(к 75-летию со дня рождения художника - иллюстратора и писателя).
Родился 27 сентября 1943 г.

Заслуженный художник России Георгий Николаевич Юдин – строитель и актер, художник кино и иллюстратор детских книг. А для тех, кто любит читать, он еще и автор сказочных историй про трогательного поросенка из пластилина Пашу, про «Главное чудо света» - человека («Птица Сирин и всадник на белом коне»), про древнерусского художника Егория, умеющего строить дома, расписывать стены, лепить из глины игрушки, про богатыря Илью Муромца, жившего на Руси в XII веке, и множества замечательных былин, рассказывающих про Русь христианскую.

Георгий Юдин родился близ Ашхабада в туркменском ауле Каакха в 1943 году. А Каакха в переводе означает «ха-ха-ха». Так хохотали жестокие кочевники, когда напали на маленький аул: хитрые жители встретили их огромными кривыми зеркалами. Увидев свое отражение в таком зеркале, любой станет хохотать доупаду. А уж если солдат смеется, какой из него вояка! После службы в армии, двадцати лет от роду, Георгий приехал в Москву – поступать в полиграфический институт. Но студентом сразу стать не удалось, пришлось пойти в маляры. Больше всего он любил красить полы. А вечером Георгий спешил домой, в общежитие строителей, где, положив на колени альбом, до самой поздней ночи рисовал. И вот, наконец, Георгий - студент художественно-графического факультета Московского полиграфического института, где учатся будущие иллюстраторы. Он ходит в музеи, слушает лекции, много читает, пробует писать масляными красками. Делает рисунки к первой в своей жизни книжке, заказанные туркменским издательством. Книжки, которые он иллюстрировал после окончания института, полны удивительных сказочных происшествий. Это приключенческие романы А.Беляева «Человек-амфибия», Ф. Купера «Шпион», сказочная повесть А. Погорельского «Черная курица». Всего Г. Юдиным оформлено иллюстрациями 130 книг.

Рассматривая рисунки Г. Юдина, замечаешь, какими живыми, подвижными умеет нарисовать художник своих героев. Он был художником-постановщиком нескольких знаменитых кинофильмов. Таинственный серебристый «Наутилус» - подводный корабль из романа Ж. Верна «Капитан Немо» на Одесской киностудии построили по рисункам Г.Юдина. Актеры подружились с художником. И если смотреть кинофильм «Капитан Немо», то на палубе парусника «Товарищ» в форме английского матроса можно увидеть и самого художника – широкоплечего рыжеволосого бородача. В середине 70-х годов, рисуя сказки и стихи других писателей, Юдин пять лет думал про свою будущую книжку. Про то, как сделать увлекательной игрой разговор о буквах. Так родился «Букваренок» – книга, в 1989 году получившая серебряную медаль в немецком городе Лейпциге.

«Букваренок»:

«Только для девочек и мальчиков, не умеющих читать!».

«Все о буквах. Сказки и удивительные истории о самом интересном во всем мире» – так написал сам автор в предисловии к своей первой книге. Кто не пробовал разглядеть что-то знакомое в привычных очертаниях разных букв? Разве «М» не похожа на быструю молнию, а «В» на варежку? В букве «Ш» легко увидеть шпалы. Про каждую из букв алфавита художник Г. Юдин сочинил смешную или печальную сказку. Так появился «Букваренок» – удивительная книга, при помощи которой любой человек 5-6 лет может научиться читать. Наверное, придумывая эти сказочные истории, художник вспоминал свою жизнь, в которой – как у каждого из нас - веселое перемешано с очень грустным. «Букваренок» - это и учебник и книжка-игрушка. Обучать играя – главное ее назначение. В современной педагогике дидактическая игра признана одним из методов обучения. Ребенок, взяв в руки «Букваренок», сразу попадает в многообразие интересных для него явлений. Книга рассчитана на активное участие самого ребенка в освоении букв, в увлекательном путешествии в мир вещей. За 20 лет «Букваренок» переиздавался пятнадцать раз! И вот в 2001 году наши начинающие читатели получили еще один подарок – «Букваренкину школу». Новое, необычное по методике дополнение к «Букваренку» позволит детям быстро и весело научиться не только читать, но и писать. Книги объединяют общие герои – мышонок Мыша и плюшевый Миша.

Следующим замечательным учебником для дошкольника стала книга «Заниматика». Это – веселая младшая сестра арифметики. Она поможет детям не только быстро запомнить цифры и решать несложные задачи, но и даст первые представления о теории относительности, пространства и времени, научит творчески мыслить и находить правильные решения, как в арифметике, так и в жизни. Вышедшая позже «Заниматика для малышей» поможет детям с трех лет ознакомиться с простейшими математическими понятиями решить маленькие задачи, которые автор Г. Юдин изобразил с помощью знакомых игрушек, сказочных персонажей. Оба этих пособия с успехом можно использовать в работе учителя начальной школы (1-2кл.) в качестве дополнительного, занимательного материала, в подготовке к школе в старшей труппе детского сада. Их можно рекомендовать родителям для занятий с 5-6 летними детьми. В творчестве Г. Юдина писателя и художника есть и добрая, веселая сказка «Зеленый поросенок». Наивный (зеленый) пластилиновый поросенок заставляет окружающих взглянуть на себя как на личность, способную совершать необыкновенные, добрые и чистые поступки.

Очень серьезной работой для Г. Юдина стало создание «мудрого» пособия для родителей и детей «Главное чудо света». Книга с уважением, любовью, восхищением рассказывает детям о Человеке, о том, какое это совершенное создание Природы. Она не только о том, как устроен человек, где у него почки, печень, сердце, она открывает глаза на самих себя, изменяет наше отношение к себе, к своему здоровью, воспитывает культуру чувств.

Г. Юдин не побоялся взяться за столь сложную для детской литературы тему: психофизиология человека. Задача была весьма не простая: нужно знать интересы ребенка, уровень его понятий, найти нужный языковый стиль. Г. Юдин нашел верный тон беседы – уважительный, открытый, с мягким юмором, ответы на вопросы малышей доступны и занимательны. Открывает эту прекрасную книгу о человеке глава «Откуда берутся дети». Медики и психологи установили, что для нормального, не искривленного духовного развития ребенку надо знать, как он рос внутри мамы и что связывает его с отцом. Понимание им роли матери и отца готовит его самого к этой будущей роли. Это принципиально важно для эмоционально-нравственного отношения человека к любви. Особую роль в книге играет ведущий: папа. Это как бы модель поведения для родителей, своими объяснениями он дает им наглядный пример, как надо говорить с детьми о деликатных, сложных вещах и что именно говорить, учитывая возможности конкретного ребенка. Книга написана очень корректно, с чувством юмора. Прекрасные, «говорящие» иллюстрации, схемы к каждой главе, сделанные автором и дополненные картинками из художественных музеев мира,– делают книгу более полной, убедительной. Пособие такого рода для детей и их родителей появилась у нас впервые. Это поистине уникальное издание.

В последнее время Г. И. Юдин полностью посвятил себя созданию книг духовно-нравственного содержания. Автор воздействует на своего читателя как прирожденный педагог, воспитатель, как поэтически настроенный, верующий в красоту и добро, христианскую святость прозаик и художник. Эту веру он стремится передать детям. Одной из первых книг такого направления стала «Птица СИРИН и всадник на белом коне». Что такое родная история, что такое русский человек, чем одарен, на что способен? – задается вопросами автор повести (1993г.). Через сиротство, душевные и физические муки, слепоту и чудесное исцеление, очищение проходит Егорий, прежде чем становится иконописцем. Читатель переживает его духовный путь, узнает, как рождается художник, что такое искусство иконы, как расписывают церкви, почему Егорий выбирает для иконописи образ Георгия Победоносца, который становится символом Древней Руси. Г. Юдин, как и Егорий осознаются частью своего народа, с присущими ему традициями, культурой. Книга эта – прекрасное дополнение к урокам истории России XVI века.

Душа любого ребенка, а особенно живущего в наши дни, – хрупкий сосуд. И заполнить его надо светом, добром и любовью. Рассказы, притчи и сказки, помещенные в сборник «Спасенная душа» позволят маленькому человеку лучше узнать русскую культуру, приблизиться к традициям предков, стать чище, добрее и, может быть, найти благодатную искру Божью. Эта книга требует определенной подготовки и духовных знаний. Очень трудно читать о чудесах Богородицы, не зная, кто Она такая, откуда в Ней бесконечное милосердие и любовь ко всем без исключения: бедным и богатым, больным и здоровым, негодяям и праведникам. Возможно, после прочтения этой книги, у читателей возникнет желание побольше узнать о реально живших на земле Богородице, сыне Её Иисусе Христе, святых апостолах и старцах, об их необыкновенных духовных подвигах, о чудесах, творимых ими как при жизни, так и после смерти.

Разные науки изучаются в школе. Полнота знаний никогда не будет лишней. Знания делают человека личностью, а личность не может обойтись без души. Однако без добрых дел и духовной пищи душа человека, увы, мертва. Об этом повесть «30 лет и три года» - о былинном богатыре земли Русской Илье Муромце. О подвигах Ильи Муромца известно много былин, но Г. Юдин рассказал нам о душевном его подвиге, о том, как была побеждена его хворь и немощь. Илья Муромец был не наказан, а награжден своей болезнью и (сидел тридцать лет и три года), чтобы, пройдя через испытания неподвижностью не ожесточиться, а созрев духовно, стать защитником Руси.

В необычной для нашего читателя книге «Нечаянная радость» Г. Юдин рассказывает о тонком и порой необъяснимом с точки зрения человеческого разума духовном мире, о помощи небесных заступников и ангелов людям, попавшим в беду. Говорить доступно о высоких понятиях трудно - это особый дар. Книга Г. Юдина соединяет в себе необходимое единство простоты речи и ее духовного звучания. Вдобавок и еще радость - автор текста является и автором оформления рисунков в книге. И, может, только сам Г. Юдин знает, когда и какой дар в нем объявился раньше: художника или писателя. Книга «Нечаянная радость» - особая для самого автора. В ней собраны судьбы многих и многих людей. Иногда действие уносит в далекое прошлое, иногда герои – наши современники, но все они входят в наше сознание как реально живущие в земной или вечной жизни.

С удивления, с восторга начинается книга «Муромское чудо». Свою «цветистую» речь, богатую эпитетами, Юдин сопровождает не менее декоративными изображениями всех Муромских святых на красивом развороте, напоминающем церковную настенную роспись! Для повествования выбирает четырех: Петра и Февронию, епископа Василия, а главное – Илью Муромца, жизнь и судьба которого становится настоящим открытием.

«Тихий ангел пролетел». В этот сборник вошли православные сказки и легенды, в том числе и из коллекции знаменитого собирателя русских сказок А. Афанасьева, легенды и предания из древнего Патерика (сборник жизнеописаний отцов Церкви), художественные рассказы и притчи. Это интересное и полезное чтение ребенка любого возраста, ведь подрастая, он будет открывать в самом простеньком сюжете философские глубины. Великолепно изданные, эти книги – подарок каждому, кто к ним прикасается, это эстетическое наслаждение, это чтение для сердца и разума.

Георгий Николаевич – человек и художник необыкновенный. Знакомство с его книгами – нечаянная (высшая!) радость прикосновения к искусству искреннему, неподдельному, талантливому.

Список использованной литературы.

1. Кудрявцева. Л. Художники детской книги. Преданья старины глубокой.. //Дошк. восп.– 2000. – № 4. – С. 78-79.

2. Звонарева Л. Написал и нарисовал Георгий Юдин //Костер.– 1960.– № 12.

3. Юдин. Г. Муромские святые и окаянный змей.– Дет. лит. –1993.– №8-9.– С 54.

4. Евсеев. Б. Его нечаянная радость //.Книж. обоз.– 1999.– №51.

Математика – заниматика

(Утренник для учащихся 1-х классов)

Участники: ведущий (учитель, библиотекарь);

Оборудование: книга Г. Юдина «Заниматика», М «Росмэн», 2000г.; карточки с текстами гороскопа цифр, таблица предметов разных геометрических форм;

Ведущий - Отряд! Смирно! На ле-во! (ребята-цифры поворачиваются в разные стороны);

Ведущий - Ой-ой-ой! Нолик, ты у нас круглый отличник, расскажи всем, где лево, где право.

Нолик - Правая рука - правильная, мы ею пишем, едим, держим ложку, ракетку. А левая - помощница, без нее правая просто не справлялась бы.

Ведущий - Всем понятно? Нале-во! Теперь молодцы! Начинаем разминку для ума. Единичка, иди сюда. Двоечка, встань слева от Единички. Какое число получилось? А теперь справа. Какое? Что больше и на сколько? (Провести еще 2-3 перестановки с разными цифрами);

Ведущий - Играем все. Называем слова, противоположные по значению и добавляем название предмета, действия;

Например: Много - (мало птиц), можно - (нельзя), правый - (левый), впереди - (сзади), внизу - (вверху),близко - (далеко); маленький - (большой), низкий - (высокий), узкий -(широкий), короткий - (длинный). Легкий - (тяжелый) и т.д.

Ведущий - Мы провели игру, где вы показали, как умеете мыслить логически, а это умение очень важно в математике, без него ни одной задачи не решишь. А сейчас, познакомимся с очень важным понятием в математике - формой предмета. Умение увидеть и различать: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, куб, пирамиду, цилиндр, конус, шар.

(Здесь могут быть использованы таблицы из книги, рисунки, окружающие предметы). Игра «На что это похоже».

Ведущий - А теперь поиграем!. Называет вразнобой цифры, а дети быстро придумывают предметы (пять - ромашек, три - медведя, семь - козлят, десять - пальцев).

Ведущий - Вы уже давно познакомились с цифрами, знаете, что они означают количество чего-нибудь. А как люди вообще считать научились, кто придумал цифры? (Читает или рассказывает главу из книги «История цифр»).

Ведущий - Древние ученые считали, что цифры имеют таинственный, магический смысл и влияют на человека и на все, что он делает. Попробуем найти свое главное число. (На примере одного из ребят находят его главное число. Читают его гороскоп. Для остальных надо заготовить гороскопы цифр и дать возможность найти каждому ребенку его главное число, дать характеристику его числа. См. книгу Г. Юдина, II главу).

Ведущий - А сейчас конкурс на лучшего матемагика класса:

1. На столе лежали орехи. Два мышонка стоят и думают: если мы возьмем по три ореха, то один останется лишним, а если по четыре - одного не хватит. Сколько было орехов?

2. Двое друзей договорились сесть в четвертый вагон электрички, в которой было семь вагонов. Один сел в четвертый с начала поезда, а другой – с конца. Встретились ли друзья в одном вагоне?

3. Сколько раз надо распилить бревно, чтобы получилось четыре полена?

4. Стоит, в поле дуб. На дубе три ветки, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок?

5. Каждый месяц года оканчивается 30-м или 31-м числом. В каком месяце есть число 28?

6. Отец с двумя детьми катался на велосипедах. Велосипедов было три, а колес - семь. Как это может быть?

Ведущий – все ребята с задачами справились. А помогли вам логика, знание формы и цифры. И, конечно, веселая и умная книга Г. Н. Юдина «Заниматика», которую он придумал сам, сам и все рисунки к ней нарисовал.

Медведева Т.А.,
библиотекарь ГБУК РО
«Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной»

Г.Н.Юдин

ЮДИН ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Даты жизни: 27 сентября 1943
Место рождения: город Каахка (Туркмения)
Русский художник-иллюстратор, автор книг для детей
Известные произведения: «Букварёнок», «Главное чудо света», «Заниматика»

Георгий Юдин родился 27 сентября 1943 года в Туркмении (г. Каахка). О событии своего детства, наложившем отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, художник рассказывает так: «В 1948 году в Туркмении случилось страшное Ашхабадское землетрясение, когда погибло 130 тысяч человек, в том числе мой отец и сестра. И только благодаря маме, которая меня, пятилетнего мальчика, закрыла собой, я словно бы родился второй раз».
Вероятно, случившееся и помогло Георгию Николаевичу особенно чётко осознать исключительную ценность семьи и детей.
По окончании железнодорожного техникума и службы в армии, где, собственно, он и начал рисовать, будущий художник учился в Полиграфическом институте. Георгий Николаевич ходит в музеи, много читает, пробует писать масляными красками.
Свою первую книжку он иллюстрирует для туркменского издательства. Книжки, которые он иллюстрирует после окончания института, наполнены приключениями и сказочными происшествиями. Это «Человек-амфибия» Александра Беляева, «Шпион» Фенимора Купера, сказочная повесть «Чёрная курица» Антония Погорельского. Всего Георгием Юдиными оформлено иллюстрациями 130 книг. Своих героев художник умеет рисовать живыми и подвижными.
А ещё Георгий Николаевич работал в кино над широко известными фильмами «Красные дипкурьеры» и «Капитан Немо». Таинственный серебристый «Наутилус» - подводный корабль из романа Жюля Верна «Капитан Немо» на Одесской киностудии построили по рисункам Г.Юдина. Актеры подружились с художником. И если смотреть кинофильм «Капитан Немо», то на палубе парусника «Товарищ» в форме английского матроса можно увидеть и самого художника - широкоплечего рыжеволосого бородача.

А потом Георгий Юдин стал писателем, произошло это не случайно. «Я был просто детским художником, но, когда у меня родились две дочки Аня и Даша, началась мука под названием «Папа, почитай сказку!» И я, молодой тогда художник, с тоской думая о незаконченных иллюстрациях к моей любимой сказке А. Погорельского «Чёрная курица», начинал, наверное, в сотый раз пересказывать этим ненасытным мучителям про Ивана-царевича с лягушкой, про козу рогатую да про кота усатого, про рыжую девочку Машу, которую серые волки утащили в страшный лес за то, что она не давала папе рисовать книги и зарабатывать деньги…
«Нас очень много», - с тоской думал я о молодых родителях, которых дети заставляют читать сказки и не дают работать и отдыхать. Вот тогда-то я и написал свою первую книгу «Букварёнок», по которой дети могут научиться читать».
«Букварёнок» - это увлекательная игра-разговор о буквах. В 1989 году книга получила серебряную медаль в немецком городе Лейпциге.
В предисловии к книге автор написал: «Всё о буквах. Сказки и удивительные истории о самом интересном во всем мире». Про каждую из букв алфавита художник Г. Юдин сочинил смешную или печальную сказку. Разве «М» не похожа на быструю молнию, а «В» на варежку? В букве «Ш» легко увидеть шпалы. «Букварёнок» - это и учебник и книжка-игрушка. Обучать играя – главное ее назначение. Книга рассчитана на активное участие самого ребенка в освоении букв, в увлекательном путешествии в мир вещей. За 20 лет «Букваренок» переиздавался пятнадцать раз! И вот в 2001 году наши начинающие читатели получили еще один подарок - «Букваренкину школу». Новое, необычное по методике дополнение к «Букваренку» позволит детям быстро и весело научиться не только читать, но и писать. Книги объединяют общие герои - мышонок Мыша и плюшевый Миша.

Ну вот «Аня с Дашей росли и в один прекрасный день явились ко мне с неожиданным для всех родителей вопросом: «Папа, откуда берутся дети?».
«Нас слишком много», - с тоской подумал я о бедных родителях, которые не знают, что ответить на это пытливым чадам. Пришлось прочитать много научных книг по анатомии, биологии, чтобы потом все эти знания перенести на детский язык.
Я был потрясён прочитанным. Мне хотелось бегать по улицам, размахивать руками, как птица, и орать: «Люди! Каждый из нас чудо!». Я так и назвал книгу: «Главное чудо света».
Книга Георгия Юдина «Главное чудо света» - мудрое пособие для детей и родителей. Книга с уважением и любовью рассказывает детям о Человеке, о том, какое это совершенное создание Природы. Она не только о том, как устроен человек, она открывает глаза на самих себя, изменяет наше отношение к себе, к своему здоровью, воспитывает культуру чувств. Открывает эту прекрасную книгу о человеке глава «Откуда берутся дети». Медики и психологи установили, что для нормального, не искривленного духовного развития ребенку надо знать, как он рос внутри мамы и что связывает его с отцом. Понимание им роли матери и отца готовит его самого к этой будущей роли. Это принципиально важно для эмоционально-нравственного отношения человека к любви. Особую роль в книге играет ведущий: папа. Это как бы модель поведения для родителей, своими объяснениями он дает им наглядный пример, как надо говорить с детьми о деликатных, сложных вещах и что именно говорить, учитывая возможности конкретного ребенка. Книга написана очень корректно, с чувством юмора. Прекрасные, «говорящие» иллюстрации, схемы к каждой главе, сделанные автором и дополненные картинками из художественных музеев мира,- делают книгу более полной, убедительной. Пособие такого рода для детей и их родителей появилась у нас впервые. Это поистине уникальное издание.

А тем временем «Прошло ещё два года, и моих детей и других тоже нужно было обучить арифметике, но не нудно, как в школе, а интересно и весело. Появилась «Заниматика» , где все цифры были не скучными закорючками, а живыми существами со своей удивительной интересной жизнью». Книга помогает детям не только быстро запоминать цифры и решать несложные задачи, но даёт первые представления о теории относительности, пространства и времени, научит творчески мыслить и находить правильные решения не только в математике, но и в жизни.
А ещё в творчестве Георгия Николаевича - писателя и художника есть и добрая, веселая сказка «Зеленый поросенок». Наивный (зеленый) пластилиновый поросенок заставляет окружающих взглянуть на себя как на личность, способную совершать необыкновенные, добрые и чистые поступки.

Георгий Юдин пишет: «Взрослели мои дети, взрослели и темы книг, которые я писал и рисовал. Теперь мне хотелось сочинять не только сказки и стихи, как, например, «Зелёный поросёнок» или «Усатый сюрприз», но книги, которые наполняли бы душу ребёнка духовным светом веры, рассказывали бы ему о таинственном, невидимом Боге, создавшем весь мир, об Ангеле-хранителе, оберегающем людей от несчастий, о чудесах великих святых: Георгия Победоносца, Ильи Муромца, Сергия Радонежского и многих других, об их помощи людям».
В творчестве Георгия Николаевича появляются книги духовно-нравственного содержания. Одно из первых книг стала «Птица Сирин и всадник на белом коне». Автор повести задаётся вопросами: Что такое родная история? Что такое русский человек, чем одарен, на что способен? Главный герой книги Егорий проходит через душевные и физические муки, слепоту и чудесное исцеление и становится иконописцем. Вместе с ним читатель узнаёт, как рождается художник, что такое искусство иконы, как расписывают церкви, почему Егорий выбирает для иконописи образ Георгия Победоносца, который становится символом Древней Руси. Книга эта - прекрасное дополнение к урокам истории России XVI века.
Книги Георгия Юдина заставляют нас окунуться в древнюю историю нашей страны. Конечно, все работы Георгия Юдина, преподнесены в сказочной манере, однако большая доля наших познаний о древней Руси проистекает именно из различных сказок, сказаний, былин, писаний прошедших из уст в уста через десятки поколений.

Разносторонняя деятельность Георгия Юдина отмечена многими почётными званиями и наградами. Он - заслуженный художник России, член Союза писателей России, вице-президент Совета по детской книге России, кавалер Ордена Преподобного Сергия Радонежского, лауреат международного конкурса детской книги в Братиславе (БИБ-83) «Золотое яблоко» за иллюстрации к книге А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», обладатель Серебряной медали международной книжной выставки в Лейпциге (1987 год) «Самая красивая книга года» (за книгу «Букварёнок»). А в 1998 году за книгу «Муромское чудо» имя Георгия Юдина было внесено в Почётный список Ханса Кристиана Андерсена.

Класс:

#}

«Сделать серьёзное занятие
для ребенка занимательным –
вот задача первоначального
обучения».
К.Д. Ушинский

Учебник «Букварь»

Тема: ЗаглавнаябукваМ

Цели:

  1. формировать навыки чтения, ознакомить с правописанием имен собственных, фамилий, географических названий, развивать интерес к чтению, обогащать словарный запас школьников;
  2. развивать логическое мышление, внимание, память, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук;
  3. воспитывать чувство доброты, милосердия, взаимовыручки, любовь к Родине.

Оборудование: иллюстрации (мышонок Мыша, медвеженок Миша, девочки Марина, Мила, мальчики Марк, Максим, гномик Томми с тележкой, кошка Мурка, коза Машка, корова Марта, «Красная площадь-главная площадь в Москве»); словарные слова, портреты поэтов Маршака, Михалкова, Маяковского, Мориц.

Ход урока

I . Орг. Момент

II . Повторение

Работа с азбукой. Чтение алфавита. Повторение гласных звуков. Чем отличаются звуки от букв?

III . Сообщение темы урока

Сегодня мы с вами будем знакомиться с большой буквой М. А знаете кто принес нам эту букву? Знакомьтесь – это мышонок Мыша и медвежонок Миша. Кто знает, почему слова Мыша и Миша напечатаны с большой буквы?

IV . Постановка и решение проблемной ситуации

А посмотрите кто это? (изображения коровы, козы, кошки)

И они настаивают, что тоже принесли большую буквы М. Это возможно? Объясните. (Под картинками появляются слова «корова Марта, кошка Мурка, коза Машка»)

Про медвежонка Мишу и мышонка Мышу Г. Юдин написал сказку «Поэты». Послушайте и подумайте, кто такие поэты, какие имена в этой сказке вы услышите.

«Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:

Давай стихи придумывать. Вот слушай, какое я сочинил:

Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо
Нет на свете никого
Лучшей нашей…

Малины! - заорал Миша.

Да причем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».

Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?

Ну, хотя бы про этот мухомор.

Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы.

Что ты, что ты! - испугался мышонок. - Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,
чем бойкий рыжий…

Айболит! - заорал медвежонок.

Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.

Откуда ты так много знаешь?

Кто много читает, тот много знает! - ответил мышонок Мыша.»

Беседа .

Какие имена вы встретила в этой сказке?

Кто такие поэты?

Хороший ли поэт Миша?

Кто лучше всех на свете?

Какие грибы нельзя есть?

Кого мышонок назвал доктором леса?

Работа по развитию речи .

А давайте мы с вами попробуем посочинять. Подскажите мне словечко в рифму.

В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?...
(мышка )

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной…

Каждый тут в лесу талант
И певец, и…

Каких поэтов вы знаете? (на доске появляются портреты и фамилии Михалкова, Маршака, Маяковского, Мориц) Учитель обращает внимание на написание фамилий поэтов. Учащиеся читают небольшие отрывки стихотворений поэтов.

Работа с учебником.

Чтение столбиков слов в «Букваре».

Прочитайте самые длинные имена. Объясните.

Прочитайте имена, состоящие из одного слога, двух слогов. Как определить, сколько в слове слогов?

Игра (на доске изображения девочек и мальчиков, буквы вразброс).

Составьте из букв имена девочек и мальчиков.

Физ. минутка

Работа с учебником (продолжение)

Чтение слов третьего столбика.

Угадайте, что это упругая нить из металла или капрона, которая натягивается на музыкальных инструментах. Что это? (струна)

Где вы могли видеть струны?

В слове «струна» замените гласную «У» на гласную «А». Прочитайте получившееся слово.

Как называется страна, в которой вы живете?

Какой город считается самым главным в нашей стране? Хотите побывать в Москве? (на доске появляется репродукция Красной площади и другие фотографии Москвы)

Развитие речи.

Составьте с данными словами предложение.

(На доске слова «Столица», «Москва», «России» и «большой, Москва, город, красивый»).

Совершенствование навыков чтения.

Чтение текста о гноме Томми.

Беседа по тексту.

Что мы уже знаем об этом гноме?

Кто написал стихотворение об этом гноме?

Чтение стихотворение Юнны Мориц наизусть.

Зарядка с гномом.

Игры с Томми.

В тележке у гнома буквы, из которых ребята должны составить имена.

Произнесите имена ласково.

Гном рассказывает старинные дразнилки.

А у Мити на носу кошки ели колбасу.

Мариночка-пышка на улицу вышла,
На пенёчек села, пирожочек съела.

Подведение итогов урока.

  1. Какие слова пишутся с большой буквы?
    Назови имена, которые начинаются с буквы «М», придумай клички животным: собаке, кошке, корове, козе - на букву «М».
    Вспомни фамилии детских поэтов, которые начинаются на букву «М».
    Назови города, реки, которые начинаются на «М».
  2. Придумай предложения,первое слово которого начинается на букву «М» (Например: М ама мыла раму.)

Ныне имя Юдина приобрело известность широчайшую. «Не так уж много у нас в Красноярске имен деятелей культуры, которые всемирно известны: В. Суриков, Г. Юдин, да сегодня В. Астафьев, Д. Хворостовский, пожалуй, и все», - писала газета «Вечерний Красноярск».

Оценка, что и сказать, не бесспорная, хотя, в общем, и не особенно режущая слух, тем более, что высказана она была в дни проведения первых Юдинских чтений, когда и самые высокие слова в адрес Юдина не казались преувеличенными.

Но так было не всегда. В тридцатые годы уже за одну только родственную связь с Юдиным его потомки могли попасть под подозрение со всеми последствиями репрессивного характера. В последующем продажа Юдиным своей библиотеки в Америку была представлена как преступление. А потом и еще одно тяжкое обвинение предъявили красноярскому купцу - спаивал-де народ, поскольку владел винокуренным заводом.

И только одно светлое пятно обнаруживали историки-марксисты в биографии Геннадия Васильевича Юдина - во время сибирской ссылки в его библиотеке занимался Владимир Ильич Ульянов! И может быть благодаря именно этому обстоятельству дача Юдина, вместилище огромной библиотеки, сохранилась до наших дней в приличном виде.

Время непредвзятого отношения к Юдину совпало с приближением 150-летия со дня его рождения, а в более широком смысле - с возвращением из небытия имен многих незаслуженно забытых литераторов, ученых, военачальников, лиц купеческого звания.

Внешняя канва жизни Геннадия Васильевича известна достаточно хорошо. Родился 28 февраля 1840 года в купеческой семье в сибирском городе Тара, корни которой им самим прослежены до начала XVII столетия. В 1852 году Юдины перебрались в Минусинск, куда глава семейства Василий Сергеевич был назначен на службу - в питейную контору Минусинского округа.

Юный Геннадий получил хорошее домашнее образование, изучал иностранные языки. Трудовую жизнь начал рано - пошел по стопам отца, поступив на службу в 1858 году в контору питейных сборов Минусинского округа. А в 1862 году он открывает в Балахте собственную винную торговлю.

Страсть к книгам, собирательству собственной библиотеки давно одолевает его. Круг его книжных интересов чрезвычайно широк, заказывал он издания самые разнообразные - от «Горя от ума» Грибоедова до «Руководства к общей и лесной ботанике» некоего Дютура. Этот широчайший интерес Юдина к литературе самого разного направления с годами не только не угас, но приумножился многократно, будучи материально обеспеченным.

Говорят, коснись подноготной всякого изрядного капитала - и откроется преступление. В основе юдинского богатства лежал счастливый случай, невероятное везение. В начале 1870-х по 100-рублевой облигации внутреннего выигрышного заема он выигрывает огромную сумму - 200 тысяч рублей!

Юдин строит в окрестностях Балахты винокуренный завод, всерьез занимается золото добычей. К этому времени он уже женат на дочери местного священника Евгении Нигрицкой. Рождаются дети: мальчики, девочки. В 1878 году Юдин с семьей перебирается в Красноярск, приобретает в городе недвижимость. Он уже по-настоящему богат и может позволить себе покупать для библиотеки любые, самые редкие и дорогие издания.

Впрочем, деньгами Юдин сорить не любил, при покупке книг нещадно торгуется, сбивает цену. Не был он замечен и в особой благотворительности. Мог бы, казалось, уж что-нибудь и подарить из своего книжного Монблана в библиотеки города. Но нет, ни одной подаренной им книги в общественных библиотеках Красноярска не найти! Правда, на свои средства он издал десятка два книг - собственную родословную, исторические работы ряда авторов. Самым дорогим - обошлось в 25 тысяч рублей - было издание каталога «Русские книги» Венгерова (оно осталось незаконченным, вышли лишь первые три тома).

За городом, на Афонтовой горе, Юдин приобретает участок земли и строит на нем двухэтажное здание для библиотеки. Пишут, причиной тому послужил катастрофический пожар 1881 года, от которого выгорело пол-Красноярска, но и не только пожар, наверное.


Юдин в Красноярске вообще жил как-то наособицу. В общественных делах города заметного участия не принимал, красноярского общества сторонился да и числился к тому же купцом петергофским. В Красноярске во времена Юдина имелись, между прочим, довольно значительные частные библиотеки - журналиста Скорнякова, книгопродавца Комарова. Но о каком-то на книжной почве общении с ними Юдина сведений нет, скорее всего этого общения и не было. Уж очень разными любителями книг они были: нотариус Ицын, например, составлял рабочую юридическую библиотеку. Юдина же занимала иная идея - уместить на своих книжных полках, казалось, всю Вселенную!

Замысел, что и говорить, грандиозный и изысканный: посреди сибирской глуши, за тысячи верст от столиц, над великой рекой и вдали от мирской суеты (город внизу) построить чудесный дом - средоточие всех знаний человечества! Здесь, над книгами, Юдин проводил счастливейшие часы своей жизни. Библиотека росла, вбирала в себя целые воза книг, выписываемых через московских и питерских антиквариев, пополнялась пудами архивных материалов, рукописей.

Но вот как гром среди ясного неба: 1898 год, Юдин дает объявление о продаже своей библиотеки. Особое условие продажи - целиком и в одни руки. Деньги за нее просит гораздо меньшие, нежели ее подлинная стоимость. Но покупателей не находится. Проходит год, два, идут годы... Покупателей на библиотеку в России все нет. Отказался от ее покупки и Николай II, к которому обратился Юдин, - «из-за недостатка средств». И тогда на сцене появляются американцы в лице представителя вашингтонской Библиотеки конгресса А. Бабина.

После нескольких лет переговоров в 1907 году юдинская библиотека была продана Библиотеке конгресса США за 100000 рублей.

Вот, собственно, и все - такова внешняя сторона продажи библиотеки. Загадкой остаются мотивы, побудившие Юдина расстаться со своим детищем.
Те, кто писал об этом, в числе таковых называли и смерть двоих его сыновей, и возможные пожары и волнения в городе, стеснение в средствах, приближающуюся старость... И все это, конечно, могло способствовать принятию решения.

В 1898-м, когда оно было принято, Юдину исполнилось 58 лет. Наверное, к этой поре он не раз задумывался о цели своего собирательства. Его огромнейшая библиотека универсальна: сотни и тысячи книг составляют разделы по всем отраслям знаний - от философии и истории до медицины и сельского хозяйства. Пишут, что Юдин знал каждую книгу своей библиотеки. Но это совсем не означает, что он прочел всю библиотеку или хотя бы имел такое намерение. К тому же прочесть все эти тома - не хватит и нескольких жизней. Среди его сыновей, дочерей (как, впрочем, и дальних потомков) страстных любителей книг, книгочеев, а уж тем более их собирателей не оказалось. Для кого же тогда создавалась Юдиным библиотека? Не в расчете же, в самом деле, на редких заезжих историков, как Семевский, или образованных ссыльных вроде Ульянова, получавших к ней доступ.

В его библиотеке было немало редких изданий. Но особенность ее все-таки заключалась в ее универсальности.


Юдин тщательно подбирал, выписывал и современные ему издания - труды по различным отраслям знаний, текущие периодические издания - от «Акушерки» (!) и «Железнодорожного дела» до «Вопросов философии» и «Исторического вестника». И больше всего юдинская библиотека напоминает университетскую. Да, в ней есть отдел редких книг, но не он главный, основное в ней - книги для самообразования, книги, по которым можно изучать науки, писать труды.
Решившись продать библиотеку за границу, Юдин знал: то, что было у него, было и в других крупнейших библиотеках страны. А по-настоящему уникальное - рукописи, архивы, это он и не продал Америке (за исключением материалов, связанных с деятельностью Русско-Американской компании).

Конечно, для Красноярска юдинская библиотека явилась бы настоящей сокровищницей. Но, увы, - Красноярск для Юдина все-таки не стал тем городом, которому он бы желал подарить библиотеку. Не был он, вероятно, убежден и в том, что Красноярск сможет содержать ее в надлежащем виде. Может быть, какое-то чутье подсказывало ему, что не сохранится в городе его библиотека. Это уже из области догадок и предположений, но если допустить, что тяжелые раздумья такого рода посещали Юдина, то ведь иначе, как провидческими, их не назовешь!

Достаточно вспомнить, что случилось со второй его библиотекой - той, что он собрал уже после продажи первой и которая осталась после его смерти в Красноярске.

Гражданская война - на юдинской даче расквартирована красноармейская часть. Солдаты крутят из листов рукописей самокрутки. Двадцатые годы - библиотека национализирована, свезена в подвал одной из церквей города. Книги расходятся по рукам, пропадают. Потом их поделили между несколькими библиотеками города. И даже самое ценное, что не попало за океан, - рукописи, архивы были для Красноярска утрачены, да и частично для России, как оказалось, тоже. В начале 1950-х рукописи были вывезены в Москву, затем попали в другие города страны, в т.ч. и те, которые нынче - ближнее и дальнее зарубежье...

Но что там вторая библиотека Юдина! Знали ли те, кто называл продажу Юдиным своей библиотеки в Америку преступлением, о том, как большевики распродавали в 1920-е - 1930-е годы книжные сокровища страны?

Распродавались национализированные библиотеки русских царей, дворян - инкунабулы, петровские издания, подносные экземпляры, рукописи и первоиздания, подлинные указы, подписанные государями, уникальные альбомы фотографий, гравюры... Вот, например, что было выставлено на аукционе, прошедшем в Нью-Йорке в 1934 году: «Коллекция редких русских книг в марокеновых переплетах времен издания. Иллюстрированные книги, книги с автографами из библиотек Марии Федоровны, Екатерины II, Александра I, Александра II, Александра III, Николая I, Николая II, великих княжен...».

И если бы все это распродавалось хотя бы за большие деньги! Так нет же! Как свидетельствует историк, «многие книги из императорских библиотек были куплены за бесценок - иногда за 2 или 5 долларов»!.. Вот уж когда поистине совершалось преступление!

Владимир Чагин

Георгий Николаевич Юдин - писатель и художник. Заслуженный художник России, член Союза писателей России, вице-президент Совета по детской книге России.

Родился в Туркмении (г. Каахка). О событии своего детства, наложившем отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, художник рассказывает так:

«В 1948 году в Туркмении случилось страшное Ашхабадское землетрясение, когда погибло 130 тысяч человек, в том числе мой отец и сестра. И только благодаря маме, которая меня, пятилетнего мальчика, закрыла собой, я словно бы родился второй раз» .

Вероятно, случившееся и помогло Георгию Николаевичу особенно чётко осознать исключительную ценность семьи и детей.

По окончании железнодорожного техникума и службы в армии, где, собственно, он и начал рисовать, будущий художник учился в Полиграфическом институте. Потом работал в кино над широко известными фильмами «Красные дипкурьеры» и «Капитан Немо».

«Я был просто детским художником, когда у меня родились две дочки, Аня и Даша, и началась мука под названием: «Папа, почитай сказку!»

С тоской думал я о незаконченных иллюстрациях к моей любимой сказке «Чёрная курица» А. Погорельского.

Вот тогда-то, 25 лет тому назад, я и написал свою первую книгу «Букварёнок», по которой дети могут сами научиться читать.

Взрослели мои дети, взрослели и темы книг, которые я писал и рисовал. Теперь мне хотелось сочинять не только сказки и стихи, как, например, «Зелёный поросёнок» или «Усатый сюрприз», Обложка книги Г.Юдина «Букварёнок»Обложка книги Г.Юдина «Зелёный поросёнок»но книги, которые наполняли бы душу ребёнка духовным светом веры, рассказывали бы ему о таинственном, невидимом Боге, создавшем весь мир, об Ангеле-хранителе, оберегающем людей от несчастий, о чудесах великих святых: Георгия Победоносца, Ильи Муромца, Сергия Радонежского и многих других, об их помощи людям».

Разносторонняя деятельность Георгия Юдина отмечена многими наградами. Он - кавалер Ордена Преподобного Сергия Радонежского, лауреат международного конкурса детской книги в Братиславе (БИБ-83) «Золотое яблоко» за иллюстрации к книге А. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», обладатель Серебряной медали международной книжной выставки в Лейпциге (1987 год) «Самая красивая книга года» (за книгу «Букварёнок»). А в 1998 году за книгу «Муромское чудо» имя Георгия Юдина было внесено в Почётный список Ханса Кристиана Андерсена.

Основные работы:

А. Некрасов. Приключения капитана Врунгеля

А. Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители

Г. Юдин. Букварёнок

Г. Юдин. Букварёнкина школа

Г. Юдин. Заниматика

Г. Юдин. Заниматика для малышей

Г. Юдин. Зелёный поросёнок

Г. Юдин. Муромское чудо

Г. Юдин. Свеча неугасимая: Преподобный Сергий Радонежский

Г. Юдин. Смиренный воин: Историческая повесть о Святом Георгии Победоносце


Close