Половцы или куманы и печенеги составляли народ кипчаки. Они сыграли значительную роль в истории России, ибо долгое время господствовали в южных областях России. Согласно Абульгази Бахадур-хану, они были татарского происхождения, и их страна, простиравшаяся от реки Дон до Волги, называлась «Дашт-Кипчак». Он писал: «На юге расположены великие горы /Кавказ/, населенные кергизами /черкесы/ и аланами или акасами /осетины/, которые являются христианами и ве­дут бесконечные войны со своими соседями татарами».

Византийские источники подтверждают тот факт, что печенеги жили у рек Итил /Волга/ и Яик, откуда их прогнали объединенные силы асов и хазар. В результате они бежали на запад и, перейдя Дон, рассеялись среди венгров и обосновались на берегах Черного моря от Дона до Дуная, на востоке их соседями были родственные им куманы. Константин Порфирогенет писал: «Патонаоты /печенеги/ в древние времена /894 г./ назывались канга-рами. Они выступили против хазар, но потерпели поражение и были вынуждены, покинув свою страну, поселиться в стране тюрков /венгров/».

После вторжения Туши-хана, сына. Чингисхана в их страну Дешт-и-Кипчак, силы куманов и печенегов были окончательно подорваны, и они были вытеснены частью в Венгрию, частью к Каспийскому морю. Однако часть осталась под господством потомков Чингисхана в стране кипчаков, где оба народа смешались и дали начало народу Ногай, по имени их предводителя Нога.

Взятые вместе, приведенные выше свидетельства служат достаточным доказательством того, что куманы, печенеги и канглы принадлежали к одному и тому же татарскому роду, говорили на одном и том же татарском диалекте и, в конце концов, исчезли, дав начало ногайскому народу. Однако здесь есть историческая загадка: большинство имен половецких вождей, записанных в русских летописях, за исключением небольшого числа татарских и ногайских, являются черкесскими именами, принадлежавшими раз­личным родам в Кабарде и на Кубани. Поэтому весьма вероятно, что в те времена куманы и печенеги были в подчинении у черкесов и что их возглавляли черкесские князья. Особенно примечательно, что встречающиеся в летописях имена - в основном княжеские. Кроме того, известно; что дочери куманских князей отличались такой красотой, что многие великие русские князья, а также сам Стефан V, король Венгрии, брали их себе в жены. Это не могло относиться к татарским красавицам, которые вряд ли могли нравиться европейцам, которым был чужд этот тип красоты.

Если принять во внимание тот факт, что черкесы были многочисленным народом и проживали в тот период как в Крыму, так и на Кавказе, покажется странным, что ни один из историков не упоминает о них. Причиной этого может быть то, что они каким-то образом затерялись среди печенегов и половцев, так как мы знаем, что в 1317 году они проживали под названием кабари /кабардинские черкесы/ прямо рядом с куманами на севере Крыма около Таганрога. /Это свидетельство взято с исторической карты в библиотеке Вены, на которой их название помечено к востоку от куманов./ Более того, сохранилось старинное предание о бывшем господстве черкесов над ногайцами. Поэтому не исключено, что те, кого греческие авторы называли куманами, а русские хроники - половцами, были кипчакскими татарами, находившимися под господ­ством черкесских князей.

Впервые половцы появились в истории в 966 году во времена правления Владимира, когда они совершили набег на Россию. В этом походе им не повезло, так как Александр Попович, главнокомандующий Владимира, атаковал их ночью и убил Володара, предводителя половцев. Им пришлось вернуться домой с пустыми руками. Спустя 65 лет они вернулись под предводительством князя Сокола, и 2 февраля 1061 года произошла решающая битва, в которой они одержали убедительную победу над русскими. Дважды потерпев поражение от половцев, Святополк пытался заключить с ними мирный договор, что ему удалось сделать в 1094 году. Чтобы закрепить этот союз, он женился на дочери князя Тогоркана. Когда вскоре после этого Олег был изгнан из Чернигова, половцы поспешили ему на помощь под предводительством князей Бонджака и Курджа, совершили набег на Россию, где вызвали большие волнения. Через шесть дней после разрушения Усты, князь Тогоркан, тесть Святополка, взял в осаду Переяславль. Однако у реки Трубежа он был разбит, сам погиб от руки своего сына и был похоронен Святополком в Берестове. В свою очередь, Бонджак совершил неожиданное нападение на Киев и чуть было не захватил его, но вынужден был довольствоваться грабе­жом окрестностей и разрушением монастыря святого Стефана и дворца Всеволода Красного.

В следующем году все русские князья, кроме Олега, собрались в поход на половцев. Узнав о приготовлениях русских, половцы послали вперед Алтунопа, одного из самых способных командиров, на разведку, но его отряд был внезапно окружен русскими и перебит до единого человека.

Вскоре после этого 24 апреля 1103 года русские и половцы вновь встретились в сражении, но половцев обуял такой страх, что они бежали в полном беспорядке. На поле боя были найдены тела 20 половецких князей, трое из которых - Урусоба, Кореп и Сурбар, были известными воинами.

В 1106 году половцы снова совершили набег на Россию, но и этот поход оказался неудачным, потому что полководец Святополк догнал их в пути и отобрал всю добычу. В следующем году половцы совершают новый поход под предводительством Старого Шарукана и самого Бонджака. Но и на этот раз они встретили сильный отпор объединенных войск, так как между русскими князьями царило согласие.

В этих военных действиях были убиты многие поло­вецкие князья и среди них Тас и Сокур, братья Бонджака. Лишь каким-то чудом удалось бежать самому Шарукану. Русским же удалось захватить весь лагерь противника.

Когда в 1114 году Владимир Мономах взошел на трон, русские совершили нападение на объединенные силы половцев и печенегов на реке Дон, и последние потерпели такое жестокое поражение, что были вынуждены скрывать­ся у самого Владимира, который взял их к себе на службу.

В следующем году Ярополк, сын Владимира, вышел на войну и захватил три половецких города на Дону. Он вернулся домой с большим числом пленников из ясов /осетин/. Среди них была молодая девушка, на которой он женился и которую окрестили Еленой.

Пока был жив Владимир, половцы вели себя мирно, но после его смерти в 1125 году они возобновили свои набеги на Россию. В 1184 году князь Киева Святослав предложил выйти против половцев и, когда все князья согласились с ним, он объявил войну половцам. Многочисленная армия половцев, в которой насчитывалось более 417 князей, была разбита, и русские захватили семь тысяч пленников. В их числе были следующие тринадцать князей: Кобжак, Осалук, Бараж, Тарга, Данила, Башкард, Тарсук, Иссуг-лейб, Тереевич, Иксор, Алак, Атурги и его сын.

В 1211 году половцы совершили набег на Переяславль и нанесли ему значительный урон. Через пять лет, в 1215 году они предприняли еще один набег на Россию, вступили с русскими в бой, выиграли его и даже захватили в плен самого Владимира.

Наконец, в 1223 году Туши-хан, сын Чингисхана, и его военачальники - Сана-Ноян и Судай-Боядур появились на Кавказе и вступили в войну с аланами, с которыми половцы были в союзе. Но монгольский предводитель знал, как убедить половцев отказаться от этого союза и, таким образом, преуспел в битве против алан. Вскоре после этого монголы напали на половцев, которые быстро объедини­лись с ногайцами. В тот момент они были слишком слабы, чтобы оказать сопротивление монголам, и поэтому обратились к русским князьям за помощью. В битве с монголами объединенные силы половцев и ногайцев были разбиты, а их предводители Кобджакович и Канчокович были убиты.

Когда половцы были уже отброшены к реке Днепр, один из наиболее известных князей по имени Котек отправился к Мстиславу, своему зятю просить помощи. Монголы пытались помешать этому, но их эмиссары были убиты, и половцы получили необходимую помощь.

Наконец, объединенные войска русских и печенегов вступили в бой на реке Калке, в котором победу одержали монголы. Половцы бежали, вызвав тем самым панику в русских рядах. Все было кончено. В живых осталось не больше одной десятой части армии: только из Киева погибло шестьдесят тысяч человек. После этой решитель­ной битвы монголы смогли проникнуть вглубь России и дошли до Великого Новгорода. Затем, в 1229 году половцы, частью изгнанные, а частью покоренные, исчезли со страниц истории.

Имена половецких предводителей и князей, сохранивши­еся в русских летописях, в основном черкесские. Этот факт не противоречит историческим данным, согласно которым их прежнее местожительство находилось намного севернее, чем сегодня. Во-вторых, то, что черкесский язык был распространен во времена Константина Багрянородного на Западном Кавказе - факт, подтверждаемый им самим, так как упоминаемое им слово «Сапаксис» /с греческим окончанием/ - это то же слово,что черкесское «сапа», означающее пыль.

Согласно Клапроту, в русских хрониках сохранились следующие имена: Абарук, фамилия из абхазского племени; Аброко - другое, но непохожее на него имя из этого же племени.

Тарсук...

Курток /Курчок/ - фамилия, распространенная в аб­хазском племени.

Озалук /Залук/ - фамилия у кабардинцев. Канчокович...

Итлар, Елтарх - фамилия у кемиргоевцев. Курка /Кургоко/, известная фамилия, распространенная среди бесланеевцев. Сокол, княжеская фамилия у кумыков.

Кобран, фамилия в Кабарде.

Тогоркан...

Шарукан...

Урусоба...

Алак - распространенное имя.

Бонджак - фамилия у шапсугов в деревне Шмитт. Яросланоп - фамилия в Кабарде. Алтуноп - фамилия у абадзехов. Сурбар...

Атурги - фамилия у бесланеевцев. Когреп...

Блуиш - фамилия в племени кемиргой.

Как говорится, «сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Действительно ли они были по уровню развития ниже славян? Что мы вообще знаем об этом народе?

Давайте вместе получим ответы на эти вопросы.

Тайна исчезнувшего народа

Благодаря упоминаниям в письменных источниках периода Киевской Руси, мы знаем, что князь Святослав разрушил основные города Хазарского каганата.

Саркел, Семендер и Итиль были уничтожены, а положение государства подорвано. После 12 века о них вообще ничего не говорится. Последняя существующая информация свидетельствует, что они были захвачены и покорены монголами.

До этого же времени - с 7 столетия - о Хазарии говорится в арабских, персидских, христианских источниках. Ее цари имеют огромное влияние на территориях Северного Кавказа и прикаспийских степей в районе устья Волги. Многие соседи платили дань хазарам.

До настоящего момента этот народ окутан тайной, а многие сведения не сходятся. Исследователи с трудом пробираются через национальную специфику свидетельств очевидцев.

У арабов одни меры расстояния и времени, у тюрок - совершенно другие, прибавьте сюда еще византийские, иудейские, славянские и собственно хазарские понятия. Названия городов часто приводятся в одном абзаце в исламской манере, в другом - на иврите или тюркском языке. То есть вполне возможно, что городов было больше или меньше, так как полностью сопоставить этнонимы пока не удалось. Равно как и обнаружить остатки всех крупных поселений.

Судя по переписке, получается совершеннейшая путаница и бессмыслица. В описаниях царя города - громадные, по 500 километров, а провинции малюсенькие. Возможно, опять же, это особенность кочевнической меры расстояний. Хазары, печенеги, половцы считали как днями путь, так и различали длину дороги в горах и на равнине.
Как же на самом деле все было? Давайте разбираться постепенно.

Гипотезы о происхождении

В середине 7 века на просторах равнинного Дагестана, в Восточном Предкавказье, появляется неведомый доселе, но очень сильный народ - хазары. Кто это?

Сами себя они называют «казары». Слово, по мнению большинства исследователей, происходит от общетюркского корня «каз», обозначающим процесс «кочевания». То есть они могут себя именовать просто кочевниками.

Другие теории касаются персидского («хазар» - «тысяча»), латинского (кесарь) и тюркского («порабощать») языков. На самом деле доподлинно не известно, поэтому добавляем этот вопрос к списку открытых.

Происхождение самого народа тоже находится под покровом тайны. Сегодня большинство считает его все-таки тюркским. Какие же племена претендуют на роль прародителей?

Согласно первой теории - это наследники племени акациров, одной части некогда великой империи гуннов.

Второй вариант заключается в том, что их считают переселенцами из Хорасана.
Эти гипотезы имеют мало подтверждений.

Зато две следующие достаточно сильны и подтверждаются некоторыми фактами. Вопрос только в том, какие источники более точны.

Итак, третья теория относит хазар к потомкам уйгуров. Китайцы в своих хрониках упоминают их как «народ ко-са». В ходе распада гуннской империи, пользуясь ослаблением авар, часть огузов ушла на запад. Самоназвания групп переводятся как «10 племен», «30 племен», «белые племена», и так далее.

Были ли среди них хазары? Кто это может подтвердить? Считается, что этот народ был в их числе.

В процессе переселения они оказываются в Северном Прикаспие и Кубани. Позже, с ростом влияния, расселяются в Крыму и возле устья Волги.

С появлением городов развиваются ремесла. Ювелиры, кузнецы, гончары, кожевники и прочие мастера формируют основу для внутреннего товарооборота.

Знать и правящая верхушка, а также армия, жили за счет грабежей и дани с покоренных соседей.

Кроме этого, значительную статью дохода составляли пошлины и налоги с товаров, которые провозили по территории каганата. В виду того, что история хазар неразрывно связана с перекрестком «восток-запад», они просто не могли не воспользоваться возможностями.

В руках каганата оказался путь из Китая в Европу, под контролем государства было судоходство по Волге и северной части Каспийского моря. Дербент стал стеной, отделяющей две враждующих религии - православие и ислам. Что дало беспрецедентную возможность возникновения посреднической торговли.

Кроме того, Хазария стала крупнейшим перевалочным пунктом в работорговле. Плененные северяне отлично раскупались персами и арабами. Девушки - как наложницы для гаремов и прислуга, мужчины - как воины, работники по хозяйству и для прочего тяжелого труда.

Также государство в 10-11 веках чеканило собственную монету. Хотя она и была подражанием арабским деньгам, но примечательным моментом является то, что в надписи «Мухаммед - пророк», на хазарских монетах, стояло имя «Моисей».

Культура и религия

Главные сведения о народе исследователи получают из оригинальных письменных источников. С кочевыми племенами, такими как хазары, печенеги, половцы, дела обстоят сложнее. Упорядоченного свода каких-либо документов просто не существует.
А разрозненные надписи религиозного или бытового характера не несут большой смысловой нагрузки. Из них получают лишь крупицы информации.

Много ли мы узнаем о культуре племени из надписи на горшке «сделано Иосифом»? Здесь получится понять только то, что было распространено гончарство и некоторые языковые традиции, например принадлежность имен к разным народам. Хотя и это не совсем верно. Этот сосуд могли просто купить и привезти, допустим, из той же Византии или Хорезма.

Фактически известно лишь одно. «Неразумные хазары» включали в себя несколько народностей и племен, которые говорили на славянских, арабских, тюркских и еврейских наречиях. Элита государства общалась и вела документацию на иврите, а простой люд пользовался руническим письмом, что подводит к гипотезе о его тюркских корнях.

Современные исследователи считают, что наиболее близким к хазарскому языку из ныне существующих является чувашский.

Религии в государстве также были разные. Однако, к эпохе заката каганата, иудаизм становился все более преобладающим и главенствующим. История хазар основательно связана с ним. В 10-11 веках «мирное сожительство вер» пришло к концу.

Начинались даже непорядки среди еврейских и мусульманских кварталов крупных городов. Но громили в этом случае последователей пророка Мухаммеда.

О положении вещей в низах общества мы можем судить с трудом ввиду отсутствия каких-либо источников, кроме нескольких кратеньких упоминаний. Но об этом далее.

Хазарские документы

Потрясающие источники о положении дел в государстве, его истории и устройстве пришли к нам, благодаря одному испанскому еврею. Кордовский придворный, по имени Хасдай ибн Шафрут, написал письмо царю хазар с просьбой рассказать о каганате.

Подобный поступок был вызван его удивлением. Будучи сам евреем, причем высокообразованным, он знал о рассеянности своих соплеменников. А тут приезжие с востока купцы рассказывают о существовании централизованного, мощного и высокоразвитого государства, в котором главенствует иудаизм.

Поскольку в числе обязанностей Хасдая была и дипломатия, он на правах посла и обратился к кагану за правдивыми сведениями.

Ответ он все-таки получил. Причем написал (скорее продиктовал) его сам лично «мелех Иосиф, сын Аарона», каган хазарской империи.

В письме он сообщает много интересной информации. В приветствии говорится, что его предки имели дипломатические связи с Омейядами. Далее он повествует об истории и укладе государства.

По его словам, предком хазар является библейский Яфет, сын Ноя. Также царь рассказывает легенду о принятии иудаизма в роли государственной религии. Согласно ей, было принято решение заменить язычество, которое раньше исповедовали хазары. Кто это мог сделать наилучшим образом? Конечно же священники. Были приглашены христианин, мусульманин и иудей. Последний оказался самым красноречивым и переспорил остальных.

По второй версии (не из письма), испытание для жрецов состояло в расшифровке неизвестных свитков, которые по «счастливой случайности» оказались Торой.
Далее каган повествует о географии своей страны, ее главных городах и быте народа. Они весну и лето проводят в кочевье, а на холодное время года возвращаются в поселения.

Заканчивается письмо хвастливой репликой о положении Хазарского каганата в роли главного сдерживающего фактора, который спасает мусульман от нашествия северных варваров. Русь и хазары, оказывается, сильно враждовали в 10 веке, что привело к гибели

Куда пропал целый народ?

И все же, не могли же уничтожить весь народ под корень русские князья, такие как Святослав, Олег Вещий. Хазары должны были остаться и ассимилировать с захватчиками или соседями.

Кроме того, армия наемников каганата тоже не была маленькой, поскольку государство вынуждено сохранять мир на всех захваченных территориях и противостоять арабам со славянами.

На сегодняшний день наиболее правдоподобной версией признана следующая. Своим исчезновением империя обязана стечению нескольких обстоятельств.

Во-первых, подъем уровня Каспийского моря. Более чем половина страны оказалась на дне водоема. Пастбища и виноградники, жилища и прочие вещи просто перестали существовать.

Таким образом, теснимые природной катастрофой, люди начали спасаться и перемещаться на север и запад, где столкнулись с противостоянием соседей. Вот и появилась у киевских князей возможность «отмстить неразумным хазарам». Повод был давно - увод людей в рабство, пошлины на

Третья причиной, послужившей контрольным выстрелом, стал разброд в покоренных племенах. Они почувствовали слабость положения угнетателей и восстали. Постепенно терялись провинции одна за другой.

Как сумма всех этих факторов, обессиленное государство пало в результате похода русичей, который разрушил три главных города, включая столицу. Князя звали Святослав. Хазары не смогли противопоставить северному напору достойных противников. Наемники не всегда сражаются до конца. Своя жизнь дороже.

Наиболее правдоподобная версия того, кто является выжившими потомками, состоит в следующем. В ходе ассимиляции, хазары слились с калмыками, и сегодня являются частью этого народа.

Упоминания в литературе

В виду маленького количества сохранившейся информации, произведения о хазарах делятся на несколько групп.

Первая - это исторические документы или религиозная полемика.
Вторая - художественный вымысел на мотив поисков пропавшей страны.
Третья - псевдоисторические произведения.

Основные действующие лица - каган (часто как отдельный персонаж), царь или бек Иосиф, Шафрут, Святослав и Олег.

Главная тема - легенда о принятии иудаизма и отношения между такими народами, как славяне и хазары.

Война с арабами

Всего историки выделяют два вооруженных конфликта в 7-8 столетиях. Первая война длилась около десяти лет, вторая - более двадцати пяти.

Противостояние было каганата с тремя халифатами, которые в процессе исторического развития сменяли друг друга.

В 642 году первый конфликт был спровоцирован арабами. Они вторглись через Кавказ на территорию Хазарского каганата. С этого периода сохранилось несколько изображений на сосудах. Благодаря им, мы можем понять какие были хазары. Внешность, оружие, доспехи.

Через десять лет бессистемных стычек и локальных конфликтов, мусульмане решились на массированную атаку, во время которой потерпели разгромное поражение при Беленджере.

Вторая война была более долгой и подготовленной. Началась она в первых десятилетиях восьмого века, и продолжалась до 737 года. В ходе этого военного конфликта хазарские войска дошли до стен Мосула. Но в ответ арабские войска захватили Семендер и ставку кагана.

Подобные столкновения продолжались вплоть до 9 века. После этого был заключен мир в виду укрепления позиций христианских государств. Граница проходила за стеной Дербента, который был хазарским. Все южнее принадлежало арабам.

Русь и хазары

Киевским князем Святославом были повержены хазары. Кто это будет отрицать? Однако факт отражает только финал отношений. Что же было в течение пары веков, предшествовавших завоеванию?

Славяне в летописях упоминаются отдельными племенами (радимичи, вятичи и прочие), которые были в подчинение у Хазарского каганата, пока их не захватил Вещий Олег.

Говорится, что он их обложил более легкой данью с единственным условием, что хазарам они теперь платить не будут. Такой поворот событий, несомненно, вызвал соответствующую реакцию империи. Но о войне не упоминается ни в одном источнике. Мы о ней можем догадываться только по тому, что был заключен мир и русы, хазары и печенеги ходили в совместные походы.

Вот такая интересная и сложная судьба оказалась у этого народа.

ПЕЧЕНЕГИ И ПОЛОВЦЫ

Печенеги появились в восточноевропейских степях в конце IX в. Собственно, новый поток азиатских переселенцев представлял собой не единый этнос, но союз племен, некий конгломерат, разноликий и разноязыкий. Но общее имя он получил по печенежским племенам (их было восемь), шедшим в авангарде этого тюркоязычного (возможно, с небольшой примесью угров) потока и составлявшим количественно более половины его (Артамонов М.И., 1962, 345).

Культура печенегов была довольно высокой для кочевников. В насыпанных ими курганах обнаружены мечи, глиняные кувшины, украшенные причудливым, пышным орнаментом, костяные орнаментированные накладки на луки, пряжки и подвески для поясов. Сбруя печенежских коней уже мало чем отличается от современной, в ее состав входят жесткие удила с трензелями, седельные подпруги и, главное, стремена, позволявшие стрелять из лука, не покидая седла.

Печенеги входили ранее в Хазарский каганат и откололись от него, как только он стал слабеть. Уйдя от преследований бывшего владыки, они двинулись на запад и юг. В начале X в. эти скитальцы степей уже достигли Крыма, где захватили Боспор и Херсонес, потеснив хазар. Очевидно, полуостров весьма подошел им, так как здесь многие остановились (основная часть их пошла на запад, дальше к Днепру) и стали устраиваться вполне основательно. Они заключили в начале X в. союзные договоры с Византией и Русью, впрочем не мешавшие войнам и в дальнейшем. Византия все же стремилась всячески крымских печенегов ублажать, поддерживать их и экономически и политически. Императорам была выгодна дружба с воинственными и многочисленными степняками, которые образовывали барьер против проникновения в византийские владения русских, ибо последние были более опасны: не ограничиваясь грабежом мелких поселений, они угрожали Константинополю, организовывали совместные походы, в которых против греков выступали, как, например, в 944 г., варяги, русь, поляне, словены и кривичи. Согласно выводам советского историка, союз с печенегами Крыма вообще "являлся центром византийской системы поддержания политического равновесия в X в. " (Левченко М.В., 1940, 156). Но, судя по русским летописям, с Русью печенеги воевали не только по договоренности с Византией и совместно с ее войском, но и по собственному почину, причем неоднократно. В одной из таких войн пал знаменитый князь Святослав, из черепа которого печенежский хан Куря сделал себе ритуальную чашу.

В середине XI в. четыре печенежских орды, кочевавших в Причерноморье, распались. В конце века они попытались было снова объединиться в племенной союз и даже двинулись совместно на Византию, но это был их последний крупный поход. Император привлек на свою сторону половцев и устроил, окружив печенегов, страшное побоище, где их погибло более 30 тыс. Это был решающий удар, более этнос так и не смог подняться. Часть печенегов ушла из Крыма в южные степи, в долину реки Рось и к Белой Веже; осталось, очевидно, немного.

Влияния на крымское население печенеги не оказали почти никакого - и по краткости пребывания там, и по невозможности конкурировать с мощным культурным влиянием более развитых византийских соседей по Крыму. С другой стороны, печенеги отличались от иных завоевателей тем, что не только не разрушили классических древностей Тавриды, но и со временем "стали дорожить" ими, приобретя вкус к оседлой культурной жизни (Лашков Ф.Ф., 1881, 24).

Более того, они переняли и многое из социально-экономических достижений тогдашних крымчан. Если они пришли сюда кочевниками, причем довольно низкой, таборной стадии развития (она характерна военной демократией и слабой имущественной дифференциацией), то вскоре, освоив степь и предгорья, стали быстро переходить к земледелию. Часть печенегов переселилась в портовые города, где они также проявили неожиданные способности, занявшись торговлей. Более того, известно немало печенежских купцов, которые вели крупную транзитную торговлю между Византией и Херсоном - с одной, и Россией и волжской Хазарией, с другой стороны. Есть сведения о том, что печенежские торговые дома даже вытеснили коренных херсонеситов из самой перспективной сферы их интересов - торговли с Востоком (там же, 25).

Половцы, или кыпчаки (по имени одного из крупнейших половецких племен), появились в Крыму в X - XI вв., придя из регионов рек Волки (Идиль) и Урала (Джаик). Это были такие же, как печенеги, кочевники, по происхождению они также имели определенную степень родства. И те и другие принадлежали в основном к тюркам. По найденным в погребениях скелетам мы видим, что это были круглоголовые (брахикранные) европеоиды, некоторые - с незначительными монголоидными чертами. Половцы были по большей части светловолосыми и голубоглазыми, чем отличались от темноволосых печенегов. В XI в. основная масса половцев приняла ислам.

Первое время по приходу в Крым половцы-кыпчаки продолжали и кочевать, и устраивать опустошительные набеги - главным образом на Русь и Византию. Причем добились больших успехов: с одной стороны, Византии пришлось на горьком опыте убедиться, что с ними выгоднее дружить, чем воевать, с другой - русские ни разу за весь XI век не смогли углубиться внутрь половецких владений. Политические половецко-византийские связи осуществлялись в основном через Херсонес, хотя столицей крымских половцев был Судак (Сугдея).

Половецкая орда процветала в Крыму значительно дольше печенегов - до начала татаро-монгольского вторжения в XIII в. Основная эмиграция началась после битвы на Калке, но многие, особенно купцы и земледельцы, смешавшиеся с местными племенами и принявшие к тому времени христианство, остались. Затем их постигла судьба столь многих племен, заселявших Крым в древности, и они окончательно слились с местным населением, не оставив по себе памяти даже в чертах лица коренных крымчан; как было сказано, и те и другие были европеоиды.

Зато остались весьма примечательные памятники половецкой материальной культуры. В северо-западном Крыму до сих пор находят полускрытых землей, а то и под пахотным слоем так называемых половецких баб - массивные каменные изваяния. Это великолепный жанр искусства, причем строго индивидуального. Древние мастера сильно стилизовали свои творения, они компоновали их по общему образцу (выпрямленная фигура с кувшином, прижатым обеими руками к животу), но умели достичь, невзирая на каноны, портретного сходства.

В этих статуях отразилась живая история народа, даже изменения в его внешности - "бабы" прикавказских равнин приобретают в XIV в. горбинку на носу (след межэтнического смешения с грузинами), крымские же сохраняют благородную простоту и ясность старого половецкого типа. И еще один след, к сожалению менее долговечный, чем статуи. До 1944 г. в Крыму имелись населенные пункты с топонимическим компонентом "кипчак". Ныне это села с такими бездарными, выдуманными без опоры на историю названиями, как Громове, Рыбацкое, Самсоновка и т. д. и т. п. ...

Из духовного наследия половцев мы можем назвать занесенные ими на крымскую почву такие общие для исламского мира образцы устного арабского фольклора, как "Лейла и Меджнун", "Юсуф и Зулейка", позднее - "Ашик-Гариб", анекдоты о Ходже Насреддине и другие, обогатившие крымскую народную культурную традицию.

В среде этих первых мусульман Крыма был в XII - XIII вв. создан и первый памятник крымскотатарского языка - словарь "Кодекс Куманикус". Признано, что язык крымских кыпчаков того периода был более развит и совершенен, чем диалекты пришедших в Крым позднее орд (см. ниже), в которых смешались самые различные тюркские и монгольские элементы, и поэтому именно кыпчакский язык послужил основой при формировании и письменного, литературного крымскотатарского языка (Фазыл Р., Нагаев С., 1989, 136).

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора

Печенеги Изложенными в прошлый час экономическими последствиями расселения восточных славян по русской равнине были подготовлены и последствия политические, которые становятся заметны несколько позднее, с начала IX в. С этого времени хозарское владычество, казавшееся

Из книги Тысячелетие вокруг Каспия [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

63. Гузы и печенеги В VI в. до н. э. в арало-каспийской области жили массагеты - по-видимому, один из разделов саков: (мае + сака + та = большая сакская орда, ставка). По поводу их образа жизни и ныне уместно повторить слова Страбона: «…В результате своих исследований историки

Из книги Евразийская империя скифов автора Петухов Юрий Дмитриевич

«Исчезнувшие» печенеги «Усеченная» версия русской истории отдает все евразийские степи Средневековья «тюркоязычным» народам (печенегам, половцам, татарам). Якобы после хазар (народа неизвестного происхождения, исчезнувшего тоже неизвестно куда) весь юг

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

Глава 6. ПЕЧЕНЕГИ В КРЫМУ. КНЯЖЕСТВА ТМУТАРАКАНЬ И ФЕОДОРО. ПОЛОВЦЫ В КРЫМУ. X– XIII века. В середине X века хазары в Крыму сменились пришедшими с востока печенегами. Печенегами были восточные кочевые племена кенгересов, создавшие южнее уральских гор между Балхашем и

Из книги Новый взгляд на историю Русского государства автора Морозов Николай Александрович

Глава IV. Летописные сказания о некоторых народах, соприкасающихся с Русью, будто бы, до крестовых походов, в связи с так называемыми «Городищами» Украины (торки, половцы, печенеги и т.д.) Один из главнейших недостатков современных курсов государственной истории

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Печенеги и Кипчаки Печенеги (Патзанакитаи, у Константина Порфирогенета, Бачанаки, у Иштакри), были, как мы видели, тюркским племенем, которое, согласно Маркуарту, некогда составляло часть конфедерации западных тукю, но были вытеснены карлуками к низовью Сыр-Дарьи и

Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Ключевский Василий Осипович

Печенеги Практически все первые князья Днепровской Руси вынуждены были защищать границы государства от набегов степняков, первыми в ряду этих врагов стояли печенеги, на совесть которых летопись отнесла смерть князя Святослава. Отвоевав с Византией за Болгарию, которую

Из книги Другая история Руси. От Европы до Монголии [= Забытая история Руси] автора

Печенеги Советский Энциклопедический словарь (1989 год) сообщает: «ПЕЧЕНЕГИ, объединение тюркских и др. племен в заволжских степях в 8–9 вв. В 9 в. - в юж. - рус. степях. Кочевники-скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 разбиты вел. киевским кн. Ярославом Мудрым, часть

Из книги Забытая история Руси [= Другая история Руси. От Европы до Монголии] автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Печенеги Советский Энциклопедический словарь (1989 год) сообщает:«ПЕЧЕНЕГИ, объединение тюркских и др. племен в заволжских степях в 8–9 вв. В 9 в. – в юж. – рус. степях. Кочевники-скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 разбиты вел. киевским кн. Ярославом Мудрым, часть

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Печенеги К концу Македонской династии печенеги были самыми опасными врагами Византии на севере. Византийское правительство разрешало им жить в областях на север от Балкан и присваивало печенежским князьям византийские придворные чины. Но, конечно, это не было настоящим

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

ГЛАВА 6. ПЕЧЕНЕГИ В КРЫМУ. КНЯЖЕСТВА ТМУТАРАКАНЬ И ФЕОДОРО. ПОЛОВЦЫ В КРЫМУ. X–XIII ВЕКА В середине X века хазары в Крыму сменились пришедшими с востока печенегами.Печенегами были восточные кочевые племена кенгересов, создавшие южнее уральских гор между Балхашем и Аральским

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Печенеги Утвердившись в Нижнем Поднепровье и Северном Причерноморье, киевские русы приобрели новых соседей - печенегов. По-тюркски имя этого народа звучало как беченек; византийцы называли их пацинаки/пачинакиты, арабы - баджнак. Высказывалось предположение, что

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Исторические судьбы крымских татар. автора Возгрин Валерий Евгеньевич

ПЕЧЕНЕГИ И ПОЛОВЦЫ Печенеги появились в восточноевропейских степях в конце IX в. Собственно, новый поток азиатских переселенцев представлял собой не единый этнос, но союз племен, некий конгломерат, разноликий и разноязыкий. Но общее имя он получил по печенежским племенам

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

25. ГАРДИЗИ. ПЕЧЕНЕГИ Арабский географ Абу-Саид Абд-ал Хайяб. Зохака Гар-дизи писал в середине XI в., но свои сведения часто черпал и у более ранних географов VIII, IX, X вв. Отрывок о печенегах взят из книги Гардизи «Украшение известий» в переводе В. В. Бартольда. В. Бартольд,

Половцы Половцы (куманы, кипчаки) - народ тюркского племени, некогдасоставлявший одно целое с печенегами и торками (когда жил в степяхсредней Азии); в бумагах Петрарки сохранился словарь половецкого языка,из которого видно, что язык их - тюркский, ближе всего стоящий квосточно-турецкому. П. пришли в южнорусские степи вслед за печенегами иторками и скоро вытеснили тех и других. С этого времени (2-я половина XIв.) до монголо-татарского нашествия они производят постоянные нападенияна Русь, особенно южную - опустошают земли, грабят скот и имущество ,уводят массу пленных, которых или держат у себя в качестве рабов, илипродают на невольничьих рынках Крыма и Центральной Азии. Нападения своиП. делали быстро и внезапно; русские князья старались отбить у нихпленников и скот, когда они возвращались к себе в степь. Больше всегострадало от них пограничное Переяславское княжество, потом Поросье,Северская, Kиeвская, Рязанская области. Иногда Русь выкупала у П. своихпленных. Для обороны своих южных границ Русь устраивала укрепления иселила на пограничьях союзных и мирных тюрков, известных под именемчерных клобуков. Центром черно-клобуцких поселений было Поросье, наюжной границе Киевского княжества. Иногда русские вели с половцами инаступательную войну, предпринимали походы вглубь Половецкой земли;одним из таких походов был поход героя "Слова о Полку Игореве", ИгоряСвятославича, в 1185 г.; но они приносили больше славы, чем пользы.Народ половецкий распадался на несколько колен, носивших названия поименам их предводителей. Так, летопись упоминает о Вобургевичах,Улашевичах, Бостеевой, Чарговой чади. П. были прекрасными степныминаездниками и имели свой военный строй. Главное занятие их былоскотоводство (разведение рогатого скота, коней, верблюдов), и потому онипереходили с одного места на другое; трудным было положение их в суровыезимы. Золото и серебро они добывали частью грабежом, частью торговлей.Городов П. не строили, хотя в их земле упоминаются Шарукань, Сугров,Чешуев и им принадлежал в XIII в. г. Судак . Половецкие ханы велироскошную жизнь, но народ жил вообще просто и неприхотливо; главной егопищей были мясо,. молоко и просо , любимым напитком - кумыс. ПостепенноП. подвергались культурному воздействию Руси, иногда принималихристианство; ханы их получали христианские имена. Вообще, однако. П.были язычниками. По Рубруквису, над прахом своих покойников они насыпаликурганы и ставили на последних каменные бабы. В половине XIII в. П. былипокорены монголо-татарами. Часть их выселилась в Закавказье, часть вРусь, часть на Балканский полу-ов (во Фракию, Македонию) и в Малую Азию,часть в Венгрию; венгерский король Бела IV принял П., пришедших подпредводительством хана Котяна (тестя Даниила Романовича Галицкого);наследник венгерского престола, Стефан V, женился на дочери Котяна, ивообще П. заняли в Венгрии видное положение. Наконец, часть П.перебралась в Египет , где они также хорошо устроились в войске;некоторые султаны египетские были половецкого происхождения. См. П. В.Голубовский, "Печенеги, тюрки и половцы до нашествия татар" (Киев,1884); статью проф. Аристова "О земле Половецкой" (в "Изв. Неж. Ист.Фил. Института"). Д. Баг-й Полоз (Eryx) - род змей из подсемейства Erycinae сем. удавов(Boidae), отличающийся очень коротким, подвижным и не закручивающимсяхвостом, одетой мелкими чешуйками и не отграниченной от туловища головойс закругленной мордой, с явственным продольным желобком на подбородке иотсутствием ямок на всех губных щитках; передние челюстные зубы лишьнемного длиннее задних. От 5 - 6 видов, свойственных палеарктической ималайской областям и:живущих в очень сухих песчаных местностях степей ипустынь. Наиболее распространенный вид - Полоз турецкий (Eryx jaculus s.turcicus), длиною в 66 - 77 см., сверху яркий желтовато-серый, на головес обеих сторон с косой черной полоской; черные шашки, расположенныечетырьмя продольными рядами по всей длине тела, сливаются между собой;нижняя сторона по большей части одноцветная соломенно-желтая.Распространен от Балканского полуострова до Алтайских гор на восток и доЕгипта и Алжира на запад. Зарывается в песок , подстерегая добычу,состоящую главным образом из ящериц, которых перед проглатыванием П.душит. Т. Я.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Половцы" в других словарях:

    - (кипчаки), тюркоязычный народ, в 11 в. в южно русских степях. Кочевое скотоводство, ремесла. Совершали набеги на Русь в 1055 начале 13 в. Разгромлены и покорены монголо татарами в 13 в. (часть перешла в Венгрию) … Современная энциклопедия

    - (кипчаки) тюркоязычный народ, в 11 в. в южнорусских степях. Кочевое скотоводство, ремесла. Совершали набеги на Русь в 1055 нач. 13 в. Наиболее опасными были нападения в кон. 11 в. Прекратились после поражений от русских князей в 1103 16.… … Большой Энциклопедический словарь

    ПОЛОВЦЫ, половцев, ед. половец, половца, муж. Тюркский народ, родственный печенегам, в 11 12 вв. н.э. неоднократно нападавший на Киевскую Русь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПОЛОВЦЫ, ев, ед. вец, вца, муж. Группа племён тюркского происхождения, кочевавших на юго востоке Европы в 11 нач. 13 в. | жен. половчанка, и. | прил. половецкий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (кипчаки), тюркоязычный народ, в 11 в. в южнорусских степях. Кочевое скотоводство, ремёсла. Совершали набеги на Русь в 1055 начале 13 в. Наиболее опасными были нападения в конце 11 в.; прекратились после поражений от русских князей в 1103 16;… … Русская история

    Половцы - (кипчаки), тюркоязычный народ, в 11 в. в южно русских степях. Кочевое скотоводство, ремесла. Совершали набеги на Русь в 1055 начале 13 в. Разгромлены и покорены монголо татарами в 13 в. (часть перешла в Венгрию). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Эту страницу предлагается объединить с Кипчаки. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/23 октября 2011. Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идёт медленно). Дата … Википедия

    Ев; мн. Ист. Древний народ тюркской языковой группы, кочевавшего на юго востоке Европы в конце 11 начале 13 в.; представители этого народа. Борьба с половцами. ◁ Половец, вца; м. Половчанка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Половецкий, ая, ое. П.… … Энциклопедический словарь

    Кыпчаки, куманы, ср. век. народность тюрк. группы. В 10 в. занимали терр. Сев. Зап. Казахстана, гранича на В. с кимаками, на Ю. с огузами, на З. с хазарами. Распадались на ряд племен и вели кочевой образ жизни. В сер. 10 в., перейдя вслед за… … Советская историческая энциклопедия

    Кипчаки, кыпчаки, куманы, русское наименование в основном монголоидного тюркоязычного народа, пришедшего около 11 в. из Заволжья в причерноморские степи. Основным занятием П. было кочевое скотоводство. К 12 в. у П. начинают выделяться… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Половцы в Венгрии. Исторический очерк , Петр Васильевич Голубовский. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Краткий исследовательская работа, которую автор первоначально задумывал как приложение к своему…

Материал из Юнциклопедии


Тюркоязычные кочевые народы, южные соседи Руси в IX-XIII вв. Печенеги, теснимые с востока гузами, в конце IX в. перекочевали из Приаралья и бассейна Сырдарьи в Восточную Европу. Они изгнали венгров из междуречья Днепра и Сирета и к началу X в. стали хозяевами причерноморской степи от Дона до Нижнего Дуная. Печенеги сыграли значительную роль в истории народов Восточной и Центральной Европы, Балкан и Византии. Они выступали то как союзники Византии против болгар или руссов, то как сторонники Руси в борьбе с Византией, Хазарией и Болгарией. Первое появление печенегов на границах Руси в 915 г. завершилось заключением мира с князем Игорем. И в дальнейшем древнерусские князья стремились поддерживать союзнические отношения с печенегами. В 944 г. печенеги вместе с русскими дружинами совершили поход на Византию, а в 965 г. - на Хазарию. Византия пыталась с их помощью ослабить Русь. Начиная с 968 г. печенеги опустошали южнорусские земли своими набегами. В 972 г. войска хана Кури разбили дружину князя Святослава у днепровских порогов. В 1036 г. печенеги потерпели сокрушительное поражение под Киевом от Ярослава Мудрого, которое положило конец их набегам на Русь. Надвинувшиеся с востока гузы (торки в древнерусских летописях) вытеснили печенегов с их становищ в причерноморских степях. Часть печенегов пошла на службу к киевским князьям и осталась в Поросье, образовав в середине XII в. вместе с торками, берендеями, турпеями и другими кочевниками вассальный союз Черных Клобуков, защищавший южные рубежи Руси. Другая часть печенегов отошла к границам Византии и в конце XI в. была истреблена византийцами и их союзниками половцами.

Половцы (они же кыпчаки у восточных авторов и куманы у западноевропейских и византийских писателей), кочевавшие в IX-X вв. в Прииртышье и Восточном Казахстане, в начале XI в. появились в Поволжье, а к середине этого же столетия стали доминировать в степях Причерноморья. В своих походах половцы продвигались до Болгарии, Венгрии и Византии. Но главным объектом их многочисленных набегов с середины XI в. стали порубежные русские княжества - Киевское, Черниговское, Переяславское. Половецкие военачальники участвовали в междоусобицах русских князей, поддерживая то одну, то другую сторону. Нередко половецкие ханы роднились с русскими князьями, выдавая за них своих дочерей. К концу XI в. у половцев сформировалось несколько объединений - орд, владевших определенными территориями: Приднепровское, Лукоморское, Донское и др. Стоявшие во главе Приднепровской орды в XI-XII вв. ханы Боняк и Тугоркан, а также Шарукан из Подонья вошли в русский фольклор, символизируя заклятых врагов Руси (Буняк Шелудивый, Тугарин Змеевич, Кудреванко-царь, Шарк-великан). В начале XII в. русские совершили несколько победоносных походов на половцев, в результате которых половцы временно откочевали за Дон и Волгу, в прикавказские степи (хан Атрак), а также в Болгарию, Венгрию, Византию.

В течение XII в. русские князья продолжали привлекать половцев для участия в княжеских междоусобицах, ходили на половцев походами и отражали их нападения. Образ выдающегося половецкого военачальника второй половины XII в. - хана Кончака - запечатлен в поэме «Слово о полку Игореве» и русских летописях.

По своему составу Половецкая степь была полиэтнична: наряду с половцами там продолжали обитать разрозненные группы других кочевых народов - аланов, болгар, печенегов, гузов. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство. Религией кочевых народов Причерноморья было язычество, с XI в. среди них стали распространяться ислам и христианство.

Половцы были разгромлены монголами, пришедшими в восточноевропейские степи в 20-х гг. XIII в. Основная масса половцев попала под власть монгольских ханов, а отдельные отряды ушли в Болгарию, Венгрию, Литву, Закавказье.


Close