ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое этнос? Чем различается формирование рас и этносов?

Этнос – исторически сложившаяся общность людей, имеющая единый язык, культуру, хозяйство, территорию и этническое самосознание. Этносы объединяют все вышеперечисленное, а расу генотип.

2. По каким признакам различают народы?

1) Язык, на котором они говорят; 2) Внешние признаки: цвет кожи, одежда и т. п.; 3) Образ жизни; 4) Культура; 5) Религия (христианство, ислам, буддизм).

3. Назовите примеры крупных и малых этносов. Покажите на карте территории их проживания.

Крупные: греки, испанцы, итальянцы. Малые: телеуты, теленгиты, челканцы

4. В пределах каждого культурно-исторического региона выделите наиболее крупные страны.

Пиренейский КИР: Португалия, Испания. Балканский КИР: Греция, Турция

5. Найдите и систематизируйте информацию о памятниках культурного наследия в каком-либо культурно-историческом регионе.

Афинский Акрополь. Представляет собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину).Это было главное место для нахождения царя. Также внутри имелось немало храмов, где возносились молитвы греческим богам и воздавались жертвы. Во времена завоевания турками Акрополь выступал у них в роли мечети. На сегодняшний день – это древний памятник архитектурного искусства.

Практикум

2. Используя текст учебника и карты атласа, составьте таблицу с графами, отражающими мировые религии, основные регионы их распространения, главные религиозные центры.

а) Христианство:

Католицизм (страны Северной и Южной Америки, страны Южной Европы и др.)

Православие (Россия, Украина, Белоруссия, Болгария и др.)

Протестантизм (страны Северной и Центральной Европы, США.Канада, ЮАР и др.)

б) Ислам (мусульманство):

Шиизм (Иран, Ирак)

Суннизм (страны Азии, северной Африки и др.)

в) Буддизм (Юго-Восточная, Восточная Азия)

Национальные религии:

Синтоизм (Япония);

Конфуцианство (Китай);

Индуизм (Индия);

Иудаизм (Израиль);

Местные религии:

Фетишизм

Шаманизм

Фетишизм

(в основном страны Африки, Океании, племена Азии)

3. Покажите на карте крупнейшие страны мира, однонациональные и многонациональные страны.

Однонациональные (т. е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Греция, Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия), Азия (Саудовская Аравия, Япония, Бангладеш, Корея, некоторые небольшие страны), в Латинской Америке (т. к. индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций), в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар) ;

С резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния, Китай, Монголия, США, Австралийский Союз, Новая Зеландия и др.);

Многонациональные страны со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Индия, Россия, Швейцария, Индонезия, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки).

Самый многонациональный район - Южная Азия, а самая многонациональная страна - Индия.

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЛАСТИ (историко-этнографические области) - территории, у населения которых в силу общности исторических судеб, социально-экономического развития и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые (этнографические) особенности. Они проявляются в материальной культуре - типах традиционного жилища, средств передвижения, пищи и утвари, одежды, обуви, украшений и т. п., а также в традиционной духовной культуре (календарные обряды и обычаи, верования, фольклор и т. п.).

В отличие от этносов, обладающих этническим самосознанием, историко-культурные области могут не осознаваться людьми и выделяются в ходе специальных этнографических исследований. Хозяйственно-культурные типы и историко-культурные области - две типологически различные системы, которые тесно переплетаются, но, как правило, не совпадают друг с другом. Историко-культурные области как хозяйственно-культурные типы являются историческими категориями, возникающими, развивающимися и исчезающими в процессе развития конкурентных этносов и их группировок на определенной территории. Для историко-культурного районирования имеет значение характеристика не только образа жизни и материальной культуры, но и специфических форм духовной культуры, связанных со стереотипами мышления, религиозными представлениями и народным творчеством. Ареалы отдельных элементов культуры и их комплексов часто не совпадают с этническими и языковыми ареалами; образующиеся на одной территории типы культуры развиваются и меняются от эпохи к эпохе.

Историко-культурные области всегда включают народы, расселенные на смежных территориях и реально связанные между собой, хотя и различающиеся часто по уровню и направлению социально-экономического развития, по языку и расовой принадлежности. Следует различать историко-культурные области разных народов - наиболее крупные «провинции», которые охватывают целые части света или большие группы соседствующих стран, и меньшие области, в свою очередь дробящиеся на подобласти и местные историко-культурные районы.

Одной из крупнейших историко-культурных «провинций» является Западная Европа, в пределах которой могут быть выделены такие историко-культурные области, как Центральноевропейская, Южноевропейская (Средиземноморская), Западноевропейская (Атлантическая), Североевропейская.

В зарубежной Азии самостоятельными историко-культурными провинциями можно считать Переднюю (Юго-Западную) Азию, включающую Турцию, Израиль, все арабские страны Восточного Средиземноморья и Аравии, Иран и Афганистан; Центральную Азию (Монголия, Синьцзян и Тибет); Южную Азию (Индия, Пакистан, Шри Ланка); Юго-Восточную Азию с подразделением на материковую (индокитайскую) и островную (индонезийско-филиппинскую) части, наконец, Восточную Азию (большая часть Китая, Корея и Япония). В Африке страны Магриба (Египет, Ливан, Тунис, Алжир и Марокко), расположенные к северу от Сахары, составляют одну историко-культурную провинцию; всё остальные страны могут рассматриваться в качестве другой провинции, включающей такие области, как Восточная, Центральная, Западная и Южная Африка, а также остров Мадагаскар, этническая история которого связана с Индонезией. В Америке выделяются североамериканская, среднеамериканская и южноамериканская провинции; две последние часто объединяются под названием Латинской Америки. Историко-культурной провинцией первого порядка является Австралия и Океания (с дальнейшим подразделением на собственно австралийскую, тасманийскую, меланезийскую, микронезийскую и полинезийскую области).

В пределах бывшего СССР отчетливо выделяются четыре основные историко-культурные провинции первого порядка: Европейская часть, Кавказ (с подразделением на Северный Кавказ и Закавказье), Средняя Азия и Казахстан, Сибирь (с выделением отдельной крупной области Дальнего Востока).

В свою очередь эти крупные провинции делятся на подобласти и местные историко-культурные районы. В Сибири, например, выделяются такие характерные области, как ямало-таймырская, западносибирская, алтае-саянская, восточносибирская, камчатско-чукотская и амуро-сахалинская.

Ямало-таймырская область включает почти всех ненцев от низовьев Енисея на востоке до Тиманской тундры на западе, нганасанов и северные группы хантов и манси, заимствовавшие оленеводство у ненцев. Все эти народы относятся к тундровым оленеводам. С этим типом хозяйства связаны такие особенности, как оленная нарта, переносный чум, крытый шкурами, глухая меховая одежда и т. п. Сходство проявляется и во многих культурно-бытовых деталях. Так, например, повсеместно, в пределах ямало-таймырской области распространено упряжное оленеводство особого типа, для которого характерны массивные нарты с наклонно расположенными копыльями, веерная оленная упряжка, управление оленями при помощи вожжи, наличие пастушеской собаки и др. Много своеобразных деталей у всех народов этой области прослеживается также в конструкции чума, в особенностях покроя и орнаментации одежды.

См.: Классификация этносов, Территория этническая, Этнические факторы геополитики.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 138-140.

§ 2. Этнокультурные регионы современного мира

Географический подход в районировании был использован в наибольшей степени теми авторами, которые попытались найти территориальную привязку для всех мировых культурных пространств и подобрать топонимы, определяющие их местоположение. В современном районировании, предложенном ЮНЕСКО, принято выделять 7 крупных культурно-исторических регионов: Европейский, Арабо-мусульманский, Индийский, Дальневосточный, Тропическо-Африканский, Северо-Американский и Латиноамериканский.

Какие районы выделяют на культурной карте мира?

Выделение центров цивилизаций и культур на карте мира – чрезвычайно сложная задача. Можно вслед за А. Тойнби разделить всю историю человечества на 21 крупную цивилизацию, или, как это сделал С. Хантингтон, предложить лишь 9 современных цивилизаций (Западная, Конфуцианская, Японская, Исламская, Индуистская, Буддистская, Славяно-православная, Латиноамериканская и формирующаяся Африканская ).

Карта 1. Цивилизации мира по С. Хантингтону

Историко-культурные области – части ойкумены, у населения которых в силу общности социально-экономического развития, длительных связей и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые (этнографические) особенности. Наиболее отчетливо эти особенности проявляются обычно в материальной культуре – жилище, утвари, одежде. Но в некоторых случаях отражаются и в духовной культуре, прежде всего областях, связанных с хозяйством и бытом (обычаи, обряды, устное народное творчество).

Российский социолог и экономист Н.Я. Данилевский выделял 12 культурно-исторических типов, некоторые из которых уже ушли в историю. Регионы имели достаточно четкую территориальную привязку: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, иовосемитический (или аравийский), германо-романский (или европейский), мексиканский, перуанский. Его схема, таким образом, была динамичной, она подразумевала постоянную «подвижность» культурной карты мира, исчезновение и появление различных культурно-исторических типов.

Во многом похожей и даже более простой оказалась схема О. Шпенглера, выделившего 8 великих культур, часть которых также канули в прошлое. Это египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, культура майя, магическая (византийскоарабская) и фаустовская (западноевропейская) культуры. Причем, как и Н. Данилевский, знаменитый немецкий ученый считал новым центром культурогенеза российские земли, предполагая зарождение русско-сибирской культуры.

Природно-культурно-географические комплексы

В качестве одного из подходов к районированию Л.Н. Гумилев предлагал выделять природно-культурно-географические комплексы. Границы культурных регионов мира формировались на ранних стадиях становления цивилизаций и, по сути, являются физико-географическими рубежами, в пределах которых происходило формирование культур суперэтносов (византийский, мусульманский, монгольский, русский и др.), проходящих или уже завершивших свой жизненный цикл. Ареалы распространения суперэтносов остаются стабильными, невзирая на их переселение, распространение религий, хозяйственное освоение территорий. Это, по мнению автора, связано прежде всего с тем, что к моменту преодоления физико-географических рубежей между этносами уже сложились труднопреодолимые барьеры: культурные различия, язык и образ жизни.

Какова роль территории в развитии культуры?

До сих пор ведутся споры о том, обусловлена ли культура того или иного этноса территорией или, наоборот, территория обусловлена хозяйственной культурой тех этносов, которые ее преобразуют. Крайние трактовки представляют собой географический детерминизм («все то, что есть в культуре, определяется природой») и географический нигилизм («человек – существо общественное, влияние природных факторов на него незначительно»). По мнению географа Я.Г. Машбица, в истории общественного развития выдающуюся роль играли свойства тех цивилизаций, под воздействием которых шли процессы развития человеческих культур. При этом природа была и остается решающим фактором становления человека и человечества.

Пока остается невыясненным, как соотнести между собой «территориальный» опыт культуры и «этнический» опыт народа: имеют ли они пересечения или существуют изолированно. Вероятно, не следует думать, что пространство предопределяет пути развития культуры, оно предполагает многовариантность, в противном случае территориальная дифференциация культуры была бы не нужна. Кроме того, культура пока что выступает главным гарантом многовариантности развития человечества.

Как географы разделяют геокультурное пространство?

В настоящее время географы предпринимают попытки культурно-географического районирования на различных уровнях, от глобального до локального, и на основе различных подходов (хозяйственно-культурного, историко-культурного, ландшафтно-культурного и др.). Однако наибольшую трудность для географов представляет выделение этнокультурных регионов.

Этнокультурный регион – это часть этнокультурного пространства, наполненного определенным этнокультурным содержанием. Это система культурных явлений (процессов) и объектов, сложившихся в результате их пространственной взаимосвязи, взаимодействия и взаимовлияния различных этнокультурных групп. Этнокультурный регион часто имеет в своей основе ядро древней цивилизации, сформировавшееся в ходе интенсивного общения различных этносов. Одна из задач районирования состоит в выделении таких ядер – центров формирования цивилизаций мирового значения.

Карта 2. Этнокультурные регионы мира.

Карта 3. Важнейшие объекты культурного наследия по этнокультурным регионам мира

Таблица 1

Этнокультурные регионы мира

Существует распространенное мнение о том, что духовная составляющая культуры определяется в первую очередь исповедуемой религией. Поэтому зачастую этнокультурные регионы выделяются по конфессиональному признаку. Такой подход использует и известный американский политолог С. Хантингтон и ЮНЕСКО в своем районировании. Цивилизации могут быть расположены на территории сравнительно компактно (индуистская, православная) или разбросаны (протестантская в Европе, Северной Америке, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии). Компактность территории усиливает связи субкультур внутри этнокультурного региона.

Таким образом, границы крупных геокультурных регионов мира есть результат взаимодействия природных, хозяйственных и историко-культурных (цивилизационных) составляющих. Видный российский географ В.В. Вольский так определил понятие «цивилизационный макрорегион» : «исторически сложившийся комплекс соседних народов, принадлежащих к одной региональной цивилизации и взаимозависимо развивающихся в определенных географических условиях», при этом выделяя 11 цивилизационных регионов: Западная и Центрально-Восточная Европа, Российско-Евразийский регион, Северная Африка и Средний Восток, Южная, Восточная и ЮгоВосточная Азия, Африка южнее Сахары, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания.

В рамках крупных историко-географических регионов существуют историко-культурные области более низкого ранга, вплоть до местных культурных районов. Например, в пределах Западноевропейского региона можно выделить следующие историко-культурные области: Северная, Центральная, Западная (Атлантическая), Южная (Среднеземноморская) . Однако, как полагают некоторые авторы, в условиях смешения культур деление геопространства на историкокультурные миры вообще утратило всякий смысл.

Где находятся объекты всемирного наследия ЮНЕСКО?

Более половины всех объектов Всемирного культурного наследия представлены в Европе, что наглядно отражает вклад западной цивилизации, а также христианства как мировой религии, в сокровищницу человечества. В первую тройку по количеству объектов входят Италия, Испания и Китай. Около четверти всех объектов наследия находится в Азии, где формировались древние и средневековые цивилизации Востока, культурной основой которых послужили такие религии, как индуизм, буддизм, иудаизм, ислам, а также традиционные религии. Очевидно, что каждый этнос представляет определенную культурную ценность, так как внес свой вклад в общемировую «копилку» цивилизаций. Достижения внеевропейских культур не менее значимы для мирового прогресса, чем «цивилизованных европейцев».

Источники информации

1. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб., 1998.

2. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение. М., 2000.

3. Дугин А.Г. Основы геополитики. М., 1997.

4. Машбиц Я.Г. Основы страноведения. М., 1995.

5. Народы мира. Историко-этнографический справочник / гл. ред. Ю.В. Бромлей. М., 1988.

6. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

7. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1996.

8. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М., 1985.

9. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. М., 1993.

10. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997.

Вопросы и задания

1. С чем связаны различия в подходах к районированию культурной карты мира у различных авторов?

2. Какие цивилизации включают в свои границы несколько этносов? Ядром каких цивилизаций является одна этническая общность?

3. Приведите примеры, когда религия объединяла различные этносы в единую цивилизацию.

4. Пользуясь дополнительной литературой, на примере своего региона (области, республики, края) выделите историко-культурные области, расскажите об их культурном своеобразии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Геопанорама русской культуры: Провинция и ее локальные тексты автора Белоусов А Ф

Из книги Сила сострадания автора Гьяцо Тензин

Из книги История диджеев автора Брюстер Билл

Зарождение современного диджейства Во многих отношениях четверть столетия назад клубный диджей был не менее искусным, чем его нынешний коллега. Он далеко отошел от своей первоначальной роли музыкального официанта, подававшего все, чего желали гости, и занял высокое

Из книги Русские [стереотипы поведения, традиции, ментальность] автора Сергеева Алла Васильевна

ЧАСТЬ ВТОРАЯ Традиционные этнокультурные особенности русских: между Востоком и Западом «О вкусах не спорят» «На всякий случай - свой обычай» Русские народные пословицы Набор сходных базовых ценностей не отменяет различий, связанных с особенностями материальной

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Основатель современного даосизма Чжан Даолина справедливо считают основателем современного даосизма. В его сочинениях содержатся рецепты для получения порошков бессмертия, описаны талисманы для излечения всех видов болезней. Это не только повышает его авторитет у

Из книги Пинакотека 2001 01-02 автора

Из книги Феноменология текста: Игра и репрессия автора Аствацатуров Андрей Алексеевич

II. Человек современного мира Двойственность Парижа, его болезненность и в то же время прорывающаяся витальность - следствие тяжкой борьбы, происходящей в нем между отчужденным разумом цивилизации и духом природы. Обитатель города страдает теми же недугами, что и

Из книги Судьбы моды автора Васильев, (искусствовед) Александр Александрович

Гардероб современного мужчины Только настоящий джентльмен может умело составить свой гардероб. Внешнее в человеке - это то, что сразу бросается в глаза, и первое впечатление складывается из целого комплекса внешних деталей. И хотя оно бывает обманчиво, тем не менее,

Из книги Язык и человек [К проблеме мотивированности языковой системы] автора Шелякин Михаил Алексеевич

7.3. Отражение в семантической системе языка антропосубъектного уподобления реалий внутреннего мира реалиям внешнего мира На отражение в семантической системе языка этого типа атропоцентризма обратили внимание А.А. Потебня и М.М. Покровский. Так, А.А. Потебня заметил, что

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович

Тема 13. Австралия и Океания – этнокультурные миры Южного полушария § 35. Австралия – фрагмент западноевропейской культуры фрагмент западной цивилизацииАвстралийский континент занимает всего лишь одна страна – Австралия. Это самый малонаселенный материк на планете,

Из книги Гуманитарное знание и вызовы времени автора Коллектив авторов

К вопросу об идентичности современного человека Как уже говорилось, в отличие от животного, ценности которого определены естественным образом, человек способен принять за ценность что угодно, и созданные человеком и часто ненужные ему предметы порой сами активно влияют

Из книги Арийский миф в современном мире автора Шнирельман Виктор Александрович

Из книги По тонкому льду автора Крашенинников Фёдор

Из книги Фракталы городской культуры автора Николаева Елена Валентиновна

Столица – регионы: фрактальные структуры взаимодействия в социокультурном пространстве города Взаимодействие столицы и регионов чаще всего рассматривается в ракурсе государственно-политических или социально-экономических проблем. Однако одним из наиболее важных

Начиная с самых ранних исторических этапов, в разных частях Земли развитие человечества происходило по-разному, что нашло своё отражение в своеобразии культурных традиций народов. На основании этого в мире выделяют историко-культурные районы.

Что такое историко-культурные районы мира?

Историко-культурными называют районы, каждый из которых имеет свой, непохожий на другие, путь развития. Различия проявляются в своеобразии памятников культуры народов, населявших эти районы, особенностях их религий, обычаев, национального характера, традиционных видов хозяйства. Первоначальные границы историко-культурных районов были природными и по мере их развития мало изменились.

Африка и южнее Сахары

Как и в других районах планеты, в древности здесь существовало несколько крупных государств. Но с приходом европейцев естественное историческое развитие было прервано. Огромный урон населению и культуре нанесла работорговля. Именно поэтому здесь не завершилось формирование народов. Сохранились традиционные искусства и ремёсла: деревянная скульптура, маски, ритуальные танцы. Облик крупных городов преимущественно европейский.

Южная Азия

Этот район отделён от остальной территории материка , Гиндукушем и . Но через узкие межгорные проходы сюда проникали многочисленные азиатские народы и племена, обладавшие своеобразной культурой и традициями. Протяжённые морские границы способствовали морской торговле с , со странами и . С XVI в. европейцы начали колониальный захват этих территорий. Сейчас - это крупнейший в мире калейдоскоп рас, народов и языков. Она изобилует творениями людей различных культур и эпох.

Восточная Азия

Все страны района, кроме , расположились вдоль цепочки морей - от Японского до Южно-Китайского. Мореходство и морская торговля способствовали общению и взаимному культурному обогащению народов, населяющих эту территорию. Другой важный фактор формирования района - сильное влияние на окружающие страны высокоразвитой китайской цивилизации. Труды древних китайских философов сыграли большую роль в формировании многих черт характера народов . К ним можно отнести патриотизм, высокую дисциплину, способность воспринимать новое, сохраняя свои традиции.

Юго-Восточная Азия

Благодаря географическому положению история, религия, культура и хозяйство стран этого района формировались под влиянием двух великих азиатских цивилизаций - индийской и китайской. С развитием мореходства сюда пришёл ислам, а в - христианство. Так сформировался своеобразный облик этого района, главные черты культуры которого определяются переплетением буддизма, христианства и ислама.

Северная Америка

Историко-географический район включает в себя две страны - и . Самобытная культура живших здесь индейских племён была почти полностью уничтожена в ходе европейской колонизации, и сейчас её влияние па современную жизнь людей невелико. Во многих видах искусства очень ощутимо и продолжает усиливаться негритянское и латиноамериканское воздействие.

Латинская Америка

Этот район включает все к югу от США и всю . Название района подчёркивает определяющую роль в формировании его облика, языков, обычаев и культуры и - латинских народов Пиренейского полуострова. Они завоевали эту территорию в XV-XVI вв., уничтожая индейцев, и положили начало новым, сформировавшимся здесь народам. В культуре района переплетаются традиции некогда живших здесь майя, ацтеков и инков, негров, привезённых из Африки в качестве рабов, и европейцев.

Австралия

В преобладает европейская культура, поскольку англоавстралийцы составляют большую часть населения. Некоторые немногочисленные племена коренных австралийцев сохранили свою культуру и быт, приспособленные к кочевому образу жизни и традиционным занятиям. В связи с ростом числа переселенцев из Азии усиливается влияние азиатской культуры.

Океания

Самой природой предопределено, что контакты с другими районами Земли и между отдельными частями этого разъединённого водой островного мира были затруднены. Поэтому культура и предания океанийцев очень самобытны и многообразны. Один из самых известных памятников культуры Океании - загадочные каменные скульптуры острова Пасхи высотой до 8 метров.

1. Найдите и покажите на карте страны:

а) Средиземноморского региона,

б) страны Балканского региона;

в) страны Карибского региона;

г) страны Латинской Америки.

а) Средиземноморский регион объединяет в себе страны двух континентов - Евразии и Африки, такие как Италия, Франция, Испания, Турция, Египет, Тунис, Алжир и т.д.

б) Греция, Болгария, Македония, Сербия, Босния и Герцеговина, Албания и т.д.

в) Куба, Гаити, Ямайка, Пуэрто-Рико, Доминиканская республика и т.д. г) Венесуэла, Бразилия, Мексика, Эквадор, Перу, Чили, Уругвай и т.д.

2. Какие термины используют при характеристике географического пространства?

Регион, Район, Культурно-исторический регион

3. Что изучает региональная география?

«Региональная география» рассматривает многообразие современного мира под региональным углом зрения, т.е. с учетом индивидуальности слагающих его частей.

4. Что такое культурно-исторические регионы? Какие признаки их характеризуют? Приведите примеры.

Культурно-исторические регионы - это территории, у населения которых в силу общности исторических судеб, социально-экономического развития и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые особенности. Культурно-исторические области проявляются в материальной культуре - типах традиционного жилища, средств передвижения, пищи и утвари, одежды, обуви, украшений и т. п., а также в традиционной духовной культуре (календарные обряды и обычаи, верования, фольклор и т. п.). В отличие от этносов, обладающих этническим самосознанием, культурно-исторические регионы могут не осознаваться людьми и выделяются в ходе специальных этнографических исследований. К примерам культурно-исторических регионов можно отнести Западную Европу, Ближний Восток, Вест-Индию, Индокитай, Тропическую Африку.

5. К какому культурно-историческому региону можно отнести Россию?

Россию можно отнести к Постсоветскому культурно-историческому региону.

6. Приведите примеры стран, относящихся к двум и более культурно-историческим регионам. Чем это обусловлено?

Египет является североафриканской, ближневосточной, средневосточной и арабской страной. Мексику можно отнести, как к Карибскому региону, так и к Латинской Америке. Это обусловлено тем, что большинство крупных культурно-исторических регионов обладают сложной многоступенчатой (“матрёшечной”) структурой. В свою очередь, внутри многих государств имеются свои культурно-исторические очаги.

7. Деление земного шара на отдельные регионы возможно по разным признакам. Выпишите в тетрадь известные вам классификации деления мира на регионы. А какие классификации можете предложить вы? Какой признак вы положите в их основу?

Классификации деления мира на регионы возможны по физико-географическим, культурно-историческим, экономическим, политическим, идеологическим признакам. Я бы предложил деление мира по языковому признаку, в котором каждый регион характеризовался бы доминирующим на его территории языком (либо языковой семьей или группой).


Close