1

В статье изложен обзор представлений о методах эффективного обучения в организации мотивационных оснований учебного процесса. Мировая наука тяготеет к признанию роли преподавателя как менеджера, коуча, тьютера, организатора, стремящегося управлять, направлять активно развивающую познавательную деятельность обучающего. Появилась значимая тенденция не только учитывать уровень способностей, развития направленности личности, но и вовлекать её в активный процесс осознания, для каких целей могут быть применены те или иные знания. Методы эффективного обучения напрямую связаны с организацией учебного процесса, где структурированные, упорядоченные, планируемые по определенному проекту и последовательно реализуемые мотивированные шаги в процессе обучения обеспечивают достижения прогнозируемой цели. В связи с тем, что любая мотивация выполняет функцию смыслообразования, то для получения адекватных смыслов обучения следует целенаправленно формировать специальную смыслообразующую мотивацию обучающихся, где важной нашей задачей становится построение единой ментальной картины на весь процесс обучения в силу резко меняющейся образовательной среды, стремительного развития наук и технологий.

мотивация

мотивационные основания

образовательная среда

обучающиеся

эффективные методы обучения

учебный процесс

1. Гасанова Р.Р., Романова Е.А. Методы эффективного преподавания учебного материала, или дидактическая логистика оптимизации информации / Глобальный научный потенциал. – 2016. – № 12(69). – С. 15–19.

2. Гасанова Р.Р. Методы эффективного обучения в организации внимания в учебном процессе. / Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 1. – С. 38–43.

3. Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 432 с.

4. Розов Н.Х. Профессия – преподаватель / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. – 2016. – № 2. – С. 3–9.

5. Романов А.М., Романова Е.А., Гасанова Р.Р. Ценности и смыслы личностного и профессионального развития обучающихся. – М.: Институт научной информации мониторинга, 2010. – 208 с.

6. Романов А.М. Современная школа в социально организованной среде / А.М. Романов, Е.А. Романова, Р.Р. Гасанова, С.В. Молчанов. – М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2016. – 101 с.

7. Романова Е.А. Концептуальные основания управления информационно образовательной средой вуза / Право и управление. ХХI век. – 2015. – № 3(36). – С. 45–49.

8. Романова Е.А. Формирование ценностных ориентаций в подготовке к профессиональной деятельности обучающихся / Журнал научно-педагогической информации. – 2009. – № 3. – С. 12–18.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

Современный этап развития образования предполагает интенсивность и эффективность поиска совершенствований теорий и практик, и социум нуждается в поколении, умеющем работать на результат, на обеспечение социально значимых достижений. В целом, мировая наука тяготеет к признанию роли преподавателя как менеджера, коуча, тьютера, организатора, стремящегося управлять, направлять активно развивающую познавательную деятельность обучающего. То есть появилась значимая тенденция не только учитывать уровень способностей, развития направленности личности, но и вовлекать её в активный процесс осознания, для каких целей могут быть применены те или иные знания. Ведь «необходимым условием успешности образовательного процесса является формирование смысловой сферы обучаемых, ясное осознание ими целей и смыслов учебной деятельности» . Таким образом, эффективность преподавателя будет состоять из дидактического замысла, определенных технологических цепочек действий, выстраивающихся структурно, в соответствии с мотивационно-целевыми установками, имеющими формы планируемых, ожидаемых результатов.

Проблемой учебной мотивации занимались многие ученые, такие как: В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Г.С. Абрамова, П.М. Якобсон, Е.П. Ильин, А.А. Реан, О.Н. Вербицкий и др. «Развитие мотивации учения характеризуется изменением отношения обучающихся к образовательной деятельности - от отрицательного или нейтрального до активного, личностного, творческого. Образовательная мотивация - это совокупность мотивов, которые в процессе своего взаимодействия детерминируют активность субъекта в образовательном процессе и обеспечивают профессиональную направленность саморазвития» . Развитие мотивации - это всегда процесс изменения иерархии мотива, их состава, устойчивости, появления новых, актуализация имеющихся у обучающихся психологических образований. Те самые образования, которые обеспечивают выбор предмета и способ удовлетворения потребности, где наиболее актуальными становятся мотивы самообразования, саморазвития. «Обучение в вузе соотносится с юношеским возрастом, периодом ранней взрослости. Главные мотивационные линии этого возрастного периода (самопознание, самовыражение, самоутверждение) связаны с активным стремлением к личностному самосовершенствованию» .

В многочисленных научных исследованиях прослеживается важность учебно-познавательных мотивов в учебной деятельности, ориентация на получение прочных профессиональных знаний и практических умений, на собственный рост и совершенствование (Д.Б. Эльконин, А.А. Реан, В.А. Якунин, Н.И. Мешков).

В развитии мотивационных процессов определяющую роль играет удовлетворенность учебной деятельностью, уровень которой рассматривается как показатель эффективности учения, ориентированный на повышение мотивации учения студента, как в текущем периоде времени, так и в будущем. Существует зависимость: чем сильнее потребности учащегося будут удовлетворяться в учебной деятельности, тем продуктивнее будет определяться его отношение к учению. Методы эффективного обучения напрямую связаны с организацией учебного процесса, где значимым фактором выступают мотивационные основания. Структурированные, упорядоченные, планируемые по определенному проекту и последовательно реализуемые мотивированные шаги в процессе обучения обеспечивают достижения прогнозируемой цели.

Следует напомнить, что любая мотивация выполняет функцию смыслообразования и для получения адекватных смыслов обучения следует целенаправленно формировать специальную смыслообразующую мотивацию обучающихся. «Под смыслообразующей мотивацией можно подразумевать такую мотивацию, которая образует долговременные, стратегические жизненные смыслы, а не ограничивается текущим отрезком жизни, состоянием «здесь-и-сейчас» . Отсюда необходимо обеспечить не только внутренний смысл освоения профессии (сферы деятельности, в которой будет интересно), но и его продолжение, трансценденцию за пределами собственно профессиональной сферы в область всей жизнедеятельности человека как онтологического субъекта и как личности . А любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, когда у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Все это имеет прямое отношение к успешной учебной деятельности, в том случае, когда у учащихся сформировано положительное отношение к обучению, проявляется тяга к познавательному интересу и потребность в получении знаний, умений и навыков, а также, если у них будут воспитаны понятия: чувства долга, ответственности и другие мотивы учения.

Например, в детальных подробностях разбираются образовательные демонстрационные фильмы и вебинарные курсы по дополнительному образованию, которые проводят молодые ученые, педагоги, менеджеры - Е.А. Романова, К. Саркисов, Т.В. Никишина, М. Губина, А. Мосягина, А. Полянский, где ставятся и решаются задачи мотивации в обучении:

  • Мотивация в обучении. Когда действительно хотят учиться студенты? Как вовлечь и увлечь их в процесс обучения? Интерактивность, регулярная обратная связь, достижения, успехи, соревновательность. Помогает ли решать эти вопросы геймификация? Игровые механики вовлекают или мотивируют? Фаны в обучении. Что такое фан в обучении, и какой он может быть? Мотивация в смешанном обучении. Как мотивировать обучающихся в смешанной модели обучения, чтобы они успешно прошли все этапы до конца с желаемым результатом? Обязательные элементы любого обучения. Как выделить потребности, интересы и цели? Как провести обучение с вовлечением и/или «Давайте поиграем!»? Какова может быть внутренняя и внешняя мотивация студентов? Стратегия мотивации. Каковы факторы, влияющие на желание студентов учиться?
  • Case-study как эффективный метод активизации познавательной деятельности и мотивации к обучению студентов. Какие возможности использования сase-study в образовательном процессе: от вебинаров до практических заданий? С какими современными образовательными методами и технологиями сочетается сase-study?
  • Онлайн-инструменты для интерактивного взаимодействия в образовании, интернет-сервисы для совместной работы, средства коммуникации и взаимодействия с образовательным контентом в обучении, совмещение различных видов учебных активностей (лекционные курсы, тесты, вебинары), коммуникаций (опросы, форумы, блоги) в едином учебном пространстве. Как сделать, чтобы различные инструменты заработали в рамках единого процесса (бейджи, рейтинги, «спасибо», виртуальная валюта, призы и т.п.)?

Разбирая, а также принимая во внимание все эти новые тенденции: вовлечение в процесс обучения, интерактивная геймификация и фаны, сase-study, смешанные модели обучения, мы должны учитывать компоненты мотивации. «Поскольку учение выделяется как особый вид деятельности, для которой научение, овладение знаниями и навыками является не только результатом, но и целью. Основными мотивами сознательного учения, связанного с осознанием его задач, являются естественные стремления подготовиться к будущей деятельности и - поскольку учение собственно опосредованное, совершающееся через овладения накопленных человечеством знаний, познания мира, - интерес к знанию» .

Мы заботимся о том, чтобы включить в обучение использование методов инженерии знаний как новейший тренд в развитии электронного, смешанного и очного обучения. При этом мы понимаем, что информационные образовательные технологии - это не только инструменты: интернет и программное обеспечение - это, прежде всего, использование методов и средств извлечения, обработки, систематизации и применения информации. Поэтому нам приходится ставить вопросы и озадачиться поиском ответов на них:

  • Как использовать современные методы и способы работы со знанием в повседневном процессе, в обычной практике различных видов обучения? Что является движущей силой учебного процесса и как им грамотно управлять? Как данные и информация превращаются в знания и личный опыт, мотивирующий студента? Как построить изменяющуюся в ходе обучения модель успешного студента и на ее основе составлять его индивидуальную образовательную траекторию, ведущую к успеху? Как максимально эффективно достигать педагогических образовательных целей, задействовав мотивационные компоненты обучения студентов? Как составить содержание учебного курса, сформировать с его помощью умения и навыки учащихся по приобретению, обработке, структурированию и применению полученных знаний?

А студенту нужно понимать, для чего ему необходимо знать предлагаемую тему и ее цель; какова основная задача содержащейся в ней учебно-проблемной ситуации, которую можно постичь, если изучить ее содержание; какова ее теоретическая и практическая значимости; как она ранее применялась; каковы могут быть вопросы самоконтроля и самооценки возможностей по ее изучению? Студентам важно показать план траектории предстоящей работы, в который включены ситуации различного характера: эмоционального увлечения и успеха в достижении целей; интеллектуального поиска проблемы и дискуссий, игрового соревнования. Студентам интересно, когда процесс обучения связан с анализом ошибок и достижений, подбором формы и методов стимулирования и мотивации, такие как: поощрение, порицание, развитие желания быть полезным, побуждение к поиску альтернативных решений, самооценки деятельности и ее коррекции, рефлексии поведения, проектному методу, прогнозированию. Положительные эмоции, возникающие от процесса деятельности, существенно продвигают группу студентов к намеченным результатам и служат своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приводит к формированию ее устойчивости. Таким образом, посредством анализа и интерпретаций извне осуществляется переход внешнего мотивирования и управления к самоуправлению, к умелой самоорганизации, самоконтролю.

Успешное формирование положительных мотивов учения тесно связано как с эффективным использованием различных методов стимулирования деятельности учащихся, так и с уровнем усвоения способов деятельности, с уровнем сформированных различных учебных умений и навыков, с формированием учебно-познавательного интереса. При этом студенты получают интеллектуальное удовольствие от решения задач, проявляют интерес к самообразовательной деятельности и к самостоятельному добыванию знаний.

И мы, конечно, понимаем, что без образовательного мотивационного контента невозможно вовлечь в обучение студентов, и поэтому необходимо учитывать, что в условиях стремительного развития технологий трудно становится педагогически представить строгую регламентацию содержания и методов эффективного обучения. В связи с этим надо более скрупулезно подбирать методы и специально формировать, развивать и стимулировать мотивации студентов. Отсюда необходимость формировать высокий уровень познавательного интереса к предмету - является важной нашей задачей, и для ее решения потребуется построение единой ментальной картины на весь процесс обучения, где задействованы основные факторы, ведущие к ее эффективности:

Стиль общения педагога через целенаправленное конструирование образовательного процесса и форм сотрудничества с учащимися, включая творческий подход разработок индивидуальных траекторий развивающего обучения, предусматривание смены деятельности краткими лекционными презентациями с использованием мультимедиа, показов различных острых значимо-содержательных лекционных моментов, применяя современные средства и информационно-компьютерные технологии и пр.;

Характер и уровень учебно-познавательной деятельности, повышающийся через совершенствование подбора вариативности, различного дидактического материала (на печатных и электронных носителях, инструкции, карты, лекционные демонстрационные фрагменты); использование разнообразных видов самостоятельных работ с учетом мотивационных интересов студентов (задания с познавательно-занимательными, а может быть, и каверзными вопросами); структурирование лекции с учетом вызова эмоционального отклика для активизации познавательных психических процессов, поощрения формировать собственную точку зрения на проблему, а также демонстрацию важности знаний и умений в жизни, ее связи теории с практикой на ярких примерах достижений и неудач.

И в результате подобной работы складывается эффективная система развития мотивации учения, в которую включен целый комплекс творческих заданий для развития мотивации к учебной деятельности, состоящий из:

Причинно-следственных связей,

Комбинированной информации,

Планирования и практического его выполнения.

За последние несколько лет произошли резкие перемены, свершился переход, а точнее скачок, необратимо изменивший свойства образовательной среды. Оформился явный запрос на индивидуализацию образования, когда сам обучающийся мотивирован, выбирает и реализует свою собственную траекторию продвижения к образовательной цели. Меняются не только модели субъекта и объекта учения во всех звеньях и на всех уровнях образования, но и всего процесса приобретения знаний, их воспроизводства. Запоминание и хранение знаний уже дополняется способностью искать и отбирать информацию для обучения во всех средствах массовой информации. При обилии доступных образовательных ресурсов обучающимся требуется помощь в виде современной педагогической востребованной компетентной позиции, умеющей работать на всех образовательных этапах образования (очном, онлайн, дистанционном), чтобы каждый студент мог участвовать в организации своего собственного мотивированного обучения.

Учитывая эти аспекты и всевозрастающую самостоятельность взаимодействия преподавателя и обучающегося (которые подвигают их к активности в различных технологизирующих процессах: развивающего образования, проблемного, проектного, интегрированного, модульного обучения, игрового, кейсов, мастер-классов, критического мышления, уровневой дифференциации, здоровьесберегающего, коммуникативного), по-новому реализуется содержание обучения, обеспечивается достижение поставленных целей, изменяются и предоставляются современные формы методов обучения.

И, в заключение, ученые еще лет 20 тому назад утверждали то, что «любые реформы и преобразования в сфере образования могут быть успешными лишь в том случае, если они будут подкрепляться четкой программой реализации . Однако, как быть сейчас в условиях неопределенности, непредсказуемости, стремительного развития наук и технологий, когда жесткая регламентация содержания и методов образования становится невозможной? Для педагогов представляется критически важной и парадоксальной проблемой заниматься творческой разработкой индивидуальных траекторий развивающего обучения, мотивированного обучения, нацеливающего студентов на дальнейшее учение и деятельность в средах будущего и создание условий помощи его достижения. Тем не менее, «все мы помним, как еще совсем недавно преподаватели вузов проходили курсы «компьютерного ликбеза»; сейчас настало время сделать очередной, новый шаг вперед. Педагогическая деятельность - это большое и трудное искусство, своеобразный «театр одного актера», а каждое занятие - своеобразный мастер-класс» . Поэтому важно при разработке очередного эффективного обучающего мотивационного курса учитывать:

1. Текст, ведущий к цели.

2. Современный инструментарий.

3. Комплекс текстового оформления лекции, мотивационную логистику преподнесения материала .

Библиографическая ссылка

Гасанова Р.Р. МЕТОДЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ МОТИВАЦИОННЫХ ОСНОВАНИЙ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 5. – С. 41-45;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11662 (дата обращения: 23.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Вы когда-нибудь учились чему-нибудь, что забывалось буквально на следующий день? Так, чтобы затраченное время и усилия, вложенные в обучение, буквально были пущены на ветер, а навыки и знания никогда более не были использованы?

Корень этой проблемы часто заключается в том, каким путем были получены эти знания. Мало кто из нас умеет обучаться наиболее эффективным и быстрым способом, да так, чтобы новые навыки и знания сохранялись хоть сколь нибудь длительное время.

Ответом на эту проблему могут быть следующие советы по интенсификации, позволяющие ускорить обучение. Предлагаемые методы позволят вам освоить любой навык значительно тверже и быстрее.

Найдите значительную (эмоционально окрашенную) цель для обучения

Человек странное существо. Мы по большей части алогичны и крайне эмоциональны. Можно спорить о пользе такого нашего устройства, но это всего лишь природный механизм, доставшийся нам от далеких предков, намертво запоминать события, связанные с крепкими эмоциональными переживаниями. Раньше этот механизм обеспечивал нашему виду выживание, а сейчас мы можем использовать его для интенсификации обучения и запоминания. Для этого необходимо эмоционально связать изучаемый предмет. Когда к обучению прилагается сильная страсть, связанные с этой эмоцией знания и навыки усваиваются моментально и практически намертво вне зависимости от качества эмоции (хотя у отрицательных эмоций немного больший коэффициент полезного действия). У меня, например, после первого разлетевшегося на куски диска, навык работы с болгаркой и техника безопасности впечатались на всю жизнь (я физически никак не пострадал к счастью).

Нам нужен серьезный стимул для обучения. Большая цель, завязанная на эмоциональную составляющую, визуализируется и активирует мозговые процессы сбора и запоминания информации.

Как знают все преподаватели и догадываются многие студенты, обучение ради обучения редко бывает хорошей идеей. Здесь на память приходят ситуации, когда после сдачи сессионных экзаменов, студенты «форматируют» память, освобождаясь от лишних знаний.

Майкл Джордан под страхом вылета из баскетбольной команды в старшей школе каждое утро выполнял больше тысячи штрафных бросков, с целью стать лучшим игроком в мире (результат все знают).

Также примером может послужить ситуация в которой человек, до этого считавшийся совершенно не обучаемым иностранным языкам, своего рода антиполиглотом, смог так себя смотивировать, что за три месяца до поездки в Испанию выучился бегло разговаривать на испанском.

Такой сдвиг целевой точки в эмоциональную сферу значительно повышает мотивацию к обучению на подсознательном уровне, что в свою очередь приводит к повышению уровня эффективности и скорости обучения.

Запоминаете? Лучше запишите!

Давно не писали от руки? Считаете этот навык утратившим актуальность? Зря! Старая как мир истина, заключается в том, что самый тупой карандаш, лучше самой острой памяти.

Проводились исследования в которых испытуемые делились на две группы, в одной из которых участники писали от руки, а вторая часть группы использовала различные электронные устройства. Точно через полчаса после лекции, проведенный опрос показал превосходство группы, записывавшей материал вручную. Спустя неделю был проведен еще один контрольный срез, показавший еще более ярко выраженное превосходство группы, делавшей заметки от руки.

Что можно вынести из результатов этого исследования? Во-первых, очевидно, что возможности человеческого мозга крайне слабо изучены, но эксперимент показывает наличие эффективных механизмов косвенного усвоения информации, которые задействуются в случае механической записи. Во-вторых, глупо настаивать на архаичности этого способа фиксации информации и не использовать его для более эффективного обучения.

Поучите кого-нибудь другого

Вы когда-нибудь пытались объяснить трудноформулируемую концепцию или проблему кому-нибудь? Когда вы пытаетесь учить кого-то, вы вынуждены упрощать концепции для того, чтобы помочь другому человеку легко их понять. Тем самым, задача понимания облегчается и для вас, что делает материал более ясным и легко усваиваемым.

Исследования показывают, что люди запоминают только:

  • 5% того, что узнали, из лекции.
  • 10% того, что прочитали.
  • 20% того, что узнали посредством аудио-визуального воздействия.
  • 30% визуальной демонстрации (опыт, эксперимент).
  • 50% материала групповой дискуссии.
  • 75% практической отработки теории.
  • 90% того, что объясняют кому-то еще.
В процессе обучения можно использовать различные вспомогательные материалы, типа ментальных карт. Разобрав любую концепцию «на пальцах», вы уже не сможете ее забыть, как бы вам этого не хотелось. Из личного опыта могу вспомнить довольно казусный случай, когда преподаватель по электронике объяснял нам принцип работы транзистора на примере работы унитаза и сливной системы.

Используйте или забейте

Многие изучавшие языки знают, что даже достигнув определенного уровня беглости и внушительного объема словарного запаса, отсутствие практики все равно приводит к ухудшению навыка и обеднению словаря.

Отсутствие практики губительно для любых навыков. Порой после длительных пауз трудно даже на велосипеде кататься, что уж говорить о более тонких предметах. Поэтому для сохранения уровня владения навыком крайне необходимо выделять время на практику.

В процессе поддержания формы обратите внимание на то, чтобы ваше окружение хоть иногда соответствовало этой задаче. В случае с языком постарайтесь выделять время для общения с такими же заинтересованными в этом людьми. Общность интереса к предмету позволяет нам постоянно находиться в состоянии обучения в процессе общения, получая к тому же моментальную обратную связь.

Не забывайте о современных возможностях. Ведь раньше с единомышленниками вас могли разделять тысячи километров, а сейчас вы находитесь на расстоянии клика мышью. Тематические группы в социальных сетях и форумы дадут вам такой круг общения, который захотите.

Следите за собой

Когда вам 20 лет вы с легкостью можете всю ночь проботанить курс лекций и утром быть огурцом, но с каждым годом ресурсы организма только уменьшаются и ночные бдения приведут к тому, что с утра вы вообще ничего не вспомните. Сон совершенно необходим, поскольку является одной из фаз переработки и усвоения информации. Студенческие ночные зубрежки задействуют кратковременную память, из-за чего и получается ситуация, в которой после сдачи экзаменов студенты ничего не знают. Таким образом, если мы хотим сохранения навыков в долгосрочной перспективе, не режимный прессинг мозгов совершенно не приемлем.

Десятки исследований показали, что количество сна прямо пропорционально объемам усвоенной информации. Без адекватного сна и отдыха пашущие на износ нейроны могут не функционировать должным образом, в результате чего теряется способность воспроизведения ранее зафиксированной информации.

Качество сна также имеет значение. Низкое качество сна отрицательно влияет на эмоциональный баланс, который как я уже упоминал выше очень важен для усвоения информации и оказывает сильнейшее воздействие на способности к обучению. Изменения в настроении влияют на нашу способность приобретения и сохранения информации.

Для улучшения качества сна врачи рекомендуют физические упражнения. Хороший сон и тренировки оптимизируют мышление, улучшают бдительность, внимание и мотивацию, а также подстегивают развитие новых нервных клеток из стволовых клеток в гиппокампусе (область мозга, связанная с памятью и обучения).

В следующий раз, когда соберетесь обучиться чему-нибудь, вспомните эти немудреные советы и используйте хоть один, гарантирую более эффективный и интенсивный процесс, и более качественный результат. Спасибо за внимание!

Анжела Булдакова
Методы и приёмы обучения детей дошкольного возраста

Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия. Воспитатель отдает предпочтение тому или другому методу, исходя из оснащенности педагогического процесса.

В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное)

Наглядные методы и приемы обучения

Методы:

1. Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

2. Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Приемы

Показ способов,действий;

Показ образца.

Словесные методы и приемы обучения

Методы

1. Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

2. Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .

3. Беседа.

По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

4. Чтение художественной литературы.

Приемы

Вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;

Указание (целостное и дробное) ;

Пояснение;

Объяснение;

Педагогическая оценка;

Беседа (после экскурсии, прогулки,просмотра диафильмов и т. п.).

Игровые методы и приемы обучения

Методы

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы

Внезапное появление объектов;

Выполнение воспитателем игровых действий;

Загадывание и отгадывание загадок;

Введение элементов соревнования;

Создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

1. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .

2. Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт - это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3. Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

Возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;

Формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы;

Оснащенности педагогического процесса;

Личности воспитателя.

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Средства воспитания-это система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания

1. Средства материальной культуры- игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

2. Средства духовной культуры- книги, предметы искусства, речь.

3. Явления и объекты окружающего мира (явления природы, растительный и животный мир.)

Средство обучения- это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний

Выбор средств обучения зависит от:

Закономерностей и принципов обучения;

Общих целей обучения, воспитания и развития;

Конкретных образовательных задач;

Уровня мотивации обучения;

Времени, отведенного на изучение того или иного материала;

Объема и сложности материала;

Уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;

Возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;- типа и структуры занятия;

Количества детей;

Интереса детей;

Взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;

Материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

Особенностей личности педагога, его квалификации.

Словесные методы и приемы обучения детей

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Чисто словесные методы в обучении дошкольников имеют ограниченное значение.

Рассказ педагога - важнейший словесный метод, который позволяет в доступной для детей форме излагать учебный материал.

Рассказ достигает своей цели в обучении детей, если в нем отчетливо прослеживается главная идея, мысль, если он не перегружен деталями, а его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание.

В рассказе знания разного содержания передаются в образной форме. В качестве материала для рассказов используются литературные произведения (рассказы К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. В. Бианки, В. А. Осеевой и др.) , рассказы педагога из личного опыта.

Рассказ относится к наиболее эмоциональным методам словесного обучения. Обычно он оказывает сильное воздействие на ребенка, так как воспитатель вкладывает свое отношение к тем событиям, о которых повествует.

Требования к рассказчику:

Использование мимики, жестов, речевых выразительных средств.

Выразительность речи.

Новизна

Необычность информации.

Перед рассказом педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу. В процессе рассказа интонацией, риторическими вопросами заостряет их внимание на наиболее существенном.

Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена.

Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива.

Этические - воспитание нравственных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок.

Познавательные - тесно связана с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей природой и трудом взрослых.

По дидактическим целям:

Вводные беседы- готовят детей к предстоящей деятельности, наблюдению.

Обобщающая (итоговая) беседа - проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний, приобретенных детьми по той или иной теме образовательной работы на протяжении достаточно большого отрезка времени.

*Необходимо подбирать произведения, ценные в воспитательном отношении, соответствующие возрасту и уровню развития детей.

*Педагог подготавливает детей к восприятию произведения краткой беседой, ставит перед ними учебно-познавательную задачу.

*Следует продумывать сочетания чтения с другими методами, в частности с наглядными (здесь те же правила, которые касаются и метода рассказа) .

*После чтения проводится беседа, помогающая ребенку полнее осознать содержание произведения.

*В ходе беседы педагог старается усилить его эмоционально-эстетическое воздействие на воспитанников.

В процессе обучения используются словесные приемы : вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.

При чтении и рассказывании художественных произведений воспитатель использует такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире.

Эти приемы следующие:

1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;

2) введение слов - этических оценок поступков героев;

3) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев - положительного и отрицательного.

В обучении дошкольников необходимо сочетать разные типы вопросов:

Требующие простой констатации известных ребенку фактов (типа кто, что, какой, где, когда) ;

Побуждающие детей к мыслительной деятельности, к формулировке умозаключений, выводов (типа почему, зачем, отчего, с какой целью) .

Вопросы должны быть определенными, предполагающими тот или иной ответ ребенка; точными по формулировке.

Продолжая тему прошлого урока, мы хоти познакомить вас с теми методами обучения, которые появились относительно недавно и активное внедрение которых в педагогический процесс только начинает осуществляться. Если говорить о традиционной образовательной системе, то в соответствующих ей учреждениях современные методы обучения можно встретить крайне редко, но что касается частных школ, тренинг-центров и других подобных организаций, то в их деятельности новые методики появляются всё чаще. О том, почему этим методам приписывают большую эффективность, нежели традиционным методам, вы узнаете из этого урока. Но кроме преимуществ, мы упомянем и основные недостатки инновационных методов, на которые следует обратить не меньшее внимание.

Для начала отметим, что современные методы обучения, в отличие от традиционных, характеризуются несколько иными признаки, а именно:

  • Современные методы обучения уже в процессе разработки адаптируются под особый педагогический замысел. В основе разработки лежит конкретный методологический и философский взгляд автора
  • Технологическая последовательность действий, операций и взаимодействий базируется на целевых установках, представляющих собой чёткий ожидаемый результат
  • Реализация методов предполагает связанную деятельность педагогов и учащихся, которая имеет договорную основу и в которой учитываются принципы дифференциации и индивидуализации, а также оптимальное использование человеческого и технического потенциала. Обязательными составляющими должно быть общение и диалоги
  • Педагогические методы планируются поэтапно, а воплощаются последовательно. Кроме того, они должны быть выполнимы любым педагогом, но гарантировать каждым учащимся
  • Непременной составляющей методов являются процедуры по диагностике, которые содержат в себе необходимые для измерения результатов деятельности учащихся инструменты, показатели и критерии

Современные методы обучения во многих случаях могут не обладать психолого-педагогическим обоснованием, по причине чего классифицировать их каким-то единым образом довольно сложно. Но это не мешает не только применять их в учебной деятельности, но и не оказывает никакого существенного воздействия на успешность этого применения.

Современные методы обучения

Среди наиболее востребованных сегодня современных методов обучения можно выделить:

Лекция

Лекция является устной формой передачи информации, в процессе которой применяются средства наглядности.

Преимущества лекции состоят в том, что учащиеся ориентируются в больших массивах информации, на занятиях присутствует, как правило, большое количество учащихся, а педагог может легко осуществлять контроль над содержанием и последовательностью своего изложения.

К недостаткам лекции можно отнести то, что отсутствует обратная связь от учащихся, нет возможности учесть их изначальный уровень знаний и навыков, а занятия жёстко зависят от расписаний и графиков.

Семинар

Семинар представляет собой совместное обсуждение педагогом и учащимися изучаемых вопросов и поиск путей решения определённых задач.

Преимущества семинара заключаются в возможности учитывать и контролировать педагогом уровень знаний и навыков учащихся, устанавливать связь между темой семинара и имеющимся у учащихся опытом.

Недостатками семинара считаются небольшое количество учащихся на занятии и требование к наличию у педагога .

Тренинг

Тренинг - это такой метод обучения, основой которого является практическая сторона педагогического процесса, а теоретический аспект имеет лишь второстепенное значение.

Преимущества тренинга состоят в возможности изучить проблему с разных точек зрения и уловить её тонкости и нюансы, подготовить учащихся к действиям в жизненных ситуациях, а также повысить их и создать положительный эмоциональный климат.

Главным и основным недостатком тренинга является то, что по его окончании учащиеся должны сопровождаться и получать поддержку, иначе приобретённые навыки и умения будут утрачены.

Модульное обучение

Модульное обучение - это разбивка учебной информации на несколько относительно самостоятельных частей, называемых модулями. Каждый из модулей предполагает свои цели и методы подачи информации.

Положительные характеристики метода модульного обучения заключаются в его избирательности, гибкости и возможности перестановки его слагающих - модулей.

Отрицательные стороны состоят в том, что учебный материал может быть усвоен разрозненно и станет нецелостным. Также может потеряться логическая связь информационных модулей, вследствие чего знания будут фрагментированными.

Дистанционное обучение

Под дистанционным обучением понимается применение в педагогическом процессе телекоммуникационных средств, позволяющих педагогу обучать учеников, находясь от них на большом расстоянии.

Положительными характеристиками метода являются возможность вовлечения большого числа учащихся, возможность обучения на дому, возможность выбора учащимися наиболее для занятий и возможность переносить результаты процесса обучения на различные электронные носители.

Недостатками здесь можно назвать высокие требования к технической оснащённости педагогического процесса, отсутствие визуального контакта педагога и учащегося и, как следствие, пониженную мотивацию со стороны последнего.

Ценностная ориентировка

Метод ценностной ориентировки служит для привития ценностей учащимся и ознакомления их с социальными и культурными традициями и правилами. Обычно в процессе работы используются и инструменты, отражающие эти правила и традиции.

Положительные характеристики ценностной ориентировки - это её содействие адаптации учащихся к условиям реальной жизни и требованиям общества или деятельности.

Слабый момент метода выражается в том, что учащийся, если педагог приукрасил какие-либо моменты, может разочароваться в полученной информации, когда столкнётся с действительным положением вещей.

Кейс-стади

Разбор «завалов»

Метод разбора «завалов» заключается в моделировании ситуаций, которые часто возникают в реальной жизни и отличаются большим объёмом работ, а также в выработке наиболее эффективных способов решения задач, обусловленных такими ситуациями.

С положительной стороны представленный метод отличает высокая мотивация учащихся, их активное участие в процессе решения проблем и воздействие, развивающее аналитические способности и системность мышления.

Недостатком можно назвать то, что учащиеся должны обладать хотя бы базовыми навыками и умениями, позволяющими решать поставленные задачи.

Работа в парах

Исходя из требований метода парной работы, один учащийся составляет пару с другим, тем самым гарантируя получение обратной связи и оценки со стороны в процессе освоения новой деятельности. Как правило, обе стороны обладают равноценными правами.

Работа в парах хороша тем, что позволяет учащемуся получить объективную оценку своей деятельности и прийти к пониманию своих недостатков. Кроме того, развиваются навыки коммуникации.

Недостаток заключается в возможности затруднений в связи с личностной несовместимостью партнёров.

Метод рефлексии

Метод рефлексии предполагает создание необходимых условий самостоятельного осмысления материала учащимися и выработки у них способности входить в активную исследовательскую позицию по отношению изучаемому материалу. Педагогический процесс производится посредством выполнения учащимися заданий с систематической проверкой результатов их деятельности, во время которой отмечаются ошибки, трудности и наиболее успешные решения.

Плюсы рефлексивного метода заключаются в том, что у учащихся развивается навык самостоятельного принятия решений и самостоятельной работы, оттачивается и , повышается чувство ответственности за свои действия.

Но есть и минусы: сфера деятельности учащихся, представляющая собой проблематику изучаемой ими темы или дисциплины, ограничена, а получение и оттачивание происходит исключительно опытным путём, т.е. посредством .

Метод ротаций

Метод ротаций состоит в закреплении за учащимися в процессе занятия или урока разных ролей, благодаря чему они могут получить разносторонний опыт.

Плюсы метода заключаются в том, что он благоприятно отражается на мотивации учащихся, способствует преодолению негативных эффектов рутиной деятельности и расширению кругозора и круга общения.

Из минусов можно назвать повышенное напряжение учащихся в тех случаях, когда к ним предъявляются новые и незнакомые требования.

Метод «Лидер-ведомый»

Согласно этому методу, один учащийся (или группа) присоединяется к более опытному учащемуся (или группе) для того чтобы овладеть незнакомыми умениями и навыками.

Преимущества метода состоят в его простоте, более быстрой адаптации учащихся к новой деятельности и оттачивании коммуникативного навыка.

Сложность состоит в том, что учащийся не всегда способен осознать глубинные психологические причины принятия решений своим более опытным напарником.

Метод «Летучка»

Таким незамысловатым словом называется метод, в котором актуальные на данный момент времени вопросы касаемо изучаемой темы или проблемы решаются посредством обмена информацией и мнениями, вследствие чего появляется возможность повысить навыки учащихся.

Преимущества рассматриваемого метода заключаются в его привязке к реальным ситуациям в процессе обучения, а также в предоставлении учащимся возможности использовать при принятии решений эмоционально-волевой и содержательно-проблемный подход.

Недостатки же состоят в том, что педагогу или лидеру дискуссии нужно уметь заострять внимание на важных деталях и делать грамотные обобщения, которые он будет предлагать учащимся. Помимо этого, велика вероятность возникновения отвлечённых дискуссий, в том числе и имеющих негативную эмоциональную окраску.

Мифологемы

Метод мифологем подразумевает поиск необычных способов решения проблем, которые возникают в реальных условиях. Такой поиск проводится на основе метафор, другими словами, разрабатывается несуществующий сценарий, схожий с существующим.

Положительными характеристиками метода являются формирование в учащихся установки на творческий поиск решений проблем, и снижение уровня тревожности учащихся при их столкновении с новыми задачами и проблемами.

К отрицательным моментам относится пониженное внимание к и рациональным просчитанным действиям в реальных условиях.

Обмен опытом

Метод обмена опытом предполагает краткосрочный перевод учащегося в другое место обучения (включая и другие страны) и последующий возврат обратно.

Представленный опыт способствует сплочённости коллектива, повышению качества коммуникации и расширению кругозора.

Недостаток метода кроется в вероятности появления стрессовых ситуаций, обусловленных затруднениями личностного и технического плана на новом месте.

Мозговой штурм

Предполагает совместную работу в небольших группах, главной целью которой является поиск решения заданной проблемы или задачи. Идеи, предлагающиеся в начале штурма, собираются воедино, изначально без всякой критики, а на последующих стадиях обсуждаются, и из них выбирается одна наиболее продуктивная.

Мозговой штурм эффективен тем, что допускает к участию даже учащихся с минимальным уровнем знаний и набором компетенций, не требует к себе основательной подготовки, развивает в учащихся способность к оперативному мышлению и включению в групповую работу, оказывает минимальное стрессовое воздействие, взращивает культуру коммуникации и развивает навык участия в дискуссиях.

Но данный метод не очень эффективен для решения сложных проблем, не позволяет определить ясные показатели эффективности решений, усложняет процесс определения автора лучшей идеи, а также отличается спонтанностью, способной увести учащихся далеко от темы.

Тематические обсуждения

Метод тематических обсуждений заключается в решении определённых проблем и задач в конкретной области какой-либо дисциплины. Этот метод схож с мозговым штурмом, но отличается от него тем, что процесс обсуждения ограничен конкретными рамками, а любые, изначально кажущиеся бесперспективными решения и идеи сразу же отбрасываются.

Преимуществами метода можно назвать то, что расширяется информационная база учащихся относительно обсуждаемой дисциплины и формируется навык решения конкретных задач.

Недостатком можно назвать сложность поиска решения проблемы по причине того, что эта цель может быть достигнута, только если педагог или лидер обсуждения обладает навыком точного и развёрнутого донесения информации до менее информированных участников.

Консалтинг

Консалтинг или, как ещё называют метод, консультирование сводится к тому, что учащийся обращается за информационной или практической помощью к более опытному человеку по вопросам, касающимся конкретной темы или области исследования.

Положительная черта этого метода состоит в том, что учащийся получает адресную поддержку и повышает свой опыт, как в исследуемой области, так и в межличностном взаимодействии.

Отрицательная же сторона заключается в том, что метод не всегда применим, что зависит от специфики педагогической деятельности, и в ряде случаев требует для реализации материальных затрат.

Участие в официальных мероприятиях

Участие в официальных мероприятиях предполагает посещение учащимся выставок, конференций и т.п. Суть заключается в оценке мероприятия и составлении краткого отчёта с последующим представлением его педагогу. Подразумевается также предварительная подготовка и исследование тематических вопросов и проблем, касающихся темы мероприятия.

Положительные стороны метода - это мобилизация учащегося к поиску соответствующей тематике мероприятия информации, развитие навыков деловой коммуникации, совершенствование аналитических способностей.

К недостаткам можно отнести то, что эмоции и впечатления, полученные после посещения мероприятия, могут исказить реальную объективную оценку.

Использование информационно-компьютерных технологий

Суть представленного метода ясна из названия - в педагогическом процессе применяются современные высокотехнологичные средства передачи информации, такие как компьютеры, ноутбуки, цифровые проекторы и т.п. Осваиваемая учащимися информация представляется в сочетании с визуально-образными данными (видеоматериалами, графиками и т.п.), а сам изучаемый объект, явление или процесс может быть показан в динамике.

Преимуществом метода является то, что демонстрация учебного материала может быть динамичной, отдельные элементы материала или весь он могут быть повторены в любое время, педагог может предоставить учащимся копии материалов, а значит, для последующего изучения нет необходимости в особых условиях, например, в аудитории или классе.

Недостатки же состоят в том, что в большинстве случаев отсутствует интерактивная связь, в процессе использования метода не ведётся учёт индивидуальных особенностей учащихся, а педагог не имеет возможности оказывать стимулирующего воздействия на своих учеников.

И в отдельности, как о самостоятельно методе, следует сказать о специальных образовательных тренажёрах.

Образовательные тренажёры

В процессе создания тренажёров моделируются определённые педагогические задачи или относящиеся к изучаемой дисциплине ситуации. Осуществляется это посредством особого оборудования, которое находится в предназначенных для этого помещениях.

Учащиеся овладевают сложными навыками, алгоритмами решения задач, психомоторными действиями и мыслительными операциями по принятию решений, касающихся наиболее серьёзных ситуаций и вопросов в рамках какой-либо дисциплины.

Есть и ряд требований к эффективным тренажёрам:

  • Тренажёры должны разрабатываться с учётом психологических особенностей конкретной дисциплины, т.к. учебные задачи должны соответствовать задачам, которые будут встречаться в реальной жизни, по своему функциональному и предметному содержанию
  • Учебные задания, выполняющиеся на тренажёре, должны быть направлены на обеспечение учащихся оперативной обратной связью, на основе которой можно будет судить о качестве выполняемых учащимися действий
  • Тренажёр должен быть предназначен для многократного повторения заданий учащимися, т.к. необходимо достичь автоматизма правильности действий. О правильности действий, в свою очередь, могут говорить комментарии педагогов, а также ощущения учащихся, получаемые ими посредством органов чувств и переживаний.
  • Учебные задачи, которые выполняются при помощи тренажёра, необходимо подбирать так, чтобы сложность выполнения возрастала. Это позволяет учащемуся не только надлежащим образом освоить практику, но и не потерять

Любой метод обучения, который планируется применять в педагогическом процессе, может дать максимальный результат, если будет установлено, что он действительно пригоден к использованию. Установить же это можно только при помощи анализа особенностей и учащихся и той области, в которой они получают знания, навыки и умения.

Произвести оценку эффективности того или иного метода обучения можно также при помощи анализа содержательной части учебных задач и методов, которые предлагаются учащимся, опирающегося на то, соответствуют ли они актуальным проблемам и ситуациям.

Продуктивность педагогического процесса во время освоения учащимися новых знаний и приобретения новых навыков требует от педагогов разработки системы ориентировки в каждой изучаемой дисциплине. Создание оптимального содержания образовательных программ позволяет сформировать у учащихся системное мышление, которое будет гарантом их успешного обучения, и развития, наличия познавательного интереса, мотивации к последующему обучению и освоению каких бы то ни было знаний, навыков, предметов и дисциплин.

Но в педагогической деятельности нет и, пожалуй, не может быть какого-либо универсального метода или системы методов. Важно уметь применять комплексный подход, а это значит, что отдавать предпочтение в своей работе педагоги должны не только современным или традиционным методам обучения, а применять каждый из них и по отдельности и вместе, ставя перед собой задачу: выработать наиболее оптимальную и эффективную образовательную программу.

В этом уроке мы поговорили о современных методах обучения и указали их основные преимущества и недостатки. Конечно же, абсолютно все их особенности мы не раскрыли (такой цели мы, собственно и не ставили перед собой), однако уже имеющейся информации должно быть достаточно, чтобы помочь вам определиться с тем, какой метод импонирует вам в большей степени, в чём вы хотели бы разобраться более предметно и что применить впоследствии в своей педагогической деятельности.

Что же касается следующего урока, то в нём мы затронем не менее серьёзную тему, касающуюся непосредственного взаимодействия педагога и учащихся - мы расскажем о методах педагогического воздействия на личность учеников.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Характеристика методов обучения проявляется единством целенаправленной познавательной деятельности преподавателей и учеников, активным движением к моменту педагогической истины, уяснением знаний. Методы обучения напрямую взаимосвязаны с формами и способами мышления, обеспечивающими возможность в процессе организации обучающего взаимодействия учителя и ученика проникнуть в истину, в суть явления или процесса объективной действительности.

Для методов обучения присущи следующие функции: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная) и контрольно-коррекционная. С помощью метода происходит достижение цели обучения (обучающая функция), определяется определенный темп и уровень развития учащихся (развивающая функция), результат воспитания (воспитывающая функция). Посредством методов преподаватель побуждает учащихся к учению, стимулирует познавательную активность (побуждающая функция). Все методы предназначены для диагностики учителем процесса и результата образовательного процесса, внесения в него необходимых изменений (контрольно-коррекционная функция). Функциональную пригодность разных методов нельзя считать постоянной в течение всего учебного процесса, ее изменение происходит от младших к средним и далее к старшим классам. Меняется и интенсивность использования методов (для одних возрастает, для других снижается).

Классификация основных методов обучения включает:

  • устное изложение;
  • обсуждение;
  • демонстрацию;
  • упражнения;
  • самостоятельную работу учащихся.

Рассмотрим более подробно и дадим характеристику каждому методу обучения.

Устное изложение материала и обсуждение

Определение 1

Устное изложение учебного материала представляет собой метод обучения, предусматривающий монолог в виде одностороннего воздействия на учащихся.

Выделяют устное изложение в виде рассказа, объяснения, инструктирования, лекции.

Рассказ является видом устного изложения, когда педагог (учащиеся) акцентируют внимание на конкретных фактах, включая их взаимосвязь и взаимообусловленность. С помощью рассказа мобилизуется слуховое восприятие, представление и воображение. В процессе рассказывания дети не только усваивают факты, но и учатся последовательному изложению материала. Основная функция рассказа – обучающая, сопутствующими функциями считаются развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.

В качестве метода, эффективность рассказа характеризуется мобилизацией интереса учащихся, возбуждением их внимания. Развивающий аспект заключается в том, что он активизирует психические процессы, включая представление, память, мышление, воображение, эмоциональные переживания.

Замечание 1

Рассказ можно использовать в работе с учениками любого возраста, но максимальный эффект наблюдается при обучении младших школьников.

Объяснения учителя или учащихся обеспечивают выявление сути изучаемого события или явления, в том числе его места в системе связей и зависимостей от других событий, явлений. Функция объяснения состоит в раскрытии посредством логических приемов, убедительной аргументации и доказательств научной основы закона, правила, истины. В ходе объяснения учащиеся работают над развитием формально-логического и диалектического мышления, учатся аргументировать и доказывать положения.

Результатом объяснения является глубокое и ясное понимание учеником сущности явлений, их закономерных связей и взаимозависимостей. Воспитательное значение объяснения состоит в развитии у учеников стремления к истине, выявлении в изучаемом материале главного и отделения его от несущественного, второстепенного. Метод нашел широкое применение в работе с учениками всех возрастных групп. Тем не менее, для среднего и старшего школьного возраста, по причине усложнения учебного материала и возрастающих интеллектуальных возможностей, необходимость в объяснении становится более настоятельной.

Еще один вид устного изложения материала представлен инструктированием. Он предполагает постановку и точное достижение задач в процессе обучения. Используется при организации деятельности учеников в ходе занятия. Инструктирование используют, когда в ходе преподавания учитель должен направить учебную деятельность школьников в соответствующее русло.

Лекция является разновидностью устного изложения. С ее помощью преподаватель использует в разнообразных пропорциях изложение фактов и краткий вспомогательный диалог, который обеспечивает диагностику получаемой преподавателем обратной связи о качестве восприятия и усвоения материала учащимися.

Замечание 2

Посредством лекции активизируется познавательная деятельность обучающихся, их мысли, начинается поиск ответов на возникшие вопросы.

Предметом школьной лекции может являться преимущественное описание сложных систем, явления, объекта, процесса, включая связи и зависимости между ними. Лекция чаще всего используется в старших классах при достижении учащимися требуемого для восприятия и осмысления лекционного материала уровня подготовки.

Обсуждение учебного материала представляет собой второй из рассматриваемых методов обучения. Оно предполагает активное взаимодействие и влияние преподавателей и учеников друг на друга. Выделяют несколько видов обсуждения, включая беседу, классно-групповые занятия, семинар.

Беседа педагога и детей представляет собой важнейший вид обсуждения учебного материала. Беседа предполагает определенный запас эмпирических знаний у детей. Их должно быть достаточно для компетентного участия в обсуждении вопросов, обобщений, выводов, движения к истине. Ведущей функцией беседы можно считать побуждающую, но с не меньшим успехом метод способен выполнять и прочие функции. Нельзя больше найти метод, который столь разносторонен и эффективен во всех отношениях.

Замечание 3

Участие учеников в обучающей беседе может быть пассивным, то есть ограничивается только изложением фактов для обобщения их учителем или в случае, когда позволяет уровень готовности детей, активным, вовлекающим учеников в процесс творчества.

Педагогическая функция беседы заключается в использовании знаний и личного опыта учащихся для активизации их познавательной деятельности, привлечения их к активному мыслительному поиску, к разрешению противоречий, самостоятельному формулированию выводов и обобщений.

Для беседы важными составляющими являются продуманность и четкость в постановке вопросов, гибкость в их уточнении и развитии. Посредством диалога в беседе ведется и проблемное обучение, то есть ставятся задачи, уточняется понимание их сути, и происходит обсуждение важных для понимания проблемы вопросов, что подводит учеников к самостоятельным выводам.

Познавательный итог беседы можно обнаружить в результате прочного усвоения знаний школьниками, активизации их жизненного опыта. Развивающий аспект метода проявляется в формировании у учащихся умения четко и быстро мыслить, проводить анализ и обобщение, ставить точные вопросы, говорить кратко и ясно выражать свои мысли. Воспитательное воздействие беседы заключается в пробуждении самостоятельности в детях, помощи обрести уверенность в собственных силах.

Замечание 4

Еще один вид обсуждения представляет собой классно-групповое занятие, которое осуществляется в составе группы. Здесь все ученики принимают в нем непосредственное участие. Частным примером является дискуссия, представляющая собой эффективное средство для вовлечения всех учеников в активную работу, интенсификации мыслительной деятельности.

Обсуждать учебный материал всего сложней при использовании семинара. В ходе подготовки семинарского занятия преподаватель может проводить консультации, целью которых является более эффективная организация самостоятельной работы учеников. Особенное внимание следует обратить на формирование списка литературы для изучения, выявление основных проблем, с которыми необходимо глубоко разобраться, определение степени подготовленности учащихся и их возможностей.

Перед семинаром преподаватель должен тщательно продумать вступительную, основную и заключительную часть занятия, в том числе определить дополнительные вопросы, средства наглядности, практические задания. Наиболее сложной задачей для преподавателя является организация на семинаре творческого обсуждения проблемы.

Методы демонстрации и упражнения

Демонстрация представляет собой метод обучения, который построен на основе показа ученикам событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действий приборов и аппаратов для их анализа и обсуждения связанных с ними проблем. Суть этого метода заключается в создании с помощью действий и средств у обучаемых наглядного образа изучаемого предмета или явления, формировании конкретных представлений о его сущности и содержании. Показ, в первую очередь, предназначен для раскрытия динамики явлений, которые желает изучать учащийся. Метод нашел применение в ознакомлении с внешним видом предметов, их внутренним устройством или местоположением среди нескольких однородных предметов.

Демонстрация в качестве метода обучения способствует эффективному восприятию и осмыслению учащимися сложных явлений действительности, предусматривая их динамику, движение во времени и пространстве. Посредством этого метода происходит расширение детского кругозора, психологически облегчается процесс усвоения знаний, формируется чувственно-эмпирическая база познания при исследовании. Основательно и глубоко воспринимать учебный материал помогает демонстрация учебных и художественных фильмов, их частей, научные эксперименты, реальные процессы в природе и обществе.

Обучающие результаты демонстрации заключаются в обогащении детей знаниями в их образной и понятийной целостности, эмоциональной окрашенности. Развивающая роль демонстрации характеризуется расширением общего кругозора, активизацией всех психических процессов, возбуждением живого интереса к предметам познания. Воспитательная функция демонстрации проявляется огромным эмоциональным воздействием демонстрируемых явлений. Она углубляет усвоение сущности изучаемого материала.

Замечание 5

Демонстрация используется в работе с детьми любого возраста, включая в свою структуру обязательное собеседование с учениками о материале, то есть то, что помогает учителю диагностировать процесс усвоения учащимися знаний.

Принято различать виды демонстрации:

  • личная демонстрация учениками определённых действий и поведения;
  • показ чего-то специально подготовленными учениками;
  • демонстрация изобразительных средств наглядности;
  • демонстрация диапозитивов, фильма, телепередачи, воспроизведение звукозаписи.

Каждый вид демонстрации обладает собственной специфической методикой использования в разных формах учебной работы. При этом существуют общие требования для метода в целом.

Демонстрация требует подготовки со стороны учеников, формирования установки на целенаправленное восприятие изучаемого материала. Это обусловлено тем, что часто средства наглядности одновременно несут в себе большие объемы информации.

Эффективность демонстрации обусловлена только в том случае, когда учащиеся самостоятельно изучают предмет, процесс и явление, выполняя необходимые измерения, устанавливая зависимость. Благодаря этим действиям начинается активный познавательный процесс, осмысление вещей, явлений, а не чужих представлений о них.

Метод демонстрации в своем составе содержит метод иллюстрации, предполагающий показ и восприятие предмета, процесса и явления в соответствии с их символьном изображением. Здесь используются плакаты, карты, портреты, фотографии, рисунки, схемы, репродукции, плоские модели и др. Оба метода (демонстрация и иллюстрация) часто применяются в тесной связи. Они взаимно дополняют друг друга и усиливают совместное действие.

Четвертый метод обучения называется упражнение. Он заключается в многократном, сознательном повторении умственных и практических действий для создания, закрепления и улучшения необходимых навыков и умений.

Функция метода заключается в трансформации части знаний ученика в навык и умение, что формирует у него готовность умело действовать на практике. Диагностическая роль упражнения состоит в обеспечении возможности овладеть прочными умениями и навыками с помощью глубокого понимания приобретенных знаний.

Упражнение - обязательная часть любого изучаемого предмета. Перед выполнением упражнения всегда необходимо прочно усвоить теоретический материал и пройти тщательный инструктаж преподавателя. Это дает возможность ученикам систематически воспроизводить действия, необходимые для образования навыков мыслительных операций. Для этого характерно постепенное усложнение, повышение уровня трудности, добавление элементов индивидуального творчества. Учитель демонстрирует образец творческого подхода к делу, после чего дети способны включиться в целостное выполнение упражнений. В итоге работы учитель и ученики проводят обсуждение и анализ успехов, корректируя свою деятельность с внесением поправок.

Обучающий результат упражнения проявлен вооружением системой приемов, способов действий в интеллектуальной и физкультурной сфере. Развивающая роль метода состоит в расширении возможностей творческого самовыражения ученика, проявлении разнообразных способностей.

Замечание 6

Выполнение упражнений в системе укрепляет волю детей, воспитывает настойчивость, упорство, прилежание, самообладание. В высшей степени всесторонне и объективно с помощью упражнения возможна диагностика состояния прочности знаний, глубины их понимания детьми. От этого напрямую зависит качественная сторона формируемых умений и навыков, возможность использовать их творчески.

Виды упражнений:

  • в соответствии с преподаваемыми предметами (физические, специальные, комплексные);
  • в соответствии с характером и степенью влияния на формирование навыка (подготовительные или вводные, основные с отработкой действия в целом, тренировки);
  • в соответствии с числом участников (коллективные и индивидуальные).

Самостоятельная работа учащихся

Важным методом обучения, который предполагает индивидуальную активность самих учащихся в процессе закрепления полученных знаний (навыков, умений) и подготовки к занятиям, является самостоятельная работа. Есть несколько ее видов: работа с печатными источниками, самостоятельное осуществление поиска, самостоятельный просмотр (прослушивание) телепередач и радиопередач.

Большее время у учеников занимает работа с печатными источниками, основным достоинством которой является возможность многократной обработки учебной информации в доступном темпе и в удобное время. Методы работы с учебником сложны, но вполне по силам каждому ученику. Они состоят из:

  1. Ознакомительного чтения учебника или его части в относительно быстром темпе для получения общего представления о содержании; выделение материала, который непосредственно относится к интересующему вопросу и требует особо внимательного изучения.
  2. Повторного, сравнительно медленного чтения с разделением текста на смысловые элементы, выделения основных положений, аргументации автора, изучения схем, таблиц, чертежей. На этом этапе работы происходит анализ основных понятий, положений, идей работы. Даются выводы, которые позволяют сформировать правильный отчет о том, чему научил учебник или его глава.
  3. Конспектирования изучаемого текста для фиксации основных положений, более глубокого и прочного их уяснения и закрепления в памяти.
Замечание 7

Текст учебной книги считается изученным, когда ученик способен воспроизвести основные его положения, находя им применение на практике.

Самостоятельный поиск является видом самостоятельной работы. Он позволяет учителю, с опорой на имеющиеся у детей знания, умения и навыки, индивидуальные способности, поставить перед ними творческие поисковые задачи (консультация их деятельности, оценка и использование в учебном процессе результатов).

Педагогическая роль поисковых заданий и проектов заключается в индивидуализации обучения, расширении объема знаний при условии дифференциации и профильного обучения по продвинутой программе. Подобные задания могут ввести учеников в проблемы рационализации труда, исследовательские творческие методы познания и используются в ходе изучения любого предмета. В особенности это касается профильных дисциплин, факультативных и кружковых занятий. Ученики формируют отчеты о длительных наблюдениях за развитием растений, жизнью животных, явлениями природы; пишут обзоры научной литературы, сочинения на свободную тему, доклады по новому осмыслению событий истории или литературно-критическим источникам; создают схемы действия прибора, станка, машины с внесением предложений в области совершенствования технологического процесса.

Обучающий итог самостоятельного поиска может быть проявлен в виде приращения новых знаний, способных расширить общий и профильный кругозор учеников, в виде овладения первичными исследовательскими навыками.

Прослушивание и просмотр учащимися теле- и радиопередач самостоятельно также является весьма эффективным в случае организации и контроля этого процесса со стороны учителя. Обучающая и воспитывающая роль данного метода обусловлена высокой эффективностью воздействия наглядного образа. Сведения, представленные наглядно, максимально доступны для восприятия. Такой материал усваивать можно легче и быстрее.

Другие методы обучения включают видеометод (просмотр фильма, слайдов и др.), лабораторный метод (проведение определенных исследований), программированное обучение.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter


Close