Коррупция, это раковая опухоль на теле любого государства. Коррупция, это самое страшное что может произойти с обществом. Коррупция рождает не эффективную экономику, рост цен, преступность, бунты и даже революцию.

Для того чтобы чиновник смог произвести действия коррупционного характера, ему нужны подельники, заместители, бизнесмены, прокуратура, прикрытие от вышестоящих госслужащих. И вот мы уже наблюдаем мафиозную группу, которая повязана друг с другом преступлением, которая обладает административным ресурсом и чувствует себя абсолютно безнаказанно. Они могут совершать и другие преступления ибо знают, что в случае чего, поддельники их прикроют.

Если гражданин или бизнесмен пострадавший от коррупции попытается наказать коррупционера-чиновника с помощью закона, у него это не получится, полиция не примет заявление, а суды не будут принимать обвинительное заключение. Более того на гражданина или бизнесмена может начаться банальная травля со стороны проверяющих органов или даже могут против него сфабриковать дело и отправить под суд. Газеты и телевидение не расскажут о коррупционных делах, ибо они подконтрольны административному ресурсу.

Коррупционер является потенциальным предателем и изменником родины, любая спецслужба проведя небольшие оперативные работы, может запросто выяснить о коррупционных связях чиновника и шантажировать его. Если коррупционер не будет выполнять приказы иностранных спецслужб, то в западной прессе появятся обличительные статьи о махинациях чиновника, чиновник попадёт в черный список стран америки и европы, все его счета в западных банках будут заморожены.

Можно сколько угодно рассуждать о пути развития государства, о борьбе с бедностью и преступностью, о прорыве экономики и т.д., но пока не будет уничтожена коррупция, любые начинания о развитии будут безрезультатны.

Сегодня я хочу вам рассказать как победили коррупцию в одном государстве под названием Сингапур. На самом деле как бы страшна не была коррупция на первый взгляд, она очень уязвима, самое главное чтобы был чист и честен всего один человек - руководитель государства.

Как победили коррупцию в Сингапуре

Борьба с коррупцией как приоритет

Сингапур - страна, победившая коррупцию буквально за 40 с небольшим лет. При этом удалось не только избежать массовых расстрелов чиновников, как в Китае, но и даже обойтись без особо жестких репрессий.

Когда британцы в середине 50-х годов покинули свою колонию - Сингапур, гражданам Сингапура досталась очень слабая законодательная база, практически необразованное население, низкие зарплаты, непрозрачная экономика, повсеместная коррупция. И крайне смутные перспективы. Ли Куан Ю вместе со своей партией "Народное действие" выиграл выборы и стал премьер-министром, именно он стал символом борьбы с коррупцией, лозунгом которого был: "Хочешь победить коррупцию, будь готов отправить за решётку своих друзей и родственников." .

Как вы уже поняли, одной из первых задач, которой занялась команда Ли Куан Ю, стало уничтожение коррупции и повышения доверия и уважения к государству среди населения.

Антикоррупционная кампания состояла из четырех элементов, первым из которых стало создание мощной независимой службы по борьбе с коррупцией . От британского колониального правительства осталось Бюро по расследованию коррупции - БРК, но его полномочия были крайне путаны, и занимались его сотрудники очень
мелкими делами в нижних и средних эшелонах полиции, среди инспекторов, контролировавших лоточную торговлю, инспекторов по землеустройству и т.д. Ли Куан Ю значительно усилил БРК, переподчинил его премьеру Сингапура и наделил поистине безграничными полномочиями.

Лишить чиновников неприкосновенности

Параллельно всех чиновников и их семьи лишили неприкосновенности. Агенты БРК получили право проверять банковские счета, имущество не только самих чиновников, но и их детей, жен, родственников и даже друзей! Если клерк и его семья живут не по средствам, бюро автоматически, не дожидаясь команды сверху, начинает расследование. Расследования БРК были сосредоточены на крупных взяточниках в высших эшелонах власти . С мелкими чиновниками-жуликами
боролись путем упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах, вплоть до отмены разрешений и лицензирования в менее важных сферах общественной жизни. Параллельно судам было предоставлено право конфисковывать доходы, полученные в результате коррупции.

В 1989 г. максимальную сумму штрафа за коррупционные действия увеличили с 10 до 100 тысяч сингапурских долларов. Дача ложных показаний БРК или введение следствия в заблуждение стало нарушением, каравшимся тюремным заключением и штрафом до 10 тысяч сингапурских долларов. Причем БРК не раз проводило расследования и в адрес самого Ли Куан Ю , и в адрес его семьи, но результатов они не имели. За время деятельности БРК было посажено несколько федеральных министров, глав профсоюзов, общественных деятелей, топ-менеджеров государственных компаний.

Без компромиссов

Вот один из эпизодов, как власти Сингапура призывали к ответу высокопоставленных чиновников. Ви Тун Бун был министром министерства охраны окружающей среды в 1975 году, когда он совершил поездку в Индонезию со своей семьей. Поездка была оплачена подрядчиком, строившим жилье, интересы которого он представлял
перед государственными служащими. Он также получил от этого подрядчика особняк стоимостью 500 тысяч сингапурских долларов, а также два кредита на имя его отца на общую сумму 300 тысяч сингапурских долларов для спекуляций на фондовом рынке, которые были выданы под гарантии этого подрядчика. Он был обвинен, осужден и приговорен к четырем годам и шести месяцам тюрьмы. Он обжаловал приговор, но обвинение было оставлено в силе, хотя срок заключения
и был уменьшен до 18 месяцев.

Жить по средствам

Второй элемент антикоррупционной программы: в Сингапуре была фактически введена презумпция виновности агента правительства, любого государственного ведомства или государственной общественной организации. В 1960 г. был принят закон, который позволял считать доказательством взятки то, что обвиняемый жил не по средствам или располагал объектами собственности, которые он не мог приобрести на свои доходы, как подтверждение того, что обвиняемый получал коррупционные доходы.

Любое вознаграждение, полученное чиновником от лица, искавшего связи с правительством, будет считаться заплаченным коррупционным путем в качестве стимула или награды, пока не доказано обратное. Это фактически переносит бремя доказывания своей невиновности на служащего, который должен убедить суд, что вознаграждение не было получено в рамках коррупционной схемы. В случае, если вина чиновника доказана, то его имущество подлежит конфискации , чиновник платит огромный штраф, садится в тюрьму на достаточно приличный срок. При этом его семья считается опозоренной, и никто из членов семьи хорошую работу в Сингапуре найти не сможет.

Большая зарплата как залог порядочности

Третий элемент - были радикально повышены зарплаты чиновников. Ли Куан Ю утверждал, что госслужащим стоит платить самые большие зарплаты потому, что они заслужили это, представляя собой порядочное и честное правительство. Если им недоплачивать, они могут поддаться соблазну и вовлечься в коррупционные действия.

Повышение зарплат привело к тому, что в государственный сектор перешли лучшие специалисты. Когда в стране начался быстрый экономический подъем, заработная плата чиновников начала расти пропорционально доходам частного сектора. Госслужащим и судьям, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня топ-менеджеров частных корпораций. Первоначально заработная плата была установлена фиксировано на высоком уровне.

Ли Куан Ю посчитал эту систему неэффективной и предложил новую, согласно которой пересмотр жалованья министров, судей и высших государственных служащих стал бы автоматическим, привязанным к сумме налогов на доходы, уплачиваемых частным сектором. Сама формула расчета заработной платы, которая работает до сих пор, выглядит так: уровень оплаты труда чиновника определялся как 2/3 дохода работников частного сектора сопоставимого ранга, показанного ими в налоговых декларациях.

Фактор СМИ

Четвертый элемент - формирование независимых, объективных СМИ, освещавших все найденные факты коррупции. Чиновник, пойманный на чрезмерных расходах, взятке, сразу же становится "героем" первых полос.

Вот кратко об основных шагах к успеху в борьбе с коррупцией.

Тяжелое наследство

К моменту обретения независимости (1965 г.) Сингапур находился в плачевном состоянии – бедность большей части населения, казнокрадство и взяточничество были неотъемлемой частью жизни государства. Стране катастрофически не хватало природных ресурсов – импортировать приходилось даже пресную воду и строительный песок.

Британские колониальные власти хоть и оставили в наследство действенную систему управления, но она была бессильна перед тем уровнем коррупции, который захлестнул Сингапур. Борьбу со злоупотреблениями в органах власти сильно осложняло то, что многие чиновники были вовлечены в коррупционную схему.

Развитию коррупции способствовал скромный заработок государственных служащих в сравнении с сотрудниками коммерческого сектора. Более того, значительная часть населения имела чрезвычайно низкий уровень образования и правовой культуры. В такой ситуации взятки были единственным средством повысить свой достаток.

Политическая воля

Человеком, которому удалось преломить ситуацию в стране стал Ли Куан Ю. Со своей партией «Народное действие» в июне 1959 года он победил на выборах и занял должность премьер-министра. «Группа буржуазных, получивших английское образование, лидеров» – как называла себя новая партия – не медля приступила к наведению порядка в социальной, правовой и экономической сферах.
Решимость, с которой Ли Куан Ю начал свои реформы, лучше всего характеризует его высказывание: «Хочешь победить коррупцию, будь готов отправить за решётку своих друзей и родственников». Отныне в стране правил Закон. Перед ним были все равны – будь-то чиновник среднего звена или член парламента.

По мнению нового правительства, чтобы справиться с должностными преступлениями нужно было под корень ликвидировать прижившуюся схему: власть – деньги – коррупция. Для этих целей Министерством финансов была разработана специальная антикоррупционная программа, которая включала в себя ряд мер. Вот некоторые из них:

– обеспечение прозрачности контроля нижестоящих чиновников вышестоящими;
– ведение ротации чиновников, чтобы избежать формирование коррупционных связей;
– проведение внезапных инспекций
– совершенствование процедур взаимодействия с гражданами и организациями с целью исключения бюрократических проволочек;
Партия Ли Куан Ю также заботилась о формировании независимых и объективных СМИ, которые беспристрастно бы освещали все коррупционные скандалы.

Прежде всего – достаток

Одной из важнейших мер эффективного противодействия коррупции стало повышение зарплат чиновникам. «Они это заслужили своей порядочной и честной работой», – так рассуждал Ли Куан Ю. По мнению политика, если госслужащим не доплачивать, то врядли удастся избежать «утечки мозгов» в коммерческий сектор.

Именно стабильная и обеспеченная власть – залог успешного управления страной.
Повышение достатка чиновников быстро дало о себе знать – на государственную службу перешли лучшие специалисты. А с наступлением бурного экономического подъема заработная плата чиновников стала расти пропорционально доходам частного сектора.

Дело в том, что Ли Куан Ю видоизменил традиционную схему доходов высших должностных лиц. Теперь пересмотр жалованья министров, судей и высших государственных служащих стал автоматически привязанным к сумме налогов на доходы, уплачиваемой частным сектором. Формула зарплат чиновников, работающая до сих пор, выглядит так: уровень оклада госслужащего определялся как 2/3 дохода работника частного сектора сопоставимого ранга, отмеченного им в налоговой декларации.

«Бюро по расследованию заразной жадности»

От британского колониального правительства сингапурцам досталось Бюро по расследованию коррупции (БРК), которое в народе называли «Бюро по расследованию заразной жадности». Директор Бюро за свою деятельность нес непосредственную ответственность перед премьер-министром страны. Основные функции БРК – рассмотрение жалоб о злоупотреблении служебным положением, случаях халатности, небрежности и взяточничества, допущенных государственными служащими.

Бюро было наделено авторитарными полномочиями. Оно имело право без решения суда задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупционной деятельности, проверять их банковские и долевые счета. Бюро также могло вести дело в отношении родственников подозреваемого, вызывать на допрос любых свидетелей, а также расследовать правонарушения, возникшие по ходу изучения дела.
БРК было в праве привлечь к ответственности абсолютно любого гражданина независимо от его статуса, ранга и вероисповедания. Исключения для высших госслужащих, что, к примеру, существует в России, не делалось. Но особо пристальное внимание уделялось сотрудникам тех государственных органов, которые по долгу службы занимают потенциально коррупциогенные должности.
Чиновник, который был уличен в коррупционной деятельности лишался работы, пенсии и всех льгот.

Есть интересные цифры, приведенные сотрудниками Гарвардского университета. Они подсчитали, что снижение коррумпированности страны с уровня Мексики до уровня Сингапура обеспечит государству экономический эффект, сопоставимый с возрастанием суммы налогов на 20%. К примеру, в России эта сумма перекроет бюджетные ассигнования в науку, образование и здравоохранение вместе взятые.

Закону подчиняются все

В 1989 году БРК посчитало, что минимальная сумма штрафа за коррупционную деятельность недостаточна и увеличило ее с 10 тыс. до 100 тыс. сингапурских долларов. Кроме этого, дача ложных показаний или попытка ввести следствие в заблуждение стала караться тюремным заключением и штрафом в 10 тыс. сингапурских долларов.
От всевидящего ока этого карающего органа не мог укрыться даже сам премьер-министр. БРК не раз проводило расследования и в отношении Ли Куан Ю, и в отношении членов его семьи, правда, результатов они не имели. Но за время деятельности БРК было отправлено за решетку несколько федеральных министров, общественных деятелей, глав профсоюзов и топ-менеджеров государственных компаний.

Вот одна из нашумевших историй, когда пред судом предстал крупный государственный чиновник – глава министерства охраны окружающей среды Ви Тун Бун. В 1975 году он с семьей предпринял поездку в Индонезию. Но поездка была оплачена не из собственного кармана чиновника, а подрядчиком, строившим ему жилье, интересы которого Ви Тун Бун представлял перед государственными служащими.

Более того, министр также получил от подрядчика особняк стоимостью 500 тыс. сингапурских долларов и два кредита, которые он оформил на имя своего отца на общую сумму 300 тыс. сингапурских долларов для спекуляций на фондовом рынке. После обвинения и судебного процесса Ви Тун Бун был приговорен к четырем годам и шести месяцам лишения свободы. Приговор был обжалован. Суд обвинение оставил в силе, хотя срок заключения сократил на 18 месяцев.

В 2017 году Сингапур поднялся на 7-ю позицию по индексу восприятия коррупции Transparency International и он является единственной азиатской страной, которая попала в первую десятку наименее коррумпированных стран мира.

Никто не сомневается, что ключом к успеху стала борьба с коррупцией, которую начал премьер-министр Сингапура с 1959 по 1990 год - Ли Куан Ю. INFÓRMATE PERÚ перечислила пять факторов, которые помогли ему добиться успеха.

1. Конец коррупции.

Когда в 1965 году Сингапур получил независимость от Малайзии, большая часть его населения была бедной. А растрата и взяточничество были неотъемлемой частью общественной жизни. Тогда Ли Куан Ю с решимостью заявил:

«Если вы хотите победить коррупцию, вы должны быть готовы отправить в тюрьму своих друзей и семью»
Одной из наиболее важных мер, предпринятых премьер-министром, стало увеличение заработной платы чиновникам. Ли считал, что если им хорошо платить, то они не будут искать другие источники дохода.

Но этого было недостаточно. Поэтому, чтобы препятствовать искушению, Министерством финансов была создана специальная программа борьбы с коррупцией. Она включала в себя ротацию должностных лиц для предотвращения возникновения коррупционных связей и неожиданные проверки на местах.

Кроме того, было оказано содействие возникновению независимых и объективных средств массовой информации, которые беспристрастно расследовали случаи коррупции.

С этого момента управление по расследованию получило авторитарные полномочия. Чиновники были лишены иммунитета. Агенты управления имели право проверять банковские счета, имущество, принадлежащее не только должностным лицам, но и их детям, женам, родственникам и даже друзьям.

Если клерк и его семья жили не по средствам, управление начинало расследование автоматически без каких-либо предварительных команд сверху.

Каждое должностное лицо, которое было признано виновным в коррупции, лишалось работы, пенсии и льгот. (В тюрьму сели несколько министров, руководителей профсоюзов и крупных компаний).

В 1989 году максимальный размер штрафа за коррупцию увеличился с 10 до 100 тысяч сингапурских долларов.

2. Судебная реформа.

Сингапур занимает одно из первых мест в мире по количеству смертных казней на душу населения. Особенно это касается убийц и наркоторговцев. За другие преступления дают длительные сроки в тюрьме или наказывают ударами палками.

Для большинства людей система наказаний Сингапура представляется очень жестокой. Мнения самих сингапурцев по этому поводу разделились. И хотя многие осуждают смертную казнь, так как по ошибке могут казнить невиновного человека, наказание палками часто получает одобрение.

Хотя уголовное законодательство Сингапура чрезвычайно жесткое, в первую очередь оно предназначено для того, чтобы люди до конца осознали что можно делать, а что нельзя.

И смертная казнь через повешение, и телесные наказания палками, конфискация имущества, лишение свободы или штрафы, существуют для того, чтобы поддерживать на этой земле закон и порядок.

3. Рабочие места.

Культурная революция Мао закрыла Китай для инвесторов, и они обратили свои взоры на Гонконг, Тайвань и Сингапур. В конце 60-х только начали строиться первые фабрики и заводы, в 70-е они выпустили первую электронику, а в 80-х Сингапур стал центром производства технологических продуктов.

Для инвесторов были созданы все условия, и они могли работать без всякого государственного вмешательства. Также их подкупали низкие налоги и дешевая рабочая сила.

«Мы не просто приветствовали каждого инвестора, мы просто из шкуры вон лезли, чтобы помочь ему начать у нас производство».
Но цель Ли Куан Ю состояла не в том, чтобы «баловать» иностранный капитал всю жизнь. На самом деле он хотел, чтобы молодые сингапурцы приобрели опыт работы в иностранных компаниях, и создали собственные конкурентоспособные национальные компании, способные конкурировать на мировом рынке.

Поскольку вначале не было людей с деньгами и опытом для создания крупных компаний, Ли решил обучить молодых людей в области технологий, маркетинга и управления, чтобы потом создать государственные компании, где будут работать эти же молодые специалисты.

4. Реформа образования.

В конце 1960-х годов, когда Сингапур привлекал иностранные компании для борьбы с высоким уровнем безработицы, молодых работников учили быть пунктуальными, ответственными и делать высококачественную продукцию.

Благодаря этим качествам они сохраняли свою работу, приобретали опыт и узнавали о бизнесе.

Было также решено полностью изменить систему образования. Цель была в том, чтобы заставить учащихся самостоятельно анализировать и решать проблемы. Кроме того, они учили их не ограничиваться тем, что написано в учебниках, а уметь мыслить глубже.

«Нам нужны специалисты по технологиям и науке, а не по древней литературе. Так они смогут зарабатывать на жизнь», говорил Филипп Йо, бывший президент совета по продуктивности и инновациям в области экономического развития Сингапура.

5. Создание государственных предприятий.

Одна из первых компаний, которую создало правительство - Singapore Airlines.

«Она была создана не для престижа, а для того, чтобы зарабатывать деньги. Поэтому, если она станет убыточной, я сказал, что закрою ее без колебаний», вспоминает Лим Чин Бен, бывший гендиректор государственной авиакомпании. Но такого не случилось.

Сингапурские авиалинии революционизировали способ обслуживания клиентов. Они учитывали каждую деталь - от еды до напитков, от комфорта сидений до звучания наушников.

В результате они создали сотни рабочих мест, и сегодня она считается одной из лучших авиакомпаний в мире. У нее уже есть несколько дочерних компаний с низкими издержками.

Это всего лишь один пример, как Сингапур пробивал себе дорогу на международный рынок. В целом, эту систему можно рассматривать как форму успешного социализма, которая привела к реальному экономическому прогрессу.

Можно считать этот пост баяном *) и давно известно историей, но … я искренне восхищаюсь Сингапуром и его бывшим премьер-министром Ли Куан Ю. Сингапур – страна, победившая коррупцию буквально за 40 с небольшим лет. При этом удалось избежать массовых расстрелов чиновников как в Китае и без особо жестких репрессий, как предлагают некоторые отечественные борцы:)
Вот так выглядел Сингапур в конце 50-х гг., после того как британцы покинули свою колонию. В "независимое владение" сингапурцам досталась очень слабая законодательная база, практически необразованное население, низкие зарплаты, непрозрачная экономика и повсеместная коррупция. И крайне смутные перспективы.

Ли Куан Ю, вместе со своей партией «Народное действие» выиграл выборы и стал премьер-министром.
Интересный факт, который Ли Куан Ю отмечает в своей книге: Принимая присягу в июне 1959 года, мы все надели белые рубашки и брюки, что должно было символизировать честность и чистоту нашего поведения в личной и общественной жизни.

Как вы уже поняли, одной из первых задач, которой занялась команда Ли Куан Ю – уничтожение коррупции и повышения доверия и уважения к государству среди населения. Антикоррупционная кампания состояла из 4 элементов:

1. Создание мощной независимой службы по борьбе с коррупцией.
От британского колониального правительства осталось Бюро по расследованию коррупции - БРК (Corrupt Practices Investigation Bureau), но его полномочия были крайне путаны и они занимались очень мелкими делами в нижних и средних эшелонах полиции, среди инспекторов, контролировавших лоточную торговлю, инспекторов по землеустройству и т.д. Ли Куан Ю значительно усилил БРК, переподчинил их премьеру Сингапура и наделил поистине безграничными полномочиями.
Кстати, у них вот такой офис: Параллельно всех чиновников и их семьи лишили неприкосновенности. Агенты БРК получили право проверять банковские счета, имущество не только самих чиновников, но и их детей, жён, родственников и даже друзей! Если клерк и его семья живут не по средствам, бюро автоматически, не дожидаясь команды сверху, начинает расследование.
Расследования БРК были сосредоточены на крупных взяточниках в высших эшелонах власти. С мелкими чиновниками-жуликами боролись путем упрощения процедур принятия решений и удаления всякой двусмысленности в законах вплоть до отмены разрешений и лицензирования в менее важных сферах общественной жизни.
Параллельно судам было предоставлено право конфисковывать доходы, полученные в результате коррупции. В 1989 г. максимальную сумму штрафа за коррупционные действия увеличились с 10 тыс. до 100 тыс. сингапурских долларов. Дача ложных показаний БРК или введение следствия в заблуждение стало нарушением, каравшимся тюремным заключением и штрафом до 10,000 сингапурских долларов.
Причем БРК не раз проводило расследования и в адрес самого Ли Куан Ю и в адрес его семьи, но результатов они не имели. За время деятельности БРК было посажено несколько федеральных министров, глав профсоюзов, общественных деятелей, топ-менеджеров государственных компаний.

Самые громкие дела:
Ви Тун Бун (Wee Toon Boon) был министром министерства охраны окружающей среды в 1975 году, когда он совершил поездку в Индонезию со своей семьей. Поездка была оплачена подрядчиком, строившим жилье, интересы которого он представлял перед государственными служащими. Он также получил от этого подрядчика особняк стоимостью 500,000 сингапурских долларов, а также два кредита на имя его отца на общую сумму 300,000 сингапурских долларов для спекуляций на фондовом рынке, которые были выданы под гарантии этого подрядчика. Он был обвинен, осужден и приговорен к четырем годам и шести месяцам тюрьмы. Он обжаловал приговор, но обвинение было оставлено в силе, хотя срок заключения и был уменьшен до 18 месяцев.
В декабре 1979 года президент НКПС (Национального конгресса профессиональных союзов) и член парламента от правящей партии Фей Ю Кок (Phey Yew Kok) был обвинен по четырем эпизодам в преступном злоупотреблении властью. Общая сумма ущерба оценивалась в 83,000 сингапурских долларов (сумма равная примерно его месячной зарплате). Он также был обвинен по двум эпизодам, подпадавшим под действие "Закона о профсоюзах" (Trade Unions Act)за инвестирование 18,000 долларов, принадлежавших профсоюзам, в частный супермаркет без одобрения министра. В рамках обычной судебной практики он был освобожден под залог. За него вступился Деван Наир, бывший Генеральный секретарь НКПС, близкий друг Фей Ю Коку. Он хотел, чтобы БРК пересмотрело этот случай, утверждая, что невиновный человек был осужден путем предъявления фальшивых обвинений, причем очень активно доказывал это Ли Куан Ю. Премьер-министр в качестве исключения попросил директора БРК показать все доказательства при условии соблюдения строжайшей конфиденциальности. После того, как Диван прочитал свидетельские показания, он больше не беспокоил Ли Куан Ю по этому вопросу. Фей Ю Кок был освобожден в соответствии с законом под залог в 50,000 сингапурских долларов, сбежал из страны, и два его поручителя потеряли эту сумму, поскольку он никогда больше не вернулся в Сингапур. По слухам, он скрывался в Таиланде, постоянно шантажируемый полицейскими и эмиграционными властями.
В ноябре 1986 года один из старых партнером министра национального развития Те Чин Ван признал, что дал Те Чин Вану две суммы наличными по 400,000 сингапурских долларов (около половины его годовой зарплаты) каждая. Те Чин Ван отрицал получение взяток, пытался торговаться со старшим помощником БРК, чтобы делу не давали ход, просил встречи с Ли Куан Ю. Он отказался от встречи до тех пор, пока расследование не будет закончено. Через неделю после этого стало известно, что Те Чин Ван умер и оставил письмо для Ли Куан Ю: «… Я чувствую свою ответственность за возникновение этого неприятного инцидента, и полагаю, что я должен ответить за это в полной мере. Как благородный восточный джентльмен я считаю, что будет справедливо, если я заплачу за свою ошибку самую высокую цену». Семья покойного просила не проводить вскрытия и сообщить всем о естественных причинах смерти. Ей было отказано. Вскрытие показало, что он покончил с собой в результате отравления. Оппозиция инициировала создание комиссии по расследованию. Огласка была столь болезненна для семьи Те Чин Вана, что они покинули Сингапур и уже никогда и не вернулись в город. Они потеряли лицо.

2. В Сингапуре была фактически введена презумпция виновности агента правительства, любого государственного ведомства или государственной общественной организации.

В 1960 г. был принят закон, который позволял считать доказательством взятки то, что обвиняемый жил не по средствам или располагал объектами собственности, которые он не мог приобрести на свои доходы, как подтверждение того, что обвиняемый получал коррупционные доходы.
Любое вознаграждение, полученное чиновником от лица, искавшего связи с правительством, будет считаться заплаченным коррупционным путем в качестве стимула или награды, пока не доказано обратное. Это фактически переносит бремя доказывания своей невиновности на служащего, который должен убедить суд, что вознаграждение не было получено в рамках коррупционной схемы.
В случае, если вина чиновника доказана, то его имущество подлежит конфискации, он платит огромный штраф и садится в тюрьму на достаточно приличный срок. При этом его семья считается опозоренной и в стране никто из членов семьи хорошую работу в Сингапуре найти не сможет.

3. Параллельно были радикально повышены зарплаты чиновников.
Ли Куан Ю утверждал, что госслужащим стоит платить самые большие зарплаты потому, что они заслужили это тем, что представляют собой порядочное и честное правительство. Если им недоплачивать, они могут поддаться соблазну и вовлечься в коррупционные действия. Повышение зарплат привело к тому, что в государственный сектор перешли лучшие специалисты. До того, как была введена новая схема оплаты труда, лучшие адвокаты зарабатывали от 1 до 2 миллионов сингапурских долларов в год, в то время как судьям платили меньше 300 000. Сразу после обретения независимости, в Сингапуре был сильный экономический спад и высокая безработица. Ли Куан Ю зафиксировал зарплаты министров на уровне 30 000 сингапурских долларов в год. После 1970 г. она была повышена до 48 000 тысяч долларов. Затем, когда в стране начался быстрый экономический подъем, заработная плата чиновников начала расти пропорционально доходам частного сектора.
Госслужащим и судьям, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня, характерного для топ-менеджеров частных корпораций. Первоначально, заработная плата была установлена фиксировано на высоком уровне. Ли Куан Ю посчитал эту систему неэффетивной и предложил новую, согласно которой пересмотр жалованья министров, судей и высших государственных служащих стал бы автоматическим, привязанным к сумме налогов на доходы, уплачиваемых частным сектором. Сама формула расчета заработной платы, которая работает до сих пор, выглядит так: уровень оплаты труда чиновника определялся как 2/3 дохода работников частного сектора сопоставимого ранга, показанного ими в налоговых декларациях.

4. Независимые, объективные СМИ, освещавшие все найденных факты коррупции.
Чиновник, пойманный на чрезмерных расходах, взятке, сразу же становится «героем» первых полос.
Вот так Сингапур выглядит сейчас: Вот кратко 4 шага к успеху в борьбе с коррупцией. Конечно, нужно учесть, что площадь Сингапура всего 694 кв.км. (в 2 раза меньше г. Санкт-Петербург), население – чуть больше 5 млн. чел. (сопоставимо с тем же Санкт-Петербургом).
На такой маленькой территории борьба с коррупцией заняла 40 (!!!) лет и потребовала неимоверной жесткости руководства страны и огромной политической воли.

Взяточничество и хищения из государственной казны были серьезной проблемой Республики Сингапур с момента обретения ею независимости в 1965 году. Однако благодаря новому лидеру – Ли Куан Ю такая проблема, как коррупция в Сингапуре, была решена оперативно и эффективно. И сейчас страна может гордиться одним из самых низких уровней коррумпированности власти в мире.

Чем был вызван высокий уровень коррупции в Сингапуре

Ли Куан Ю вошел в мировую историю как президент Сингапура, победивший коррупцию, причиной которой был низкий уровень жизни в стране и маленькие заработные платы госслужащих.

Говоря о том, как боролись с коррупцией в Сингапуре, следует назвать следующие меры:

  • введена ротация чиновников;
  • обеспечена прозрачность проверок нижестоящих чиновников вышестоящими;
  • введена система внезапных проверок вместо запланированных;
  • обеспечено поощрение работы независимых СМИ;
  • налажена система взаимодействия с гражданами, сообщающими о фактах нарушений.

Все эти меры дали ощутимый результат. Кроме того, была повышена чиновников, что позволило привлечь на работу в органы власти лучших специалистов и сформировать в стране прослойку профессиональных обеспеченных госслужащих. В настоящее время оклад чиновника составляет 2/3 дохода сопоставимого с ним по рангу работника частной корпорации. Таким образом сотрудники государственных органов утратили мотивацию к взяточничеству. Неудивительно, что руководитель, победивший коррупцию в Сингапуре, пользуется в стране таким уважением.

Основы антикоррупционной стратегии Республики Сингапур

Борьба с коррупцией в Сингапуре была ориентирована на три важнейших направления:


Успешность проводимой антикоррупционной политики обеспечили обширные реформы в области законодательства. Все назначения чиновников стали прозрачными и понятными. Свою роль сыграла и жесткая регламентация служебных полномочий каждого чиновника.

Опыт борьбы с коррупцией в Сингапуре свидетельствует о том, что новое правительство поставило во главу угла человеческий фактор и доверие населения.

Коррупция была названа угрозой, препятствующей успешному развитию страны. В результате «быть честным и неподкупным» стало нормой общества, отклонение от которой осуждается и сурово наказывается.

Неслучайно то, как победил коррупцию Сингапур, является примером для всего мира.

Стратегия борьбы с коррупцией в Сингапуре на практике

Большая часть населения страны – китайцы. Нормы их культуры не позволяли обращаться к чиновникам без «подарка», и со временем должностные лица сами стали требовать такие «подарки». И это считалось в порядке вещей. Поэтому новое руководство страны поставило задачу изменить ситуацию в корне, внедрив в сознание людей новые стандарты. Обществу была сделана так называемая «прививка честности»: коррупционные скандалы подробно освещались, велась активная работа с населением, к управлению страной привлекались лучшие профессионалы. В итоге сингапурская стратегия борьбы с коррупцией привела к формированию новых взглядов в обществе.

Функции Бюро по расследованию случаев коррупции

И, наконец, самое интересное – ограничение выезда за границу должникам. Именно о статусе должника проще всего «забыть», собираясь в очередной заграничный отпуск. Причиной могут быть просроченные кредиты , неоплаченные квитанции ЖКХ, алименты или штрафы из ГИБДД. Любая из этих задолженностей может грозить ограничением выезда за границу в 2018 году, узнать информацию о наличии задолженности рекомендуем с помощью проверенного сервиса

В число прямых обязанностей сингапурского БРК (Бюро по расследованию случаев коррупции) входит:

  • рассмотрение поступающих от граждан обращений и жалоб о замеченных фактах коррупции;
  • предоставление премьер-министру страны отчетов о проведенной работе;
  • расследование правонарушений, обнаруженных в ходе проверок.

Особое внимание Бюро уделяет тем чиновникам, которые занимают должности, потенциально связанные с коррупционной составляющей.

Имея неограниченные полномочия, БРК в Сингапуре может:

  • не дожидаясь решения суда задерживать подозреваемых чиновников и проводить обыски;
  • осуществлять проверки банковских счетов и долевых активов;
  • вызывать на допросы любых свидетелей;
  • привлечь к ответственности любого гражданина страны.

Говоря о том, есть ли в Сингапуре коррупция сегодня, следует отметить, что в настоящее время пытаться дать взятку в стране не просто бесполезно, но и реально опасно, так как это грозит суровым наказанием.

Система наказаний за причастность к коррупционной деятельности

Одним из пунктов программы по борьбе с коррупцией в Сингапуре стала реформа законодательства и судебной системы.

В настоящее время к взятке приравниваются абсолютно все подарки или вознаграждения за оказанные услуги. При этом очень важно, что свою долю ответственности несет каждая из сторон.

Сумма штрафов за уличение в подобном преступлении может достигать 100 000$, а в особо тяжких случаях – лишение свободы до пяти лет. Суровость наказаний является одной из причин того, почему в Сингапуре нет коррупции, вернее, практически нет. Каждый чиновник обязан раз в год подать декларацию, доказывающую отсутствие у него долгов, что является своеобразным подтверждением его благонадежности. Столь эффективные методы борьбы с коррупцией привели к тому, что сегодня Сингапур занимает лидирующие места в мировых рейтингах по экономической свободе и уровню развития.

Современный уровень жизни в Республике Сингапур

Сингапур – это уникальное соединение азиатских традиций и европейских достижений. Улицы города-государства поражают чистотой и порядком. В стране действует эффективная система штрафов, что помогает значительно снизить количество правонарушений.

Средняя заработная плата в стране – 4000$. Начинающий специалист в столице может рассчитывать на 3000$ в месяц. При этом стоимость, к примеру, медицинских услуг ниже, чем в Европе и США. Еще одним показателем благосостояния населения страны является наличие автомобиля. Владельцы авто вынуждены платить немалые налоги и сборы, так как государство старается максимально снизить количество транспорта на дорогах. В частности, первый регистрационный взнос составляет 1000$, а дополнительный регистрационный – 140% от стоимости авто! Так что позволить себе такую роскошь могут априори лишь граждане с достатком выше среднего.

Сингапур. Интересные Факты о Сингапуре: Видео


Close