Против брахманистской идеологии и системы варн было направлено в VI в. до н. э. учение Сиддхартха, прозванного Буддой (Просветленный). Дхарма у буддистов выступает как управляющая миром закономерность, естественный закон. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона: путь законности оказывается вместе с тем дорогой справедливости и мудрости. Главное в – отличие от брахманизма буддизм провозгласил установку на индивидуальный путь спасения.

Определенные рационалистические трактовки государства и права наблюдаются в "Артхашастре" (IV–III вв. до н. э.), автором которого считается Каутилья (Чанакья), советник и министр царя Чандрагупты I. Кроме морально-нравственных норм, акцент делался на практической пользе (артхе) и обусловленных ею политических мероприятиях и административно-властных установлениях.

Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (VI–V вв. до н. э.) признавал Божественное происхождение власти императора, но отказался от Божественного происхождения государства. Согласно его учению оно возникло из объединения семей. То есть государство – это большая патриархальная семья, где император – строгий, но справедливый отец, а подданные – его послушные дети. Отношения в государстве должны регулироваться прежде всего моралью. Благо народа – один из центральных пунктов политической части его доктрины. Мудрый администратор должен хорошо знать, что любят люди и что они ненавидят; он всегда должен стремиться к добру, и тогда люди пойдут за ним. Следование этим принципам означает "дао" (правильный путь). Сам Конфуций не добился особых успехов в попытках реализовать свои идеи на практике. Однако его доктрина стала той отправной точкой, той стандартной "измерительной шкалой" политической культуры, с которой сверяли свои теории мыслители и реформаторы последующих поколений.

В рамках даосизма, основателем которого считается Лао-цзы (VI в. до н. э.), правильный путь (дао) рассматривался не как путь в соответствии с требованиями богов, а как естественная природная необходимость. То есть по Лао-цзы, законы природы выше законов богов и несут в себе высшую добродетель и естественную справедливость. Тем самым он одним из первых подверг критике общественно-политическое устройство Китая. Его призывы к воздержанию, возврату к общинной жизни в ее патриархальности не получили широкой общественной поддержки.

Основатель моизма Мо-цзы (V в. до н. э.) обосновывал идею естественного равенства людей. Для этого он по-новому трактовал понятие "воля неба", рассматривая его как всеобщность, т. е. равное отношение ко всем людям. Отсюда его резкая критика существующих порядков. Мо-цзы стал одним из первых основателей договорной концепции происхождения государства. Он утверждал, что отсутствие управления и единого понимания справедливости определяло состояние вражды и хаоса в обществе. Для их устранения люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека и назвали его сыном неба.

Легисты Древнего Китая в лице одного из видных представителей этой школы Шан-Яна (IV в. до н. э.) критиковали взгляды Конфуция за идеализм в отношении морально-нравственных норм для правителя, которыми он должен руководствоваться. Шан-Ян считал, что управлять можно не с помощью добродетелей, а с помощью жестких законов, которым люди должны подчиняться под страхом наказания и насилия. Для этого легисты обосновывали принцип коллективной ответственности на основе круговой поруки (пятидворки и десятидворки) и внедряли идеи тотального доносительства. Эти идеи сыграли значительную роль в дальнейшем развитии системы государственного управления Древнего Китая и соседних стран, а впоследствии через монгольское завоевание – и в России.

Таким образом, первые попытки осмысления общественнополитического устройства в рамках религиозно-мифологического мировоззрения заключались в рассмотрении земных порядков как неразрывной части космических порядков, имевших Божественное происхождение. Тем самым утверждалось превосходство порядка над хаосом.

Вопрос 8. Политическая мысль Древней Греции и Рима

В I тысячелетии до н. э. по мере развития общества произошел скачок в духовной культуре и человечество сделало первые шаги в сторону рационального самосознания в рамках философии. Подлинной вершиной политической мысли Древнего мира по праву считается политическая философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей, поэтому главной ее ценностью является свобода. Особенности географического положения Эллады давали возможность близкого сосуществования различных форм правления, многообразие межгосударственных связей, культурных стилей давало подлинное богатство политической жизни. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в политической жизни, власть была не религиозной, вся Эллада была ареной борьбы за власть не жрецов, а обычных граждан. То есть развитие политической науки отражало объективные потребности общественной жизни.

Одной из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека и общества как части естественного природного процесса, как результата приспособления и подражания стали идеи Демокрита (460–370). То есть полис и законы – это искусственные образования, но созданные в ходе естественной эволюции человека и общества как части природы. Отсюда вытекает и критерий справедливости для общества: справедливо все, что соответствует природе (чувство меры, взаимопомощь, защита, братство и т. д.). Демокрит одним из первых обосновал идею демократического общественного устройства, построенного на принципах равенства и справедливости. Вместе с тем его нельзя представлять как безоговорочного сторонника обязательного участия всех граждан в управлении полисом. Он, как и многие другие, выделяет для этого лучших людей, наиболее способных к управлению.

Еще одним направлением, обосновывающим демократическое устройство государства, стал софисзм (V в. до н. э.). Например, Протагор (481–411) обосновывал это тем, что боги дали одинаковую возможность людям быть причастными к мудрости, добродетелям и искусству государственной жизни. Главная задача полиса – воспитывать у граждан такие добродетели, как справедливость, рассудительность и благочестие.

Сократ (469–399) одним из первых заложил в основу всей последующей политической науки мысль, что управлять должны знающие. Политическое знание достигается упорным трудом человека, достойного этой истины, нравственного и политически добродетельного.

Политические идеи Платона (427–347) наиболее полно изложены в диалоге "Государство". Участники диалога пытаются смоделировать облик идеального государства, где царила бы подлинная справедливость. Побудительной причиной создания государства Платон считает многообразие материальных потребностей человека, невозможность удовлетворить их в одиночку. Залогом стабильности государства является разделение труда по склонности души. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделенному – в государстве соответствуют три схожих начала – совещательное, защитное и деловое. Этим последним соответствуют три сословия: правителей, воинов и производителей, которые не должны вмешиваться в дела друг друга. Управлять государством должно особое сословие философов, специально подготовленных для этой роли.

Платон описывает 7 типов государственного устройства: один – описанный выше – идеальный, какого не было в реальной действительности; два – правильных (монархия и аристократия) и четыре несовершенные политические формы: тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Причем демократию он называет главной бедой политики, ибо она – не власть масс, которая неминуемо приведет к тирании большинства. В демократии, по его мнению, происходит порча нравов, изгоняется благоразумие, водворяются наглость и бесстыдство. Демократия кратковременна, толпа очень скоро уступает власть единоличному тирану.

В политическом идеале Платона личность, общество и государство сочетаются в полисе. Он считал, что рядовому индивиду не присуще истинное знание, и стремился подчинить его государству. Для этого он вводит строгую иерархию сословий: философы-правители (высший класс); стражи и воины; ремесленники и крестьяне (физический труд). У подданных нет ничего своего – ни семьи, ни собственности – все общее. Но и высшие классы не имеют права присваивать государственное добро. "Мы лепим государство, – писал Платон, – не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом" (см. Платон. "Государство"). В политическом учении Платона многие усматривают истоки тоталитаризма.

Другим выдающимся ученым Древней Греции был Аристотель (384–322), проанализировавший многие политические понятия. По его мнению, политическая наука занимается государством, полисом. Он утверждал, что государство – естественное образование; развитие общества идет от семьи к общине (селению), а от нее – к государству (городу-полису). Естественное происхождение государства обусловлено тем, что "человек по природе своей есть существо политическое" и несет в себе инстинктивное стремление к "совместному сожительству". Однако приоритетно государство – оно, по его мнению, по природе стоит впереди семьи и индивида. Государство существует ради лучшей жизни своих граждан. В своей книге "Политика" Аристотель не выделял государство из общества, подчеркивая, что "необходимо, чтобы целое предшествовало части". Государство должно быть воплощением справедливости и права, выражением общего интереса граждан.

В учении Аристотеля также имеются тоталитарные тенденции: человек – часть государства, его интересы подчинены общественному благу. Граждан он называл свободными людьми, но свободу понимал только как противоположность рабству: граждане – не рабы, ими никто не владеет; они занимаются военными, законосовещательными, судебными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство – удел рабов.

«Социальный прогресс» - Прогресс. Социальный прогресс. Возможен ли социальный прогресс. Прогресс. Поток информации. Разные народы развиваются с разной скоростью. Социальный прогресс и развитие общества. Ряд закономерностей. Уровень развития. Время. Что такое общество. Равномерное развитие.

«Развитие общества» - Многочисленные войны. Первобытнообщинный строй. Регрессивная роль. Войны играли прогрессивную роль. Развитое индустриальное общество. Революция. Граждане. Первобытный строй. Практическая часть. Реформа. Компьютеризация школ. Закон ускорения общества. Социальный прогресс. Общественное явление. Закон развития общества.

«Социологические исследования» - Социальная система. Теория общественного договора. Работы периода Античности. Теория Аристотеля. Социология как наука. Социальные организации. Человек. Виды социологических исследований. «Государство» Платона. Социология. Сплошное обследование. Контент-анализ. Функции социологии. Телефонный и почтовый опрос.

«Общество и общественные отношения» - Общество и природа. Функции общества. Общество. Общество и общественные отношения. Что такое общество? Общественные отношения Сферы общественной жизни Общество – динамическая система Общество и природа. Сферы общественной жизни. Общество – динамическая система.

«Общественный прогресс» - Процесс противоречивости. Примеры из отечест­венной истории. Человечество. Многообразие путей и форм общественного развития. Прогресс. Георг Гегель. Прогресс и регресс. Общественное развитие. Социологические теории. Два подхода к решению вопроса о направленности человеческой истории. Карл Поппер. Представление людей о будущем.

«Дисциплина социология» - Методы социологического исследования. Учебник социологии. Социология не может существовать не добывая эмпирическую информацию. Система социологического образования в России. Эксперимент. Социологические явления. Социологическое исследование. Теоретический раздел. Респондент. Изучение документов. Система научного знания.

Вопросы урока: В чем суть проблемы общественного прогресса? Чем можно объяснить разнообразие взглядов на прогресс? В чем противоречивость общественного прогресса? Какие критерии прогресса существуют? Каков универсальный критерий общественного прогресса? В чем причины многообразия путей и форм общественного развития?






Противоречивость прогресса: Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отразились подъемы и спады Прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой Прогрессивные сдвиги в той или иной области могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества Ускоренный прогресс часто оплачивался высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились массы людей








Критерии прогресса: 1) А.Тюрго, М.Кондорсе и просветители: развитие разума, просвещения 2) А.Сен-Симон: состояние общественной нравственности, принцип братства 3) Ф.Шеллинг: правовой критерий, постепенное приближение к правовому устройству 4) Г.Гегель: степень сознания свободы 5) К.Маркс: развитие производства и производственных отношений


Современные критерии общественного прогресса: Рост продолжительности жизни Рост благосостояния населения Степень гармоничности между интересами личности и государства Степень гармоничности между интересами различных групп и слоёв общества Уменьшение степени напряжённости между различными группами общества




Питирим Сорокин (): «…все критерии прогресса, какими бы разнообразными они ни были, так или иначе подразумевают и должны включать в себя принцип счастья».












3. Французские просветители к критериям прогресса относили: а) развитие разума и нравственности; б) усложнение юридических институтов; в) развитие производительных сил; г) покорение природы. 4. Революция это: а) быстрые, качественные изменения в жизни общества; б) медленное, постепенное развитие; в) состояние застоя; г) возвращение в исходное состояние.


5. Верно ли суждение? А. Прогрессивное развитие общества - это всегда необратимое движение вперед. Б. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба неверны. 6. Верны ли следующие суждения? А. Для прогресса характерен переход от высшего к низшему. Б. Для прогресса характерны процессы деградации, возврат к низшим формам и структурам, а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны.


7. Критерием развития общества не является: а) уровень развития науки: б) степень удовлетворения личностью своих потребностей; в) религиозные предпочтения общества; г) состояние экономики. 8. Мыслитель, назвавший развитие нравственности главным критерием прогресса: а) Ф. Шеллинг; б) Г. Гегель; в) А. Сен-Симон; г) Ш. Фурье.


9. Реформа - это преобразование: а) изменяющее политическое устройство общества; б) ликвидирующее старые социальные структуры; в) изменяющее какую-либо сторону общественной жизни; г) приводящее к регрессу общества. 10. Необходимым условием самореализации человека выступает: а) свобода; б) техника; в) мораль; г) культура.


11. Полное изменение всех сторон общественной жизни, включая основы существующего строя - это: а) реформа; б) инновация; в) революция; г) прогресс. 12. Одним из первых обосновал идею общественного прогресса: а) древнегреческий поэт Гесиод; б) французский философ А. Тюрго; в) немецкий философ Г Гегель; г) основатель марксизма К. Маркс.



Критерий прогресса не выводится из самой исторических наблюдений, а представляет собой ту меру, с которым историк подходит к анализу исторической действительности. Поэтому критерий прогресса априорен и принадлежит не собственно истории, а философии истории. В различных концепциях философии истории выдвигаются разные критерии прогресса. У просветителей главным критерием прогресса было развитие разума и его внедрение в жизнь. Они видели конечную цель прогресса как некое полное торжество разума и воплощение разумных начал в жизни людей и общественном устройстве. У Гегеля историческим основанием прогресса и его критерием выступала свобода, точнее – осознание человеком свободы. В материалистическом понимании истории критерием общественного прогресса выступает уровень развития производительных сил общества.

Под общественным прогрессом понимают развитие к лучшему общества в целом. Именно в этом качестве прежде всего прогресс предстает как идея истории. Однако понятие прогресса используют также в науке, технике, нравственности, религии, праве и т. д., употребляя понятие прогресса применительно к отдельным сферам жизни общества. При этом проявляется проблема, заключающаяся в том, что прогресс в одних областях жизни может исторически совмещаться с застоем или регрессом в других областях . При этом прогрессивное или регрессивное изменение общества определяется по той сфере жизни, которая принимается за приоритетную в конкретной философской концепции.

Просветителям и их преемникам неоспоримым свидетельством прогресса всегда служило развитие науки и техники. Наиболее явно и быстро изменения происходят в политической жизни - периодический расцвет и упадок великих империй, преобразование внутреннего строя различных государств, порабощение одних народов другими, - постольку первые концепции общественного развития в древности стремятся дать объяснения именно политическим изменениям, которым придается характер цикличности. Так, уже Платон и Аристотель создали первые циклические теории развития общества. По мере развития общества циклический характер общественных изменений распространялся и на другие сферы его жизни. Всемирная история воспринималась как история расцвета, величия и гибели великих империй. Ш. Л. Монтескье "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734); Джованни Баттиста Вико (1668-1744) "Основания новой науки [об общей природе наций]" изложил теорию исторического круговорота , состоящего из трех эпох с соответствующими циклами - божественной, героической и человеческой, сменяющих друг друга в процессе всеобщего кризиса.

Умы эпохи Просвещения (Тюрго и Кондорсе, Пристли и Гиббон, Гердер и др.) пришли к убеждению, что новая эпоха в общественном развитии Европы далеко превзошла античность и является дальнейшей ступенью общественного развития. Появились первые теории общественного прогресса во всемирной истории, подорвавшие представления о ее цикличности и утвердившие идею поступательного развития человечества . Было изложено в книге Ж. А. Кондорсе "Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума".

Теории локальных цивилизаций . В XIX веке зародились и получили широкое распространение идеи цивилизационного пути развития общества, вылившиеся в концепцию многообразия цивилизаций. Одним из первых, разработавших концепцию всемирной истории как совокупности самостоятельных и специфичных цивилизаций, которые он называл культурно-историческими типами человечества, был русский естествоиспытатель и историк Н. Я. Данилевский (1822-1885). В книге "Россия и Европа" он хронологически выделял следующие сосуществовавшие во времени типы организации социальных образований: египетский, китайский, ассиро-вавилонский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (аравийский), романо-германский (европейский). К которым добавлял две цивилизации доколумбовой Америки, разрушенные испанцами.

Теория общественно-экономических формаций . Из теорий социального развития середины XIX - конца XX века наиболее обстоятельно была разработана марксистская концепция общественного прогресса как последовательной смены формаций. Над разработкой и согласованием ее отдельных фрагментов трудились несколько поколений марксистов, стремившихся, с одной стороны, устранить ее внутренние противоречия, а с другой - дополнить ее. Маркс и Энгельс стремились обосновать свою концепцию общественно-экономических формаций многочисленными ссылками на исторические источники, хронологические таблицы и фактический материал, она тем не менее в основном покоилась на отвлеченных, умозрительных представлениях своих предшественников и современников(Сен-Симона, Гегеля, Л. Г. Моргана и др.). Концепция формаций представляет собой не эмпирическое обобщение человеческой истории, а творческое критическое обобщение различных теорий и взглядов на всемирную историю, своего рода логику истории.

В I тысячелетии до н. э. по мере развития общества произошел скачок в духовной куль-туре и человечество сделало первые шаги в сторону рационального самосознания в рамках философии. Подлинной вершиной политической мысли Древнего мира по праву считается политическая философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология сво-бодных людей, поэтому главной ее ценностью является свобода. Особенности географиче-ского положения Эллады давали возможность близкого сосуществования различных форм правления, многообразие межгосударственных связей, культурных стилей давало подлин-ное богатство политической жизни. Во многих городах-полисах граждане активно участво-вали в политической жизни, власть была не религиозной, вся Эллада была ареной борьбы за власть не жрецов, а обычных граждан. То есть развитие политической науки отражало объективные потребности общественной жизни.

Одной из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека и обще-ства как части естественного природного процесса, как результата приспособления и подра-жания стали идеи Демокрита (460–370). То есть полис и законы – это искусственные образо-вания, но созданные в ходе естественной эволюции человека и общества как части природы. Отсюда вытекает и критерий справедливости для общества: справедливо все, что соответ-ствует природе (чувство меры, взаимопомощь, защита, братство и т. д.). Демокрит одним из первых обосновал идею демократического общественного устройства, построенного на принципах равенства и справедливости. Вместе с тем его нельзя представлять как безогово-рочного сторонника обязательного участия всех граждан в управлении полисом. Он, как и многие другие, выделяет для этого лучших людей, наиболее способных к управлению.

Еще одним направлением, обосновывающим демократическое устройство государ-ства, стал софисзм (V в. до н. э.). Например, Протагор (481–411) обосновывал это тем, что боги дали одинаковую возможность людям быть причастными к мудрости, добродетелям

искусству государственной жизни. Главная задача полиса – воспитывать у граждан такие добродетели, как справедливость, рассудительность и благочестие.

Сократ (469–399) одним из первых заложил в основу всей последующей политической науки мысль, что управлять должны знающие. Политическое знание достигается упорным трудом человека, достойного этой истины, нравственного и политически добродетельного.

Политические идеи Платона (427–347) наиболее полно изложены в диалоге «Госу-дарство». Участники диалога пытаются смоделировать облик идеального государства, где царила бы подлинная справедливость. Побудительной причиной создания государства Пла-тон считает многообразие материальных потребностей человека, невозможность удовлетво-рить их в одиночку. Залогом стабильности государства является разделение труда по склон-ности души. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделенному – в государстве соответствуют три схожих начала – совещательное, защитное и деловое. Этим последним соответствуют три сословия: правителей, воинов и производителей, которые не должны вмешиваться в дела друг друга. Управлять государством должно особое сословие философов, специально подготовленных для этой роли.

Платон описывает 7 типов государственного устройства: один – описанный выше – идеальный, какого не было в реальной действительности; два – правильных (монархия

аристократия) и четыре несовершенные политические формы: тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Причем демократию он называет главной бедой политики, ибо она

– не власть масс, которая неминуемо приведет к тирании большинства. В демократии, по

его мнению, происходит порча нравов, изгоняется благоразумие, водворяются наглость и бесстыдство. Демократия кратковременна, толпа очень скоро уступает власть единоличному тирану.

политическом идеале Платона личность, общество и государство сочетаются в полисе. Он считал, что рядовому индивиду не присуще истинное знание, и стремился под-чинить его государству. Для этого он вводит строгую иерархию сословий: философы-пра-вители (высший класс); стражи и воины; ремесленники и крестьяне (физический труд). У подданных нет ничего своего – ни семьи, ни собственности – все общее. Но и высшие классы не имеют права присваивать государственное добро. «Мы лепим государство, – писал Пла-тон, – не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом» (см. Платон. «Государство»). В политическом учении Платона многие усматривают истоки тоталитаризма.

Другим выдающимся ученым Древней Греции был Аристотель (384–322), проанали-зировавший многие политические понятия. По его мнению, политическая наука занимается государством, полисом. Он утверждал, что государство – естественное образование; разви-тие общества идет от семьи к общине (селению), а от нее – к государству (городу-полису). Естественное происхождение государства обусловлено тем, что «человек по природе своей есть существо политическое» и несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Однако приоритетно государство – оно, по его мнению, по природе стоит впереди семьи и индивида. Государство существует ради лучшей жизни своих граждан. В своей книге «Политика» Аристотель не выделял государство из общества, подчеркивая, что «необходимо, чтобы целое предшествовало части». Государство должно быть воплощением справедливости и права, выражением общего интереса граждан.

учении Аристотеля также имеются тоталитарные тенденции: человек – часть госу-дарства, его интересы подчинены общественному благу. Граждан он называл свободными людьми, но свободу понимал только как противоположность рабству: граждане – не рабы, ими никто не владеет; они занимаются военными, законосовещательными, судебными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство – удел рабов.

Сравнивая формы государственного устройства, Аристотель делит их по двум осно-ваниям: количество правящих и цель, т. е. моральная значимость правления. В резуль-тате получились три «правильные» (монархия, аристократия, полития) и три «неправиль-ные» (тирания, олигархия и демократия). Лучшей формой он считал политию, которая должна объединять три элемента: добродетель, богатство, свободу – и тем самым сочетать интересы богатых и бедных.

Определенный вклад в трактовку государства внес знаменитый римский оратор и мыс-литель Марк Цицерон (106 -43 гг. до н. э.). У него государство предстает как согласованное правовое общение, он считал его воплощением справедливости и права. Платон и Аристо-тель считали неотделимыми естественное право и государство. Цицерон говорил, что есте-ственное право возникло раньше любого писаного закона, раньше создания государства. В этом отношении Цицерон стоял у истоков понимания идеи «правового государства». Наибо-лее разумной он считал смешанную форму государства, в которой соединялись бы царская власть, аристократия и демократия.

Таким образом, основными проблемами политической философии древности являлись формы государственности, характер власти, положение индивида в государстве.

Н. А. Лучков. «Ответы на экзаменационные вопросы по политологии»


Close