррекционных школах, но и в общеобразовательных, а так же в детских садах, так как увеличивается количество детей с нарушениями звукопроизношения.

Оценка эффективности реализации проекта:

Проведение диагностического обследования выявило положительную динамику в развитии:

  • звукопроизношения;
  • психических процессов;
  • коммуникативных функций речи.

Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска:

  • слабая материально-техническая база (приобретение новых наглядно-дидактических пособий, игр);
  • трудности взаимодействия с родителями (использование новых форм работы с родителями с учетом личностно-ориентированного подхода).

Дальнейшее развитие проекта:

  • публикация проекта;
  • проведение мастер-класса с педагогами на данную тему;
  • разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов.

Предполагается использование данного проекта:

  • в работе с вновь прибывающими детьми в 1 класс;
  • внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;
  • обмен опытом с педагогами города.

Список литературы:

  1. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М. 1975
  2. Османова Г. А., Позднкова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. СПб. 2007
  3. Пожиленко Е. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь// Дошкольное воспитание, 2005, № 1.
  4. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М.: ВАКО, 2007-288 с.
  5. Мезенцева М. Логопедия в картинках. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.- 192 с.
  6. Скворцова И.В. Логопедические игры. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.-128 с.
  7. Буланович Н.И., Рыжанкова Е.Н. Учимся произносить звуки. СПб.: Издательский дом «Литера», 2007.-32с.

Close