§ 26. Государственное устройство и управление Новгорода

В древнейшее время своего существования под властью киевских князей, то есть в X и XI вв., Новгород ничем не отличался от прочих русских городов. Кто княжил в Киеве, тот владел и Новгородом. Киевские великие князья держали в Новгороде своего наместника, обыкновенно одного из своих сыновей, и управляли Новгородскою областью по общему порядку, как управляли Киевом. Но когда в Киевской Руси, после смерти Владимира Мономаха (1125), начались непрерывные распри князей за Киев, Новгород воспользовался княжескими усобицами и перестал послушно принимать себе князей из руки Киевского князя. Новгородское вече стало само приглашать князей в Новгород , избирая их из разных ветвей русского княжеского рода и предлагая им от себя известные условия. Такой порядок мог утвердиться в Новгороде в XII в. потому, что Новгородская земля была далека от Киева: с одной стороны, ослабевшие князья киевские не имели сил держать дальний Новгород в подчинении себе; а с другой стороны, князья, искавшие Киева, не хотели связывать свою судьбу с Новгородом, они боялись, сидя в Новгороде, упустить Киев и оттого держались на юге, предоставляя Новгородский стол младшей братье. Усвоив себе обычай избирать князя, новгородцы в то же время начали избирать себе и «владыку». До середины XII в. архиерея (сперва епископа, потом архиепископа) присылал в Новгород Киевский митрополит по своему собственному выбору. С середины XII в. новгородцы стали сами выбирать архиепископа из местного духовенства и посылали его от себя к митрополиту для доставления в сан. Наконец, новгородцы стали взамен прежних княжеских посадников и тысяцких выбирать своих и, таким образом, окружили князя своими чиновниками, требуя, чтобы он управлял в Новгороде только с «новгородскими мужами», а не со своею княжескою дружиною .

Добившись такого порядка, Новгород добился полной политической независимости и обособленности. Он превратился в самостоятельное государство, в котором верховная власть принадлежала вечу. Вече избирает князей и изгоняет их; избирает владык и в случае недовольства ими сводит их; избирает и увольняет сановников, управляющих делами Новгорода. Вече установляет новые законы, утверждает договоры с иноземцами, решает вопросы о войне и мире. Вече судит важнейших лиц и важнейшие дела - от столкновений князя с новгородскими сановниками до преступлений пригорожан новгородских. Словом, новгородское вече направляет всю политическую жизнь Новгорода и его земель. Местом собрания веча бывал «Ярославов двор» (площадь у торга на Торговой стороне) или же площадь в Детинце у святой Софии . На вече шел всякий свободный граждански новгородец, имевший свое хозяйство (дети, хотя бы и взрослые, но жившие в хозяйстве отца, не считались в древней Руси полноправными гражданами). Одинаково с новгородцами на вече могли идти и жители пригородов, приезжавшие в Новгород. Дела на вечах решались не по большинству голосов, а общим криком (предполагалось – единодушно). На наш современный взгляд, этот способ кажется странным и беспорядочным. Чтобы понять его, надобно помнить, что Новгород состоял из нескольких общин - «концов», делившихся в свою очередь на меньшие общины - «сотни» и «улицы». На вечах члены этих общин стояли, конечно, вместе и легко могли сговориться между собою по каждому делу, так что после переговоров выяснялось мнение каждой общины. А из суммы этих мнений и составлялось мнение веча. Стало быть, не было нужды считать отдельные голоса людей, составлявших тысячную толпу: надобно было только убедиться, что все общины, составлявшие Великий Новгород, сошлись на том или другом решении. В случае согласия их дело считалось решенным. Если же согласия не достигали, то ссорились и даже дрались. Иногда из одного веча образовывалось два взаимно враждебных. Начиналось междоусобие; всего чаще на мосту через Волхов сходились враги для боя, и владыка новгородский с духовенством спешил мирить сограждан.

При таких порядках, понятно, вече не могло толково обсуждать подробности сложных и важных дел. Оно могло только, выслушав готовый доклад по делу, принять его или отвергнуть. Такие доклады подготовлялись для вечевых собраний особым правительственным советом . В него входили все важнейшие новгородские сановники - посадники и тысяцкие , как те, которые были в должности («степенные»), так и те, кто уже оставил должность («старые»). Во главе совета стоял в древнейшее время князь, а потом - «владыка». Совет назывался по-новгородски «господою»; немцы, торговавшие с Новгородом, называли его «Herren». Вся государственная жизнь Новгорода подлежала владению «господы»; она руководила и внешними сношениями, и вечевою деятельностью. Чем далее шло время, тем влиятельнее становился в Новгороде этот аристократический совет.

Избирая себе князя, новгородское вече вступало с ним в договор, или «ряд». Оно обязывало князя целовать крест на том, на чем целовали Новгороду крест его предки: «Новгород держати в старине по пошлине». Само же вече целовало князю крест на том, чтобы его «княжение держати честно и грозно без обиды». По новгородской «пошлине», то есть по старому обычаю, князь в Новгороде был высшею военною и правительственною властью. Он предводительствовал новгородскою ратью, был верховным судьею и правителем новгородским. Среди своих внутренних ссор и усобиц новгородцы очень нуждались в справедливом посреднике, который бы ни от кого из них не зависел, «любил добрых и казнил злых». Таким посредником и являлся князь. Но чтобы сам князь не обратил своей власти против Новгорода, новгородцы ставили ему ряд условий. Они рассматривали князя как постороннего Новгороду иноземца и потому обязывали его и его дружину не приобретать в Новгородских владениях земли и челяди и не торговать самому, без посредства новгородских купцов, с немцами на немецком дворе. Таким образом, князь не мог никакими путями войти в состав новгородского общества и всегда оставался для Новгорода посторонним. В ту минуту, когда вече «показывало ему путь из Новгорода», то есть отказывало ему от власти, князь терял всякую связь с Новгородом и сейчас же мог оставить Новгородские пределы. Как постороннее Новгороду лицо, князь и жил не в самом Новгороде, а верстах в трех от Новгорода, ближе к Ильменю, в так называемом Городище. Править Новгородом князь обязывался, не изменяя новгородских законов и порядков, притом с постоянным участием посадника, избранного вечем. Посадник сопровождал князя на войну, присутствовал при княжеском суде, вместе с князем назначал должностных лиц на низшие должности, словом, контролировал каждое действие князя. Управлять Новгородом князь должен был исключительно посредством новгородцев, никуда не назначая своих дружинников; кроме того, и сам он должен был находиться в Новгородских пределах, а если уезжал оттуда, то терял право управлять Новгородом. За свою службу Новгороду князь получал «дары» и «дань» в точно определенном размере и, сверх того, пользовался разными угодьями и правом охоты в особо отведенных местах. В свою очередь, князь давал новгородцам различные льготы в своем княжестве, откуда он был приглашен в Новгород.

Выборные новгородские сановники, посадник и тысяцкий , вели текущие дела управления, помогая князю и в то же время наблюдая за ним. Посадник ведал гражданские дела, а тысяцкий был предводителем новгородской «тысячи», то есть ополчения. Под ведением посадника находились выборные старосты концов («кончанские», или «конецкие») и улиц («уличанские», или «улицкие»). Тысяцкому были подчинены сотские - начальники десяти «сотен», составлявших тысячу. В древности всегда бывало так, что каждый чиновник не только управлял, но и судил своих подчиненных; по общему обычаю был свой суд и у посадника, и у тысяцкого. Вече выбирало этих сановников без срока; они были на степени, то есть правили свою должность, пока были угодны вечу. Посадник всегда выбирался из знатнейших и богатейших новгородцев, из больших «бояр », и поэтому был представителем новгородской аристократии. Напротив, тысяцкий представлял собою всю новгородскую массу, входившую в «тысячу».

Управление пятин новгородских и пригородов находилось в руках выборных новгородских властей. Пятины и пригороды были приписаны к «концам» Новгорода и сносились с Новгородом через свой «конец». Что же касается до новгородских «земель» и «волостей», то степень и порядок их зависимости от Новгорода трудно определить. Ими правили скорее всего новгородские промышленники, которые в них заводили свои промысла и устраивали свое частное вотчинное управление.

Новгородский владыка , архиепископ, не только ведал новгородскую церковь, но имел большое значение и в политической жизни Новгорода. Он занимал первое место в новгородском правительственном совете. Он следил за деятельностью веча: всякое решение веча обыкновенно требовало «благословения» владыки; в вечевых распрях владыка являлся примирителем, входя в бушующую толпу в священном облачении и с крестом. В сношениях с иноземцами владыка часто являлся на первом месте: он своею печатью скреплял договорные грамоты; к нему иноземцы обращались за покровительством и защитою, когда их обижали в Новгороде. Двор владыки у Софийского собора и самый собор св. Софии были правительственным центром, где собиралась «господа», хранился государственный архив Новгорода и богатая Софийская церковная казна, на которую новгородцы смотрели как на государственную. Владыка управлял громадным количеством церковных новгородских земель. У него был свой штат чиновников и служни («софияне») и свой «полк», отдельно от общего новгородского ополчения. Понятно, почему новгородцам было важно самим выбирать своего владыку, а не получать назначенного со стороны.

Новгородская земля была крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром Руси. По форме правления Новгородская земля обособилась от Киевской и развивалась самостоятельно. В конце XI в. новгородцы добились права решением веча (собрание горожан для решения общественных дел, а также место этого собрания.) изгонять или отказывать в княжении ставленнику великого киевского князя и получили право приглашать себе того князя, который им больше нравился..

Общее вече Великого Новгорода было высшим органом власти, оно созывалось только тогда, когда это было необходимо. Компетенция вече была достаточно широкой: оно принимало законы и правила жизни города и подвластных ему территорий; приглашало князя и заключало с ним договор; изгоняло князя; выбирало, сменяло, судило посадника и тысяцкого; разбирало их споры с князем; выбирало кандидата на пост новгородского архиепископа; решало вопрос о строительстве церквей и монастырей; давало государственные земли Великого Новгорода церквям, монастырям и частным лицам; давало князьям в «кормление» пригороды и земли; было высшей судебной инстанцией для пригородов и частных лиц; судило тягчайшие преступления (политические и государственные); ведало внешней политикой; решало вопрос о сборе войска, постройке крепостей, о войне и мире, об обороне; заключало торговые договоры с другими государствами.

Князь был выборным, приглашенным . Он являлся номинальным главой государства (только в переговорах с главами других государств), а также и главой войска. Князь в Великом Новгороде был ограничен в правах. С ним заключался договор, в котором были определены его права и обязанности. Он не имел права без согласия вече начинать войну и заключать мир. Если князь не выполнял условия договора, его изгоняли и приглашали другого.

Степенный посадник -- высшее должностное лицо в управлении Новгородом. Он избирался из самых влиятельных бояр. Вместе с князем он управлял и судил новгородцев, руководил ходом вече, вел переговоры с другими княжествами, странами, заменял князя в его отсутствие. Сменить посадника могло только вече.
(Поса́дник - глава города, «посаженый» (назначенный) князем (первоначально, затем вечем), в землях, входивших в состав Древнерусского государства. Посадник подчинялся народному вече и контролировал власть князя. Посадник ведал охраной правопорядка, судом, подписанием дипломатических договоров. Под рукой посадника находилось посадское войско.)

Степенный тысяцкий - избирался из небоярского населения Новгорода, руководил ополчением. Он имел в подчинении сотских; контролировал сбор налогов, был помощником посадника, вместе с посадником был гарантом контроля над княжеской властью, замещал его в период отсутствия, вел торговый суд.
(тысяцкий -- военный руководитель городского ополчения («тысячи»), которому подчинялись десять сотских)

Епископ был главой церкви, принимал активное участие в государственном управлении. Он имел свой суд, штат чиновников, воинский полк. Все договоры заключались с его благословения. Он был хранителем государственной казны. Вместе с князем ведал внешней политикой.

Совет господ (Оспода) состоял из 300 человек, представлял властную элиту Новгорода. В него входил князь, действующие и старые посадники, тысяцкие, самые знатные бояре, церковные иерархи, иногда кончанские старосты. Совет господ рассматривал вопросы, которые потом выносились на вече.

7. Управление в русских землях в период ордынского ига

Завоевав Русь, монголо-татары не остались жить в русских землях, а отошли на юг, в открытые степи, создав свое государство - Золотую Орду (1242 г.).
(Установление ига стало возможным в результате монгольского нашествия на Русь в 1237-1242 годах)

Во главе Золотой Орды стоял хан, который имел деспотическую, «изумительную» власть над всеми. Он был обязательно из рода Чингисхана. Хан опирался на курултай - съезд монголо-татарской знати, который созывался для решения важнейших вопросов.

Русь была зависимой от Золотой Орды. Русские княжества сохранили свою государственность, церковь, администрацию. Монголо-татарское иго ощутимо сказалось не столько на форме управления, сколько на факте окончательного разделения Руси на две части: на Северо-Восточную и Юго-Западную.

Монголо-татары оставили на Руси своих наместников - баскаков с военными отрядами. Баскаки следили за порядком, проверяли уплату дани, выполнение повинностей в пользу Золотой Орды. Они подчинялись Великому (главному) баскаку, который находился во Владимире.

Специальные чиновники Золотой Орды - численники - провели перепись всего населения (кроме церковных людей) и наложили выход (дань). Сбором «выхода» и татарским управлением на Руси заведовали даруги, они посылали на Русь «данщиков» для сбора дани и послов для других поручений.

Великий князь теперь получал грамоту - Золотой ярлык - на княжение, а удельные князья - ярлыки. Постепенно складывалась новая система административного управления, которая восприняла некоторые черты административного управления Золотой Орды. Это влияние Орды отразилось на порядке налогообложения, на организации войска, на формировании ямской транспортной службы, на особенностях финансово-казенного ведомства.

Образование Московского централизованного государства и становление новой систему управления.

В начале XIV в. дробление княжеских уделов почти прекратилось, стала все явственнее проявляться тенденция к единству русских земель. Импульс объединения и централизации активнее всего действовал во Владимиро-Суздальской Руси. Власть удельных князей опиралась на феодальные советы и дворцово-вотчинную систему управления (Под дворцово-вотчинной системой управления понимается деление органов управления в зависимости от территории. При этой системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами управления в государстве. Вся территория удельной Руси, а позднее и Московского государства (в XV–XVI вв.) делилась на следующие территории:1) княжеского дворца;2) боярской вотчины.).

Постепенно среди других центров, претендовавших на первенство в процессе объединения, выделилась Москва и окончательно закрепила за собой лидирующую роль. Удельные князья и местная родовая знать получали вотчины уже на правах службы московскому князю. Единое русское централизованное государство по-настоящему складывается в XV–XVI вв.

Победа на Куликовом поле (1380 г.) позволила Дмитрию Ивановичу изменить принцип престолонаследия - от отца к сыну. После победы Василия Темного и восстановления его прав на Московское великое княжество процесс объединения русских земель в единое государство вступил в завершающую фазу.

При Иване III начинает формироваться самодержавная идеология и централизованный государственный аппарат. До этого Московское княжество управлялось подобно другим уделам.

С XV в. появляется новый титул «Государь-царь и великий князь всея Руси», который стал титулом московских государей. В конце XV в. появляется и начинает активно употребляться титул «самодержец», что тогда означало независимость московских государей. В это же время появляется, а с XVI в. утверждается титул «царь» (сокращение от «цезарь»). Титул царя делал Ивана IV равным императору Священной Римской империи, ставил его выше королей Европы и выше ордынских ханов.

При Иване III начинает складываться национально-государственная символика. Появляется герб с изображением двуглавого орла. Бармы, держава, скипетр и шапка Мономаха дополняли символику и свидетельствовали об окончательном оформлении единой государственности. Опасаясь заговоров, Иван III велел вести любые переговоры и решать любые споры только через него.

В XVI в. в России оформляется самодержавная власть, при которой монарх оказывается выше закона, а в его руках сосредоточивается вся гражданская, судебная, административная и военная власть.

Система управления Новгородской и Псковской земли в X-XIV вв. Общее и особенное

республиканский строй псков новгород

Общественно-экономическое развитие Северо-Западной Руси отличалось существенным своеобразием. Можно выделить несколько особенностей свойственных как Новгороду, так и Пскову. Первая особенность заключается в наиболее высоком уровне развития ремесла и торговли по сравнению с другими территориями Руси. Второй особенностью является более быстрое развитие крупного боярского землевладения, чем в остальных частях Руси. Третей особенностью является наличие больших земельных наделов, принадлежащих церкви. В связи с этим на территории Северо-Западной Руси не сложилось условий для создания княжеского землевладения, в результате чего не произошло складывание княжеского домена, а, следовательно, и сильной княжеской власти.

Данные особенности развития составили своеобразие общественно-политического строя и права Новгородской и Псковской земель, оформившихся как феодальные республики.

Главными источниками права двух феодальных республик являлись Русская Правда и обычные правовые нормы. Параллельно с развитием обоих городов важное место в правовом регулировании стали занимать новгородско-псковское вечевое законодательство, договоры Новгорода с князьями, грамоты псковских князей, местная судебная практика, международные договоры, например о правилах торговли. Это повлекло за собой в XV в. кодификацию права, результатом которой стало создание Новгородской и Псковской судных грамот.

Плохо сохранившаяся до наших дней Новгородская судная грамота (далее НСГ) донесла до нас описание судопроизводства, основанного на действующей традиции вечевого управления. Псковская судная грамота (далее ПСГ), дошедшая до нас в двух списках, дает нам, прежде всего, представление о регламентации гражданско-правовых отношений, что вызвано активной торговлей, в первую очередь зарубежной.

Сильное новгородское боярство и купечество еще в XI в. начинает борьбу за освобождение от власти киевских князей, что обеспечило после восстания 1136 г. установление республиканского строя. Высшими органами государственной власти были вече и боярский совет. Функции вече были весьма разнообразны. Оно решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, включая архиепископа, принимало законы, проводило суд, обсуждало важные внутри и внешнеполитические вопросы. Стоит отметить, что собрания вече происходили не регулярно, и осуществлялось по инициативе высших должностных лиц. Коллегия, подготовлявшая вече и осуществлявшая руководство текущими делами, называлось Осподой, или Советом господ в Новгороде и Господой в Пскове. В нее входили высшие выборные должностные лица Новгорода: посадник, тысяцкий, архиепископ, кончанские старосты, сотские старосты. В сферу деятельности совета входило ведение текущих дел, составление законов. Особенностью новгородского устройства проявляется в существовании выборного посадника при князе. Первоначально посадник назначался князем как его помощник и заместитель, но с XII в. данная должность становится выборной. Обязанности посадника схожи с княжескими: ему принадлежит инициатива установления и отмены законов, судебная власть наравне с князем, определение границ земельных участков. Также посадник контролировал и направлял деятельность князя в интересах верхушки городской общины. Срок, на который тот или иной посадник избирался, не ограничивался. В ПСГ есть текст присяги посадника, который отражает его право на суд: «судить право по крестному целованию, а городскими кунами не корыстоватися, а судом не мстится ни на кого же, а судом не обчитись, а правого не погубити». В НСГ это право описывается более короткой формулой: «А судить им право, по крестному целованью». Контроль посадника над действующими законами описан в ст. (108): «А которои строке пошлинной грамоты нет - и посадником долдить Господина Пскова на вечи, да тая строка написать». Вторым лицом после посадника в Новгороде являлся тысяцкий. С появлением выборности посадника, тысяцкий также стал выбираться, когда как в других русских землях он назначался князем. В его полномочья входило решение текущих дел управления. Также в Пскове и Новгороде существовала должность сотского. Различием между сотским Новгорода и Пскова заключалось в отсутствии промежуточных инстанций между посадником и сотским в Пскове, когда как в Новгороде тысяцкий первое лицо после посадника, а сотский ниже его. Общей же чертой является то, что они должностные лица, полномочные представители своего города-земли. В Пскове сотские также выполняли специфическую функцию разбора земельных дел («ездить на межу»).Еще одним своеобразным должностным лицом Новгорода был архиепископ (владыка) - глава церкви Новгородской земли, являлся хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов, служил посредником между князем и посадником, возглавлял дипломатические переговоры.

Подобное государственное устройство существовало и в Пскове. Власть находилась в руках патрициата, система и функции государственных органов были подобны новгородским. Отличия состояли в отсутствии должности тысяцкого, но для управления делами республики выбирались два посадника, второй из них выполнял непосредственно функции новгородского тысяцкого.

С оформлением республиканского строя у Новгородского князя оставались лишь военная и судебная власть, при этом имевшая ограничения. В договорах князья обязываются «не замышлять войны без новгородского слова». Участие народа вправе объявлять войну и заключать мир практиковалось и в прочих русских землях, но нигде не обеспечивалось формальным договором. Данное замечание можно отнести ко всем последующим особенностям новгородского устройства. В военный поход князь имел право выступить только совместно с посадником. Судебная власть князя также имела ограничения. Так князь не имел права судить без посадника, что отражено как в ПСГ «князю, и посаднику, и владычню наместнику судьи на суд не судит, ни судиям ни наместнику княжа суда не судите», так и НСГ. В Пскове князь стоял во главе верховной судебной коллегии, в которую входили выборные посадники и сотские. Новый князь не мог пересматривать дела, уже прежде решенные: «ни грамот не посужати». Ограничивалась и административная власть князя путем отказа ему в праве создания своей системы управления на местах путем назначения волостителей: «А волостиити, княже, новгородььскыхъсвоими мужи не держати, нъдержати мужи новгородьскыи». В ПСГ же допускается назначение княжеских мужей на пригороды в качестве наместников: «которому…ехат на пригород наместником». Из чего можно сделать заключение, что княжеская власть в Пскове была несколько сильнее, по сравнению с Новгородом, что можно объяснить относительной слабостью псковского боярства. Также князь и члены его семьи не могли приобретать новгородские земли и раздавать их своим приближенным, что также ослабляло позиции князя: «..бес посадника ти, княже, волостти не раздовати, ни грамотъдаяти…».

Территориально Новгород разделялся на две стороны: софийскую на левом берегу Волхова (располагались «детинец», двор архиепископов) и торговую на правом (находились двор Ярославль, торг, иноземные дворы). Административно же Великий Новгород подразделялся на пять концов. Самоуправление города: управление, суд и заключение сделок, сосредоточивалось в концах (вече во главе с кончанским старостой). Концы делились на сотни (вече во главе с сотником), которые имели свои дробные составляющие - улицы, во главе которых стояло, вече возглавляемое, т.н. уличанским старостой.

Псков имел подобное устройство: также был детинец и торг; город делился на шесть концов, между которыми для управления были поделены территории - по два пригорода на конец.

Земли Новгорода подразделялась на пять пятин, которые в свою очередь делились на части, и пять главных волостей. Пятины приписывались к концу и находились под его административным контролем. Управление пятиной не отличалось от городского управления. Волостью управлял староста, выбиравшийся местным населением, и распространявший свою власть на т.н. черные деревни. Сбор дани новгородские князья и посадники контролировали с помощью посылаемых ими на места «мужей». Управление и суд на местах находился в руках их владельцев.

Земли Пскова делились на губы, во главе стоял выборный из бояр губной староста. Губы в свою очередь подразделялись на волости, в состав которых входило несколько сел и деревень. Князь и вече назначали правителей в провинции в двойном числе (один от князя, другой от веча).

В новгородской земле существовала иерархия городов. Все города рассматривались в качестве «пригородов» Новгорода и были обязаны нести в его пользу повинности.

Подводя итог, можно сказать, что системы управления Новгородской и Псковской землях были весьма схожи. Так обе земли являлись феодальными республиками. Во главе их находилась верхушка общества - олигархия, которая управляла через вече и ряд выборных (с XII в.) должностных лиц и призываемого князя. Различия же заключаются в деталях и обусловлены силой управляющей верхушки, а также географически и стратегически важном в военном плане положении Пскова, что отразилось в более широких полномочьях князя, выполнявшего военные функции.

Культ Александра Невского. В национальном самосознании подвиги "святого и благоверного Александра Невского" стоят особняком. Имя знаменитого князя-воина удивительно гармонично вошло в нашу историческую память. Культ Александра Невского возник чуть ли не сразу после его кончины. Пожалуй, нет другого русского князя, канонизированного церковью, который бы так часто изображался на иконах. С другой стороны, Александр Невский - один из наиболее чтимых героев военной и гражданской истории Руси - России, вплоть до сего дня. А сражения против шведов и тевтонов стали частью национально-политического мифа.

Славные предшественники: дед и отец Александра. Стоит отметить, что деяния и посмертная слава князя Александра Ярославича затмили жизнь и ратные подвиги его предков, а ведь воинская удаль победителя шведских и немецких рыцарей была, если так можно сказать, наследственной. Его дед Мстислав Удалой, пользовавшийся необычайной популярностью среди новгородцев, отличался редкостной воинской доблестью.

В 1216 г. во главе новгородских полков он наголову разбил в битве на Липице владимиро-суздальские полки. Это сражение было одним из наиболее кровавых в междоусобной борьбе русских князей. Сменив несколько княжеств и завоевав наконец Галич, дед великого русского полководца подчинил своей власти спесивых галицких бояр. Лишь раз бежал он с поля боя, в роковой для Руси битве на Калке.

Отец будущего Александра Невского князь Ярослав Всеволодович также княжил в Новгороде, но, не поладив с боярами, покинул его, оставив в городе своих детей: 10-летнего Федора и 8-летнего Александра. До нашествия татар на Русь князь Ярослав ходил в походы на мордву, чудь, литву. В 1236 г. он завоевал киевский престол, а после гибели своего брата Юрия на реке Сить взошел на Владимирский престол, став первым русским князем, получившим от татар сразу после завоевания ими Руси ярлык на великое княжение.

Опасность с Запада. С установлением татарского ига беды Руси не закончились, правивший в Новгороде юный князь Александр Ярославич (родившийся, вероятнее всего, в 1220 г.) столкнулся с воинственными планами и действиями западных соседей в 1240-е гг.

После разгрома Северо-восточной и Южной Руси татарами опасность нависла и над Северо-западом Руси, в первую очередь над Новгородом.

Новгородская земля: хозяйство, государственное устройство, система управления. Новгородские земли занимали огромную территорию от Ледовитого океана до верховий Волги, от Прибалтики до Урала. По климатическим условиям в Новгороде не могло быть обилия хлеба, поэтому основу экономики составляли промысловое хозяйство (охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество) и торговля. Исключительно выгодное географическое положение Новгорода Великого способствовало развитию обширной торговли: город находился на перекрестке торговых магистралей, связывавших Западную Европу с Русью, а через нее - с Востоком и Византией.


Первоначально, Новгородом владел князь Киевский, а управлял один из его сыновей. Удаленность Северо-западных земель от границ со степью давала возможность для стабильного, спокойного развития. Интенсивность и обширность торговых связей способствовала возвышению торгового боярства.

После восстания 1136 г. и изгнания князя Новгород стал боярской республикой.

Весь город был разделен по течению Волхова на две стороны: Софийскую и Торговую. Высшим органом управления в Новгороде было общегородское вече (на Софийской стороне), избиравшее должностных лиц, решавшее все вопросы внутренней и внешней политики. Кроме общегородского вече, существовали "кончанские вече" (город делился на пять районов-концов) и "уличанские" вече (объединявшие представителей улиц, на которых, как правило, селились представители одной профессии). Реальная власть в Новгороде принадлежала боярской элите, т.н. "300 золотым поясам".

Главным должностным лицом в Новгороде был посадник, избиравшийся из числа крупнейших бояр, в его руках были управление и суд. Вече выбирало главу новгородской церкви - епископа (впоследствии архиепископа). Владыка распоряжался казной, ведал вопросами внешней политики Великого Новгорода, определял торговые меры веса и прочее. Глава новгородской церкви имел даже свой полк. Важное значение в системе городского управления имел тысяцкий, распоряжавшийся городским ополчением, судом по торговым делам, сбором налогов.


Вече приглашало (или изгоняло) князя, управлявшего войсками во время военных походов; княжеская дружина обеспечивала порядок в городе. Власть князя ограничивалась городской администрацией, законами Новгорода и распоряжениями вече. Княжеская резиденция находилась на Ярославовом дворище, на Торговой стороне, а затем в нескольких километрах от кремля - на Городище. Князь не имел права владеть земельной собственностью в пределах Новгородской земли. Пределы власти и полномочий князя четко оговаривались: "Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не иметь, грамот не давать". Тем не менее, князья, ограниченные сначала устными, а затем и письменными договорами, активно участвовали в судебно-административном и военном управлении, поддерживали единство Новгорода с другими княжествами и землями Руси.


Военная организация Новгорода. Новгородская земля отличалась от других русских земель и княжеств не только политическим устройством, но и военной организацией. Верховным военачальником великого Новгорода был князь, имевший собственную дружину. При князе находился посадник, исполнявший обязанности главы новгородского ополчения, кроме того, собственную дружину имел и новгородский владыка. Посадник распоряжался "гридями", несшими гарнизонную службу в пригородах Новгорода: Пскове, Ладоге, Изборске и других городах. В случае необходимости Новгород формировал т.н. "кончанские" полки (весь город делился на пять концов - районов, имевших собственное самоуправление) и ополчение посадов. Каждый такой полк делился на две сотни во главе с воеводами, подчинявшимися князю. Конные войска содержались за счет богатых новгородцев, малоимущее население выставляло пешее войско.

Воинственные потомки варягов. Северными соседями Руси были скандинавы. Примерно в то же время, что и у славян, у них стали возникать государства, начала укрепляться знать. Источником ее богатства и могущества были стада скота и все то, что удавалось захватить во время морских военных набегов. Не только в IX-XI вв., но и в XII-XIII вв. эти набеги оставались важной частью жизненных интересов всех скандинавов, в том числе и шведов. Они-то и попытались прощупать силы Руси на северо-западе.

Читайте также другие темы части IX "Русь между Востоком и Западом: битвы XIII и XV вв." раздела "Русь и славянские страны в средние века":

  • 39. "Кто суть и отколе изыдоша": татаро-монголы к началу XIII в.
  • 41. Чингисхан и "мусульманский фронт": походы, осады, завоевания
  • 42. Русь и половцы накануне Калки
    • Половцы. Военно-политическая организация и социальная структура половецких орд
    • Князь Мстислав Удалой. Княжеский съезд в Киеве - решение помочь половцам
  • 44. Крестоносцы в Восточной Прибалтике
    • Вторжения немцев и шведов в Восточную Прибалтику. Основание ордена меченосцев
  • 45. Невская битва
    • Александр Невский. Новгородская земля: хозяйство, государственное устройство, система управления

1. Используя карту (с. 101), расскажите о географическом положении и природных условиях Новгородской земли.

Формально Новгород контролировал огромную территорию простиравшуюся на север до Ледовитого океана и далеко на восток. Но в основном он просто собирал дань с племён, живших на этих землях. Новгородцы жили в самом городе и на относительно небольшой территории вокруг него. В этих землях холодный климат. Главное, почвы в основном болотистые, потому земледелие там вести весьма сложно.

С другой стороны, для торговли место очень благоприятное. Новгород стоит на реке Волхов близ её впадения в озеро Ильмень – на пути «из варяг в греки» недалеко от Балтийского моря. Город был главным балтийским портом русских земель, потому что крупных городов ближе к побережью в то время не существовало – берега Невы были слишком болотистыми. Таким образом, новгородские купцы были посредниками между германскими и скандинавскими купцами с одной стороны и русскими с другой, хорошо на этом зарабатывая.

2. Охарактеризуйте основные занятия населения Новгородской земли. Что служило главным источником благосостояния и могущества Господина Великого Новгорода?

Исходя из природных условий основным занятием населением была торговля, а также ремесло, которое развивалось под воздействием торговли: раз в городе всегда были купцы, ремесленникам было кому продавать то, что они сделали, потому ремесленников становилось всё больше, раз это дело приносило прибыль. Именно торговля давала казне города основной доход, хотя не собирался Новгород отказываться и от дани диких фино-угорских племён, живших как относительно близко к городу, так и далеко на севере и северо-востоке.

Кончанский староста или посадник управлял городом, ведая как внутренней, так и внешней политикой, вместе с князем вершил суд и в целом контролировал князя.

Князь возглавлял войско, полностью распоряжался своей дружиной, которую приглашали вместе с князем. Также отвечал за сбор дани и вершил суд вместе с посадником.

Тысяцкий во время войны возглавлял ополчение новгородцев, а в мирное время ведал судом по торговым делам.

Архиепископ заведовал всеми церковными делами, а также утверждал международные договоры и важнейшие решения. Кроме того, он был хранителем городской казны. Со временем у архиепископа появилось даже собственное войско, правда, значительной военной силой оно не стало.

4. Объясните, какое положение в Новгороде занимали князья. Чем оно отличалось от положения князей, например, в землях Юго-Западной Руси?

В Галицко-Волынской земле князья были пусть и не полноправными, но правителями. В Новгороде они являлись лишь руководителями войска, которые отвечали за войны с соседями и сбор дани. Все полномочия князя указывались в специальном договоре (ряде), которые князь подписывал, вступая в должность. В Галицко-Волынской земле власть князя передавалась по наследству, для смещения князя нужен был заговор бояр, то есть переворот. В Новгородской земле князей приглашало вече, причём из любой ветви Рюриковичей. Также по решению вече князя в любой момент могли и прогнать – это была полностью законная процедура, прописанная в ряде с князем.

5. Историки отмечают, что среди населения древнего Новгорода была весьма широко распространена грамотность. В чём это выражалось? Как вы думаете, чем объяснялась такая высокая степень распространения грамотности?

Высокую грамотность показывает обилие берестяных грамот, которые писали люди из самых разных слоёв населения. Большинство горожан так или иначе имело дело с торговлей, а значит с торговыми договора. Для этого нужна была хотя бы элементарная грамотность.

6. Рассмотрите иллюстрации с изображениями новгородских храмов (с. 119-120). Какие типичные черты вы в них отметили? Что отличало их от церковной архитектуры других русских земель?

Храмы Новгорода выглядят гораздо проще, чем архитектура других русских земель. На стенах нет резьбы, окна занимают только часть высоты барабана под куполом. Это происходило потому, что эти храмы строились на деньги не щедрых князей, а на суммы которые собирали жители улиц и районов – они считали свои сребренники.

7*. Как вы думаете, чем определялся выбор героев в древних русских былинах, сказаниях? Почему, например, герои новгородских былин отличались от персонажей былин Киевской Руси?

В былинах люди привыкли видеть героев своего времени, только идеальных. В остальных землях таковыми были лучшие дружинники, которые получали милости от князя, потому там в былинах действуют богатыри. В Новгороде к князю с дружиной относились с подозрением, в почёте были те, кто сколачивал большие состояния – чаще всего их получали с помощью торговли, потому герои новгородских былин – богатый гость Садко, лихой молодец Василий Буслаев и др.

8*. Историческое путешествие. Подготовьте сообщение о поездке в Новгород XIII века. Укажите род занятий своего героя, цель его поездки, впечатления от города, его достопримечательностей и т.д. Используйте в своём сообщении иллюстрации из учебника и других доступных вам изданий, а также интернет-ресурсов.

Из родной Риги я прибыл в Новгород морем. Временами нам приходилось с новгородцами воевать, но сейчас, слава Господу, мир, потому можно спокойно торговать. К городу ведёт широкий водный путь по реке и огромному как морю озеру. В самом городе в июле, когда я прибыл, тепло. Тепло даже ночью – жар за день впитывают окрестные болота. Правда, из-за них там без счёта назойливых комаров.

Новгородский торг большой и оживлённый. Здесь принимают любую монету из тех, что в ходу на Балтике. Я продал добрые кубки и купил мех, привезённый из каких-то северных земель, название которых даже не запомнил. Местные купцы знают свою выгоду. Честное слово, нехристей-иудеев проще провести, чем новгородцев (впрочем, они тоже не настоящие христиане, а схизматики). Но товаров здесь можно набрать хороших.

Местный Софийский собор, что на другой стороне реки, я видел в прошлый приезд, потому пошёл смотреть что-то ещё. Церкви в Новгороде какие-то невзрачные. Скульптуры, которой славны наши костёлы, русские вообще не признают, но в Новгороде и других украшений не много. Взять, к примеру, церковь Спаса на Нередице. Его я рассмотрел лучше всего, потому что рядом продавали хорошее пиво, но другие церкви так называемых концов не лучше.

Простые стены, разделённые лишь вертикальными рельефными перегородками. Венчает её купол, даже не позолоченный, в отличии от других крупных русских городов, причём всего один. Внутри всё так же скучно – росписи есть, но они грубые и прямолинейные. Витражей новгородцы не создают, скульптуру не используют.

В общем славу Иерусалима Новгороду не стяжать, но торгуют тут бойко, и потому рижане и другие немцы будут приезжать сюда снова и снова.


Close