Служба в церкви проходит на старославянском языке, который не совсем понятен нашим современникам. Также в церковном обиходе есть много слов и выражений, которые вроде бы понятны, но не до конца. Кто такие блаженные нищие духом? Мы помним о блаженных из фильмов о царской эпохе, но как это может относиться к современной эпохе? Неужели никто не попадет в Царство Божие, если не станет блаженным? Этот вопрос очень тревожил меня как воцерковленную христианку, и я решила узнать подробнее о смысле этого выражения. Оказывается, речь идет о христианском смирении и преодолении гордыни. Нет нужды становиться нищим и убогим, нужно просто смирить гордыню.

Христианское смирение

В христианстве смирение противоположно гордыне — страшному греху, ведущему к смерти. Именно из-за гордыни некогда светлый ангел Люцифер был низвергнут с небес и назван падшим. Отцы церкви учат, что без смирения можно забыть о христианстве, ибо духовная жизнь начинается только с преодоления гордыни.

Смирение является высшей добродетелью перед богом.

Смиренный человек не замечает соринки в глазу ближнего, так как знает о своих бревнах. Смиренный человек не укоряет никого, кроме себя. Смиренный человек не судит и не осуждает ближнего, так как борется со своими грехами и соблазнами. Он знает, насколько немощна человеческая природа, поэтому поступает таким образом.

Смирение является основой христианской морали и религии, без которой быть христианином невозможно. Невозможно, потому что человек ведет неправильную духовную жизнь и не может приобщиться даров Святого Духа. Вера без дел мертва — именно такое наставление дали апостолы своим первым ученикам. Поэтому вера без духовных плодов не приводит ни к чему.

Многие неверно понимают христианское смирение и сравнивают его с каким-то отчаянным положением и пессимизмом. Это тоже неверная интерпретация, так как смирение предполагает упование на божью милость и благодать. Человек понимает, что он в руке божьей, и что его жизнь полностью подчиняется воле божьей. Поэтому он смиряется и доверяет своему Отцу Небесному во всем. Он не кричит и не ропщет, когда приходит беда, а пребывает в молитвах и благодарениях.

Почему христиане безропотно воспринимают удары судьбы? Потому что они понимают, что божья милость предусмотрела для них самое лучшее. Все знают о пословице «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Это очень мудро подмечено нашими предками, которые оставили нам жизненную мудрость в наследие. Наблюдательный человек может заметить, что очень часто неблагоприятные события приводят к неожиданно позитивному результату. Поэтому роптать и упрекать бога в своих бедах неразумно.

Заповеди блаженства

Первая заповедь блаженства подразумевает принятие своей греховной природы как данность, и смирение с ней. Но смирение не должно потворствовать греху, просто человек должен осознавать свою немощную природу и не гордиться перед другими ничем.

Грехопадение человека началось с гордыни, когда дьявол посулил Адаму и Еве стать «как боги». Смирение же возвращает всё на круги своя и дает осознание своей ничтожности и полной беспомощности перед богом.

Духовная нищета не имеет ничего общего с материальным недостатком, так как речь идет о духовных вещах. Духовная нищета подразумевает соответствующий строй мыслей, в которых исключена гордыня и превозношение.

Духовная нищета — это признание невозможности стать праведным собственными усилиями. Если бы человек был в состоянии самостоятельно исправить свою греховную природу, жертва Христа потеряла бы всякий смысл. Христианин должен признать свое духовное несовершенство и принять жертву Христа как дар. Только соединившись со Христом верой, мы можем стать святыми и праведными. Самостоятельно достичь такой духовной высоты человек не в состоянии.

О чем мечтает нищий человек в мире? Все его мысли направлены на то, чтобы кто-нибудь подал ему кусочек хлеба для поддержания духа. Духовная нищета — это крайняя нужда в помощи божьей для обретения благодати и спасения. Человек говорит себе: «Я пас, я не могу, я не в состоянии, я нуждаюсь в помощи». Вот это и есть правильное духовное состояние, которое приводит к спасению.

Нищий в миру человек понимает, что не может заработать на хлеб, и надеется на милость дающего. Нищие духом тоже понимают, что они не достоин благодати, поэтому надеются только на милость бога. Нищий духом не стремится заработать награду от бога, а со смирением ожидает милости. Милостыню дают не потому, что нищий ее заработал, а просто так от доброты сердца. При этом нищий понимает, что он ничем не сможет отблагодарить дающего.

Именно такая нищета и становится условием получения божьей благодати и спасения. От человека требуется только благодарность за щедрый дар и больше ничего. Нищий понимает, что он никому не нужен. Так и христианин понимает, что не он нужен Христу, а Христос — ему. Если человек это осознает до конца, он сможет обрести спасение. Духовная нищета полностью аннулирует гордыню, поэтому и является условием получения божьей благодати и безвозмездного дара спасения.

Смирение и комплекс неполноценности

Противники христианства иногда называют смирение проявлением комплекса неполноценности. Так ли это? Комплекс неполноценности и христианское смирение имеют разные духовные корни. Комплекс неполноценности развивается, когда человек стыдится других людей за свою неловкость или неумение что-то делать правильно. Например, полные девушки не подходят под всемирный стандарт красоты, поэтому комплексуют.

Христианское смирение происходит от того, что человек осознает греховность своей природы и невозможность ее исправления собственными усилиями. Как бы не пытался он жить по евангелию, но обязательно вскроется какой-нибудь грех или недостойные мысли придут в голову. Тогда христианин начинает усиленно молиться и каяться, что еще более сближает его с Господом.

Примером истинного смирения стал Иисус Христос, который смирил свою душу до Креста.

Христианином может стать только тот, кто осознал необходимость помощи Иисуса Христа в его спасении. Пока человек полагается на собственные силы, он полон гордыни и тщеславия. Только когда он смирит свою гордыню и вознуждается во Христе, тогда обретет вечное спасение души и благодать. Поэтому и сказано в первой заповеди блаженства, что только нищие духом (смиренные) достойны Царствия Божия. Нищий — это нуждающийся, несамостоятельный, зависимый. Бог хочет, чтобы мы осознали свою духовную нищету — нужду во Христе, зависимость от него и полную несамостоятельность в своих тщетных усилиях.

Искреннее раскаяние в грехах приближает человека к богу, а чувство собственной непогрешимости — отдаляет. Богу милее кающийся грешник, чем самоправедный человек. Поэтому отцы церкви всегда призывают к покаянию, ибо оно приводит к благодати. «Боже, помилуй меня грешного» — это самые важные слова христианина.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

    Ср. Armuth des Geistes Gott erfreut, Armuth und nicht Armseligkeit. M. Claudius. Ср. Bien heureux les pauvres d esprit. Ср. Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Матф. 5, 3. Лук. 6, 20. См. праведному закон не писан. См. нищий духом … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Из Библии. Евангелие от Матфея (гл. 5, ст. 3): «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Раньше употреблялось в значении: смиренные, лишенные гордыни люди. Иногда так называли убогих, юродивых (блаженных). Современное значение: люди с … Словарь крылатых слов и выражений

    Нищій духомъ (иноск.) смиренный. Ср. «Нищета ума» спасаетъ (о смиреніи). Ср. Но ты... иной... взалкавшій пищи, Ты, что молитвою влекомъ, Высокій сердцемъ, духомъ нищій, Живущій мыслью со Христомъ. Гр. А. Толстой. Іоаннъ Дамаскинъ. 10. Ср. У нихъ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Лук.6:20 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Основная статья: Заповеди Иисуса Христа Заповеди Блаженств, православная икона Заповеди блаженства (макари … Википедия

    Основная статья: Заповеди Иисуса Христа Заповеди Блаженств, православная икона Заповеди блаженства в христианском вероучении, заповеди, данные Спасителем в … Википедия

    Заповеди Блаженств, православная икона Заповеди блаженства в христианском вероучении, заповеди, данные Спасителем в Нагорной проповеди, приведённые в Евангелии (Мф.5:3 12 и Лк.6:20 23) и дополняющие Десять заповедей Моисея. В представлении… … Википедия

    Заповеди Блаженств, православная икона Заповеди блаженства в христианском вероучении, заповеди, данные Спасителем в Нагорной проповеди, приведённые в Евангелии (Мф.5:3 12 и Лк.6:20 23) и дополняющие Десять заповедей Моисея. В представлении… … Википедия

Николай Левашов

Блаженны нищие духом…

Воистину, высшей степени духовной нищеты стремится достичь автор двух статей, помещённых в Интернет-газете «Православие на Северной земле». Видно, очень ему хочется попасть в Царствие Небесное, ибо сказано в Евангелие от Матфея: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное…». И старается он вовсю достичь этого, столь желанного состояния, чтобы наверняка туда попасть. Видно он НЕВЕЖЕСТВО, в данном случае, своё, возводит в степень высшей благодати. Наши предки разделяли два таких понятия, как НЕЗНАНИЕ и НЕВЕЖЕСТВО. Ибо незнание говорит об отсутствии у человека информации о чём-то, что совершенно нормально и поправимо, чего нельзя сказать о НЕВЕЖЕСТВЕ, которое характеризует нежелание человека принимать те или иные факты по тем или иным причинам. И именно своё НЕВЕЖЕСТВО и демонстрирует в своих статьях автор публикаций обо мне в Интернет-газете «Православие на Северной земле». Дело в том, что автор этих статей никогда НЕ читал ни одной моей книги, на которые он так активно опирается:

«…Как ранее сообщала наша газета, за благими намерениями спасти “ и другие коренные народы России” скрывается попытка возрождения языческого миропонимания с опорой на источники, достоверность которых не доказана и опровергается большинством отечественных и зарубежных историков. В частности, в своих работах “Россия в кривых зеркалах”, “Последнее обращение к человечеству”, академик-оккультист неоднократно ссылается на “Велес-книгу”, более известную образованному российскому читателю как “Славяно-Арийские веды” …»

Для образованного российского читателя, к которому явно не относится автор статей обо мне, хотелось бы сообщить, что в моей книге «Последнее обращение к человечеству» нет ни одного слова ни о «Велесовой книге», ни о «Славяно-Арийских Ведах»! И для того, чтобы хоть немного просветить автора статей, хотелось бы ему сообщить «невероятную новость» - «Книга Велеса» и «Славяно-Арийские Веды» два совершенно РАЗНЫХ документа, которые уж никак напрямую с друг другом не связаны! Роднит их только то, что в них описываются реальные события русского народа.

«Книга Велеса» охватывает двадцать тысяч лет прошлого народа русов после Великого Переселения из Великой Асии (Западной Сибири), вызванного очередным резким похолоданием на землях современной Сибири. А «Славяно-Арийские Веды» охватывают шестьсот тысяч лет прошлого, с момента создания на нашей колонии Белой Расы. Так что, прежде, чем писать какую-либо статью, я бы рекомендовал «автору» хотя бы получить общее представление о том, о чём он пишет. В данном случае, нищета духовная ему уж никак не сможет помочь!

Далее, он называет меня в своей статье академиком-оккультистом! Для справки, слово оккультизм произошло от латинского слова occultus, что означает - тайный, сокровенный. Так вот, если бы автор статей всё же удосужился прочесть хотя бы те мои книги, на которые он ссылается, ему бы стало ясно, что в них я даю людям знания, которые как раз-то и срывают покрывала таинственности с практически всех тайн Матушки Природы! Так что, я как раз-то делаю тайное явным, и именно это очень не нравится этому автору и всем, стоящим за ним. Это, если говорить об истинном значение слова оккультизм. А если говорить о том, что под этим словом понимается сейчас, то к сведению всё того же автора и Ко, хочу сообщить следующее. В моих книгах оккультизм разбивается на все сто процентов, так же, как и мракобесие всех тех, кто этим словом прикрывается!

«…Кроме того, содержание работ Левашова пестрит антисемитскими и антихристианскими высказываниями. Например, революция 1917 г. в России безапелляционно именуется “Великая Иудейская революция”, а христианство - “иудейской сектой”, навязанной русскому народу ...»

Надо же, как «круто» завернул! Безапелляционно! Действительно, разве это иудейская революция?! Подумаешь, иудеи-миллиардеры, большинство которых проживало в США, практически полностью финансировали, как Первую «русскую» революцию 1905 года, так и Вторую «русскую» революцию 1917 года! Подумаешь, Яков Шифф - американский миллиардер - «одолжил» «русским» революционерам 200 миллионов долларов! И это только он! Но ведь кроме него в этом участвовали Нью-Йоркская биржа и целый ряд миллиардеров и миллионеров - Морган, Рокфеллер, Томсон, Георгий Ллойд, Яков Кубин, Коберт Минор и многие, многие другие. «Просто» совершенно «случайно» подавляющее большинство из них были по национальности иудеями. Совершенно «случайно» практически все вожди «русской» революции оказались иудеями по национальности! Совершенно «случайно» , более известный, как Лев Троцкий, заявлял следующее:

«...Мы должны превратить Россию в пустыню, населённую белыми неграми, которым мы дадим такую тиранию, которая не снилась никогда самым страшным деспотам Востока. Разница лишь в том, что тирания эта будет не справа, а слева, и не белая, а красная, ибо мы прольём такие потоки крови, перед которыми содрогнутся и побледнеют все человеческие потери капиталистических войн».

Вождь и создатель Красной Гвардии, затем – Народный комиссар по военным и морским делам, председатель Революционного Военного Совета, Лейба Давидович ТРОЦКИЙ (БРОНШТЕЙН).

Совершенно «случайно» более чем 90% всех руководящих постов в СССР занимали иудеи по национальности, а остальные были женаты на иудейках. Просто совершенно «случайно» большинство из них известны под своими псевдонимами, а не под своими настоящими фамилиями. Если кому интересно, более подробно об этом можно прочитать в книге Андрея Дикого «Евреи в ». Кстати, никто и никогда не опроверг информацию из этой книги, а только старательно замалчивают её. А насчёт иудейского финансирования революций в России, образованный читатель может прочитать в книге крупного американского учёного-экономиста Энтони Саттона «Уолл-стрит и большевицкая революция» («Wall Street and Bolshevik Revolution» by Antony C. Sutton).

Совершенно «случайно» с «русской» революции начался геноцид русского и других коренных народов , и было уничтожено около СТА МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК! И уничтожался цвет нации и не только аристократия и дворянство, но и рабочий класс, и трудовое крестьянство. Уничтожались СИЛЬНЫЕ ЛЮДИ русского и других коренных народов - всё в соответствии с заповедями Бога Яхве из Торы и Ветхого Завета:

11. О том, что царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, ИСТРЕБИТЬ, УБИТЬ и ПОГУБИТЬ ВСЕХ СИЛЬНЫХ в народе и в области, которые во вражде с ними, ДЕТЕЙ и ЖЁН, и ИМЕНИЕ ИХ РАЗГРАБИТЬ.

(Ветхий Завет. Книга Есфирь. Глава 8. Царь разрешает мстить врагам Иудеев).

11. И открыты будут ворота твои всегда, ни днём ни ночью не будут они затворяться, чтобы НЕСЛИ ТЕБЕ БОГАТСТВО НАРОДОВ, а ЦАРИ ИХ приведены будут, как РАБЫ.

12. Ибо ТОТ НАРОД и ТО ЦАРСТВО, что НЕ БУДУТ СЛУЖИТЬ ТЕБЕ, ПОГИБНУТ, и НАРОДЫ ЭТИ ИСТРЕБЛЕНЫ БУДУТ.

…………………………………………….

16. И будешь ты пить молоко, БРАТЬ ВСЁ ЛУЧШЕЕ У НАРОДОВ, из грудей царских пить молоко, и узнаешь, что я - Бог, Спаситель и Избавитель твой, Владыка Яакова.

(Пятикнижие и гафтарот. Книга «Дварим», Йешаягу LX, 2-5, 9-16, 1286-1288)

И это только несколько отрывков из и Торы, а в этих «святых» книгах таких «призывов» Бога Яхве к своему избранному народу множество! И любой мало-мальски думающий человек в современной России своими собственными глазами видит, в чьих руках богатства России, и какой национальности эти люди. Сопоставить тексты этих «святых» книг и то, что происходит в реальности в России, сможет даже ребёнок! Но подобные процессы происходят не только в России! Так что, я в своих книгах просто называю вещи своими именами, а это «почему-то» очень уж не нравится автору статей. Это тем более странно, что после «русской» революции 1917 была ограблена церковь и сотни тысяч священников и верующих были репрессированы, и многие из них расстреляны. Почему же так горячо переживает автор статьи религиозной газеты о том, что я называю иудейской!? При этом автор этих статей пишет:

«…При этом в работах напрочь отсутствует грамотная ссылка на какие-либо исторические источники».

И опять-таки автор этих статей попадает «пальцем в небо», ибо в моих книгах приводятся ссылки на оригинальные документы, а не мнения кого-то по поводу того или иного документа. Никто ещё не смог опровергнуть ни одной позиции в моих книгах. Наоборот, всё больше и больше открывается фактов, как научных, так и исторических, полностью подтверждающих мои положения. Из-за того, что никто не может ничего опровергнуть, все те, кому моя информация стоит «поперёк горла» и имеют хоть какое-то соображение, предпочитают промолчать, чем нести абсолютную несуразицу, как это сделал автор этих статей. Но автор этих статей не только нечистоплотный человек, он к тому же ещё и откровенный лжец! И если он глубоко верующий человек, то, как он мог лгать и клеветать без зазрения совести?! Или, как говорится, для него цель оправдывает средства!?

«Искажение отечественной истории “левашовцами”, опора на ложную , отрицающую традиционные ценности русского народа, просто несовместимы со здоровым патриотизмом, - подчеркнули молодые патриоты в интервью нашей газете…»

Интересно было бы узнать, это свободное творчество самого автора статей, который не только написал сценарий своей «пьесы», но и сам исполняет и все главные «роли» в этом спектакле!? Ибо, если так заявили молодые «патриоты», то мне искренне жаль этих молодых людей, которые ради собственной выгоды готовы предавать и лгать! Для всех, действительно интересующихся правдой, могу предложить просмотреть видеозапись моей встречи с молодыми «патриотами», которым предлагались только реальные факты из той самой истории и ни один из них во время встречи не только не опроверг ничего, но даже и не возмущался «искажениями» истории. Наоборот, во время встречи с этими молодыми людьми я привёл реальные факты действительно великого прошлого русского народа, созданной нашими великими предками цивилизации, из которой вышли и цивилизация легендарной Атлантиды, Древнего Египта, Древнего Китая, !

Но видно молодых «патриотов» не устраивает такое великое прошлое, зато их устраивает сфабрикованное Романовыми и их продолжателями - большевиками - прошлое, в котором славяне в целом, и русские в частности, только в десятом веке вылезли из берлог и всем хорошим, что в России есть, обязаны просвещённому Западу! И никто никакой финансовой помощи им не предлагал, ибо все выделяют для деятельности своё личное время на добровольных началах. Я на видеоконференции с молодыми «патриотами» говорил им, что если они решат присоединиться к Движению, то должны быть готовы к безкорыстному служению своему народу не ради своей личной выгоды, а ради будущего русского и других коренных народов России. Видно им предложили другое, думаю, не надо пояснять, что!

Жалко только, что у таких молодых людей нет ни чести, ни совести, и они готовы идти по трупам, лишь бы им было выгодно. Видно они пришли на встречу, ожидая, что им предложат деньги и карьерный рост, но им этого не предложили, а предложили служение своему народу. Но они предпочли свои «тридцать сребреников», это их выбор, если их не замучает совесть. Но, скорее всего, у них её нет!..

А теперь ещё немного слов об авторе этих статей. Он сообщает своим читателям, что в своей книге « » я опираюсь на недостоверные источники. Только хотелось ему ещё раз напомнить: прежде чем писать о чём-то, желательно всё-таки хотя бы прочитать то, что критикуешь! Ведь в этой моей книге основными моими источниками были… ВЕТХИЙ ЗАВЕТ и ТОРА! Ну, что ж, если он считает, что это источники недостоверные… буду вынужден с ним в этом согласиться…

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное».

Не однажды слышала я эту фразу, но не воспринимала её никак. Я – сама по себе, фраза – сама по себе. Мы сосуществовали параллельно.

Почему вдруг зацепило? Не знаю. Как-то упустила этот момент, но вдруг поняла, что хочу разобраться, в чём тут дело. Отчего же так счастливы (а блаженство, как известно, - высшая форма счастья) эти нищие духом. И кто они такие? Тем более, что расспросы знакомых (верующих и сомневающихся)особой ясности не внесли.

Пришлось обратиться к словарям и статьям религиозных авторов.

Оказывается, «НИЩИЙ ДУХОМ» - это вовсе не человек, живущий низменными интересами, как думают многие.

«Нищими духом» церковь называет людей смиренных: лишённых гордости и высокомерия, покорных, кротких, скромных, безобидных, терпеливых и даже безличных, то есть лишённых своей индивидуальности, ничем не выделяющихся среди других.

("Блаженными" церковь называла и сумасшедших, относясь к ним с особым вниманием и почитанием.)

На первый взгляд это кажется странным.

Мы ведь как привыкли? Ценить людей ярких, не похожих на других, лидеров, ведущих за собой, умеющих мыслить нестандартно, сказавших новое слово в науке, литературе, искусстве, технике… И лозунг «Сиди и не высовывайся» воспринимается резко отрицательно.

С другой стороны, гордость и высокомерие осуждаются и неверующими людьми. Это далеко не лучшие человеческие качества. И роптать мы готовы по любому поводу и на любого. Что не делает нашу жизнь и отношения с людьми лучше.

И с этой позиции утверждение «Человек – это звучит гордо» давно кажется мне сомнительным. Вы посмотрите вокруг. Планету свою упорно уродуем и превращаем в мусорную свалку. Всё живое от нас страдает. Друг к другу по-человечески относиться не умеем. Но – человеки!

Другое дело, что «человек» должно звучать гордо, если обладатель этого имени стремиться развивать в себе лучшие нравственные качества и «по капле выдавливает из себя раба», то есть, всё низменное.

Как же понять суть противоречия между светским и религиозным отношением к человеку? Отчего это противоречие возникает?

Может быть, оно возникает от того, кого мы определяем в лидеры и за кем следуем? В светской жизни, обычной нашей – это, естественно, человек. И мы пользуемся земными критериями оценки личности. И ценим земные достижения.

В духовной – Господь Бог. Нечто таинственное и недоступное человеческому разуму. Явление, пред которым все мы – ничто. Все наши достоинства, достижения, знания… И если нам друг перед другом особенно гордиться нечем, то уж перед НИМ – тем более.

Обратимся к высказываниям людей церкви.

СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ: «Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи и благодати; и, таким образом, должны считать, что мы – ничто, и во всём прибегать к милосердию Божьему».

То есть, всё, чего мы достигли, достигнуто нами по воле Божьей. (Не без наших усилий в этом направлении, конечно.) ЕМУ так захотелось. ОН счёл нужным вложить в нас то, что вложил. И наше творческое вдохновение – это то, что ОН в нас вдохнул. «Почему? Не наше дело. Для чего? Не нам судить», - пел мудрый Булат Окуджава. И был прав.

Чем больше мы проникаемся этим смирением, тем более нищими духом становимся.

ИСААК СИРИН: «Когда лежишь перед Богом в молитве, будь в помышлении твоём, как муравей, и как твари земли, и как пчела; и заикайся, как селянин, и не говори перед Ним в знании твоём. С умом младенческим подходи к нему.

«С умом младенческим…». Чистым, светлым, ясным, не выделяющим себя из мира. Безличным. Преданным родителю, не мыслящим себя без него. Возможно, так это надо понимать?

«Не говори перед ним в знании твоём…» То есть, откинь всё, что знаешь. Не считай это чем-то значащим. Перед абсолютным знанием то, что ты знаешь, - ничто и есть.

Где-то читала, что за гранью смерти душе открывается это абсолютное знание. Но те, кому дано было его коснуться, начинают с ещё большим усердием познавать мир, вернувшись к земной жизни.

«Будь в помышлении твоём как муравей…» То есть, ощути себя тварью… живущей лишь жизненно необходимыми инстинктами? Не размышляющей, не осознающей себя, не имеющей понятия о гордости. И тогда будешь рядом с Богом и примешь отеческую заботу его.

О. АЛЕКСАНДР ЕЛЧАНИНОВ: «Нищета духовная есть совершенно ясное осознание своей греховности и своего падения. Лишь с возникновением в нас способности видеть свои грехи, начинается просветление наших внутренних очей, начинается зарождение нищеты духа – основы нашего покаяния и спасения».

То есть, умей увидеть и признать свои грехи. А это очень непросто. Это сложно... И чем больше осознаёшь свои грехи и стремишься избавиться от них, тем больше у тебя шансов подняться духовно и приблизиться к Богу.

Протоирей ДМИТРИЙ СМИРНОВ: «Нищета духа, по учению святых, есть такое состояние человеческой души, когда человек считает себя не только хуже всех людей, но и хуже всякой твари.
НИЩИЙ ДУХОМ ПРОСИТ ДУХА БОЖИЯ. Христианин должен ощущать свою нищету духовную, и причём, непрестанно, как нищий, - а он нищий и есть».

«Просит Духа Божия» не означает ли, что человек просит о слиянии очищенного духа человеческого с Духом Божьим?

Итак, человек при всех своих знаниях, достижениях, размышлениях, осознании себя как личности, должен перед Богом отказаться от всего этого, смиренно признать своё ничтожество, свою греховность, чтобы исполниться Божия Духа – благодати, вдохновения, наития, откровения.

Кто-то называет православие «религией рабов». Да, религия рабов, но рабов Божьих, где каждый шаг к смирению и отказу от притязаний на что-либо приближает человека к Богу и обретению вечной жизни души. К достижению высочайшей духовности. Это и есть – высшее счастье.

Заметьте, отказ от достижений и притязаний ПЕРЕД БОГОМ. В земной жизни, где все мы равны как люди, мы можем и должны к чему-то стремиться и чего-то добиваться.

Главное, чтобы это не шло во вред живому и не живому, не разлагало нравственность. Человек может и должен совершенствоватся в земном, человеческом понимании.

Где-то прочла ещё, что нищим духом Царство Небесное принадлежит в настоящей жизни внутренне и предначертательно, через посредство веры и надежды, а в будущей – совершительно, посредством участия в блаженстве вечном.

Царствие Небесное – это, я думаю, не тот рай, где питаются нектаром и ничего не делают, как представляют себе многие. Это высокое парение духа, невозможное в земной жизни. Помните, Ричард Бах в своей «Чайке» писал: «Небеса – это не место и не время. Небеса – это достижение совершенства».

Вполне возможно, что я в чём-то не права, и в моих размышлениях много наивного и не всё верно. Так ведь я и не претендую на абсолютную правоту и истину. У меня и мысли нет учить кого-то и убеждать. Я просто попыталась чуть разобраться в том, что меня задело. Для меня это очень важно. И эти размышления открыли мне новое для меня и в религии, и во мне самой. Может быть, и для кого-то ещё они окажутся небесполезны.

Так получилось, что имея за спиной несколько поколений дедов-прадедов священников, сама я была воспитана и долго оставалась атеисткой, потом – сомневающейся и только недавно сделала первые шаги к церкви. Я практически ничего не знаю в этой области. Поэтому рада буду любым замечаниям, поправкам и мнениям.

Кроме того, думаю, что через какое-то время я вернусь к этой теме, так как продолжаю размышлять над ней.

В знаменитой Нагорной проповеди Иисус употребил выражение, которое часто переводится как «блаженны нищие духом» (Матфея 5:3). Однако на многих языках из-за буквального перевода его смысл не совсем понятен. Иногда слишком дословный перевод даже может создать впечатление, что речь идет о психически неуравновешенных или слабых, безвольных людях. Но в данном случае Иисус учил тому, что счастье человека зависит не от удовлетворения его физических потребностей, а от осознания того, что он нуждается в Божьем руководстве (Луки 6:20). Поэтому в некоторых переводах это выражение передано как «осознающие свои духовные потребности» или «осознающие духовную потребность в Боге», что точнее отражает его смысл (Матфея 5:3, Современный перевод).

И ещё одно добавление: "Быть кротким - это значит без страха и сомнения довериться Богу и выполнять его волю". Это слова одного из замечательных авторов "проза.ру" - Алеся Красавина, сказанные им в замечаниях к миниатюре "Вначале был рай". Вот ссылка

Рецензии

Увы, Ирина, у меня нет собственного мнения, а пересказывать чужие - неблагодарное дело. Толкование религиозных книг не должно иметь двусмысленности или неоднозначности. Это я твёрдо усвоил на примере руководящих документов, регламентирующих авиационную работу. А как же быть с религией? Попробуйте оценить смысл сказанного в сравнении с толкованием сур Корана.

Вадим Анатольевич, как Вы правы: "Вера - чувство индивидуальное". благодарна, что не вступили в бессмысленный спор - никого не ввели в грех. Спасибо. С уважением -


Close