НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики»

Курсы повышения квалификации педагогов дошкольного образования

Индивидуальный проект

Разработка сценария образовательной ситуации по познавательному развитию в старшей группе по теме

«Подарок для медвежонка»

ст.Ленинградская

2015

Тема: «Подарок для медвежонка»

Образовательные задачи:

  • формировать представление о разновидностях полезного для человека продукта жизнедеятельности пчел – мёда;
  • расширять представления детей о жизни пчел;
  • развивать речь, логическое мышление, произвольную память;
  • воспитывать положительное отношение к профессии пчеловода; коммуникативные способности детей;
  • развивать универсальные умения: фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения, задавать вопросы специалисту.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

иллюстрации животных (заяц, собака, бабочка, божья коровка, дятел, сова, пчела, медвежонок); лист-образец с изображением банок мёда, рядом этикеток, рядом соцветий растений, изображение ульев и гнезда пчел на дереве.

Раздаточный материал:

для каждого воспитанника: изображения банок с мёдом разного вида, этикетки,

для группы (групп воспитанников) блюдца с мёдом разного вида, гречневая крупа, соцветия липы, полевые цветы, семечки (нежареные), изображения горшочков с мёдом, корзина

Логическая основа образовательной ситуации

Образовательная цель

формировать представление о разновидностях полезного для человека продукта жизнедеятельности пчел – мёда

Новое знание

существует разные виды мёда

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать

Знания о пчеле как о животном насекомом, об особенностях внешнего вида пчел, о полезном для человека продукте жизнедеятельности пчел – мёде и его свойствах. Актуализировать знания детей о домашних и диких пчелах, месте жизнеобетания диких и домашних пчел, о пасеке, ульях.

Причина затруднения

Не знаем, как (по каким признакам) определить разновидности видов мёда

Цель деятельности детей по преодолению затруднения

Узнать, как определить разновидности мёда

Ход методической ситуации

  1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность

Дети собираются около воспитателя.

  • Любите ли вы ходить в гости?
  • Почему вам это нравится?
  • К кому вы ходите в гости?

Воспитатель рассказывает, что детей пригласил в гости медвежонок.

  • Ходят ли в гости с пустыми руками?
  • А чем мы можем порадовать медвежонка?

Выслушиваются все предложения детей, воспитатель подводит воспитанников к тому, что порадовать медвежонка лучше всего мёдом, потому что мишки-сладкоежки.

  • Наш медвежонок любит майский мёд. Где можно взять мёд?

Выслушиваются все предложения детей, воспитатель подводит воспитанников к тому, что мёд лучше всего взять на пасеке у доброй госпожи Пчёлки.

Хотите сходить на пасеку к госпоже Пчёлке и купить у неё в подарок для нашего медвежонка – майский мёд?

Сможете?

  1. Актуализация знаний

Игра «Расскажи обо мне»

Дидактические задачи:

Знания о пчеле как о животном насекомом, об особенностях внешнего вида пчел.

Дети подходят к магнитной доске, на которой расположены животные: заяц, собака, бабочка, божья коровка, дятел, сова.

Ребята, на полянке нас встречают животные, попробуйте их разделить на три группы. Как называются животные первой (второй, третьей) групп. (звери, птицы, насекомые).

А была ли среди животных госпожа Пчела? По каким признакам из всех животных мы узнаём пчелу? (по цвету и форме брюшка)

Посмотрите, она вышла нас встречать.

К какому классу относится животное пчела? (пчела – это насекомое)

Почему? (К классу насекомых, потому, что у пчел шесть лапок, и тело состоит из трех отделов – головы, груди и брюшка).

Дидактическая игра «Подскажи тропинку»

Дидактические задачи:

Актуализировать знания детей о домашних и диких пчелах, месте жизнеобитания диких и домашних пчел, о пасеке, ульях.

Пчёлка просит нас с вами провести её к своему дому – на пасеку, а перед нами две тропинки: одна тропинка ведет направо к ульям, а другая – налево - к деревьям с пчелиными гнездами. Как узнать, куда нам идти? (дети отвечают, что идти надо направо, так как ульи – домики домашних пчел, а пасека – место, где расположены ульи. Деревья с пчелиными гнездами – дома для диких пчел, эти дома находятся в лесу)

Физкультминутка.

Цель: организовать активный отдых детей.

Пчелка трудится весь день

(Руками обрисовать перед собой круг.)

И работать ей не лень.

(Покачивание указательными пальцами в знак отрицания.)

От цветка летит к цветку,

(Ритмичные взмахи руками.)

Клеит на брюшко пыльцу.

(Круговые движения ладонью по животу.)

Хоботком нектар сосет,

(Вытянуть руку вперед, затем вниз, наклониться.)

За день много соберет.

(«Раскрыть» перед собой все пальцы.)

Унесет нектар тот в улей

(Изображают полет.)

И назад вернется пулей.

(Резко выбросит руку с вытянутым указательным пальцем вперед.)

В сотах утрамбует мед,

(Топанье ногами.)

Скоро ведь зима придет.

(Поеживание.)

Будет пчелкам чем питаться.

(Имитация движения ложкой.)

Надо летом им стараться.

(Имитация накладывания меда в соты.)

  1. Затруднение в ситуации

Дидактическая игра «Наклей этикетку»

Дидактические задачи:

формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, выявления его причины и опыт целеполагания;

тренировать мыслительные операции: развивать мышление, речь

Воспитатель собирает детей около себя и говорит, что госпожа Пчела предлагает нам несколько банок мёда, а этикетки от банок потерялись.

Пчелка просит нас помочь ей наклеить этикетки на банки.

Воспитатель предлагает детям наклеить этикетки на банки с мёдом

Дети садятся за столы. Перед каждым из них лежат изображения банок с медом различного цвета светло-желтого, темно-коричневого, ярко-желтого, почти белого и этикетки с изображением гречихи, липы, полевых цветов, подсолнечника.

Хотите помочь госпоже Пчеле?

− Сможете?

Детям предоставляется самостоятельность. Дети пытаются разложить этикетки возле банок. Возникает затруднение, т.к. они могут предлагать разные варианты.

В случае, если дети уверены, что правильно выполнили задание, воспитатель может сказать:

Пчелка сомневается, ей кажется, что у нее этикетки были расположены по-другому.

Фиксация затруднения

− Смогли мы помочь госпоже Пчёлке наклеить этикетки на банки с мёдом?

Причина затруднения

Почему не смогли ? (Потому что пока не знаем, по каким признакам различать виды мёда).

Цель деятельности по преодолению затруднения

Значит, что нам надо узнать? (Узнать, как определить разновидности мёда).

Как это можно сделать? (дети предлагают разные варианты: спросить у взрослого, посмотреть в энциклопедии)

  1. Открытие нового знания

Дидактические задачи:

формировать представление детей о том, что существуют разновидности мёда: липовый, цветочный, гречишный, подсолнечный.

совершенствовать представление о разных способах преодоления затруднения, закрепить способ «если чего-то не знаешь, можно спросить у того, кто знает» (проконсультироваться со специалистом);

тренировать умение проверки по образцу.

Ситуация «Консультация пчеловода»

Воспитатель предлагает использовать способ «спросить у того, кто знает» − проконсультироваться со специалистом, и уточняет, что человек, чьей профессией является разведение пчел, называется пчеловодом или пасечником .

Дети вместе с воспитателем «набирают номер пчеловода» и воспитатель помогает детям сформулировать вопрос:

Скажите, пожалуйста, по каким признакам можно отличить один вид мёда от другого?

Пчеловод рассказывает, что разновидности мёда зависят от того места, где пчелы собирали сладкий нектар: цветы липы дают пчелам липовый мёд, называемый ещё майским, цветы полевые – цветочный, цветы гречихи – гречишный, цветы подсолнечника дают пчелам нектар для создания подсолнечниковый. Виды мёда отличаются друг от друга цветом, запахом, густотой.

Гречишный - он темный, густой, пахнет гречневой крупой, после того, как постоит некоторое время – загустевает (сахарится, появляются кусочки, как будто сахара)

Липовый мед (майский, обычно самый первый мед) – светло-желтый как цветки липы, и запах как у цветков липы, круглый год жидкий, можно свободно перелить из банки в банку.

Подсолнечниковый мед – яркий желтый как солнце как сам цветок подсолнуха, пахнет семечками, после того, как постоит некоторое время – загустевает (сахарится, появляются кусочки, как будто сахара)

Цветочный пахнет полевыми цветами, летом – он очень светлый, почти белый, после того, как постоит некоторое время – загустевает (сахарится, появляются кусочки, как будто сахара).

Пчеловод говорит о том, что вышлет правильный вариант расположения этикеток по электронной почте.

  1. Включение нового знания в систему знаний и умений

Дидактическая игра «Наклей этикетку» (продолжение)

Дидактические задачи: развивать внимание, речь, закрепить умение определять разновидности мёда: липовый, цветочный, гречишный, подсолнечный.

Воспитатель предлагает воспитанникам настоящий мед в блюдцах, гречневую крупу, цветки липы, полевые цветы, семечки.

Дети раскладывают банки возле блюдец с медом по цвету, затем по густоте определяют липовый мед (проверяют по запаху, цвету), а потом по запаху гречневой крупы, семечек и полевых цветов, густоте определяют разновидности меда, наклеивают этикетки.

Пчеловод по электронной почте присылает правильное расположение этикеток на банках. Воспитатель на глазах воспитанников распечатывает и вешает на доску. Дети сверяют сою работу с образцом.

Банки отдают госпоже Пчеле, которая ставит их на витрину.

Дидактическая игра «Оформители»

Дидактические задачи: закрепить умение определять разновидности мёда на примере липового мёда.

Какой мёд нужен нам для подарка медвежонку? (Майский или липовый).

Давайте оформим корзину с подарком для медвежонка. (детям предоставляются картинки с изображением горшочков с мёдом без этикеток, нужно выбрать подходящий горшочек (по цвету), наклеить этикетку и положить в корзину соцветия липы).

Приходят к медвежонку и дарят подарок: корзину с горшочком мёда.

  1. Осмысление

Дидактическая задача: формировать первичный опыт осмысления собственной деятельности и опыт позитивного отношения к познавательной деятельности.

Воспитатель собирает детей около себя.

Что мы с вами сегодня делали? Кому помогали? (мы побывали на пасеке, помогли госпоже Пчелке наклеить этикетки на банки с мёдом, смогли оформить подарок для медвежонка, чтобы прийти к нему в гости)

Какие новые знания и умения дали нам возможность подготовить подарок для медвежонка? (знания о том, по каким признакам определять разновидности мёда)

ПРИМЕЧАНИЕ

Этап «включение в систему знаний» можно продолжить и во второй половине дня. Можно поиграть с детьми в группе или во время прогулки в подвижные игры.

Подвижная игра «На полянке»

На ковре разбросаны небольшие жёлтые шарики по числу детей (нектар), на другой стороне группы расставлены «банки» различного цвета светло-желтого, темно-коричневого, ярко-желтого, почти белого с этикетками с изображением гречихи, липы, полевых цветов, подсолнечника.

Воспитатель предлагает детям превратиться в пчел, полетать на полянках, собрать нектар и принести его в банку, на которой этикетки той или иной разновидности мёда в зависимости от того, на какой полянке находятся пчёлки.

Воспитатель называет (показывает соцветие, крупу) растения, произрастающие на полянке.

Этап «включение в систему знаний» можно дополнить (заменить) на составление памятки для госпожи Пчелки, в которой воспитанники занесут в таблицу способы распознания разновидностей мёда: по запаху, цвету, густоте. А затем проверить по образцу, присланному пчеловодом по электронной почте.


Лариса Беляева
Конспект занятия по рисованию «Пушистые зайчики» (технология деятельностного метода по Л. Г. Петерсон) (средняя группа)

Конспект занятия по образовательной области художественно-эстетическое развитие (рисование )

Тема : «Пушистые зайчики »

Цель :

1) учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти;

2) закреплять умение самостоятельно подбирать нужный цвет; доводить предмет до нужного образа с помощью жесткой кисточки;

3) формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;

4) развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу;

5) воспитывать в детях чувство дружбы.

Материалы : игрушка Зайчика (из пушистого меха , аудиозапись песни «От улыбки…» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского, гуашь густая, лист бумаги с нарисованным контуром зайчика , кисточка, банка с водой, подставка для кисточек, тканевая салфетка.

Ход образовательной ситуации :

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи : заинтересовать детей на включение в игровую деятельность .

Воспитатель собирает около себя детей.

– Ребята! Посмотрите кто это там спрятался и сидит тихо под елочкой? Давайте посмотрим.

Дети подходят к елке, за которой сидит зайчик .

– Кто это? (Зайка) . Ребята, зайка говорит, что у него нет друзей и ему не с кем играть. Давайте превратимся в зайчиков и поиграем с ним . Зайка любит играть в игру «Волк и зайцы» . Мы с вами знаем эту игру. Давайте вспомним правила, что нельзя делать? (Нельзя кричать, толкаться во время игры) .

Описание игры :

У каждого зайчика свой домик (стульчик) . Дети-зайцы сидят на стульях. В стороне находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу воспитателя : "Волк идет!" - зайцы убегают и садятся на стульчик. Волк пытается догнать их.

Зайки скачут : скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идет ли волк?

Дети выполняют действия в соответствии с текстом.

С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев.

(Игра повторяется 2-3 раза) .

– А сейчас пришло время зайчику возвращаться домой , в лес. Но ему так не хочется расставаться с вами! Что можно сделать, чтобы зайчику не было без вас скучно и одиноко? (Можно на память сделать ему наши портреты, нарисовать самих себя ).

– Ой, как здорово! Зайчик так обрадовался ! Только он просит, чтобы вы нарисовали себя красивых и обязательно пушистых , чтобы портреты были на вас похожи. Сможете нарисовать ? (Ответы детей) .

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи : актуализировать знания детей о внешнем виде пушистого зайчика ; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение; развивать внимание, речь.

Игра «Какой?»

Дети подходят к столу, на котором находится мягкая игрушка зайчика .

– Как выглядит зайчонок ? Какой он? (Маленький, серый, пушистый , у него длинные ушки, короткий хвостик, черные глаза).

– Нарисуйте маленького, серого и пушистого зайчика .

Практическая работа детей (им предоставляется возможность нарисовать зайчика . Дети рисуют знакомым способом : закрашивание краской предмета).

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи : сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; развивать речь.

Воспитатель хвалит детей за красивых зайчат и спрашивает :

– Смогли вы нарисовать маленького серого зайчика ? (Ответы детей : «Да, смогли» ). А получился ли он у вас пушистым ? (Нет) .

– Почему? (Не знаем, как рисовать пушистого зайчика ) .

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи : познакомить детей с приёмом рисования ; сформировать опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает» .

– Если вы не знаете, как надо поступить или вообще чего – то не знаешь, а хочешь узнать, то что можно сделать? (Надо спросить у того, кто знает) .

Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего показывает, как передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти.

Физминутка : «Друзья»

Этот пальчик – Олечка,

Этот пальчик – Ванечка,

Этот пальчик – Танечка,

Этот пальчик –Валечка,

Этот пальчик –Я,

Вот и все мои друзья!

Практическая работа : дети наносят «тычки» на своего зайчонка .

–Теперь вы смогли нарисовать пушистого зайчонка ? (Да) .

5. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Зайчата » .

Дидактические задачи : организовать активный отдых детей; развивать воображение.

Воспитатель предлагает поиграть с зайчиком .

–Повторяйте все за мной :

Скок-поскок, скок-поскок,

.

Зайка прыгнул на пенёк.

(Прыжки на месте на двух ногах) .

В барабан он громко бьет,

(Шагаем на месте.)

В чехарду играть зовет.

(Хлопаем в ладоши.)

Зайцу холодно сидеть,

(Присели.)

Нужно лапочки погреть.

(Хлопаем в ладоши.)

Лапки вверх, лапки вниз,

(Руки вверх- вниз.)

На носочки подтянись.

(Потянулись, подняли руки вверх.)

Лапки ставим на бочок,

(Руки на пояс.)

На носочках скок-скок-скок.

(Прыжки на месте на двух ногах.)

А затем вприсядку,

(Приседаем.)

Чтоб не мерзли лапки.

(Топаем ногами.)

Игра «Зайчонок прячется »

Дидактические задачи : тренировать умение детей пользоваться приёмом рисования «тычок жёсткой полусухой кисти» ; тренировать мыслительные операции анализ и сравнение; развивать логическое мышление, речь.

Зайчонок хочет поиграть в прятки. Только куда же ему спрятаться? (Надо что-нибудь дорисовать ) .

– Что ещё таким новым способом («тычком полусухой кисти» ) рисования вы можете изобразить на ваших портретах? (Снег, сугроб, снежинки) .

Практическая работа : дети дополняют свою картину снегом, сугробами, снежинками).

6. Осмысление.

Дидактические задачи : восстановить в памяти детей то, что делали на занятии , создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

– Что мы сегодня делали? (Рисовали для зайчика наши фотографии зайчат , на память).

– Смогли вы нарисовать себя маленьких , сереньких и пушистых зайчат ? (Смогли)

– А почему это получилось у вас? Почему на ваших портретах видно, что вы не только красивые, но еще и пушистые зайчики ? (Потому что научились использовать приём рисования «тычок жёсткой полусухой кисти» ).

– Прежде, чем попрощаться с зайчиком , давайте споем ему нашу любимую песню про дружбу «От улыбки…»

Воспитатель с детьми под аудио сопровождение исполняют песню «От улыбки…» .

Публикации по теме:

Тема:Пересказывание стихотворения Б. Заходера «Собачкины огорчения». Цель:Создать условия для формирования способов действия добычи знаний.

Занятие по ФЭМП (технология деятельностного метода) «В гостях у Снежной королевы» Образовательная ситуация с дошкольниками. «В гостях у Снежной королевы». Образовательная область: Познавательное развитие. Возрастная группа:.

Конспект интегрированного занятия с использованием системно-деятельностного подхода «Музыка для малыша» С принятием ФГОС в дошкольном образовании приоритетным стал системно-деятельностный подход. Он помогает детям самим открывать новые знания,.

Конспект занятия по охране здоровья с применением системно-деятельностного подхода в группе для детей с ОВЗ Тема: «Осанка – красивая спина» Цель: Создать условия для формирования способов действия добычи знаний об осанке человека. Задачи. Познакомить.

Шмидт Татьяна Николаевна

Воспитатель

МБДОУ детский сад №27 «Березка», МО г. Щелково

Технология деятельного метода «Ситуация»

Введение

«Воспитатель – луч солнца для молодой души,

который ничем другим заменить невозможно»

Сухомлинский В.А.

Воспитатель, работающий в технологии деятельностного метода «Ситуация», не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами «откроют» его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия. А педагог при этом перестаёт выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей.

И именно технология «Ситуация» позволяет создавать условия для саморазвития личности дошкольника, развить коммуникативные навыки, активизировать речевую деятельность детей. В соответствии с этим, основным результатом образования становится освоение универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как «умение учиться, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».

В нашем учреждении мы применяем данную технологию с сентября 2016 года. На начало года, проведя диагностику, мы увидели, что у детей плохо получается ставить «детскую» цель. А при встрече с затруднением не все дети могут его зафиксировать и найти причины. Это очень важно, потому что затруднение ребенка в собственной деятельности дает ему возможность: понять, чего он пока не знает, не умеет; научиться конструктивно относиться к затруднениям; переводить проблемы в задачи; приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку; научиться правильно формулировать причины различных затруднений; сформировать чувство ответственности за свои поступки.

Всю научную основу программно-методического комплекса «Мир открытий» составляет система дидактических принципов деятельностного метода Людмилы Георгиевны Петерсон:

  • психологической комфортности
  • деятельности
  • минимакса
  • целостности
  • вариативности
  • творчества
  • непрерывности

Каждый из этих принципов уникален, но все они действуют как целостная система, позволяющая создать единое развивающее образовательное пространство.

Принцип психологической комфортности

Принцип психологической комфортности является основополагающим, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Данный принцип предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса.

Педагог выступает в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Его задача – развивать и поддерживать в детях любознательность, живой интерес, инициативу, самостоятельность, ощущение значимости каждого в больших и малых делах группы.

Принцип деятельности

Принцип деятельности заключается в следующем: основной акцент делается на организации детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса.

Принцип минимакса

Моделируя различные образовательные ситуации, педагог предлагает детям задания на достаточно высоком (но посильном для них) уровне сложности. Кто-то из детей сможет решить задачу (выполнить задание) самостоятельно; кому-то потребуются наводящие вопросы; а кто-то из детей пока сможет выполнить задание «по показу».

Каждый ребенок, пытаясь сам дотянуться до своего максимума, безусловно, освоит обязательную для дальнейшего движения вперед базовую часть образовательной программы в оптимальном для себя варианте.

Принцип целостности

Говоря о дошкольнике, важно иметь в виду, что он учится не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности. Поэтому при организации образовательного процесса нельзя ограничивать его только занятиями, игнорируя общение с семьей, досуг, праздники, самостоятельную деятельность дошкольников.

Принцип целостности обеспечивает систематизацию представлений ребенка об окружающем мире и о себе самом.

Принцип вариативности

Принцип вариативности предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия, поступка, оценки и пр.

Педагог выслушивает все ответы детей и при этом не лишает ребенка права на ошибку. При создании проблемных ситуаций, взрослый поощряет детей к выдвижению все новых и новых гипотез, предлагая высказаться каждому. При этом важно, чтобы дети не просто предлагали разные варианты решения, но старались обосновать свой выбор.

Принцип творчества

Принцип творчества ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотворчества детей и взрослых. Игра, пение, танцы, рисование, аппликация, конструирование, театрализация, общение – все это не просто повседневная реальность жизни детского сада - это необходимые условия развития творческих способностей, воображения каждого ребенка. Дети участвуют в индивидуальной или коллективной деятельности, где придумывают и создают что-то новое.

Принцип непрерывности.

Реализация принципа непрерывности необходима для обеспечения преемственности в содержании, технологиях, методах не только между детским садом и начальной школой, но и формирования общих подходов к воспитанию и развитию ребенка на уровне общественных и семейного институтов воспитания.

Технология деятельностного метода «Ситуация»

"Нельзя чему-то научить человека, можно

только помочь ему сделать для себя открытие"

Галилео Галилей


Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня.

Этапы занятий «открытия» нового знания

в технологии «Ситуация»

1. Введение в ситуацию

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать, так называемую «детскую» цель .

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно связанную с их жизненным опытом и личностно значимую для них.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью.

Задавая вопросы в последовательности («Хотите?» – «Сможете?») воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. В результате ребенок усваивает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!».

Таким образом, на этапе «Введение в ситуацию» полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации («надо» – «хочу» – «могу»).

2. Актуализация знаний и умений

На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, воспитатель направляет деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для нового «открытия».

У детей формируется опыт понимания цели деятельности, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например), движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым «открытиям».

3. Затруднение в ситуации

Данный этап является ключевым. Здесь моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением и для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, которое опирается на то новое знание (понятие или способ действий), которое ребенку только предстоит «открыть» и которое на данный момент у него пока еще отсутствует. В связи с этим возникает затруднение. Воспитатель с помощью системы вопросов («Смогли?» – «Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению его «детской» цели), у детей возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже новая цель, связанная с познанием (учебная задача, соотносимая с «взрослой» целью).

В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, нам надо узнать …». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется формирования умения учиться – вопрос: «Что сейчас нам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной цели.

4. «Открытие» нового знания (способа действий)

На данном этапе воспитатель, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытий» новых знаний, решение вопросов проблемного характера.

Вначале воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «попробовать догадаться самому» и/или «спросить у того, кто знает». В старшем дошкольном возрасте добавляется новый способ – «посмотреть в книге», «придумать самому, а потом проверить себя по образцу». Педагог организует построение нового знания (способа действий), которое фиксируется детьми в речи и, возможно, в знаках. Таким образом, дети получают опыт выбора способа преодоления затруднения, выдвижения и обоснования гипотез, «открытия» нового знания – пока путем догадки.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка

На данном этапе воспитатель предлагает различные виды деятельности, в которых новое знание или способ действий используется совместно с освоенными ранее, либо в измененных условиях.

При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте могут использоваться вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»).

Использование на данном этапе таких форм организации детской деятельности, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать у дошкольников навыки культурного общения и коммуникативные умения.

6. Осмысление

На данном этапе происходит фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» – воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как это удалось?», «Что делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) пригодились?» – подводит детей к выводу, что свою («детскую») цель они достигли благодаря тому, что что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось …, потому что узнали (научились)…»).

Подводя итоги, можем сказать, что технология «Ситуация» является инструментом для системного и целостного формирования у дошкольников первичный опыт выполнения всего комплекса универсальных учебных действий.

В результате использования технологию деятельностного метода «Ситуация» у детей стало получаться фиксировать то, что они хотят сделать (ставят «детскую цель»). Следует отметить, что «детская» цель - это то, что ребенок «сам хочет» сделать и не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. А с помощью воспитателя и системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогаем детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Дети с удовольствием вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникшее ранее затруднение. Они предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент. Получают эти новые знания или способ действия. И продолжают свое движение к цели, с того момента, где у них возникло затруднение.

В заключении хочу сказать, что использование технологии деятельностного метода «Ситуация» благотворно сказывается на образовательный процесс в нашей группе. Мы видим сияющие глаза наших детей полные желаний узнать, что то новое, интересное. А раз детям нравится – значить мы делаем всё правильно!

Используемая литература:

  1. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Научныу руководитель Петерсон Л.Г. / Под общей редакцией Петерсон Л.Г., Лыковой И.А. – М.: Цветной мир, 2012. – 240 с.
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. - 336 с. 3 изд-е, перераб. и доп

Детский сад № 29 г.Липецка работает по программе - «Мир открытий»

В основу этой программы положена непрерывная образовательная системаЛ.Г. Петерсон которая обеспечиваетэффективнуюреализацию ФГОС на всех ступенях образования.

Цель Программы – непрерывное накоплениеребёнком культурного опыта деятельности и общения.Другими словами программа «Мир открытий» создает реальные условия для саморазвития. Это основа формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

ОТКРЫТИЕ РЕБЕНКОМ:

P окружающего мира, самого себя и других людей;

P способов преодоления затруднений.

ОТКРЫТИЕ ПЕДАГОГАМИ:

Pновых эффективных инструментов развития ребенка;

Pновых векторов личностного и профессионального роста.

ОТКРЫТИЕ РОДИТЕЛЯМИ:

Pвозможностей более осознанного участия в образовании своих детей.

Познавательную деятельность дошкольников мы организовываем в Технологии «Ситуация». Технология «ситуация» - это технология деятельностного метода. Основными принципамидеятельностного метода являются:

Принцип деятельности

Принцип целостногопредставления о мире

Принцип психологической комфортности

Принцип творчества

Принцип вариативности

Принцип минимакса

Принцип непрерывности

Технология «ситуация» - это наш инструмент в организации образовательных ситуаций в детском саду.

А. Эйнштейн говорил,- «В затруднении содержится возможность». Вот и мы даем возможность ребенку вситуации затруднения найти потребность в самоизменении и саморазвитии, иначе, зачем человеку что-то менять, тем более в самом себе?

В основу технологии «Ситуация» положен Метод Рефлексивной Самоорганизации

1 – действие, в котором возникло затруднение

2 – фиксирование затруднения

3 – анализ этапов действия и определение места затруднения

4 – выявление причины затруднения (критика)

5 – постановка цели и построениепроекта выхода из затруднения

6 – возврат в деятельность и реализация проекта

Это основадля открытия нового знания (ОНЗ)

1) Введение в ситуацию.

2) Актуализация знаний.

3) Затруднение в ситуации: фиксация, выявление места и причины затруднения .

4) Открытие нового знания: выбор способа преодоления затруднения, преодоление затруднения.

5) Включение нового знания в систему знаний и повторение.

6) Осмысление.

Введение в ситуацию - создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность, формулировка детьми так называемой «детской» цели.

Актуализация знаний - организация познавательной деятельности, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые им для «открытия» нового знания.

Затруднение в ситуации - столкновение с затруднением, анализ возникшей ситуации:

Фиксация затруднения,

Выявление его причины (недостаточности знаний, знакомых способов действий).

«Открытие» нового знания - выбор способа преодоления затруднения, выдвижение и обоснование гипотез. Реализация плана – поиск и «открытие» новых знаний (способов действий) через использование различных форм организации детских видов деятельности.

Включение в систему знаний - использование нового знания совместно с освоенными ранее способами с проговариванием вслух алгоритма, способа. Самопроверка по образцу, взаимопроверка. Использование новых знаний в совместной деятельности.

Осмысление - фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание условий, которые позволили достигнуть этой цели.

Почему мы работаем в Технологии «Ситуация»? – Потому что в технологии «Ситуация» ключевое звено – это Затруднение в ситуации, а затруднение ребёнка в собственной деятельности даёт ему возможность:

    понять, чего он пока не знает, не умеет;

    научиться конструктивно относиться к затруднениям, переводить проблемы в задачи;

    приобрести опыт успешного преодоления затруднения в повседневной жизни; развить положительную самооценку;

    научиться правильно формулировать причины различных затруднений;

    сформировать чувство ответственности за свои поступки.

Что нам это дает?

В результате у детей формируются следующие установки:

    «Ошибаться – не страшно»

    «Каждый имеет право на ошибку»

    «Трудности помогают мне стать сильнее, умнее...»

    «Я имею право чего-то не знать, не уметь»

    «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»

    «В затруднении содержится возможность»

    «Я могу!»

    «Я умею!»

    «Я хороший, умный, сильный!!!»

    «Я заслуживаю уважения!»

    «Меня принимают и любят таким, какой я есть»

Так же вобразовательном процессетрадиционного типа роль педагога- это рольтранслятора, наставника, а ребёнок – это слушатель и послушный исполнитель, а в технологии «Ситуация» - педагог – это организатор и помощник, а ребёнок – «открыватель» иактивный деятель.

Что бы процесс познания был целостным, технология «Ситуация» реализуется в парциальной программе математического развития дошкольников «Игралочка».Петерсон и Кочемазовой.

Программа «Игралочка» представляет собой стержнеообразующее технологическое звено программы «Мир открытий».

Рабочая тетрадь

Демонстрационный материал

Раздаточный материал

Занятия так же проходят в игровой мотивационной форме. Дети с интересом вовлекаются в рабочий процесс. С удовольствием в этом процессе находятся. И сами того не замечая развивают свое мировоззрение и для нас раскрываются с другой стороны, становятся многогранными, и дают понять что еще бессчетное количество граней мы можем в них раскрыть, и поэтому нам есть с чем работать!

Сценарий образовательной ситуации

Ф.И.О. педагога: Блинова Ольга Алексеевна, инструктор по физической культуре.

Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»

Образовательная область: «Физическое развитие»

Возрастная группа: вторая младшая группа

Тема: «Зайчонок заблудился»

Цель: ознакомление детей с новым видом упражнений: «Метание предметов вдаль правой и левой рукой»

Задачи.

Образовательные.

1.Учить бросать мешочки (шишки) вдаль правой и левой рукой.

2. Совершенствовать умение детей ходьбе в колонне, выполняя задания воспитателя

(высоко поднимая ноги, обходить предметы «змейкой»); навыки выполнения ОРУ.

3. Закреплять умение в сохранении равновесия при ходьбе по ограниченной поверхности; умение перешагивание через бруски.

Развивающие.

Развивать основные физические качества: ловкость, координацию, выносливость, равновесие; потребность в двигательной активности; положительную эмоциональную реакцию на двигательную активность.

Воспитывающие.

Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения друг с другом, желание помогать попавшим в трудную ситуацию.

Логическая основа образовательной ситуации:

1.Основная образовательная цель. Научиться метанию вдаль правой и левой рукой.

  1. Новое знание = детское открытие - умение метать правой и левой рукой вдаль.
  2. Какие понятия способы действия необходимо актуализировать - различные виды ходьбы, упражнения в сохранении равновесия, перешагивание через бруски.

4.Причина затруднения детей - незнание способа метания правой и левой рукой вдаль.

  1. Цель деятельности детей по преодолению затруднения - научиться метать правой и левой рукой вдаль.

Материалы к занятию:

Демонстрационные: игрушка зайчонка, мамы - зайчихи, домик, корзинка с морковкой

Раздаточные: листочки разноцветные, мешочки для метания.

Оборудование: доска шириной 20 см, бруски для перешагивания, веревка, стойки, мягкие модули.

Звуковое оформление: фонограмма «плач», музыка для сопровождения продуктивной деятельности детей.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию

Цель. Мотивировать детей на включение в деятельность.

Дети входят в зал, инструктор по физической культуре собирает вокруг себя.

Ребята, а вы были в лесу? (Да)

А кто живет в лесу? (заяц, лиса медведь, белка и т. д.)

Ребята, я слышу, что кто - то плачет, а вы слышите? (Да)

Давайте поищем, кто плачет? (Давайте)

Становитесь за мной, идти надо тихо, чтобы не напугать.

Ходьба друг за другом в колонне по одному.

Идут и находят зайчика.

Здравствуй зайчонок! Ребята и вы поздоровайтесь с зайчиком. Зайчонок почему ты один так далеко ушел от мамы? Зайка мне рассказал, что в лесу стало трудно добывать еду. А сорока по всему лесу растрещала, что на огороде много морковки, капусты растет. Вот зайчонок и решил за овощами сбегать.

Ребята, а разве можно одному в такой дальний путь отправляться? (Нет)

И никому об этом не сказав, разрешения не спросив? (Так нельзя)

Правильно так нельзя. Зайчиха - мама места себе не находит тебя зайчонок ищет. Беги скорее домой в лес. Как ты не знаешь дорогу домой?

Ребята поможем зайчонку найти дорогу в лес? (Да)

А вы сможете? (Да)

2. Актуализация знаний

Цель. А ктуализировать умения выполнять разные виды ходьбы на носках, «змейкой», бег в колонне, выполнять ОРУ.

Ребята, так как мы идем к зайчихе - маме, а в гости принято ходит с гостинцами, я думаю, вы не будите возражать, если мы возьмем корзину с морковкой? (Да)

Становитесь все за мной.

Ходьба друг за другом.

Дорожка становиться уже.

Ходьба на носках.

Далеко убежал зайчонок, долго идти. Чем ближе к лесу, тем больше деревьев. А мы их обойдем и березку, и дуб, сосну.

Ходьба «змейкой».

Что на дорожке лежит.

Вы не видите? (Нет)

Пойдемте быстрее, посмотрим что там.

Бег друг за другом. Обычная ходьба. Упражнение на восстановление дыхания.

Ребята, да это же ветер листочки на тропинку разбросал. Давайте покажем, зайчонку как мы умеем с листочками играть.

Вы согласны? (Да)

Комплекс ОРУ с листочками.

Покажем свои листочки.

И.п.: ноги вместе, руки с листочком внизу.

1 — поднять руки с листочком вверх, потянуться, посмотреть на листик;

2— и. п. (5 раз)

Листик шалунишка.

И.п.: ноги на ширине ступни, руки за спиной, листик в правой руке.

1 —руки с листочком через стороны вверх;

2— вернуться в и. п., переложить листик в другую руку. (5 раз)

Листик достань наши ножки.

И.п.: ноги на ширине плеч, листик в согнутых руках у груди.

1 — наклон к правой ноге, коснуться листочком;

2— и. п. (6 раз)

Спрячем листик.

И.п.: сидя ноги врозь, листик в согнутых руках у груди.

1 — наклон вперед положить листик, сдвинуть ноги;

2— и. п. Нет листика

3 -раздвинуть ноги, наклониться и взять листик.

4 - и. п. Вот он.

Присядем с листиком

1 — присесть листик вперед;

2— и. п. (4раза)

Попрыгаем с листиком.

И.п.: о. с., листик в согнутых руках у груди.

Прыжки на двух с поворотом ногах вокруг себя. В чередовании с ходьбой на месте. Подуем на листик. Какие молодцы ребятки, листику понравилось с нами играть, но пора в путь. Нужно спешить, а то станет скоро темно, и мы не сможем найти зайчика домик, а чтобы не сорить в лесу соберем листики в корзину.

Ходьба друг за другом.

3. Затруднение в ситуации

Цель. Организация анализа детьми возникшей ситуации, формирование опыта фиксации детьми затруднения в собственной деятельности и выявления места и причины затруднения.

Что будем делать? (Попробуем бросить)

Попробуйте, получилось? (Нет)

А почему не получилось? (Потому что мы не умеем высоко бросать через ветку)

(Потому что это упражнение незнакомо, мы его никогда не делали)

4. Открытие нового знания

Цель. Освоение упражнения «Метание на дальность правой и левой рукой», формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин, создание ситуации успеха.

А что нужно сделать, чтобы научиться бросать? (Нужно попросить того кто умеет, показать и научить как бросать)

Я с вами согласна для того чтобы научиться бросать высоко нужно чтобы показал

Тот, кто умеет.

Метание на дальность правой и левой рукой мешочков через шнур.

Возьмите шишку в правую руку. (Инструктор по физической культуре встает лицом к детям, показывает в зеркальном отражении) В правую руку.

Правую ногу - назад. Молодец Саша, правую ногу не сильно далеко назад.

Отведите правую руку назад и бросьте. Двигается только кисть, в локте руку не сгибаем. Молодцы!

При возникновении у детей индивидуальных затруднений инструктор по физической культуре помогает принять правильное исходное положение, комментирует во время выполнения упражнения действия детей.

Возьмите шишку в левую руку. (Инструктор по физической культуре встает лицом к детям, показывает в зеркальном отражении) В левую руку.

Левую ногу - назад. Молодец Лиза, левая рука прямая.

Отведите левую руку назад и бросьте. Молодцы вы постарались! Правильно принимали исходное положение (позу). Замах был сильный.

Теперь я могу быть уверена, что вы сможете сами правильно выполнить это упражнение.

ВЫВОД: - Чтобы получился бросок, надо стать правильно (принять правильное исходное положение или позу) и сильно замахнуться, руку при этом не сгибать.

5. Включение в систему знаний.

Цель: закрепление умения выполнять упражнение «метание правой и левой рукой на дальность»; создание ситуация успеха в совместной деятельности; совершенствование знакомых двигательных навыков.

Впереди поваленное дерево идите осторожно, руки в стороны. Молодец, Оля, голову не опускает, спина прямая.

Ходьба по прямой ограниченной дорожке, руки в стороны.

Да ветер наделал.… Всю дорожку завалил ветками, теперь придется переступать через них. Переходите аккуратно, не останавливайтесь, высоко поднимайте колени.

Ходьба с перешагиванием через бруски.

Молодец Ксюша, Ваня, Дима и т. д. через все веточки переступили, ни на одну не наступили.

Смотрите да вот же домик зайчонка и зайчиха - мама нас встречает. Давайте поздороваемся все дружно. Отдадим наш гостинец, морковку. Зайчиха так волновалась, что пропал ее зайчонок. Везде его искала, в домике все перевернула, такой беспорядок.

Поможем убраться зайчихи? (Да)

Игровое упражнение «Выброси мусор в мусорную корзину»

Метание на дальность правой и левой рукой.

Зайчиха - мама так нам благодарна. Предлагает поиграть в игру.

Подвижная игра «Тишина»

Ходьба в колонне по одному по залу за воспитателем и произносят слова:

Тишина, тишина,

Не колышется трава,

Не шумите кусты,

Засыпайте, малыши.

По окончании слов дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Через несколько секунд инструктор произносит громко «Чик- чи- рик!» - поясняет, что птички разбудили ребят, и они проснулись, поднялись и потянулись.

Я уверена, что теперь зайчонок никогда не будет далеко убегать один так далеко. Зайчиха - мама указала нам короткий путь между этих кустов и деревьев.

Ходьба «змейкой» (к исходному месту, где начиналось занятие)

  1. Осмысление.

Цель. Фиксация достижения цели и выявления условий, которые позволили е достичь.

Где вы сегодня побывали? (В лесу)

Зачем мы решили пойти в лес? (Чтобы помочь зайчонку)

Так кому вы помогли? (Зайчонку)

Вы помогли зайчонку? (Да)

Что вам помогло выполнить эту работу? (Мы научились бросать шишки)

Чему научились? (Бросать шишки)

Вам понравилось? (Да)

Вы действительно сегодня показали свою силу и ловкость, хорошую физическую подготовку. Я рада, что вы научились бросать шишки, вам это упражнение понравилось.

Молодцы ребята. Вы смогли помочь зайчонку добраться до дома, потому что научились бросать шишки высоко через ветку.


Close