Каждый из нас имеет право выбрать, чем он будут заниматься в жизни. Имеется ввиду интеллектуальный и умственный труд. Одним людям еще со школы хорошо даются точные науки, такие как математика или химия, а других привлекает творческая деятельность. Так вот, «золотые руки» тоже надо развивать.

Каждый из нас помнит те уроки труда, которые были раньше. Они значительно отличаются от современных. Тогда и время было другое, и оснащение кабинетов труда было на более высоком уровне. У кого-то остались положительные воспоминания от уроков труда, а кто-то не хочет вспоминать те времена, считая, что это давно ушло в прошлое. Согласитесь, что многое зависит от преподавателя. Хорошо, когда наставник вовремя рассмотрит в своем ученику творческую личность и будет помогать ему и болеть за него. Но бывает так, что ребенку нужно развиваться самостоятельно, без чьей-либо помощи. Сегодня ученики имеют совсем другие увлечения, но это не означит, что среди них нет творческих детей, которые любят придумывать и мастерить.

Возникает вопрос: есть ли польза от уроков труда в школах? Нужен ли этот предмет? Возможно, он уже никому не нужен? Многие считают, что через несколько лет этому предмету уже вообще не будет. Кому нужно уметь забивать гвозди или пользоваться рубанком? Большинство современных людей считает, что для этого есть специальные службы, которые за деньги сделают все, что нужно. А в интернет магазине http://domisad.com.ua/ можно купить все необходимые инструменты, которые нужны для дома, офиса, сада или небольшой городской квартиры.

В большинстве случаев уроки труда читают неквалифицированные мастера, поэтому эти часы стоит отдать на изучение каких-то других предметов. Мастерские в школах не в самом лучшем состоянии. Нет ни материалов, ни современных инструментов. Зачем тогда тратить время на никому не нужный предмет?

Каждый имеет право на свое мнение. Несомненно, уроки труда приносят много пользы. Дети могут отдохнуть от более сложных предметов, утомляющих их умственно. Уроки труда дают элементарные навыки, которые обязательно пригодятся в жизни. А недостатки можно найти во всем, если хорошо поискать. Мало кто из родителей возмущен отсутствием в школе уроков труда. Но все хотят, чтобы их ребенок развивался всесторонне и забывают о том, что физический труд способствует умственному развитию человека.

Вконтакті

Однокласники

Другие новости

Школа - это легко и весело. Помогите ребенку полюбить школу.

Зачастую, родители забывают о том, что подготавливать малыша к школе нужно не только покупая ему книжки и приспособления, но и морально. Как малыша заинтересовать школой? Несколько советов помогут вам в этом.

11 способов научиться думать положительно

В течение всей жизни нас учат математике, иностранным языкам, истории, но не учат главному - быть счастливыми людьми. Счастье - это положительное мышление, которому действительно можно обучиться. Стоит только захотеть, и наш мозг будет вырабатывать положительные эмоции по первому сигналу, как только они нам будут необходимы.

Социалки делают детей несчастными

Исследователи из Великобритании пришли к выводу, что самооценка подростков во многом зависит от количества времени, потраченного на социальные сети.

Как перестать хотеть сладкого?

Существует эффективный метод, способный снизить влечение к употреблению сладостей. В ходе проведенного американскими учеными исследования выяснилось, что уровень пристрастия к сладкому возможно снизить всего за 25 секунд.

Перестаньте делать эти 6 вещей, и ваши отношения сохранятся

Есть 6 способов, способных загнать любые отношения в угол, и единственным вариантом решить проблему - будет расставание. Некоторые люди необдуманно делают вещи, которые разрушают их отношения. Сложно сказать, почему они это делают: возможно не хватает силы духа, возможно воспитания, мудрости или банального опыта.

Новинки кино: 5 французских комедий 2017 года

В последнее время Франция начала выпускать действительно качественное кино, которое стоит смотреть. Итак предлагаем вашему вниманию 10 фильмов, которым обязательно нужно посвятить полтора часика вечером.

Нестандартный сценарий крестин ребенка

Крещение ребенка - одно из важнейших событий в жизни не только новорождённого, но и его родителей. Безусловно, хотелось бы, чтобы этот праздник надолго запомнился всем родным и гостям этого мероприятия. Сегодня мы поговорим об достаточно нестандартном, но не менее торжественном варианте крещение ребенка.

Стоит ли надеятся на уроки полового просвещения в российских школах?

В прогрессивных странах Европы к вопросам о половом просвещении подростков подходят с огромнейшей ответственностью: дисциплина «Половые отношения» является неотъемлемой частью школьной программы в Нидерландах и Германии. В России же, вокруг перспективы введения подобного предмета в школьную программу в течение десятков лет ведутся споры, при этом мнения взрослых по этому поводу разделились на два противоборствующих лагеря: одни считают, что данная дисциплина является обязательной, для других же даже разговоры о подобном являются своеобразным табу.

Негативное влияние Фейсбука на психику человека

Социальные сети отнимают львиную долю нашего времени в течение дня. Конечно, многие из вас скажут, что, фейсбучная активность в XXI веке это нормально. Но проблема в том, что мало кто из пользователей может отличить зависимость от использования. В определенный момент улыбка наших друзей изменилась в смайлик, а ругательства стали примером проявления заботы и доброжелательности.

История школьной формы: как менялась одежда российских учеников

В настоящее время, одним из обязательных требований, предъявляемых к ученикам общеобразовательных заведений, является наличие школьной формы. После развала СССР, привычные пиждаки, рубашки и красные галстуки отошли на второй план, а сами молодые люди получили полную свободу в выборе одежды. В 2013 году правительство РФ приняло решение о возобновлении обязательного ношения школьной формы.

Уроки технологии в московских школах эволюционируют. На смену самодельным табуреткам приходят хэнд-мэйд роботы, а привычные фартуки уступают место модным платьям..

Дисциплина "труд" сопровождает учеников практически всю школьную жизнь: с первого по восьмой-девятый классы. В начальной школе дети лепят из пластилина, делают оригами и аппликации. С пятого класса "труд" превращается в "технологию", которая направлена не столько на рукоделие, сколько на освоение передовых навыков современного быта.

Как правило, в средней школе мальчики и девочки обучаются отдельно: одних готовят стать мастерами на все руки, других – примерными домохозяйками. Но бывают и исключения. В некоторых школах технологию изучают всем классом. Например, в школе № 1601 юные представители сильного пола учатся готовить и вышивать вместе с прекрасной половиной населения.

Также существуют учебные заведения, где мальчикам труд преподают учителя информатики, считая основы программирования делом настоящих парней. Независимо от учебной программы, такие занятия адаптируют ребят к реальной жизни, где принцип "сделай сам" по-прежнему важен.

Мнение эксперта

"Дело не в том, что конкретно изучают на уроках технологии, а в том, ради чего это делается. Урок технологии – это эксперимент, который мы делаем своими руками. Даже табуретку можно смастерить со вкусом, если знать, что это полезный навык."

Замруководителя департамента образования Москвы Виктор Фертман

Технология ХХI века: что изменилось

Сегодня, согласно требованиям государственного образовательного стандарта, детей на уроках технологии должны научить ориентироваться в современной медицине, производстве и обработке различных материалов, машиностроении, продуктах питания и сервиса, а также в информационной среде.

Недавно член Общественной палаты России преподавать в рамках дисциплины основы сельского хозяйства.

При этом школы и учителя свободны в выборе программы. Замруководителя департамента образования Москвы Виктор Фертман пояснил сайт, что сейчас образовательные учреждения шагают в ногу со временем: на уроках технологии дети изучают робототехнику и конструирование, получают знания из областей физики, черчения и информатики. В некоторых школах ребят учат изготавливать приспособления для людей с ограниченными возможностями или чехлы для мобильных телефонов.

Работа ученика школы № 1021. Фото предоставлено автором

"Существует учебный план, при этом у учителей есть определенная степень творческой свободы: что-то можно добавлять от себя..

В последние годы в школах появилась возможность делать проектные работы, устраивать презентации и открытые уроки. Интерактивная форма общения мотивирует учеников и делает занятия еще более интересными.

Мнение эксперта

"Раньше дети писали рефераты, теперь на уроках технологии школьники могут погрузиться в изучение той или иной темы более глубоко. Например, если ученица выбрала "вязание" – она не просто свяжет шарф спицами или крючком. Чтобы сделать задание основательно, школьник изучит историю этого вида рукоделия и соберет необходимые материалы, после чего продемонстрирует свою работу всему классу во время презентации или выступления"

Учителя стали чаще руководствоваться творческим подходом. Преподаватель технологии школы № 1021 Александр Сметов рассказал сайт, что их учреждение планирует закупить специальные комплекты для создания роботов. По словам педагога, робототехника интересна детям любого возраста.

Сейчас классы технологии выглядят как полноценные мастерские. В школе № 1021 они оборудованы многофункциональными станками, включая модели, к которым разрешено подпускать детей от восьми лет. На одном таком станке можно выполнять много действий: выпиливать, сверлить или делать работу токаря.

Интересно и вкусно: юные хозяйки

Кулинария, шитье и рукоделие – три кита программы по технологии для девочек. Ярким примером творческого обучения юных дам послужит школа № 1415.

Там школьницы вместо надоевшего винегрета готовят гамбургеры, учатся делать декоративные элементы для блюд и изобретают собственные рецепты салатов. А во время занятий по шитью они устраивают настоящие показы мод, одевая своих одноклассниц в собственноручно сшитые стильные платья.

Мнение эксперта

"Во время уроков технологии очень важно заинтересовать детей, только тогда они захотят придти на занятия. Когда-то на уроках труда мы просто чертили схему фартука. Сегодня дети не просто рисуют эскизы, а выполняют творческие задания. Например, сделать манекен из бумаги и одеть его в созданный своими руками костюм. Такие занятия мотивируют ребенка."

Учитель технологии школы № 1415 Ирина Смирнова

Уроки технологии теперь направлены не только на обучение труду домохозяйки. Девочки также делают проекты по прическам, учатся правильно считать калории и осваивают психологические тесты. Кроме того, в школе есть музей, где собраны инструменты и различные домашние приспособления XV–XVII веков. Например, ученики могут увидеть, как создавалась ткань много лет назад.

Кстати, проекты сделанные школьниками выставляют на различные конкурсы. В этом году в на уроках технологии дети сделали огромные аппликации в виде гербов СВАО, которые пришили к платьям на швейной машинке. Их работы победили в окружном конкурсе. В следующем учебном году школа планирует создать панно ручной работы на тему "Улицы Москвы". В проекте собираются участвовать учителя технологии, географии и литературы.

К станку: фабрика настоящих мужчин

Шкатулка из дерева ручной работы, сделанная на уроке технологии. Фото предоставлено автором.

В обучении молодых людей мнения учителей расходятся. Кто-то отдает предпочтение информационным технологиям, а кто-то ручной работе. Обработка древесины и металлов по сей день входят в "технологический набор" юных джентльменов.

Учитель технологии школы № 1021 Александр Сметов полагает, что работа руками облагораживает человека и делает из подростка настоящего мужчину. Сам педагог обладает нагрудным знаком "Отличника военного строительства" и является не просто учителем технологии, а первым мужчиной за всю историю школы № 1021, взявшим на себя классное руководство.

Мнение эксперта

"Иногда мне просто больно смотреть на то, как дети не могут оторваться от телефонов и сидят на месте. Так и хочется сказать, лучше бы освоили какое-нибудь ремесло или занялись спортом. Главное в уроках технологии – увлечь ребят чем-то по-настоящему полезным. Когда ученики осознают пользу того, что делают – они стремятся к знаниям и хотят мастерить еще и еще."

Учитель технологии школы № 1021 Александр Сметов

На уроках труда ребята делают декоративные работы из дерева, используя технику резьбы, выжигания и раскрашивания. Школьников также учат работать с фанерой и бумагой. Многие из работ учеников школы № 1021 победили на межрайонном конкурсе изобразительного и декоративно-прикладного искусства "Кладовая ремесел – 2016".

Впрочем, работы мальчишек несут не только эстетическую ценность. По словам Сметова, его ученики знают, как сделать красивый скворечник, молоток или гайку собственного производства. Пока пятиклассники осваивают станки, старшим ребятам рассказывают, как строить дом.

Маргарита Маслова

Если еще десять лет без урока труда не обходилась ни одна школа, то на сегодняшний день данный предмет многие считают уже «морально устаревшим». Так ли это, и нужны ли подобные занятия современным школьникам?

Итак, родители по своим взглядам на существующую систему образования разделились на две группы. В первую попали те люди, которые считают, что уроки труда ничему полезному их чадо не научат, поэтому это учебное время лучше всего посвятить другому занятию, например, уроку английского, математики, информатики или даже экономики. Но вот другая группа родителей уверены, что»без труда не вытащишь и рыбку из пруда», то есть подобные уроки не только полезны, но и познавательны для школьников всех возрастов. То есть ребенок учится трудиться, проявлять свое мышление и смекалку, а также реализовывать себя в еще одной сфере жизни. Чтобы понять для себя, нужны ли уроки труда в школе, стоит вспомнить, а чем же на них занимаются девочки и мальчики.

Как помнится из школьной программы, девочки на таких занятиях шьют юбку и фартук, вяжут пинетки и носки, вышивают крестиком и гладью, а также знакомятся с азами кулинарии. Кроме того, своими руками готовят сладкий стол, а после приглашают одноклассников на дружное чаепитие. В целом, это очень интересно, но главное то, что юные барышни не только получают море позитива от проделанной работы, но и постигают новые знания, которые обязательно пригодятся им в будущей жизни и материнстве.

Что же касается мальчиков, то им всегда находится увлекательное занятие, например, работа с деревом, изготовление поделок и сувениров, азы столярного дела и мелкий домашний ремонт. Каждый мальчишка обязательно помнит, как собственными руками изготавливал оригинальную вазочку для цветов из жестяной банки, кашпо из старых пластинок и самый настоящий кухонный табурет.

Впечатлений море, но главное, что такой будущий мужчина хотя бы гвоздь в своем доме сумеет забить, а это, как известно, не так уж и мало. Изучив все эти школьные воспоминания, многие родители приходят к выводу, что уроки труда все же познавательны для каждого школьника, будь то мальчик или девочка. Но, тем не менее, каждый человек должен сам выбирать, чем он хочет заниматься в будущем — физической и интеллектуальной деятельностью, а вот как раз такие уроки и помогали ему расставить свои жизненные приоритеты и попробовать себя в каждом деле.

Самое удивительное, что сегодня физический труд уступил дорогу интеллектуальному, а некогда увлекательные уроки труда теперь заменены на новый предмет «технология». Такое новшество акцент делает на знакомстве ребенка с компьютером, а также получении элементарных навыков в работе. Конечно, мы живет в мире научного прогресса, но это вовсе не повод забывать о прошлых не менее занимательных занятиях в школе. Чтобы окончательно определиться, стоит ли в школе изучать такой предмет, как «труд», рекомендует внимательно изучить все его достоинства и недостатки, а на основании полученной информации и делать соответствующие выводы. Конечно, мнение детей в школьном заведении мало кого волнует. Однако это в корне неверный подход, ведь ребенок, являясь полноценной личностью, может самостоятельно сделать свой выбор.

Итак, среди весомых преимуществ необходимо вспомнить, что труд позволяет детям хоть немного отвлечься от школьной программы и отдохнуть морально, ведь, как известно, заучивание правил, решение примеров и уравнений, а также чтение больших текстов просто изматывают психику ребенка, требуя хотя бы недолгой паузы. Кроме того, труд способствует развитию фантазии, абстрактного мышления и памяти, а также позволяет набить руку в определенном занятии и получить ценные в жизни навыки. Этот предмет заметно поднимает дух коллективизма и сплочает морально класс, ведь так интересно трудиться сообща и оказывая друг другу непосильную помощь.

Также стоит не забывать, что на таких уроках всегда шумно и весело, да это и неудивительно, ведь каждый школьник просто предлагает многочисленные идеи, проявляя фантазию и смекалку. К тому же у учащихся появляется любовь и привязанность к труду, а это в жизни уж точно пригодится. Многие внимательные мамочки замечают, что их чадо — творческая натура, которая стремиться делать уникальные вещи своими руками, а, как известно, такой потенциал и раскрывают уроки труда в школе. Среди преимуществ также стоит выделить познание чего-то нового, а такой уникальный опыт позволяет ребенку расти над собой, реализовывая себя в новых сферах жизни. Так что пользу труда переоценить просто невозможно, хотя опять-таки так думают далеко не все редители.

Что же касается недостатков так называемого «трудового воспитания», то не стоит отрицать — они, действительно имеются. Во-первых, сегодня уже нет тех квалифицированных специалистов, которые прививали любовь детей к труду. Теперь такие учителя только отворачивают детей от этого предмета, как результат плохое поведение и регулярные прогулы, влекущие за собой удовлетворительные оценки. Во-вторых, предложенная учителем программа не всегда интересна интересна детям, особенно если занятия для девочек и мальчиков объединены и ввиду отсутствия должного помещения проводятся в одном классе. В-третьих, отсутствие необходимого для уроков оборудования, а теории детям хватает и на других уроках. На этом все недостатки труда заканчиваются, однако однозначно преимуществ таких занятий все равно значительно больше.

Если же посмотреть правде в глаза, то можно смело заявить, что проводить уроки труда экономически невыгодно. дело в том, что все используемое оборудование либо ввиду истечения срока службы попросту вышло из строя, либо морально устарело для детей, живущих в эпоху нанотехнологий. Приобретать новые станки, приборы и мини-мастерские у школы, как правило, нет достаточного финансирования, поэтому приходится экономить, а урок труда заменять технологией. Родители, как правило, не препятствуют таким новшествам, поскольку искренне радуются, что у их отпрыска появляется возможность дополнительно заниматься умственным трудом, осваивая работу с компьютером.

Сегодня огромное количество школ отказалось от уроков труда, искренне полагая, что такие занятия — это всего лишь трата детского времени и не более. Причин такого отказа множество, например, в частных школах это инициатива родителей, которые хотят чтобы в обучении их детей акцент был сделан именно на умственном развитии. Что же касается образовательных школ, то скудный бюджет сам диктует свои правила, ведь понятное дело, что обслуживание станков, расходы на приобретение материалов, и даже заработная плата учителя — это все те расходы, которые далеко не каждая школа может осилить. Также многие директора боятся, что неопытность школьников может привести к повышенному травматизму, а такая репутация любой школе уж точно ни к чему.

Существует не так много родителей, которые бы старались вернуть трудовое развитие детей в школы, поскольку для этого нужны деньги и свободные помещения. Конечно, такие вопросы не раз поднимаются на родительских собраниях, однако дальше громких высказываний и красноречивых лозунгов дело не заходит. Часто директор передает инициативу в руки родительского комитета, однако и на общественных началах также не получается вернуть труд в школу. Если раньше дети очень огорчались из-за отсутствия таких уроков, то сегодня для них это радость, ведь можно прогулять урок либо заняться более интересным занятием.

Так или иначе, уроки труда в начальной школе обязательно должны быть. Почему? Дело в том, что физическая деятельность тренирует мелкую моторику пальцев, а, как известно, именно эти части тела и передают сигналы в мозг, то есть, посещая такие уроки, ребенок развивается и растет над собой. Именно поэтому многие родители, отправляя свое чадо в первый класс, оживленно интересуются, а есть ли в выбранной школе ценные для детского развития уроки труда. Если таковы имеются, то можно не сомневаться, что они обязательно заинтересуют еще не разбалованного школьника, который стремится к новым познаниям.

Что ценного ученики начальных классов получают от уроков труда в школе? Во-первых, они решают развивающие задачи, способные тренироватьтехническое и наглядно-образное мышление, самостоятельность, творческие способности, пространственное воображение, память и даже речи ребёнка. Во-вторых, предусмотрены дидактические задачки, которые учат работать со справочной литературой и приложенной инструкцией к тому или иному изделию. В-третьих, воспитательные задачки приучают к аккуратности, бережливости и опрятности, что в будущем может также не раз пригодиться. Решение на каждом уроке подобных заданий формирует личность, поэтому вреда от урока труда ребенку уж точно никого не будет.

Каждый родитель должен понимать, что ребенок должен расти всесторонне развитым, чтобы уметь вовремя адаптироваться во всех жизненных ситуациях. Это не так мало, ведь не всегда мама и папа будут рядом, а однажды все равно придется вступать во взрослую жизнь со всеми ее сюрпризами и неожиданностями. Однако, так или иначе, выбор остается за взрослыми, ведь только им решать, в какую школу отдавать свое чадо.

Уроки труда сегодня имеются далеко не в каждой школе, поэтому, определяя своего ребенка в первый класс, стоит поинтересоваться у директора, предусмотрены ли школьной программой уроки трудового воспитания.

(где по какому-то недоразумению не оказалось смешанных кружков компьютерного моделирования) заставил вспомнить о том, что в российских школах до сих пор распространено разделение школьных уроков труда на женские и мужские. Оно кажется устоявшимся и незыблемым: девочкам - кройка и шитьё, мальчикам - строгание рубанком и резка металла под присмотром сурового трудовика. Выясняем, откуда взялись уроки труда, какие вредные стереотипы они развивают в детях и как наконец привести их в соответствие с современной жизнью.

Включить в школьную программу ручной труд придумал педагог Уно Сигнеус. В начале 1860-х годов «слойд» (швед. Slöjd - «ремёсла») как дисциплина появился в финских школах, вскоре распространился в Скандинавии, а уже оттуда перекочевал во многие страны мира. Идея слойда прижилась не везде (в США она вышла из моды в начале XX века), но в России её оценили высоко и в 1895 году ручной труд сделали общеобразовательным предметом. Слойд включал в себя деревообработку (что объясняет повальную одержимость скандинавов мебелью), вязание и вышивание - таким образом, за полтора века уроки труда и рукоделия принципиально не изменились.

Из имперской системы образования ручной труд перебрался в советскую, где разделение его на мужской и женский оформилось окончательно в середине пятидесятых: в 1943-м на время войны в школы вернули раздельное обучение, в 1954-м женские и мужские классы соединили обратно, но для труда было сделано исключение. При этом очевидцы вспоминают, что при желании девочки могли работать рубанком, а мальчики - вышивать болгарским крестом. Школьные уроки труда были, помимо прочего, ещё и подготовкой к поступлению в техучилище: к синим воротничкам в СССР было принято относиться с уважением (по крайней мере, на уровне идеологии) и клеймо «пэтэушников» появилось сильно позднее.

В начале 90-х уроки труда исключили из обязательной программы и попробовали осовременить, введя образовательную область «технология», но не сказать чтобы ребрендинг возымел эффект. Те, кого официально именуют учителями технологии, в народе так и остались «трудовиками», а внятную замену деревообработке и домоводству в большинстве общеобразовательных школ или не придумали, или не смогли осуществить из-за нехватки денег. Точно так же, по инерции, сохранилось и гендерное разделение, начинающееся с пятого класса: мальчикам - столярное дело и работа на станках, девочкам - готовка, кройка и шитьё.

От рубанка к робототехнике

Критики уроков труда чаще всего указывают на то, что в своём нынешнем, слойдовском варианте они, во-первых, скучны, а во-вторых, бесполезны. «Я тоже шила фартук и пекла печенье для мальчиков, которые в это время работали рубанком. Эти уроки и тогда выглядели, и сейчас выглядят бессмысленными, потому что нет ничего более далёкого от жизни, - вспоминает Настя Красильникова, журналистка и автор телеграм-каналов «дочь разбойника» и «вашу мать!». - Это бесполезная практика, потому что совершенно неясно, понадобится ли кому бы то ни было рукодельничать и готовить. Не говоря уже о том, чтобы орудовать рубанком. Поэтому уроки труда мне кажутся странными».

Есть и те, кто предлагает вернуть «труд» в школы в качестве обязательного предмета. Эти призывы (озвученные , например, в Общественной палате в 2015 году) отчасти можно списать на ностальгию по советскому прошлому (на тематических сайтах, посвящённых исчезнувшему государству, уроки труда воспевают с особой нежностью), отчасти - на расхожую обеспокоенность тем, что без умения вбить гвоздь или вкрутить лампочку человек в современном мире не проживёт.

«Я помню, как мне самой, ещё когда я была девочкой, казалось, что тратить время на кулинарию и, особенно, вышивание фартука очень обидно. Мне это было не интересно - на этих уроках нечего было почерпнуть, и я уже тогда воспринимала это болезненно»

И если в самом по себе развитии физических навыков, безусловно, ничего плохого нет, то набор предлагаемых умений и сложившееся разделение труда на «женский» и «мужской» в 2018 году давно перестали быть актуальными. «Обидно за детей. Я помню, как мне самой, ещё когда я была девочкой, казалось, что тратить время на кулинарию и, особенно, вышивание фартука очень обидно. Мне это было не интересно - на этих уроках нечего было почерпнуть, и я уже тогда воспринимала это болезненно. И тем более я не хочу, чтобы в этом участвовал мой ребёнок», - говорит Красильникова.

При этом, по мнению сооснователя образовательного проекта «Кружок» Александра Патлуха, уроки технологии могут приносить пользу. «Современный мир насыщен информационным производством. Подобные уроки создают баланс виртуального и материального, умственного и физического. Это благотворно влияет на общее развитие ребёнка и подростка. С другой стороны, этот вопрос можно было бы закрыть другими средствами, например, больше внедряя геймификацию в образование с упором на баланс физической и умственной активности».

Он убеждён, что модернизацию «технологии» как предмета тормозит сегодня именно необходимость переоборудования школ: «Оба подхода означают инновации в школах - нужно переучивать учителей, менять оснащение школ. Мы придём к этому, но, посещая регионы, я всё чаще убеждаюсь, что придём не очень скоро». Одно из возможных решений - организацию выездных уроков в специально оборудованных для этого учреждениях - предложил московский департамент образования. Но этот эксперимент начался лишь недавно, и ясно, что далеко не все регионы могут позволить его себе.

Уроки укрепляют предрассудки
о «предназначении» гендеров. В будущем это может приводить и к проблемам
в отношениях: простейший вопрос «чья очередь готовить?» может перерасти
в неразрешимый конфликт

Другой вариант: полностью перевести уроки труда в область дополнительного образования - то есть, по сути, тех же кружков, - как это сделано в японской и американской системах образования, где школьные клубы и «букацу» соревнуются между собой за учеников, стараясь заинтересовать их своей программой. Таким образом из неприятной обязаловки уроки труда могли бы превратиться в действительно привлекательные дисциплины.


Основа стереотипов

Собственно, гендерное деление в школах и факультативных кружках не начинается и не заканчивается. Поделённые на группы в розовом и голубом, дети с малых лет начинают усваивать вредные шаблоны как нечто незыблемое и то, что само собой разумеется. «Такое разделение однозначно закладывает стереотипы на будущее, - считает Красильникова. - Взять хотя бы рынок игрушек. Изучив его, я выяснила, что на огромных сайтах - агрегаторах магазинов все игрушки разделены на „игрушки для мальчиков“ и „игрушки для девочек“. Мало того, на одном из них игрушки поделены на профессии. Профессиями девочек были повар, врач, учительница и домохозяйка, потому им предлагались игрушечная плита, набор овощей, набор кухонной утвари, набор игрушечной косметики. Для мальчиков было огромное разнообразие того, в кого они могут играть, а у девочек всё очень конкретно. Девочкам предлагается много игрушечных швабр. То есть уже с двух-трех лет ты метёшь пол шваброй - „знай своё место!“».

Устаревшие уроки труда для средних классов попросту продолжают укреплять предрассудки о «предназначении» гендеров, основа которых закладывается ещё в дошкольные годы. Что в будущем, по мнению психолога Инны Пасечник, может приводить и к проблемам в отношениях и взаимному непониманию: простейший вопрос «чья очередь готовить?» может перерасти в неразрешимый конфликт.

Вероятно, напильнику и вязальным спицам в школе скоро найдут замену. Но во что бы ни превратились школьные уроки технологии, разведение их на два потока по гендерному признаку в любом случае кажется диким атавизмом. «Любое образование, а особенно государственное, должно обеспечивать беспрепятственный доступ к получению любых знаний и навыков независимо от пола, национальности и т. д. То же самое написано у нас в Конституции и Законе об образовании, - напоминает Патлух. - Условно, у девочки должен быть доступ к рубанку, а у мальчика - к иголке с нитками для вышивания, если есть такое желание. Именно на этих основах стоит выстраивать коммуникацию внутри школ, родительского и учительского сообществ, а также культивировать подобные взгляды среди детей». «Стереотипы о „мужских“ и „женских“ профессиях создаются не самими школьными предметами „труд“ или „рукоделие“, а людьми, принимающими участие в образовательном процессе».

ТАСС, 15 ноября. Внедрение новой концепции урока технологии, которую предложили Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Союз «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), потребует оснастить школы новым оборудованием и провести переподготовку педагогов, считают опрошенные ТАСС эксперты.

Проект был презентован в начале ноября на полях чемпионата WorldSkills Hi-Tech в Екатеринбурге. Он предполагает модернизацию методик преподавания предмета и освоение учащимися современных концепций. Эксперты отмечают, что изменение подходов улучшит раннюю профориентацию за счет появления новых направлений, однако необходимо взвешенно подходить к нововведению, учитывая не только высокие технологии, но и традиционные навыки ведения быта, а также национальные традиции ряда регионов.

Эксперимент в Москве: уроки в технопарках

Согласно концепции, новый урок технологии будет направлен на реализацию проектов в научно-техническом творчестве, рассказала ТАСС генеральный директор АСИ Светлана Чупшева . «Урок технологии, который мы предлагаем, это как раз навыки, которые пригодятся ребенку в его профессиональной, либо в обычной жизни. Она (инициатива - прим. ТАСС) уже поддержана, подготовлены и одобрены Министерством образования методические рекомендации, которые будут транслированы в школах, для того чтобы уроки технологии были максимально эффективными с точки зрения формирования таких навыков у детей», - отметила она.

По ее словам, в этом году в Москве уроки технологии уже проходили по новой программе. «Важно, что они проходили не внутри общеобразовательных учреждений, а в технопарке. Детям было очень интересно в течение трех месяцев реализовывать проекты в пяти ключевых направлениях: это и промышленный дизайн, и среда „умный дом“, и робототехника, и беспилотники. Мы надеемся, что уроки технологии постепенно будут внедрены во всех школах», - сказала Чупшева.

Директор центра физико-математического образования корпорации «Российский учебник» Елена Тихонова сообщила ТАСС, что корпорация готова к разработке новой линии учебно-методических комплектов с учетом актуальных изменений и концепции технологического образования.

"Современный учебник технологии может быть построен по модульному принципу. Этот позволит обеспечить получение базовых технологических знаний и, в зависимости от запроса региона, возможностей образовательной организации, предпочтения обучающихся выбрать дополнительный модуль, например, агротехнологический, робототехника, технологии сервиса. В новые учебники необходимо вводить большее количество различных заданий развивающего характера, знакомить с разработкой и реализацией различных проектов, необходимо знакомить учащихся с постоянно обновляющимися видами технологий", - уточнила Тихонова.

Готовы не все Сразу несколько экспертов отметили, что для внедрения новой концепции преподавания школы необходимо будет дополнительно оснастить современным оборудованием. По мнению начальника отдела дополнительного образования Школы педагогики Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Галины Павленко, занятия должны строиться как освоение современных технологий, и одним из перспективных методов их проведения будет игровой или имитационный.

"Школы в Приморском крае в подавляющем большинстве к реализации новой концепции не готовы: у них нет соответствующей материальной базы и достаточного количества готовых к работе в условиях новой концепции педагогов. Подготовка учителей труда в вузах на Дальнем Востоке вообще не ведется. При изменении подхода к преподаванию необходимо обеспечить подготовку кадров к реализации новой концепции, на базе педагогических вузов. При этом вузы нуждаются в дополнительных материально-технических условиях для подготовки учителей технологии", - отметила она.

Того же мнения придерживается и начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Липецкой области Наталья Юшкова. «Конечно, в школах нет такого оборудования, потому что оно не предусмотрено по полномочиям, например, сварочные аппараты высокого уровня. Но показать свои базы и предложить попробовать поработать на своем оборудовании могут средние профессиональные технические учебные учреждения», - добавила собеседница агентства.

По мнению доцента кафедры профессионального образования Курского института образования Игоря Власова, введение новой концепции преподавания уроков технологии в школах Курска вызовет определенные сложности, прежде всего, из-за нехватки кадров и площадок.

Опыт регионов

Некоторые российские регионы уже сегодня самостоятельно организуют в рамках уроков технологии обучение высокотехнологичным компетенциям. Как сообщила ТАСС первый замминистра образования Карелии Татьяна Васильева, в республике имеется опыт по взаимодействию школ, колледжей и предприятий, чтобы дать возможность школьнику освоить различные навыки и помочь определиться с будущей профессией.

"Например, учащиеся школы № 39 Петрозаводска в рамках внеурочной деятельности получали теоретические знания в школе, далее в колледже или техникуме отрабатывали практические навыки по модулям «Поварское дело», «Машинист дорожных и строительных машин», «Сварщики» и другим. После этого ребята посещали предприятия, где можно применять эти навыки, знакомились с потенциальным местом работы", - сказала она.

Новые подходы к проведению уроков уже несколько лет применяют и в гимназии № 19 в Кургане. «К примеру, в восьмом классе мальчики в рамках урока технологии изучают основы робототехники. С помощью родителей и спонсоров мы закупили оборудование для этих уроков. Курс преподает молодой учитель, владеющий современными технологиями. В настоящее время мы думаем о приобретении 3D-принтера», - рассказала ТАСС директор образовательного учреждения Елена Смирнова .

А в Брянской области уже готовят педагогов, готовых обучать современным технологиям. «Все учителя технологии, которых мы готовим для работы в школе, способны дать ученикам знания о том, как можно на компьютере смоделировать 3D-изделие и сделать его на 3D-принтере. Также они могут дать детям знания в области робототехники, но пока такие анклавы прогрессивного преподавания продвинутых дисциплин сосредоточены не в школах, а детских технических центрах», - отметил собеседник агентства.

Взвешенный подход

В целом эксперты сошлись во мнении о том, что концепция преподавания технологии в современной школе нуждается в совершенствовании. Однако вопрос объединения мальчиков и девочек на уроках технологии, учитывая акцент на высокие технологии, вызвал неоднозначную реакцию.

Заместитель директора по научно-исследовательской работе Школы педагогики ДВФУ Григорий Капранов, считает, что школьников нужно готовить к жизни в высокотехнологичном мире, не забывая при этом о навыках, которые необходимы в повседневной жизни, например, в домашнем хозяйстве. «Прямолинейное изменение системы трудового обучения по игнорированию гендерного принципа… скорее навредит, чем будет полезным», - сказал он ТАСС.

Помощник министра образования Чечни Абдурахман Каимов также считает, что совместное обучение мальчиков и девочек на уроках технологии применимо не для всех регионов. «С точки зрения национального менталитета, в республике есть моменты, отличающиеся от других регионов. Это мое личное мнение, но совместное обучение по технологии в Чеченской Республике не обязательно. Есть такие дела, которые полагается делать мужчине или женщине, и пересекаться эти занятия не должны, хотя развитие общества и предполагает наличия общих навыков в некоторых вопросах», - сказал он.

Его позицию разделяет и глава комитета по образованию, культуре и связям с религиозными организациями Народного собрания Ингушетии Марьям Амриева. «Я понимаю, что есть тренд мирового развития и происходит стирание граней между женщинами и мужчинами. Однако девочку надо растить как воспитательницу детей и хранительницу очага, а мальчики должны воспитываться в духе защитника очага, страны и народа», - сказала собеседница агентства.

В то же время в Кабардино-Балкарии постепенно переходят на новые стандарты преподавания уроков труда. «Наши школы уже отошли от традиционных уроков труда, где мальчики отдельно от девочек занимаются. У нас во многих школах есть робототехника, там не только мальчики, но и девочки обучаются. Что касается учителей для таких занятий, то в некоторых школах их специально переучивают, в некоторых - набирают новых», - сообщили ТАСС в региональном министерстве образования, науки и по делам молодежи.

В Дагестане уроки технологии проходят в разных форматах. «Новые стандарты преподавания уроков технологии не предусматривают деление [по гендерному принципу] как таковое. Сейчас в Дагестане технология преподается по-разному, так как образовательные учреждения сами вправе решать, в большей части школ - объединенные уроки, где-то отдельные еще», - рассказала ТАСС начальник управления общего и профессионального образования Министерства образования и науки Дагестана Лариса Абрамова.


Close