Опросник В. К. Гербачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Время на выполнение задания не лимитировано. В зависимости от конкретных задание может выполняться с перерывами.

Инструкция по заполнению опросника в. Гербачевского

По завершении одного из этапов предложенного вам задания (на работе, дома и т.д.), когда часть задания вами уже выполнена и впоследствии предстоит работать над оставшейся его частью, сделайте перерыв для того, чтобы ответить на тест-опросник В. Гербачевского.

Прочтите каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметьте, в какой степени вы согласны или не согласны с ним. Распечатайте и обведите, например, кружком соответствующую цифру в опроснике: если полностью согласны с высказыванием - +3; если просто согласны - +2; если скорее согласны, чем не согласны - +1; если вы совершенно не согласны - -3; если просто не согласны - -2: если скорее не согласны, чем согласны - -1. Если же вы не можете ни согласиться с высказыванием, ни отвергнуть его, то отметьте - 0. Все высказывания относятся к тому, о чем вы думаете, что чувствуете или хотите в момент, когда работа над заданием прерывается.

Опросник В. Гербачевского

Фамилия, имя, отчество_______________________________

Дата заполнения__________________Возраст_____________

Профессия (специальность)_____________________________

Высказывание

Шкала для ответов

Исследование мне уже порядком надоело

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я работаю на пределе своих сил

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я хочу показать все, на что способен

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я чувствую, что меня вынуждают стремиться к высокому результату

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Мне интересно, что получится

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Задание довольно сложное

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

То, что я делаю, никому не нужно

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Меня интересует, лучше ли мои результаты пли хуже, чем у других

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Мне бы хотелось поскорее заняться своими делами

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Думаю, что мои результаты будут высокими

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Эта ситуация может причинить мне неприятности

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Чем лучше показываешь результат, тем больше хочется его превзойти

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я проявляю достаточно старания

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я считаю, что мой лучший результат не случаен

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Задание большого интереса не вызывает

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я сам ставлю перед собой задачи

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я беспокоюсь по поводу своих результатов

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я ощущаю прилив сил

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Лучших результатов мне не добиться

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Эта ситуация имеет для меня определенное значение

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я хочу ставить все более и более трудные цели

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

К своим результатам я отношусь равнодушно

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Чем дольше работаешь, тем становится более интересно

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я не собираюсь «выкладываться» в этой работе

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Скорее всего мои результаты будут низкими

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Как ни старайся, результат от этого не изменится

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я бы занялся сейчас чем угодно, только не этим исследованием

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Задание достаточно простое

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я способен на лучший результат

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Чем труднее цель, тем больше желание ее достигнуть

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я чувствую, что могу преодолеть все трудности на пути к цели

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Мне безразлично, какими будут мои результаты в сравнении с другими

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я увлекся работой над заданием

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я хочу избежать низкого результата

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я чувствую себя независимым

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Мне кажется, что я зря трачу время и силы

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я работаю вполсилы

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Меня интересуют границы моих возможностей

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я хочу, чтобы мой результат оказался одним из лучших

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я сделаю все, что в моих силах для достижения цели

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Я чувствую, что у меня ничего не выйдет

3 -2 -1 0 +1 +2 +3

Испытание - это лотерея

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Методика Хоппе.
Рубрика (тематическая категория) Психология

Первая методика для исследования уровня притязаний была предложена учеником К.Левина Ф. Хоппе. В настоящее время для диагностики этого свойства личности имеется целый ряд способов. Большинство из них базируется на способе оценки уровня притязаний, преложенном Ф. Хоппе.

Данные методики строятся по следующей экспериментальной схеме˸ испытуемому предлагается последовательно выбрать для решения определенное (обычно фиксированное) количество задач любой трудности. Предварительно эти задачи, однотипные по содержанию, ранжируются по степени трудности. Уровень притязаний определяется степенью трудности выбираемых тестируемым заданий и ᴇᴦο поведением исходя из успешного и неуспешного решения. При нормальном уровне притязаний человек после успешно решенной задачи обычно выбирает для решения более трудную, а после неудачи – более легкую задачу. Человек с низким уровнем притязаний после успешно решенной задачи поступает также, а вот после неуспеха – выбирает либо более легкую задачу, либо – очень трудную, чтобы оправдать свои неудачи сложностью заданий и таким образом защитить свою репутацию. Человек со чересчур высоким уровнем притязаний всегда выбирает только задачи повышенной трудности.

Обычно при тестировании уровня притязаний от испытуемых скрывается истинная цель исследования. Чаще всего им говорят, что таким образом проверяется их интеллект. Содержание же задач, в принципе, большого значения не имеет.

Техника исследования уровня притязаний, предложенная Ф. Хоппе, строилась по следующей схеме˸ на столе был разложен весь материал, испытуемые могли видеть все задания и свободно переходить от одного действия к другому. В процессе исследования экспериментатор старался создать максимально непринужденную обстановку. Деятельность испытуемых никак не регламентировалась, им давался минимум предписаний. Инструкцию, которую Ф. Хоппе формулировал испытуемым, была такова˸ "Я дам вам разные задачи, которые вы должны решить. Однако опыт ни в коей мере не связывает вас в выборе способов решения. Напротив, мне бы хотелось, чтобы вы совершенно свободно и естественно избрали свою позицию. Если у вас больше нет желания выполнять какое-либо задание, или вам больше нравится другое, спокойно скажите об этом". Данная инструкция разрешала испытуемым выбирать задания произвольно и менять их, в любое время прекращать работу и т.п. Материал уже выполненных задач не убирался со стола, поэтому испытуемые, в случае если хотели, могли к ним вернуться. Тестируемым не запрещалось ходить по комнате, напевать, курить и т.д. Они могли беседовать с экспериментатором о трудностях заданий и своих надеждах на успех.

Методика оценки уровня притязаний Ф. Хоппе

Общие теоретически положения, послужившие основой методики: К характеристикам личности, связанным с достижением цели, относится уровень притязаний, который может определятся уровнем трудности выбираемой цели. Испытуемым предлагается ряд заданий, отличающихся по степени трудности. Они представлены на карточках в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соответствуют порядковому номеру карточки. Учащимся предлагается одиннадцать заданий (каждый уровень трудности может иметь несколько вариантов).

Цель: выявление уровня притязаний, который может определяться уровнем трудности выбираемой цели.

Область применения: со старшего школьного возраста (половых, национальных и других ограничений нет).

Материал: одиннадцать карточек с заданиями, бланк ответов.

Организация: индивидуальная и групповая.

Краткое описание: испытуемому предлагается одиннадцать карточек, расположенных по возрастающей трудности. Номера на карточках означают степень сложности заданий. На решение каждой карточки отведено определённое время, которое не известно испытуемому. Задание выбирается испытуемым самостоятельно.

Процедура обследования: экспериментатор читает инструкцию, засекает время, которое может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать, таким образом произвольно оценивая выполнение задания, как правильное или неправильное. Только после его оценки ученик должен выбрать другое задание. Число выборов целесообразно ограничить до пяти.

Обработка результатов: вопросы каждого уровня оцениваются соответствующим количеством баллов. Вопросы первой степени трудности оцениваются одним очком, второй – двумя, третьей – тремя и т.д. в качестве оценки уровня притязаний используется суммарное количество выбранных очков. Например, если в тесте испытуемому предоставляется пять выборов и он в первый раз выбрал четвёртую, во второй пятую, в третьей четвёртую, в четвёртой седьмую и в пятой шестую карточки, то уровень его притязаний будет равен сумме: 4 + 5 + 4 + 7 + 6 = 26 очкам.

Интерпретация: после успеха или неудачи (которые могут произвольно интерпретироваться экспериментатором) происходит сдвиг либо в сторону положительного направления, либо в сторону отрицательного. Среднее значение единичных сдвигов после успеха, принимается за меру сдвига. После неудачи испытуемые могут как понижать, так и повышать уровень притязаний (т.е. после неудачи – выбирают более лёгкое задание. Это значит понижение уровня притязаний). Если же после неудачи ребёнок повышает уровень притязаний, т.е. берёт более сложное задание, то происходит отрицательный сдвиг. Среднее значение единичных сдвигов после неудачи, показанных во всех тестах принимается за меру сдвига после неудачи. Для каждой степени трудности даётся несколько аналогичных заданий.

Литература: Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. Психодиагностические методы изучения личности. – М. 1998. стр. 78–80.

(Норре F., 1930). Экспериментально-психологическая методика, направленная на исследование личностных реакций. Используется набор заданий как возрастающей степени трудности, так и равноценных. Учитывается реакция обследуемого на успешное или неуспешное решение задания. Оценивается характер формирования уровня притязаний, соотношения между уровнями притязаний и достижений. Используются варианты методики Б.И. Бежанишвили (1967), В.К. Гербачевского (1969), Н.К. Калиты (1971), В.М. Блейхера (1971).

  • - характеризует: 1) уровень трудности, достижение к-рого является общей целью серии будущих действий...
  • - Автор. К.Левин. Категория. Характеристика личности. Специфика. Стремление индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Метод исследования уровня притязаний заключается в решения задач разной сложности в экспериментально контролируемых условиях...

    Психологический словарь

  • - Уровень притязаний личности - понятие, введенное К. Левином - для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям...

    Психологический словарь

  • - Создана на основе методики установления развития сюжета по серии последовательных картинок. Обследуемому предлагается набор картинок, позволяющих установить по ним естественное развитие сюжета...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • Толковый словарь психиатрических терминов

  • - Проективный личностный тест для выявления особенностей эмоционального реагирования...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - Экспериментально-психологическая методика для исследования личности в процессе деятельности. Изучаются присущие обследуемому особенности целеобразования, возможность удержания и восстановления побуждения...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - Экспериментально-психологическая методика, направленная на исследование влияний побочной деятельности на удержание запомнившегося материала...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - Q-sort . Личностная методика, используется в социальной психологии и патопсихологии...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - Личностная методика, используется в социальной психологии и патопсихологии...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - англ. level of claims; нем. Anspruchsniveau. 1. Идеальная цель, достижение к-рой связано с определенными трудностями и целым рядом будущих действий. 2...

    Энциклопедия социологии

  • - обер-берг-гауптман при Ал. I, учен. писат...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - немецкий биохимик, профессор. Основные труды посвящены биохимии крови, изучению белков, окислительных процессов и ассимиляции у растений...

    Большой энциклопедический словарь

  • - 1) Метод исследования. 2) Процедура применения того или иного метода-приема. Второе значение наиболее правильное, так как один и тот же прием может использоваться разными методиками...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"Хоппе методика исследования уровня притязаний" в книгах

Методика высшего уровня

Из книги Антисемитизм как закон природы автора Бруштейн Михаил

Методика высшего уровня На всех уровнях процесс развития проходит всегда по одной схеме. Любой промежуточный этап через какое-то время приходит к своему максимуму, после этого он отрицается или, иными словами, перестает существовать, а на его место оказывается новый,

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Из книги Справочник логопеда автора Медицина Автор неизвестен -

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В последние годы благодаря новейшим достижениям науки и практики созданы практические методики комплексного изучения уровня речевого развития детей. Новейшие диагностические методики помогают в исследовании

Методика диагностики уровня социальной фрустрированности

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Применяется для обследования взрослых. Цель: определение уровня социальной фрустрированности.Инструкция. Прочтите каждый вопрос и отметьте один, наиболее подходящий ответ.Опросный лист Продолжение

автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова ИнструкцияДля выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе: «не знаю» - 0 баллов, «нет, никогда» - 1, «иногда» -

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Методика И. М. Юсупова «Диагностика уровня эмпатии»

автора Ильин Евгений Павлович

Методика И. М. Юсупова «Диагностика уровня эмпатии» Инструкция. Для выявления уровня эмпатии необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе «не знаю» - 0 баллов, «нет, никогда» - 1, «иногда» - 2, «часто» -

Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии»

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» В структуре эмпатии В. В. Бойко выделяет несколько каналов.Рациональный канал эмпатии. Характеризует направленность внимания, восприятия и мышления субъекта, выражающего эмпатию, на существо иного человека - на его

Методика «Определение уровня алекситимии»

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Определение уровня алекситимии» Методика представляет собой адаптированный вариант опросника - Торонтской алекситимической шкалы, апробированной в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева.Авторы адаптированного варианта: Д.

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС - методика исследования самоотношения)

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС - методика исследования самоотношения) Автор: С. Р. ПантилеевИнструкция. Вам предлагается ответить на вопросы (в форме возможных утверждений) об особенностях вашего характера, привычках, интересах и т. п. На эти

Исследование уровня притязаний

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Исследование уровня притязаний Ученик Курта Левина Фердинанд Хоппе положил начало исследованию уровня притязаний. Он предположил, что деятельность человека зависит не от объективных характеристик сложности работы, а от его оценки собственных возможностей в решении

Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова

автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова ИнструкцияДля выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе: "не знаю" - 0 баллов, "нет, никогда" - 1, "иногда" - 2,

Методика «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко ИнструкцияЕсли вы согласны с данными утверждениями, ставьте рядом с их номерами знак «+», если не согласны - то знак «-».Текст опросника1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания»

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В предлагаемом варианте методики В. В. Бойко мною оставлены только те шкалы, которые имеют отношение к мотивации трудовой деятельности.Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных

Методика выявления уровня смелости Г. А. Калашникова

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

Методика выявления уровня смелости Г. А. Калашникова Методика основана на снижении эффективности деятельности при возникновении чувства опасности.Для проведения исследования необходима платформа размером 50 на 50 см, которая поднимается последовательно на 50, 100 и 150 см

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ДЕПРЕССИИ

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ДЕПРЕССИИ Опросная методика, разработанная В.А.Жмуровым, выявляет депрессивное состояние (главным образом тоскливой или меланхолической депрессии). Она дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный

План ответа

    Уровень притязаний.

    Методика исследования.

    1. Методика Ф. Хоппе.

      Тест Шварцландера, методика Н. Шмальта.

      Опросники.

    Эксперименты Хоппе.

    Уровень притязаний и самооценка.

Ответ:

  1. Уровень притязаний.

Уровень притязаний - желаемый уровень самооценки личности; определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям.

Характеризует:

1) уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, - цель идеальную;

2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, - уровень притязаний в данный момент;

3) желаемый уровень самооценки личности, - уровень Я.

Различают частный и общий уровень притязаний.

Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области.

Уровень притязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.

Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным - заниженным или завышенным. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций:

1) повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех;

2) снизить их, чтобы избежать неудачи.

Переживание успеха (неуспеха), возникая вследствие достижения (недостижения) уровня притязаний, влечет за собой его смещение в область более трудных (легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или же ее повышение после неудачи - атипичное изменение уровня притязаний - говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.

  1. Методика исследования.

Существуют 3 параметра оценки уровня притязания:

    Высота уровня притязания: высокий – низкий

    Адекватность уровня притязания: адекватный – неадекватный

    Динамика – как изменяется уровень притязания.