ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ НА КОМИССИИ ГУМАНИТАРНЫХ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН 2009 - 2010 УЧЕБНЫЙ ГОД

Помякшева Н.Н., преподаватель
математики и информатики

ТЕСТ, КАК ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИИ СТУДЕНТОВ 1 - 2 КУРСОВ ПРИМЕНЯЕМАЯ

НА ДИСЦИПЛИНЕ «МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА».

Управлять, и корректировать каким бы то ни было процессом возможно лишь на основании данных контроля над его течением, не составляет исключения и процесс учебной деятельности. Эффективность применения стандартов возможна только в условиях объективного контроля знаний и умений учащихся.

Различают два метода контроля - субъективный и объективный. Субъективный метод контроля означает выявление, измерение и оценку знаний, умений, навыков, исходящую из личных представлений экзаменатора. Этот метод оценки знаний пригоден для итогового контроля, так как не обладает необходимой точностью и воспроизводимостью результатов.

Под объективным контролем подразумевают контроль, который обладает необходимой точностью, воспроизводимостью результатов.

Инструментом, который позволяет объективно оценивать качество усвоения, является тест, сочетающий в себе контрольное задание и эталон, по которому можно судить по качеству усвоения.

Однако, как свидетельствует реальная практика, не всегда удается достичь достаточной степени объективности и оперативности контроля в обучении. В следствии этого часто снижается представление об учебной деятельности учащихся.

Для оперативного контроля знании и умений по математике традиционно используются специально подобранные дидактические материалы и систематизированные упражнения.

Планируемые результаты обучения по математике, заданные в программе в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся позволяет использовать такую форму контроля, как тесты.

Тесты - это задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированном умении и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях.

Достоинство: Главное достоинство тестовой проверки в скорости, а традиционной проверки посредством дидактических материалов - в ее основательности.

Недостатки: Если результаты своей работы учащийся представляет только номера ответа, тут учитель не видит характера хода решения – мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным. Гарантии наличия у учащегося знаний нет; к недостаткам тестов также относят возможность угадывания. Если, например, тестовое задание содержит только два ответа, один из которых правильный, то половину ответов на такие тестовые задания можно угадать.

Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого.

Внедрение тестовой формы контроля по предмету осуществлялось поэтапно.

На первом этапе в тестовой форме проводился только входной контроль и заключительной целью проведения входного теста является получение сведений об исходном уровне знаний студентов. Успех изучения любого курса зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений, которые изучались на предшествующих этапах обучения. Поэтому входной тест, включает задания, проверяющие уровень усвоения основных учебных элементов данного курса. При проверке определяются прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообразования.

Итоговый тест (экзаменационный) систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения. Результаты первых проверок показали, что студентов необходимо готовить к экзаменационному тесту, используя тестовые задания при проведении текущего и рубежного контроля.

Задания с выбором ответа особенно ценны тем, что каждому учащемуся дается возможность четко представить себе объем обязательных требований и овладению знаниями курса, объективно оценить свои успехи, получить конкретные указания для дополнительной, индивидуальной работы.

Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащегося.

Тесты бывают разных видов:

Тесты с однозначным выбором ответа. На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный. В математике это обычно числовые ответы.

Тест с многозначным ответом. В варианты ответа может быть внесено более верного ответа, но в разных видах.

Например:

Тесты на дополнение. В этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено учащимися.

Тесты перекрестного выбора. В них предлагается сразу несколько заданий и несколько ответов к ним. Количество ответов рекомендуется планировать несколько больше, чем заданий. В результате учащийся должен предоставить цепочку двузначных чисел.(1-б, 2-а и т.д.) Эти тесты также могут быть однозначными и многозначными.

Тесты идентификации. Аналогичны (4). В них используются графические объекты или аналитические описания. Тесты 4 и 5 более сложные для работы учащихся, но и более достоверные. В ходе их выполнения формируется навыки сравнения объектов, сопоставления, соотнесения, представления объекта в разных формах. Они более интересны для учащихся видами деятельности, для учителя - наполненностью содержания.

Совершенствуя методику преподавания предмета, пришли к выводу, что очень важным компонентом современной технологии обучения является тест, как инструмент измерения уровня знаний и сложности заданий.

В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:

Диагностическую;
обучающую;
организующую;
развивающую и воспитывающую.

Тесты должны удовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный набор заданий нельзя назвать тестом.

Надежность контрольного задания - это его способность с достаточной для практики одинаковостью характеризовать, исследуемый в дидактических экспериментах, показатель, как заданий в целом, так и его частями, или по другому, тот же показатель одним и тем же заданиям, но в разные моменты времени.

Валидность (или адекватность целям проверки)

а) содержательная валидность теста, т.е. задание теста построено на основе только технических учебных элементах, которые изучались студентами и на той степени абстракции, на которой они излагались. По содержанию тест соответствует образовательному стандарту.
б) функциональная валидность теста, т.е. задания теста соответствуют выявленному уровню усвоения - уровню заданному образовательным стандартом.

К критериям валидности относятся ответы на вопросы типа: "Соответствует ли задание программы курса или его раздела?"; "Охватывает ли задание достаточно полно весь курс или его раздел?", "Достаточна ли вероятность того, что если испытуемый успешно справился рассматриваемым контрольным заданием, то он наверняка знает соответствующий материал в целом?"

С использованием понятий надежности и валидности контрольных задания можно дать следующие определение:

Дидактическим тестом называется совокупность задания, которые составлены в собирательной форме, предназначены для сравнительной оценки знаний, умений, навыков, способностей, умственного развития и удовлетворяют заданным требованиям надежности и валидности.

Определенность. После прочтения заданий каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать. Если учащийся после прочтения задания правильно действует и отвечает менее 70% учащихся, то его необходимо проверить па определенность.
Простота. Формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.

Однозначность. Задание должно иметь единственный правильный ответ - эталон.

Равнотрудность. При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.

Алгоритм составления тестов.

I) Определение целей тестирования:

Оценка знаний специфических фактов, терминов, понятий.
- проверка умения давать определения, понятия, определять их содержание и объем,
- проверка знания формул, законов, теорий, принципов, методов, умение применить их;
- умение находить сходства и различия;
- умение представлять материал на графиках, схемах, таблицах;
- знание правил методик;
- понимание концепций, теорий и т.д.

II) Определение вида контроля - входной (установочный), промежуточный, тематический, рубежный, итоговый.

III) Выбор формы тестового задания, который зависит от целей тестирования и содержания.

IV) Основным элементом тестовых заданий является инструкция, текст задания и ключ (ответ который находиться у преподавателя).

V) Инструкция определяет характер интеллектуальной деятельности студентов:

должна быть чёткой, понятной для выполнения,
выбрать правильный ответ из нескольких предложенных (если правильных ответов несколько, то отметить что ответ может быть не один);
дополнить, вписать, заполнить, закончить;
упорядочить по величине;
установить соответствия;
установить правильную их последовательность;
определить истинность(ложность) утверждений.

VI) Тест должен включать разнообразные тестовые задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, и достаточно полно охватить материал проверяемой темы.

VII) Тестовые задания должны быть равноуровневыми по степени сложности:

Уровень А - задания, расчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.
Уровень Б - задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.
Уровень В - задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяют выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

Тестовый контроль знаний студентов — перспективный метод контроля знаний студентов по мнению преподавателе. Однако он не способен в полном объеме оценить знания студентов, а также дифференцировать их по этому показателю.

Самсонова, А.В. Тестовый контроль знаний студентов вузов физической культуры. За и против / А.В. Самсонова Е.О. Алехина //Вестник Балтийской Педагогической Академии.- Вып.74, 2007.– С. 167-173.

Самсонова А.В., Алехина Е.О.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ЗА И ПРОТИВ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время ряд вузов нашей страны переходит на новую систему оценки качества образования. Одним из методов контроля знаний в этой системе выступает тестирование. Развитие информационных технологий привело к тому, что оценка знаний студентов чаще всего осуществляется посредством компьютерного тестирования. Исследований, посвященных внедрению компьютерного тестирования в учебный процесс вузов достаточного много. (Бука Э.С. с соавт, 2004; Изжеуров Е.А с соавт., 2004; Лебедев К.В., 2004). Тем не менее, недостаточно изучен вопрос об использовании тестового контроля в вузах физической культуры.

В работе были поставлены следующие задачи:

1. Выявить отношение профессорско-преподавательского состава СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта к тестированию.

2. Наметить пути внедрения тестового контроля знаний в учебный процесс вузов физической культуры.

МЕТОДИКА

Для решения поставленных задач был использован анкетный опрос, который проводился с апреля по июль 2005 года. Анкета состояла из 18 вопросов закрытого типа и один открытого. В тех случаях, когда выяснялось отношение к какой-то проблеме, предлагалось шесть вариантов ответов, которые при обработке получали баллы от нуля (затрудняюсь ответить) до пяти (полностью согласен). В опросе участвовало 139 сотрудников и преподавателей СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. Статистическая обработка данных проводилась с использованием пакета STATGRAPHICS Plus (Катранов А.Г., Самсонова А.В., 2005). Поскольку исходные данные представлены в порядковой шкале, для оценки силы связи использовался коэффициент корреляции Спирмена.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящем исследовании анализу были подвергнуты ответы преподавателей на девять вопросов анкеты.

Первый из проанализированных вопросов был сформулирован следующим образом: «Соответствует ли система тестовой оценки знаний требованиям системы образования вузов России? » На рис.1 представлено распределение ответов респондентов на этот вопрос.

Рис. 1

За применение тестового контроля высказывается 40 % опрошенных, однако значительная часть респондентов (42%) считает, что использовать оценку знаний студентов с помощью тестов можно только как вспомогательное средство . Малый процент крайне отрицательно относящихся к тестированию (9% не видят особого смысла в применении тестирования и 6% крайне отрицательно относятся к данной форме оценки знаний) говорит о том, что внедрение тестирования, как одного из видов контроля не вызовет особого протеста среди профессорско-преподавательского состава СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта.

Можно предположить, что отношение к тестированию во многом зависит от опыта применения преподавателями этого вида контроля. В связи с этим, респондентам был задан вопрос: «Использовали ли Вы когда-нибудь в своей педагогической практике контроль знаний посредством тестов?». Ответы преподавателей представлены на рис. 2.


Рис. 2

Анализ ответов позволяет сделать следующие выводы: большинство (59%) преподавателей СПбГУФК применяют в своей работе тестовый контроль знаний студентов, 14% – не применяли, но готовы использовать. Это говорит о готовности большинства преподавателей (73%) применять тестовый контроль знаний . Однако низкий коэффициент корреляции (r s = 0,457, р<0,001) между ответами на первый и второй вопрос свидетельствует о том, что между готовностью применять тестовый контроль знаний и личным опытом преподавателя связь низкая.

При анализе ответов на первый вопрос анкеты (рис.1) было показано, что большая часть преподавателей (42%) готова использовать тестовый контроль только как вспомогательное средство. В чем же причины такого отношения? По-видимому, это связанно с тем, что большинство опрошенных (рис. 3) видят положительные стороны тестирования только в возможности одновременного тестирования студентов (68%) и оперативности получения результатов (65%). В то же время, только 24% респондентов считают, что тестирование позволяет дифференцировать студентов по уровню знаний, 19% – проводить объективные сравнения отдельных студентов, групп, потоков и возможность выявлять структуру знаний студентов. В объективности данного вида контроля уверены всего лишь 9% опрошенных.


Рис. 3

Оценивая недостатки использования в учебном процессе контроля знаний с использованием тестов большинство преподавателей (79%) указали на невозможность оценки знаний в полном объеме. Недостаточно объективными их считают 37% опрошенных, 29% респондентов указали на сложность подготовки тестов (рис. 4).


Рис. 4

Тем не менее, анализ литературных источников (Бубнов В.З.,1994; Иванов Б.С, 2002; Аванесов В.С. 2004, и др.), говорит о том, что корректно составленные тесты позволяют не только объективно и в полном объеме оценивать знания студентов, но и дифференцировать студентов по уровню знаний (то есть применять рейтинговую оценку).

В настоящее время в теории тестов активно развивается направление, связанное с методиками конструирования тестов. Скорее всего, столь низкое доверие к тестовому контролю среди профессорско-преподавательского состава СПбГУФК говорит о его малой осведомленности в вопросе композиции тестовых заданий. С этим выводом согласны и сами респонденты. Большинство из них (81%) находит, что использование тестовых технологий требует специальной подготовки преподавателей.

На вопрос анкеты: «Может ли использование компьютерных тестирующих программ повысить эффективность тестового контроля знаний?» 90 % опрошенных ответили положительно, и лишь 10% отрицательно. Однако использовать компьютерное тестирование при проведении учебных занятий желают только 62% респондентов (11% — да, очень хочу и 51 % — да, хочу).

Оценивая достоинства компьютерного тестирования (рис. 5), респонденты указывают на уменьшение времени, затрачиваемого преподавателем на обработку данных (71%) и проведение тестирования (52%). Только 20% преподавателей видят в компьютерном тестировании возможность строгой индивидуализации заданий; а 19% – возможность адаптировать уровень заданий под уровень подготовленности ученика. Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство преподавательского состава СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта не знакомо с современными компьютерными тестирующими программами и их возможностями в оценке знаний студентов.


Рис. 5

Очень важным, на наш взгляд является мнение преподавателей об организации тестового контроля. На вопрос анкеты: «Считаете ли Вы необходимым создание в вузах специальных структур (научно-методических центров и административных групп), занимающихся разработкой и внедрением тестовых технологий?» 80% респондентов отвечают утвердительно.

Таким образом, из проведенного исследования можно сделать следующие выводы :

  1. Большинство преподавателей СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта положительно относятся к применению тестирования в учебном процессе. Они готовы использовать этот метод и считают его перспективным для оценки знаний студентов. Однако, тестовый контроль по мнению большинства преподавателей, не способен объективно и в полном объеме оценить знания студентов, а также дифференцировать их по этому показателю. Это свидетельствует о низкой осведомленности профессорско-преподавательского состава СПбГУФК в вопросах теории тестового контроля.
  2. Большинство преподавателей СПбГУФК мало знакомы с компьютерными тестирующими программами и их возможностями.

Эффективное внедрение тестового контроля в учебный процесс вузов физической культуры будет возможно, если предусмотреть следующие мероприятия:

  1. Занятия с профессорско-преподавательским составом, посвященные методикам конструирования тестов, а также современным компьютерным тестирующим программам.
  2. Создание в вузах структур (научно-методических центров и административных групп), занимающихся разработкой и внедрением тестовых технологий в учебный процесс.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аванесов В.С. Централизированное тестирование лучше единого государственного экзамена// Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции / Под ред. Л.С, Гребнева – М.: Центр тестирования Министерства образования РФ, 2003. С. 204-205.
  2. Бубнов В.З., Галкин В.А. Тестовый контроль знаний студентов — заочников: метод. реком. – М.: ВСХИЗО, 1994. – 21 с.
  3. Бука Э.С., Харин В.Ф., Лубочников П.Г. Психолого-педагогические аспекты массового компьютерного тестирования// Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции / Под ред. Л.С, Гребнева – М.: Центр тестирования Министерства образования РФ, 2003. С. 254-255.
  4. Иванов Б.С. Тестирование в вузе: Методические указания для разработки и применения тестов. – СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002. – 89 с.
  5. Изжеуров Е.А., Макаренко Т.В., Шлыкова М.П., Анализ двух форм оценки знаний учащихся в Самарском аэрокосмическом лице. // Развитие тестовых технологий в России. Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции / Под ред. Л.С, Гребнева – М.: Центр тестирования Министерства образования РФ, 2002. С. 278-279.
  6. Катранов А.Г., Самсонова А.В. .– СПб: СПбГАФК, 2005.– 132 с.
  7. Лебедев К.В. Использование программного комплекса ETEST для оценки знаний студентов// Информационные технологии и технические средства обучения и тренировки в сфере физической культуры и спорта: Материалы Всероссийской научной конференции-ярмарки/ под общ.ред Л.А. Хасина. – Малаховка, НИИТ МГАФК, 2004 – С. 38-40

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Политехнический колледж городского хозяйства»

для проверки остаточного уровня знаний

студентов 2 курса по дисциплине «Теория государства и права»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тесты предназначены для проверки остаточных знаний студентов, обучающихся по специальностям «Правоведение» и «Право и организация социального обеспечения» по дисциплине «Теория государства и права».

Цель предлагаемой работы - организовать и осуществить проверку знаний студентов по изучаемой дисциплине.

Главной целью проведения проверки студентов на остаточные знания является выяснение степени запоминания учебного материала и, в случае низкого уровня этих знаний, принятие эффективных и своевременных мер по совершенствованию учебного процесса.

Остаточные знания - это знания учебного материала, которые сохраняются в памяти студента длительное время и позволяют ему использовать их в практической деятельности. Следовательно, учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы остаточные знания студентов были более обширными и глубокими. Тем самым, данная проверка содействует решению главной задачи среднего профессионального образования - подготовке квалифицированных специалистов.

Важнейшим основанием обеспечения подлинной проверки является выполнение студентами задания самостоятельно без использования конспектов лекций или учебной литературы.

Перед началом проверки студентам разъясняется ее цель и порядок проведения. Задание может выполняться как в компьютерном классе, так и в обычной аудитории. В последнем случае задание выполняется на отдельных листах. В правом верхнем углу листа указывается курс, учебная группа, фамилия, имя, отчество студента. Задание может не переписываться, однако его номер указывается обязательно.

После проведения проверки студенты сдают выполненные задания, которые проверяются преподавателем данной дисциплины совместно с другими участниками проверки, что гарантирует объективность выводов об уровне остаточных знаний студентов.

Проверка данных работ состоит в том, чтобы определить, насколько правильно решено задание.

Критерии оценки:

- «отлично» - работа выполнена без ошибок или в работе допущена 1-3 ошибки;

- «хорошо» - в работе допущено 4-6 ошибок;

- «удовлетворительно» - в работе допущено 7-9 ошибок;

- «неудовлетворительно» - в работе допущено более 10 ошибок.

На выполнение теста отводится 40-45 минут.

При составлении тестов использована следующая научная и учебная литература:

1. Абдулаев М.И. Теория государства и права.- 2-е изд., дополн. - М.: Финансовый контроль, 2004

2. Беляева О.М. Теория государства и права: учеб. пособие/ О.М. Беляева.-М.: Эксмо, 2011

3. Бошно С.В. Теория государства и права: Учебное пособие.- М.: Эксмо, 2007

6. Мелехин А.В. Теория государства и права.- М.: Маркет ДС, 2007. — Консультант Плюс, 2009, 2-е изд.

7. Недоцук Н.А. Теория государства и права в схемах и определениях: Учебное пособие.- М.: Кнорус, 2007

8. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 т./Под ред. М.Н.Марченко.- М.: Норма, 2007

9. Радько Т.Н. Теория государства и права.- М.: Проспект, 2012

10. Теория государства и права: Учебник/Под ред. доктора юридических наук, профессора Ф.М. Раянова - Уфа, РИЦ БашГУ, 2010

11. Теория государства и права: Учебник/Под ред. В. В. Лазарев, С. В. Липень .- М.: Юрайт , Юрайт-Издат , 2012

12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права.- М.: Омега-Н, 2012


Тест № 1

1. Теория государства и права является юридической наукой, которая входит в состав правосудия и изучает:

а) государство;

в) государство и право;

г) государственно-правовые явления общества.

2. Что из указанного не относится к частнонаучным методам ТГиП:

а) логический метод;

б) системный метод;

в) сравнительный метод;

г) статистический метод.

3. С какими общественными науками связана Теория государства и права?

а) с историй и философией;

б) с социологией и политологией;

в) со всеми указанными общественными науками;

г) ТГиП не связана с общественными науками.

4. Как называется теория возникновения государства, согласно которой государство является естественным результатом процесса эволюции?

а) психологическая;

б) договорная;

в) органическая;

а) население;

б) территория;

г) все вышеперечисленное.

6. Какие факторы влияют на развитие государства?

а) национальный состав населения;

б) территория и географическое положение;

в) культура;

г) все вышеперечисленное.

7. По продолжительности действия функции государства делятся на:

а) общие и особенные;

б) основные и неосновные;

в) внешние и внутренние;

г) постоянные и временные.

8. Укажите две основные формы правления:

а) монархия и республика;

б) абсолютная и ограниченная монархия;

в) президентская и парламентская республика;

г) ограниченная монархия и парламентская республика.

9. Простое единое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных образований, называется:

а) простое государство;

б) унитарное государство;

в) централизованное государство;

г) монархия.

10. По каким основаниям осуществляется классификация органов государства:

а) по алфавиту;

б) по юридической силе;

в) по принципу разделения властей;

г) классификация органов государства не осуществляется.

11. Чем право отличается от других социальных норм:

а) названием;

б) понятием;

в) признаками;

г) принципами.

12. Что из перечисленного относится к отраслевым принципам права?

а) федерализм;

б) равенство всех форм собственности;

в) равенство граждан перед законом;

г) законность.

13. Нормативно-правовые акты делятся на:

а) законы и подзаконные акты;

б) законы и кодексы;

в) законы и указы;

г) законы и постановления.

14. Распространение действия нормативного акта на общественные отношения, которые возникли до его вступления в силу, называется:

а) прямая сила;

б) обратная сила;

в) внешняя сила;

г) внутренняя сила.

15. По какому критерию производится разделение юридических норм на конституционные, гражданские, уголовные, административные и пр.?

16. В зависимости от предмета и метода правового регулирования отрасли права делятся:

а) на базовые и производные;

б) на производные и специальные;

в) на базовые и процессуальные;

г) на базовые, производные и процессуальные.

17. В зависимости от степени определенности правоотношения могут быть разделены:

б) на простые и сложные;

18. Мера возможного поведения субъекта правоотношения называется:

б) субъективное право;

в) обязанность;

г) юридическая обязанность.

19. Как называется форма реализации норм, содержащих запреты?

а) использование;

б) исполнение;

в) соблюдение;

г) применение.

20. Способность правонарушения причинять вред общественным отношениям называется:

а) общественная опасность;

б) противоправность;

в) виновность;

г) наказуемость.


Тест № 2

1. Что отличает Теорию государства и права от других наук?

а) особая структура;

б) существенные закономерности;

в) особая структура и существенные закономерности;

г) название.

2. Что из указанного относится к частнонаучным методам ТГиП:

а) исторический метод;

б) логический метод;

в) сравнительный метод;

г) социологический метод.

3. Как связана Теория государства и права с юридическими науками?

а) ТГиП не связана с юридическими науками;

б) ТГиП является одной из юридических наук;

в) ТГиП занимает ведущее место в системе юридических наук;

г) ТГиП занимает подчиненное место в системе юридических наук.

4. Как называется теория возникновения государства, согласно которой государство возникло как результат насилия путем завоевания слабых племен более сильными и организованными?

а) психологическая;

б) договорная;

в) теория насилия;

г) историко-материалистическая.

5. К основным признакам государства относятся:

а) формальная определенность;

б) нормативность;

в) наличие государственной власти;

г) все вышеперечисленное.

6. Типология государства это:

а) разделение государств на типы;

б) определения типа развития государства;

в) выявление существенных черт, которые характерны для всех государств данного периода;

г) выявление существенных черт, которые характерны только для конкретного государства.

7. По социальной значимости функции государства делятся на:

а) общие и особенные;

б) основные и неосновные;

в) внешние и внутренние;

г) постоянные и временные.

8. Что из указанного является признаком монархии?

а) власть передается по наследству или по праву родства;

б) пользование властью бессрочное;

в) глава государства не несет ответственности за результаты своей деятельности;

г) все является признаками.

9. Как называется сложное государство, возникшее в результате объединения государств и государственных образований, обладающих относительной политической самостоятельностью?

а) федерация;

б) конфедерация;

в) унитарные государство;

г) республика.

10. По каким основаниям не осуществляется классификация органов государства?

а) по юридической силе;

б) по принципу разделения властей;

в) по действию во времени;

г) по действию в пространстве.

а) общеобязательность;

б) формальная определенность;

в) многократность применения;

г) все относится к признакам.

12. Наиболее существенные направления воздействия права на общественные отношения называются:

а) функции;

б) признаки;

в) принципы;

г) задачи.

13. Нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий общественные отношения, называется:

а) конституция;

в) нормативно-правовой акт;

г) подзаконный акт.

14. В чем заключается принцип действия нормативно-правого акта в пространстве?

а) нормативно-правой акт действует только на определенной территории;

б) действие нормативно-правового акта зависит от территории;

в) пределы действия нормативно-правового акта определяются территорией, на которую распространяются его предписания;

г) все ответы неправильные.

15. По какому критерию производится разделение юридических норм на постоянные и временные.?

а) в зависимости от правового регулирования;

б) в зависимости от метода правового регулирования;

в) в зависимости от времени действия;

г) в зависимости от сферы действия.

16. К какой группе отраслей права относится Конституционное право?

а) к основным отраслям;

б) к базовым отраслям;

в) к производным отраслям;

г) к процессуальным отраслям.

17. В зависимости от предмета правового регулирования правоотношения могут быть разделены:

а) на регулятивные и охранительные;

б) на простые и сложные;

в) на конституционные, уголовные, административные, уголовные и пр.

г) на относительные и абсолютные.

18. Мера юридически необходимого проведения субъекта правоотношения называется:

б) субъективное право;

в) обязанность;

г) юридическая обязанность.

19. Как называется особая форма реализации права, которая всегда связана с участием компетентных государственных органов?

а) использование;

б) исполнение;

в) соблюдение;

г) применение.

20. Как называется признак правонарушения, в соответствии с которым правонарушение должно быть запрещено законом или другим нормативно-правовым актом?

а) общественная опасность;

б) противоправность;

в) виновность;

г) наказуемость.


Тест № 3

1. Что объединяет Теорию государства и права с другими науками?

а) свой предмет исследования;

б) свой метод исследования;

в) свой предмет и метод исследования;

г) особая структура и существенные закономерности.

2. Метод Теории государства и права - это:

а) система определенных принципов, приемов и способов исследования государственно-правовых явлений;

б) система определенных принципов, приемов и способов исследования государственных явлений;

в) система определенных принципов, приемов и способов исследования правовых явлений;

г) совокупность принципов, приемов и способов изучения.

3. Государство возникло вследствие:

а) биологических причин;

б) экономических причин;

в) социальных причин;

г) совокупности экономических и социальных причин.

4. Как называется теория возникновения государства, согласно которой государство это результат изменений социально-экономических отношений в обществе?

а) психологическая;

б) договорная;

в) органическая;

г) историко-материалистическая.

а) суверенитет;

б) налоги;

в) население;

г) все является признаками государства.

6. Особенности исторических периодов в развитии государства позволяют выявить существенные черты для всех государств данного периода. определение этих черт называется:

а) систематизация;

б) консолидация;

в) централизация;

г) типология.

7. Как называются функции государства, направленные на выполнение стоящих перед государством внутренних задач?

а) внутренние;

б) внешние;

в) основные;

г) постоянные.

8. Как называется форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха?

а) монархия;

б) абсолютная монархия;

в) дуалистическая монархия;

г) конституционная монархия.

9. Основным элементом механизма государства, имеющим собственную структуру, определенные полномочия и образующим с другими частями (элементами) единое целое, является:

а) орган государства;

б) государственный аппарат;

в) государственные служащие;

г) государственные учреждения.

10. Укажите, что не является признаком механизма государства:

а) механизм государства характеризуется сложной структурой, включающей различные виды и группы гос. органов;

б) между механизмом и функциями государства существует тесная связь - функции осуществляются при помощи механизма.

в) механизм государства располагает необходимыми материальными средствами;

г) все относится к признакам.

11. Что из указанного не является признаком права?

а) общеобязательность;

б) суверенитет;

в) формальная определенность;

г) многократность применения.

12. Функции права делятся:

а) на внешние и внутренние;

б) на общие и особенные;

в) на общие и частные;

г) на общие и особенные.

13. Какие виды законов можно выделить:

а) Конституция и другие законы;

б) федеральные конституционные законы и законы субъектов;

в) федеральные законы и законы субъектов:

г) Конституция, федеральные конституционные и федеральные законы, законы субъектов.

14. Действие нормативно-правового актов по кругу лиц заключается в следующем:

а) действие нормативно-правового акта распространяется на всех, перечисленных в нем лиц;

б) действие нормативно-правового акта распространяется на граждан, проживающих на данной территории;

в) действие нормативно-правового акта распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории;

г) действие нормативно-правового акта распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории, а также на государственные и общественные организации.

15. По какому критерию производится разделение юридических норм на императивные и диспозитивные.?

а) в зависимости от правового регулирования;

б) в зависимости от метода правового регулирования;

в) в зависимости от времени действия;

г) в зависимости от сферы действия.

16. К какой группе отраслей права относится Трудовое право?

а) к основным отраслям;

б) к базовым отраслям;

в) к производным отраслям;

г) к процессуальным отраслям.

17. Структура правоотношения включает в себя:

а) субъектов, то есть участников;

б) субъектов и объект;

в) права и обязанности субъектов;

г) субъекты, объект и содержание.

18. Конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение взаимных прав и обязанностей субъектов - это:

а) юридические факты;

б) юридические обстоятельства;

в) юридические действия;

г) юридические события.

19. Деятельность субъектов, которые реализуют свои права и обязанности в соответствии с предписаниями юридических норм, называется:

а) применение права;

б) соблюдение права;

в) правомерное поведение;

г) правонарушение.

20. Как называется признак правонарушения, характеризующий психическое отношение субъекта к деянию и его последствиям?

а) общественная опасность;

б) противоправность;

в) виновность;

г) наказуемость.


Тест № 4

1. Что из указанного не относится к особенностям Теории государства и права:

а) ТГиП изучает государство и право в целом;

б) ТГиП изучает государство и право в отдельности;

в) основными вопросами ТГиП является соотношение современных государственных и правовых систем;

г) ТГиП разрабатывает и формулирует основные понятия, которыми пользуются все юридические науки и правоприменительная практика.

2. Система определенных принципов, приемов и способов исследования государственно-правовых явлений - это:

а) понятие ТГиП;

б) предмет ТГиП;

в) метод ТГиП;

в) система ТГиП.

3. К экономическим причинам возникновения государства относятся:

а) распад родового строя;

б) разделение общества на классы;

в) разделение труда;

г) разделение общественных интересов.

4. Как называется теория возникновения государства, согласно которой государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания?

а) психологическая;

б) договорная;

в) теория насилия;

г) историко-материалистическая.

5. Не является признаком государства:

а) население;

б) территория;

в) нормативность;

г) неразрывная связь государства с правом.

6. По каким критериям осуществляется типология государств?

а) по формационному;

б) по цивилизационному;

в) по формационному и цивилизационному;

г) по информационному.

7. Как называются функции государства, направленные на выполнение стоящих перед государством внешних задач?

а) внутренние;

б) внешние;

в) основные;

г) постоянные.

8. Как называется форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми население на определенный срок?

а) монархия;

б) республика;

в) смешанная республика;

г) федерация.

9. Какие из перечисленных образований входят в государственный аппарат?

а) Народный фронт и национальные движения.

б) Другие общественные организации и объединения.

в) Профсоюзы и политические партии.

г) Представительные органы власти. Исполнительно-распорядительные органы. Правосудие. Органы государственного надзора и контроля.

10. Как называется относительно самостоятельная, структурно обособленная и юридически оформленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих и наделенная соответствующей компетенцией:

а) государственный аппарат;

б) государственный орган;

в) механизм государства;

г) государственная служба.

11.Право - это:

а) система общеобязательных правил поведения;

б) система правил поведения, установленных государством;

в) система правил поведения, обеспеченных принудительной силой государства;

г) система общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.

12. Что из указанного не относится к внешним функциям права:

а) политическая функция;

б) экономическая функция;

в) охранительная функция;

г) воспитательная функция.

13. Как называются акты, которые созданы на основе и во исполнение законов?

а) подзаконные акты;

в) приказы;

г) постановления.

14. Что из перечисленного относится к признакам нормы права?

а) нормативность;

б) формальная определенность;

в) системность;

г) все относится.

15. По какому критерию производится разделение юридических норм на общефедеральные, региональные и локальные?

а) в зависимости от правового регулирования;

б) в зависимости от метода правового регулирования;

в) в зависимости от времени действия;

г) в зависимости от сферы действия.

16. Деятельность по упорядочению действующего законодательства с целью устранения противоречий и боле эффективного использования - это:

а) систематизация;

б) консолидация;

в) кодификация;

г) инкорпорация.

17. Участники правоотношений, обладающие соответствующими правами и обязанностями, называются:

а) физические лица;

б) юридические лица;

в) субъекты;

г) объекты.

18. Как называются юридические факты не связанные с волей участников

а) казусы;

б) обстоятельства;

в) действия;

г) события.

19. Что из перечисленного не относится к признакам правомерного поведения?

а) оно должно соответствовать интересам общества;

б) оно должно соответствовать интересам субъекта;

в) оно является осознанным;

г) оно поддерживается государством.

20. Общественно опасное, виновно совершенное деяние, запрещенное законом под угрозой применения мер ответственности - это:

а) правонарушение;

б) правоприменение;

в) правомерное деяние;

г) неправомерное деяние.


Тест № 5

1. Предмет ТГиП отражает неразрывность государства и права, которые проявляются в следующем (укажите неправильный ответ):

а) государство и право возникают одновременно;

б) государство и права возникают в силу различных причин;

в) в процессе исторического развития тип государства и права совпадают;

г) государство и право не могут существовать раздельно.

2. Теория государств и права - это наука, изучающая:

а) государство;

в) государство и право в целом;

г) государство и право в целом, а именно закономерности возникновения, исторического развития и функционирования государственно-правовых явлений.

3. К экономическим причинам возникновения государства не относятся:

а) распад родового строя;

б) появление частной собственности;

в) разделение труда;

г) появление товарообменных отношений.

4. Как называется теория возникновения государства, согласно которой возникновение государства объясняется потребностью человека жить в обществе?

а) психологическая;

б) договорная;

в) органическая;

г) патриархальная.

5. Качественные черты, выражающие особенности государства по сравнению с другими организациями, осуществляющими властно-управленческие функции в обществе, называются:

а) понятие государства;

б) признаки государства;

в) принципы государства;

г) функции государства.

6. Как называется подход к типологии государств, который основан на определении государства в зависимости от способа общественно-экономической формации?

а) общественно-экономический;

б) формационный;

в) цивилизационный;

7. Что из указанного не относится к внутренним функциям государства?

а) экономическая функция;

б) оборонительная;

в) социальная;

г) культурная.

8. Что из указанного относится к признакам республики?

а) коллегиальность;

б) выборность;

в) сменяемость власти;

г) все вышеизложенное.

9. Органом государства, осуществляющим правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законом процессуальном порядке, является:

а) прокуратура;

в) милиция;

г) адвокатура.

10. Где закреплены принципы организации и деятельности механизма государства?

а) в Конституции;

б) в законодательстве;

в) в Конституции и других закона;

г) в Законе «О принципах организации и деятельности механизма государства».

11. Сущность и назначение права раскрывается:

а) в его функциях;

б) в его признаках;

в) в его принципах;

г) в его функциях и принципах.

12. Сущность правовых норм раскрывается через:

а) внешние функции;

б) внутренние функции;

в) регулятивную функцию;

г) охранительную функцию.

13. Что из указанного не относится к подзаконным нормативным актам?

а) указы Президента РФ;

б) приказы руководителя организации;

в) постановления Правительства РФ;

г) все относится.

14. Общеобязательное и формально определенное правило поведение, обеспеченное возможностью государственного принуждения в случае невыполнения, называется:

а) норма права;

б) гипотеза;

в) диспозиция;

г) санкция.

15. По какому критерию производится разделение юридических норм запрещающие, обязывающие и предоставляющие право?

а) в зависимости от способов правового регулирования;

б) в зависимости от метода правового регулирования;

в) в зависимости от времени действия;

г) в зависимости от сферы действия.

16. Сбор государственным органами и организациями нормативных актов, необходимых для их деятельности - это:

а) систематизация;

б) консолидация;

в) кодификация;

17. Как называется способность субъекта правоотношения иметь права и обязанности, которая возникает с момента рождения и является неотъемлемым признаком каждого субъекта?

а) правосубъектность;

б) правоспособность;

в) дееспособность;

г) деликтоспособность.

18. Как называются юридические факты зависящие от воли участников?

а) казусы;

б) обстоятельства;

в) действия;

г) события.

19. Отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных случаев, которые охватываются правовым регулированием, называется:

а) пробел в праве;

б) отсутствие правовой нормы;

в) отставание законодательства;

г) толкование права.

20. Что из указанного не относится к видам правонарушений?

а) дисциплинарный проступок;

б) уголовное преступление;

в) гражданско-правой деликт;

г) все относится к правонарушениям.


Тест № 6

1. Предметом Теории государства и права являются:

а) объективные свойства государства и права;

б) субъективные свойства государства и права;

в) объективные и субъективные свойства государства и права;

г) объективные свойства государства и права, а также закономерности их возникновения, функционирования и развития, как относительно самостоятельных общественных институтов.

2. Структуру Теории государства и права составляют:

а) Общая и Особенная части;

б) Общая и Специальная части;

в) теория государства и теория права;

г) ТГиП не делится на части.

3. К социальным причинам возникновения государства относятся:

а) появление семьи;

б) появление товарообменных отношений;

в) появление частной собственности;

г) все вышеперечисленное.

4. Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его граждан. Какое регулирование имеется в виду в данном случае?

а) индивидуальное;

б) коллективное;

в) нормативное;

г) ненормативное.

5. Аппарат публичной власти, распространяющий свою юрисдикцию на определенную территорию и территориально организованное население, обладающий суверенитетом и действующий в соответствие с правом - это:

а) государство;

б) парламент;

в) правительство;

г) президент.

6. Как называется подход к типологии государств, который основан на разделении государств в зависимости от культурных, религиозных, национальных, географических и других признаков?

а) общественно-экономический;

б) формационный;

в) цивилизационный;

г) историко-материалистический.

7. Что из указанного относится к внешним функциям государства?

а) экономическая функция;

б) оборонительная;

в) социальная;

г) культурная.

8. Форма правления, при которой правительство формируется парламентом и отчитывается перед ним за свою деятельность, называется:

а) республика;

б) парламентская республика;

в) президентская республика;

г) смешанная республика.

9. Какова классификация органов государства, если исходить из принципа «разделения властей»?

а) Законодательные, исполнительные, судебные органы.

б) Единоначальные и коллегиальные.

в) Политические, экономические и социальные.

г) Правотворческие, исполнительные и правоохранительные.

10. По способу принятие решений органы государства делятся:

г) на постоянные и временные.

11. Исходные положения, которые составляют основу возникновения и функционирования права, называются:

а) признаки права;

б) принципы права;

в) функции права;

г) задачи права.

12. Сложившиеся в обществе правила поведения, которые санкционированы государством, называются:

а) нормы права;

б) законы;

в) правовые обычаи;

г) судебные прецеденты.

13. Деление нормативно-правовых актов на законы и подзаконные акты осуществляется:

а) по юридической силе;

б) в зависимости от субъектов правотворчества;

в) в зависимости от сферы действия;

г) в зависимости от срока действия.

14. По каким основаниям не провидится классификация норм права?

а) по юридической силе;

б) в зависимости от правового регулирования;

в) в зависимости времени действия;

г) в зависимости от функции права.

15. Как называется часть правовой нормы, которая определяет условия ее действия?

а) определение;

б) гипотеза;

в) диспозиция;

г) санкция.

16. Переработка действующего законодательства с целью принятия нового нормативного акта - это:

а) систематизация;

б) консолидация;

в) кодификация;

г) инкорпорация.

17. Как называется способность субъекта правоотношения своими действиями осуществлять права и обязанности?

а) правосубъектность;

б) правоспособность;

в) дееспособность;

г) деликтоспособность.

18. Фактические действия сторон правоотношения по взаимному выполнению прав и обязанностей - это:

а) реализация права;

б) исполнение права;

в) использование права;

г) соблюдение права.

19. Как называется решение конкретного дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходный случай?

а) аналогия;

б) аналогия права;

в) аналогия закона;

г) прецедент.

20. Совокупность объективных и субъективных признаков, необходимых для признания конкретного деяния правонарушением, называется:

а) правонарушение;

б) состав правонарушения;

в) объективная сторона;

г) субъективная сторона.


Тест № 7

1. Объективные свойства государства и права, а также закономерности их возникновения, функционирования и развития, как относительно самостоятельных общественных институтов, - это:

а) понятие ТГиП;

б) предмет ТГиП;

в) метод ТГиП;

г) система ТГиП.

2. Что из указанного входит в Теорию государства:

б) понятие и признаки права;

в) правонарушение;

г) юридическая ответственность.

3. К социальным причинам возникновения государства не относятся:

а) распад родового строя;

б) разделение общественных интересов;

в) разделение общества на классы;

г) разделение труда.

4. К какому виду регулирования относятся правила, адресованные всем членам общества?

а) к индивидуальному;

б) к коллективному;

в) к нормативному;

г) к ненормативному.

5. Социальное назначение государства раскрывается через понятие:

а) сущность государства;

б) задачи государства;

в) признаки государства;

г) функции государства.

6. Основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач называются:

а) функции государства;

б) признаки государства;

в) задачи государства;

г) принципы государства.

7. С помощью каких методов осуществляются функции государства:

а) предупреждение;

б) убеждение;

в) принуждение;

г) убеждение и принуждение.

8. Форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы правительства, называется:

а) республика;

б) парламентская республика;

в) президентская республика;

г) смешанная республика.

9. Система методов, способов и средств осуществления политической власти называется:

а) политический режим;

б) форма государства;

в) форма правления;

г) государственное устройство.

10. По характеру компетенции органы государства делятся:

а) на коллегиальные и единоличные;

б) на органы общей и специальной компетенции;

в) на первичные и производные;

г) на постоянные и временные.

11. Принципы права делятся:

а) на общие и отраслевые;

б) на общие и особенные;

в) на отраслевые и межотраслевые;

г) на общие и частные.

12. Решения по конкретному делу, которыми необходимо руководствоваться при разрешении сходных дел, называются:

а) нормы права;

б) законы;

в) правовые обычаи;

г) судебные прецеденты.

13. Порядок действия нормативно-правовых актов - это:

а) общие правила их вступления в силу;

б) правила их распространения по территории;

в) правила действия на лиц, находящихся на определенной территории;

г) общие правила их вступления в силу, распространения по территории и находящихся на ней лиц.

14. В зависимости от метода правового регулирования нормы прав делятся:

в) на постоянные и временные;

15. Как называется часть правовой нормы, которая определяет правила поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей?

а) определение;

б) гипотеза;

в) диспозиция;

г) санкция.

16. Общественные отношения, урегулированные нормами права, участники которых имеют соответствующие права и обязанности, называются:

а) правоотношения;

б) нормы права;

в) юридические отношения;

г) право в целом.

17. Как называется способность субъекта правоотношения нести ответственность за совершенные правонарушения?

а) правосубъектность;

б) правоспособность;

в) дееспособность;

г) деликтоспособность.

а) использование;

б) исполнение;

в) соблюдение;

г) все относится к формам.

19. Как называется принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права?

а) аналогия;

б) аналогия права;

в) аналогия закона;

г) прецедент.

20. Обязанность лица, совершившего правонарушение претерпеть неблагоприятные последствия, предусмотренные санкциями юридических норм, называется:

а) юридическая ответственность;

б) административная ответственность;

в) уголовная ответственность;

г) административная ответственность.


Тест № 8

1. Методы ТГиП делятся на две группы:

а) общенаучные и частнонаучные;

б) общие и особенные;

в) общие и специальные;

г) методы ТГиП не делятся на группы.

2. Что из указанного не входит в Теорию государства:

а) понятие и признаки государства;

в) политическая система;

г) функции государства.

3. Как называется теория возникновения государства, согласно которой государство является результатом проявления божественной воли?

а) патриархальная;

б) патримониальная;

в) органическая;

г) теологическая.

4. К какому виду регулирования относятся правила, адресованные какому либо субъекту?

а) к индивидуальному;

б) к коллективному;

в) к нормативному;

г) к ненормативному.

5. Назовите два основных подхода к пониманию сущности государства:

а) общий и частный;

б) общий и особенный;

в) общесоциальный и частносоциальный;

г) общесоциальный и классовый.

6. Что из указанного не относится к отличительным признакам функций государства:

а) через функции происходит достижение целей и задач деятельности государства;

б) функции государства охватывают его деятельность;

в) осуществление функций государства оказывает влияние на деятельность всего государственного аппарата и отдельных государственных органов;

г) все относится.

7. Форма государства включает в себя:

а) понятие и признаки государства;

б) задачи и функции государства;

в) типы государства;

г) форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

8. К какой форме правления относится Российская Федерация?

а) республика;

б) парламентская республика;

в) президентская республика;

г) смешанная республика.

9. Какие виды политического режима принято выделять?

а) демократический;

б) антидемократический;

в) демократический и антидемократический;

г) политический режим не делится на виды.

10. По порядку образования органы государства делятся:

а) на коллегиальные и единоличные;

б) на органы общей и специальной компетенции;

в) на первичные и производные;

г) на постоянные и временные.

11. Как называются принципы права, которые относятся к праву в целом:

б) особенные;

в) отраслевые;

г) межотраслевые.

12. Особый документ, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений, называется:

а) норма права;

в) нормативно-правовой акт;

г) судебный прецедент.

13. Когда начинается действие нормативно-правового акта во времени?

а) с момента вступления в силу;

б) с момента принятия;

г) с момента подписания.

14. В зависимости от характера нормы прав делятся:

а) на материальные и процессуальные;

б) на императивные и диспозитивные;

в) на постоянные и временные;

г) на охранительные и регулятивные.

15. Как называется часть правовой нормы, которая предусматривает последствия для субъектов, реализующих санкцию?

а) гипотеза;

б) диспозиция;

в) санкция;

г) фикция.

16. В зависимости от функциональной роли правоотношения могут быть разделены:

а) на регулятивные и охранительные;

б) на простые и сложные;

в) на кратковременные и долговременные;

г) на относительные и абсолютные.

17. Что из указанного не относится к индивидуальным субъектам правоотношения?

а) физические лица;

б) юридические лица;

в) иностранные граждане;

г) апатриды.

18. Что из указанного не относится к формам реализация права:

а) использование;

б) правотворчество;

в) исполнение;

г) соблюдение.

19. Что из перечисленного не относится к способам толкования права?

а) грамматическое;

б) логическое;

в) буквальное;

г) систематическое.

20. Для того, чтобы привлечь лицо к юридической ответственности в его деянии должны быть установлены:

а) все признаки правонарушения;

б) все признаки состава правонарушения;

в) все обязательные признаки состава;

г) все факультативные признаки состава.


Тест № 9

1. Что из указанного относится к общенаучным методам ТГиП:

а) исторический метод;

б) системный метод;

в) сравнительный метод;

г) статистический метод.

2. Что из указанного входит в Теорию права:

а) понятие и признаки государства;

б) юридическая ответственность;

в) политическая система;

г) функции государства.

3. Как называется теория возникновения государства, согласно которой государство - это своеобразная разросшаяся семья?

а) патриархальная;

б) патримониальная;

в) органическая;

г) теологическая.

4. Что являлось регулятором общественных отношений до возникновения права?

а) обычаи;

б) нормы морали;

в) религиозные нормы;

г) все вышеперечисленное.

5. Как называется подход к сущности государства, который заключается в том, что государство выражает волю экономически господствующего класса?

а) социальный;

б) общесоциальный;

в) классовый;

г) экономический.

6. По каким основаниям провидится классификация функций государства?

а) по сферам государственной деятельности;

б) по продолжительности действия;

в) по социальной значимости;

г) по всем указанным основаниям.

7. Форма государства показывает:

а) внутренние особенности организации государства и порядок образования органов государственной власти;

б) специфику территориальной обособленности;

в) методы, которые государство использует для управления населением;

г) все вышеперечисленное.

8. Способ административно-территориального устройства государства называется:

а) форма правления;

б) форма государства;

в) форма государственного устройства;

г) политический режим.

9. Механизм государства - это:

а) совокупность государственных организаций;

б) государственный аппарат;

в) система государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть;

г) все вышеперечисленное.

10. По действию в пространстве органы государства делятся:

а) на коллегиальные и единоличные;

б) на органы общей и специальной компетенции;

в) на первичные и производные;

г) на федеральные и органы субъектов федерации.

11. Что из указанного относится к общим принципам права?

а) демократизм;

б) федерализм;

в) законность;

г) все относится к принципам.

12. Исходные положения, применяемые в случаях когда нет конкретной нормы, называются:

а) нормативный договор;

б) правовые принципы;

в) юридическая доктрина;

г) правосознание.

13. Когда прекращается действие нормативно-правового акта во времени?

а) с момента утраты силы;

б) с момента, указного в нормативно-правом акте;

в) при замене другим нормативно-правовым актом;

г) по истечении срока действия.

14. В зависимости от времени действия нормы прав делятся:

а) на материальные и процессуальные;

б) на императивные и диспозитивные;

в) на постоянные и временные;

г) на охранительные и регулятивные.

15. Система права включает в себя:

а) норму права;

б) институт права;

в) отрасль права;

г) все перечисленное.

16. В зависимости от состава участников правоотношения могут быть разделены:

а) на регулятивные и охранительные;

б) на простые и сложные;

в) на кратковременные и долговременные;

г) на относительные и абсолютные.

17. Что из указанного не относится к коллективным субъектам правоотношений:

а) государство;

б) государственные органы;

в) физические лица;

г) юридические лица.

18. Как называется форма реализации норм, содержащих права субъектов?

а) использование;

б) исполнение;

в) соблюдение;

г) применение.

19. В зависимости от результатов толкование права может быть:

а) буквальным;

б) ограничительным;

в) расширительным;

г) все ответы правильные.

20. Противоправные действия, которые причиняют вред отдельным группам общественных отношений, называются:

а) проступки;

б) дисциплинарные проступки;

в) административные правонарушения;

г) гражданско-правовые деликты.


Тест № 10

1. Что из указанного не относится к общенаучным методам ТГиП:

а) исторический метод;

б) логический метод;

в) сравнительный метод;

г) социологический метод.

2. Что из указанного не входит в Теорию права:

а) понятие и признаки права;

б) юридическая ответственность;

в) политическая система;

г) источники права.

3. Как называется теория возникновения государства, согласно которой государство произошло от прав собственности на землю?

а) патриархальная;

б) патримониальная;

в) органическая;

г) договорная.

4. К способам централизованного создания норм, регулирующих жизнь общества, относятся:

а) санкционирование;

б) государственное правотворчество;

в) прецедентное правотворчество;

г) все вышеперечисленное.

5. Как называется подход к сущности государства, который заключается в способности государства объединять общество и разрешать возникающие противоречия?

а) социальный;

б) общесоциальный;

в) классовый;

г) экономический.

6. По сферам государственной деятельности функции государства делятся на:

а) общие и особенные;

б) основные и неосновные;

в) внешние и внутренние;

г) постоянные и временные.

7. По форме государственного устройства выделяют:

а) простые и сложные государства;

б) монархии и республики;

в) федерации и конфедерации;

г) унитарные государства и конфедерации.

8. Форму государства образуют три составляющие:

а) территория, суверенитет, право;

б) унитарная, федеративная, конфедеративная формы;

в) территория, народ, суверенитет;

г) форма правления, форма территориального устройства, форма государственного режима.

9.Система государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть - это:

а) механизм государства;

б) государственный орган;

в) государственный аппарат;

г) федерация.

10. По длительности действия органы государства делятся:

а) на коллегиальные и единоличные;

б) на органы общей и специальной компетенции;

в) на первичные и производные;

г) на постоянные и временные.

11. Как называются принципы, которые изучаются отдельными юридическим дисциплинами?

б) особенные;

в) отраслевые;

г) межотраслевые.

12. Система научных юридических знаний называется:

а) нормативный договор;

б) правовые принципы;

в) юридическая доктрина;

г) правосознание.

13. Может ли нормативно-правовой акт иметь обратную силу?

в) да, если это предусмотрено в самом нормативном акте;

г) да, если так решит суд.

14. В зависимости от функций права нормы прав делятся:

а) на материальные и процессуальные;

б) на императивные и диспозитивные;

в) на постоянные и временные;

г) на охранительные и регулятивные.

15. Главным структурным подразделением системы права является:

а) норма права;

б) институт права;

в) отрасль права;

г) подотрасль права.

16. В зависимости от продолжительности правоотношения могут быть разделены:

а) на регулятивные и охранительные;

б) на простые и сложные;

в) на кратковременные и долговременные;

г) на относительные и абсолютные.

17. Что из перечисленного не может быть отнесено к объектам правоотношений:

а) материальные блага;

б) нематериальные блага;

в) продукты духовного и интеллектуального творчества;

г) права и обязанности субъектов.

18. Как называется форма реализации обязывающих норм?

а) использование;

б) исполнение;

в) соблюдение;

г) применение.

19. Что из указанного не относится к признакам правонарушения:

а) общественная опасность;

б) противоправность;

в) наказуемость;

г) все относится к признакам.

20. Общественно-опасные противоправные деяния, которые посягают на общество в целом, называются:

а) преступления;

б) проступки;

в) правонарушения;

г) преступные действия.


Ответы

№ варианта

1

Отношение к использование тестовых заданий в системе методов контроля и оценки знаний вызывает противоположные мнения как в среде студентов, так и преподавателей. Целью исследования, в котором опрошено методом сплошного анонимного анкетирования 90 студентов медицинского вуза, было определение отношения студентов к тестированию в системе контроля и оценки их знаний в медицинском вузе для определения направлений работы по повышению эффективности учебного процесса. Использование полученных данных, позволяет определить направления деятельности преподавательского состава по повышению эффективности учебного процесса. Показано, что в ходе проведения занятий следует формировать у студентов более ответственное отношение к повседневной учебной деятельности, как основе успешной подготовки к промежуточной аттестации, включающей процедуру тестирования.

тестирование

контроль и оценка знаний

процесс обучения

отношение студентов

1. Аванесов В.С. Современные методы обучения и контроля знаний. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1999. – 125 с.

2. Айнштейн В.Г., Гольцова И.Г. Об адекватности экзаменационных оценок//Высшее образование в России. №3, 1993. С. 40-42.

3. Боченков А.А., Тимофеев Д.А. Личный профессиональный потенциал выпускников военно-медицинских вузов и его использование при комплектовании интернатуры. Воен.-мед. журн – 2007. – № 4 – С. 14-21.

4. Еругина М.В., Тимофеев Д.А., Цвигайло М.А. Актуальные вопросы обучения врачей основам управления на кафедре организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинского права. Саратовский научно-медицинский журн. – Саратов, 2014. – Т. 10, № 4. – С. 591-595.

5. О компьютерной технологии оценки качества знаний / Куклин В.Ж., Мешалкин В.И., Наводнов В.Г., Савельев Б.А. //Высшее образование в России. № 3, 1993. С. 146-153.

Актуальность. При решении проблем повышения эффективности и качества профессионального образования существенное значение придается вопросам, связанным с проверкой и контроля знаний студентов. В российской высшей школе применение тестирования для этих целей получило широкое распространение в последние десятилетия, переняв опыт зарубежных стран. Обоснованием его использования были следующие положения: тестирование - это наиболее рациональный путь, обеспечивающий экономию времени и интенсификацию учебного процесса, переход от групповых форм занятий к индивидуальным, автоматизированным.

Это одна сторона вопроса, но хотелось бы рассмотреть и другой, важный на наш взгляд, аспект использования тестирования, а именно - использование тестовых заданий в системе методов контроля и оценки знаний вызывает противоположные мнения как в среде студентов, так и преподавателей. Это разногласие сводится к тому, что некоторые считают правильным широкое применение тестирования, а другие против. Что объединяет большинство людей по этому вопросу - отсутствие равнодушных при его обсуждении, так как этот вариант контроля и оценки знаний существенно влияет на функционирование вуза и на студентов.

Указанное обстоятельство определило цель работы: определение отношения студентов к тестированию в системе контроля и оценки их знаний в медицинском вузе для определения направлений работы по повышению эффективности учебного процесса.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что данное исследование позволит определить различия в отношении к тестированию студентов медицинского вуза с учетом их половой принадлежности и успешности обучения, что позволит определить направления работы по повышению эффективности учебного процесса.

Объектом исследования были студенты 3 курса педиатрического факультета СГМУ.

Предмет исследования - мнения студентов, определяющие их отношение к тестированию.

Материалы и методы исследования

Для решения заявленных задач и достижения цели нами была разработана анкета, которая включала 2 раздела. Первый содержал 9 закрытых и полузакрытых вопросов, раскрывающих варианты отношения студентов к тестированию. Второй раздел содержал вопросы, позволяющие получить общие сведения о респондентах.

Работа выполнялась методом сплошного анонимного анкетирования студентов пяти учебных групп 3 курса педиатрического факультета СГМУ. Всего было опрошено 90 человек, из них 24 представителя мужского пола и 66 женского в возрасте от 19 до 21 года.

Полученные данные подвергались математико-статистическому анализу с применением пакета прикладных программ «Statistica-10», в частности, методов вариационной статистики (вычисление средней, ошибки средней, стандартного отклонения) с вычислением параметрических (t-критерия Стьюдента) и непараметрических (хи-квадрат) критериев различия и корреляционного анализа (по коэффициентам ранговой корреляции Спирмена и бисериальному) и с учетом выраженности тенденций.

Результаты исследования и их обсуждение

Данные, отражающие оценочное отношение респондентов к тестированию, представлены в табл. 1.

Из данных табл. 1 видно, что респонденты, в целом, примерно в равных долях распределились по оценкам отношения к тестированию, при этом в группе мужчин доминировали лица с более положительным отношением.

Варианты подготовки к предстоящему тестированию, используемые студентами разного пола, представлены в табл. 2.

Из представленных в табл. 2 данных видим, что к тестированию девушки готовятся более основательно, чем мужчины, стараются не только запомнить правильные ответы, но и разобраться в материале.

Мнения респондентов о том, насколько соответствуют вопросы тестов объему материала, полученному в процессе обучения, отражены в табл. 3.

Таблица 1

Оценки респондентов, отражающие их отношение к тестированию в системе методов контроля и оценки знаний студентов

Таблица 2

Подготовка к тестам студентами разного пола

Таблица 3

Соответствии вопросов теста объему материала, полученному в процессе обучения

Таблица 4

Восприятие студентами соответствия полученной оценки за тест уровню их знаний

Показатели

Всего (n = 90)

Мужчины (n = 24)

Девушки (n = 66)

Да, полностью соответствует

Скорее соответствует

Когда как

Скорее не соответствует

Не соответствует

Таблица 5

Распределение ответов студентов о наиболее объективном оценивании их знаний в ходе промежуточной аттестации

Таблица 6

Психоэмоциональные состояния студентов разного пола при выполнении теста

Показатели

Всего (n = 90)

Мужчины (n = 24)

Девушки (n = 66)

Выраженное беспокойство

Беспокойство

Сосредоточенность

Спокойствие

Безразличие

Таблица 7

Распределение ответов респондентов о полезности использования тестового контроля

Показатели

Всего (n = 90)

Мужчины (n = 24)

Девушки (n = 66)

Нет особой пользы

Помогает уточнить и повторить материал

Упрощает обучение

Снижает стресс перед другими не тестовыми формами проверки

Помогает сравнить свою оценку знаний с оценками других

Помогает иметь объективное представление о собственных успехах

Помогает преодолеть субъективизм в оценках преподавателей

Примечание. Сумма долей более 100 %, так как респондентам предоставлялась возможность выбора более одного ответа.

Более четверти студентов полагают, что материалов, полученных во время занятий и на портале, недостаточно для полноценной подготовки к тестам. Корреляционный анализ показал, также, что данное мнение не связано с успеваемостью, уровнем стресса при тестировании и полом студентов, поэтому можно полагать, что часть тестовых заданий и вопросов объективно предполагает необходимость подготовки с дополнительными источниками информации.

Как респондентами воспринимается объективность оценки уровня их знаний по результатам тестирования, представлено в табл. 4.

Видим, что почти половина респондентов считает, что оценка по тестированию в значительной степени зависит от случайных факторов, а не от уровня знаний, причем в большей степени это мнение характерно для студентов-мужчин.

При опросе респондентов, каким образом знания студентов могут быть оценены наиболее объективно в ходе промежуточной аттестации, ответы распределились следующим образом (табл. 5).

Данные табл. 5 согласуются с материалами предыдущей таблицы. Подавляющее большинство студентов считает, что объективная оценка их знаний может быть получена только в комплексе испытаний, включающем тестирование и устный экзамен. Среднюю оценку за семестр, которая формирует рейтинг, отметил только каждый пятый респондент, что может свидетельствовать о возможной недооценке студентами значения повседневных учебных занятий.

Опрос о распределении вопросов в тестах по уровню их сложности показал, что студенты воспринимают их как достаточно равномерно представленными с небольшим преобладанием среднего и высокого уровня сложности, что, наверное, вполне оправдано для вуза.

Психоэмоциональные состояния студентов, которыми сопровождался процесс тестирования, распределились, как это показано в табл. 6.

Из данных табл. 6, видно, что в ответах респондентов преобладали такие состояния, как «сосредоточенность» и «спокойствие», при этом количество студентов, которые испытывали «выраженное беспокойство» и «беспокойство» было больше у мужчин, чем у девушек.

Структура ответов на вопрос о полезности использования тестов в процессе обучения среди студентов представлена в табл. 7.

Из представленных в табл. 7 данных видно, что при оценке полезности тестирования по различным параметрам, более четверти студентов отрицала ее наличие. Среди тех, кто полезность отметил, преобладали такие мнения, как: «возможность повторения материала»; «упрощает обучение (это проще, чем отвечать устно)»; «снижает уровень стресса перед другими не тестовыми формами контроля», а также «возможность иметь объективные представления о собственных успехах и промахах». Распределение ответов у мужчин и девушек о полезности использования тестового контроля достоверно различались (χ2 = 13,1 при критическом значении 12,6 для p < 0,05, с числом степеней свободы 6). Для мужчин оценка по тестам - это еще и «возможность сравнить себя с другими».

Использование корреляционного анализа полученных данных показало, что чем ниже студенты оценивали тестирование как вариант оценки знаний, тем меньше оценивали и вероятность в целом объективной оценки своих знаний (r = 0,33, при p < 0,05).

Студенты, полагающие, что более объективная оценка их уровня знаний должна включать и результаты устного опроса, чаще (r = 0,31, при p < 0,05) отмечали преобладание сложных и среднего уровня сложности вопросов в тестах.

Холостые респонденты-мужчины менее эмоционально (r = 0,60, при p < 0,05) реагировали на тесты, чем женатые, и чаще отмечали желание ограничиться тестами в оценке их знаний. А студенты-девушки отмечали, что тестирование помогало им снизить стресс перед другими не тестовыми формами контроля успеваемости.

Студенты, считающие, что тестирование помогает снизить степень субъективизма в оценках преподавателей, более положительно (r = 0,33, при p < 0,05) относились к возможностям тестов как инструменту для более объективной оценки уровня их знаний.

Успеваемость студентов оказалась обратно связанной только с числом попыток успешного тестирования: чем выше была успеваемость, тем меньше попыток отмечали респонденты (r = 0,34, при p < 0,05). По остальным параметрам, связанным с мнением студентов по отношению к тестированию, у студентов с разной успеваемостью представления достоверно не отличались.

Заключение

Таким образом, студенты, вне зависимости от их успеваемости, в целом одинаково относятся к тестированию в системе методов контроля и оценки их знаний. Около трети из них (28 %) тестирование оценивает положительно, другая треть (30 %) - отрицательно, а оставшаяся часть (42 %) - нейтрально.

Студенты-мужчины более эмоциональной воспринимают процесс тестирования, при этом они менее серьезно, чем девушки, к нему готовятся, в большей степени относятся к тестированию как возможности повторить материал и упростить процесс оценивания их знаний. Девушки более основательно готовятся к тестированию, менее эмоционально реагируют на него, более скептически относятся к оценке по тесту как объективному показателю уровня их знаний.

Целесообразно при подготовке тестовых заданий учитывать материалы, которые были разобраны на занятиях и содержатся на портале, при этом важно акцентировать внимание студентов на тех вопросах, которые потребуют в процессе тестирования и опроса дополнительной информации.

Значительная часть студентов недооценивает роль текущих оценок в формировании рейтинга и обобщенной оценки их знаний.

Использование полученных данных, указывающих на характер различий в отношении к тестированию студентов медицинского вуза с учетом их половой принадлежности и успешности обучения, позволяет определить направления деятельности преподавательского состава по повышению эффективности учебного процесса. В частности, в процессе проведения занятий следует формировать у студентов более ответственное отношение к повседневной учебной деятельности как основе успешной подготовки к промежуточной аттестации, включающей процедуру тестирования.

Библиографическая ссылка

Тимофеев Д.А., Печникова А.Д., Абызова Н.В. ТЕСТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 5-3. – С. 272-276;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=10011 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Close