Слитное написание союзов также тоже чтобы презентация. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато. Союзы и похожие на них сочетания нужно различать
Закрепление. Задание: Найти в текстах союзы и омонимичные части речи, объяснить их написание М.Пришвин «Дуб и липа» Дуб растет так же, как и липа, в подмосковных лесах. Весной липа первая зеленеет и как будто просит, чтобы и дуб зеленел вместе с нею. Опадает липа осенью тоже первая. Дуб еще долго держится, а потом также прячет под своей листвой липовую. - В чем особенность текста, как олицетворяются дуб и липа?
Тест: + -слитное написание, союз; - - раздельное, не союз. 1.По окончании митинга народ разошелся так(же) быстро, как и собрался. 2.Так(же), как в море, над лугами дуют ветры. 3.Через полчаса ветер затих так(же) внезапно, как и появился. 4.Олегу то(же) не сиделось в бричке. 5.Молчание то(же) ответ. 6.Рапира то(же) колющее оружие, только более легкое и эластичное. 7.Мой друг увлекается плаванием, а так(же) гимнастикой. 8.(То)же слово, да не так молвить. 9.Что(бы) писать грамотно, надо знать и теорию. 10.Все очень устали, (за)то цели достигли.
На этом уроке вы узнаете о том, какие союзы пишутся отдельно, а какие слитно, научитесь отличать союз от сочетания местоимений или наречий с предлогами и частицами, выполните задания на закрепление знаний.
Тема этого урока: «Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО». Чтобы правильно писать эти союзы, необходимо отличать их от похожих сочетаний и слов других частей речи.
Из которого можно стрелять (рис. 2).
Мы можем сказать и об омонимии слов разных частей речи. Например:
(рис. 3).
В этом предложении слово больной - прилагательное.
Рис. 3. Больной ребёнок ()
Больной был выписан .
В этом предложении слово больной - существительное.
Образованный человек.
В этом предложении слово образованный - прилагательное.
Образованный от существительного.
В этом предложении слово образованный - причастие.
Любуюсь красивым вечером (рис. 4).
В этом предложении слово вечером - существительное.
Рис. 4. Красивый вечер ()
Приехал вечером.
В этом предложении слово вечером - наречие.
Рассмотрите два предложения:
Снег прекратился, ветер тоже затих.
Сделайте то же самое ещё раз .
и :
Прекратился снег и затих ветер.
Слово тоже можно убрать из предложения, при этом фраза останется грамматически правильной:
Снег прекратился, ветер затих (рис. 5).
Тоже в этом предложении является служебной частью речи, соединяющей предложения, то есть - союзом.
Во втором случае вот так легко убрать слова мы не сможем, потому что слово то (местоимение) заменяет здесь какую-то значимую вещь, какое-то явление, на которое местоимение лишь намекает. Сделайте то же самое - это указание на нечто, что должны сделать те, к кому обращаются. Слово то здесь полноценный член предложения (дополнение), а не служебная часть речи. В таких случаях написание местоимения то и частицы же будет раздельным.
Таким образом, самое главное - это понять по смыслу, что это за часть речи и какую синтаксическую роль играет это слово в предложении. Для этого можно воспользоваться любым из этих способов:
- Можно убрать слово тоже . Если это получается и предложение остаётся правильным, то это союз, который пишется слитно.
- Моно заменить тоже на также
- Можно заменить тоже на и . Если получается, то это союз, его пишем слитно.
- то же слова самое , как во втором примере, и можно ли его подставить. Если можно, то перед нами местоимение с частицей. И тогда мы пишем то же раздельно.
Поговорим о союзе также и сравним два примера:
также собираюсь.
В этом январе так же холодно, как было и в прошлом году.
В первом случае перед нами союз, близкий по значению союзу и :
Мой друг едет на экскурсию, и я собираюсь.
Слово также можно легко заменить на синонимичный союз тоже .
Мой друг едет на экскурсию, я тоже собираюсь (рис. 6).
Также здесь - служебная часть речи, соединяющая предложения. Это союз.
Рис. 6. Экскурсия ()
Во втором случае перед нами наречие так , которое указывает на степень проявления признака (на силу холода). Оно может указывать и на способ действия. Слово так здесь полноценный член предложения - обстоятельство, а не служебная часть речи. В подобных случаях написание наречия так и частицы же будет раздельным.
Ваша главная задача - понять по смыслу, что это за часть речи и является ли это слово полноценным членом предложения.
Для того чтобы убедиться в правильности рассуждений, нужно воспользоваться любым из способов:
- Можно заменить также на тоже . Если получается, то союз пишем слитно.
- Можно заменить также на и . Если получается, значит, это союз, который пишется слитно.
- Можно посмотреть, нет ли с опасным сочетанием так же продолжения со значением уточнения так же, как (как во втором примере). Если можно продолжить предложение таким образом, то перед нами наречие с частицей, которое пишется раздельно.
Теперь разберёмся с написанием союза чтобы . Сравните два предложения:
Что бы вы посоветовали мне почитать летом?
Я пришёл, чтобы помочь вам.
В первом случае перед нами местоимение что , которое заменяет какую-то конкретную вещь: произведение какого-то конкретного автора. Можно предложить почитать «Капитанскую дочку», «Дон Кихота», «Марсианские хроники» (рис. 7). На все эти чудесные книги укажет местоимение что . Это слово здесь является полноценным членом предложения, а не служебной частью речи. В подобных случаях написание местоимения что и частицы бы будет раздельным.
Рис. 7. Мальчик и девочка читают книгу ()
Во втором случае перед нами подчинительный союз со значением цели. Чтобы убедиться в этом, зададим вопрос к той части, где союз находится:
пришёл (с какой целью?) помочь (рис. 8)
Рис. 8. Мальчик помогает маме на кухне ()
Для того, чтобы убедиться в правильности рассуждений, нужно воспользоваться любым из способов:
- Можно задать вопрос с какой целью? к той части предложения, где есть чтобы . Если получится, значит, это союз, пишем его слитно.
- Можно убрать или переставить бы в другое место предложения:
Что посоветовали бы мне почитать летом?
Если это получается, значит, перед нами местоимение что с частицей бы , пишем их раздельно.
Рассмотрите два примера:
Он пропустил спектакль, зато навестил заболевшего друга.
За то время, что шла подготовка, мы многому научились.
В первом случае перед нами союз зато , синонимичный союзу но . Мы легко можем подставить его вместо зато .
Он пропустил спектакль, но навестил заболевшего друга (рис. 9).
Рис. 9. Девочка проведывает заболевшую подругу ()
Во втором случае слово то является местоимением, а предшествует ему предлог за . Замена такой конструкции на союз но невозможна.
Чтобы правильно писать, нужно проверить, союз ли это, и попробовать заменить зато союзом но . Если получится, значит, перед нами союз, который пишется слитно.
Мы познакомились с написанием союзов тоже , также , чтобы , зато . Как вы видите, главное - не заучивать правила, а понимать, какая перед нами часть речи. Умение видеть значение слов в предложении, определять часть речи, определять синтаксическую роль каждого слова поможет вам и в правописании. Для закрепления этой темы пройдите интерактивную тренировку.
Выпишите предложения, в которых есть союзы тоже , также , чтобы , зато .
1. Старший сын Анисим приезжал домой очень редко, только в большие праздники, за то /зато часто присылал с земляками гостинцы и письма.
2. И что бы /чтобы она ни делала, ни говорила, старик только умилялся и бормотал…
3. Я удостоверился, что Пугачёв и он были одно и то же /тоже лицо, и понял тогда причину пощады, мне оказанной.
А. Пушкин
4. Тогда выезжал и старик Цыбукин, что бы /чтобы показать свою новую лошадь, и брал с собою Варвару.
5. Вальдшнеп со стуком поднялся из куста; я выстрелил, в то же /тоже мгновенье в нескольких шагах от меня раздался крик.
И. Тургенев
6. В деревне такой уж обычай: сын женится, что бы /чтобы дома была помощница.
7. И для Анисима отыскали то же /тоже красивую невесту.
8. Я их то же /тоже , со своей стороны, уверяю, что ничего, дескать, а у самого душа в пятки уходит.
И. Тургенев
9. Всё так же /также будет вихрь попутный крутить метельные снега, синеть чертою недоступной вдали родные берега.
10. Невзлюбила его сноха: а вот за то /зато , что он никакой не ответственный, не руководитель.
В. Шукшин
11. Понимаю так же /также и то, что не почитай она себя при смерти,- не подумала бы она обо мне.
И. Тургенев
12. То же /тоже был помещик, и богатый, да разорился.
И. Тургенев
13. Не одним состраданием дышало её лицо тогда: оно пылало так же /также ревностью.
И. Тургенев
14. Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что бы /чтобы такое приятного сделать снохе.
В. Шукшин
15. Можно допустить так же /также , что в один прекрасный момент разумные существа не выдержат и вылезут нам навстречу.
В. Шукшин
16. Это читатель с газетой сорвался с мест, боднул Чудика лысой головой, потом приложился к иллюминатору, потом очутился на полу; за то /зато время он не издал ни одного звука.
В. Шукшин
17. Ах, если так, он в прах готов упасть, что б /чтоб вымолить у друга примирение.
А. Пушкин
Правильные ответы: 1, 4, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 15, 17.
Список литературы
- Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.
- Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред.С.Н. Пименовой. - 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
- School-assistant.ru ().
- Videotutor-rusyaz.ru ().
- Nsportal.ru ().
Домашнее задание
1. Расскажите, как проверить слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато.
2. Перепишите предложения, раскрывая скобки, объясните слитное и раздельное написания.
1. Один только месяц все так (же) блистательно и чудно плыл в необъятных пустынях роскошного украинского неба, и так (же) прекрасна была земля в дивном серебряном блеске.
2. На то вам и красное лето дано, что (б) вечно любить это скудное поле, что (б) вечно вам милым казалось оно.
3. Что (бы) он ни говорил, что (бы ) ни предлагал, его слушали так, как будто то, что он предлагал, давно известно и есть то самое, что нужно.
4.Теплая небесная вода для растений - то (же) самое, что для нас любовь.
5. Надо было дождаться мулов во что (бы) то ни стало.
6. Снегу было мало, снежных буранов то (же) .
7. Разные цветы точно по времени раскрываются в разные часы утра и точно так (же) закрываются к вечеру.
8. Я решил пойти один на болото караулить - пошел на то (же) место и все так (же) сделал, как тогда.
3. Придумайте и запишите по одному предложению с союзами тоже, также, чтобы, зато и по одному предложению с сочетанием слов то же, так же, что бы, за то.
Правописание союзов тоже, также, зато, чтобы Объясните постановку знаков препинания
- Сердито бился дождь в окно и ветер дул печально воя.
- Небо на востоке посветлело и чуть отливало зеленью.
- Утки зябли в зарослях да жалобно крякали всю ночь.
- Мягко стелет да жестко спать.
- 1. Не по словам судят, а по делам.
- 2. Мягко стелет, но жестко спать.
- 3. Либо пан, либо пропал.
- 4. Поскорей подрастай и к работе поспевай.
- 5. Как аукнется, так и откликнется.
- 6. То снег, то дождь мне мешали в пути.
- Выделите союзы, определяя их группу.
- Я слыхал о тамошних метелях и знал,
- что целые обозы бывали ими занесены.
- (А. Пушкин)
- 1) Что – союз.
- 2) Служит для связи частей сложного предложения.
- 3) Подчинительный, обстоятельственный, цели.
- 4) Членом предложения не является.
- Найдите ошибку в морфологическом анализе союза.
- Мальчик поливал цветы, чтобы они не завяли.
- Лошади остановился, оттого что пошел сильный дождь.
- Пойду с друзьями в поход, если будет хорошая погода.
- Я радовался, что погода прояснилась.
- Мне не бывает скучно, когда я отдыхаю с друзьями.
- Была очень красивая полянка, словно ее придумал волшебник.
- Выделите союз, определить его значение.
- Объясните слитное и раздельное написание
- выделенных слов, определив их синтаксическую роль.
- День прекратился ветер тоже затих.
- Выполни то же задание.
- День прошел так же как вчера.
- Все повторяли физику перед контрольной я также решил заглянуть в учебник.
- Что бы я делал без вас.
- Я пришел в библиотеку чтобы взять нужную книгу.
- Зато = но
- Тоже, также = и
- Чтобы = для того чтобы
- Причем = притом
- Оттого что = потому что
- Союзы
- Самостоятельные части речи
- Тоже, также = И
- Я тоже (=и) прочел эту книгу.
- Я также прочел эту книгу.
- Местоимение то же
- Наречие так же.
- Частицу же можно опустить.
- Я читал то же, что и вы. Я читал то, что и вы. Знаю это так же, как и вы. Знаю это так, как и вы.
- Чтобы
- Я пришел в библиотеку,
- чтобы прочитать
- нужную мне книгу.
- Местоимение
- с частицей что бы.
- Частицу можно
- отделить и перенести
- в другое место:
- Что бы мне прочитать по этому вопросу? Что мне прочитать бы по этому вопросу?
- Зато = но
- Становилось все
- холоднее, зато (=но)
- дождь прекратился
- Предлог за
- с местоимением то.
- Спрячься за то дерево.
- Причём = притом
- Ученикам раздали листочки с заданиями, причем (=притом) предупредили о сложности работы.
- Предлог при с местоимениями чём, том
- При том заявлении приложены документы.
- 1.нельзя поставить вопрос
- 2. не являются членами предложения
- 3. пишутся слитно
- 4. можно заменить другим союзом
- Местоимение
- или наречие
- 1.можно поставить вопрос
- 2.являются членами предложения.
- 3.с частицами же, бы и предлогами пишутся раздельно
- а) Чтоб (б) других учить, надо свой разум наточить.
- б) И что (бы) она ни делала, всё выходило красиво.
- в) Что (бы) ни произошло, можешь на меня рассчитывать.
- г) Что (бы) узнать человека, надо с ним пуд соли съесть.
- 1) Я то (же) это прочитаю.
- 2) Это было то (же) самое место.
- 3) Мы делали все что(бы) праздник удался.
- 4) Что(бы) ребенок не плакал ему дали игрушку.
- 5) Молодые сыны его то(же)оглядывали себя с головы до ног.
- 6) Он умел веселить так(же) как и мой отец.
- 7) Он долго тренировался что(бы) переплыть реку.
- 8) Работа была выполнена так(же) хорошо как и в прошлый раз.
- Отметьте предложения, в которых слова пишутся слитно.
- а) За (то) время, что вы потратили, можно было многое успеть.
- б) У правды язык суров, за (то) душа добрая.
- в) Не за (то) волка бьют, что сер, а за (то), что овцу съел.
- г) Весна была ранняя, за (то) суровая, как зима.
- Отметьте предложения, в которых слова пишутся раздельно.
- а) Наблюдая за движением радиозондов, учёные получают так (же) сведения о ветрах.
- б) Усатый так (же),как и другой артист, был переодет.
- в) Эта задача решалась так (же), как и предыдущая.
- г) Петя понял, что расспрашивать не надо, но так (же) не надо сердиться на раздражительность папы.