Исламабад и Дели готовы в любой момент устроить ядерную бойню. Мы продолжаем анализировать современные конфликтные ситуации в мире, способные привести к крупномассшабным войнам. Сегодня речь пойдет о более чем 60-летнем индо-пакистанском противостоянии, которое в XXI веке усугубилось тем, что оба государства разработали (или получили от своих покровителей) ядерное оружие и активно наращивают свою военную мощь.

Угроза для всех

Индо-пакистанский военный конфликт занимает, пожалуй, самое зловещее место в перечне современных угроз человечеству. По оценке сотрудника МИД РФ Александра Шилина, «особую взрывоопасность противостояние этих двух государств приобрело, когда и Индия, и Пакистан, проведя серию ядерных испытаний, продемонстрировали свою способность создавать ядерное оружие. Таким образом, южноазиатское военное противостояние стало вторым во всей мировой истории очагом ядерного сдерживания (после холодной войны между СССР и США)».

Это усугубляется тем, что ни Индия, ни Пакистан не подписали Договор о нераспространении ядерного оружия и продолжают воздерживаться от присоединения к нему. Они считают этот договор дискриминационным, то есть закрепляющим право обладания ядерным оружием за небольшой группой «привилегированных» стран и отсекающим все остальные государства от права на обеспечение собственной безопасности всеми доступными средствами. Точных данных о ядерных возможностях вооруженных сил Индии и Пакистана в открытой печати не публикуется.

По некоторым оценкам, оба государства поставили перед собой цель (а может быть, уже и достигли ее) довести количество ядерных боеприпасов от 80 до 200 с каждой стороны. В случае их применения этого достаточно для того, чтобы экологическая катастрофа поставила под сомнение выживание всего человечества. Причины конфликта и ожесточение, с каким он развивается, свидетельствует о том, что такая угроза вполне реальна.

История конфликта

Как известно, Индия и Пакистан до 1947 года входили в состав английской колонии Индии. Великобритания в XVII веке огнем и мечом взяла «под свое крыло» существовавшие здесь феодальные княжества. Населяли их многочисленные народности, которые достаточно приблизительно можно было разделить на собственно индусов - коренных жителей страны и мусульман - потомков завоевавших Индию в XII-XIII веках персов. Все эти народы сравнительно мирно уживались друг с другом.

Тем не менее, индусы были сосредоточены в основном на территории нынешней Индии, а мусульмане - в теперешнем Пакистане. На землях, которые сейчас принадлежат Бангладеш, население было смешанным. В значительной части оно состояло из бенгалов - индусов, исповедующих ислам.

Британия внесла смуту в относительно мирную жизнь племен. Следуя старому и проверенному принципу «разделяй и властвуй», англичане проводили политику разъединения населения по религиозному признаку. Тем не менее постоянно идущая здесь национально-освободительная борьба привела после Второй мировой войны к образованию самостоятельных государств. К Пакистану отошли северо-западный Пенджаб, Синд, Северо-Западная провинция, Белуджистан. Это было бесспорно, поскольку данные земли были населены мусульманами.

Отдельным районом стала часть разделенной ранее Бенгалии - Восточная Бенгалия или Восточный Пакистан. Этот анклав мог сообщаться с остальным Пакистаном только через территорию Индии или по морю, но для этого требовалось преодолеть более трех тысяч миль. Такое разделение уже заложило в себе очаг напряженности между двумя странами, но главной проблемой является ситуация с княжествами Джамму и Кашмир.

В Кашмирской долине 9 человек из десяти исповедовали ислам. В то же время исторически сложилось так, что вся правящая верхушка состояла из индусов, которые, естественно, хотели инкорпорировать княжество в Индию. Естественно, мусульмане не были согласны с такой перспективой. В Кашмире стали создаваться стихийные отряды ополченцев, а с территории Пакистана началась инфильтрация групп вооруженных пуштунов. 25 октября они вошли в столицу княжества Сринагар. Спустя два дня индийские части вернули Сринагар и отбросили повстанцев от города. Правительство Пакистана тоже ввело в бой регулярные войска. Одновременно в обеих странах прошли репрессии против иноверцев. Так началась первая индо-пакистанская война.

В кровопролитных сражениях широко применялась артиллерия, участвовали бронетанковые подразделения и авиация. К лету 1948 года пакистанская армия заняла северную часть Кашмира. 13 августа Совет Безопасности ООН принял резолюцию о прекращении огня обеими сторонами, но лишь 27 июля 1949 года Пакистан и Индия подписали перемирие. Кашмир оказался разделенным на две части. За это та и другая стороны заплатили страшную цену - более миллиона убитых и 17 миллионов беженцев.

17 мая 1965 года перемирие 1949 года было нарушено, как считают многие историки, Индией: батальон индийской пехоты пересек линию прекращения огня в Кашмире и с боем взял несколько пакистанских погранпостов. 1 сентября в боевое соприкосновение вступили регулярные части пакистанской и индийской армий в Кашмире. Пакистанские ВВС начали наносить удары по крупным городам и промышленным центрам Индии. Обе страны активно осуществляли заброски воздушно-десантных войск.

Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы не сильнейший дипломатический прессинг, вынудивший Дели прекратить войну. Советский Союз - давний и традиционный союзник Индии, был раздражен этой военной авантюрой Дели. В Кремле не без основания опасались, что в войну может вступить Китай на стороне союзного ему Пакистана. Случись подобное, США поддержали бы Индию; тогда СССР оказался бы оттертым на второй план, и его влияние в регионе было бы подорвано.

По просьбе Алексея Косыгина тогдашний президент Египта Насер лично прилетел в Дели и подверг критике индийское правительство за нарушение соглашения о прекращении огня. 17 сентября советское правительство пригласило обе стороны встретиться в Ташкенте и разрешить конфликт мирным путем. 4 января 1966 года в узбекской столице начались индо-пакистанские переговоры. После долгих споров 10 января было решено отвести войска к довоенному рубежу и восстановить статус-кво.

Ни Индия, ни Пакистан не были довольны «замирением»: каждая из сторон считала свою победу украденной. Индийские генералы заявляли, что если бы не вмешался СССР, они бы уже давно сидели в Исламабаде. А их пакистанские коллеги утверждали, что будь у них еще неделя, они бы блокировали индусов в южном Кашмире и совершили танковый бросок на Дели. Вскоре и у тех и у других вновь появилась возможность померяться силами.

Началось с того, что 12 ноября 1970 года над Бенгалией пронесся тайфун, унесший около трехсот тысяч жизней. Колоссальные разрушения еще более ухудшили жизненный уровень бенгальцев. В своем бедственном положении они обвиняли пакистанские власти и требовали автономии. Исламабад вместо помощи направил туда войска. Началась не война, а бойня: первых попавшихся бенгальцев давили танками, хватали на улицах и везли к озеру в окрестностях Читтагонга, где десятки тысяч людей были расстреляны из пулеметов, а их тела утоплены в озере. Теперь это озеро называется озером Восставших. Началась массовая эмиграция в Индию, где оказалось около 10 миллионов человек. Индия начала оказывать военную помощь отрядам повстанцев. В конце концов это привело к новой индийско-пакистанской войне.

Главным театром боевых действий стала Бенгалия, где в проведении операций важнейшую роль сыграли военные флоты обеих сторон: ведь этот пакистанский анклав мог снабжаться только по морю. Учитывая подавляющую мощь индийского ВМФ - авианосец, 2 крейсера, 17 эсминцев и фрегатов, 4 подводных лодки, тогда как в пакистанском флоте числились крейсер, 7 эсминцев и фрегатов и 4 подлодки - исход событий был предрешен. Важнейшим итогом войны явилась утрата Пакистаном своего анклава: Восточный Пакистан стал независимым государством Бангладеш.

Десятилетия, прошедшие после этой войны, были богаты на новые конфликты. Особо острый произошел в конце 2008-начале 2009 года, когда подвергся нападению террористов индийский город Мумбаи. При этом Пакистан отказался выдать Индии лиц, подозреваемых в причастности к этой акции.

Нынче Индия и Пакистан продолжают балансировать на грани открытой войны, причем индийские власти заявили, что четвертая индо-пакистанская война должна быть последней.

Тишина перед взрывом?

Первый вице-президент Академии геополитических проблем доктор военных наук Константин Сивков в беседе с корреспондентом «СП» так прокомментировал ситуацию в современных отношениях Индии и Пакистана:

На мой взгляд, в данный момент индо-пакистанский военный конфликт находится в нижней точке условной синусоиды. Руководство Пакистана сегодня решает непростую задачу противостояния давлению со стороны исламских фундаменталистов, которые находят поддержку в недрах пакистанского общества. В связи с этим конфликт с Индией ушел на второй план.

А вот противостояние ислама и пакистанских властей очень характерно для нынешнего мирового расклада. Пакистанская власть проамериканская до мозга костей. А исламисты, которые сражаются против американцев в Афганистане и наносят удары по их ставленникам в Пакистане, представляют собой другую сторону - объективно, так сказать, антиимпериалистическую.

Что касается Индии, то и ей сейчас не до Пакистана. Она видит, куда катится мир, и серьезно занята перевооружением своей армии. В том числе и современной российской боевой техникой, которая, кстати сказать, в наши войска почти не поступает.

Против кого она вооружается?

Понятно, что США рано или поздно могут инспирировать войну с Пакистаном. Давний конфликт - благоприятная почва для этого. К тому же на провоцирование очередного витка индо-пакистанского военного противостояния может повлиять нынешняя война НАТО в Афганистане.

Дело в том, что за то время, пока она идет, США поставили в Афганистан (а значит, опосредованно и пакистанским талибам) огромное количество сухопутного вооружения, возвращение которого обратно в США является экономически не выгодной операцией. Это оружие обречено на применение, и оно будет стрелять. Индийское руководство понимает это. И готовится к такому ходу событий. Но у нынешнего перевооружения индийской армии есть, на мой взгляд, и более глобальная цель.

О чем вы?

Я уже не раз обращал внимание на то, что мир с катастрофическим ускорением устремился к началу «горячего» периода очередной мировой войны. Связано это с тем, что глобальный экономический кризис не кончился, и разрешить его можно только путем построения нового мирового порядка. А случая, чтобы новый мировой порядок строился бескровно, в истории ещё не было. События в Северной Африке и других странах - это пролог, первые звуки грядущей мировой войны. Во главе нового передела мира - американцы.

Сегодня мы наблюдаем почти полностью сформировавшуюся военную коалицию сателлитов США (Европа плюс Канада). А вот противоборствующая ей коалиция еще только формируется. На мой взгляд, она имеет две составляющие. Первая – страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика). Вторая составляющая – страны арабского мира. Они только начинают осознавать необходимость создания единого оборонного пространства. Но процессы идут быстро.

Индийское руководство, пожалуй, наиболее адекватно реагирует на зловещие изменения в мире. Оно, как мне представляется, трезво смотрит в более или менее отдаленное будущее, когда сформировавшейся антиамериканской коалиции все-таки придется столкнуться с основным врагом. В Индии идет настоящая реформа армии, не то, что у нас.

Неутешительные подсчёты

Несколько иное мнение у сотрудника одного из департаментов МИД РФ Александра Шилова:

Понятно, что ядерное сдерживание со стороны Индии направлено в первую очередь против тех государств, которых она считает вероятными противниками. Прежде всего, это Пакистан, который, так же как и Индия, принимает меры по формированию стратегических ядерных сил. Но еще и потенциальная угроза со стороны Китая на протяжении многих лет являлась одним из основных факторов, влиявших на военное планирование Индии.

Достаточно напомнить, что сама индийская ядерная военная программа, начало которой восходит к середине 60-х годов, стала в основном ответом на появление ядерного оружия у КНР (1964 год), тем более, что Китай в 1962 году нанёс Индии тяжёлое поражение в пограничной войне. Для сдерживания Пакистана Индии, как представляется, будет достаточно нескольких десятков зарядов. По мнению индийских специалистов, минимальным в данном случае был бы потенциал, обеспечивающий выживаемость 25-30 носителей с боеприпасами после первого внезапного ядерного удара со стороны Пакистана.

Учитывая размер территории Индии и возможности к значительному рассредоточению средств ядерного нападения можно предположить, что удар со стороны Пакистана, даже самый массированный, не сможет вывести из строя большую часть индийских СЯС. Ответный удар индийцев с применением хотя бы 15-20 ядерных зарядов, несомненно, приведёт к непоправимому ущербу вплоть до полного краха пакистанской экономики, тем более, что радиус действия индийской авиации и разрабатываемых Дели баллистических ракет позволяет поражать фактически любой объект в Пакистане.

Поэтому, если иметь в виду только Пакистан, арсенала из 70-80 боеприпасов может быть, видимо, более, чем достаточно. Справедливости ради надо отметить, что и индийская экономика едва ли будет в состоянии выдержать ядерный удар с применением хотя бы 20-30 зарядов со стороны того же Пакистана.

Однако если исходить одновременно из принципа нанесения неприемлемого ущерба и неприменения ядерного оружия первым, то в случае с Китаем необходимо будет располагать арсеналом, по крайней мере сопоставимым с китайским, а Пекин ныне имеет 410 зарядов, из них на межконтинентальных баллистических ракетах не более 40. Понятно, что если рассчитывать на первый удар со стороны Китая, то Пекин в состоянии вывести из строя очень значительную часть средств ядерного нападения Индии. Таким образом, общее их количество должно быть примерно сопоставимым с китайским арсеналом и достигать нескольких сотен для того, чтобы обеспечить необходимый процент выживаемости.

Что касается Пакистана, то руководство этой страны постоянно дает понять, что порог возможного применения ядерного оружия у Исламабада может быть весьма низок. При этом (в отличие от Индии) Исламабад, по-видимому, намерен исходить из возможности применения своего ядерного оружия первым.

Так, по словам пакистанского аналитика генерал-лейтенанта С.Лоди, «в случае возникновения опасной ситуации, когда индийское наступление с применением обычных средств будет угрожать прорвать нашу оборону, или уже осуществит прорыв, который невозможно будет ликвидировать обычными мерами, находящимися в нашем распоряжении, у правительства не останется иной возможности, кроме применения нашего ядерного оружия для стабилизации положения».

Кроме того, согласно ряду заявлений пакистанцев, в целях контрмеры на случай массированного наступления индийских сухопутных сил могут быть применены ядерные фугасы, чтобы минировать ими пограничную с Индией зону.

Отношения Индии и Пакистана — двух ядерных держав Южной Азии — накаляются в связи с беспорядками в населенном преимущественно мусульманами индийском штате Джамму и Кашмир. Глава МВД Индии Раджнатх Сингх, выступая на слушаниях в парламенте, обвинил Исламабад в попытке дестабилизации и поддержке терроризма в приграничном штате. Заявление индийского силовика прозвучало после того, как посол Пакистана в ООН Малиха Лодхи призвала Совбез ООН оказать давление на индийское правительство для "прекращения репрессий". Новое обострение "старейшего конфликта в повестке ООН", в результате которого за последние две недели 45 человек были убиты и более трех тысяч ранены, началось после того, как индийские силы безопасности ликвидировали активиста группировки "Хизб-уль-Муджахидин", добивающейся отделения Кашмира от Индии.


Слушания по кашмирской проблеме, прошедшие в Лок-сабхе (нижняя палата индийского парламента), проводились после того, как на прошлой неделе Джамму и Кашмир в связи с эскалацией напряженности посетил начальник генштаба индийской армии Далбир Сингх Сухаг. По итогам визита он представил доклад о ситуации в регионе главе Минобороны Манохару Паррикару.

Последний резонансный инцидент в Джамму и Кашмире произошел в городе Казигунд. Индийские военнослужащие открыли огонь по толпе, забрасывавшей их камнями, в результате чего три человека погибли. В целом число жертв нового обострения в Джамму и Кашмире — самого масштабного за последние шесть лет, несмотря на введенный в ряде округов штата комендантский час, за последние две недели составило 45 человек (более 3 тыс. получили ранения различной степени тяжести).

Беспорядки вспыхнули после того, как 8 июля силы безопасности в ходе спецоперации ликвидировали 22-летнего Бурхана Вани — одного из лидеров группировки "Хизб-уль-Муджахидин", борющейся за отделение Джамму и Кашмира от Индии и признанной в стране террористической. Бурхан Вани был убит в перестрелке с индийскими военнослужащими вместе с двумя другими активистами организации.

Индийские власти убеждены: за обострением ситуации в Кашмире стоит Исламабад. "Вместо того чтобы решать свои внутренние проблемы, Пакистан пытается дестабилизировать Индию",— предупредил на слушаниях в парламенте глава МВД Индии Раджнатх Сингх, назвавший соседнее государство "спонсором терроризма". Индийский министр напомнил, что власти Пакистана назвали Бурхана Вани "мучеником" и объявили после его гибели национальный траур.

Заявление главы МВД Индии продолжило войну слов между двумя ядерными державами Азии и давними антагонистами, для которых разделенный Кашмир остается главным яблоком раздора с момента их основания. Это делает кашмирскую проблему "старейшим конфликтом в повестке ООН".

Из трех индо-пакистанских войн Кашмир был причиной двух — в 1947-м и 1965-м. Первая война вспыхнула сразу после того, как две страны обрели независимость в результате раздела британской Индии на Индию и Пакистан. Тогда Пакистан сумел оккупировать треть Кашмира. Еще одну часть — 38 тыс. кв. км горного района Аксай-Чин после военного вторжения 1962 года оккупировал Китай. В итоге Кашмир оказался разделенным сразу между тремя ведущими державами Азии, а кашмирская проблема стала затрагивать интересы почти 3 млрд человек.

Заявление индийского силовика на слушаниях в парламенте прозвучало после того, как посол Пакистана в ООН Малиха Лодхи призвала Совбез ООН оказать давление на индийское правительство для "прекращения репрессий". А за несколько дней до этого премьер-министр Пакистана Наваз Шариф подлил масла в огонь дипломатического конфликта, назвав Бурхана Вани "солдатом, сражавшимся за независимость". При этом он пообещал, что Исламабад будет продолжать оказывать всяческую поддержку соратникам Бурхана Вани.

В связи с последней эскалацией в Кашмире в Исламабаде звучат все более воинственные заявления: критики премьера Шарифа обвиняют его в недостаточной жесткости. Напомним, что после прихода к власти в Индии нового премьера Нарендры Моди в мае 2014 года между двумя лидерами установились неплохие личные отношения. Господин Моди сделал неожиданный жест, пригласив главу соседнего государства на свою инаугурацию. После этого в обеих столицах заговорили об индо-пакистанской перезагрузке. Однако последние события в Кашмире грозят перечеркнуть наработки последних лет и вернуть два ядерных государства Южной Азии в эпоху прежнего противостояния.

"Назвав нормализацию отношений с Пакистаном одним из своих приоритетов и сделав ставку на личные контакты с Навазом Шарифом, премьер Моди при этом явно недооценил конфликтный потенциал кашмирской проблемы, способной время от времени обостряться помимо воли лидеров двух государств. Судя по всему, это и происходит сегодня",— пояснила "Ъ" директор Центра индийских исследований Татьяна Шаумян. По мнению эксперта, возвращение этой проблемы в список региональных конфликтов грозит азиатскому региону новой дестабилизацией с участием трех государств: Индии, Пакистана и Китая, так и не поделивших между собой Кашмир.


Вторая половина XX в. была периодом постепенного осознания старыми колониальными державами непомерности бремени по сохранению заморских владений. Обеспечение приемлемого уровня жизни и порядка в них становилось более дорогостоящим для бюджетов метрополий, доходы от примитивных форм колониальной эксплуатации в абсолютном исчислении росли очень медленно, а в относительном – явно сокращались. Лейбористское правительство К.Эттли рискнуло по-новаторски подойти к отношениям с заморскими владениями. Оно опасалось восстания индийского населения и не могло игнорировать требования предоставить Индии независимость. После продолжительных обсуждений британский кабинет согласился с необходимостью отмены колониального статуса Британской Индии. {¦}
К содержанию главы

Закон о независимости Британской Индии и государственное размежевание в Южной Азии

Национально-освободительное движение в индийских городах и сельских местностях ширилось. Антибританские выступления начались среди индийских военнослужащих британско-индийской армии. Индийская часть офицерского корпуса, не говоря о рядовом составе, утрачивала лояльность британской короне. Стремясь опередить события, 15 августа 1947 г. британский парламент принял Закон о независимости Индии.

Британское правительство в соответствии с планом, разработанным последним вице-королем Индии лордом Луисом Маунтбеттеном, разделило в 1947 г. страну по религиозному принципу. Вместо единого государства было создано два доминиона – Пакистан, к которому отошли территории, населенные преимущественно мусульманами, и Индийский Союз (собственно Индия), где большинство населения составляли индуисты. При этом территория собственно Индии клином разрезала Пакистан на две части – Западный Пакистан (совр. Пакистан) и Восточный Пакистан (совр. Бангладеш), которые были разделены 1600 км и населены различными народами (бенгальцы – на востоке, пенджабцы, синдхи, пуштуны и белуджи – на западе). При этом по религиозному принципу был разделен даже целый народ – бенгальцы: исповедующая ислам его часть оказалась в составе Восточного Пакистана, а бенгальцы-индуисты составили население индийского штата Бенгалия. Восточный Пакистан оказался окружен индийской территорией с трех сторон, с четвертой – его граница проходила по водам Бенгальского залива. Раздел сопровождался исключительно кровопролитным переселением миллионов индусов и сикхов в Индию, а мусульман – в Пакистан. Погибло, по разным оценкам, от полумиллиона до миллиона человек.
К содержанию главы

Первая индийско-пакистанская война

Дополнительную напряженность в ситуацию вносило предоставление «туземным» княжествам права самостоятельно принимать решение о вхождении в состав индийского или пакистанского государства. Пользуясь им, наваб крупнейшего княжества Хайдарабад в центре Индии принял решении о присоединении к Пакистану. Индийское правительство, не желая утраты этой территории, в 1948 г. ввело в княжество свои войска, игнорируя протесты Великобритании и США

Сходным образом правитель Кашмира, населенного преимущественно мусульманами и граничащего с Западным Пакистаном, будучи индуистом по вероисповеданию, заявил о намерении присоединить свое владение к Индии или стать независимым государем. Тогда в октябре 1947 г. с пакистанской территории в Кашмир вторглись пуштунские племена, которые желали помешать переходу этой преимущественно мусульманской территории под суверенитет Индии. Правитель Кашмира обратился за военной помощью в Дели и поспешил официально провозгласить присоединение княжества к Индийскому Союзу. {¦}

К 1948 г. конфликт в Кашмире перерос в первую индийско-пакистанскую войну. Она была непродолжительной, и в январе 1949 г. между сторонами было подписано соглашение о прекращении огня. Благодаря деятельности посреднической комиссии Совета безопасности ООН летом 1949 г. была установлена линия прекращения огня, одна часть которой признана в качестве международной границы, а другая – стала линией фактического контроля (несколько изменившейся позднее в результате второй и третьей индийско-пакистанских войн 1965 и 1971 гг.). Северо-западный Кашмир оказался под контролем Пакистана (впоследствии там было создано образование «Азад Кашмир» (Свободный Кашмир)), формально представляющей собой свободную территорию.

Две трети прежнего княжества Кашмир перешло под власть Индии. Эти кашмирские земли были объединены с сопредельными районами, заселенными индуистами, и составили индийский штат Джамму и Кашмир. Совет безопасности в 1949 г. принял резолюцию о проведении плебисцита в Кашмире после вывода пакистанских войск из его северо-западной части. Но Пакистан отказался выполнять требования ООН, и плебисцит был сорван. Пакистан получил выход к границе с Китаем благодаря контролю над северо-западным Кашмиром, через который в 70-80-х годах было проложено стратегическое Каракорумское шоссе, обеспечившее Пакистану надежную связь с КНР.

Индийско-пакистанский конфликт из-за Кашмира не был урегулирован. События конца 40-х годов определили базовую антииндийскую направленность внешней политики Пакистана. Пакистанское руководство с той поры стало рассматривать Индию как источник угрозы для независимости Пакистана.

При этом в самом штате Джамму и Кашмир в составе Индии имелись сепаратистские настроения, носители которых выступали против вхождения в Пакистан или Индию и требовали создания независимого Кашмирского государства. Вдобавок ко всему восточная часть штата исторически до XI в. была частью Тибета, и ее население до сих пор тяготеет к связям с тибетцами. В связи с этим к кашмирской проблеме стало проявлять интерес руководство КНР, распространившей свой контроль на Тибет после победы китайской революции в 1949 г., тем более что не было ясности в вопросе о линии прохождения границы между тибетскими землями КНР и индийскими владениями в Джамму и Кашмире – в частности, в районе плато Аксайчин, по которому проходила стратегически важная для Китая дорога из Западного Тибета в Синьцзян. В Южной Азии возник очаг хронической напряженности.
Дип отношения с США и СССР
Дипломатические отношения Индии с США и СССР были установлены еще до провозглашения ее независимости, поскольку статус доминиона позволял сделать это. Но ни с Москвой, ни с Вашингтоном тесных отношений у Индии не складывалось. Сверхдержавы были поглощены делами в более важных для них регионах – в Европе, Восточной Азии, на Ближнем Востоке. Этот по-своему необычный и непродолжительный «вакуум интереса» к Индии отчасти способствовал формированию специфической внешнеполитической линии Дели, авторство которой принадлежит главе первого правительства независимой Индии Джавахарлалу Неру.
Ухудшение советско-китайских отношений в начале 60-х годов обусловило рост интереса Москвы к военно-политическому сотрудничеству с Индией, отношения которой с КНР после двух конфликтов за предшествующие десять лет оставались напряженными. СССР оказывал Индии значительное экономическое содействие и начал развивать с ней военные связи. В первой половине 60-х годов масштаб военных поставок Советского Союза превысил размеры помощи, поступавшие в Индию из США. Это стало тревожить Вашингтон. Администрация Дж.Кеннеди ставила цель укрепления отношений с Индией, несмотря на приверженность Дели неприсоединению и нейтрализму. Индию американский президент называл ключом к Азии, полагая, что она сможет при американской помощи стать «витриной» Запада, выиграть экономическое соревнование с Китаем и стать ему мощным противовесом. После китайско-индийского конфликта Индия стала крупнейшим получателем американской экономической помощи, хотя в Вашингтоне раздражались по поводу нежелания Индии активнее сотрудничать с США против Китая.

Боясь обмануться в расчетах на превращение Индии в надежного партнера, американская администрация стала больше уделять внимания сотрудничеству с Пакистаном. После «июльской революции» 1958 г. в Ираке и выхода его в 1959 г. из Багдадского пакта ценность Пакистана для американской стратегии на Среднем Востоке возросла настолько, что в марте 1959 г. Соединенные Штаты заключили с Пакистаном соглашение, предусматривавшее возможность использования вооруженных сил США в случае агрессии против Пакистана. С 1965 г. Пакистан стал получать от Соединенных Штатов современные вооружения.

Но и развитие американо-пакистанских связей не было беспроблемным. США понимали, что противостояние с Индией определяет заинтересованность пакистанского правительства в сотрудничестве с КНР на антииндийской основе. Перспектива китайско-пакистанского блока не устраивала Вашингтон.

Но такой блок был нежелателен и для Москвы. Вот почему, ориентируясь на сближение с Индией, Советский Союз стремился сохранить хорошие отношения с Пакистаном. Задачей советской дипломатии было ограничение пакистано- китайского и американо-пакистанского сближения. Советско-пакистанский диалог успешно развивался.

Индийско-пакистанские отношения в первой половине 60-х годов были напряженными. Визит премьер-министра Индии Дж.Неру в Карачи в 1960 г. и шестимесячные двусторонние переговоры по кашмирскому вопросу в 1962-1963 гг. и в первой половине 1964 г. не привели к оздоровлению обстановки. С конца 1964 г. начались вооруженные столкновения на индо-пакистанской границе. Летом 1965 г. они переросли в полномасштабную войну.

Развитие событий вызвало обеспокоенность СССР и США, опасавшихся усиления позиций Китая в Южной Азии. США, лави-{¦}руя между Индией и Пакистаном, приостановили военную помощь последнему с момента начала военных действий, одновременно выступив с предостережением Китая от вмешательства в индо-пакистанский конфликт.

Москва оказалась в позиции, удобной для выполнения посреднической миссии: у нее были дружелюбные отношений и с Индией, и с Пакистаном. Правительства обеих стран согласились принять советское посредничество. США тоже не стали против него возражать. Премьер-министр Индии Лал Бахадур Шастри и президент Пакистана Мохаммед Айюб-хан прибыли в СССР. В январе 1966 г. в Ташкенте при участии председателя Совета министров СССР А.Н.Косыгина состоялись индо-пакистанские переговоры, которые завершились подписанием совместной Декларации Индии и Пакистана о прекращении войны и восстановлении статус-кво. Формально считалось, что во время переговоров Советский Союз оказывал конфликтующим сторонам «добрые услуги», но фактически миссия СССР, скорее, напоминала «посредничество», поскольку советский делегат непосредственно участвовал в переговорах, что в принципе не предусматривается процедурой оказания «добрых услуг».

США во время конфликта занимали нейтральную позицию. В Пакистане к этому отнеслись неодобрительно, полагая, что Вашингтон должен был поддержать его более энергично. Отчасти «в пику» США в октябре 1967 г. президент Пакистана М.Айюб-хан совершил визит в Москву, во время которого он намекнул на стремление Пакистана ослабить зависимость от США в военно-политической области. В начале 1968 г. власти Пакистана объявили о своей незаинтересованности в продлении соглашения, позволявшего США использовать радарные установки в Пешаваре для сбора информации о военных объектах СССР. Во время визита А.Н.Косыгина в Пакистан в апреле 1968 г. СССР дал согласие на поставки вооружений Пакистану. Это вызвало негодование Индии. Стараясь сохранять добрые отношения и с Индией, и с Пакистаном, Москва в целом была склонна оставаться на стороне Дели.

Образование Бангладеша и индо-пакистанская война

На периферии международных отношений элементы конфронтации были заметней, чем в Европе. Это было подтверждено развитием событий в Южной Азии. К началу 70-х годов в Советском Союзе окончательно утвердились во мнении, согласно которому Индия является надежным партнером СССР на Востоке, поскольку советско-китайские отношения были предельно натянутыми, а отношения КНР и Индии – тоже весьма холодными. Правда, Индия не хотела оказаться втянутой в советско-китайское противостояние. Но она не доверяла Китаю, тем более что видела желание новой администрации США пойти на сближение с ним. Индия теряла положение приоритетного партнера США в регионе, как то было в 60-х годах. {¦} В Дели знали о том, что «исторический противник» Индии, Пакистан, пытается содействовать улучшению американо-китайских отношений, чтобы обесценить для Вашингтона сотрудничество с Индией. Наконец, индийские политики полагали, что существует такой негативный фактор, как «личная нелюбовь Р.Никсона к Индии» и «антииндийский запал» его советника по вопросам национальной безопасности Г.Киссинджера. В начале 70-х годов прежде существовавшее американо-индийское взаимопонимание улетучивалось.

Правда, ситуация в регионе развивалась бурно независимо от настроений в Дели. После раздела Британской Индии государство Пакистан оказалось состоящим из двух частей – западной и восточной, – которые не соприкасались между собой и были разделены клином территории Индии. Столица Пакистана располагалась на западе, а восточная часть ощущала себя заброшенной и провинциальной. Ее жители считали, что центральное правительство не уделяет внимания проблемам Восточного Пакистана и дискриминирует его в вопросах финансирования, хотя в восточной части страны проживала половина населения.

На парламентских выборах 1970 г. в Пакистане большинство голосов получила восточнобенгальская партия Авами лиг. Таким образом, теоретически ее лидер – Муджибур Рахман, выступавший за предоставление автономии Восточному Пакистану, – получил право возглавить центральное правительство. Но по приказу главы военной администрации Пакистана (диктатора) генерала А.М.Яхья-хана, пришедшего к власти в 1969 г., в марте 1971 г. М.Рахман был арестован. В Восточный Пакистан из Западного были направлены верные А.М.Яхья-хану армейские подразделения.
и т.д.................

Пока мир сосредоточен на испытаниях баллистических ракет в Северной Корее, другой потенциальный конфликт вызывает все больше опасений. За июль в ходе перестрелок между индийскими и пакистанскими военнослужащими в штате Джамму и Кашмир погибли 11 человек и 18 были ранены, а четыре тысячи человек были вынуждены покинуть свои дома.

В воскресенье бывший министр информации и телерадиовещания Индии Венкая Найду, которого Национально-демократический альянс выдвигает на пост вице-президента страны, заявил, что Пакистан должен вспомнить, чем закончилось столкновение в 1971 году, когда в ходе третьей индо-пакистанской войны Пакистан потерпел поражение, а Бангладеш обрел независимость.

Бывший министр обороны Индии и оппозиционер Мулаям Сингх Ядав заявил на прошлой неделе, что Китай использует Пакистан для нападения на страну и готовит для атаки на Индию пакистанские ядерные боеголовки.

Боеголовки и доктрины

Весной этого года The New York Times сообщала, что Индия думает над изменениями в интерпретации своей ядерной доктрины, которая запрещает применение ядерного оружия первым. Ранее Индия прописывала лишь массивный ответный удар, что предполагало удары по городам противника.

По данным газеты, новый подход может подразумевать нанесение превентивных ограниченных ядерных ударов по ядерному арсеналу Пакистана в целях самозащиты. Пока все это, скорее, спекуляции, поскольку выводы делаются на основе анализа высказываний индийских высокопоставленных лиц без каких-либо документальных подтверждений.

Но даже такие предположения, во-первых, могут подтолкнуть Пакистан к увеличению своих ядерных возможностей и запустить цепную реакцию ядерной гонки вооружений между двумя странами, а во-вторых, могут заставить Пакистан любую эскалацию конфликта принять за повод для Индии нанести удар первой.

Уже через несколько дней после публикации The New York Times Пакистан обвинил Индию в ускорении военной ядерной программы и подготовке к производству 2600 боеголовок. В своем июньском докладе Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI) отметил, что за год Индия добавила около 10 боеголовок в свой арсенал и постепенно расширяет инфраструктуру для развития своего ядерного оружия.

Бывший пакистанский бригадный генерал Фероз Хан, специалист по ядерной программе Пакистана, ранее заявлял, что у Пакистана есть в наличии до 120 ядерных боеголовок.

© AP Photo / Anjum Naveed


© AP Photo / Anjum Naveed

На прошлой неделе в Вашингтоне этот пакистанский эксперт также рассказал, что планы Исламабада по использованию ядерного оружия базируются на доктрине НАТО времен холодной войны, когда предполагалось использование тактических ядерных ударов по наступающим силам противника. На это, впрочем, критики Пакистана возразили, что Исламабад использует свой ядерный статус как прикрытие для ведения террористической войны в индийском штате Джамму и Кашмир.

Для Индии наличие пакистанского тактического ядерного оружия стало проблемой. Если Пакистан применит только тактическое ядерное оружие и только на поле боевых действий, то Индия, бомбящая в ответ пакистанские города, будет выглядеть в черном свете. Отсюда и разговоры о смене интерпретаций доктрины, когда надо успеть ликвидировать пакистанские арсеналы до их ввода в действие.

Еще одна причина — приход Трампа к власти в США. Индия считает, что при новом американском президенте у нее появилось гораздо больше свободы в принятии решений по ядерной программе. Отношения США с Пакистаном при Трампе также идут по нисходящей: американцы перестали рассматривать Исламабад в качестве надежного союзника в борьбе с радикалами в Афганистане. Индию это, разумеется, обнадеживает.

Сценарий, которого все боятся

Рост напряженности на Индостане может привести к катастрофическим последствиям. Триггером, который запустит цепочку событий, приводящую к превентивному ядерному удару с той или другой стороны, может послужить эскалация в штате Джамму и Кашмир или крупный теракт в Индии наподобие атаки в Мумбаи в 2008 году.

Главная проблема, по мнению многих аналитиков, в том, что никто не знает, каковы критерии применения ядерного оружия Пакистаном и что именно он может воспринять как начало войны со стороны Индии. Вторая проблема — теракты в Индии могут быть вообще не связаны с Пакистаном, но в этом будет трудно убедить индийскую сторону.

В 2008 году было опубликовано американское исследование о последствиях ядерной войны между Индией и Пакистаном. Авторы пришли к выводу, что хотя суммарные заряды двух стран и не столь велики, их применение приведет к климатической катастрофе, которая станет причиной больших сельскохозяйственных проблем и массового голода. В итоге, по данным доклада, в течение десяти лет погибнет около одного миллиарда человек. Так что вроде бы далекая проблема Индии и Пакистана на самом деле касается всего мира.

Индо-пакистанский конфликт: истоки и последствия (23.00.06)

Харина Ольга Александровна,

студентка Воронежского государственного университета.

Научный руководитель – доктор политических наук, профессор

Слинько А.А.

История взаимоотношений Индии и Пакистана уникальна: конфликт, существующий между этими странами, является одним из самых долговечных во всей новой истории и официально насчитывает столько же лет, сколько и само независимое существование Индии и Пакистана. Вопрос о принадлежности спорных территорий – Джамму и Кашмира является краеугольным, на котором сошлись все политические устремления Дели и Исламабада в регионе, но в то же время корни проблемы уходят в давние времена, упираясь по своей сути в межрелигиозную и, отчасти, этническую рознь.

Ислам начал проникать на территорию Индии в VIII в., а тесное взаимодействие индусской и мусульманской культур началось с рубежа XII – XIII вв., когда в Северной Индии возникли первые государства во главе с мусульманскими султанами и военачальниками.

Ислам и индуизм – не только разные религии, но и чужеродные образы жизни . Противоречия между ними представляются непреодолимыми, да и история показывает, что они не были преодолены, а конфессиональный принцип был одним из наиболее действенных инструментов британского колониального управления, проводившегося в соответствии с хорошо известным правилом «разделяй и властвуй». Например, выборы в законодательные органы Индии проводились по куриям, образованным в зависимости от конфессиональной принадлежности , что, несомненно, подогревало противоречия.

Представление независимости Британской Индии в ночь с 14 на 15 августа 1947 года и раздел страны сопровождались чудовищными столкновениями на религиозной и этнической почвах. Число погибших за несколько недель достигло нескольких сотен тысяч человек, а количество беженцев составило 15 миллионов.

Проблема взаимоотношений двух основных общин в Индии в период независимости имеет два аспекта: отношения внутри страны и международные отношения с соседним Пакистаном, что выражается в Кашмирском вопросе, который настолько серьезнейшим образом влияет на атмосферу внутри государств, что даже индийское население в Пакистане и мусульманское население в Индии оказываются как бы агентами враждебных держав.

Еще в период завоевания мусульманами Индии под властью мусульманских правителей Кашмира находились только его северная и центральная части, что же касается юга (провинция Джамму), то здесь сохранилось господство князей-индуистов из народности догра . Восточная, труднодоступная часть современного Кашмира - провинция Ладакх – лишь номинально признавала господство султанов Кашмира. Местные князья сохраняли буддизм и поддерживали активные торговые связи с Тибетом. Именно в этот период формируются этнические, культурные и религиозные различия между провинциями Кашмира, служащие до сих пор основным источником напряженности в регионе.

Англичане поставили индуистских правителей над мусульманским населением и в начале XX в. в Кашмире против мусульман был принят целый ряд дискриминационных законов, низводящих их на положение людей «второго сорта» .

В 1932 году шейх Абдулла основывает первую политическую партию Кашмира – Мусульманскую конференцию, которая с 1939 года стала называться Национальной конференцией Джамму и Кашмира.

На момент раздела Британской Индии мусульмане в Кашмире составляли около 80% населения и, казалось, его участь была предопределена: он должен был стать провинцией Пакистана, но, согласно положениям закона, присоединение того или иного княжества к Индии и Пакистану зависело исключительно от волеизъявления его правителя. Правитель Джамму и Кашмира – Хари Сингха был индуистом.

Уже в октябре 1947 года спор о будущем Кашмира перерос в прямой вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном.

Обстановка осложнилась, когда 20 – 21 октября 1947 года пакистанское правительство спровоцировало выступление против княжества Кашмир пограничных пуштунских племен, которые позднее были поддержаны регулярными войсками Пакистана.

24 октября на территории, занятой пуштунами было провозглашено создание суверенного образования Азад Кашмир и вхождение его в состав Пакистана. Хари Сингха заявил о том, что Кашмир примыкает к Индии и обратился за помощью к Дели. Военная помощь была спешно послана в Кашмир, и индийским войскам достаточно быстро удалось остановить агрессора.

28 октября – 22 декабря прошли переговоры между воюющими сторонами. Однако военные действия так и не были приостановлены, в них вскоре оказались задействованы регулярные воинские части Пакистана, что придало войне затяжной характер в течение одного года.

Индийские войска попытались занять Азад Кашмир, но в мае 1948 года пакистанская армия пересекла границу и к августу заняла всю северную часть Кашмира. Большее давление войск Индии на отряды пуштунов привело к тому, что при посредничестве ООН 1 января 1949 года боевые действия были прекращены. 27 июля 1949 года Индия и Пакистан подписали соглашение о линии прекращения огня, и Кашмир оказался разделенным на две части. Несколько резолюций ОНН призывали стороны к проведению плебисцита, однако, ни Индия, ни Пакистан не пожелали этого сделать. Вскоре Азад Кашмир фактически вошёл в состав Пакистана и там было образовано правительство, хотя, разумеется, Индия не признаёт этого и на всех индийских картах эта территория изображена индийской. События того времени вошли в историю как Первая кашмирская война 1947 – 1949 гг.

В 1956 году после принятия закона о новом административном делении страны, Индия предоставила своим кашмирским владениям новый статус: штат Джамму и Кашмир. Линия прекращения огня стала границей. В Пакистане также произошли изменения. Большинство северных кашмирских земель получило название агентства Северных территорий, а Азад Кашмир формально стал независимым.

В августе-сентябре 1965 года произошел второй вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном. Формально конфликт 1965 года начался из-за неопределенности пограничной линии в районе Качского Ранна на южном участке совместной границы Индии и Пакистана, но вскоре пламя войны перекинулось на север, в Кашмир.

Война фактически ничем не кончилась – как только начались муссонные дожди, Качский Ранн стал непригоден для передвижения бронетехники, бои затихли сами собой, и при посредничестве Великобритании 23 сентября 1965 года было достигнуто прекращение огня.

Итогами Второй индо-пакистанской войны стали ущерб более 200 млн. долларов, число погибших свыше 700 человек и никаких территориальных изменений.

С 4 по 11 января 1966 года в Ташкенте состоялись переговоры президента Пакистана Айюб-хана и премьер-министра Индии Шастри при участии председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина. 10 января 1966 года представители сторон подписали Ташкентскую декларацию . Руководители двух стран заявили о твердой решимости восстановить нормальные и мирные отношения между Индией и Пакистаном и содействовать взаимопониманию и дружественным отношениям между своими народами.

Война 1971 года включала в себя гражданский мятеж, взаимный терроризм и масштабные военные действия. В то время как Западный Пакистан рассматривал эту войну как предательство Восточного Пакистана, бенгальцы видели ее освобождением от репрессивной и зверской политической системы.

В декабре 1970 года партия Авами лиг , выступавшая за равноправие обеих частей страны, победила на выборах в Восточном Пакистане. Но правительство Пакистана отказалась передать власть Авами лиг и предоставить району внутреннюю автономию. Карательные операции пакистанской армии привели к тому, что более 7 млн. человек бежали в соседнюю Индию.

Параллельно в 1970 году правительство Индии поставило вопрос об освобождении «незаконно оккупируемой» Пакистаном территории штата Джамму и Кашмир. Пакистан был также настроен категорично и готов к военным методами решения кашмирского вопроса.

Сложившаяся ситуация в Восточном Пакистане предоставила великолепную возможность Индии ослабить позиции Пакистана и начать подготовку к очередной войне. При этом Индия обратилась в ООН за предоставлением ей помощи в деле беженцев из Пакистана, поскольку их приток был слишком велик.

Затем, чтобы обезопасить свой тыл, 9 августа 1971 года индийское правительство подписало Договор о мире, дружбе и сотрудничестве с СССР, в котором оговаривалось и стратегическое партнерство. После налаживания международных контактов, Индии не хватало лишь малейших моментов для начала войны, и она взялась за обучение и подготовку «мукти бахини» , которые в дальнейшем сыграли не последнюю роль в войне.

Формально в Третьей индо-пакистанской войне можно выделить 2 этапа. Первый – предвоенный, когда боевые действия между государствами велись, но официального объявления войны не было (осень 1971 года). И второй – непосредственно военный, когда война была официально объявлена Пакистаном (13 – 17 декабря 1971 года).

К осени 1971 года пакистанской армии удалось взять под контроль главные стратегические пункты восточной части страны, но восточнопакистанские войска, действуя с территории Индии совместно с «мукти бахини», наносили значительный ущерб по правительственным войскам.

21 ноября 1971 года армия Индии от поддержки партизан перешла к прямым боевым действиям. В начале декабря части индийской армии подошли к столице Восточной Бенгалии – городу Дакке, которая пала 6 декабря.

Когда кризис на субконтиненте вошел в фазу вооруженного конфликта как на востоке, так и на западе, генсекретарь ООН К.Вальдхайм представил Совету Безопасности доклады о положении на линии прекращения огня в Кашмире, основанные на информации главного военного наблюдателя. 7 декабря Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию , призвавшую Индию и Пакистан «принять меры для немедленного прекращения огня и отвода войск на собственную сторону границ».

3 декабря 1971 года Пакистан официально объявил Индии войну, что сопровождалось одновременным ударом пакистанских ВВС, также перешли в наступление и сухопутные войска Пакистана. Однако уже через четыре дня Пакистан понял, что война на востоке проиграна. Кроме того, индийские ВВС нанесли ощутимый удар по восточным провинциям Западного Пакистана. Дальнейшее сопротивление в Восточной Бенгалии утратило смысл: Восточный Пакистан практически полностью вышел из-под контроля Исламабада, а военные действия полностью ослабили государство.

16 декабря 1971 г. пакистанский генерал Ниязи подписал акт о безоговорочной капитуляции перед индийской армией и «мукти бахини». На следующий день премьер-министр Индии Индира Ганди и президент Пакистана Зульфикар Али Бхутто подписали соглашение о прекращении огня в Кашмире. Третья индо-пакистанская война закончилась полным поражением Карачи и победой Индии и Восточной Бенгалии.

Итоги войны показали серьезную слабость Пакистана, поскольку он полностью лишался своей восточной половины: главным и глобальным изменением в послевоенной обстановке стало образование на карте мира нового государства – Народной Республики Бангладеш.

На момент завершения военных действий Пакистан оккупировал примерно 50 квадратных миль в секторе Чамба, контролируя коммуникации штата Джамму и Кашмир, а также участки индийской территории в Пенджабе. Индия захватила около 50 пакистанских постов к северу и западу от линии прекращения огня и ряд участков пакистанской территории в Пенджабе и Синде. 21 декабря 1971 года Совет Безопасности принял резолюцию 307 , в которой потребовал, «чтобы прочное прекращение огня и прекращение всех военных действий во всех регионах конфликта строго соблюдались и оставались в силе до вывода».

28 июня – 3 июля 1972 года в городе Симла состоялись переговоры между премьер-министром Индирой Ганди и президентом Зульфикаром Али Бхутто. В подписанном сторонами соглашении определялись перспективы отношений между Пакистаном и Индией. Была зафиксирована «решимость» правительств двух стран положить конец конфликтам.

Процесс демаркации линии контроля в Джамму и Кашмире и взаимного отвода войск завершился в декабре 1972 года. Дипломатические отношения между Индией и Пакистаном были восстановлены в мае 1976 года.

Однако теракт в Дели привел к очередному обострению отношений, выразившемуся в возобновлении перестрелок на линии контроля. Напряженность возросла также в связи с утверждением Пакистаном в августе 1974 года новой Конституции Азад Кашмира и передачей в сентябре в административное подчинение пакистанских федеральных властей районов Гилгита, Балтистана и Хунзы.

Индийское правительство в начале 1975 года заключило соглашение с шейхом Абдуллой, по которому он признавал окончательное присоединение Кашмира к Индии с гарантированными Дели автономными правами штата.

Но как показала практика, несмотря на шаги навстречу друг другу, каждая сторона была уверена в своей правоте, и Симлское соглашение трактовалось и трактуется Индией и Пакистаном по-своему. Далее развивался уже привычный сценарий: тур восстановления и пополнения, оснащение более высокотехнологичным вооружением и новый всплеск конфликта.

С середины 80-х годов в течение нескольких лет армии сторон почти ежедневно втягивались в авиационные или артиллерийские дуэли на северной оконечности границы с Китаем – оспаривалась принадлежность высокогорного ледника Сиачен в предгорьях Каракорума.

Причиной начала военных действий на Сиачене стала информация о скором прибытии в Пакистан японской группы, планировавшей в 1984 году совершить восхождение на пик Римо, находящийся как раз в наиболее важном с точки зрения контроля над всем ледником районе. Японцев должна была сопровождать группа пакистанских военных, что крайне не понравилось Дели, и он обвинил Пакистан в попытке установления контроля над Сиаченом. Как Индия, так и Пакистан, к тому моменту планировали провести операцию по овладению ледником.

Однако индийские военные начали наступление первыми. 13 апреля 1983 года началась реализация операции «Мегхдут» .Пакистанские части, подошедшие только через полтора месяца, оказались в ряде столкновений не в состоянии выбить индийцев с захваченных ими позиций. Однако они не позволили и индийским частям продвинуться дальше.

Высокая степень напряжённости сохранялась в районе Сиачена до середины 90-х годов, при этом 1987 – 1988 годы были временем наиболее жестоких столкновений.

Военные столкновения вблизи ледника случаются и сегодня. Последние крупные бои с привлечением артиллерии произошли 4 сентября 1999 года и 3 декабря 2001 года.

С 1990 года началось новое обострение «мусульманского вопроса», который был связан с борьбой Партии индийского народа (БДП) за власть. Мишенью для возбуждения всеобщего протеста стала мечеть, построенная еще в 1528 году на месте разрушенного индуистского храма в честь бога Рамы. Л.К. Адвани, лидер БДП, организовал массовые марши к «месту рождения Рамы», причем сам ехал на колеснице, произнося лозунги, которые позже распространились по всей Индии: «Когда индусы понимаются, муллы бегут из страны», «Мусульманам два пути – в Пакистан или на кладбище». Это спровоцировало волнения по всей Индии.

6 декабря 1992 года мечеть была разрушена, и в ответ на это начались столкновения и погромы мусульман во многих городах. Всего в конце 1992-го года – начале 1993 года погибли 2000 человек. А в марте 1993 года в Бомбее прогремела серия взрывов, организованных мусульманскими террористами. В 1996 – 1997 годах мусульмане устроили по всей Индии около сотни взрывов.

Одновременно с этими событиями обострилась ситуация в штате Джамму и Кашмир в связи с резкой эскалацией подрывной деятельности банд сепаратистов. В результате почти беспрерывных схваток с террористами и диверсий, Индия потеряла более 30 тысяч военнослужащих и мирных жителей.

После того, как в мае 1998 года оба государства продемонстрировали наличие у себя ядерного оружия, многие аналитики по обе стороны границы заговорили о возможной ядерной войне между ними. Тем не менее, в конце 1998 – начале 1999 годов наступила заметная «разрядка» напряжённости в отношениях Индии с Пакистаном. Произошёл обмен визитами, состоялось и несколько встреч на высшем уровне. Кульминацией «оттепели» стала поездка в пакистанский город Лахор премьер-министра Индии А.Б.Ваджпаи на автобусе в связи с открытием автобусного маршрута Дели – Лахор в феврале 1999 года и достижение пакета договорённостей на высшем уровне о взаимном снижении напряжённости.

Начало 2000-х годов характеризовалось тяжелыми террористическими атаками пакистанских боевиков как в штате Джамму и Кашмир, так и в отдельных городах Индии и в Дели.

Все усилия по «разрядке» обстановки, предпринятые в начале 1999 года, потерпели неудачу, когда в мае начался беспрецедентный с 1971 года рост напряжённости в Кашмире. Около тысячи боевиков, проникнувших из Пакистана, преодолели Линию контроля в пяти секторах. Их прикрывала пакистанская артиллерия, которая вела огонь через Линию контроля. Огонь пакистанских батарей очень сильно препятствовал продвижению колонн индийских автомашин, подвозивших подкрепления и боеприпасы.

Индия, постепенно бросая в бой всё новые части, к концу мая довела численность войск до десяти бригад сухопутных сил. Основные бои происходили в секторах Каргил, Драс, Баталик и Турток и долине Мушкох. Эти события получили название «Каргильский конфликт». А операция по отбитию захваченных высот была названа «Виджай» .

Индия была готова распространить военные действия на прилегающие территории чтобы снять напряжение в районе Каргила, но затем воздержалась от пересечения международно признанной границы в Пенджабе, где были сконцентрированы пакистанские войска. В целом, действия индийских вооружённых сил не выходили за Линию контроля.

Исламабад отрицал свою причастность к каргильским столкновениям, утверждая, что это только моральная поддержка «борцов за свободу». Вскоре были получены прямые доказательства участия пакистанцев в военных столкновениях – в плен к индийцам попало несколько боевиков, имевших соответствующие документы.

К середине июня индийцам удалось отбить большую часть высот, однако бандформирования окончательно покинули индийскую территорию только после того, как 12 июля Н.Шариф признал, что они контролировались из Пакистана и санкционировал их отход.

После Каргильского столкновения наступили периоды снижения напряжённости. Но, как показали последующие события, потенциал вражды, накопленный в отношениях Индии и Пакистана, не дал возможности укорениться даже столь малому успеху: на Линии контроля возобновились перестрелки между регулярными частями обеих стран, затихшие после окончания Каргильского кризиса.

В настоящее время граница между индийской и пакистанской частями Кашмира проходит по Линии контроля, зафиксированной сторонами в Симлском соглашении. Однако столкновения на религиозной почве и в территориальном плане происходят до сих пор. Конфликт нельзя назвать исчерпанным. Более того, можно утверждать, что угроза новой войны не исключена. Положение усугубляется тем, что в конфликт под предлогом поддержания мира внедряются новые игроки, в частности, США, Афганистан и Китай.

Современное состояние конфликта отличается также и тем, что Индия и Пакистан преследуют и экономические интересы, связанные со значительными водными и рекреационными ресурсами Кашмира.

Пока Кашмирская проблема остается нерешенной, между Индией и Пакистаном сохраняется взаимное недоверие, а это стимулирует обе стороны к укреплению своей обороноспособности и развитию ядерных программ. Мирное решение Кашмирской проблемы на двусторонней основе может предотвратить распространение ядерного оружия во всем Южноазиатском регионе.

Анализ данной проблемы в настоящее время свидетельствует о том, что конкретные предложения, учитывающие интересы всех трех сторон, до сих пор не выработаны. И Индия, и Пакистан фактически признают существующие реалии – два Кашмира, государственное устройство, наличие третьей силы, нежелание признавать решения друг друга, мирный путь решения проблемы, бесперспективность военных методов для нахождения консенсуса.

Литература

1.Белокреницкий В.Я. Южная Азия в мировой политике: учеб. пособие / В.Я. Белокреницкий, В.Н. Москаленко, Т. Л. Шаумян.– М.: Международные отношения, 2003. – 367 с.

2.Белокреницкий В.Я. Межгосударственные конфликты и региональная безопасность в Южной Азии: учеб. пособие для вузов / В. Я. Белокреницкий; Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений: МГИМО(У) МИД России. – М.: РОССПЭН, 2002. – 428 с.

3.Васильев Л.С. История Востока: в 2 т.: учебное пособие / Л.С. Васильев. – М.: Высш. шк. , 1998. – 495 с. – 2 т.

4.Воскресенский А. Д. Конфликты на Востоке: Этнические и конфессиональные: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А. Д. Воскресенского. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 512 с.

5.Гордиенко А.Н. Войны второй половины XX в. / А.Н. Гордиенко – Минск: Литература, 1998. – 544 с. (Энциклопедия военного искусства).

6.Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/2793 (XXVI) от 7 декабря 1971 года.

8.Ульциферов О.Г. Индия. Лингвострановедческий словарь / О.Г. Ульциферов: справ. изд. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2003. – 584 с.: ил.

9.Ядерное противостояние в Южной Азии / Под ред. А.Г. Арбатова, Г.И. Чуфрина. – М.: Московский центр Карнеги, 2005. – 29 c .

10. Major General Hakeem Arshad, The 1971 Indo-Pak War, A Soldiers Narrative, Oxford University Press, 2002. – 325 p.

Народность, населяющая территорию Джамму и Кашмира, близкая к панджабцам и исповедующая индуизм.

Например, был ограничен их прием на государственную службу, в особенности на командные посты в администрации и армии. Переход в ислам представителей других религий стал караться конфискацией имущества. Особенно унизительным для мусульман был закон, согласно которому за убой собственной коровы они подвергались десятилетнему тюремному заключению (См. Горохов С. А. Кашмир / С. А. Горохов// Георгафия: страноведческая газета. – 2003. - № 13. – С. 13 – 18).

«Мегхдут» - современное произношение санскритского «Мегхадута» - «Облако-вестник», названия поэмы древнеиндийского автора Калидасы.

Партия националистической направленности, являющаяся подразделением старейшей индийской организации «Союз добровольных служителей нации».


Close