Сборник «Тесты в детской организации. Тесты для лидера»

«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» САМОТЕСТИРОВАНИЯ: к итоговым результатам любого теста относиться следует МАКСИМАЛЬНО КРИТИЧНО

КАК РАБОТАТЬ С ТЕСТАМИ?

Все тесты в этой книге описаны по единой схеме - в той последовательности, в которой следует над ними работать. После краткого введения и инструкции к выполнению теста идут вопросы, на которые вы должны ответить. Затем - объясняется, как именно нужно подсчитывать полученные результаты, дается так называемый «ключ», с которым следует сопоставить свои ответы и суммировать набранные вами баллы. В конце описания теста вы можете ознакомиться с психологическим диагнозом и рекомендациями психолога.

Если вы хотите получить достаточно правдивую информацию о себе, работайте «по всем правилам»!

Правило 1. Не спешите заглядывать в конец теста - в ключ ответов. Зачем искушать себя? Помните о феномене «социальной желательности»!

Правило 2. Внимательно прочтите инструкцию. Отвечая на вопросы теста, постарайтесь, как можно точнее понять их смысл.

Правило 3. Будьте искренни! Ведь кроме вас о результатах самотестирования знать никто не будет. Зачем обманывать самого себя? Не забывайте о психологических «ловушках» и «хитростях» нашего сознания. И опять же - помните о феномене «социальной желательности»!

Правило 4. Знакомясь со своим психологическим диагнозом, относитесь к нему в соответствии с золотым правилом самотестирования: к итоговым результатам любого теста относиться следует максимально критично! А во многих случаях - даже с изрядной дозой юмора. При «хороших» результатах не впадайте в эйфорию, при «плохих» - в уныние.

Правило 5. Для контроля над самим собой попросите ответить за вас на вопросы теста близкого человека, который вас хорошо знает.

Самооценка лидерства

Назначение. Данный экспресс-тест позволяет определить актуальный уровень проявления лидерства в совместной деятельности.

Инструкция. Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голову.

Опросник

1. Что для вас важнее в игре?

А. Победа. Б. Развлечение.

2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?

А. Проявлять инициативу, предлагать что-либо. Б. Слушать и критиковать то, что предлагают другие.

3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?

А. Да. Б. Нет.

4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?

А. Да. Б. Нет.

5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?

А.Да. Б. Нет.

6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?

А.Да. Б. Нет

7. Умеете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?

А. Да. Б. Нет.

8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?

А. Нет. Б.Да

9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

А. Да. Б. Нет.

10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?

А. Да. Б. Нет.

Обработка и интерпретация данных

Подсчитать общее количество «А» и «Б» ответов. Высокий уровень лидерства А = 7-10 баллов. Средний уровень лидерства А = 4-6 баллов. Низкий уровень лидерства А = 1 -3 балла. Преобладание ответов «Б» свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.

Диагностика лидерских способностей

Инструкция. Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-»(«а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому вы больше всего склоняетесь.

Тест-опросник:

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

А) да; б) нет.

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

А) да; б) нет.

3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

А) да; б) нет.

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

А) да; б) нет.

5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-либо?

А) да; б) нет.

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

А) да; б) нет.

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

А) да; б) нет.

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?

А) да; б) нет.

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

А) да; б) нет.

10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

А) да; б) нет.

11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

А) да; б) нет.

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

А) да; б) нет.

13. Считаете ли вы себя мечтателем?

А) да; б) нет.

14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?

А) да; б) нет.

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?

А) да; б) нет.

16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:

А) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого; б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.

17. Какое из двух мнений вам ближе?

А) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем; б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете работать?

А) с покорными людьми; б) с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

А) да; б) нет.

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

А) да; б) нет.

21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

А) да; б) нет.

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?

А) предоставите принятие решения наиболее компетентному из вас; б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

А) да; б) нет.

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

А) да; б) нет.

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?

А) да; б) нет.

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

А) самый компетентный человек; б) тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

А) да; б) нет.

28. Уважаете ли вы дисциплину?

А) да; б) нет.

29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?

А) тот, который все решает сам; б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?

31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?

А) да; б) нет.

32. Какой из следующих портретов больше напоминает вас?

33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?

А) промолчите; б) будете отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

А) да; б) нет.

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?

А) да; б) нет.

36. Что бы вы предпочли?

А) работать под руководством хорошего человека; б) работать самостоятельно, без руководителей.

37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?

А) согласен; б) не согласен.

38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

А) да; б) нет.

39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?

А) да; б) нет.

40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

А) опускаете руки; б) появляется сильное желание их преодолеть.

41. Упрекаете ли вы людей людям, если они этого заслуживают?

А) да; б) нет.

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

А) да; б) нет.

43. Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?

А) введу нужные изменения немедленно; б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

А) да; б) нет.

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

А) да; б) нет.

46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

А) да; б) нет.

47. Кем бы вы предпочли стать?

А) художником, поэтом, композитором, ученым; б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку вам приятнее слушать?

А) могучую и торжественную; б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

А) да; б) нет.

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?

А) да; б) нет.

Оценка результатов тестирования

Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

Ключ к опроснику

1а, 2а, 36, 4а, 5а, 66, 7а, 86, 9б,10а, 11 а, 12а, 136, 146, 15а, 166, 17а, 186, 196, 20а, 21 а, 22а, 23а, 24а, 256, 26а, 276, 28а, 296, 306, 31 а, 32а, 336, 34а, 356, 366, 37а, 386, 39а, 406, 41 а, 42а, 43а, 44а, 456, 46а, 476, 48а, 496, 506.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балл, в ином случае - 0 баллов.

Оценка лидерства

Если сумма баллов оказалась менее 25, то качества лидера выражены слабо. Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне. Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно. Если сумма баллов более 40, то данный человек как лидер склонен к диктату.

Интерпретация

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е. Жариков и Е. Крушельницкий, могут служить следующие проявления:

  • Волевой; способен преодолевать препятствия на пути к цели.
  • Настойчив; умеет разумно рисковать.
  • Терпелив; готов долго и хорошо выполнять однообразную, неинтересную работу.
  • Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим.
  • Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями.
  • Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям.
  • Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи.
  • Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу.
  • Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны.
  • Надежен, держит слово, на него можно положиться.
  • Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок.
  • Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами.
  • Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях.
  • Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам.
  • Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя.
  • Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.

ТЕСТ «ВАШ ХАРАКТЕР»

На вопросы отвечай либо «да», либо «нет».

  1. Уважаешь ли ты дружбу?
  2. Привлекает ли тебя что-то новое?
  3. Предпочитаешь ли ты старую одежду новой?
  4. Менял ли ты в детстве более трех раз профессию, которую собирался выбрать?
  5. Теряешь ли ты уверенность в себе, когда тебе предстоит решить трудную задачу?
  6. Коллекционируешь ли что-либо?
  7. Часто ли бывает так, что ты притворяешься довольным безо всякой причины?
  8. Часто ли ты меняешь свои планы в последний момент?
Запиши себе по 1 очку за ответ «да» на вопросы 1, 2, 6. Столько же за ответ «нет» на вопросы 3, 4, 5, 7, 8.

Теперь подсчитай набранные очки и смотри на результаты теста.

СВЫШЕ 6 ОЧКОВ.

Ты уравновешенный человек. У тебя легкий характер.

ОТ 3 ДО 6 ОЧКОВ.

Твой характер не назовешь легким. Твое хорошее настроение быстро может превратиться в плохое.

МЕНЕЕ 3 ОЧКОВ.

Почему не веришь в свои силы? Надо больше доверять людям!

Экспресс-диагностика организаторских способностей

Назначение. Предлагаемая методика дает возможность более глубоко разобраться в структуре организаторских способностей и одновременно выявить уровень владения ими.

Инструкция. Перед вами 20 вопросов, требующих однозначного ответа «да» или «нет». В бланке ответов необходимо рядом с номером вопроса проставить соответствующий для вас ответ.

Опросник

  1. Вам часто удается склонить своих друзей или коллег к своей точке зрения?
  2. Вы часто попадаете в такие ситуации, когда затрудняетесь в том, как поступить?
  3. Доставляет ли вам удовольствие общественная работа?
  4. Вы обычно легко отступаете от своих планов и намерений?
  5. Вы любите придумывать или организовывать с окружающими игры, соревнования, развлечения?
  6. Вы часто откладываете на завтра то, что можно сделать сегодня?
  7. Вы обычно стремитесь к тому, чтобы окружающие поступали в соответствии с вашими мнениями или советами?
  8. Это верно, что у вас редко бывают конфликты с друзьями, если они нарушают свои обязательства?
  9. Вы часто в своем окружении берете на себя инициативу при принятии решения?
  10. Это верно, что новая обстановка или новые обстоятельства могут выбить вас на первых порах из привычной колеи?
  11. У вас, как правило, возникает чувство досады, когда что-либо из задуманного не получается?
  12. Вас раздражает, когда приходится выступать в роли посредника или советчика?
  13. Вы обычно активны на собраниях?
  14. Это верно, что вы стараетесь избегать ситуаций, когда нужно доказывать свою правоту?
  15. Вас раздражают поручения и просьбы?
  16. Это верно, что вы стараетесь, как правило, уступать друзьям?
  17. Вы обычно охотно берете на себя участие в организации праздников, торжеств?
  18. Вас выводит из себя, когда опаздывают?
  19. К вам часто обращаются за советом или помощью?
  20. У вас в основном получается жить по принципу «дал слово - держи»?

Обработка и интерпретация результатов

Анализ результатов начинается с сопоставления полученных ответов с приведенным ниже ключом.

«да»: 1,3,5,7,9,11, 13,17, 18, 19,20. «нет»: 2, 4, 6, 8, 10,12, 14, 15, 16.

Критерии для выводов:

До 40% - уровень организаторских способностей низкий; 40-70% - средний; Свыше 70% - высокий.

ТЕСТ «КТО ВЫ?»

Из фигур выберите одну, которая вам больше понравилась: круг, квадрат, прямоугольник, зигзаг, треугольник.

Характеристики типов личностей

«КВАДРАТ»

Отличается трудолюбием, усердием, терпением, методичностью и аккуратностью. Обычно высококлассный специалист в своей области. При восприятии информации ориентирован на детали и подробности, на цифры и факты. Сильная сторона -мыслительный анализ. Никогда не угадывает результата, но вычисляет его. Действует при этом весьма логично и последовательно. При принятии решения подробнейшим образом рассматривает нее варианты. Серьезен, практичен и экономен. Предпочитает жизнь, распланированную и упорядоченную до предела. Все должно лежать на своих местах, всё должно происходить в свое время", - таково представление "квадрата" о порядке. Точно соблюдает все правила и инструкции. Часто из-за чрезмерного пристрастия к анализу всех деталей проблемы неоперативен в решениях. Не любит идти на риск. Зато все свои решения выполняет досконально точно. Подчас характерна излишняя педантичносгь и рациональность. В общении избегает ситуаций, связанных с бурными проявлениями эмоций. Сухость и холодность мешают быстрому установлению личных контактов. Внешний вид консервативен, опрятен. Одежда, что называется, "типичная" для человека его положения и профессии. Речь "квадрата" медленная, обстоятельная, логичная. Жесты точные, скупые. Позы нередко скованные, напряжённые.

«ТРЕУГОЛЬНИК»

Характерна тенденция к лидерству. Склонен к соперничеству, конкурентности. Уверен в себе, решителен, нетерпелив, подчас нетерпим и категоричен. С большим трудом признается в своих ошибках. Импульсивен, охотно идет на риск. Честолюбив. Ориентирован на карьеру, успех в обществе. Если для "квадрата" дело чести - сделать свою работу наилучшим образом, то для треугольника" главное - превзойти других, добиться высокого статуса н связанных с ним преимуществ.

Отличительной особенностью мышления является умение сконцентрироваться на главном, на сути проблемы. Детального анализа всевозможных вариантов, как предыдущий знак, не производит. Поиск наиболее; эффективного решения ограничивается выбором наилучшего из двух-трех перспективных вариантов.

Прагматик. В любом деле прежде всего думает о личной выгоде, кстати, не обязательно материальной. Доминирующая установка - на победу, выигрыш, успех. Склонен увлекаться до стремления к победе "любой ценой". Азартен. Весьма эгоцентричен, ярко выражена направленность на себя.

Энергичен. Остроумен. Великолепный оратор. Имеет высокую работоспособность. Общителен. Имидж преуспевающего человека. Внешний вид модный, элегантный, строгий. Речь "треугольника" ясная, краткая, быстрая, логичная. Позы ненапряженные. Жесты широкие, выразительные, уверенные.

Прежде всего заинтересован в хороших межличностных отношениях с окружающими. Доброжелателен. Высшая ценность для него - люди, их благополучие. Организовывает свою жизнь в полном соответствии с девизом Кота Леопольда из детского мультфильма.

Великолепный коммуникатор. Обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией. Способен ощущать чужую радость и боль как собственные. В общении склонен стирать грань между деловыми и личными отношениями. Уверен в том, что коллег надо превратить в друзей.

В конфликтах уступчив, податлив. В поведении нерешителен. Весьма эмоционален. Сентиментален. Склонен подчас к меланхолии, обвиняет себя в несчастьях окружающих. Гораздо чаще беспечно весел, чем уныл и задумчив. Щедр, охотно делает подарки, заботлив. Твёрд в вопросах морали. Крайне чувствителен к нарушениям принципа справедливости. Обладает способностью уговаривать, убеждать. Болтлив.

Мышление "круга" образно, интуитивно, эмоционально окрашено.

Внешний вид неофициален, небрежен. Свитеры и джемперы предпочитает строгим костюмам с галстуками. Речь успокаивающая, расслабляющая, содержит непоследовательные уклонения от главного. Любимый жанр "кругов" - "рассказ в рассказе". Приветствие подчеркнуто доброжелательно. Частая улыбка. Нередко комплименты. Последние, в отличие от " треугольников", не ориентированы обычно на достижение личной выгоды и не демонстрируют то, "какие фразы он умеет придумывать"... Позы расслабленные. Жесты свободные, плавные.

«ЗИГЗАГ»

Ярко выражена креативность, стремление к творчеству. Устремлен в будущее. Мечтателен. Одержим своими идеями. Энтузиаст. Часто интеллектуал. Восприимчив ко всему новому, склонен видеть мир постоянно меняющимся.

Мышление предельно образно, интуитивно, мозаично. "Зигзагам" нравится комбинировать абсолютно различные идеи и создавать на этой основе нечто новое, оригинальное, его мысль совершает отчаянные прыжки. Характерна концептуальность. Если другие знаки живут в мире людей и вещей, то "зигзаг" в мире идей и концепций.

Нередко пренебрегает в своих рассуждениях деталями. Цифры и факты необходимы ему только как скачок к новой идее. Часто поверхностен. Склонен выстраивать упрощенные картины мира. Вследствие этого подчас ошибается и в людях и в делах. Интересы крайне разбросаны. Недисциплинирован. Предпочитает работать в одиночку. Непрактичен. Отличается безалаберностью в финансовых вопросах.

"Зигзагу" иной раз не хватает "политичности". Готов "резать правду в глаза", точнее, говорить то, что ему кажется правдой. Остроумен. Язвителен. В общении охотно проявляет "философию бунтаря".

Внешний вид небрежен, подчас неряшлив. Иногда - экстравагантен и супермоден. Речь непоследовательна с точки зрения других (имеет внутреннюю последовательность, понятную лишь этому "зигзагу"). Говорит ярко, образно, увлекательно о том, что для него интересно. Позы быстро меняющиеся, ненапряженные. Оживленная жестикуляция.

«ПРЯМОУГОЛЬНИК»

В отличие от всех других знаков принадлежность к "прямоугольнику" менее стабильна. Это временная форма личности, возникающая в кризисные периоды человека. Резкое изменение профессионального статуса, крайняя напряженность в семейных отношениях, обострение болезни, длительный стресс, проблемы личной жизни способны превратить любого из нас в "прямоугольника" на срок от нескольких часов до нескольких месяцев. Какими же мы становимся при этом?

Основным психическим состоянием этого знака является состояние замешательства, запутанности, неопределенности. Как следствие, заметно выражено внутреннее напряжение, эмоциональное возбуждение. Поступки весьма непоследовательны и непредсказуемы. Явным образом ощущается неуверенность в себе. Доверчив, внушаем, иной раз наивен.

Максимально открыт для всего нового. Любознателен, пытлив в тех ситуациях, где надеется найти выход из создавшегося положения дел. Подчас смел до безрассудства.

Забывчив. Склонен терять вещи. Непунктуален. В большей степени, чем другие, "прямоугольник" подвержен простудам, травмам. Становится невольным участником разного рода инцидентов. В работе быстро утомляется. Часто принимает решения поспешные или, напротив, запоздалые. Готов перекладывать свою вину на других, необоснованно критиковать их. Единственный, пожалуй, знак, который предпочитает новых друзей старым (они как бы "лучше знают его"). В общении склонен имитировать поведение других ("примеривание ролей").

Внешний вид изменчивый, небрежный, не в тон ситуации. На рабочем место обычен беспорядок. Речь неуверенная, сбивчивая, неритмичная. Часто неуклюж. Жесты резкие, отрывистые, нервные, незаконченные. Бегающий взгляд.

«КТО ТЫ – ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЛИЦО ИЛИ ИСПОЛНИТЕЛЬ?»

Шекспир сказал: «весь мир - театр, а люди в нем - актеры». В этой фразе - бездна смысла. А там, где театр, там есть действующие лица и исполнители. И каждый определяет сам, кем ему быть, как жить - действовать самому или исполнять роли, предназначенные ему другими. Чтобы понять это, можно использовать данный тест, искренне ответив на 15 вопросов.

  1. Я отдаю предпочтение действиям, а не раздумьям над

причинами моих неудач. Да - 1 балл. Нет - 0. Когда как - 0,5.

  1. Я считаю, что в агрессивном и непоследовательном поведении, которое так раздражает в женщине, чаще всего повинны другие люди. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.
  2. Иногда мне кажется, что я родился (родилась) под несчастливой звездой. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.
  3. Я всегда чувствую ответственность за то, что происходит в моей жизни. Да - 1. Нет - 0. Когда как - 0,5.
  4. В моей жизни не было бы столько проблем, если бы некоторые люди изменили свое отношение ко мне. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.
  5. Я считаю, что алкоголики сами виноваты в своей болезни. Да - 1. Нет - 0. Когда как - 0,5.
  6. Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под воздействием которых я стал(а) таким, каков(а) я есть. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.
  7. Если я простужаюсь, стараюсь лечиться сам(а), а не прибегать к помощи врачей. Да - 1. Нет - 0. Когда как - 0,5.
  8. Я люблю помогать людям, так как чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.
  9. Когда происходит конфликт, то, размышляя, кто в нем повинен, я обычно начинаю с себя самого (самой). Да - 1. Нет - 0. Когда как - 0,5.
  10. Считаю, что любую проблему можно решить, и не очень понимаю тех, у кого вечно возникают

какие-то жизненные трудности. Да - 1. Нет - 0. Когда как - 0,5.

  1. Если черная кошка переходит мне дорогу, я перехожу на другую сторону улицы. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.
  2. Я обычно примиряюсь с ситуацией, воздействовать на которую не в моих силах. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.
  3. Я считаю, что каждый человек, независимо от обстоятельств, должен быть сильным и самостоятельным. Да - 1. Нет - 0. Когда как - 0,5.
  4. Я знаю свои недостатки. Однако хочу, чтобы окружающие относились к ним снисходительно. Да - 0. Нет - 1. Когда как - 0,5.
  • 14 баллов и больше. Ты, несомненно,- действующее лицо. Ты готов(а) брать на себя ответственность не только за себя, но и за всех, кто попадает в поле твоего внимания.
  • 10-13 баллов. Ты не из тех, кто ругает погоду и правительство. Тебе ближе активная позиция. Ты стремишься быть кузнецом своей жизни, хочешь контролировать ситуацию.
  • 5-9 баллов. Ты готов(а) к тому, чтобы играть написанную для тебя роль, если она лучше той, которую ты можешь сотворить сам(а). В зависимости от обстоятельств можешь быть с одинаковым успехом и ведущим, и ведомым.
  • 4 балла и менее. Ты - исполнитель, а не действующее лицо. Твой уступчивый характер делает тебя ценным членом команды, однако при раздаче лучшие куски достаются другим.

ТЕСТ «ЛИДЕРЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ»

Попробуй проэкзаменовать себя и на этот счет. Возможные варианты ответов: «да», «нет», «не знаю».

  1. Уже в детстве необходимость подчиняться другим была для меня проблемой.
  2. Считаю, что прогресс в науке и культуре немыслим без людей с развитой потребностью властвовать над другими.
  3. Думаю, что настоящий мужчина умеет подчинять своей волей женщин.
  4. Меня раздражает чрезмерная опека близких.
  5. Согласен(а) с утверждением, что истинная натура женщины - покорность.
  6. Не все, возможно, догадываются, что брать все на себя мне приходится из-за постоянного опасения за благополучие родных.
  7. По-моему, большинство проблем у нас возникает из-за недостатка лидеров с железной рукой.
  8. В затруднительных ситуациях, которые требуют быстрого реагирования, мне обычно не нужно много времени, чтобы найти правильное решение.
  9. Знаю, что могу и люблю руководить другими людьми.
  10. Не умею и не хочу открываться до конца ни перед кем.
  11. Мне не чужды мечты о тихой гавани.
  12. Думаю, что подчиненному просто необходимо уметь исполнять какие бы то ни было приказания начальника.
  13. Возможно, не удивительно, но во взаимоотношениях с близкими мне людьми чувствую внутреннее сопротивление, когда вынужден(а) просить о чем-то.
  14. Часто сталкиваюсь с ситуациями, в которых кто-то. Ждет от меня объяснений, хотя, как мне кажется, все и так понятно.
  15. Думаю, что характером я похож(а) на отца, который был опорой семьи.

«Да» - 10 баллов, «Нет» - 0 баллов, «Не знаю» - 5 баллов.

  • 100-150 баллов. Судя по ответам, ты - диктатор. Ты умеешь переубеждать и руководить другими. Однако иногда что-то в тоне, взгляде, жесте твоих подчиненных говорит: «дай передохнуть!»
  • 50-99 баллов. Гармония и решительность, мудрость и Расчет, умение дать хороший совет - вот твои главные достоинства. Когда необходимо - руководишь, когда нужно - уступаешь. И только тебе известно, всегда ли ты достигаешь цели достойными способами.
  • Менее 50 баллов. Ты - типичный «психологический уж», то есть способен(на) проглотить любой укор, даже если это необязательно, всем пожертвовать, хотя этого никто не требует. Часто, ощущая собственное бессилие, ты способен(на) на решительный поступок. Находясь в состоянии беспомощности, ищешь в других черты характера, которых тебе недостает. И в этом видишь смысл и надежду на лучшую для тебя жизнь.

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.

Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений учителя с группой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

А лидер кто?

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.

Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений вожатого с группой.

«Верёвочка»

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.)

Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.

Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

«Карабас»

Следующей подобной игрой будет игра «Карабас». Для проведения игры детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр. Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции».

В этом игровом тесте необходимо участие двух вожатых. Задача одного – проводить игру, второго – внимательно наблюдать за поведением ребят.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда, которая не встаёт вообще.

«Большая семейная фотография»

Эту игру лучше проводить в оргпериод для выявления лидера, а также в середине смены, и использовать как наглядный материал в вашем коллективе.

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Вот ещё один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: «Сейчас команды будут выполняться после того, как я скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание». Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово. «Начали!»

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чём не договариваясь, быстро встали полкоманды. «Начали!»

Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Итак, кто быстрее?!

Обычно, функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвёртое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить. «Начали!»

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо «отверженным».

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один одноместный.

Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить её можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива. (См. ниже)

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

Тест «Я – лидер»

Очень интересно и полезно было бы провести среди ребят тест на определение лидерских качеств. Пусть каждый из них сам попробует оценить свои способности, повести отряд за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.

Инструкция к этому тесту будет такова: «Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем согласен – «1»; полностью не согласен – «0».

Образец карточки ответов расположен ниже.

Вопросы к тесту «Я – лидер»

  1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
  2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.
  3. Я знаю, как преодолевать трудности.
  4. Люблю искать и пробовать новое.
  5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
  6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
  7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
  8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
  9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.
  10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
  11. Я хорошо планирую своё время и работу.
  12. Я легко увлекаюсь новым делом.
  13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
  14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
  15. Ни один человек не является для меня загадкой.
  16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
  17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
  18. Для меня важно достижение цели.
  19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
  20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
  21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
  22. У меня всегда всё получается.
  23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
  24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.
  25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
  26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
  27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
  28. Принимая решение, перебираю различные варианты.
  29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
  30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
  31. В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.
  32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
  33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
  34. Я никогда не поступал так, как другие.
  35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
  36. Я никогда не поступал так, как другие
  37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
  38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
  39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
  40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
  41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
  42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
  43. Решая проблемы, использую опыт других.
  44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
  45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
  46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
  47. Умею находить общий язык с людьми.
  48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А – умение управлять собой;

Б – осознание цели (знаю, чего хочу);

В – умение решать проблемы;

Г – наличие творческого подхода;

Д – влияние на окружающих;

Е – знание правил организаторской работы;

Ж – Организаторские способности;

З – умение работать с группой.

Карточка для ответов теста «Я – лидер»

Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.

Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ты был неискренним в самооценке. Результаты теста можно изобразить в графике.

У каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой способ в организации коллективных дел. Эти свойственные лидеру приёмы воздействия на личность или на группу называют стилем работы.

А.Н. Лутошкин

выделяет стили:

  1. РАЗЯЩИЕ СТРЕЛЫ . Призывающий, настаивающий, жёстко требующий. Эффективен в только ещё складывающихся коллективах.
  2. ВОЗВРАЩАЮЩИЙСЯ БУМЕРАНГ . Советующий, консультирующий, коллегиальный, требующий. Эффективен в сложившихся коллективах.
  3. СНУЮЩИЙ ЧЕЛНОК . Уговаривающий, просящий, компромиссный. Эффективен в зависимости от ситуации.
  4. ПЛЫВУЩИЙ ПЛОТ . Соглашающийся, уступчивый, не вмешивающийся. Эффективен только как вспомогательный.

Возможно, вы найдёте полезными для работы советы будущим лидерам английских учёных М.Вудсона и Д.Френсиса:

  1. УСТАНОВИТЕ ЯСНЫЕ ЦЕЛИ . Умные коллективы часто сами находят путь, если знают, к чему надо прийти.
  2. НАЧИНАЙТЕ С МАЛОГО . «Большой дуб вырастает из маленького жёлудя». Успех укрепляет доверие и создаёт основу для нового успеха. Люди предпочитают идеи, в которых они могут разобраться.
  3. ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДЕЙСТВОВАТЬ, ДОБЕЙТЕСЬ СОГЛАСИЯ . Причастность вырастает из понимания. Без согласия почти ничего нельзя изменить. Достижение согласия требует немалого времени.
  4. СОСТАВЬТЕ РЕАЛЬНЫЙ ГРАФИК. «Москва не сразу строилась». Научиться – означает от чего-то отучиться. Культурный уровень меняется очень медленно.
  5. СОВЕТУЙТЕСЬ ЧАСТО И ИСКРЕННЕ. Люди могут сказать много ценного. Когда вы советуетесь, то тем самым укрепляете согласие. Советоваться – это не форма, а содержание. Манипулирование подрывает возможность создать коллектив
  6. СВЯЖИТЕ СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА С ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТОЙ. Люди с большей готовностью пойдут на эксперимент, если это не требует большого объёма дополнительной работы. Для создания коллектива используйте возможность регулярных заседаний и обычных заданий. Положительные результаты будут очевиднее.
  7. СМЕЛО ВСТРЕЧАЙТЕ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ» ПРОБЛЕМЫ. Не кладите сложные вопросы под сукно. Будьте реалистом в своих планах. Если вы будете играть в политику, то дискредитируете свои усилия.
  8. ПООЩРЯЙТЕ ОТКРЫТОСТЬ И ИСКРЕННОСТЬ. С глубоко укоренившимися предрассудками и взглядами легче справиться, если обсуждать их открыто. Не подавляйте дискуссии.
  9. НЕ ВЫЗЫВАЙТЕ ЛОЖНЫХ НАДЕЖД. Обещать легче всего. Невыполненные обещания дискредитируют вас.
  10. ЕСЛИ НУЖНО, ПЕРЕСТРОЙТЕ СВОЮ РАБОТУ. Организационная работа требует времени. Создание коллектива может увеличить индивидуальный объём работы.
  11. ПОМНИТЕ, ЧТО НЕИЗВЕСТНОЕ ПУГАЕТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ИЗВЕСТНОЕ. ПОМНИТЕ, ЧТО РАЗВИТИЕ В ОСНОВНОМ САМОРЕГУЛИРУЕТСЯ. Если проблему изложить вслух, она уже не кажется страшной. Возраст, способности и взгляды создают ограничения. В конечном счете, мы сами отвечаем за своё развитие.
  12. ПОМНИТЕ, ЧТО «ВЫ МОЖЕТЕ ЗАГНАТЬ ЛОШАДЬ В ВОДУ, НО НЕ МОЖЕТЕ ЗАСТАВИТЬ ЕЁ ПИТЬ ». Людей нельзя заставить изменить отношение. Людей можно заставить притворяться, будто они меняются.
  13. ПОМНИТЕ О ТЕХ, КТО ВНЕ ИГРЫ. Зависть может помогать развитию. Люди любят сами быть участниками.
  14. ПОМНИТЕ, ЧТО СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВА МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ. Другие группы людей могут почувствовать опасность. Отдельные единомышленники могут перерасти свои нынешние функции.
  15. ПРИ СОЗДАНИИ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛЬЗУЙТЕ И ВОЗМОЖНОСТИ. Может иметь место индивидуальное развитие. Новые идеи порождают дальнейшее творчество. Существующие системы и методы могут оказаться под вопросом. Делегируйте (передавайте) полномочия. У людей разные сильные стороны и опыт. Делегирование (передача) полномочий обычно означает развитие.
  16. ПРИНИМАЙТЕ ПОМОЩЬ ИЗВНЕ, ЕСЛИ ЭТО НЕОБХОДИМО. Тщательно выбирайте, к кому обратиться. Принимайте на себя ответственность за свои действия. У каждого человека со стороны свой взгляд на проблему и свой опыт. Люди со стороны не участвовали в организационной работе. Человек извне скорее окажется беспристрастным.
  17. УЧИТЕСЬ НА ОШИБКАХ. Признавайте свою неправоту. Регулярно анализируйте ход дела. Поощряйте обратную связь – это самое ценное, что вам могут дать коллеги.
  18. ДЕЛАЙТЕ ТО, О ЧЁМ ВЫ ГОВОРИТЕ. Дела говорят сами за себя.

  1. ЛАСТОЧКА

    27.05.2009 14:34

  2. Олег

    Средняя выраженность лидерства. Гармония и решительность, мудрость и расчет, умение дать добрый совет — вот ваши главные достоинства. Если необходимо — руководите, если нужно — уступите, всегда принимая во внимание чужое мнение и желание. Но только вам известно, всегда ли добиваетесь цели достойными средствами.

    02.06.2009 22:57

  3. Ann

    Много, думаю, не очень нужных и важных вопросов.

    06.09.2009 16:37

  4. ЛАСТОЧКА

    Спасибо, если можно по существу: какой вопрос и почему не важен.

    06.09.2009 17:49

  5. DorBlu

    Есть вопросы,которые на первый взгляд стереотипны (например-выбор музыки; предпочтения детства относительно будущей профессии). На мой взгляд тест дихотомичен и не достоверен, там слишком много вопросов,ответы на которые человек может предугадать и попросту не знать, ввиду того,что мыслит от противного (если есть шкала лживости,то наверно было бы полезно продемонстрировать её наряду с результатами теста).

    22.12.2009 20:52

  6. Александр

    Тесто совершенно оторван от реальности. Начиная от того как определить слово «часто» например и заканчивая тем что здесь акцент делается на напор, а не умение зажигать ума других людей. Это больше тест на упертного менеждера.

    12.04.2010 22:06

  7. Azick_91

    xaxax ya velikiy lider uminya vishlo(В управлении и руководстве людьми Вы склонны к диктату. Вы жёсткий, авторитарный руководитель.)

    02.05.2010 14:55

  8. Саша

    05.07.2010 21:17

  9. Лена

    Посмотрим результаты

    07.07.2010 13:01

  10. Лиля

    Сильно наводящие вопросы,такого типа как «Кем вы мечтали стать?» и т.д..
    Все что мне выдал результат я и так знала,т.к я верующая и я ЛИДЕР!!!

    09.08.2010 21:29

  11. CAR7G

    04.01.2011 23:59

  12. Lenni

    25.02.2011 18:58

  13. Марина

    01.03.2011 15:47

  14. Вадим

    Средняя выраженность лидерства. Гармония и решительность, мудрость и расчет, умение дать добрый совет — вот ваши главные достоинства. Если необходимо — руководите, если нужно — уступите, всегда принимая во внимание чужое мнение и желание. Но только вам известно, всегда ли добиваетесь цели достойными средствами.

    04.10.2012 19:28

  15. Андрей


    Вы прирожденный Лидер.
    Кто я? Каковы мои особенности? В чем я силен, что хочу изменить в себе? Как я себя позиционирую?

    Тесты на лидерство применяются для выявления лидерских качеств и степени их выраженности. Даже если человек не стремится стать руководителем, систематическая работа по развитию лидерских способностей не будет напрасной, так как повысит влияние на окружающих

    Хотя мне всего 10 лет…

    13.12.2012 22:29

  16. Елизавета

    Хахаха я прераждённый лидер

    10.01.2013 05:39

  17. Юрий

    В управлении и руководстве людьми Вы склонны к диктату. Вы жёсткий, авторитарный руководитель.

    ))) что-то я перестарался

    20.01.2013 17:58

  18. Ксюша

    ВОНА КАК))) Лидерство выражено слабо. Это означает, что слабо развиты такие навыки как: * ВОЛЯ - несомненное условие эффективного руководства * АДЕКВАТНОСТЬ САМООЦЕНКИ - определение собственных возможностей; планирование своих действий; правильное построение отношений с коллегами. * ВЛИЯНИЕ НА ОКРУЖАЮЩИХ * УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ * САМОКОНТРОЛЬ И УМЕНИЕ СДЕРЖИВАТЬ ИЗЛИШНИЕ ЭМОЦИИ * ХАРИЗМА - уверенность, динамичность; постановка глобальных целей перед собой; постановка реальных задач перед другими; умение прощать * ЗАБОТА ОБ ОКРУЖАЮЩИХ

    26.01.2013 19:02

  19. Ольга

    жду ответа

    14.02.2013 23:34

  20. Эльвира

    Жду результат…

    14.12.2013 15:05

  21. вася

    26.01.2014 03:10

  22. Иринка

    Средняя выраженность лидерства. Гармония и решительность, мудрость и расчет, умение дать добрый совет — вот ваши главные достоинства. Если необходимо — руководите, если нужно — уступите, всегда принимая во внимание чужое мнение и желание. Но только вам известно, всегда ли добиваетесь цели достойными средствами.
    Кто я? Каковы мои особенности? В чем я силен, что хочу изменить в себе? Как я себя позиционирую?

    Тесты на лидерство применяются для выявления лидерских качеств и степени их выраженности. Даже если человек не стремится стать руководителем, систематическая работа по развитию лидерских способностей не будет напрасной, так как повысит влияние на окружающих

    11.12.2015 22:38

  23. Лидия

    Лидерство выражено в сильной степени. Вы обладаете такими качествами, как ВОЛЯ, АДЕКВАТНОСТЬ САМООЦЕНКИ, ВЛИЯНИЕ НА ОКРУЖАЮЩИХ, УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, САМОКОНТРОЛЬ И УМЕНИЕ СДЕРЖИВАТЬ ИЗЛИШНИЕ ЭМОЦИИ. А так же вам присуща ХАРИЗМА и ЗАБОТА ОБ ОКРУЖАЮЩИХ.
    Вы прирожденный Лидер.
    Кто я? Каковы мои особенности? В чем я силен, что хочу изменить в себе? Как я себя позиционирую?

    Тесты на лидерство применяются для выявления лидерских качеств и степени их выраженности. Даже если человек не стремится стать руководителем, систематическая работа по развитию лидерских способностей не будет напрасной, так как повысит влияние на окружающих

«Коммуникативные и организаторские склонности»
В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)

В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий - руководство коллективами, обучение, воспитание, культурно-просветительское и бытовое обслуживание людей и т.д. По результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуникативных и организаторских склонностей.

Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).

Текст опросника

    Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

    Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

    Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?

    Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

    Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

    Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

    Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

    Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

    Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

    Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

    Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?

    Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

    Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

    Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

    Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

    Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

    Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

    Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

    Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

    Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

    Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

    Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

    Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

    Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

    Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

    Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

    Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

    Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

    Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?

    Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

    Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

    Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

    Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?

    Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

    Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

    Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

    Верно ли, что у Вас много друзей?

    Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

    Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?

    Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов и интерпретация

Коммуникативные способности - ответы "да" на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и "нет" на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Организаторские способности - ответы "да" на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и "нет" на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и организаторских способностей по формуле:

К = 0,05 . С, где

К - величина оценочного коэффициента

С – количество совпадающих с ключом ответов.

Оценочные коэффициенты может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1 говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских способностях, близкие к 0 - о низком уровне. Первичные показатели коммуникативных и организаторских способностей могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых способностей.

Коммуникативные умения:

Организаторские умения: Анализ полученных результатов.

Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся контактам с людьми, не ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.

Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряться в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким. Друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

Испытуемые, получившие высшую оценку - 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативности и организаторской и активно стремиться к ней, быстро ориентироваться в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, Чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Как выявить лидеров в коллективе? Психологические тесты на выявление лидерских качеств. Эти тесты и игровые задания помогут выявить лидеров в классном коллективе, лидеров в лагере, а также определить ценностные ориентации участников коллектива.

Тестовые и игровые задания на выявление лидеров, определённых ценностных ориентиров

Тест на социальную заинтересованность

На листках бумаги необходимо изобразить треугольники (по одному на листе). Вершинами треугольников являются кружки, обозначающие других людей (например, «Р» — родители, «П» — педагог, «Д» — друзья и т. д.). Дети должны разместить кружок, обозначенный как «Я», относительно каждого из треугольников. Если кружок размещен внутри треугольника, значит, ребенок воспринимает себя частью этой группы («Р», «П», «Д» и т. д.), если вне — то отдельно (см. рис.).

Ребенку необходимо нарисовать в любом месте листа два кружка: «Я» и близкий человек (мама, папа, бабушка, дедушка, друг и т. д.).

Чем ближе кружки друг к другу, тем больше ребенок идентифицирует (соотносит) себя с другим человеком (рис.).

Тест «Кто Вы?»

(выявление личностных качеств)

Ребенку предлагается выбрать ту фигуру, которая ему больше понравится (рис.).

Квадрат — трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот чем знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время. Идеал Квадрата — распланированная предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий.

Прямоугольник — символизирует людей, не удовлетворенных тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятых поисками более подходящего положения. Поэтому лучшие качества Прямоугольника — любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Прямоугольники открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.

Треугольник — символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их! Они честолюбивы и прагматичны. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольник личностью постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

Круг — самый доброжелательный из пяти фигур. Он обладает высокой чувствительностью, развитой эмпатией (способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека). Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем- то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым. Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.

Зигзаг — фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится Зигзагам. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаг — самый восторженный из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и Интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь за собой многих.

Тест «Несуществующее животное»

(оценка личностных качеств)

Материал: лист бумаги (белый) формата А4; резинка; простой мягкий карандаш (ручкой и фломастером рисовать нельзя).

Нужно придумать и нарисовать несуществующее животное, назвать его несуществующим именем.

Положение рисунка на листе . В норме рисунок расположен по средней линии стандартного вертикального листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточность признания со стороны окружающих, тенденция к самоутверждению, претензия на признание.

Положение рисунка в нижней части указывает на неуверенность в себе, низкую самооценку, подавленность, нерешительность, отсутствие попыток самоутвердиться.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или заменяющие ее детали)

Голова, повернутая вправо, означает, что человек активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова, повернутая влево, характеризует человека, склонного к размышлению, нередко может означать нерешительность, страх, боязнь перед активным действием.

Голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм.

Увеличенный размер головы (по отношению к фигуре в целом) означает защиту или агрессию (определяется в сочетании с другими признаками агрессии — ногтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии спонтанный или защитно-ответный.

Глаза означают страх.

Ресницы — большая заинтересованность в восхищении окружающих (внешней красотой и манерой одеваться).

Уши — для человека очень важно мнение окружающих о себе.

«Рот». Приоткрытый рот в сочетании с языком — болтливость, в сочетании с подрисовкой губ — чувственность. Иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без подрисовки губ и языка, особенно зачерненный, трактуется как легкая подверженность страхам и опасениям, недоверие. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: ребенок огрызается, грубит в ответ на осуждение или порицание. Для детей и подростков рот округлой формы означает боязливость и тревогу.

Перья — тенденция к самоукрашению или самооправданию и демонстративному поведению.

Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, акцент на свою половую принадлежность.

Несущая (опорная) часть фигуры — ноги, лапы, постаменты. Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо либо не соединены совсем. Это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями.

Части, возвышающиеся над уровнем фигуры. Они могут быть функциональные или украшающие.

Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря — это энергия, уверенность в себе, увлеченность своей деятельностью, участие как можно в большем количестве мероприятий.

Перья, бантик, завитушки, цветки — демонстративность, стремление обращать на себя внимания, манерность.

Хвосты, направленные влево, выражают отношение к собственным действиям, поступкам, направленные вправо — к решениями, размышлениям. Хвост направлен вверх — уверенность, положительно бодрое отношение к себе; вниз (падающий хвост) — недовольство собой, подавленность, сожаление, раскаяние.

Контур фигуры. Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл, прорисовки или затемнения линий контура). Это защита от окружающих:

Агрессивная зашита — рисунок выполнен в острых углах;

Страх или тревога — затемнение контурной линии;.

Опасение или подозрительность — щиты, заслоны. Направлены вверх — против людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших; направлены вниз — против насмешек в целом, боязнь осуждения; боковые — готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях, защита своих мнений, убеждений.

Общая энергия . Оценивается по количеству изображенных деталей. Чем выше энергия, тем больше деталей, и, наоборот, отсутствие таковых — экономия энергии. Слабая, паутинообразная линия нажима говорит об астении; жирная с нажимом — о беспокойстве; резко продавленные линии, видимые с обратной стороны бумаги, выдают тревожность. Обратите внимание, какая деталь, какой символ выполнен тем или иным образом, т. е. к чему привязана тревожность.

Тематически всех животных можно разделить на угрожающих, тех, которым угрожают, и нейтральных. Это отношение к своему «Я», представление о своем положении в мире; рисуемое животное представляет самого рисующего. Уподобление животного человеку — постановка животного в положение прямохождения (две лапы вместо четырех и т. д.), одевание животного в человеческую одежду, похожесть морды на лицо, ног и лап — на руки выдают эмоциональную незрелость, инфантилизм.

Фигура круга, особенно ничем не заполненного, — тенденция к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, нежелание тестироваться.

Вмонтирование механических частей в живую часть животного (постановка на постамент, танковые и транспортные гусеницы, прикрепление к голове пропеллера, винта, проводов, вмонтирование в глаза электроламп, в тело — проводов, рукояток и клавиш, антенн и т. д.), как правило, характерно для больных шизофренией.

Творческие возможности выражаются обычно через большое количество сочетающихся в фигуре элементов. Отсутствие творческого начала принимает форму готового, существующего животного.

Название животного . Логическое соединение смысловых частей («Летающий заяц») — рациональность. Словообразование, имитирующее книжно-научный стиль, например использование латинских суффиксов или окончаний («Реболемпус»), говорит о стремлении демонстрировать свой разум, эрудицию. Названия поверхностно-звуковые, без всякого осмысления («Гряктер») — легкомыслие. Юмористические названия («Пузыриес») — ироническое отношение к окружающему. Имеющиеся в названии повторяющие элементы «Тру- тру» — склонность к инфантилизму. Непомерно длинные названия — склонность к фантазированию (чаще всего защитного порядка).


Close