Вы, наверное, не раз слышали слово «Вселенная». Что это такое? Под Вселенной обычно понимают космическое пространство и всё, что его заполняет: космические, или небесные, тела, газ, пыль. Иными словами, это весь мир. Наша планета - часть необъятной Вселенной, одно из бесчисленных небесных тел.

Представления древних народов о Вселенной

Тысячелетиями люди восхищались звёздным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны и планет. И всегда задавали себе волнующий вопрос: как же устроена Вселенная?

Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно. В древности они были совсем не такими, как сейчас. Долгое время центром Вселенной считалась Земля. Древние индийцы полагали, что Земля плоская и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе. Огромная черепаха стоит на змее, которая олицетворяет небо и как бы замыкает земное пространство.

Иной виделась Вселенная народам, живущим на берегах рек Тигр и Евфрат. Земля, по их мнению, - это гора, которую со всех сторон окружает море и которая держится на двенадцати колоннах.

Представления древнегреческих учёных о Вселенной

Очень много для развития взглядов о строении Вселенной сделали древнегреческие учёные. Один из них - великий математик Пифагор (ок. 580-500 до н. э.) - первым предположил, что Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара.

Правильность этого предположения доказал другой великий грек - Аристотель (384-322 до н. э.).

Аристотель предложил свою модель строения Вселенной, или систему мира. В центре Вселенной, по мнению учёного, расположена неподвижная Земля, вокруг которой вращаются восемь небесных сфер, твёрдых и прозрачных (в переводе с греческого «сфера» - шар). На них неподвижно закреплены небесные тела: планеты, Луна, Солнце, звёзды. Девятая сфера обеспечивает движение всех остальных сфер, это - двигатель Вселенной.

Взгляды Аристотеля прочно утвердились в науке, хотя даже некоторые его современники не были с ним согласны. Древнегреческий учёный Аристарх Самосский (320-250 до н. э.) считал, что центром Вселенной является не Земля, а Солнце; Земля и другие планеты движутся вокруг него. К сожалению, эти гениальные догадки были в то время отвергнуты и забыты.

Система мира по Птолемею

Представления Аристотеля и многих других учёных развил величайший древнегреческий астроном Клавдий Птолемей (ок. 90-160 н. э.). Он разработал свою систему мира, в центре которой, как и Аристотель, поместил Землю. Вокруг неподвижной шарообразной Земли, по мнению Птолемея, движутся Луна, Солнце, пять (известных в то время) планет, а также «сфера неподвижных звёзд». Эта сфера и ограничивает пространство Вселенной. Свои взгляды Птолемей подробно изложил в грандиозном труде «Великое математическое построение астрономии» в 13 книгах.

Система Птолемея хорошо объясняла видимое движение небесных тел. Она позволяла определять и предсказывать их расположение в тот или иной момент. Эта система господствовала в науке на протяжении тринадцати веков, а книга Птолемея была настольной для многих поколений астрономов.

Два великих грека

Аристотель - величайший учёный Древней Греции, родом из города Стагира. Всю свою жизнь он посвятил сбору и осмыслению сведений, известных учёным его времени. Его интересовало всё: поведение и строение животных, законы движения тел, строение Вселенной, поэзия, политика. Он был учителем выдающегося полководца Александра Македонского, который, достигнув славы, не забывал великого учёного. Из своих военных походов он направлял ему образцы неизвестных грекам растений и животных. После себя Аристотель оставил многочисленные труды, например «Физику» в 8 книгах, «О частях животных» в 10 книгах. Авторитет Аристотеля многие века был непререкаем в науке.

Клавдий Птолемей родился в Египте, в местечке Пто ле маи-ды, а затем учился и работал в Александрии, столице Египетского царства. В его библиотеках были собраны научные сочинения из стран Востока и Греции. Только в знаменитом музее Александрии хранилось более 700 тыс. рукописей. Птолемей был всесторонне образованным человеком: он занимался астрономией, географией, математикой. Обобщив работы древнегреческих астрономов, он создал свою систему мира.

  1. Что такое Вселенная?
  2. Как представляли себе Вселенную древние народы?
  3. Чем интересны взгляды Аристарха Самосского?

Вселенная - это космическое пространство и всё, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль. Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно. Долгое время её центром считалась Земля. Именно этой точки зрения придерживались древнегреческие учёные Аристотель и Птолемей.

Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:


Поиск по сайту.

Когда-то в нежном возрасте, слыша в сказках выражение “на краю света”, я думала – где этот край и как он выглядит? Если это просто кончается Земля, и начинается пустота, то поставили ли там забор, чтобы никто не упал? Детство кончилось, я узнала о планетах и Солнечной системе , галактиках и Вселенной. Даже сейчас трудно представить себе необъятное и предположить, где край Вселенной . Наверное, в этом вопросе мы все, как древние люди, представляющие себе Землю и мироздание .

Как представляли мир наши предки


Научные попытки описания Вселенной

Некоторые народы продвинулись в познании мира глубже, чем удобная легенда из бабушкиных сказок. Самыми передовыми в этой сфере оказались:

  • Греки. Официально, они первыми предположили, что Земля круглая . Но их теория была геоцентрической – считалось, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Атомисты предположили, что наша система – не единственная, и представляли Вселенную как скопление систем, в чем были недалеки от истины.
  • Индусы . В Ведах и Пуранах в иносказательной форме описывалась модель Солнечной системы , как планеты, идущие вокруг Солнца , а само Солнце – вокруг Земли . По мере деградации жреческого уровня, проекционные рисунки сами служители стали воспринимать как плоские объекты, из чего и возникла версия о плоской Земле.
  • Римляне . Как и греки, утверждали геоцентрику Вселенной, при этом довольно точно просчитывая временную длину орбит планет и отдаленность их от Земли.

Сегодня

То, что сегодня известно многое и о нашей Солнечной системе , нашей и близлежащих галактиках, не дает уверенности в правильности наших представлений о Вселенной . Большинство из них просто догадки . Вполне возможно, что наши представления также попадут в чьи-то обсуждения лет через 300.

Представляли себе Землю, есть множество ответов, так как воззрения наших далеких предков кардинально отличались в зависимости от того, в каком регионе планеты они проживали. Например, согласно одной из первых космологических моделей, она покоится на трех китах, плавающих в безбрежном Океане. Очевидно, что такие представления о мире не могли возникнуть у жителей пустыни, никогда не видевших море. Территориальную привязку можно увидеть и в воззрениях древних индийцев. Они считали, что Земля стоит на слонах и представляет собой полусферу. Они, в свою очередь, располагаются на а та — на змее, свернувшейся кольцом и замыкающей околоземное пространство.

Представления египтян

Жизнь и благополучие представители этой древнейшей и одной из самых интересных и самобытных цивилизаций полностью зависела от Нила. Поэтому неудивительно, что именно он был в центре их космологии.

На земле протекала реальная река Нил, под землей — подземная, принадлежавшая царству мертвых, а на небе — представляющая собой небосвод. Бог солнца Ра проводил все время, путешествуя на лодке. Днем он проплывал по небесному Нилу, а ночью — по ее подземному продолжению, протекающему по царству мертвых.

Как древние греки представляли себе Землю

Представители эллинской цивилизации оставили величайшее культурное наследие. Его частью является древнегреческая космология. Она нашла свое отражение в поэмах Гомера - «Одиссее» и «Илиаде». В них Земля описывается как выпуклый диск, напоминающий щит воина. В его центре находится суша, омываемая со всех сторон Океаном. Над Землей раскинулся медный небосвод. По нему движется Солнце, которое ежедневно восходит из глубин Океана на востоке и, совершая свой путь по огромной дугообразной траектории, погружается в пучину вод на западе.

Позже (в 6 в. до н. э.) древнегреческий философ Фалес описал Вселенную в виде жидкой бескрайней массы. Внутри нее находится большой пузырь в форме полушария. Его верхняя поверхность вогнутая и представляет собой небесный свод, а на нижней, плоской, наподобие пробки, плавает Земля.

В Древнем Вавилоне

Собственные, своеобразные представления о мире были и у древних жителей Месопотамии. В частности, сохранились клинописные свидетельства из древней Вавилонии, которым примерно 6 тысяч лет. Согласно этим «документам», они представляли Землю в виде огромной Мировой Горы. На ее западном склоне находилась сама Вавилония, а на восточном — все неизвестные им страны. Мировая Гора была окружена морем, над которым в виде опрокинутой чаши располагался твердый небесный свод. Он также состоял из воды, воздуха и суши. Последняя представляла собой пояс из созвездий Зодиака. В каждом из них Солнце ежегодно находилось около 1 месяца. Оно передвигалось по этому поясу вместе с Луной и 5 планетами.

Под Землей располагалась бездна, где находили приют души умерших. По ночам Солнце проходило через подземелье.

У древних иудеев

По представлениям евреев Земля была равниной, на разных частях которой возвышались горы. Будучи земледельцами, они отводили особое место ветрам, приносящим с собой то засуху, то дождям. Их хранилище находилось в нижнем ярусе неба и являлось преградой между Землей и небесными водами: дождем, снегом и градом. Под Землей находились воды, от которых наверх шли каналы, которые питали моря и реки.

Эти представления постоянно эволюционировали, и в Талмуде уже указано, что Земля имеет круглую форму. При этом ее нижняя часть погружена в море. В то же время некоторые мудрецы полагали, что Земля плоская, а небосвод представляет собой покрывающий ее твердый непрозрачный колпак. Днем под ним проходит Солнце, которое ночью совершает движение над небосводом и поэтому скрыто от людских глаз.

Представления древних китайцев о Земле

Судя по археологическим находкам, прообразом космоса представители этой цивилизации считали панцирь черепахи. Его щитки делили плоскость Земли на квадраты — страны.

Позже представления китайских мудрецов изменились. В одном из древнейших текстовых документов считается, что Земля прикрыта небом, представляющим собой зонт, вращающийся в горизонтальном направлении. Со временем астрономические наблюдения внесли в эту модель корректировки. В частности, стали считать, что космос, окружающий Землю, является сферичным.

Как представляли себе Землю древние индейцы

В основном до нас дошли сведения о космологических идеях древних жителей Центральной Америки, так как у них была собственная письменность. В частности, индейцы майя, как и их ближайшие соседи, думали, что Вселенная состоит из трех уровней — небо, подземный мир и земля. Последняя представлялась им плоскостью, плавающей на поверхности воды. В некоторых более древних источниках Земля была гигантским крокодилом, на спине которого располагались горы, равнины, леса и пр.

Что касается неба, то оно состояло из 13 уровней, на которых располагались звезды-боги, и главнейший из них - Итцамна, даровавший жизнь всему сущему.

Низший мир также состоял из уровней. На самом нижнем (9-м) находились владения божества Смерти Ах Пуча, которого изображали в виде скелета человека. Небо, Земля (плоская) и Низший мир делились на 4 сектора, совпадающих с частями света. Кроме того, майя верили, что до них боги не один раз разрушали и создавали Вселенную.

Формирование первых научных взглядов

То, как древние люди представляли себе Землю, со временем изменялось, в первую очередь благодаря путешествиям. В частности, древние греки, добившиеся больших успехов в мореплавании, вскоре стали пытаться создать систему космологии, основанную на наблюдениях.

Например, от того, как древние люди представляли себе Землю, кардинально отличалась гипотеза Пифагора Самосского, который уже в 6 веке до н. э. предположил, что она имеет шарообразную форму.

Однако доказать его гипотезу удалось лишь значительно позже. В то же время есть основания считать, что эта идея была заимствована Пифагором у египетских жрецов, которые использовали ее для объяснения природных явлений за много веков до того, как у греков стала формироваться классическая философия.

Через 200 лет Аристотель использовал для доказательства шарообразности нашей планеты наблюдения за лунными затмениями. Его работу продолжил живший во втором веке нашей эры Клавдий Птолемей, создавший геоцентрическую систему мироздания.

Теперь вы знаете, как древние люди представляли себе Землю. За прошедшие тысячелетия знания человечества о нашей планете и космосе значительно изменились. Однако всегда интересно узнать о воззрениях наших далеких предков.

Технологическая карта урока.

Предмет : География

Класс : 5

Базовый учебник: География 5 класс И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. (М.: Дрофа, 2012г);

Тема урока : Как древние люди представляли себе Вселенную.

Цель урока:

Задачи урока:

а) образовательные : - дать понятие, что такое Вселенная;

познакомить с представлениями о Вселенной – древних народов;

Древнегреческих учёных.

б) развивающие

Продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии и дополнительной литературой;

Совершенствовать навыки самоконтроля;

Стимулировать любознательность.

в) воспитательные

развивать навыки: - работы в парах, группах;

Умение слушать собеседника;

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование: учебник, атлас по географии 5 класс, электронное приложение, раздаточный материал.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент

Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке.

Внимательно послушайте стихотворение, ответьте на вопрос: о чем стихотворение?

Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня.
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.

Приветствуют учителя

Стихотворение читает ученик.

Личностные: самоопределение; « я и другие люди»

регулятивные : целеполагание;

коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Постановка учебной задачи, цели урока

Правильно, ребята. Всё что находится в космосе: звёзды, кометы, планеты, Солнце, Земля всё это называется одним словом – Вселенная.

Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

Какую цель урока мы поставим?

На какие вопросы мы должны ответить, что бы достигнуть цели урока?

Ребята, найдите определение «вселенной» в учебнике с.41.

Ответы детей. Космическое пространство.

Ответы детей «Земля во Вселенной»

Ответы детей: Цель нашего урока является, изучение первых представлений о строении Вселенной.

Ответы учащихся:

    Что такое Вселенная.

Ученик читает определение в учебнике

Регулятивные : целеполагание;

коммуникативные : постановка вопросов;

познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели урока, темы урока.

3.Открытие новых знаний

Увеличение географических сведений связано, прежде всего, с путешествиями и мореплаванием, а также с развитием простейших астрономических наблюдений.

Работать будем в парах и группах. Каждая пара будет представлять какой-то древний народ, и изучать вопрос о том, как народ представлял Вселенную.

    Древние Греки

    Древние Египтяне

    Древние Индийцы.

    Жители Вавилона.

Работу выполнить из сведений дополнительного материала (приложение 1) и текста в учебнике с. 41-42,так же взять сведения из атласа. Подготовьте ответ по заданию всей группой и выберите, кто пойдёт отвечать.

Выполняют работу по раздаточному материалу в группах

Познавательные:

Анализируют информацию, выделяют главное, классифицируют информацию

Коммуникативные:

уметь взглянуть на ситуацию с позиции отвечающего.

Коммуникативные: взаимодействуют в паре, принимают позиции другого.

Личностные:

Аргументируют, оценивают свои и чужие поступки

4.Первичное закрепление.

Физкультминутка.

А сейчас немного отдохнём.

Вновь у нас физкультминутка.

Наклонились ну-ка, ну-ка.

Распрямились, потянулись.

А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем.

Вправо – влево, раз и два.

Думай, думай голова

Хоть зарядка коротка.

Отдохнули мы слегка.

Проводят физкультминутку

Коммуникативные:

излагают свое мнение

Познавательные:

анализируют информацию

Кто из учёных был ближе к современному представлению Вселенной?

Какие небесные тела были известны древним грекам?

С помощью каких приборов изучали Вселенную?

Аристарх Самосский, в центре Вселенной Солнце. Пифагор – форма шара.

Планеты, Луна, Солнце, звёзды.

Телескоп

5.Закрепление.

Ребята, вспомните, пожалуйста, какие задачи, мы поставили вначале урока?

Скажите, пожалуйста, мы решили эти задачи? Была ли достигнута цель урока?

Ответы учащихся:

    Что такое Вселенная.

    Какие учёные изучали строение Вселенной.

    Каковы современные представления о строении Вселенной.

Произвольные ответы детей

Коммуникативные:

излагают свое мнение, выслушивают мнение друг друга.

Познавательные:

анализируют, обобщают.

Регулятивные:

оценивают степень и способы достижения цели.

6.Домашнее задание.

На выбор:

1. Нарисовать рисунок, как древние люди себе представляли Вселенную.

2. Нарисовать рисунок как вы себе представляете строение Вселенной.

Записывают домашнее задание в дневник.

Личностные:

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Я запомнил…

Я узнал…

Мне понравилось…

Моё настроение…

Над Землею ночью поздней,

Только руку протяни,

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они

Продолжают предложения

Личностные: осознанный выбор, анализ уровня освоения изученного.

Коммуникативные:

излагают свое мнение

Приложение№1

Древние греки

Мир в представлении древних египтян

Древние греки представляли себе Землю плоской. Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершает свой путь по небу.

Мир в представлении древних египтян : внизу - Земля, над ней - богиня неба; слева и справа - корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.

Древние индийцы

Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.

Жители Вавилона

Жители Вавилона Земля, по их мнению, это гора через которую не решались переходить, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звёздное небо - небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Под Землей находится бездна - ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря.

На данном уроке мы узнаем о том, что такое Вселенная, как она устроена. Мы откроем для себя мир загадочного и непостижимого космического пространства. Поговорим о том, как представляли себе Вселенную древние цивилизации. Познакомимся с учеными, представления которых заняли важное место в развитии науки.

Тема: Вселенная

Урок: Как древние люди представляли себе Вселенную

Как мы выяснили, методы познания могут быть разными. Задачи и цели, поставленные перед изучением, тоже различны. Но единственным самым важным останется интерес познания мира, Вселенной, живого и неживого. Что же такое Вселенная?

Определение. Вселенная - это безграничное космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль.

Если вглядываться в звездное небо, то мы увидим различные звездные созвездия, солнечные системы, Луну - все они составляющие Вселенной, даже звезды, которые невозможно увидеть без помощи специальных приборов - телескопов (рис. 1).

В древние времена не существовало таких телескопов, и люди тысячелетиями наблюдали за движением Луны, Солнца, планет, поэтому понятно, что современные взгляды о строении Вселенной возникли не моментально, а складывались постепенно, и самые ранние воззрения значительно отличались от того, что мы знаем сегодня. Различные народы мира по-разному представляли Вселенную.

Согласно представлениям древних индийцев, наша Земля была, как полусфера, которая опиралась на спины огромных слонов, которые стояли на гигантской черепахе. Черепаха опиралась на змею, которая замыкала пространство и олицетворяла собой мир (рис. 2).

К примеру, египтяне иначе представляли себе устройство Вселенной. Их воззрения выражались в форме мифа.

Бог земли - Геб и богиня неба - Нут очень любили друг друга, и поэтому вначале наша Вселенная была слита воедино. Каждый вечер Нут рождала звезды, которые появлялись на небе. Каждое утро перед восходом солнца она проглатывала их. И так продолжалось изо дня в день, из года в год, пока Геб не начал раздражаться, из-за чего назвал Нут свиньей, которая поедает своих поросят. Тогда вмешался бог солнца - Ра и позвал бога ветра - Шу для того, чтобы он разделил небо и землю. Так Нут вознеслась на небо в виде коровы. Иногда на помощь своему мужу Шу приходила Технуд, но она очень быстро уставала поддерживать небесную корову и начинала плакать, а ее слезы падали дождем на землю (рис. 3).

Огромной горой представляли себе землю древние вавилоняне. На западе этой горы располагалась Вавилония, которую с востока окружали горы, а на юге было море. Море в целом окружало и всю эту гору, и на нем сверху, в виде перевернутой чаши, находилось небо. Жители Вавилонии думали, что на небе тоже есть суша и вода, возможно, даже есть жизнь. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Также они считали, что солнце выходит и входит обратно в море (рис. 4). Наблюдаемые явления природы они так и не смогли объяснить.

Иначе представляли себе Землю древние евреи. Они жили на равнине, и Земля казалась им равниной, на которой кое-где возвышаются горы. Особое место в мироздании евреи отводили ветрам, которые приносят с собой дождь или засуху. Обиталище ветров, по их мнению, находилось в нижнем поясе неба и отделяло собой Землю от небесных вод: снега, дождя и града. Под Землей находятся воды, от которых кверху идут каналы, питающие моря и реки. Представления о форме всей Земли у древних евреев, по-видимому, не было.

Древние греки внесли большой вклад в развитие взглядов о строении Вселенной. Например, философ Фалес (рис. 5) представлял Вселенную в виде жидкой массы, внутри которой находится большой пузырь, имеющий форму полушария. Вогнутая поверхность этого пузыря — небесный свод, а на нижней, плоской поверхности, наподобие пробки, плавает плоская Земля. Нетрудно догадаться, что представление о Земле как о плавающем острове Фалес основывал на том факте, что Греция расположена на островах. Пифагор (рис. 6) первым предположил, что наша Земля не плоская, а похожа на шар. А Аристотель (рис. 7) развивая эту гипотезу, создал новую модель мира, согласно которой в центре располагается неподвижная Земля и ее окружают восемь твердых и прозрачных сфер. Девятая - обеспечивала движение всех небесных сфер. По этим воззрениям к восьми сферам были прикреплены Солнце, Луна и известные на тот период планеты (рис. 8). Взгляды Аристотеля разделяли не все ученые. Ближе всех к истине подобрался Аристарх Самосский, потому что он считал, что в центре Вселенной располагается не Земля, а Солнце, но доказать это он не смог. Впоследствии его взгляды были забыты на долгие годы.

Воззрения Аристотеля на долгое время укрепились в науке, так, например древнегреческий ученый Клавдий Птолемей в центре Вселенной также располагал неподвижную Землю, вокруг которой вращались Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Вся Вселенная была ограничена сферой неподвижных звезд. Все эти воззрения ученый изложил в своем труде «Математическое построение в астрономии». Взгляды Клавдия Птолемея просуществовали более ХІІІ веков и долгое время являлись настольной книгой многих поколений астрономов.

Рис. 7

На следующем уроке мы поговорим о дальнейшем развитии взглядов на Вселенную.

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.: ил.

2. Андреева А.Е. Природоведение 5. / Под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д. - М.: Мнемозина.

3. Сергеев Б.Ф., Тиходеев О.Н., Тиходеева М.Ю. Природоведение 5.- М.: Астрель.

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н., Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - с. 150, задания и вопросы. 3.

2. Изложите интересные факты, которые касаются взглядов древних греков на строение Вселенной.

3. Представьте, что вам необходимо провести наблюдение за звездным небом. Продумайте и опишите последовательность действий, которые вы будете выполнять.

4. * Придумайте новую Вселенную. Опишите, что в ней находится. Как называются планеты и созвездия? Как они взаимодействуют между собой?


Close