Реформы Китая в 19 веке стали итогом длительного и крайне болезненного процесса. Установившаяся на протяжении многих веков идеология, в основу которой был положен принцип обожествления императора и превосходства китайцев перед всеми окружавшими народами, неотвратимо рушилась, ломая при этом жизненный уклад представителей всех слоев населения.

Новые хозяева Поднебесной империи

С тех пор как в середине XVII века Китай подвергся маньчжурскому нашествию, жизнь его населения не претерпела кардинальных изменений. На смену сверженной пришли правители рода Цин, сделавшие Пекин столицей государства, а все ключевые посты в правительстве заняли потомки завоевателей и те, кто их поддерживал. В остальном же все осталось по-прежнему.

Как показала история, новые хозяева страны были рачительными распорядителями, поскольку в 19 век Китай вступил достаточно развитой аграрной страной с налаженной внутренней торговлей. Кроме того, их политика экспансий привела к тому, что в состав Поднебесной (так называли Китай его жители) вошли 18 провинций, и целый ряд соседних государств выплачивал ей дань, находясь в Ежегодно в Пекин поступали золото и серебро из Вьетнама, Кореи, Непала, Бирмы, а также государств Рюкю, Сиама и Сикким.

Сын Неба и его подданные

Социальное устройство Китая в 19 веке представляло собой подобие пирамиды, на вершине которой восседал богдыхан (император), пользовавшийся неограниченной властью. Ниже него располагался двор, сплошь состоявший из родственников повелителя. В его непосредственном подчинении находились: верховная канцелярия, а также государственный и военный советы. Их решения проводились в жизнь шестью исполнительными ведомствами, в компетенцию которых входили вопросы: судебные, военные, обрядовые, налоговые и, кроме того, связанные с присвоением чинов и исполнением общественных работ.

Внутренняя политика Китая в 19 веке строилась на идеологии, согласно которой император (богдыхан) являлся Сыном Неба, получившим от вышних сил мандат на управление страной. Согласно данной концепции, все без исключения жители страны низводились до уровня его детей, обязанных беспрекословно выполнять любое повеление. Невольно напрашивается аналогия с российскими монархами-помазанниками Божьими, власти которых также придавался сакральный характер. Разница заключалась лишь в том, что китайцы считали всех иностранцев варварами, обязанными трепетать перед их несравненным Владыкой мира. В России до этого, к счастью, не додумались.

Ступени социальной лестницы

Из истории Китая 19 века известно, что главенствующее положение в стране принадлежало потомкам маньчжуров-завоевателей. Ниже них на ступенях иерархической лестницы помещались рядовые китайцы (ханьцы), а также монголы, состоявшие на службе императора. Далее шли варвары (то есть не китайцы), проживавшие на территории Поднебесной. Это были казахи, тибетцы, дунгане и уйгуры. Низшую ступень занимали полудикие племена джуан и мяо. Что же касается остального населения планеты, то, в соответствии с идеологией империи Цин, оно рассматривалось как скопище внешних варваров, недостойных внимания Сына Неба.

Армия Китая

Поскольку в 19 веке ориентировалась главным образом на захват и подчинение соседних народов, то значительная часть государственного бюджета тратилась на содержание весьма многочисленной армии. Она состояла из пехоты, конницы, саперных частей, артиллерии и флота. Ядром являлись так называемые Восьмизнаменные войска, формировавшиеся из маньчжуров и монголов.

Наследники древней культуры

В 19 веке культура Китая строилась на богатом наследии, доставшемся со времен правителей династии Мин и их предшественников. В частности, была сохранена древняя традиция, на основе которой все претенденты на ту или иную государственную должность обязаны были пройти строгую экзаменационную проверку своих знаний. Благодаря этому в стране сложился слой высокообразованного чиновничества, представители которого назывались «шэныни».

У представителей правящего класса неизменным почетом пользовалось этико-философское учение древнекитайского мудреца Кун Фуцзы (VI - V вв. до н. э.), известного сегодня под именем Конфуция. Переработанное в XI - XII вв., оно легло в основу их идеологии. Основная же масса населения Китая в 19 веке исповедовала буддизм, даосизм, а в западных районах - ислам.

Замкнутость политической системы

Проявляя достаточно широкую религиозную терпимость, правители в то же время прилагали немало усилий для сохранения внутриполитического строя. Ими был разработан и издан свод законов, определявших меру наказания за политические и уголовные преступления, а также установлена система круговой поруки и тотальной слежки, охватывавшая все слои населения.

Одновременно с этим Китай в 19 веке являлся страной, закрытой для иностранцев, а особенно для тех из них, кто стремился наладить с его правительством политические и экономические контакты. Так, провалом закончились попытки европейцев не только установить с Пекином дипломатические отношения, но даже поставлять на его рынок производимые ими товары. Экономика Китая в 19 веке была настолько самодостаточной, что позволяла ограждать его от любого влияния извне.

Народные восстания в начале 19 века

Однако, несмотря на внешнее благополучие, в стране постепенно назревал кризис, вызванный как политическими, так и экономическими причинами. Прежде всего, он был спровоцирован крайней неравномерностью хозяйственного развития провинций. Кроме того, немаловажным фактором являлись социальное неравенство и ущемление прав национальных меньшинств. Уже в начале 19 века массовое недовольство вылилось в народные восстания, возглавляемые представителями тайных обществ «Небесный разум» и «Тайный лотос». Все они были жестоко подавлены правительством.

Поражение в Первой опиумной войне

По своему экономическому развитию Китай в 19 веке значительно отставал от ведущих западных стран, в которых данный исторический период был отмечен бурным промышленным ростом. В 1839 году британское правительство попыталось воспользоваться этим и силой открыть для своих товаров его рынки. Поводом для начала военных действий, получивших название «Первой опиумной войны» (их было две), послужило изъятие в порту города Гуанчжоу значительной партии наркотиков, нелегально завозимых в страну из британской Индии.

В ходе боев со всей очевидностью проявилась крайняя неспособность китайских войск противостоять самой передовой на тот момент армии, которой располагала Британия. Подданные Сына Неба терпели одно поражение за другим и на суше, и на море. В результате июнь 1842 года англичане встретили уже в Шанхае, а еще через некоторое время заставили правительство Поднебесной подписать акт о капитуляции. Согласно достигнутой договоренности, отныне британцам предоставлялось право свободной торговли в пяти портовых городах страны, а принадлежавший ранее Китаю остров Сянган (Гонконг) отходил им в «вечное владение».

Итоги Первой опиумной войны, весьма благоприятные для британской экономики, оказались губительны для рядовых китайцев. Хлынувшие потоком европейские товары вытеснили с рынков изделия местных производителей, многие из которых в результате разорились. Кроме того, Китай стал местом сбыта огромного количества наркотиков. Они ввозились и ранее, но после открытия национального рынка для зарубежного импорта это бедствие приняло катастрофические масштабы.

Восстание тайпинов

Итогом усилившейся социальной напряженности стало очередное восстание, охватившее в середине 19 века всю страну. Его руководители призывали народ к построению счастливого будущего, которое они называли «Небесным государством всеобщего благоденствия». По-китайски это звучит как «Тайпин тяньг». Отсюда и пошло название участников восстания - тайпины. Их отличительным знаком были красные головные повязки.

На определенном этапе восставшим удалось достичь значительных успехов и даже создать на захваченной территории некое подобие социалистического государства. Но очень скоро их вожди отвлеклись от построения счастливой жизни и всецело предались борьбе за власть. Этим обстоятельством воспользовались императорские войска и с помощью тех же британцев разгромили мятежников.

Вторая опиумная война

В качестве платы за свои услуги англичане потребовали пересмотра торгового договора, заключенного в 1842 году, и предоставления им больших льгот. Получив отказ, подданные британской короны прибегли к проверенной ранее тактике и вновь устроили провокацию в одном из портовых городов. На этот раз предлогом послужил арест судна «Эрроу», на борту которого также обнаружили наркотики. Конфликт, вспыхнувший между правительствами обоих государств, привел к началу Второй опиумной войны.

На этот раз военные действия имели для императора Поднебесной еще более пагубные последствия, чем протекавшие в период 1839 - 1842 гг., поскольку к войскам Великобритании присоединились падкие на легкую добычу французы. В результате совместных действий союзники оккупировали значительную часть территории страны и вновь вынудили императора на подписание крайне невыгодного соглашения.

Крах господствовавшей идеологии

Поражение во Второй опиумной войне привело к тому, что в Пекине открылись дипломатические представительства стран-победительниц, граждане которых получили право свободного передвижения и торговли по всей территории Поднебесной. Однако беды на этом не кончились. В мае 1858 года Сын Неба был вынужден признать левый берег Амура территорией России, что окончательно подорвало репутацию династии Цин в глазах собственного народа.

Кризис, вызванный поражением в Опиумных войнах, и ослабление страны в результате народных восстаний привели к крушению государственной идеологии, в основу которой был положен принцип - «Китай в окружении варваров». Те государства, которым, согласно официальной пропаганде, полагалось «трепетать» перед империей, возглавляемой Сыном Неба, оказались на поверку гораздо сильнее ее. Кроме того, иностранцы, свободно посещавшие Китай, поведали его жителям о совершенно ином мироустройстве, в основу которого положены принципы, исключающие поклонение обожествленному правителю.

Вынужденные реформы

Весьма плачевно для руководства страны обстояли и дела, связанные с финансами. Большинство провинций, являвшихся прежде китайскими данниками, перешли под протекторат более сильных европейских государств и прекратили пополнение императорской казны. Более того, в конце 19 века Китай охватили народные мятежи, в результате которых был нанесен значительный ущерб европейским предпринимателям, открывшим на его территории свои предприятия. После их подавления главы восьми государств потребовали в качестве компенсации выплаты пострадавшим владельцам крупных сумм.

Правительство, возглавляемое императорской династией Цин, оказалось на грани краха, что побудило его к принятию самых неотлагательных мер. Ими и стали реформы, давно назревшие, но осуществленные лишь в период 70-80-х годов. Они привели к модернизации не только хозяйственной структуры государства, но и к изменению как политического строя, так и всей господствовавшей идеологии.

ДЕГРАДАЦИЯ ЭЛИТЫ: "ТАЙНАЯ ВЛАСТЬ ИМПЕРИИ"

http://www.contr-tv.ru

Древний и средневековый Китай создали непревзойдённую систему управления, которая позволила сохранить государство в течение почти 6000 лет, это единственный народ человеческой истории, сохранивший государственность, культуру и самоидентификацию за такой долгий период времени. Результат тем более поражает воображение, если учесть, что китайцы были исходно группой более чем 200 (!) разных народов, некоторые отстояли друг от друга дальше, чем русские от англичан и арабов. В середине I тысячелетия до н. э. политическая карта древнего Китая кардинальным образом меняется: от двухсот государств остается «всего лишь» около тридцати. Интересно, что до сих пор северные китайцы не понимают южных, только иероглифы являются средством общей коммуникации. Этим и ещё соседствующей Великой Степью объяснялись страшные войны, которые тысячи лет терзали Империю. Но китайцы не только выстояли, они выстроили уникальную цивилизацию, которая вновь претендует на позиции сверхдержавы. Вот это Элита с большой буквы. С ней не идет в сравнение ни Александр Македонский или какой-то Карл Великий, дела и империи которых сразу же были развалены бездарными преемниками. Приведенная ниже структура устройства Китайской Империи в значительной мере является упрощенной в том числе и по историческим периодам и царствам, чтобы не отвлекать читателя от понимания сути.

Основы социальных порядков и государственная машина были формально созданные в циньском Китае (1-е тыс. н.э.), но по сути пришли из 2 тыс. до н.э. и даже более ранней эпохи и оказались столь совершенными, что практически всяких изменений сохранились до революции 1911 г. Всё государственное управление в Китае было в руках профессиональных управленцев-чиновников. Стать чиновником мог любой свободный мужчина, сдав соответствующие экзамены. Чем выше должность, тем сложнее экзамены. Философия, литература, математика, тесты, на высшие должности рукопашный бой, включая бой с тяжёлым холодным оружием – меч, алебарда (в конце средних веков оставлено только для военных должностей). Что такое бой с мечом или алебардой, это надо знать. Только хладнокровный и решительный человек имеет шанс на победу. В процессе обучения много учеников отсеивается, в том числе по причине травм и гибели, оставшиеся приобретают дисциплину духа. Так отбиралась правящая элита Китая.

В Империи существовало особое ведомство обрядов - идеологии, руководимое верховным жрецом. Унифицированный ритуал должен был служить социальному сплочению, воспитанию населения в духе патриотизма, незыблемости и святости существующих порядков. Характерно, что верховный жрец осуществлял надзор за созданной в 124 году до н.э. императорской академией, готовящей высокопоставленных чиновников. Он же выступал в роли «министра образования». Попытки экономии на упразднении «ведомства обрядов» всегда заканчивались однотипно: через небольшой промежуток времени– смутой и гражданской войной, нередко сопровождавшиеся распадом государства. После этого мудрым правителям приходилось десятилетиями объединять распавшуюся страну.

Цензорские органы возглавлялись верховным цензором и не допускали притока «неприличествующей достойным людям» информации в массы. Чиновники этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах, образуя сложный механизм взаимоконтроля и получения информации. Они были «глазами и ушами» императора в каждом округе, контролировали работу всех должностных лиц, следили за их благонадежностью, расследовали государственные преступления. Внешняя и внутренняя обстановка в государстве, ведущего беспрерывные войны и постоянно присоединяющего новые территории, населенные недовольными, обычно была крайне неблагоприятной. Было большое количество шпионов и предателей, готовых за мзду войти в контакт с врагом. В целом, государственная структура успешно справлялась с этой задачей.

Глава ведомства сельского хозяйства был одновременно министром финансов, ответственным за поступления в государственную казну налогов и доходов от государственных монополий на соль и железо. Он контролировал также расходы на содержание чиновничества и армии.

Община была обособленной единицей с древних времён. Руководство общиной осуществляли староста и «отцы-старейшины». Система контроля распространялась и на органы местного самоуправления. Система взаимной ответственности действовала на всех уровнях: от сельской общины, построенной на круговой поруке, до высших чиновников, отвечающих за нарушения приказа или плохую работу подчиненных им чиновников. Очень важный момент - за плохую работу подчиненного в Китае отвечал его начальник.

Армия играла огромную роль в Древнем Китае, что объяснялось частыми войнами. Основу военной силы составляли резервисты, входившие в армейские группы и размещенные в военных поселениях и лагерях. Военным лагерям выделялись земельные угодья, составлявшие их хозяйственную базу. Должности командующих группой армий нередко передавались по наследству, но далеко не всегда. В армию брали мужчин от 23 до 56 лет, которые должны были пройти годичную подготовку, нести гарнизонную службу в течение года и месяц в году служить в ополчении по месту жительства.

Розыск и задержание разбойников была обязанностью военного ведомства, куда входила дворцовая охрана. Начальник профессиональной Императорской Гвардии занимал важное место в государстве, будучи фактически начальником спецслужб, которые как отдельная единица не существовали. Китайцы избегали плодить специализированные подразделения и бюрократические службы со специальным назначением. Даже полицейские и разведывательные функции были отнесены к армии. Цель этого - «дабы избежать образования сущностей самих себя воспроизводящих». То есть они очень ясно понимали опасность образования бюрократических структур, заинтересованных не в решении порученной им задачи, а в оправдании своего существования и привилегий. Китайские императоры пользовались даосским принципом «проще предотвратить, чем вылечить» при обеспечении безопасности государства. Структура обеспечения государственной безопасности Поднебесной Империи была ИНТЕГРИРОВАННОЙ, то есть единым организмом, обеспечивающим безопасность общества на всех уровнях и направлениях. Интересно, что в подобная система (НКВД) была создана Сталиным и доказала свою высокую эффективность даже при крайне неблагоприятных для государства внешних и внутренних условиях.

По такому же принципу предотвращения заболеваний строилось здравоохранение Империи, которое было самым передовым в мире на протяжении многих тысячелетий, что привело к колоссальному росту населения Китая. Имперские медики разработали сложный комплекс гигиенических и санитарно-профилактических мероприятий, которые очень важны, так как большая часть территории Китая располагается в эпидемиологически неблагоприятных районах с природными очагами чумы, тифа и других опасных заболеваний.

Судебное ведомство Китая строго следило за применением уголовных законов. Все дела о наиболее тяжких преступлениях проходили через его руки, особенно дела, связанные с превышением власти чиновниками, что традиционно относилось к особо тяжким преступлениям. В Китае почти все административные органы обладали судебной властью. Пресечение злоупотреблений чиновников возлагалось также на представителя верховного цензора в провинциях. Провинциальный судья был одновременно начальником тюрем в округе согласно «принципу о неумножении сущностей». Если в уезде дело не было разрешено, оно направлялось губернатору провинции, который в случае его сложности мог адресовать дело в центр. Высшей инстанцией был император.

Преемственность традиций и роль аккумулятора знаний в Китае составляла «тайная власть» Империи. Тайная власть в Китае, собственно говоря, никогда не была ни тайной, ни вообще «властью» в общепринятом смысле этого слова, в отличие от западных «лож» и «клубов». И высший чиновник, и мафиози из «триады», и последний деревенский бедняк знал и боготворил носителей мудрости, без которой не могло долго существовать китайское общество, именно они, таинственные мудрецы Востока создали основу уникального китайского устройства. Речь идет о даосах. Появившиеся из таинственных сект, пришедших с Запада примерно во 2 тысячелетии до н.э. они сыграли колоссальную роль в китайской истории и есть все основания полагать, что продолжают ее играть. Именно они, кстати, создали Теорию Жажд, рефлексотерапию, а также компас, Диалектику, искусство шпионажа и многое другое.

Говоря о даосах как Хранителях Знания Империи автор делает значительное упрощение, чтобы избежать крайне сложной картины общественных взаимоотношений Поднебесной Империи, тем не менее, он полагает, что ему удалось правильно передать суть. Дело в том, что даосы китайской традиции тесно переплелись с буддисткими и конфуцианскими мудрецами, буддизм в Китае кардинальным образом трансформировался под воздействием даосизма, породив ветвь Чань (Дзен) буддизма, резко отличающуюся от исходного. Нередко, как например в случае с упоминающимся ниже Чу Цаем мудрец был и даосом, и буддистом (а бывало что ещё и конфуцианцем) одновременно, имелось также немалое количество других философских и научных школ, которые были весьма похожи в основах. Упрощение делается, чтобы избежать рассмотрения таких сложностей, не влияющих на суть рассматриваемого материала.

Самое мудрое, что мог сделать человек, обидевший даосского мудреца – немедленно наложить на себя руки. Если он и мог бы бежать от агентов Императорской Гвардии, то ему некуда было скрыться от «триад» - китайской мафии. Неудивительно, что даже самый отчаянный разбойник не осмеливался оскорбить уважаемого мудреца. «Наезд» императорского дома на даосов в начале н.э. вылился в страшное Восстание Желтых Повязок, подавленное с огромным трудом. Больше императоры так «шутить» не осмеливались. С благословения даосских мудрецов и при их интеллектуальной поддержке началось восстание Тайпинов (и некоторых других) и они же, увидев вырождение руководителей восстания, отказались от их поддержки в самый его пик, когда казалось, рукой подать до победы. Сокрушительное поражение и нанкинская трагедия не заставили себя долго ждать.

Настоящие даосы никогда не жили в роскоши, хотя редко жили в бедности. Мудрецу было категорически запрещено заниматься политикой. Запрещено традицией, если он ее нарушает, то перестаёт быть авторитетом для клана, а вскоре – и для общества. Не уверен, что это результат благородства, просто эти хитрецы не любят совать голову под топор. Вместо себя они с усмешкой выставляли вперед конфуцианских жрецов, у которых была и роскошь, и формальная идеологическая власть. Однако в случае неудачного поворота событий именно этих бедолаг и закапывали живыми в землю тысячами, даосы же обычно оказывались в стороне и вскоре вновь были востребованы новой властью. Если же в них не было нужды, то, пожав плечами, они удалялись в свои хижины и лаборатории-монастыри, «идя по пути Счастья». После очередных кровопролитных потрясений в Поднебесной, обычно оказывалось, что нужда в них всё-таки есть. Даосы не имели никакой силы вне китайского государства, но способны были оказать помощь по принципу малого воздействия на систему в нестабильном состоянии. Они очень четко представляли себе свою роль в Империи. Умные чиновники – тоже. Обычно ни одно крупное государственное назначение не проходило без совета с уважаемым патриархом. Большая часть сил государственного деятеля уходила на грызню, рутину и борьбу за власть. Мудрец мог позволить себе роскошь быть вне этого, тратя свою жизнь на познание человеческой природы и приобретение Знаний, отдавая их в мир по мере необходимости.

Даосизм формально считается религией, но в ней нет Бога, хотя ряд направлений даосизма, смешавшихся с народным верованиями пантеон. «Вера в Бога есть вера в собственное бессилие, непонимание же того, что существуют Высшие Силы есть глупость», гласит даосское наставление. Строго говоря, даосов вполне можно было бы назвать материалистами.

Хранители Знания древнего Китая, почему они назвались даосами («идущими по пути»)? Надо же было им себя как-то называть. У них не было ни формальных обрядов, ни общепризнанных центров поклонения. Часто они к классическому даосизму имели очень отдаленное отношение, но к Знанию всегда – самое прямое. Обычным было, что какая-либо даосская школа (клан) теряла свой авторитет и растворялась, будто ее и не было, если она приобретала авторитет, то возрождалась из небытия. Все свои силы они сосредоточили на поиски Истины и служению Жизни, как они ее понимали. Если китайское общество по их понятиям соответствовало правильному Пути, то для служения ему они не жалели собственной жизни. Свободное от советов и изучения древних знаний время они посвящали разработке методов лечения и продления жизни и добились немалых успехов для своего времени. В средние века их даже называли «Бессмертными», что вполне понятно – при средней тогда продолжительности жизни в 35 лет даосы обычно жили до 90-95 и даже более.

Это были просто учёные мудрецы китайской традиции. Мистика, которую они любили нагонять вокруг себя, на поверку оказывалась хитроумными трюками для усиления духовной власти над темным народом. Но знания в области медицины, психологии, управления, математики, астрономии и даже, как можно сказать сейчас, системного анализа были вполне реальными и самыми передовыми для своего времени, хоть и не столь зрелищными. Именно за Знанием приезжали к ним на поклон императоры. Обычным было, когда на приказ «доставить мудреца во дворец» следовал ответ, что мудрец стар и не перенесет путешествия и пускай император сам едет к нему в горы. Наученному традицией императору оставалось вздохнуть и собираться в дорогу. Также обычным было в конце дальнего пути увидеть «немощного» старца, несущего бревно на плече или работающего в поле. Китайские императоры обычно были достаточно мудры, чтобы это проглотить, а то могло выйти боком. Китайцы убеждены, что если даосский мудрец не желает давать совета или просит что-либо выполнить, не стоит настаивать на своём ни в коем случае, несмотря на всю кажущуюся мудрость, последствия вынужденного совета обязательно будут очень плохими. Очевидно, что возникло это не на пустом месте.

Интересна в этом смысле легенда о Чжунь Чжене (в русских источниках - Чань-Чуне) – даосском мудреце, с которым неожиданно возжаждал беседовать сам Чингиз-Хан после завоевания раздробленного Китая. Согласно официальной информации тех лет, беседа велась о продлении жизни и улучшении здоровья Владыки. Беседа об оздоровлении и продлении жизни с даосским мудрецом это примерно то же самое, что сейчас дипломатический обед. Все прекрасно понимают, что посол приезжает в МИД вовсе не для того, чтобы поесть. В те времена в Китае было немало даосских лекарей, намного более искусных в лечении, чем Чань Чунь, который вообще-то говоря лекарем не был, но Хан захотел видеть именно его. Быть может Великого Хана потянуло познакомиться с даосизмом? Для этого не было необходимости никого звать, ближайшим советником Великого Хана был мудрец Чу Цай, прекрасно знавший буддизм и даосизм и имевший на него такое колоссальное влияние, что тот по его совету нарушил монгольский родовой закон, оставив трон не старшему, а 3-му сыну. Влияние-то было, но калибром талантливый самоучка, пусть и с опытом чиновничьей работы в высших управленческих структурах Китая, был явно не сравним с хранителем древних знаний Чунь Чанем, патриархом одного из самых уважаемых даосских кланов. Он – Чу Цай, как наследник одной из китайских династий, знал к кому надо обратиться за советом.

После беседы с мудрецом действия Чингиз-Хана были весьма показательны. Он освободил даосов от всех налогов и повинностей и запретил их обижать с многообещающей формулировкой: «Нарушивший указ Великого Хана сам он и его род будут Великому Хану противны». Для непонятливых поясню: такой великой милости удостаивались немногие.

Именно после встречи с Чжунь Чженем была кардинально реформирована структура государственного управления Орды. Появились или были коренным образом реформированы структуры государственного управления, впоследствии практически без изменений перенятые Московией: ямщицко-посыльная служба, система передачи документированного символа государственной власти – ярлыка и пайцзы, система мобильной обороны границ, шифрование посланий, унифицированная система сбора налогов, опора на местное духовенство покорённых племён и так далее. Большую часть этого воплощал незаслуженно забытый организационный гений – Угэдэй, сын Чингиз-Хана, тот самый, кому оставили трон по совету Чу Цая. Хотя он ли был гением, если за его спиной неизменно маячила фигура мудрого даоса, которому приписывают в разных вариациях авторство слов: «Чтобы сделать хороший лук, мастеру надо учиться много лет, для того чтобы учиться управлению государством, надо учиться ещё больше, государством должны управлять достойные мастера».

Легенда гласит, что когда Чунь Чань вернулся на родину, его стали обвинять в том, что он передал кочевникам, принесшим Китаю столько бед, важные знания, которые могут усилить их. На что тот с усмешкой ответил, что империя кочевников благодаря этим знаниям усмирит и воспитает кочевых дикарей, а когда она падет лет через 300, то тогда часть ее земель спокойно заберет Поднебесная и тем самым избежит кровопролитных войн и восстаний непокорных племен. «Монголы усмирят их для нас». «Если мудрецы объединены в школу, чтящую традиции, то ученики наших учеников смогут завершить то, что задумали Учителя наших Учителей». Хранители Знаний Поднебесной могли себе позволить планы длиной в сотни лет.

Орда просуществовала примерно 300 лет, после чего ее элита разложилась и государство рухнуло, часть ее земель действительно досталась Китаю практически без войны. Интересно, что династия Романовых тоже просуществовала примерно 300 лет.

О чём умолчал хитрый старик в беседе с Великим Ханом? О неизбежности вырождения элиты? О мерах предосторожности? О чем-то ещё, нам пока неизвестном? О чем шептались два китайских мудреца за спиной Великого Хана?

Гонения на даосов, как на «религиозных» людей, имели место в Маоистском Китае, но это было скорее изгнание и временное забвение, очень мало кто пострадал от репрессий, и совсем не так случилось с буддистскими и конфуцианскими жрецами, объявленные «мракобесами» они, что называется, «хлебнули по полной». В шестидесятые годы новая власть начала примиряться с носителями древних знаний, по всей видимости, когда Кормчий понял, что марксизм не работает, то пришлось идти на поклон за древней мудростью.

Высшие руководители «Красной Поднебесной Империи» зачастили во вновь отстроенные монастыри-лаборатории за советами и омоложением. Хитрый Мао неспроста так долго жил, несмотря на то, что у него была бурная, полная стрессов и лишений жизнь профессионального революционера. Примерно в это время закончились глупости «большого скачка» и началось настоящее восхождение Нового Китая. Что интересно, ходят слухи о том, что «Культурная Революция» с направлением в деревню на перевоспитание новой коммунистической знати началась по совету даосских мудрецов. Так ли это? Вполне возможно. Что интересно, было официальное сообщение, что в один из даосских монастырей ездил «на омоложение» Б.Ельцин.

Как долго будут ордена Хранителей Знаний стоять на страже Китая? Как долго будет терпеть новая китайская элита духовных конкурентов? Укажут ли им на дверь, ещё не вполне договорившись и, случится ли, как обычно после этого в истории, очередной распад Китая?

Как сказал один из знатоков даосских традиций: «Масоны и европейские кланы – слепые щенки по сравнению с даосами». Изучая историю, приходишь к выводу, что так оно и есть. И опять же, масоны служат себе, а даосы, если они китайцы - только Китаю. И ещё Истине.

Опыт Поднебесной Империи весьма поучителен, но в прямом смысле заимствование знаний от китайский мудрецов, нереально. Сомнительно, что китайские мудрецы поделятся знаниями с иноземцами, а если и поделятся, то не получится ли так же, как и с Ордой? Но, тем не менее, опыт создания сетевых (без единого центра) Орденов Хранителей Знаний нельзя не принимать во внимание. Кланы мудрецов были тем самым хранилищем знаний, которые передавали традиции между разрушившимся и возродившимся государством, когда гибла или деградировала старая элита, разрушался чиновнический аппарат и терялись традиции управления в государстве. Тогда молодая элита «доставала» казалась бы утраченные знания, необходимые для управления из «библиотеки знаний», там же она могла получить и Учителей для подготовки. Единственное, что было нельзя Хранителям Знаний – самим встать во главе государства, иначе они перестали бы быть собой, и традиция бы пресеклась. Они также знали, что этого делать нельзя по многим причинам, одна из которых – их последователи будут уничтожены будущими элитами, которые будут видеть в них опасных конкурентов. Они не могли позволить себе такого соблазна, на который в свое время купились египетские жрецы, ввязавшиеся в грызню за власть.

Призом за это было спасение и процветание Китайской Цивилизации, которую не зря часто сравнивали с Фениксом.

Есть основания полагать что именно этот путь окажется решением казалось бы неразрешимой извечной проблемы предательства российской элиты. Как будет называться этот «Орден Меченосцев», о котором мечтал Сталин и в каком виде он родится, покажет будущее, если оно вообще настанет для России.

Следовало бы указать, хоть это и не имеет прямого отношения к теме, обсуждаемой в статье, что даосские мудрецы нередко были по своим взглядам тем, что сейчас называют «коммунистами» - сторонниками справедливого общества с равенством возможностей, контролируемым государством-общиной распределением, планированием и добровольным отказом граждан от бесконтрольного потребления. Есть древнее даосское пророчество, согласно которому «лишь когда все люди будут жить в одной большой семье, то дети и отцы будут совершенно счастливы». Увы есть и другое: «Но наступит это нескоро, ибо нельзя изменить весь народ разом». Полагается, что это возможно, когда люди станут достаточно развитыми и совершенными.

Некоторые даосские секты несколько раз за последние две тысячи лет предпринимали попытки воплотить древние пророчества. Им удавалось строить общины, существовавшие столетия и тысячелетия и даже целые государства коммунистического типа, существовавшие многие десятки лет. Они помогли накопить неоценимые знания в области теории и практики управления государством и обществом.

«На этой земле сильный гнетет слабого, но не значит, что не может быть по-другому».

По одному из их древних пророчеств «Счастье людям на Земле принесет государство, идущее по пути Истины сообразно природе вещей».

Единственное место, где Хранители Знания могли обладать властью - даосская община, где их духовная власть была столь велика, что нередко имела приоритет над решениями внутриобщинной демократии. Подчинение общинников было добровольным, но за неподчинение авторитетам из общины могли изгнать или автоматически понизить в ранге, который определялся степенью уважения общинника. Однако рассмотрение даосских общин находится за пределами рассматриваемой темы.

История великого народа Азии ведет свое начало со II тыс. до н. э. Первые раннеклассовые общества возникли в бассейне р. Хуанхэ, здесь появилась иероглифическая письменность - основной источник наших знаний о Древнем Китае. Первым раннеклассовым обществом с признаками государственности считается Шань (Инь). Оно погибло в начале XII в. до н.э. Следующие царства обозначались по династиям: Шань, Чжоу, Цинь, Хань и др.

Китайцы издревле свою страну называли Чжунго -«Срединным государством», «Поднебесной империей». Китайский народ окончательно сформировался в династию Цинь.

Древний Китай в эпоху династий Чжоу, Цинь и Хань по форме правления являлся типичной дальневосточной монархией. Границы Цинь простирались от верховий рек Хуанхэ до Желтого моря.

При переходе от родового строя к классовому обществу (Шань-Инъ) правители мелких княжеств являлись одновременно военачальниками и верховными жрецами. Их власть опиралась на сородичей, священнослужителей, войско. Как и во всех дальневосточных деспотиях, ван (царь) считался верховным собственником земли. По религиозным канонам он объявлялся «сыном неба». Трон передавался по наследству, если тому не мешали чрезвычайные обстоятельства. Во время династии Чжоу власть царей стала обожествляться.

Погребение деспота сопровождалось жестокими обычаями. Вместе с ним хоронили заживо его рабов, приближенных. Этот обряд был отменен только в начале новой эры.

Власть правителя считалась абсолютной, особенно во время военных действий. За невыполнение его приказа ослушнику отрубали голову, казнили его жену и детей. Ваны вели почти постоянные войны с соседними кочевыми племенами.

Традиция требовала регулярных жертвоприношений путем заклания не только животных (быков, свиней, ягнят), но и людей. Они проводились: ежедневные - в память отца правителя, ежемесячные -- в память деда, годовые - в честь Неба и Земли. Такие же обряды исполнялись во время трапезы в честь умершего правителя. Подобные обряды совершались во время просьбы об урожае, в честь рождения детей, в честь Солнца) Гор и т. д. Жреческий обычай требовал «невесты» ддя Покровителя реки. Религия внушала, что неисполнение такого обряда может вызвать гнев Покровителя, что приведет к всеобщему потопу. Жрецы выискивали самую красивую девушку, «сватали» ее, ухаживали за нею, наряжали в шелковые одежды. Для нее сооружали шатер из желтого и пурпурного шелка. Последние 10 дней ее кормили мясом буйвола, рисом, давали вино. Затем сажали в кресло, вывозили на фарватер реки, где она тонула. Подобные жертвоприношения существовали у народов доколумбовой Америки, только там отбирали самого красивого юношу,

Царь-ван имел советников из числа знати. Цзай был высшим вельможей, затем шел нэйши. В состав близких совегников входили: полководец, судья, главный жрец, великий гадатель. В штате вана состояли писцы: старшие, или т. н. «левые», которые записывали речи монарха, младшие -" «правые»- записывали его указы, решения по судебным делам. Чиновники делились по рангам, имели свою иерархическую структуру. Должность чиновников считалась наследственной. На местах находились управители округов, часть своих доходов они отдавали вану. В эпоху Чжоу и Цинь еще сохранялись остатки общинного самоуправления. В особых, чрезвычайных случаях созывались народные собрания. Они принимали решение об изгнании царя (842 г. до н.э.), поддерживали правителя, потерпевшего поражения (494, 474 гг. до н. э.). Община имела совет старейшин, торговцы, ремесленники - своих старост.

Традиция утверждала, что верхи всегда управляли ничами. 1аков всеобщий закон Поднебесной. «Одни напрягают свой ум, другие - свою силу. Тот, кто управляет людьми, кормится за их счет». Вану подчинялись гуны, или дафу, а те, в свою очередь, имели своих подвластных - ши. Гуны кормились подношениями (вероятно, за счет казны), дфу кормились селениями (землей за службу?), ши - пялями, цзао и лч - за счет выполнения работ. В механизме государства имелись полиция, тюрьмы.

Администрация вана располагала штатом соглядатаев, доносчиков, шпионов разных профилей. Они делились по своим функциональным обязанностям: шпионы местные, внутренние, обратные (двойные), смерти и жизни. «Пользование шпионами - самое существенное на войне^,--говорилось в древней надписи.

Имеется упоминание о школах, в которых учились дети знати. Плата учетелям была мизерной -10 кусков сушеного мяса.

Ван, его аппарат чиновничества выполняли три важные функции: заботу об орошении и ирригации, сбор налогов и ведение войн (оборонительных и захватнических). В Книге преданий (II в. до н. э..) имеется надпись вана: «Я проложил русла девяти рек до четырех морей, углубил канавы». Правители Поднебесной империи вели длительные войны за утверждение власти над соседними племенами. Период борющихся царств длился с 481 по 221 г. до н.э.

Прочность, стабильность власти ванов зависела от многих факторов: разорение общинников, длительные войны с соседними кочевыми племенами, междоусобицы ослабляли монархию. Многое зависело и от личности правителя. Гибель Западного Чжоу в конце IX в. ускорил сам бездарный ван, особенно в последние годы своего правления. «Царь осуществлял тиранию, деспотизм, предавался пиршествам. Люди государства поносили его. Главный советник пытался увещевать царя: народ не в состоянии выполнить ваших повелений». По приказу вана хулители его правления были схвачены, казнены. Люди замолчали. Но судьба правителя уже решилась. Вскоре восставшие свергли его с престола, а соседние племена, кочевники усилили натиск на империю. Начался распад Поднебесной.

Из эпохи распада Западного Чжоу, конкуренции «пяти гегемонов» (VII- VI вв.) важный след в реорганизации управления сыграли реформаторы царства Ци. Налог стал взиматься с учетом качества земли, была проведена перепись населения по сословиям: земледельцы, ремесленники, торговцы, ученые. Вводилась монополия государства на соль, железо, была реорганизована армия, поощрялись торговля, ремесло. Реформы ванов Ци укрепили его прочность и сделали ведущим государством империи.

Право Древнего Китая

Право знало понятия собственности, владения и распоряжения. Земля, в принципе, считалась государственной собственностью, но владела ею община. Знать получала землю вместе с покоренным населением. Однако письменные свидетельства о сделках с куплей-продажей земли в частную собственность не сохранились. Общинное владение землей являлось основой хозяйственной жизни.

В начале династии Чжоу проводилась важная земельная реформа. Царь в своих интересах ввел т. н. систему колодезных полей, каждая община имела девять полей, участков, квадратов. Восемь полей находились в частном пользовании крестьян. Девятое, в центре, обрабатывалось совместно всеми общинниками. Урожай с него шел вану. Реформа обеспечила своевременное и регулярное поступление в казну основной части натуральной подати с общины. Она была не столь обременительной для крестьян и меньше, чем десятина. Позднее, в эпоху Чжоу, положение крестьян ухудшилось, так как крупные собственники стали делить пожалованные земли на участки и сдавать их па кабальных условиях аренды.

Система т. н. «колодезных полей», по которой подать взималась натурой, со временем перестала удовлетворять власти. Вместо нее постепенно ста/т вводиться денежный налог с единицы площади земли. Позднее его стали взимать с каждой семьи. Новое обложение вводилось не сразу, на это потребовалось несколько столетий (с VI до III вв. до н.э.). Оно подорвало основы общинного землевладения. Положение крестьян ухудшилось. Появление денег, ростовщичества, продажи земли означало вступление китайского общества в новый этап его развития.

За преступления осужденных приговаривали к различным видам наказания, включая смертную казнь. Существовал выкуп за наказание. Избежать клеймения можно было, уплатив вану сто хуаней (примерно 2 килограмма меди) за ногу, за нос -200 хуаней, за оскорбление -600, за смертную казнь - одну тысячу. Такой откуп за наказание был в интересах богатых подданных. Смертная казнь была простая (обезглавливание) и квалифицированная. Ко второй относились сожжение, повешение, четвертование, закапывание живьем в землю. Виды наказаний: отрезание носа, отсечение ног, рук, ушей, выкалывание глаз. Такие наказания множили число инвалидов, но, судя по всему, преступность не исчезала. Система наказания знала укрывательство и недоносительство. Виновного рубили пополам. Жестокие и мучительные наказания соответствовали правовым понятиям всех древних народов: Китай не был исключением.

Община отвечала за правонарушения своих членов, действовало правило круговой поруки. Мелкие проступки, споры об имуществе рассматривали органы общины (суд еще не был отделен от администрации).

Новые взгляды на роль права распространяли Конфуций (V в. до н. э.) и его единомышленники. По их мнению, деление людей на правителей и управляемых заложено в самой природе человека, оно извечно и неизменно. Лучше всего управлять народом не через посредство закона, а через систему исторически сложившихся норм поведения людей. Конфуцианство проповедовало сохранение древних традиций: подчинение подданных властям, младших - старшим, осуждало чрезмерное обогащение, требовало от властей заботиться о бедных.

Реформы Шан-Яна

Крупным реформатором Китая эпохи династии Цинь являлся Шан-Ян (390-338 гг. до н. э.). Его преобразования были следствием социально-экономического развития страны. Изготовление железных орудий в широких масштабах повысило производительность труда, все чаще стал применяться наемный труд, частная собственность стала ведущей. Вместе с тем рабский труд по-прежнему занимал видное место. Сложная обстановка требовала создания более централизованной власти.

Реформы Шан-Яна коснулись многих сторон жизни общества: экономической, социально-политической, государственно-правовой.

Ядром его преобразований была аграрная реформа. Земля стала объектом купли-продажи, заклада. Размер земельных участков не ограничивался. Земли больших семей подлежали разделу. «Если в семье было двое сыновей, не разделивших имущество, то с них взыскивался двойной налог». Эти меры окончательно разрушили прежнюю родовую общину.

Те, кто давали казне больше зерна, ткани, превосходили других в трудолюбии, могли освобождаться от повинностей. Те, кто «стремился к выгоде посредством второстепенных занятий», лентяи, бездельники могли быть обращены в государственных рабов. Вероятно, речь шла об изгоях, потерявших источник существования. Народ получил общее, универсальное звание -«черноголовые».

Налог стал взиматься с учетом количества земли, а не с семьи, как раньше,-1/10 часть урожая. Казна получала регулярный доход, потери от засухи, наводнений ложились на плечи владельца земли. Налог был фиксирован, независим от урожая. Вместо прежнего ополчения было сформировано постоянное войско - главная опора государства.

Важное значение имело введение общегосударственной системы веса, длины, объема. Жители объединялись в десятки и пятерки семей, связанных круговой порукой. Они отвечали за проступки своих членов. Вводилась табель наказаний. Недоносительство, укрытие преступника каралось смертной казнью. Доносчику полагалось вознаграждение.

Прежнее деление жителей по племенам, родам отменялось, вводился территориальный принцип строения государства. Остатки общинного самоуправления исчезли. Во главе уездов ставились царские чиновники: воеводы, инспектора. Раздробленность страны, сепаратизм заменялись более централизованным управлением во главе с императором. Чиновникам предписывалось чтить не только волю монарха, но и законы. Вместо прежних родовых обычаев стал господствовать закон.

Шан-Ян напоминал, что существуют разные источники права: обычаи, законы, указы царя. Он не скрывал скептического взгляда на обычаи, которые могли толковаться по-разному в каждой местности каждым чиновником для своей выгоды и корысти.

«Законы предназначены для наставления народа, для преодоления ошибочного и ложного, для искоренения вредных обычаев, чтобы поощрить людей к добру». Он сожалел, что народ и чиновники предпочитают действовать по обычаям, а не по законам, уложениям, указам. Неповиновение законам равнозначно умышленному преступлению. Для проверки соблюдения законности на места направлялись отряды инспекторов, уполномоченных, наделенных правом увольнять чиновников, виновных в нарушении законности, привлекать их к ответственности.

Хорошим чиновником считался тот, кто знал законы, указы, уложения, был компетентен, хорошо служил правителю, был неподкупен, честен, не брал взяток. К дурным чиновникам отнесены те, кто «не сведущ в законах, не умеет вести дела, корыстолюбив, не заботится о служении своему правителю, не энергичен, болтлив, бесстыден, оскорбляет людей, не знает чувства справедливости, стремится к самовозвеличиванию. Такие люди таращат глаза, сжимают кулаки, чтобы показать свою власть и силу, с самозабвением болтают, что им взбредет в голову, дабы показать свою способность управлять людьми. Они обычно задирают свою голову, смотрят на нижестоящих с пренебрежением. Такие самодуры, тупицы не могут считаться хорошими администраторами и подлежат увольнению или наказанию». Это была первая в истории аттестация чиновников-бюрократов.

Реформа Шан-Яна была еще одной попыткой учредить идеальный аппарат управления. А сколько было таких попыток за всю историю цивилизации! Реформы на какое-то время улучшили обстановку в стране. «Прошло десять лет и народ царства Цинь преисполнился великой радости. На дорогах не поднимали оброненного. Исчезла кровавая месть, уменьшилась преступность. В горах исчезли воры и разбойники».

Реформа затронула и армию. Оружие из бронзы заменяется железным. Учитывается опыт военного снаряжения кочевников. Ударной силой армии стала конница, древние боевые колесницы снимались с вооружения. Солдаты делились на пятерки и десятки, у них также вводилась круговая порука, взаимная ответственность.

Отличившимся в сражении присваивались звания, их было 18. Степень присваивалась за голову убитого противника. В расчет принималась не знатность происхождения, а личная храбрость в бою. «Родовитые, не имеющие военных заслуг, не могут больше состоять в списках знати». Но позднее аттестаты о подвигах стали предметом купли-продажи.

Реформы Шан-Яна нанесли сильный удар по прежней родовой аристократии, на первое место вышли сословие военных и преуспевающие богачи, новые землевладельцы. Был сделан важный шаг по пути развития рыночного хозяйства, к феодализму, хотя рабство, как институт, еще сохранилось не одно столетие.

Указы Шан-Яна содержат сентенции о качествах мудрого правителя, о законности, справедливости. «Порядок в государстве достигается тремя путями: законом, доверием народа и властью». Закон - это то, чего сообща придерживаются правители и сановники. Власть - это то, чем распоряжается правитель. Если правитель и сановники пренебрегают законом, действуют исходя из личных побуждений, неизбежна смута. Звучит актуально!

Закон должен проводить четкое разграничение прав и обязанностей. Всякий, кто нарушит закон в корыстных целях, не добьется хорошего правления. Мудрый правитель должен опираться на закон, не злоупотреблять им в своих личных интересах, иначе потеряет доверие народа.

Правитель должен знать правду о положении в стране, не позволять чиновникам обманывать себя, не делать поблажек любимцам, не держать на службе сановников-льстецов, клеветников. Все должны соблюдать законы. Если правитель действует по законам, то честные ученые займут должное место в обществе. Реформы содержат элементы рабовладельческого правового государства, при наличии власти единого, самодержавного царя.

Шан-Ян изложил свое мнение о равенстве людей перед законом. Важное средство установления и поддержания такого равенства он усматривал в единстве поощрения, награды и наказания. «Всякий, кто ослушается приказа царя, нарушит государственный запрет, либо выступит против порядка правителя, должен быть казнен. К нему нельзя проявить снисхождение, будь он первым советником царя, полководцем, сановником или простолюдином». Ранги знатности не спасают от наказания.

Вероятно, такой подход был обусловлен необходимостью пресечь сепаратизм, местничество, коррупцию чиновников, создать централизованное государство.

Во второй половине IV в. царство Цинь стало одной из мощных держав Китая. Но знать возненавидела Шан-Яна, он стал жертвой заговора и был казнен. Такова участь многих реформаторов, опередивших свою эпоху. Преобразования великого деятеля не могли остановить недовольство народа. Власти с большим трудом подавили восстания «краснобровых» сторонников «Зеленого леса», «желтых повязок» и др.

Свободные общинники (нунфу) наделялись землей посредством системы колодезных полей. Она, будучи связанной с особенностями формирования армии, давала возможность строгого учета населения и его доходов . Земля делилась на квадратные уделы, ограниченные валами и деревьями; квадраты делились на девять участков (колодцев) площадью до 8 га; восемь колодцев принадлежали отдельным семьям на правах пользования и обрабатывались ими, а девятый обрабатывался всей общиной, и урожай с него шел в пользу местного господина; четыре колодца составляли город, четыре города — округ, четыре округа — район, четыре района — область. Каждый округ и район должны были поставлять в распоряжение своего господина определенное количество воинов, колесниц, лошадей и т.п.

Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства . Они не имели ни семьи, ни имущества. Основными источниками рабства были пленение, продажа в рабство за долги, обращение в рабство за отдельные виды преступлений , получение рабов от подчиненных племен в виде дани.

Древнекитайское государство Чжоу (XII в. — 221 г. до н.э.)

Империю Шан раздирали внутренние противоречия, поэтому соседним племенам в 1050 г. до н.э. ее удалось разбить. Период династии Чжоу был самым длительным в истории Китая (около 800 лет) и первые три столетия это государство было относительно монолитным. Однако центробежные тенденции постепенно нарастали, что и привело к очередной смене династии.

В период Западного Чжоу император приобрел титул Сына неба, государство стало именоваться Срединным (Поднебесным) царством, а все иные народы считатлись варварами.

Император был верховным главнокомандующим. Власть удельных князей (чжухоу), хотя и была существенно ограничена, но в основе своей сохранилась, поэтому многие из них назывались местными ванами и перед императором появлялись с нефритовым скипетром, который был меньше императорского. Ядро армии составляли небольшие кадровые отряды, к которым в случае войны присоединялось ополчение.

В VII в. до н.э. под напором варварских племен столица государства переносится на новое место — в Восточное Чжоу, которое со временем стало все больше превращаться в ряд самостоятельных государств, а чжоусские цари становились правителями своих небольших владений.

Роль императора резко снизилась, у него остались лишь некоторые ритуальные функции, и с постоянными междоусобными войнами удельных князей он ничего поделать не мог. Однако идея единства даже в этих условиях не покидала китайцев, поскольку себя они считали избранным народом, а вокруг их Срединного царства обитали варвары. Поэтому идея объединения постоянно присутствовала в китайском менталитете даже в период разгара удельного сепаратизма. А ведь на протяжении 242 лет существования царства Лу было отмечено около 500 военных столкновений между княжествами, а при сунском правителе Шангуне за десять лет произошло 11 войн.

Империя Цинь (221—206 гг. до н.э.)

Царство Цинь возникло еще в X в. до н.э. и первоначально зависело от Чжоу. Но именно вокруг царства Цинь стали постепенно объединяться разрозненные китайские царства.

Идейной основой объединительной деятельности цинских правителей стало учение легизма, обосновавшее тезис «сильного царства и слабого народа», который следовало держать в повиновении (Шан Ян, Хань Фей). В учении легизма аристократия видела идейное обоснование своих экономических и политических притязаний.

Воплощение идей легизма, способствующих жесткой централизации государства , начал правительственный чиновник Шан Ян еще в середине IV в. До н.э. (введена единая письменность, упорядочены меры веса и длины, разрешена свободная продажа земли с отменой системы колодезных полей). В итоге крестьянская община была разрушена, а для не желающих разделиться вводилось двойное налогообложение. В рамках административных преобразований вся территория Цинского государства была разделена на несколько десятков уездов, которые дробились на мелкие хозяйственные единицы, находящиеся под управлением правительственных чиновников. Каждые пять и десять семей связывались круговой порукой.

Император Цинь Шихуанди в 221 г. до н.э. сосредоточил в своих руках полномочия всех властей . Он создал разветвленный государственный аппарат , чиновники которого строго преследовались за малейшие злоупотребления, как, впрочем, и остальное население за любую провинность (неосторожные разговоры, малейшее подозрение в нелояльности к власти и т.п.). Повсеместно применялась коллективная ответственность. Военная реформа, в основе которой было введение воинской повинности для мужчин от 23 до 56 лет, позволила императору создать огромную армию, а на охрану государственных границ отправить неоплатных должников, бродячих торговцев, наказанных преступников и провинившихся чиновников.

Царство Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.)

Восстанием, произошедшим в 207—206 гг. до н.э., режим Цинской империи был сметен, и бывший сельский староста Лю Бань провозгласил себя императором Гао-Цзу. Он стал основателем династии Хань.

Новому императору досталось крайне упадочное в экономическом плане хозяйство — разрушенные ирригационные сооружения, отсутствие мобилизованных в армию мужчин, неурожай, повсеместный голод и нищета, распространившиеся даже на знать, которой приходилось ездить на волах. Лю Бань сократил армию и направил людей на восстановление системы оросительных каналов, отменил прежние жесточайшие законы . Однако и новые законы особой либеральностью не отличались. Вскоре были восстановлены прежнее аграрное законодательство и налоговая система, а также введен ранее отсутствующий подушный налог .

В рамках административной реформы страна была разделена на несколько крупных округов, а количество низовых территориальных единиц (областей и уездов) было увеличено в целях усиления контроля со стороны государственных чиновников. На них же возлагались полицейские и судебные функции.

Аристократии были возвращены отобранные прежним императором титулы и некоторые земли. Однако монарх старался противопоставить ей своих чиновников, которых наделял землей и привилегиями. К государственной службе был открыт доступ незнатной части населения, но способной оплатить должность и занять ее после сдачи специальных экзаменов.

Такая практика со временем привела к образованию слоя земельных магнатов, разорявших мелких собственников. Волна народных выступления, начавшихся с 15 г. н.э., жестоко подавлялись властями (например, восстание «Красных бровей» 18 г.). Тем не менее администрации все пришлось пойти на некоторые уступки. Прежде всего было смягчено крестьянское налогообложение и проведены некоторые изменения в государственном аппарате .

При императоре был создан Императорский совет с совещательным голосом, а также различные ведомства по управлению страной. Относительно стабильным стало экономическое развитие. Это период интенсивного строительства многих общественных сооружений, дорог и мостов. Вообще, несмотря на социальную нестабильность и многочисленные восстания, время царства Хань было блестящим периодом в истории Китая. Власть ханьских императоров распространилась на громадную территорию , вплоть до Каспийского моря. Китай вступил в торговые отношения с Римской империей.

Однако мощные крестьянские выступления и гражданские войны второй половины II в. н.э. (восстание «Желтых повязок» 184 г.) привели династию Хань к кризису и упадку. Усмирение и подавление восстаний укрепляли роль военачальников. В 220 г. Ханьская империя распалась на три самостоятельных царства (период Троецарствия).

Особенности права Древнего Китая

Источники права

Основной особенностью древнекитайского права было то, что при наличии обычного права и прецедентного права, порождавшегося деятельностью многочисленных судов , доминирующее значение имела правотворческая практика государственных органов . Наибольшей активности эта деятельность достигла III—II вв. до н.э. в царстве Хань.

На протяжении веков в Китае шло соперничество двух диаметрально противоположных правовых направлений: конфуцианства и легизма. Конфуцианство (VI в. до н.э.) основывалось на духовном благородстве, гуманизме, старых обычаях , стремлении к самосовершенствованию и добродетели. Приверженцы этого учения общественную мораль ставили выше права: по их мнению, в основе человеческой добродетели лежит моральное начало — ли. Легисты (III в. до н.э.) считали, что любой закон (фа), даже абсолютно несправедливый, должен неукоснительно соблюдаться, его нельзя ни оценивать, ни обсуждать, а лучший способ обеспечения его исполнения заключается в усилении жесткости политики бюрократического государства в отношении своих подданных.

Относительный компромисс был достигнут только в позднейший период: «где не хватает “ли” пусть применяется “фа”». Гармония отношений представлялась реализацией конфуцианской идеи неравенства людей в силу существующих социальных различий и строгой регламентацией их поведения.

Основные институты права

Субъектами преступлений считались все без исключения — и свободные, и рабы.

Среди традиционных преступлений, составы которых были основаны на конфуцианском учении (концепция «десяти зол»), можно выделить:

  • государственные (мятеж, заговор, непокорство государю и измена, разрушение или попытка разрушения храма, резиденции императора либо могил предков императора, кража предметов религиозного культа, печатей императора и членов его семьи, невыполнение или подделывание императорских указов, злословие в адрес императора, неумышленные оплошные действия при приготовлении пищи и лекарств императору либо иные действия, нанесшие вред его здоровью, бегство из страны или оставление осажденного города);
  • религиозные (колдовство, чародейство), против личности (убийство , убийство трех и более членов одной семьи, если они были добропорядочными людьми и сами не были виновны в наказуемых смертью преступлениях, нанесение телесных повреждений, приготовление, хранение и передача другим лицам ядов);
  • против собственности (кража, грабеж , убой чужого скота);
  • воинские (неявка к установленному сроку на место сбора, трусость).

В качестве преступления рассматривалось непочтение к старшим в семье, особенно к отцу, несоблюдение траура по умершему, непочтение жены к мужу и его избиение, умысел убить или продать в рабство близкого родственника, несправедливые действия против сослуживцев, прежде всего начальника, учителя, воинского начальника, а также инцест. В царстве Цинь тяжким государственным преступлением считалось хранение запрещенной конфуцианской литературы, недонесение чиновником о проступке своего коллеги.

Во все времена древнекитайской истории основной целью наказания было устрашение, поэтому среди наказаний самыми распространенными были битье палками и смертная казнь . Существовала традиционная пятичленная система наказания, которой мог подвергаться преступник: татуировка (клеймение), отрезание носа, отрубание одной или обеих ног, кастрация и смертная казнь («Обозрение законов» 536 г. до н.э.). Наказания могли применяться как выборочно (если преступник не приговаривался к смертной казни), так и в комплексе (битье палками от 100 до 500 ударов, обращение в рабство, штраф). В воспитательных целях практиковался символизм, когда отрезание ноги заменялось покраской (татуировкой) колена, смертная казнь — ношением холщовой рубахи и т.п.

Широко была распространена коллективная ответственность, при которой истреблялся весь род преступника. В период Цинского царства казни подвергалось три поколения родственников преступника (отца, матери и жены).

От наказания можно было в ряде случаев откупиться высоким штрафом.

Несмотря на то что еще в период Западного Чжоу практиковалась традиция разрешения конфликтов с помощью посредников, минуя официальные инстанции, в судебном процессе довольно рано стали проявляться государственные начала. С введением должности специального чиновника по расследованию дел состязательная форма была полностью вытеснена розыскной. Она начиналась с сообщения о преступлении, за неясность формулировки которого заявитель нес персональную ответственность. Однако доносы членов хозяйственной единицы (семьи) на родителей , деда, бабку и других близких родственников запрещались (смертная казнь), кроме как за убийства отца. Презумпция виновности (особенно в Цинском царстве) предусматривала широкое применение пыток, но при этом предусматривалась ответственность следователя за смерь подозреваемого.

Раздел 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

ДРЕВНИЕ ИНДИЯ И КИТАЙ

§ 21. ПОДНЕБЕСНАЯ ИМПЕРИЯ И ПЕРВЫЕ ОБЛАДАТЕЛИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ

Подумайте, лишь с целью защиты границ первый император согнал миллионы людей для грандиозного строительства. Почему стена стала символом ненависти сотен тысяч китайцев для императора и его чиновников? О чем свидетельствует еще одно название стены - «самое длинное кладбище в мире»?

Великая китайская стена. Те строительство начато по приказу императора Цинь Шихуанди после объединения Китая (221 г. к н. е.) для защиты северо-западных границ империи от нападений кочевников. Впоследствии стену достраивали и ремонтировали.

1. Какими были природно-географические условия Древнего Китая?

Древний Китай занимал только часть той территории, на которой расположен современный Китай. Местные жители называли свою страну Поднебесной.

Верховным божеством древние китайцы считали Небо. Именно поэтому свою страну называли Поднебесной.

В центре страны расширилась Великая Китайская равнина, которой несла воды Желтая река (такое название она получила из-за цвета воды), или Хуанхэ. Южнее высились покрытые лесами горы, а за ними - долина другой великой реки - Голубой, или Янцзы.

Долины этих рек заросли тропическими лесами. В лесах водились слоны, носороги, буйволы, тигры, антилопы, леопарды и другие животные. Так же как Нил, Хуанхэ несла со своими водами огромное количество плодородного ила и, разливаясь, затапливала большие прибрежные низменности. Время наводнения Желтой реки сопровождались изменением русла. Через такую капризную удачу Хуанхэ называли «рекой тысячи бедствий», «бедствием Китая», а также «бродит».

Влажный климат создавал возможности для земледелия без ирригации. Правда, чтобы иметь пригодную для земледелия землю, китайцы должны были сначала выкорчевать лес. Уже в 3 тысячелетии до н. е. на территории Китая существовали первые поселения земледельцев. В долине Хуанхэ выращивали чумизу (вид проса), а на берегах Янцзы - рис. Первые городские поселения на берегах рек возникли в середине 2 тысячелетия до н. е.

Труд древнекитайских крестьян на рисовом поле.

Рассмотрите карту на стр. 109. 1. Найдите на северо-востоке от Индии Великую Китайскую равнину, две крупные реки, что текут там. 2. Где берут начало эти реки? Куда впадают? 3. Определите местоположение Древнего Китая, сравните его с место расположением Месопотамии и Египта.

2. Как возникла первая китайская империя?

В 8 ст. к н. е. в Китае встал полторы-две сотни самостоятельных царств, которые соревновались между собой. В конце концов, семь самых влиятельных царств поделили между собой почти всю территорию страны. Именно поэтому 5-3 ст. к н. е. называют эпохой «семи царств, которые воевали». Крупнейшим среди них оказалось царство Цинь. Наибольшей силы царство достигло при правлении Ин Чжэна. Этот правитель поставил себе за цель покорение шестерых других царств и объединения всего Китая под своей властью. Воплощая цель, Ин Чжэн одиночку разгромил своих противников. Он принял титул императора и стал именоваться Цинь Шихуанди - «первый император Цинь» (221-210 pp . к н. е.). Столицу царства Цинь, город Сяньян, был провозглашен столицей империи.

Прочитайте фрагмент из «Исторических записок» Симы Цяня (145-86 pp . к н. е.) - отца китайской истории. Определите, зачем Цинь Шихуанди осуществил мероприятия, о которых рассказал Сыма Цянь.

«Царство Цинь впервые объединило Поднебесную... Шихуанди разделил Поднебесную на тридцать шесть областей и в каждую назначил чиновников управлять ею. Он изменил название простого народа на “цяньшоу”- “черноголовые’; забрал все оружие в Поднебесной, собрал ее в Сяньяне и выплавил из нее рамы-стойки для подвешивания колоколов, а также двенадцать человеческих фигур весом в тысячу ши (около 31 т) каждая; их было установлено в дворцах. Были введены единые законы, меры веса, емкости и длины, колеи тележек, написание иероглифов».

1. Воин с керамической армии Цинь Шихуанди из гробницы императора. Интересно, что среди нескольких тысяч глиняных и бронзовых фигур воинов нет двух одинаковых. 2. Император Цинь Шихуанди в паланкине. Рисунок на шелке. Влиятельные китайские чиновники нередко пользовались своеобразным транспортом - паланкином - колесницей для сидячей езды, которую несли на плечах слуги.

3. Как Цинь Шихуанди управлял своей империей?

После объединения страны Шихуанди начал завоевательные войны, результате которых подвинул границы государства на юге вплоть до Южно - китайского моря. На севере Шихуанди воевал против кочевников, среди которых больше всего допекали хунну (гунны). Для защиты от нападающих император приказал строить грандиозное сооружение - Великую китайскую стену.

К строительным работам было привлечено два миллионы крестьян, которые бесконечным потоком шли на север. За рабочими отрядами тянулись обозы с одеждой и продовольствием. Строителям приходилось работать в ужасных условиях. Больше всего донимали холод, нищие продукты, плети надсмотрщиков. Не выдерживая нечеловеческих условий, крестьяне тысячами бежали. Страшная смерть ждала беглецов: их ловили и живыми замуровывали в стену.

Чтобы предотвратить мятежам и заговорам, император приказал переселить в столицу 120 тыс. людей - представителей знатных родов, где за ними внимательно следили. Источники сообщают, что неумолимый Шихуанди казнил 460 ученых, которые не разделяли его идей.

Цинь Шихуанди запретил песни и предания и распорядился сжечь все частные бамбуковые книги, кроме религиозных текстов, книг по медицине, фармакологии, агрономии и математики. Был издан приказ, запрещающий частное обучение, а также критику правительства. Чтобы предотвратить недовольством, император ввел 12 разновидностей казни.

Невероятная жестокость императора стала причиной покушений на его жизнь. Шихуанди построил себе 37 дворцов, чтобы никто не знал, где он находится. Однако в возрасте 48 лет император внезапно умер.

Не намного пережила Шихуанди его империя. Вскоре вспыхнуло грандиозное восстание. Главарь повстанцев, сельский староста Лю Бан, объявил себя основателем новой династии Хань. В 202 г. к н. е. он стал китайским императором.

Решите хронологическую задачу. Вычислите, сколько лет назад появилась первая Древнекитайская империя. Сколько лет она просуществовала?

Рассмотрите карту на стр. 109. Найдите и назовите 7 китайских «царств, которые воевали». Какова была территория империи Цинь Шихуанди?

1. Подумайте, зачем Цинь Шихуанди приказал уничтожать книги и держать под наблюдением ученых? Как эти факты связаны со строительством множества императорских дворцов? 2. Сравните власть китайского императора, египетского фараона и персидского царя.

Прочитайте отрывок из произведения Симы Цяня, дайте ответы на вопросы.

Почему историк дал Цинь Шихуанди такую характеристику?

Напишите свое отношение к этому историческому деятелю.

Сравните словесный и рисованный портреты Цинь Шихуанди. Или художник смог воплотить черты характера императора, о которых рассказывал Сыма Цянь?

«Властелин Цинь был человеком с большими глазами и грудью хищную птицу. Он не отличался добротой. У него был голос шакала и сердце тигра и волка одновременно. Когда Шихуанди попадал в затруднительное положение, он с легкостью подчинился другим. Но если добивался своего, он так же легко мог раздавить человека».

Воображаемый портрет Цинь Шихуанди.

4. Что известно об империи Хань (202 г. к н. е. - 220 г.)?

Навести порядок в истощенной стране с населением почти 60 миллионов Лю Бан смог не сразу. Действуя гибко и осторожно, он отменил жестокие законы Цинь и снизил налоги. Император провозгласил земледелие основой хозяйства империи и самым уважаемым занятием.

Расцвета Ханьская империя достигла во времена императора У-Ди (14087 pp . к н. е.), правления которого называют «золотым веком». Китай стал мощной державой, все части которой были подчинены императору. Его приказы воплощала в жизнь 130-тысячная армия чиновников. Государству принадлежало исключительное право чеканить монеты, продавать соль и железо. Император существенно расширил границы империи на севере и западе, обеспечив беспрепятственный проход торговым караванам. Так было положено начало Великий шелковый путь через Среднюю

Азию на запад. Этим путем в Китай попадали рабы, изделия из стекла, драгоценные камни и пряности. Вывозили железо, никель, лакированный посуда, бронзовые и другие ремесленные изделия и, конечно, шелк, который нигде больше не производили.

Были завоеваны Корея и современный Вьетнам. Требуя все больших средств, императоры приказывали увеличивать налоги и повинности, вследствие чего крестьяне беднели.

В 3 ст. официально отменили монетный оборот, начав использовать как деньги шелк и зерно. Сократилась численность населения, а количество городов уменьшилось вдвое. В 184 г. вспыхнуло восстание «желтых повязок». 300-тысячная армия восставших крестьян, которые повязали головы желтыми лентами, которые олицетворяли «грядущую светлую эру всеобщего добра», двинулась на столицу. В 207 г. восстание потерпело поражение. Однако в 220 г. государство распалась на три царства.

Керамическая модель сторожевой башни времен династии Хань.

Каково происхождение выражений, связанных с историей Китая: «Великий шелковый путь», «самое длинное кладбище в мире», «река, что блуждает», «семь царств, воюющих», «желтые повязки»?

1. Где расположен Древний Китай? Определите границы древнекитайских империй.

2. Как природные условия повлияли на возникновение древнекитайской цивилизации?

3. Почему Цинь Шихуанди называют самым жестоким правителем Древнего Востока?

4. Какие изменения произошли в Китае за империи Хань?

Согласны ли вы с утверждением: «Строительство пирамид в Египте выглядит скромной забавой, если сравнивать его со строительными работами в Китае времен Цинь Шихуанди». Ответ обоснуйте. Почему древние обладатели поощряли строительство грандиозных сооружений?


Close