У всех школьников и их родителей рано или поздно возникает вопрос: что делать после окончания 11-го класса? Куда поступать? Где получить профессию? Возможностей продолжить обучение становится все больше. И один из вариантов надежного поступления – целевое.

Что для этого нужно сделать? Для начала необходимо определиться с будущей профессией. Затем найти соответствующего направления предприятие, где можно было бы работать после окончания вуза. Если его руководство заинтересовано в молодом квалифицированном работнике, то будущему студенту выдается направление на обучение по необходимой специальности. Или можно обратиться в муниципалитет, куда работодатели направляют заявки на специалистов.

В приемную комиссию (только в один вуз и на конкретную специальность) абитуриент в установленные сроки должен предоставить, кроме всех прочих документов, заявление на получение целевого образования и направление от предприятия. Получить целевое направление еще не означает стопроцентное поступление на бюджетное обучение. Среди целевиков тоже существует конкурс. При положительном результате заключается трехсторонний договор между учебным учреждением, предприятием и студентом.

Какие плюсы целевого обучения?

  • Результаты ЕГЭ для зачисления в вуз целевиков могут быть ниже установленных для остальных, обычных абитуриентов.
  • Так как приказ о зачислении абитуриентов-целевиков издается раньше приказа о зачислении поступающих по основному потоку, то не выдержавшие конкурс целевики могут попробовать попасть в вуз на общих основаниях.
  • Образование ребенок получает бесплатно. А ведь бюджетных мест немного во всех учебных учреждениях. Учиться же платно могут позволить себе не все студенты. К тому же целевик получает стипендию.
  • Практику проходит на предприятии, давшем целевое направление. Следовательно, еще до устройства на работу он будет знать и тонкости производства, и трудовой коллектив. Всегда спокойнее начинать работать на уже привычном месте среди знакомых людей.
  • Легче писать курсовые работы во время учебы: все материалы, тем более для новаторских научных разработок в интересующем работодателя направлении, будут предоставлены самим предприятием.
  • Не нужно беспокоиться о том, что можно не найти работу после вуза. Заключив договор, ребенок гарантированно устроен на работу как минимум на три года после окончания обучения.
  • Работодатель не требует наличие опыта работы. Наоборот, есть возможность приобрести его.

Но все ли так прекрасно, безоблачно? Неужели нужно только найти предприятие, которое будет впоследствии платить за обучение ребенка, взять направление – и получай заветное образование, причем на бюджетной основе, да еще и стипендию выплачивают. Почему же тогда не все пользуются этой возможностью?

Выбирая целевое поступление, необходимо учитывать и некоторые нюансы.

Какие же ложки дегтя могут быть в огромной бочке меда, называемой целевое образование?

  • Приходится самостоятельно находить предприятие, заинтересованное в конкретном специалисте.
  • Студент-целевик обязан (!) хорошо учиться.
  • Если в процессе обучения ребенок вдруг почувствовал, что его призванием является совсем другая профессия и появилось желание поступить или перевестись в учебное заведение совсем иного профиля, он все-таки обязан окончить университет по указанной в договоре специальности и отработать положенное время.
  • Необходимо проработать оговоренные в договоре три года именно на предприятии, которое дало целевое направление на обучение. Независимо от того, что, возможно, ребенок уже хотел бы работать в другом месте, или у него появилось более престижное предложение, на которое требуется устроиться в ближайшее после окончания вуза время иначе возьмут другого человека.
  • Если студент живет (или намерен жить), например, в Санкт-Петербурге, а направление получил от предприятия в Воронеже (следовательно, оно и оплачивало все годы его учебы), в Воронеж и поедет. Как говорится, долг платежом красен.
  • Может молодой специалист отказаться от отработки? В принципе, может. Но сначала вернет предприятию всю сумму, потраченную на его обучение.
  • Возможно, работа не очень будет нравиться, не сложатся отношения в коллективе, заработная плата покажется недостаточно высокой. Может быть, на этой должности отсутствует перспектива карьерного роста, зато в наличии масса сложностей, возникающих во время трудовых отношений. Но нужно будет приложить все силы для того, чтобы влиться в коллектив и выполнять работу на предприятии, которое столько сделало для вашего ребенка, по сути, совершенно не зная его.

Поэтому прежде чем останавливаться на целевом поступлении, нужно очень хорошо подумать, взвесить все «за» и «против», а затем смело идти к намеченной цели, но с открытыми глазами, понимая последствия, принимая на себя всю ответственность.

Абитуриенты-целевики обычно набирают меньше баллов за ЕГЭ, и их бывает недостаточно для того, чтобы поступить в вуз на «бюджет». Поэтому они обращаются за помощью к государственным органам и предприятиям, которые готовы оплатить всю учебу студента, если тот потом отработает у них в компании несколько лет. Система удобная и функционирует давно, только вот знают о ней немногие. Если вы тоже первый раз об этом слышите - почитайте об этом и . Ну а мы завершаем цикл публикаций про целевые места историями самих целевиков.

История первая. «Спасибо маме»

«Я учусь в юридическом институте на третьем курсе. Моя мама работает в прокуратуре, и всеми нужными бумагами для целевого направления занималась она - помню, везде ходила, все узнавала, собирала документы… Короче, чуть ли не вместо меня подала их в Южную транспортную прокуратуру в Ростове-на-Дону. Конкурс был большой - где-то восемь человек на место. Я успешно прошла несколько тестов на профпригодность, написала ЕГЭ, кажется, на 230 баллов, принесла свою золотую медаль. Все это помогло мне получить целевое место. Я всегда хотела работать в органах и очень рада, что теперь у меня заключен договор на пять лет работы в прокуратуре».

Арина, Санкт-Петербургский юридический институт
(филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, специальность «Юриспруденция».


История вторая. «Ну, поработаю учителем. Вроде неплохо»

«Целевое направление мне предложили в моей школе. Я подумала, что это будет хорошей страховкой на случай, если не пройду по обычному конкурсу - школа хорошая, коллектив приятный, так что ничего плохого в том, чтобы поработать там учителем пару лет, я не вижу. И это было правильным решением: я сдала ЕГЭ на 198 баллов, и на «бюджет» с такими баллами я бы не поступила. Когда мое имя появилось в рейтинге, я долго была одна на шесть выделенных целевых мест. Конкурса в итоге не было вообще. Так что если вы сомневаетесь в своих баллах и хотите работать по специальности, обязательно подайте документы на целевое».

Марина, Мурманский арктический государственный университет, специальность «Педагогическое образование, русский язык и литература».


История третья. «От офигительного конкурса можно спастись только так»

«Я не помню точного названия организации, с которой у меня договор, но это какое-то муниципальное управление градостроительства и архитектуры Новокубанска. Все документы я собирал в апреле, до ЕГЭ. Конкурса не было вообще - от этого заказчика я был один. По идее я должен отработать у них по окончании вуза несколько лет, но такое вряд ли произойдет, потому что там нет рабочих мест. И не предвидится. А выбрал я целевое обучение, потому что был офигительно высокий конкурс на бюджетные места - где-то 50 человек на место».

Владимир, Кубанский государственный аграрный университет им И. Т. Трубилина, специальность «Строительство уникальных зданий и сооружений».

История четвертая. «У меня 167 баллов. Куда мне с ними, если не на целевое?»

«В начале 11 класса я поняла, что нужно сдавать физику и что я совсем к ней не готова. Вероятность того, что я смогу поступить, была маленькой. Классный руководитель рассказал мне про целевые места, мы все обсудили с родителями и решили попробовать. В марте я уже всюду отправляла свои анкеты и звонила. Большинство говорили, что меня возьмут, но мои документы им нужны только после того, как станут известны баллы за ЕГЭ. Когда прошли экзамены, я снова всех обзвонила, и с моими 167 баллами меня взяли только на одно предприятие. И я этому очень рада».

Ксения, Российский Технологический Университет, специальность «Радиотехника».


История пятая. «Отрабатывать не надо. Надо работать»

«Я хотела поступать в Казань на целевое место, но когда мне пришли результаты ЕГЭ, у меня оказалось больше баллов, чем я рассчитывала. Тогда я задумалась: а почему бы мне не попробовать поступить в Москву? Я слетала в столицу, сходила не предприятие, узнала там о специальностях, на которые объявлен конкурс. Поначалу засомневалась, потому что в Московский авиационный институт, например, я бы поступила и без целевого. Но после того как я сходила в «бауманку», я поняла, что хочу учиться именно здесь. Поэтому я подписала договор. В компании, кстати, мне сказали так: «отрабатывать» у нас не надо - надо «работать». Многие пользуются возможностью и потом не возвращаются в компании, которые платили за их учебу. Я считаю, что это неправильно. И нужно понимать всю ответственность, которую вы берете на себя, подписывая договор».

Софья, МГТУ им. Н. Э. Баумана, специальность «Ракетно-космические композитные конструкции».

Проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович о целевом наборе в вузы

Одна из претензий к приемным кампаниям последних лет – значительное число целевиков и льготников, из-за которых нельзя «пробиться» на бюджетные места. Как проходит целевой набор в вузы, в интервью РИА Новости рассказывает проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович .

- Григорий Гельмутович, в советское время целевой набор был довольно распространен, а сейчас? Сколько абитуриентов поступает таким образом? Кто их направляет, куда?

Минобрнауки «отводит» на целевой набор не более 20% от общего числа бюджетных мест вуза. Но наверняка есть нарушающие это требование. В целом же по стране целевой набор гораздо меньше.

Направлять на обучение в вузы абитуриентов по целевому набору могут органы государственного и местного управления. Это довольно сильное ограничение. Так, к нам в ГУ-ВШЭ с просьбой о целевом наборе обращались из Счетной палаты. Мы отказали – именно на том основании, что Счетная палата не является органом государственного управления. Мы можем принять на обучение, к примеру, по заказу правительства РФ, государственной думы, региональных администраций.

Самой нормой целевого набора широко пользуются отраслевые вузы. К примеру, в Московском государственном университете путей сообщений всегда был большой целевой набор.

- Есть ли конкурс среди целевиков? Как проходит их зачисление?

Механизм следующий. Сначала в вуз с официальным предложением-просьбой выделить места по целевому набору обращается, допустим, администрация области. Это обращение рассматривает Ученый совет вуза. Если он соглашается принять абитуриентов, то заключается договор, в котором указано количество мест целевого набора на группу специальностей.

К началу приемной кампании организация должна прислать в вуз список претендентов на целевой набор. Причем их должно быть больше, чем число бюджетных мест, чтобы среди них можно было организовать отдельный конкурс. Согласно правилам приема, он должен составлять не менее чем 1,2 человека на место. Норма, конечно, смешная, потому что по результатам ЕГЭ сейчас легко понять, кто проходит по этому конкурсу. По сути, организация может заранее сформировать список тех, кто будет зачислен в вуз.

- После окончания вуза обязаны ли выпускники работать в организации, направившей их на обучение?

Как правило, в запросе в вуз организация пишет, что нуждается в специалистах, гарантирует им трудоустройство и даже обяжет их вернуться в регион. Но, как говорят юристы, все это «юридически ничтожно». У нас нет крепостного права – человека нельзя «закрепить» за рабочим местом. По Трудовому кодексу это легко оспорить.

Те, кто направляет абитуриентов, думаю, это понимают, но вряд ли их это волнует. За годы обучения целевика уже и состав администрации сменится, да и кто у нас планирует набор специалистов на несколько лет вперед?

- А есть ли у вуза финансовая заинтересованность в приеме целевиков? Или финансовое «обременение»?

Нет ни того, ни другого. Под целевой набор выделяют бюджетные места.

Есть еще другая форма, когда организация направляет человека на обучение на коммерческой основе. Тут нет отдельного набора. Абитуриенту необходимо набрать достаточное количество баллов, чтобы его зачислили на платное отделение, после чего составляется тройственный договор – между абитуриентом и его родителями, вузом и организацией, оплачивающей обучение.

- Известно, что по целевому набору поступают слабые абитуриенты – иначе бы они подавали документы на общих основаниях. Но, выходит, вуз может и отказаться от практики целевого набора, если не хочет понижать планку приема…

Да, может. Но только ведущий вуз. Остальные будут лишь рады, что им присылают абитуриентов. В условиях демографического спада учебные заведения недобирают абитуриентов даже на бюджетные места, поэтому берут и слабых. Для многих вузов целевой набор – это гарантированный контингент студентов.

В ГУ-ВШЭ целевой набор ограничен, и мы не планируем его расширять. В последние годы работаем только по запросу правительства РФ, для которого каждый год выделяем 40 бюджетных мест, хотя на деле набор даже меньше… И еще – с республикой Бурятия. Была просьба ее главы, Вячеслава Наговицына: нужны кадры, надо поднимать регион... Но оттуда к нам направили всего четырех человек.

- Есть ли уверенность, что после окончания ГУ-ВШЭ они вернутся к себе домой – или останутся в Москве?

Вернутся, если им предложат работу и хорошую зарплату. Все же понимают: в Москве зарплаты выше, а жизнь дороже.

Казалось бы, целевой набор – неплохая норма. На Западе гарантия трудоустройства – это сильный козырь со стороны работодателя, ведь найти работу не так легко. Но у нас из-за разницы в зарплатах в крупных городах и регионах эта норма не работает. Поэтому лично я не вижу причин сохранять ее.

Целевой набор – рудимент прошлого. В советские годы, при обязательном распределении, эта норма работала. Сейчас же, если от нее отказаться, полагаю, ничего страшного не произойдет.

В последнее время все большую популярность приобретает поступление в вуз по целевому направлению. Однако, если судить по комментариям посетителей нашего блога, пока не все знают, что это такое и как именно воспользоваться таким способом поступления.

Что такое целевое направление и целевой прием?

Целевым направлением называется документ, который выдается предприятием, ведомством или органом власти поступающему на обучение в конкретный вуз по конкретной специальности с гарантией последующего трудоустройства. Этот документ предоставляется абитуриентом в вуз вместе с оценками ЕГЭ.

Целевой прием – это поступление в вуз по целевому направлению на основе договора по целевому приему между вузом и заказчиком целевого приема.

Целевой прием в российские вузы подразделяется на два вида: целевой набор по квоте (для государственных ведомств) и целевая контрактная подготовка (для тех, кто идет с направлением от предприятий). Целевой набор, как правило, проходит в отраслевые вузы (энергетические, нефтегазовые, путей сообщений, легкой промышленности и т.п.).

Квота целевого приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры по каждой специальности и по каждому направлению подготовки ежегодно устанавливается учредителями образовательных организаций.

При целевой контрактной подготовке вуз вправе по согласованию с учредителем устанавливать более высокую долю поступающих.

Целевой прием в пределах установленной квоты осуществляется на основе договора о целевом приеме, заключаемого образовательной организацией с заказчиками целевого приема:

  • федеральным государственным органом;
  • органом государственной власти субъекта РФ;
  • органом местного самоуправления;
  • государственным (муниципальным) учреждением;
  • госкомпанией или предприятием, в уставном капитале которого присутствует доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования;
  • коммерческим предприятием, которое располагает средствами оплатить образование своих будущих кадров.

Целевое направление даётся персонально, только в один ВУЗ и на одну специальность .

Нюансы поступления и обучения по целевому направлению

Достоинства

при поступлении :

— абитуриент не участвует в общем конкурсе, а в конкурсе «целевиков» на места в пределах выделенной квоты (но не вне конкурса, как ошибочно считают некоторые); т.о. бывает легче поступить, т.к. конкурентов меньше, проходной бал ниже;

— в случае, если абитуриент не проходит по целевому направлению, он может подать заявление на участие в общем конкурсе;

при обучении:

– обучение на бюджетной основе или за счет предприятия;

– возможность получать стипендию;

– обеспечение местом для прохождения практики в государственном учреждении или на предприятии;

– помощь и поддержка во время обучения (помощь в сборе материалов для курсовых работ и научных статей);

по окончании вуза :

– гарантированное трудоустройство.

Недостатки

— не всегда выбор абитуриента (вуза и специальности) совпадают с потребностями заказчика целевого приема;

— в процессе обучения выбор студента может измениться;

обязательная отработка (как правило не менее 3 лет) на предприятии, организации, по специальности, которые указаны в договоре, при этом никто не обещает высокую оплату труда и карьерный рост;

— «целевик» обязан успешно учиться, не ниже чем на удовлетворительно;

— в случае нежелания отрабатывать «целевик» обязан вернуть полную стоимость обучения, оплаченного ему предприятием, а в некоторых случаях еще и заплатить штраф.

Примечание. Вместе с тем, есть условия, по которым можно не отрабатывать стоимость обучения (они должны быть указаны в договоре). Уважительной причиной для отказа от отработки могут быть:

– инвалидность 1-й или 2-й группы у выпускника, его жены/мужа или кого-то из родителей;

– декретный отпуск;

– наличие ребенка до 3 лет или до 6 лет, если по заключению врачебно-консультационной комиссии ребенок нуждается в уходе;

— одинокая мать или отец с ребенком до 14 лет;

– уход выпускника вуза в армию;

— договор также может быть прекращен в случае, если предприятие не в состоянии предоставить выпускнику работу по специальности в соответствии с медицинским заключением, а также в случае банкротства предприятия.

Эти вопросы следует уточнить у работодателя при заключении договора.

Как получить целевое направление?

Целевое направление можно получить:

— на самом предприятии (организации, заводе и т. д.);

— в местной администрации – муниципалитете.

Примерный алгоритм :

— если вузы и специальности для поступления на обучение выпускником выбраны, следует зайти на сайты вузов и узнать, есть ли в этих вузах целевой прием, на какие специальности и направления, каковы квоты, кто заказчики приема;

— выбрать заказчика приема;

— обратиться к заказчику, предоставив ему заявление, грамоты, дипломы и прочие свидетельства индивидуальных достижений по выбранной специальности;

— возможно, пройти, собеседование,

— при положительном решении – заключить договор с заказчиком, получить целевое направление от заказчика (предприятия или муниципалитета);

— подать необходимые документы в приемную комиссию вуза вместе с целевым направлением.

Примечание. Договоры о целевом приеме и целевом обучении заключаются в соответствии Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2013 г. N 1076.

Таким образом, взвесив все «за» и «против», следует решить, поступать ли по целевому направлению или идти по общему конкурсу. Удачи вам!

В основе целевого набора (приёма) в учебные заведения лежит потребность в определённых специалистах для решения социально-экономических задач отдельных регионов по подготовке кадров для предприятий, расположенных на их территории.

Будущим абитуриентам, желающим получить специальность в высшем учебном заведении, полезно знать, что существует форма бюджетного обучения под названием "целевое обучение".

Основная особенность поступления в вуз на целевое обучение заключается в том, что абитуриент подаёт в приемную комиссию вуза, вместе с стандартным пакетом документов, договор о целевом обучении от конкретного предприятия или ведомства. При этом абитуриент не участвует в общем конкурсе, а проходит отбор по отдельному конкурсу для " целевиков", который по правилам не должен быть меньше 2 человек на место. Приказ о зачислении в студенты на целевое обучение появляется раньше приказа о зачислении остальных участников конкурса на бюджетные места.

Для осуществления подготовки абитуриентов к поступлению в университет по целевое обучение, Центр (по заявке местных органов власти и предприятий) организует проведение собраний представителей заказчика(работодателя) вузов с учащимися и их родителями, проводит профориентационную работу среди старшеклассников с целью выявления талантливых, мотивированных, склонных к работе на предприятии учащихся. По договорам с предприятиями и вузами мы организуем целевую довузовскую подготовку абитуриентов и сопровождение студентов-целевиков на всем протяжение обучения в университете.

Как стать студентом целевого набора?

Попасть на обучение по целевому набору самому абитуриенту далеко не просто. Направить на целевое обучение может либо само предприятие, либо местная администрация.

Мы работаем в сфере образования и подготовки кадров по заявкам предприятий более 10 лет, способствуем развитию сотрудничества учебных заведений с потенциальными работодателями в различных регионах.

Поэтому мы предлагаем абитуриенту принять участие в Программе целевой подготовки с возможностью поступления в вуз, успешного его окончания и трудоустройства на предприятии.

Для этого необходимо:

  • пройти выбрать и
  • принять участие в конкурсе по целевому набору

Что нужно знать абитуриенту-целевику:

  • Отбор абитуриентов, рекомендованных к зачислению в университет по целевому набору, осуществляется по отдельному (льготному) конкурсу по результатам ЕГЭ, полученным в школе.
  • Конкурс по целевому приему проводится раньше - до начала первой волны основного конкурса в вуз. В случае его непрохождения абитуриент может участвовать в основном конкурсном отборе на общих основаниях.
  • Абитуриенты, которые не набирают достаточного количества баллов для поступления по целевому набору, могут поступить в выбранный университет на контрактную форму обучения или в другой университет на бюджетное отделение.
  • Договор о целевом обучении оформляется после утверждения списков абитуриентов, рекомендованных к зачислению в конкретный вуз по целевому набору.
  • Договор о целевом обучении может быть заключен с выпускниками прошлых лет и выпускниками профессиональных образовательных организаций.
  • ВНИМАНИЕ! По целевому направлению можно поступить исключительно на одну специальность выбранного вами учебного заведения.
  • Студентам целевого набора предоставляется общежитие.

Close