Владимир Владимирович Маяковский родился 7(19) июля 1893 года в с. Багдади (ныне с. Маяковски) близ г. Кутаиси, Грузия. Отец – лесничий, Владимир Константинович Маяковский (1857-1906 ), мать – Александра Алексеевна, урожденная Павленко (1867-1954 ).

В 1902-1906 гг . Маяковский учится в Кутаисской гимназии. В 1905 участвует в демонстрациях, в гимназической забастовке. В июля 1906 , после внезапной смерти отца, семья переезжает в Москву. Маяковский поступает в 4-ый класс 5-ой классической гимназии. Знакомится со студентами-большевиками; увлекается марксистской литературой; поручает первые партийные поручения. В 1908 году вступает в партию большевиков. Трижды был арестован – в 1908 и два раза в 1909 ; последний арест в связи с побегом политкаторжанок из Новинской тюрьмы. Заключение в Бутырской тюрьме. Написанную в тюрьме тетрадь стихов (1909 ), отобранную надзирателями и пока не найденную, Маяковский считал началом литературной работы. Освобожденный по несовершеннолетию из тюрьмы (1910 ), он решает посвятить себя искусству и продолжить учебу. В 1911 году Маяковский принят в московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Осенью 1911 он знакомиться с Д. Бурлюком, организатором группы русских футуристов, сближается с ним в общем чувстве недовольства академической рутиной. В конце декабря 1912 года – поэтический дебют Маяковского: стихи «Ночь» и «Утро» в альманахе «Пощечина общественному вкусу» (где Маяковский подписал одноименный коллективный манифест кубо-футуристов).

Маяковский идет в атаку на эстетику и поэтику символизма и акмеизма, но в своих исканиях критически осваивает художественный мир таких мастеров, как А. Белый, «вырывается» из «обвораживающих строк» А. Блока, творчество которого для Маяковского – «целая поэтическая эпоха».

В среду кубо-футуристов Маяковский вошел со стремительно нарастающей в нем трагедийно-протестующей темой, по сути, восходящей к гуманистической традиции русской классики, вопреки нигилистическим декларациям футуристов. От урбанистический зарисовок – к катастрофическим прозрениям растет мысль поэта о безумии собственнического мира («Из улицы в улицу», 1912 ; «Адище города», «Нате!», 1913 ). «Я!» - название первой книги Маяковского (1913 ) – явилось синонимом боли и возмущения поэта. За участие в публичных выступлениях Маяковский в 1914 году был исключен из Училища.

Первая мировая война встречена Маяковским противоречиво. Поэт не может не испытывать отвращения к войне («Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», 1914 ), но ему некоторое время свойственна иллюзия обновления человечества, искусства через войну. Вскоре Маяковский приходит к осознанию войны как стихии бессмысленного разрушения.

В 1914 году Маяковский впервые встретился с М. Горьким. В 1915-1919 гг. живет в Петрограде. В 1915 году Маяковский знакомится с Л.Ю. и О.М. Бриками. Лилии Брик посвящены многие произведения Маяковского. С новой сил он пишет о любви, которая, чем громаднее, тем несовместимее с жутью войн, насилий и мелочных чувствований (поэма «Флейта-позвоночник», 1915 и др.).

Горький приглашает Маяковского сотрудничать в журнале «Летопись» и газете «Новая жизнь»; помогает поэту в издании второго сборника его стихов «Простое как мычание», вышедшего в издательстве «Парус» (1916 ). Мечта о гармоничном человеке в мире без войн и угнетения нашла своеобразное выражение в поэме Маяковского «Война и мир» (написана в 1915-1916 ; отдельное издание - 1917 ). Писатель создает гигантскую антивоенную панораму; в его воображении развертывается утопическая феерия общечеловеческого счастья.

В 1915-1917 гг. Маяковский отбывает военную службу в Петроградской автошколе. Принимает участие в Февральской революции 1917 года. В августе уходит из «Новой жизни».

Октябрьская революция открыла новые горизонты перед В. Маяковским. Она стала вторым рождением поэта. К первой годовщине Октября была поставлена в Театре музыкальной драмы задуманная еще в августе 1917 пьеса «Мистерия-буфф» (постановка В. Мейерхольда, с которым Маяковского до конца жизни связывали творческие поиски театра, созвучного революции).

Свои новаторские замыслы Маяковский связывает с «левым искусством»; он стремится сплотить футуристов во имя демократизации искусства (выступления в «Газете футуристов», «Приказ по армии искусства», 1918 ; входит в группу коммунистов-футуристов («комфуты»), издававших газету «Искусство коммуны»).

В марте 1919 Маяковский переезжает в Москву, где в октябре началось его сотрудничество с РОСТА. Присущая Маяковскому потребность в массовой агитационной деятельности нашла удовлетворение в художественной и поэтической работе над плакатами «Окна РОСТА».

В 1922-1924 гг . Маяковский совершает первые поездки за границу (Рига, Берлин, Париж и др.). Цикл его очерков о Париже – «Париж. (Записки Людогуся)», «Семидневный смотр французской живописи» и др. (1922-1923 ), запечатлевших художественные симпатии Маяковского (в частности, он отмечает мировое значение П. Пикассо), и стихи («Как работает республика демократическая?», 1922 ; «Германия», 1922-1923 ; «Париж. (Разговорчики с Эйфелевой башней)», 1923 ) явились подступом Маяковского к зарубежной теме.

Переход к мирной жизни осмысливается Маяковским как внутренне значимое событие, заставляющее думать о духовных ценностях будущего человека (неоконченная утопия «Пятый Интернационал», 1922 ). Поэтическим катарсисом становится поэма «Про это» (декабрь 1922 – февраль 1923 ) с ее темой очищения лирического героя, который через фантасмагорию обывательщины проносит неистребимый идеал человеческого и прорывается в будущее. Поэма впервые опубликована в первом номере журнала «ЛЕФ» (1923-1925 ), главным редактором которого становится Маяковский, возглавлявший литературную группировку ЛЕФ (1922-1928 ) и решивший сплотить вокруг журнала «левые силы» (статьи «За что борется Леф?», «В кого вгрызается Леф?», «Кого предостерегает Леф?», 1923 ).

В ноябре 1924 года Маяковский выезжает в Париж (позже он бывал в Париже 1925, 1927, 1928 и 1929 ). Он побывал в Латвии, Германии, Франции, Чехословакии, Америке, Польше. Открывая новые страны, он обогащал собственный поэтический «континент». В лирическом цикле «Париж» (1924-1925 ) лефовская ирония Маяковского побеждена красотой Парижа. Контраст красоты с пустотой, унижением, безжалостной эксплуатацией – обнаженный нерв стихов о Париже («Красавицы», «Парижанка», 1929 , и др.). Образ Парижа несет отблеск «громады-любви» Маяковского («Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», 1928 ). В зарубежной теме Маяковского центральным является американский цикл стихов и очерков (1925-1926 ), написанный во время и вскоре после поездки в Америку (Мексика, Куба, США, 2-ая половина 1925 ).

В стихах 1926-1927 гг . и более поздних (вплоть до поэмы «Во весь голос») выявилась на новом этапе позиция Маяковского в искусстве. Высмеивая рапповских вульгаризаторов с их претензией на литературную монополию, Маяковский убеждает пролетарских писателей сплотиться в поэтической работе во имя будущего («Послание пролетарским поэтам», 1926; ранее статья «Леф и МАПП», 1923 ). Весть о самоубийстве С. Есенина (27 декабря 1925 ) обостряет раздумья о судьбе и призвании истинной поэзии, вызывает скорбь о гибели «звонкого» таланта, гнев против гнилого упадничества и бодряческого догматизма («Сергею Есенину», 1926 ).

В конце 1920-х Маяковский вновь обращается к драматургии. Его пьесы «Клоп» (1928 , 1-я пост. – 1929 ) и «Баня» (1929 , 1-я пост. – 1930 ) написаны для театра Мейерхольда. Они сочетают сатирическое изображение действительности 1920-х с развитием излюбленного мотива Маяковского – воскрешения и путешествия в будущее. Мейерхольд очень высоко оценивал сатирический талант Маяковского-драматурга, сравнивая его по мощи иронии с Мольером. Однако критиками пьесы, в особенности «Баня», были восприняты крайне недоброжелательно. И, если в «Клопе» видели, как правило, художественные недостатки, искусственность, то к «Бане» предъявляли претензии идейного характера – говорили о преувеличении опасности бюрократизма, проблемы которого в СССР не существует, и т.д. В газетах появились резкие статьи против Маяковского, даже под заголовком «Долой маяковщину!» В феврале 1930 , выйдя из состава Рефа (Революционный фронт [искусств], группа, образовавшаяся из остатков Лефа), Маяковский вступает в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей), где сразу же подвергается нападкам за «попутничество». В марте 1930 Маяковский организовал ретроспективную выставку «20 лет работы», на которой были представлены все области его деятельности. (Срок в 20 лет отсчитывался, по-видимому, от написания в тюрьме первых стихов.) Выставку игнорировали и партийное руководство, и бывшие коллеги по Лефу/Рефу. Одно из множества обстоятельств: неуспех выставки «20 лет работы»; провал спектакля по пьесе «Баня» в театре Мейерхольда, подготовленный разгромными статьями в прессе; трения с другими членами РАПП; опасность потери голоса, которая сделала бы невозможными публичные выступления; неудачи в личной жизни (любовная лодка разбилась о быт – «Неоконченное», 1930 ), или их стечение, стало причиной того, что 14 апреля 1930 года Маяковский покончил с собой. Во многих произведениях («Флейта-позвоночник», «Человек», «Про это») Маяковский касается темы самоубийства лирического героя или его двойника; после его смерти эти темы были соответствующим образом переосмыслены читателями. Вскоре после смерти Маяковского, при активном участии членов РАПП, его творчество оказалось под негласным запретом, его произведения практически не публиковались. Ситуация изменилась в 1936 , когда Сталин в резолюции на письмо Л. Брик с просьбой о содействии в сохранении памяти Маяковского, издании сочинений поэта, организации его музея, назвал Маяковского «лучшим талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». Маяковский был практически единственным представителем художественного авангарда начала 20 в., чьи произведения оставались доступны широкой аудитории весь советский период.

Сочинение

Творчество Маяковского и по сегодняшний день остается выдающимся художественным достижением русской поэзии нач. XX ст. Его произведения не лишенные идеологических перекосов и пропагандистской риторики, но они не могут перечеркнуть объективной значимости и масштаба художественного таланта Маяковского, реформаторской сути его поэтических экспериментов, которые для современников, да и для потомков поэта ассоциировались с революцией в искусстве.

Маяковский родился в Грузии, где минуло его детство. После смерти отца в 1906 г. семья перебралась в Москву, где Маяковский вступил в 4-ий класс Пятой московской гимназии. В 1908 г. его отчислили оттуда, а через месяц Маяковского арестовала полиция в подпольной типографии Московского комитета РСДРП. На протяжении следующего года его еще дважды арестовывали. В 1910-1911 г. Маяковский занимался в студии художника П. Келина, а потом учился в Училище живописи, познакомился с художником и поэтом Д. Бурлюком, под влиянием которого формировались авангардистские эстетические вкусы Маяковского.

Первые стихи Маяковский написал в 1909 г.в тюрьме, к которой попал через связь с подпольными революционными организациями. Стихи поэта-дебютанта были написаны в довольно традиционной манере, которая подражала поэзии русских символистов, и сам М. сразу же от них отказался. Настоящим поэтическим крещением для М. стало его знакомство в 1911 г. с поэтами-футуристами. В 1912 г. M. вместе с другими футуристами выдал альманах «Пощечина общественным вкусам» («Пощёчина общественному вкусу»), подписанный Д. Бурлюком, О. Крученых и В. Маяковским. Со стихами Маяковского «Ночь» («Ночь») и «Утро» («Утро»), в которых в эпатажно дерзкой манере провозглашал разрыв с традициями русской классики, призвал к созданию нового языка и литературы, такой, которая бы отвечала духу современной «машины» цивилизации и задачам революционного преобразования мира. Практическим воплощением декларированных Маяковским в альманахе футуристических тезисов постоянная постановка в петербургском театре «Луна-парк» в 1913 г. его стихотворной трагедии «Владимир М.» («Владимир М.»). Лично автор выступил режиссером и исполнителем главной роли - поэта, который страдает в ненавистном ему современном городе, который калечит души людей, которые хотя и избирают поэта своим князем, но не способны оценить принесенную им жертву. В 1913 г. Маяковский вместе с другими футуристами осуществил большое турне городами СССР: Симферополь, Севастополь, Керчь, Одесса, Кишинев, Николаев, Киев, Минск, Казань, Пенза, Ростова, Саратов, Тифлис, Баку. Художественной интерпретацией программы нового искусства футуристы не ограничивались и старались внедрять у жизнь свои лозунги практически, в частности даже одеждой и поведением. Их поэтические выступления, посещение кофеен или даже обычная прогулка по городу нередко сопровождались скандалами, потасовкой, вмешательством полиции.

Под знаком увлечения футуристическими лозунгами перестройки мира и искусства находится все творчество М. дореволюционного периода, ее характеризует пафос возражения буржуазной действительности, которая, по мнению поэта, морально калечит человека, осознание трагедии существования человека в мире наживы, призывы к революционному обновлению мира: стихи «Пекло города» («Адище города», 1913), «Нате!» («Нате!», 1913), сборник «Я» (1913), поэмы «Облачко в штанах» («Облако в штанах», 1915), « Флейта-Позвоночник» (« Флейта-Позвоночник», 1915), «Война и мир» («Война и мир», 1916), «Человек» («Человек», 1916) и др. Поэт резко возражал Первую мировую войну, которую характеризовал как бессмысленную кровавую бойню: статья «Гражданская шрапнель» (Штатская шрапнель», 1914), стихе «Война объявлена» («Война объявлена», 1914),(«Мама и убитый немцами вечер», 1914) и др. С саркастической иронией поэт относится к лицемерному миру бюрократов, карьеристов, которые дискредитируют честную работу, чистая совесть и высокое искусство: («Гимн судье», 1915), «Гимн ученому»,(«Гимн ученому», 1915), «Гимн хабарю» («Гимн взятке», 1915) и др.

Вершиной дореволюционного творчества Маяковского есть поэма «Облачко в штанах», какая стала своеобразным программным произведением поэта, в которой он наиболее четко и выразительно изложил свои мировоззренческие и эстетичные установки. В поэме, которую сам поэт называл «катехизисом современного искусства», провозглашаются и в образной форме конкретизируются четыре лозунга: «Прочь ваша любовь», «прочь ваш порядок», «прочь ваше искусство», «прочь вашу религию» - «четыре вопля четырех частей». Сквозным лейтмотивом через всю поэму проходит образ человека, который страдает от неполноты и лицемерности бытия, которое его окружает, который протестует и стремится к настоящему человеческому счастью. Начальное название поэмы - «Тринадцатый апостол» - было перечеркнуто цензурой, но именно оно более глубоко и точно передает основной пафос этого произведения и всего раннего творчества Маяковского. Апостол - это учений Христоса, призван внедрять у жизнь его учения, но в М. этот образ быстрее приближается к тому, который позднее появится в знаменитой поэме О. Блока «Двенадцать». Двенадцать - это традиционное число ближайших учеников Христоса и появление в этом ряде тринадцатого, «лишнего» за библейскими канонами, апостола воспринимается как вызов традиционному мирозданию, как альтернативная модель нового мировозрения. Тринадцатый апостол Маяковского - это и символ революционного обновления жизни, к которому стремился поэт, и вместе с тем метафора, способна передать настоящий масштаб поэтического явления спикера нового мира - Маяковского.

Тогдашняя поэзия Маяковского порождает не просто отдельные нелады и недостатки современного общества, она порождает самую возможность его существования, основоположные, коренные принципы его бытия, приобретает масштаб космического бунта, в котором поэт ощущает себя равным Богу. Поэтому в своих желаниях было подчеркнуто антитрадиционность лирического героя Маяковского. Доходило к максимальным эпатажам, так, что, казалось бы давали «пощечины общественному вкусу», требовали у парикмахера «причесать он ухо» («Ничто не понимал...»), становится на корточки и лает по-собачьему («Вот так я сделался собакой... «) и с вызовом заявляет: «Я люблю смотреть, как умирают дети...» («Я»), бросает у зал во время выступления: «я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам...» («Нате!»). Вместе с высоким ростом и громким голосом Маяковского все это создавало неповторимый образ поэта-борца, апостола-предвестника нового мира. «Поэтика раннего Маяковского, - пишет О. Мясников, - это поэтика грандиозного.

В его поэзии тех лет все предельно напряжено. Его лирический герой ощущает себя способным и обязанным решать не только задачаи переустройства собственной души, а и всего человечества, задача не только земные, а и космические. Гиперболизация и сложная метафоризация - характерные особенности стиля раннего Маяковского. Лирический герой раннего Маяковского чувствует чрезвычайно неуютно в буржуазно-мещанскому среде. Он ненавидит и пренебрегает всех, кто мешает Человеку из прописной буквы жить по-человечески. Проблема гуманизма - одна из центральных проблем раннего Маяковского.

Биография Маяковского содержит множество сомнительных моментов, которые заставляют нас задуматься, кем же был на самом деле поэт - слугой коммунизма или романтиком? Краткая биография Владимира Маяковского позволит получить общее представление о жизни поэта.

Родился писатель в Грузии, в с. Багдади Кутаисской губернии, 7 июля 1893 года. Маленький Вова учился хорошо и прилежно, проявлял интерес к живописи. Вскоре семья Маяковских переживает трагедию - погибает отец. Работая лесником, папа будущего поэта был единственным добытчиком. Поэтому пережившая потерю близкого человека семья попадает в затруднительное материальное положение. Далее биография Маяковского ведет нас в Москву. Владимир вынужден помогать матери зарабатывать деньги. Времени на занятия у него не остается, поэтому он не может похвастаться успехами в учебе. В этот период у Маяковского появляются разногласия с учителем. Вследствие конфликта впервые проявляется бунтарский характер поэта, и он утрачивает интерес к занятиям. В школе принимают решение об отчислении будущего гения из школы из-за плохой успеваемости.

Биография Маяковского: юношеские годы

После школы Владимир вступает в социал-демократическую партию. В этот период поэт подвергается нескольким арестам. Свое первое стихотворение Владимир написал именно в это время. После выхода на свободу Маяковский продолжает литературное творчество. Во время учебы в гимназии писатель знакомится с Давидом Бурлюком, который был основоположником нового литературного течения - российского футуризма. Вскоре они становятся друзьями, и это накладывает отпечаток на тематику творчества Владимира. Он поддерживает футуристов, вступает в их ряды и пишет стихи в этом жанре. Первые произведения поэта датированы 1912 г. Вскоре будет написана известная трагедия «Владимир Маяковский». В 1915 г. была окончена работа над самой выдающейся поэмой «Облако в штанах».

Биография Маяковского: любовные переживания

Литературная работа его не ограничивалась агитационными памфлетами и сатирическими баснями. В жизни и творчестве поэта присутствует тема любви. Человек живет до тех пор, пока испытывает состояние влюбленности, так считал Маяковский. Биография и творчество поэта свидетельствуют о его любовных переживаниях. Муза писателя - Лиля Брик, самый близкий человек для него, была неоднозначна в своих чувствах к писателю. Еще одна большая любовь Владимира - Татьяна Яковлева - так и не вышла за него замуж.

Трагическая кончина Маяковского

По сей день ходят противоречивые слухи о загадочной смерти поэта. В 1930 г. 14 апреля писатель на своей съемной квартире в Москве застрелился при невыясненных обстоятельствах. Владимиру на тот момент было 37 лет. Было ли это самоубийство, или Маяковскому помогли отправиться на тот свет, остается только гадать. Краткая биография Маяковского содержит доказательства, которые подтверждают любую из версий. Бесспорно одно: страна в один день потеряла гениального поэта и великого человека.

Разделы: Литература

Тема. В.Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта. Дооктябрьское творчество. Маяковский в Армавире.

Цели урока:

  • познакомиться с неизвестными страницами биографии, личностью и ранним творчеством В.Маяковского, новаторством его лирики, вспомнить ранее изученное о поэте;
  • развивать речь, творческие способности учащихся, умение анализировать стихотворения;
  • воспитывать интерес к литературе и истории родной страны, родного города, любовь к родному слову.

Форма урока: урок - ролевая игра с использованием мультимедиа.

Оборудование к уроку:

урок проводится в компьютерном классе, на экране высвечиваются слайды фотографий В.Маяковского, его семьи, друзей, тексты его стихотворений, запись чтения стихов самим автором и известными артистами, страницы пребывания поэта в Армавире.

ХОД УРОКА

Эпиграф

Я сам расскажу о времени и о себе…
И чувствую – “я” для меня мало.
Кто-то из меня вырывается упрямо.
В.Маяковский

1. Вступительное слово учителя.

Творчество Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер – речь идёт о взаимоотношениях искусства и действительности, о месте поэта в жизни. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Маяковский – одно из ярчайших имён в литературе XX века.

О Маяковском написано очень много. Мнения о нём часто полярны. Перед вами лежат листочки с тремя высказываниями о Маяковском. Давайте познакомимся с ними.

Чтение высказываний о Маяковском. (Приложение 1)

Не спешите соглашаться с каким-либо мнением, сначала прослушайте материал урока, а потом сделайте вывод.

А сейчас давайте вспомним, кто написал эти строки.

Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо?

Всем известны эти строки с детства. Это В.Маяковский. Оказывается, его творчество нам знакомо с раннего детства. Сегодня мы узнаем новые страницы жизни и творчества, личности поэта, вспомним ранее изученное, почитаем его ранние произведения, узнаем о пребывании Маяковского в нашем городе.

Эпиграфом к уроку станут слова В.Маяковского “Я сам расскажу о времени и о себе…”. И ещё одни строки: “И чувствую – “я” для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо”. Вы услышите на уроке строки из биографии поэта, написанной самим Маяковским, которая так и называется “Я сам”. Это рвущееся наружу “я” невозможно не заметить в его автобиографии.

Сегодняшний урок - ролевую игру мы проведём в форме круглого стола. Творческая группа заранее получила задание изучить жизнь, творчество и личность В.Маяковского. И теперь представят нам итог своей работы. За круглым столом у нас разместятся литературовед, критик, корреспонденты, близкие и знакомые В.Маяковского. Главный гость – это сам поэт.

Все учащиеся в течение урока ведут необходимые записи, чтобы в конце урока представить отчёт о работе круглого стола. На столе у каждого лежит бланк с вопросами, который необходимо заполнить к концу урока. Дополнительные вопросы нашему гостю может задать любой желающий.

Итак, начинаем заседание нашего круглого стола. Ваши вопросы.

2. Заседание круглого стола.

Корреспондент газеты “Известия”. Известно, что вы родились 7 июля 1893 года в селе Багдады, Кутаисской губернии, Грузия. Ваш отец – Владимир Константинович, лесничий. Мать – Александра Алексеевна. Две сестры – Ольга и Люда. Расскажите о вашей семье, о детстве.

Маяковский. Семья принадлежала к дворянскому сословию, но жила она в весьма скромном достатке. Вольный дух Кавказа, дружба и развлечения с грузинскими детьми, поездки с отцом по лесничеству способствовали раннему взрослению и самостоятельности.

Чтобы учиться в гимназии, семье прошлось переехать в Кутаиси. Учился хорошо, обзавёлся новыми друзьями.

Но подошло время 1905 года. Волнения вспыхнули чуть ли не по всей России, в том числе и в Кутаиси. Я вместе с гимназистами старших классов принимал участие в демонстрациях и выступлениях.

Но вскоре в нашей семье произошло событие, которое круто переменило нашу жизнь: 19 февраля 1906 года от заражения крови умер отец. И летом семья переехала в Москву. Жили на отцовскую пенсию, снимали квартиру и сдавали комнаты.

В комнатах, которые семья сдавала, оказывались жильцами студенты-революционеры. У них собирались друзья и велись беседы и споры на политические темы. Я прислушивался к ним, потом просил почитать “что-нибудь революционное”. Меня стали принимать за своего и даже поручали кое-что по части нелегальщины.

В гимназии дела пошли неважно. Я всё больше вовлекался в общение с революционной молодёжью. И в начале 1908 года я ушёл из гимназии.

Корреспондент газеты “Труд”. Когда вы впервые попробовали писать?

Маяковский. В гимназии и попробовал писать. Другие пишут, а я не могу?! Стал скрипеть. Получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно. Не помню ни строки. Написал второе. Вышло лирично. Не считая таковое состояние сердца совместимым с моим “социалистическим достоинством”, бросил вовсе.

Корреспондент газеты “Труд”. Известно, что вы неоднократно подвергались в эти годы аресту. За что и как это повлияло на формирование ваше мировоззрения?

Маяковский. 1908 год, мне 14 лет – вступил в партию РСДРП. Затем нелегальная деятельность в типографии, за что и был арестован. При аресте ел блокнот с адресами и в переплёте.

Слежка, общение с профессиональными революционерами, чтение марксистской литературы, снова аресты.

За 11 бутырских месяцев перечёл всё новейшее. Символисты – Белый, Бальмонт. Темы, образы не моей жизни.

Вышел взбудораженный. Но до чего же нетрудно писать лучше их. Только нужен опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. Я должен пройти серьёзную школу.

Я зашёл к тогда ещё товарищу по партии – Медведеву. Хочу делать социалистическое искусство. Он долго смеялся: кишка тонка.

Думаю всё-таки, что он недооценил мои кишки. Я прервал партийную работу. Я сел учиться.

Корреспондент газеты “Известия”. Но учиться вы начали живописи, которой увлекались с первых гимназических лет. Как получилось, что попали в литературу?

Д. Бурлюк. Разрешите, я объясню. Позвольте представиться: Давид Бурлюк, художник и поэт. С Владимиром мы познакомились в училище живописи. Сначала задирались – вскоре подружились. Это мне он прочёл свои первые стихи, выдав их за “чьи-то”. Я сразу понял, чьи это стихи, увидел в нём “дикого самородка” и на следующий день представил друзьям Маяковского как “гениального поэта”. Это смутило его. “Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее положение”, – сказал я ему. Но слово было сказано о том, что скрытой мечтой жило в нём: поэт. Совсем не исключено, что он ждал этого слова, и его оказалось достаточно, чтобы преодолеть сомнения.

Маяковский. Всегда с любовью думаю о Давиде. Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Ходил и говорил без конца. Не отпускал ни на шаг. Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать не голодая.

Литературовед. Да, девятнадцатилетний Маяковский круто переменил свою жизнь, как сказала А.Ахматова, скандально ворвавшись в “душный зал” русской поэзии. А в конце 1912 г. Маяковский, Бурлюк, Хлебников и Крученых выпустили альманах и манифест “Пощёчина общественному вкусу”. В автобиографии сказано: “Родился русский футуризм”.

Маяковский. Хочу от вас услышать, как вы понимаете, что такое футуризм.

Ответы учащихся. Проверка домашнего задания.

Д.Бурлюк : Чтобы “внедрить” в сознание читающей публики новое искусство, мы предприняли поездку по городам России. Наши выступления сопровождались шумными скандалами, полицейскими запретами, невиданной по активности и по преимуществу ругательной прессой, тем самым создавшей нам широкую известность. Желтая кофта и цилиндр М., его остроумие бьющие наотмашь реплики – ответы на “каверзные” вопросы из зала, наконец, стихи выделявшиеся мощной поэтической энергией и яркой, неожиданной метафорикой, сделали его самой заметной фигурой в нашей группе.

Корреспондент газеты “Труд”. Прочитайте нам что-нибудь из ранней лирики.

Звучит запись чтения Маяковским стихотворения “А вы могли бы?”

Затем чтение артистом В. Шерстяным стихотворения.

Словарная работа: ноктюрн – небольшое музыкальное произведение лирического характера.

Учитель. Анализ стихотворения “А вы могли бы?”. Ответы на вопросы.

Какие образы вы нашли в этом стихотворении? (Серые будни раскрасил краской, косые скулы человеческого лица при движении напоминают морские волны, водосточные трубы с поперечными “рёбрами” похожи на флейту, кларнет – они звучат при ветре, дожде, становятся частью “музыки большого города”.)

В каких строчках слышится скрежет? Как называется этот приём? Какие звуки повторяются? (Аллитерация)

На чешуе жестяной рыбы

Прочёл я зовы новых губ.

Обратите внимание на лексику. Что вы заметили? (Сталкивание в смысловом ряду разностильных слов: зовы, ноктюрн, Флейта и… стакан, студень, водосточные трубы.)

Литературовед. Это стихотворение очень близкое по настроению с уже известным всем стихотворением “Послушайте! ”, с которым мы познакомились в 9-м классе. Давайте вспомним его. (Чтение наизусть стих. “Послушайте!”)

Критик: Позвольте прокомментировать это стихотворение.

А.С.Субботин считает, что стихотворение “Послушайте!” - это “прямое обращение к слушателю”: “Поэт ещё плохо представляет себе своих союзников, не различает лица заинтересованных слушателей, но он страстно хочет, чтобы они скорее появились, разделили с ним радость и любовь, отчаяние и надежду. В мольбах и уверениях “тревожного, но спокойного наружно” персонажа стихотворения, не выносящего “беззвёздную муку”, много затаённых надежд и желаний автора”.

А.А.Михайлов утверждает: “Мир не раскрывает свои тайны перед поэтом, и он недоумённо вопрошает: “Послушайте!..”. Несовершенство, резкое несоответствие мечты и действительности порождало эти недоумённые вопросы”.

Поэт Б.Пастернак пишет: “Я очень люблю раннюю лирику Маяковского. На фоне тогдашнего паясничания её серьёзность, тяжёлая, грозная, жалующаяся, была так необычна”. Поэт использует здесь вечный поэтический образ – звёзды, заменяя его своим – “плевочки”.

Литературовед С.Бавин пишет: “Традиционный для Маяковского пренебрежительно вызывающий тон не мог скрыть внятного чуткому слушателю крика боли за страдающую душу современного человека”.

Литературовед. В полном разладе с этим миром появилось стихотворение “Нате!” - с его вызывающим названием оно нашло своего адресата в благопристойной буржуазной публике, когда Маяковский прочитал его на открытии кабаре “Розовый фонарь” 19 октября 1913 года.

Чтение наизусть стихотворения “Нате!”.

Литературовед или учитель. Проанализировав эти стихотворения, можно назвать особенности лирики Маяковского:

Необычные образы, форма, графика стиха, ошеломляющая поэтическая новизна;

Видит мир в красках, в веществе, в плоти, соединяет несоединимое;

Видит больше, чем окружающие, его мир ярок, резок, экзотичен;

За резкость скрывается глубокая лирика;

В стихах звучит идея жертвенности, служения людям, искусству.

Корреспондент газеты “Труд”. Как вы отнеслись к войне 1914 года? Участвовали ли в ней?

Маяковский. Отвращение и ненависть к войне. Война отвратительна. Пошёл записываться добровольцем. Не позволили. Нет благонадёжности. Позже идти на войну сам не хотел. Но забрили. Притворился чертёжником.

Корреспондент газеты “Известия”. А как вы приняли революцию?

Маяковский. Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция.

В 19-м году езжу с моими вещами и товарищей по заводам. Радостный приём. Пошёл в агитацию РОСТа.

Корреспондент газеты “Известия”. Я много слышал об этой стороне вашей деятельности, интересовался. Вот что я узнал. (Сообщение учащегося по учебнику об окнах РОСТа).

Корреспондент газеты “Труд”. Позвольте один личный вопрос. Была ли в вашей жизни настоящая любовь?

Лиля Брик. На этот вопрос я могу ответить. Позвольте представиться:

Лиля Брик.

С Маяковским мы познакомились в 1915 году. “Июль 1915 года. Радостнейшая дата. Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками”, - записал Маяковский много лет позже в автобиографии. Наш дом скоро стал и его домом, наша семья - его семьей. Маяковский сразу влюбился в меня.

Маяковский ухаживал за мной бурно, безоглядно. Ему нравилось и то, что перед ним была дама, женщина другого круга - элегантная, умная, воспитанная, до конца непознаваемая, с прекрасными манерами, интересными знакомыми и лишенная всяких предрассудков. Мы встречались каждый день и стали неразлучны, но его чувства доминировали. Я же была спокойнее и умела держать его на расстоянии, от которого он сходил с ума. Я любила его, но не без памяти.

Втроем мы жили во всех квартирах в Москве, на даче в Пушкине. Одно время снимали домик в Сокольниках и жили там зимой, ибо в Москве была теснотища. В те годы обручальные кольца для меня являлись признаком буржуазности. Поэтому мы обменялись перстнями-печатками. На моём перстне он выгравировал инициалы Л Ю Б. По кругу они читались, как ЛЮБЛЮ - ЛЮБЛЮ. Эти три буквы поэт будет ставить как посвящения, художники - вписывать в орнаменты на его книгах.

Любовь наша была не простой, она не раз достигала кризисных рубежей. В годы, когда революция ломала и пересматривала все на свете, казалось, что и человеческие отношения должны найти новую форму, новые взаимосвязи. Осенью 1922 г. отношения наши выдержали кризис: мы приняли решение прожить два месяца врозь. 28 февраля в три часа дня истек для Маяковского “срок заключения”. В восемь часов вечера мы встретились на вокзале, чтобы поехать на несколько дней вместе в Петроград. Войдя в купе, Маяковский прочитал мне только что законченную поэму “Про это” и заплакал …

Маяковский виделся с нами в последний раз 18 февраля 1930 г., когда мы уезжали за границу. Последнюю открытку Маяковскому мы отправили из Амстердама 14 апреля, в день его самоубийства...

Любовь наша была очень непростой. Многое в наших отношениях остается непонятным.

Маяковский. Организуем “Леф” (Левый фронт) – новую литературную группу. Мы выдвинули три новых принципа искусства:

Принцип социального заказа;

Принцип литературы факта;

Принцип искусства-жизнестроения.

В работе сознательно перевожу себя на газетчики. Пишу в “Известия”, “Труде”, “Рабочей Москве”. Вторая работа – продолжаю прерванную традицию трубадуров и менестрелей. Езжу по городам и читаю. Новочеркасск, Харьков, Париж, Ростов, Берлин, Казань и т.д., и т.д. За 4 года я выступил с лекциями и стихами в 52 городах Советского Союза. Личное общение с читательской аудиторией считаю работой радостной и изнурительной. Был и на юге. Кстати, в вашем провинциальном городке тоже был.

П.И.Лавуту. Разрешите представиться: П.И.Лавуту – организатор выступлений поэта. Я везде сопровождал Маяковского.

В Армавир Маяковский приехал 30 ноября 1927 года. Он остановился в “1-й Советской гостинице”, располагавшейся на месте теперешнего универмага.

Больной и переутомленный, поэт предупредил, чтобы его не беспокоили и никого к нему не пускали, хотя обычно двери у Владимира Владимировича для всех были открыты настежь. Однако публика, узнавшая о приезде Маяковского, не желала признавать никакого запрета, иные настойчивые посетители подолгу и требовательно стучали в запертую дверь номера, так что мне - организатору выступлений поэта - приходилось объясняться.

Вечером кинотеатр “Марс”, заполненный в основном молодежью, взволновано гудел. Наконец, в зрительном зале погас свет. И вот перед аудиторией появился Маяковский - высокий, молодой, энергичный. Все с любопытством разглядывали поэта. Преподаватель литературы С.В. Киранов, присутствовавший на этом вечере, вспоминал в 1951 году: “ Маяковский начал читать чуть срывающимся голосом, видимо сильно волнуясь (да и болезнь, безусловно, давала о себе знать), но уже через минуту другую голос его окреп, слова и строки, произносимые им, приобрели сокрушающею силу”. После каждого стихотворения слушатели горячо аплодировали. Большое впечатление на армавирскую публику произвели такие стихотворения, как “Письмо Горькому”, “Письмо Есенину”, “Левый марш”. Потом Маяковский начал читать отрывок из поэмы “Хорошо!”.

Выступление поэта нашло широкий отклик у публики. На вечер Маяковского было продано 222 билета. В конце вечера, затянувшегося до глубокой ночи, состоялось нечто вроде диспута. 38 записок, поданных Владимиру Владимировичу на вечере, ныне хранятся в Государственном музее В.В. Маяковского в Москве. Вот некоторые из них: “Почему Ваша группа называется “левым фронтом”?”, “Что левого в Лефе?”, “Тов. Маяковский, Вы член партии или нет? А если нет, то почему?”.

В словесном турнире Маяковский был непобедим. Обладая феноменальной находчивостью и остроумием, он беспощадно разил противников. В выступлениях участников диспута отразились разноречивые оценки творчества поэта. Одни говорили, что поэзия Маяковского для широких масс малопонятна и трудна, что Маяковскому нужно “опроститься”. Другие утверждали, что поэт массам вполне понятен.

Радостным возвращался Маяковский в гостиницу. Поэт остался доволен встречей с читателями. Окружная газета “Трудовой путь” 4 декабря 1927 года писала по поводу выступления Маяковского: “К сожалению, армавирской аудитории не пришлось полностью познакомиться со всей поэмой “Хорошо!”, так как Маяковский по болезни читал лишь отдельные места...”. И далее газета продолжает: “Его выступление в Армавире, несомненно, представляет событие, мимо которого нельзя пройти. Армавирская публика, в известной части имеющая сумбурное представление о Маяковском, имела возможность близко познакомиться с его творчеством и поэзией. И нужно лишь пожалеть, что выступление поэта, по случаю его болезни, в Армавире было не полно и коротко”.

О пребывании в Армавире В.В. Маяковского, о его выступлении перед широкой читательской аудиторией напоминает мраморная доска, установленная на здание кинотеатра по улице Комсомольской, 129. Надпись гласит: “В этом здании 30 ноября 1927 года читал стихи В.В.Маяковский”. Одна из улиц Армавира носит имя талантливого советского поэта.

Маяковский. На этом разрешите проститься, меня ждут неотложные дела. До свидания, товарищи.

Корреспондент газеты “Рабочая Москва”. Корней Чуковский верно заметил: “Быть Маяковским очень трудно”. Последний отрезок жизни поэта окрашен в мрачные цвета. Совместная жизнь с Осипом и Лилей Брик стала тяготить поэта. Он не изменил революционным идеалам, но веру в них всё больше подрывала нарождавшаяся тоталитарная система власти. В литературе шла острая борьба. В пьесе “Клоп” официальная критика учуяла “антисоветский душок”, а в “Бане” обнаружила “Издевательское отношение к нашей действительности…”. Выставка “20 лет работы” была бойкотирована прессой и писателями. Маяковский заболел, врачи запретили ему выступать. Все эти события стягивались в тугой узел. Больной, издёрганный, с трудом перемогавший нервное напряжение, поэт ищет утешения во встречах с актрисой МХАТа Вероникой Полонской, милой, очаровательной, влюблённой в него молодой женщиной. Он хочет создать свою нормальную семью. Но и тут, находясь во взвинченном состоянии, торопя события, не может привести свои отношения с ней к гармонии.

4 апреля 1930 года в возрасте 36 лет Маяковский выстрелом из револьвера покончил с собой. В предсмертном письме он писал… (Зачитывается записка. Приложение 2)

Но никто никогда не узнает, каким был последний мотив этого поступка.

3. Заключительное слово учителя.

Спасибо всем участникам круглого стола. Вы проделали большую работу. Особое спасибо нашему Маяковскому. В его словах вы слышали строки из автобиографии поэта “Я сам”.

Маяковский… Кто же ещё соединил в себе столько непримиримых противоречий! Он отторгал от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры. Его возводили на пьедестал, им восторгались, его боготворили и славословили – о нём злословили и над ним издевались. Его любили и ненавидели.

И в силе, и в слабостях он предстал человеком предельной самоотдачи. Никакой идеи, никакому делу он не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Он пришёл в мир для жизни, для борьбы, он перенасыщен энергией действия: “И чувствую – “я” для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо”.

А теперь сделайте вывод вы и выберите одно из высказываний о Маяковском, с которым вы можете согласиться. Заполните бланк с вопросами, сдайте. (Приложение 3)

Все участники круглого стола получают оценки.

Домашнее задание: рассказывать о Маяковском, читать поэму “Облако в штанах”, пьесы “Клоп” и “Баня”.

Литература

1. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. Москва, “Вако”, 2005 г.

2. В.В.Маяковский. Автобиография “Я сам”. Сочинения: В 2 т. Москва, 1987. Т.1.

Родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец -- дворянин, служил лесничим, предки -- из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902--1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г.).

В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами, увлекается марксистской литературой, вступает в начале 1908 г. в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал тетрадь стихов (1909), которая была отобрана надзирателями; с нее поэт исчислял начало своего творчества. После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу, чтобы "делать социалистическое искусство". В 1911 г. Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д.Д. Бурлюком, организатором футуристической группы "Гилея", который открывает в нем "гениального поэта". Через три года, в феврале 1914, Маяковский вместе с Бурлюком был исключен из училища за публичные выступления.

В декабре 1912 г. Маяковский дебютирует как поэт в альманахе "Пощечина общественному вкусу", где были напечатаны его стихотворения "Ночь" и "Утро". В нем же был опубликован и манифест русских кубо-футуристов, подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. В манифесте провозглашалось нигилистическое отношение к русской литературе настоящего и прошлого: "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным". Однако вопреки декларациям Маяковский высоко ценил Гоголя, Достоевского, Блока, и других писателей, которые оказали глубокое влияние на его творчество. Творчески плодотворным стал для Маяковского 1913 г., когда вышел его первый сборник "Я" (цикл из четырех стихотворений), написана и поставлена программная трагедия "Владимир Маяковский" и было совершено вместе с другими футуристами большое турне по городам России. Сборник "Я" был написан от руки, снабжен рисунками В.Н. Чекрыгина и Л. Шехтеля и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошел в книгу стихов поэта "Простое как мычание" (1916).

В 1915--1917 гг. Маяковский проходит военную службу в Петрограде в автошколе. 17 декабря 1918 г. поэт впервые прочел со сцены Матросского театра стихи "Левый марш (Матросам)". В марте 1919 г. он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты ("Окна РОСТА"). В 1919 г. вышло первое собрание сочинений поэта -- "Все сочиненное Владимиром Маяковским. 1909-1919". В конце 10-х гг. Маяковский связывает свои творческие замыслы с "левым искусством", выступает в "Газете футуристов", в газете "Искусство коммуны".

Футуризм Маяковского с самого начала и до конца дней поэта имел романтический характер. Маяковский и в советское время оставался футуристом, хотя и с новыми свойствами: "комфутом", то есть коммунистическим футуристом, а также руководителем ЛЕФа (Левого фронта искусств) (1922--1928). В 1922--1924 гг. Маяковский совершает несколько поездок за границу -- Латвия, Франция, Германия; пишет очерки и стихи о европейских впечатлениях: "Как работает республика демократическая?" (1922); "Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)" (1923) и ряд других. В Париже поэт будет и в 1925, 1927, 1928, 1929 гг. (лирический цикл "Париж"); в 1925 г. состоится поездка Маяковского по Америке ("Мое открытие Америки"). В 1925--1928 гг. он много ездит по Советскому Союзу, выступает в самых разных аудиториях. В эти годы поэт публикует многие из тех своих произведений: "Товарищу Нетте, пароходу и человеку" (1926); "По городам Союза" (1927); "Рассказ литейщика Ивана Козырева..." (1928).

Исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль своего рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия "Владимир Маяковский" (1913), первым актом стали поэмы "Облако в штанах" (1914--1915) и "Флейта-позвоночник" (1915), вторым актом--поэмы "Война и мир" (1915-- 1916) и "Человек" (1916--1917), третьим актом -- пьеса "Мистерия-буфф" (первый вариант--1918, второй--1920-- 1921) и поэма "150 000 000" (1919-- 1920), четвертым актом--поэмы "Люблю" (1922), "Про это" (1923) и "Владимир Ильич Ленин" (1924), пятым актом -- поэма "Хорошо!" (1927) и пьесы "Клоп" (1928--1929) и "Баня" (1929--1930), эпилогом -- первое и второе вступления в поэму "Во весь голос" (1928--1930) и предсмертное письмо поэта "Всем" (12 апреля 1930 г.). Остальные произведения Маяковского, в том числе многочисленные стихотворения, тяготеют к тем или иным частям этой общей картины, основу которой составляют крупные произведения поэта.

Художественный мир Маяковского являет собою синтетическую драму, которая включает в себя свойства разных драматургических жанров: трагедии, мистерии, эпико-героической драмы, комедии, райка, кинематографа, феерии и т. д., подчиненных основному у Маяковского -- трагическому характеру его главного героя и трагедийной структуре всего его творчества. Следует заметить, что не только его пьесы, но и поэмы по-своему драматургичны и чаще всего трагедийны.

В трагедии "Владимир Маяковский" поэт видит свой жизненный долг и назначение своего искусства в том, чтобы способствовать достижению человеческого счастья. Искусство для него с самого начала было не просто отражением жизни, а средством ее переделки, орудием жизнестроительства.

Маяковский стремится поставить своего лирико-трагедийного героя, выражающего устремления всего человечества, на место Бога -- одряхлевшего, беспомощного, не способного на какие-либо деяния ради людей. Этот герой из-за своей неразделенной любви к женщине и к людям в целом становится богоборцем с сердцем Христа. Однако, для того чтобы стать Человеко-богом, герой и все остальные люди должны быть свободными, раскрыть свои лучшие возможности, сбросить с себя всякое рабство. Отсюда революционный нигилизм Маяковского, нашедший свое выражение в определении программного смысла поэмы "Облако в штанах": ""Долой вашу любовь", "долой ваше искусство", "долой ваш строй", "долой вашу религию" -- четыре крика четырех частей". Любви, искусству, социальному строю и религии старого мира Маяковский противопоставляет свою любовь, свое искусство, свое представление о социальном устройстве будущего, свою веру в идеал нового, во всех отношениях прекрасного человека. Попытка реализации этой программы после революции оказалась для поэта трагической. В "Облаке" Маяковский выходит к людям "безъязыкой" улицы в роли поэта-пророка, "тринадцатого апостола", "сегодняшнего дня крикогубого Заратустры", чтобы произнести перед ними новую Нагорную проповедь. Называя себя "сегодняшнего дня крикогубым Заратустрой", Маяковский хотел сказать, что и он, подобно Заратустре, является пророком грядущего -- но не сверхчеловека, а освобожденного от рабства человечества.

В поэмах-трагедиях "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и мир", "Человек" и "Про это" у героя Маяковского, выступающего в роли богоборца, "тринадцатого апостола", Демона и воителя, появляются трагические двойники, похожие на Христа. В изображении этой трагической двойственности Маяковский развивает традиции Гоголя, Лермонтова, Достоевского и Блока, становится богоборцем с сердцем Христа. Его богоборчество начинается с мук неразделенной любви к женщине и только потом приобретает социальный и бытийный смысл. В поэме "Флейта-позвоночник" он показал грядущий праздник взаимной, разделенной любви, а в поэме "Война и мир" -- праздник братского единения всех стран, народов и материков. Маяковский хотел разделенной любви не только для себя, но "чтоб всей вселенной шла любовь". Его идеалы трагически разбивались о реальную действительность. В поэме "Человек" показан крах всех усилий и устремлений героя, направленных на достижение личных и общественных идеалов. Этот крах обусловлен косностью человеческого естества, трагическим дефицитом любви, рабской покорностью людей Повелителю Всего -- этому всесильному наместнику Бога на земле, символу власти денег, власти буржуазии, способной купить любовь и искусство, подчинить себе волю и разум людей.

В пьесе "Мистерия-буфф" и поэме "150 000 000" поэт ставит революционные массы народа на место Бога и Христа. При этом, в отличие от "Двенадцати" Блока, Маяковский односторонне идеализирует социальное сознание и творческие возможности революционных масс, которые еще недавно изображались поэтом как безликие толпы людей, покорные Повелителю Всего, а теперь, по подсказке автора, самоуверенно заявляющие: "Мы сами себе и Христос и Спаситель!"

В гениальной поэме-трагедии "Про это" Маяковский показал борьбу лирического героя за идеальную, разделенную любовь, без которой нет жизни. В ходе этого трагического поединка с героем происходят фантастические метаморфозы, его природное естество под воздействием "громады любви" развоплощается, превращается в творческую и духовную энергию, символами которой являются стих, поэзия и страдающий Христос. Гиперболический процесс метаморфоз выражен поэтом в сложной системе трагических двойников поэта: медведя, комсомольца-самоубийцы, похожего одновременно и на Иисуса, и на самого Маяковского, и других. В целом этот трагедийный метаморфический процесс обретает форму поэмы-мистерии о любви, страданиях, смерти и грядущем воскресении Всечеловека, Человека природного, стремящегося занять место Бога.

В поэме "Хорошо!" и сатирической дилогии "Клоп" и "Баня" Маяковский изображает, как в революционной борьбе рождается советская Россия, славит "отечество... которое есть,/но трижды -- которое будет", внимательно следит за ростками новой жизни, стремясь как поэт романтико-футуристического склада помочь их быстрому развитию. Вместе с тем он обнаруживает в зародыше раковые опухоли советского общества, грозящие ему смертельными болезнями.

После поэмы "Хорошо!" Маяковский хотел написать поэму "Плохо", но вместо нее написал сатирические пьесы "Клоп" и "Баня", в которых показал самые опасные тенденции в молодом советском обществе: перерождение рабочих и партийцев в мещан -- любителей красивой, "аристократической" жизни за чужой счет (Присыпкин) и усиление власти невежественных и некомпетентных партийно-советских бюрократов вроде Победоносикова. Сатирическая дилогия поэта показала, что основная масса людей оказалась не готова занять место Бога и приступить к реализации высоких идеалов и потенциальных возможностей человека. В поэме "Во весь голос" Маяковский называет настоящее "окаменевшим говном", а реализацию своего идеала Человека переносит в неопределенно далекое "коммунистическое далеко".

Сатира поэта, особенно "Баня", вызвала травлю со стороны рапповской критики.

В феврале 1930 г. поэт вступает в РАПП (Российская Ассоциация пролетарских писателей). Этот поступок Маяковского был осужден его друзьями. Отчуждение и общественная травля усугублялись личной драмой ("любовная лодка разбилась о быт"). Маяковскому упорно стали отказывать в выезде за границу, где у него должна была состояться встреча с женщиной (стихотворение "Письмо Татьяне Яковлевой", 1928), с которой намеревался связать свою жизнь. Все это привело Маяковского к самоубийству, предсказанному еще в трагедии "Владимир Маяковский".

маяковский футуристический поэт лирический трагический


Close