Хазарское государство (650-969 гг.) являлось крупной средневековой державой. Сформировано оно было союзом племен на юго-востоке Европы. Хазарский каганат считался опаснейшей иудейской державой в истории. Контролировал он территорию Среднего и Нижнего Поволжья, Северного Кавказа, Приазовья, нынешнюю северо-западную часть Казахстана, северную область Крыма, а также всей Восточной Европы до Днепра.

Хазарский каганат. История

Выделился этот племенной союз из Западно-Тюркского объединения. Первоначально ядро Хазарского государства располагалось в северной области нынешнего Дагестана. Впоследствии оно переместилось (под натиском арабов) в низовья Волги. Политическое господство хазар распространялось одно время на некоторые

Следует отметить, что происхождение самого народа изучено не до конца. Считается, что после принятия иудаизма, сами себя хазары воспринимали как потомков Козара, который был сыном Тогармеха. По Библии, последний являлся сыном Яфета.

По мнению некоторых историков, Хазарский каганат имеет некоторую связь с потерянными израильскими племенами. Вместе с этим, большинство исследователей склонны считать, что народность имеет все же тюркские корни.

Возвышение хазарского народа связывают с развитием с правителями которого первые (предположительно) имели В 552 году алтайскими тюрками была сформирована огромная империя. Вскоре она была разделена на две части.

Ко второй половине 6 века тюрки распространили свою власть до каспийско-причерноморских степей. В период ирано-византийской войны (602-628 гг.) появились первые свидетельства о существовании хазар. Тогда они являлись основной частью армии.

В 626 году хазары вторглись на территорию современного Азербайджана. Разграбив Кавказскую Аланию и соединившись с византийцами, они взяли штурмом Тбилиси.

К концу 7 века большая часть Крыма, Северного Кавказа и Приазовья находилась под контролем хазар. Нет точных сведений о том, насколько далеко распространялась их власть к востоку от Волги. Однако, несомненно, что Хазарский каганат, распространяя свое влияние, остановил поток кочевников, которые следовали в Европу из Азии. Это, в свою очередь, создавало благоприятные условия для развития оседлых славянских народов и западноевропейских стран.

Хазарский каганат контролировал территорию, на которой проживало достаточно много еврейских общин. Приблизительно в 740 году Булан (один из князей) перешел в иудаизм. По всей видимости, это способствовало укреплению именно его клана. При этом правящая языческая династия хазар начала терять авторитет.

Потомок князя Булана - Обадия - в начале девятого века занял в империи второй пост, сосредоточив реальную власть в своих руках. С того момента сформировалась система двойного государственного управления. Номинально в стране оставались главными представители царского рода, однако, реально правление от их имени осуществляли беки рода Буланидов.

После установления нового управленческого порядка Хазарский каганат начал развивать международную транзитную торговлю, переориентировавшись с завоевательных походов.

В 9 веке в связи с новой волной Волгу стали переходить новые кочевые племена.

Новым противником хазар стало Древнерусское государство. Варяжские дружины, пришедшие в Восточную Европу, начали успешно оспаривать власть над славянами. Таким образом, от хазарского господства освободились радимичи в 885, северяне в 884 и поляне в 864 году.

В период с конца 9-го по первую половину 10-го века Хазария ослабла, но продолжала оставаться весьма влиятельной империей. В большей степени это стало возможно благодаря искусной дипломатии и прекрасно обученной армии.

В гибели Хазарского каганата решающая роль принадлежит Древнерусскому государству. Святослав в 964 году освободил вятичей (последнее зависимое племя). В следующем году князь разбил войско хазар. Спустя несколько лет (в 968-969) князь разгромил Семендер и Итиль (столицы хазарской империи в разные периоды). Этот момент считается официальным концом независимой Хазарии.

Тайны Русского каганата Галкина Елена Сергеевна

Что собой представлял Хазарский каганат?

Хазарское государство существовало в VII – X вв. Столицы – города Семендер на реке Сулак в Дагестане и Атиль в устье Волги. Образован был каганат угро-финским племенем савиров и несколькими тюркскими племенами, которые вторглись в Восточное Предкавказье в VI в. Среди этих тюрков было и племя ко-са – оно, по предположению ученых, дало название народу хазар. Хазарский каганат был влиятельной силой в Восточной Европе, и поэтому о нем сохранилось немало письменных свидетельств в арабской и персидской литературе, у византийцев. Хазары упоминаются в русских летописях. Есть и собственно хазарские источники, среди которых самый важный – письмо Х в. от хазарского царя Иосифа к испанскому еврею Хасдаи ибн Шафруту, в котором царь кратко рассказывает всю историю Хазарии. Но несмотря на множество источников, о Хазарии известно очень мало. Мы рассмотрим только то, что было до и во время существования Русского каганата, то есть до первой половины IX в.

Вот как выглядит квинтэссенция истории хазар VII – начала IX в. по письменных источникам. Сначала хазары кочевали в Восточном Предкавказье, от Каспийского моря до Дербента, а в VII в. закрепились на Нижней Волге и на части Крымского полуострова. Тогда хазары формально были зависимы от Тюркского каганата, который к VII в. ослабел. И в первой четверти VII в. зарождающееся Хазарское государство уже было самостоятельным, но еще не называлось каганатом. Ведь каган в евразийских степях – это титул, который приравнивался к императорскому у европейцев, а каганат – сильное и могущественное государство, под властью которого находится множество племен.

Рядом с хазарами, в Запандом Предкавказье, в VII в. рас – полагалось другое кочевое государство – Великая Болгария. В 660-х гг. хазары в союзе с северокавказскими аланами разгромили его, преследуя болгар, по словам царя Иосифа, до реки Дуна, под которой надо понимать все же не Дунай, а Дон, судя по словам византийской хроники Феофана Исповедника. С того момента, как считают некоторые ученые, Хазария стала каганатом.

Известно, что хазары совершали постоянные набеги на земли Арабского халифата в Закавказье. Уже с 20-х гг. VII в. начинаются периодические вторжения хазар в район Дербента с целью грабежа этого богатого торгового центра. Эти действия хазар и союзных им племен кавказских алан побудили арабского полководца Мервана ибн Мухаммеда выступить в поход на Хазарию. В 737 г. Мерван взял столицу Хазарии – Семендер, а каган, спасая свою жизнь, пообещал ему принять ислам. Однако этого не случилось.

В Хазарию, расположенную на самом важном в Восточной Европе VII – IX вв. Волго-Балтийском торговом пути, в середине VIII в. прибыли еврейские купцы, вероятно, из Хорезма и Византии. Хазарская легенда гласит, что царь Булан предпочел иудаизм христианству и исламу, так как мусульманский и христианский проповедники оба признавали закон Моисея. Так Хазария стала единственным государством Средневековья, где глава и высшая знать исповедовали иудаизм, но не в ортодоксальной форме (хазарские иудеи еще не знали Талмуда, считали себя потомками сына Ноя Иафета, а не Сима, а каган и его окружение содержали большие гаремы).

И простые люди, и хазарская знать вели кочевой образ жизни, основным занятием было скотоводство. От тюрков хазары сохранили жесткую систему социальной организации – «вечный эль». В центре нее находилась орда – ставка кагана, который «держал эль», то есть возглавлял союз родов и племен. Высшим сословием были тарханы – родовая аристократия, а среди них самыми знатными – выходцы из рода кагана. Изначально государством правил каган, но постепенно, в VII – VIII вв. ситуация изменилась. «Заместитель» кагана, шад, который командовал войском и занимался сбором налогов, стал его соправителем (его стали называть каган – бек). А к началу IX в. каган потерял реальную власть и стал сакральной, символической фигурой. Теперь он назначался беком из людей определенной знатной фамилии. Кандидата в каганы душили шелковой веревкой и, когда он начинал задыхаться, спрашивали, сколько тот хочет править. Если каган умирал раньше названного им срока, это считалось нормальным. В ином случае его убивали. При жизни кагана имел право видеть лишь каган-бек. Если в стране случался голод или эпидемия, кагана убивали, потому что думали, что он потерял свою сакральную силу. Гвардия, охранявшая властителей, была наемной и состояла из 30 000 мусульман и русов.

IX в. стал временем расцвета Хазарии. В конце VIII – на – чале IX в. потомок князя Булана Обадия совершил религиозную реформу, приняв как государственную религию раввинистический иудаизм, признававший Талмуд. Несмотря на некоторое противодействие, очевидно, Обадия смог объединить вокруг себя часть хазарской знати.

Все эти сведения об образе жизни и общественном строе хазар известны по арабо-персидским источникам (арабам часто приходилось сталкиваться с хазарами на Кавказе) и по письму царя Иосифа. Никакой «грандиозности» этого государства по свидетельствам современников не ощущается, так же как и в описании его границ, внимательно рассмотренном ранее.

Экономика Хазарии, по мнению очевидцев, также не соответствует самому сильному государству Восточной Европы, от которого зависели все окрестные племена. Известный географ Мукаддаси, описывая общее положение хазар, говорит об их чрезвычайной бедности: «нет ни скота, ни плодов». На дагестанских территориях Хазарии отмечают поля, сады и виноградники, что было традиционным в этом районе и до хазар. Принципиальные сведения о хазарской экономике сообщают Истахри и Ибн Хаукаль:

«Хазары не производят ничего и не вывозят ничего, кроме рыбного клея» .

По словам анонимного автора «Пределов мира», уже цитированным раньше, Хазария поставляла рогатый скот и рабов. Причем территория, откуда поставляли рабов, ограничивалась землями хазарских печенегов. Больше ничего хазары не производили и жили за счет транзитной торговли, ибо находились в южном конце Волго-Балтийского пути: хазары закупали у русов, булгар и в Куйабе меха и перепродавали по всему свету. Но об этом пишут уже географы школы аль-Балхи, чьи сведения относятся в основном к Х в. Ни в «Худуд аль-алам», ни в других произведениях, сохранивших данные первой половины IX в., о таких масштабах транзитной торгов – ли не сообщается.

Более того, необходимо еще раз повторить, что ни один арабский или персидский автор не упоминает о русах и славянах, зависимых от хазар! Не говорит об этом даже царь Иосиф. О каких-то конфликтах между этими племенами упоминает лишь «Генеалогия тюрок» – источник, сложившийся в хазаро-персидской среде в VIII – X вв. и известный по рукописям XII – XIV вв. Эта генеалогия персонифицирует отношения между народами, перенося их на легендарных прародителей. Согласно этому источнику, Рус был братом Хазара и, вторгшись в землю последнего, поселился там. Саклаб, племянник Руса и Хазара, попытался вселиться в область Руса, Хазара и Кимера (легендарного предка булгар и буртасов). После того как Саклабу не удалось поселиться на юге, он добрался до того места, где «сейчас находится земля славянская». Даже здесь не упоминается о какой-либо зависимости славян от хазар. Наоборот, указывается на славянскую экспансию в южном от Поднепровья направлении. Что это за экспансия – рассмотрим позже.

Памятники хазарской эпохи в Дагестане

Таким образом, по состоянию на VIII – начало IX в. ни данные аутентичных (то есть одновременных) письменных источников, ни археологические материалы не подтверждают существования огромного Хазарского каганата, якобы простиравшегося от Нижней Волги до Днепра. Еврейско-хазарская переписка и арабо-персидские географы локализуют Хазарию в восточном Предкавказье и в дельте Волги, причем крайним пограничным пунктом с запада в письме Иосифа называется крепость Саркел (Левобережное Цимлянское городище), а до 30-х гг. IX в. и низовья Дона не входили в Хазарский каганат.

Данные археологии полностью подтверждают такое расположение Хазарии. СМК представляет собой культурно-историческую общность, сложившуюся у нескольких разных и не связанных единым государством этносов вследствие сходных природных условий обитания и общих в целом видов хозяйственной деятельности. Данная КИО включает в себя и культуры алан Северного Кавказа (краниологический тип, керамика, крепостное строительство, прикладное искусство – сходство с лесостепным вариантом СМК), Волжской и Дунайской Болгарии (краниологический тип, обряд погребения, керамика, крепостное строительство, домостроительство, прикладное искусство, ремесло – сходство с праболгарскими вариантами).

На нижней Волге и в восточном Дагестане, где современники локализуют Хазарию, выделяются дагестанский и крайне неисследованный нижневолжский варианты СМК, менее всего связанные с СМК «в узком смысле». При этом хазарский этнос в «чистом виде» еще не выявлен (подкурганные погребения с ровиками могут трактоваться не яснее, чем «тюркские»), до сих пор не обнаружены города Итиль, Семендер, Беленджер. Поэтому есть все основания уже на новом уровне согласиться с выводами Б. А. Рыбакова, А. Г. Кузьмина, Г. С. Федорова: Хазарский каганат к началу IX в. представлял собой небольшое полукочевое государство, имевшее некоторое влияние лишь за счет положения на Шелковом и Волго-Балтийском торговых путях. Представления же об огромных размерах Хазарии, благодаря которой в VIII – IX вв. восточные славяне осваивали новые земли, действительности не соответствуют.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

2. Хазарский каганат 685 Структура хазарского государства соответствует традиционному образцу кочевых империй Евразии. Хазары изначально были ордой всадников, которой удавалось политически контролировать соседние земледельческие племена. Их господство, однако, было

Из книги Несбывшаяся Россия автора

Глава 5 КАК ЖИЛ ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ? Поскреби еврея - найдешь хазарина. Археолог Артамонов, специально изучавший вопрос ХАЗАРЫ И РУСЬХазар на Руси очень даже знали. Вплоть до создания государства Рюриковичей дань хазарам платили древляне, поляне, радимичи, вятичи. Князь

Из книги Правда и вымысел о советских евреях автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 6 Как жил Хазарский каганат? Во снах существую, и верю я, И дышится легче, когда Из Хайфы летит кавалерия, Насквозь проходя города. И. Губерман Поскреби еврея - найдешь хазарина. Археолог М. А. Артамонов, учитель Л. И. Гумилева - а он специально изучил вопрос Хазары

Из книги Нерусская Русь. Тысячелетнее Иго автора Буровский Андрей Михайлович

Хазарский каганат Хазарский каганат возник в 650 году и пал только в 969 году под ударом войска варяжско-русского князя Свендослава-Святослава. Это было гигантское государство, занимавшее все Северное Причерноморье, бо?льшую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее

Из книги Великие империи Древней Руси автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ И АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ Итак, к середине VII в. карта Восточной Европы изменилась. В лесах развивались славянские княжества, в степях господствовали Болгария и Хазария, на Северном Кавказе вернула независимость Алания, а в горах восточной части Кавказа

автора Буровский Андрей Михайлович

Хазарский каганат Хазарский каганат был гигантским государством, занимавшим все Северное Причерноморье, бо?льшую часть Крыма, Приазовье, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. Во власти хазар оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы:

Из книги Рюриковичи. Собиратели Земли Русской автора Буровский Андрей Михайлович

Хазарский каганат и печенеги В 967 году Хазарский каганат пал под ударами войска князя Святослава. И оказалось - каганат сдерживал движение в южнорусские степи кочевников-печенегов. Печенеги уже в 915 и 920 годах воевали с князем Игорем. В 943 году Игорь заключил с ними союз

Из книги Великая война России [Почему непобедим русский народ] автора Кожинов Вадим Валерианович

II. Русь и Хазарский каганат Выше обрисованы, конечно, только самые общие (и к тому же далеко не полные) контуры явления, вошедшего в историю под именем Хазарского каганата. Но нам пора перейти к роли каганата в истории Руси. Мы видели, что уже Карамзин подверг сомнению тот

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ Еще в 70-е годы VI в. тюркюты достигли Кавказа и берегов Черного моря. Именно от них хазары заимствовали многие политические институты своего Хазарского каганата. В описаниях хазар упоминаются привычные тюркские титулы вождей и старейшин. Однако

Из книги Древняя Америка: полет во времени и пространстве. Мезоамерика автора Ершова Галина Гавриловна

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

9. Что представлял собой новый курс Рузвельта? К началу 1930-х гг. США стали признанным экономическим центром капиталистического мира, олицетворением технического прогресса.Но экономический кризис 1929–1933 гг. убедительно продемонстрировал, что «уникальная» система

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Крым. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

Хазарский каганат Хазарское государство, образовавшееся в Прикаспийской низменности в начале VII в., было изначально этнически неоднородным. Сами хазары, по определению Л.Н. Гумилева, относятся к кавказским племенам Дагестана, но уже в конце VI в. они и другие племена

Из книги Распад Тюркского каганата. VI–VIII вв. автора Ахматнуров Сабит Садыкович

Глава VI Хазарский каганат О хазарах известно со времён европейской империи гуннов IV–V вв. н. э. В период становления Великого Тюркского каганата они поддержали Истеми-кагана и участвовали в походе на Грузию и Азербайджан (6, с. 146–152).История возникновения и таинственного

В Раннее Средневековье в Восточной Европе по соседству с Киевской Русью существовало такое мощное государство как Хазарский каганат. Сами хазары изначально были кавказским племенем, жившем на территории современного Дагестана. Затем этот народ мигрировал и обосновался по берегам Каспия и в низовьях Терека. В то время уровень Каспийского моря был на 8 метров ниже нынешнего. Поэтому волжская дельта была чрезвычайно большой и доходили до полуострова Бузачи. Все эти земли изобиловали рыбой и виноградом, принесённым хазарами с Кавказа.

Врагами у прикаспийских хазар были буртасы и булгары. В VI веке и тех и других подчинили себе тюрки. Затем у победителей начались династические распри. Одни тюрки при этом опёрлись на булгар, другие на хазар. Победу одержали хазары и их союзники. Булгары бежали на Среднюю Волгу, где основали город Великий Булгар. Другая часть булгарской орды, возглавляемая ханом Аспарухом, ушла на Дунай. Там она смешалась с местными племенами славян и положила начало болгарскому народу.

В VII-VIII веках хазары подверглись натиску арабов. В этой войне им помогли тюрки. Народ этот был очень храбрым и воинственным. Именно тюрки первыми освоили такое оружие всадника как саблю. В середине VII века тюркскую династию разбила китайская династия Тан (618-907). Представитель разбитой династии бежал к хазарам. Те приняли его и сделали своим ханом, так как хан-тюрк их устраивал.

Он кочевал со своей ставкой в низовьях Волги, весной откочёвывал на Терек, лето проводил между Тереком, Кубанью и Доном, а с приходом зимы возвращался на Волгу. Такого хана не нужно было содержать. Он не требовал налогов, а кормился собственным кочевым хозяйством. Именно тюркские ханы, став во главе хазар, организовали их защиту от арабов. Те наступали из Азербайджана через Дербент на Терек и Волгу. Но их нашествие было отбито. После этого в Прикаспии было образовано совместное тюркско-хазарское государство.

Хазары и еврейский народ

История различных народов примечательна миграцией населения. При этом миграции сильно различаются. Случается, что народ переселяется на чужую территорию и полностью к ней приспосабливается. Так произошло со славянами. С верховьев Вислы они распространились до Балтики, Адриатического и Эгейского морей. При этом сумели обосноваться везде. А вот вандалы, свевы и готы смешались с местным населением и исчезли.

Во все времена существовала ещё одна миграция: группа купцов или завоевателей создавали свою небольшую колонию на чужой территории. Сюда можно отнести англичан, колонизировавших Индию и французов, создавших африканские колонии. Первые не стали индусами, а вторые – неграми. Поработав и послужив вдали от дома, они возвращались обратно. Для хазар колонизаторами стал еврейский народ, а точнее, его персидская и византийская ветви.

Персы и византийцы выдавили евреев со своих земель, и те нашли пристанище к северу от Терека. Здесь проходили торговые пути, а жившие в этих местах хазары не проявили к беженцам агрессивности. Те же, используя свою грамотность, стали осваивать и развивать занятия, которые были несвойственны местному населению. В их руках оказались торговля, дипломатия, образование.

В начале IX века еврейское население Хазарского каганата к своему интеллектуальному и экономическому могуществу добавило и политическое. Мудрый Обадия прибрал к рукам фактическую власть в государстве. Он выгнал тюрок, которые составляли военное сословие. При этом опирался на наёмные отряды гузов и печенегов. Хазарские тюрки сопротивлялись, но были разбиты и отступили в Венгрию.

В IX веке начал разваливаться Багдадский халифат. Его главный город Багдад высасывал все соки из подвластных областей и ничего не давал взамен. Как результат, откололись Испания, Марокко, Алжир, Тунис. Отделились Египет, Восточный Иран, Средняя Азия и обособилась область Дейлем у южного побережья Каспийского моря. Эту область населяли крайне воинственные люди, а исповедовали они ислам в форме шиизма.

Хазарский каганат на карте

Они захватили часть Азербайджана до Дербента, западные районы Персии и покорили Багдад. Таким образом, удобный путь от Волги по берегу Каспийского моря до Багдада оказался под контролем дейлемитов. А те не пропускали никого.

В результате этого еврейское правительство Хазарского каганата оказалось в трудной ситуации, так как торговые пути на юг были отсечены. До этого евреи привлекали на службу воинов из Гургана и платили им высокую плату. Но курганцы отказались воевать против мусульман-дейлемитов, так как те были единоверцами. И тогда Хазарский каганат вынужден был нанять русов на тех же условиях.

С дейлемитами русы столкнулись в 913 году и были разбиты мусульманами. В неудачном походе полегла вся русская дружина, а Хазария после этого два десятилетия была занята мелкими конфликтами со славянами и возникшим Киевским княжеством.

В 939 году произошло очень важное историческое событие. Русский князь Игорь захватил город Самкерц (Тамань), принадлежащий хазарам и расположенный на берегу Керченского пролива. В ответ на это в 940 году на русов двинулась хазарская армия под командованием еврея Песаха. Тот освободил Самкерц, переправился с войском через Керченский пролив и прошёл маршем по южному берегу Крыма. Затем Песах перешёл Перекоп, дошёл до Киева и обложил русское княжество данью. Обо всех этих событиях рассказывается в «Повести временных лет».

В 943 году хазары вновь послали русов уже как данников на Каспий для войны с дейлемитами. Русская дружина захватила в низовьях реки Куры крепость Бердаа. Но после этой победы среди русских воинов началась дизентерия. Она оказалась страшнее вражеских сабель. Русы поспешно погрузились в ладьи и отплыли от неприветливых берегов. Но на родину не вернулся никто.

Для Киевской Руси Хазарский каганат стал чрезвычайно серьёзной проблемой, которая по своей значимости превзошла войну с Византией. В результате этого, летом 964 года молодой киевский князь Святослав начал поход против хазар. Он не повёл свою дружину от Киева к Волге через степи. Русы поднялись по Днепру до верховий и перетащили ладьи в Оку. По Оке и Волге Святослав добрался до столицы Хазарии города Итиля.

Итиль располагался на большом острове шириной 18 км. Образовывали его две волжские протоки: сама Волга с запада и Ахтуба с востока. В те времена река Ахтуба была такой же полноводной, как и Волга. В городе была каменная синагога, дворец царя, большие деревянные дома. Стояла каменная мечеть, так как с мусульманами обращались вежливо.

Воины Святослава против хазар

Дружина Святослава окружила город, но многие хазары до этого убежали в дельту Волги и спрятались в лабиринте проток. А вот еврейское население Итиля осталось за городскими стенами. Оно вышло сражаться с русами и было наголову разбито.

После этого Святослав двинулся на Терек и окружил второй по значимости в каганате город Семендер. Его жители сопротивлялись не долго. Они сдались на милость победителей. Русы забрали у населения лошадей, волов, телеги и двинулись через Дон домой. По пути они взяли штурмом крепость Саркел и разрушили её.

В результате похода 964-965 годов Святослав исключил из зоны влияния хазар Волгу, среднее течение Терека и часть Среднего Дона. Но основным достижением похода явилось то, что Киевская Русь вернула себе независимость и перестала платить дань Хазарскому каганату.

Закат Хазарского каганата

В 80-е годы X века многие хазары приняли ислам и получили помощь от Хорезма. Каган и его двор опять вернулись в Итиль, но в 985 году киевский князь Владимир организовал новый поход на Хазарию и обложил её данью. В XI веке хазары полностью утратили своё политическое влияние в регионе. Они не смогли противостоять половцам и начали покидать исконные земли.

В XII веке вместо Итиля появился город Саксин. В нём жили хазары-мусульмане, но их было немного. А вот хазары-иудеи мигрировали в Европу, где растворились среди других иудеев. На бывших землях каганата начали господствовать кочевники. Объединились эти территории в единое целое только во времена Золотой орды.

Алексей Стариков

В VII-X веках государство кочевых хазар занимало обширные территории от Средней Азии и Северного Кавказа до современных Украины, Крыма и Венгрии. В нем проживали самые разные народы, исповедовавшие различные религии - от монотеистических христианства, ислама и иудаизма до язычества, тенгрианства и шаманизма. Чем же была вызвана такая удивительная религиозная толерантность и веротерпимость хазарского государства?

Веротерпимость Хазарского каганата

Действительно, практически все остальные страны, окружавшие Хазарский каганат, придерживались одной монотеистической государственной религии и с большим трудом принимали религиозные меньшинства, проживавшие на их территориях. В Хазарии же все было иначе: многочисленные источники сообщают о религиозном плюрализме и веротерпимости этого государства. Так, по сообщениям мусульманского автора ибн Русте, правитель дагестанской области Сарир, входившей в состав каганата, по пятницам ходил молиться в мечеть, по субботам в синагогу, а по воскресеньям в церковь. Географ Гардизи добавлял, что так делали и остальные жители Сарира. К данному сообщению следует отнестись скорее как к историческому анекдоту, показывающему, тем не менее, степень религиозной толерантности хазарского государства.

А вот уже более подробное описание судебной системы хазар у арабского географа Х века Абуль-Хасана аль-Масуди: «В хазарской столице по правилу семь судей (кади); два из них для мусульман; два - для хазар, которые судят в соответствии с Торой; два - для христиан, которые судят в соответствии с Евангелием; и один для саклабов, русов и других язычников, который судит согласно языческому [обычаю], т. е. по велению разума».

Далее Аль-Масуди подробно описывает, какие именно религии исповедовали различные слои населения Хазарии. Иудаизм, по его сведениям, был религией достаточно ограниченного, однако максимально влиятельного меньшинства: его придерживалась хазарская знать, царь, его свита и хазары царского рода. Большинство населения страны было мусульманами, из которых и состояло в основном войско Хазарии; они были также известны под названием «ал-ларисийа» или «арсийа».

Язычниками в Хазарии, по сведениям Масуди, были славяне (по-арабски «сакалиба») и русы. Под «русами» имелись в виду, несомненно, варяги с территории северной и центральной Руси. Географ пишет следующее об их языческих обычаях: «Они сжигают своих мертвецов вместе с их конями, утварью и украшениями. Когда умирает мужчина, его жену заживо сжигают вместе с ним, но если умирает женщина, то мужа не сжигают». Русы и славяне также служили в войске хазарского правителя.

Из других источников мы знаем, что язычество в форме тенгрианства исповедовали преимущественно тюркские обитатели каганата, в особенности савиры и сами хазары (за исключением правящей аристократии). Обожествляя солнце, гром, огонь и воду, главным они считали бога неба и солнца - Тенгри (хана). Богам поклонялись в капищах и священных рощах, принося в жертву лошадей.

Какая религия была главной?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. С конца VIII - начала IX веков религией хазарской аристократии становится иудаизм. Однако, насколько сильно он был распространен среди всего населения каганата, сказать сложно. По мнению таких исследователей этой темы, как Б. Заходер и В. Минорский, иудаизм был религией лишь хазарской аристократии, т. е. кагана и его окружения. О распространении иудаизма в Хазарии исключительно среди правящей элиты и аристократии также говорит и полное отсутствие каких-либо археологических памятников с выраженной иудейской символикой на территории каганата. Не найдены ни упоминающиеся в документах синагоги, ни религиозные школы, ни погребения, ни граффити, ни какие-либо другие свидетельства об исповедовании хазарами иудаизма.

Мусульманские источники (аль-Истахри, ибн Русте, ибн Хаукаль и др.) пишут о том, что большинство жителей Хазарии исповедуют христианство и ислам. Приведем выдержку из аль-Истахри (около 950 года): «Царь их - еврей [иудей]. У него около 4000 пешего войска. Хазары - магометане, христиане, евреи и язычники; евреи составляют меньшинство, магометане и христиане большинство; однако царь и его придворные - евреи; простой народ состоит главным образом из язычников».

При этом, по мнению аль-Масуди, войско хазар состояло в основном из мусульман, христиан и отчасти язычников (славян и варягов-русов). По сведениям других авторов, среди тюркских народов каганата большинство язычников составляли тенгриане, поклонявшиеся богу неба Тенгри.

Насколько веротерпимо было хазарское государство?

Несмотря на вышеуказанную общую атмосферу веротерпимости, безусловно, между представителями различных религий каганата случались и конфликты. К примеру, мусульманский географ ал-Йакут писал о том, что хазарский царь велел разрушить минарет в городе Итиле и казнил местных муэдзинов в ответ на разрушение мусульманами синагоги в Дар аль-Бабунадж. Или можно вспомнить жестокое подавление хазарами около 787 года восстания Иоанна Готского в христианской области Готия в Крыму. Однако, эти межрелигиозные конфликты были скорее исключением, чем правилом.

Чем была обусловлена веротерпимость хазар?

Какое объяснение можно найти данной, достаточно удивительной для сурового средневекового менталитета, толерантности по отношению к другим религиям? Исследователь О. Б. Бубенок предположил, что религиозную толерантность хазар можно объяснить поликонфессиональностью и равнодушием к вопросам религии, свойственным для кочевых народов средневековья. Однако к IX-X векам жители Хазарского каганата уже были фактически оседлыми народами, жившими преимущественно в городских центрах и, помимо военной деятельности, занимавшимися земледелием, торговлей и ремеслом.

Другие исследователи дают иное объяснение этому феномену. Дело в том, что, по обычаям тех времен, религию надо было принять от центров религиозной пропаганды других государств - признавая тем самым эти государства в качестве своих патронов. Вспомним, к примеру, что византийский император потребовал вассальной зависимости от русского князя Владимира в качестве услуги за обращение русов в православную веру, и, чтоб избежать этого, Владимир начал свой знаменитый поход против Византии, захватив средневековый Херсон. По этой причине принятие христианской религии в качестве единственной веры государства значило бы для хазар попасть в вассальную зависимость от Византии или Рима, в то время как принятие мусульманства - зависимость от арабского халифата. С иудаизмом было проще - его можно было принять, не становясь вассалом ни одного другого государства. Что и сделала правящая верхушка хазар, сохранив при этом также и другие религии в качестве допустимых и не преследуемых государством. Поэтому на территории каганата и смогли уживаться такие разноплановые религии, как раввинистический иудаизм, византийское христианство, шиитский ислам, тенгрианское язычество и шаманизм.

Подобного религиозного плюрализма не знала, пожалуй, ни одна крупная держава того времени. Возможно, впрочем, что именно отсутствие консолидирующего фактора в виде единственной государственной религии стало одной из основных причин падения каганата в Х веке.

Значительным явлением в тюркской и общемировой истории был Хазарский каганат. Но история этого государства часто описывается в качестве фона или контекста истории других народов. Она все еще не вписана в систему общетюркской цивилизации и государственности татарского народа, хотя есть немало признаков-критериев (общность исторического происхождения, языка, образа жизни и т.д.), позволяющих рассматривать Хазарию как важную составляющую тюркской цивилизации и татарской субкультуры.

Создание Хазарского каганата

Хазарский каганат (с VII по X вв.) стал первым раннефеодальным государством на востоке Европы, возникшим к середине VII в. в прикаспийских степях в результате распада Западно-Тюркского каганата.

Тюркоязычные хазары - кочевники и скотоводы появились здесь после гуннского «броска» в Европу. По свидетельству сирийского историка Захария Митиленского, на рубеже V - VI вв. в северо-западном Прикаспии обосновалось 13 тюркоязычных племен, среди которых были савиры, авары, болгары, хазары. Хазары вместе с савирами проявляли себя как заметная военная сила, совершая походы на византийские и иранские владения в Закавказье.

В 560-570-е гг. хазарские племена подпали под влияние Тюркского каганата. Вместе с основными тюркскими группами каганата, заключившего союз с Византией, хазары участвовали в походах на Иран. После ослабления и распада Западно-Тюркского каганата хазары оказались одним из самых крупных и влиятельных племен Северного Кавказа, создав новый союз племен - Хазарский каганат. Власть в каганате сохранила в своих руках тюркская (тюркютская) династия Ашина.

Племена Хазарского каганата

Во второй половине VII в. хазары, воспользовавшись разделением Великой Болгарии между сыновьями хана Кубрата, подчинили себе часть болгарских племен. В составе Хазарского каганата оказались также савиры, барсилы, беленджеры, аланы и другие местные племена.

Территория Хазарского каганата

В конце VII - начале VIII в. хазары смогли подчинить себе близлежащие восточнославянские племена и обложили их данью. В результате военного противостояния с Византийской империей на рубеже VII-VIII вв. хазары овладели Таманским полуостровом, Боспором, большей частью Крымского полуострова, за исключением Херсонеса.

Во времена наивысшего расцвета в начале VIII в. Хазарский каганат включал в себя обширные территории Северного Кавказа, все Приазовье, большую часть Крыма, контролировал степные и лесостепные просторы вплоть до Днепра. Несмотря на усиление хазарского присутствия в Причерноморье, встревоженная арабскими походами Византия устанавливает с Хазарией союзные отношения.

VII - VIII вв. были периодом взрывоподобной экспансии арабской цивилизации, создавшей огромную империю - , простиравшийся от реки Инд в Азии до Пиренейских гор в Европе. Уже в ходе первых военных кампаний арабы теснят могущественные державы того времени - Византийскую империю и Сасанидский Иран, ослабленные внутренними противоречиями и извечной взаимной борьбой.

В середине VII в. завершилось арабское завоевание Ирана, а в начале VIII в. в состав арабского государства вошли Закавказье и часть Средней Азии. Центром процветающего халифата стал Багдад.

Хазары совершили несколько походов в контролируемые арабами земли Закавказья. В ответ арабы в 735 г., преодолев Кавказские горы, нанесли поражение хазарам. Хазарский каган и его окружение восприняли от арабов ислам, который затем распространили среди части населения каганата. Это результат арабского цивилизационного влияния, проникновения в страну арабских проповедников и мусульманских купцов.

Столица Хазарского каганата

После арабских походов центр каганата перемещается на север. Столицей каганата сначала был древний город Семендер в Северо-Кавказском Прикаспии, а затем город Итиль на Нижней Волге (неподалеку от современной Астрахани). Город располагался на обоих берегах Волги и на небольшом острове, где расположилась резиденция кагана. Он был обнесен стенами и имел хорошую систему укреплений.

В восточной части города (Хазаран) располагался ремесленноторговый центр с крупными ярмарочными площадями, караван-сараями, мастерскими, а западную населяли чиновная и военная аристократия, здесь же располагались административные здания и ханский дворец.

Население столицы, как и всего каганата, было пестрым в этническом отношении: кроме хазар здесь жили болгары и аланы, тюрки и славяне, арабы и хорезмийцы, евреи и византийцы. Многие приезжие купцы задерживались в Хазарии подолгу. Мусульмане имели мечети христиане церкви, иудеи - синагоги, а язычники - языческие храмы и места молений.

По свидетельству современников, в городе насчитывалось не менее 30 мечетей, приходских училищ и школ Жилые постройки состояли из деревянных домов или шатров, войлочных юрт и полуземлянок. Итиль просуществовал до 965 г., когда был разрушен киевским князем Святославом Игоревичем.

Экономика Хазарского каганата

Основным хозяйственным занятием населения Хазарии оставалось полукочевое скотоводство, но активно развивались земледелие, садоводство и виноградарство. Многие зерновые, огородные и садовые культуры пришли к земледельцам Хазарского каганата из Центральной и Средней Азии, с Ближнего Востока, из Южной и Центральной Европы. Близость Каспийского и Азовского морей, Волги, Дона и других рек сделала для населения Хазарии привычным рыболовство.

Летом многие скотоводы отправлялись на временные кочевья, зимой жили в поселениях и городах. Стремительно развивалось ремесло, которое перенимало наиболее прогрессивные технические приемы и технологии различных цивилизаций и народов.

Торговля Хазарского каганата

Особое значение в формировании Хазарского каганата и расширении его международных связей играла торговля.

Каганат оказался на пересечении традиционных торговых путей с востока на запад () и из Балтики в Каспийское и Черное моря (Великий волжский путь).

С севера шли меха, скот, мед и воск, белужий клей, с юга везли арабскую сталь, ювелирные изделия, с востока - пряности, драгоценные камни, с запада - оружие, изделия из металла, ткани. Каганат был транзитным маршрутом в торговле невольниками, однако рабовладение не получило здесь заметного распространения и по своему типу было близко к патриархальному рабству.

Саркел крепость хазарского каганата

Крупнейшим городом Хазарии был город Саркел (от хазарского «белый дом»), построенный в IX в. на пересечении нескольких торговых караванных путей с водным. В 834 г. византийский император Феофил по просьбе хазарского кагана направил на Дон архитектора для строительства каменной крепости, которая и была возведена местными мастерами. Крепость защищала расположенный по соседству торговый город и была отделена от него рвом. На внутренней территории крепости, имевшей толстые кирпичные стены и башни, располагалась цитадель с двумя сторожевыми башнями.

Саркел быстро рос и вскоре превратился в крупнейший город Приазовья с разноязычным населением, заметную часть которого составляли болгары. Впоследствии город был сильно разрушен дружинниками князя Святослава, но просуществовал как южная русская твердыня под названием Белая Вежа вплоть до середины XII века.

Византия и Хазарский каганат

Хазария, оказавшись в зоне геополитической конкуренции крупнейших империй и цивилизаций (Византия, Арабский халифат), втягивалась не только в их военное соперничество и политику, но и стала причиной культурно-религиозного противоборства. В связи с такой ролью Хазарского каганата в Прикаспийско-Причерноморском регионе вопрос о государственной религии приобретал ключевое значение. Изначально язычники - болгары и хазары подвергались влиянию арабов-мусульман, а византийцы внедряли христианство, создав в VIII века на территории каганата митрополию с семью местными епархиями.

Почти одновременно с принятием ислама часть хазар Северного Дагестана стала исповедовать иудаизм, который принесли на Кавказ евреи, изгнанные сначала из Сасанидского Ирана, а затем из Византии.

Иудаизм в Хазарском каганате

Хазары проявляли значительную веротерпимость, о чем свидетельствовали многие современники. Вероятно, поэтому попытки объявить одну из религий государственной не встречали сопротивления в обществе. Так произошло, когда на рубеже VIII-IX вв. каган Обадия сместил прежнюю тюркскую династию и объявил иудаизм государственной религией.

Окружение кагана приняло иудаизм, а большая часть населения продолжала исповедовать язычество, ислам и христианство. В среде местных феодалов произошел раскол, хазарские князья - противники нового кагана решили опереться на помощь венгров, кочевавших в это время за Волгой, а Обадия нанял тюркские отряды печенегов и гузов (огузов). Началась междоусобная борьба, в результате которой проигравшие ушли на Дунай, а кто-то из них, вполне вероятно, откочевал в Среднее Поволжье.

Разгром Хазарского каганата

В конце IX в. берега Дона и причерноморские степи заполняют новые тюркские кочевники - печенеги, серьезно затруднявшие хазарскую внешнюю торговлю. Еще более опасную угрозу для гегемонии Хазарского каганата и хазарской торговли представляла Киевская Русь, которая также стремилась поставить под свой контроль транзитную торговлю востока Европы: Великий шелковый путь и балто- черноморско-каспийский путь. В результате многочисленных русских походов были ослаблены основные жизнеобеспечивающие центры города Итиль, Семендер и Саркел. Восстановить каганат оказалось невозможным.

Племена и народы каганата переселились либо ассимилировались другими этносами, главным образом с печенегами, а затем с . Этноним «хазары» некоторое время еще бытовал в Крыму, который итальянские источники продолжали именовать Хазарией вплоть до XVI в.

По всей вероятности, дальними потомками хазар можно считать небольшой тюркоязычный народ караимы, исповедующий караимистскую версию иудаизма, проживавший в Крыму в средние века и частично переселившийся в XIV веке в Польшу, Литву и на Украину.


Close