Автор статьи: Мария Барникова (врач-психиатр)

Душевная боль: неминуемое страдание или шанс стать счастливым?

20.11.2015

Мария Барникова

Душевная боль – специфическое явление, глубоко затрагивающее сферу чувств личности и проявляющееся в изменении психического состояния человека.

Душевная боль – специфическое явление, глубоко затрагивающее сферу чувств личности и проявляющееся в изменении психического состояния человека. В отличие от физиологических болевых синдромов, душевное страдание не выступает следствием органических или функциональных заболеваний организма.

Механизм развития душевной боли

Как эмоция, душевная боль возникает в ответ на резкую глобальную перемену в привычном жизненном укладе личности, которую человек интерпретирует как важное негативное событие. В большинстве случаев такая эмоция является следствием значимой утраты для личности, например: смерти близкого родственника, расставания с любимым партнером, разрыва из-за предательства с лучшим другом, гибели питомца, потери социального статуса.

Стремительно возникшая эмоция при своеобразной негативной оценке личностью трансформируется в длительное отрицательное переживание, переводя душевную боль в глубокое, интенсивно выраженное чувство. По мнению психологов, любая внезапная утрата человеком значимых для жизни составляющих, будь то потеря близкого человека или ценного предмета, удаляет существенное звено из числа необходимых для выживания индивида факторов.

До недавнего времени большинство врачей придерживались гипотезы, что душевная боль носит сугубо субъективный характер. Современные психологи придерживаются теории, что душевная боль – это явление, абсолютно отличное от телесных ощущений, своеобразные неосознанные страдания за собственное «Я». Однако обстоятельные исследования, проведенные американскими нейропсихологами, опровергли это утверждение. Снимки, полученные посредством магнитно-резонансного томографа, подтвердили идентичность в процессе развития душевной боли и физиологической. В обоих случаях, когда человек испытывает и душевные страдания, и физическую боль наблюдается активация нейронов лимбической системы головного мозга.

Также установлено, что душевные муки могут проявлять себя на физиологическом уровне, в частности ощущаться как психогенная боль. Такой вид болевого синдрома не связан с соматическими патологиями и не имеет четкой локализации. Часто душевная, как и психогенная боль – непременный спутник депрессии , истерии, ипохондрии , тревоги и иных психоэмоциональных расстройств.

Причины возникновения

Как правило, всю ответственность за возникновение моральных страданий, человечество привыкло перекладывать исключительно на внешние факторы и обстоятельства. Однако это неприятное переживание психосоматического характера может возникнуть из-за продолжительного физического и психического напряжение, например: постоянного ощущения иррационального , длительно сдерживаемой эмоции гнева. Не принимая в расчет исконно физиологическую природу таких реакций: дефицита определенных химических веществ – нейромедиаторов, избыточного производства гормонов тревоги, человек трактует свои ощущения как исключительно внутреннее чувство, не обращая внимания на сопутствующие спазмы мускулатуры, головную боль напряжения и иные соматические симптомы.

Довольно часто душевную боль личность взращивает самостоятельно, создавая прямую ассоциацию на испытанные в прошлом болезненные ощущения от какого-то события. Такая сознательная фиксация на негативных ситуациях личной истории связывает любое, даже незначительное явление с пережитыми ранее страданиями, приводя к хронической душевной «встряске».

Нередко демонстрируемая окружающим душевная боль маскирует непристойные помыслы человека. Так, за страданиями души может быть скрыта внутренняя циничная потребность индивида обрести определенные выгоды, например: любыми способами обратить на себя внимание, получить гарантию не испытать фиаско в действиях. Выставляемые на обозрение душевные муки могут быть искусным орудием мести или стать средством для достижения власти над окружающими.

Важной причиной широкого распространения душевных страданий является исторически сложившийся факт: христианская мораль поощряет и культивирует душевную боль. В понимании верующих терзания сердца – добродетель, указатель праведности и истинной веры человека. Современная культура под стать христианству проповедует принцип: переживание страданий – достоинство, особый героизм, своеобразный индикатор воспитанной гуманной личности, необходимый удел человека на пути к преображению.

Шаг 1. Даем себе время на страдания

Как справиться с душевной болью – непрошеным гостем, которым бесцеремонно уничтожает счастье и веру? Чтобы справиться с душевной болью следует дать себе время пережить тяжелый период, не торопить и не подгонять себя. Помните: для большинства людей характерно самостоятельное утихание душевной боли при условии, если не бередить «кровоточащую рану». Это схоже с тем, как со временем наступает расслабление после мышечных спазм, как проходит психогенная головная боль после качественного отдыха. Скорость естественного исцеления организма зависит от ряда факторов: возраста человека, его психологических особенностей, состояния центральной нервной системы, значимости для индивида переживаемых событий.

Шаг 2. Избавляемся от привычки драматизировать

К сожалению, большинство наших современников, склонных к терзаниям сердца, не имеют достаточных психологических знаний о том, как унять душевную боль, или же не используют навыки на практике. У многих из нас есть ритуальные шаблоны поведения, суть которых «сыпать соль на рану». Это проявляется в привычке поднимать и обсуждать больную тему, вспоминать об ушедших «счастливых» днях, не отпускать, а преследовать человека, даже когда отчетливо понятна бесперспективность отношений. Конечно, возникшее минорное чувство после трагического события – естественное и понятное состояние, однако привычку сознательно драматизировать и увеличивать масштабы катастрофы необходимо искоренить. Если душевная боль в сердце спровоцирована событием, которое невозможно изменить, например: при неизлечимом недуге близкого человека, следует работать над эмоциями и менять интерпретацию ситуации.

Душевные страдания может осознанно или нет усиливать близкое окружение, задевая слабые места, затрагивая неприятные темы, давая «дельные» советы. В таких ситуациях, чтобы унять душевную боль, необходимо пересмотреть личные контакты, временно прекращая общение с такими людьми, которые оказывают медвежью услугу.

Шаг 3. Соизмеряем свои муки с трудностями мироздания

Большинство людей стремительно вступают в схватку с душевной болью, не разобравшись в том, существует ли проблема на самом деле. Психологи утверждают, что 99% всех «неразрешимых» трудностей созданы самостоятельно человеком, точнее – головным мозгом. Люди делают из мухи слона, временные неприятности вводят в ранг апокалипсиса. И возникшая душевная боль – не свидетельство непреодолимой угрозы, а факт того, что личность запуталась в трактовке событий, ей не хватает знаний и навыков.

В такой ситуации душевная боль – ценный подарок природы, направляющий человека на изучение своей личности, раздумий над смыслом жизни, размышлений о своей действительности. Психологи советуют признать тот факт, что личная проблема – миниатюрнейшая крупица в сложном устройстве мироздания. Понимание этого позволяет личности погрузиться значительно глубже своих трудностей, дает человеку шанс обрести мудрость, измениться в лучшую сторону, выполнять только полезные действия и не расходовать силы напрасно.

Шаг 4. Изучаем себя и свои страдания

Важный шаг, как преодолеть душевную боль,дать честные ответы на вопросы: «Какую истину открывают сердечные муки? Какой урок мне необходимо извлечь из произошедшего события?». Чтобы справиться с душевной болью, необходимо в нее погрузиться и изучить ее. А выйти из тяжелого состояния поможет вера в собственные силы, цель и мотивация. У каждого человека существует заветная мечта, реализация которой постоянно откладывается на потом. Человек, руководствуясь примитивными инстинктами, не оставляет себе шанса для воплощения мечты из-за собственной лени, выдуманных оправданий для бездействия, вымышленных страхов и отсутствия веры.

Чтобы избавиться от душевной боли, нужно посвятить время на изучение своего состояния и постараться определить действительную причину своих ощущений. Для этого на листке бумаги следует изложить свою деятельность до мелочей за последнюю неделю и постараться описать свои нынешние ощущения. Больше чем у половины людей душевная боль спровоцирована сожалением о неправильно использованном времени, потраченном на абсолютно бесполезные вещи.

Например: домохозяйка вместо того чтобы уделять время на развитие личности и образование, полноценным общественным контактам, уходу за телом, видит свое предназначение исключительно в выполнении рутинных домашних дел. Часто душевная боль у женщины с подобным укладом возникает от накопившейся усталости от однообразной работы по хозяйству, которая не встречает должной оценки со стороны супруга, и достигает критичной точки при уходе мужа из семьи.

Что делать в такой ситуации, и как справиться с душевной болью? Принять свершившийся факт, пересмотреть жизненные приоритеты, изменить сферу деятельности, работать над раскрытием новых граней личности, постараться найти свою изюминку.

Шаг 5. Пересматриваем свой образ жизни

Важные действия, которые необходимо ежедневно обязательно выполнять, что вырваться из бездонной пропасти и справиться с душевной болью:

  • питаться,
  • спать,
  • двигаться.

Следует составить разнообразное, полезное, полноценное и вкусное меню, наслаждаясь самим ритуалом приема пищи. Сон – важный компонент для восстановления здоровья, волшебное средство для излечения от боли. Движение – именно тот аргумент, из-за чего любой организм живет.

Чтобы избавиться от душевной боли необходимо иметь здоровое тело, ведь стабильность эмоциональной сферы напрямую зависит от физического состояния. Для того, чтобы поскорее справиться с болезненным состоянием души, нужно «включить» ресурсы организма, занявшись спортом. Физическая нагрузка – это не только способ быть в отличной форме и сохранить соматическое здоровье, но и шанс достигнуть гармонии во внутреннем мире, получить моральное удовольствие, встать на истинный жизненный путь и обрести душевный покой.

Шаг 6. Заботимся о близких

Когда на сердце совсем тоскливо, вспомните о своих близких людях и начинайте заботиться о них. Иногда очень сложно сделать шаг навстречу другим, ведь когда страдает душа, все мысли сфокусированы только на своем состоянии. Избавившись от преград эгоизма, проявив внимание и любовь другому человеку, в награду вы получите благодарность, прилив энергии и стимул, чтобы подняться и жить. Поэтому, делая добро другим, человек заботится о своем благополучии и может справиться со страданиями сердца.

Шаг 7. Избавляемся от разрушающих эмоций

Чтобы пережить душевную боль, нужно избавиться от отрицательных эмоций. Помните: тот, кто оправдывает и культивирует обиду, зависть, ревность, обреченный ощущать душевные муки, ведь накопившийся накал негативных страстей станет разрушать в первую очередь самого человека.

Шаг 8. Говорим «нет» вредным пристрастиям

Внимание! Многие люди, испытывающие страдания, пытаются избавиться от душевной боли с помощью алкоголя, наркотиков, рискованных мероприятий. Из-за тяжелых мучительных внутренних ощущений и непонимания природы душевной боли, человек вместо усилий, направленных на изменение своей личности, предпочитает убежать от действительности, забывшись в тумане губительных пристрастий. Однако такая мера не только не поможет справиться с душевной болью, но и создает еще более опасные проблемы, лишая силы воли и забирая последнюю надежду на счастье.

Шаг 9. Закаляем свою душу

Помните, что легче предупредить душевную боль, чем справиться с ней. Следует развивать свою эмоциональную стабильность, тренировать душевную стойкость, укреплять психологическую неуязвимость, Начинать закалку своей души необходимо с успешного преодоления жизненных мелочей. Основное правило: выявить неправильную трактовку события и изменить свое восприятие ситуации хотя бы на нейтральный взгляд.

Например: вас в результате сокращения уволили с престижной должности. Естественными эмоциями будут гнев, обида, злость, разочарование, страх за будущее. Однако, такой вынужденный «уход» несет массу позитивных моментов: внести новизну в обыденность, возможность испробовать себя на новом поприще, получить еще одно образование, мотивировать на успех в собственном бизнесе, открыть свои таланты в иной сфере. В таком случае позитивная интерпретация событий не даст малейшего шанса оказаться в плену своих душевных мук.

Шаг 10. Работаем мышцами лица

Самый странный и смешной, но действенный способ, как справиться с муками души: энергично жевать жевательную резинку. Дело в том, что страдания предусматривают статическое «замирание» и напряжение мускулатуры, включая мышцы лица. Ритмичные и энергичные движения челюстей избавляют мышцы от неподвижности, устраняя спазмы.

Если не удается вылечить душевную боль самостоятельно, следует обратиться за профессиональной помощью психологов.

Оценка статьи:

читайте также

Психологический стресс

Исцеление состоит из нескольких этапов. Давайте на примере раны. Допустим, вы глубоко порезали руку, что нужно сделать, чтобы рана зажила?

Шаг первый. Признать наличие раны.

Когда рана на виду, мы видим повреждения и кровь — этот этап проходит сам собой. Но с душевными ранами не так. Иногда мы годами пытаемся отрицать собственную . Да нет, нормально все, ничего не болит, ничего особенного. Мы обесцениваем собственные травмы, мол, а где-то люди от голода умирают, так что это ерунда. Куда-то пропадает наша боль от этого? Нет. Остается внутри. Глубоко. Иногда слишком глубоко.

Общалась как-то со знакомой. От неё муж ушёл после 20 лет брака. Без объяснений — взял и ушёл. И она сидит и говорит, мол, я ему желаю счастья, пусть все хорошо будет. Сама его вещи собрала. Сама отвезла ему. Детей сама уговаривала на отца не злиться. Прошло два года — а она ему подарки дарит на Новый год, день рождения. Отдала ему все — машину, квартиру. Уехала к родителям. Дети уже учатся в другом городе. Ничего от него не надо, пусть у него все будет хорошо.

А сама болеет. Болеет да так, что жутко. Сморщилась резко, состарилась. Я говорю, мол, ты с ума сошла? Ты чего? Тебе же наверняка больно было?! Почему ты делаешь вид, что все нормально?

А она улыбается так странно и говорит — да нет, подумаешь. Наверное, ему там лучше, а я чего, я справлюсь. Сама виновата. И продолжает свою песню о главном.

И лишь через год она мне написала сообщение: «Я его ненавижу. Ты была права. Я вдруг поняла, что он меня просто использовал и выбросил. Растоптал. Уничтожил. Ненавижу…»

С этого началось ее исцеление. Она увидела свою огромную рану, признала ее и смогла идти дальше.

Больно было, да, признать, что ты не высокодуховная, и тебе причиняет боль такое предательство. Но без этого исцеление невозможно. Как можно вылечить то, чего «нет»? Как можно игнорировать наличие раны и при этом рассчитывать, что само зарастет? Да, если рана небольшая, организм, может быть, и справится. А если глубокая?

Этот этап неизбежен. Пока мы раны заклеиваем, они только воспаляются и распространяют по всему организму яд. Нравится нам это или нет, сперва нужно все эти пластыри снять и честно посмотреть в глубину. Увидеть свои травмы, свои раны, свою боль. Я знаю это по себе, много лет закрывала глаза на то, что у меня есть огромная боль, связанная с папой и с мамой. Проблема от такого закрывания глаз никуда не уходила.

Шаг второй. Очищение.

Что делать с раной? Обработать. Отмыть, очистить, дезинфицировать. Чтобы не было воспаления. Чтобы организм мог сам справиться с этим. Если не чистить, а просто мазать и бинтовать, исцеления не случится. Очищать неприятно, больно, страшно. Иногда очищение нужно очень глубокое, если рана слишком запущенная.

Об этом даже нет смысла говорить долго. Это само собой разумеется. Когда болеет душа, действует то же самое правило. Очищать сердце, очищать раны, проживать все, вытаскивать, отпускать.

Шаг третий. Режим особой заботы и внимания.

Если вы порезали руку, то какое-то время вы ее бережёте, не купаетесь в море, например, не таскаете тяжестей. Выполняете рекомендации врача. То же самое с душой.

Когда вы начинаете разбирать завалы, вам тоже нужен режим особой заботы о себе. Больше тепла, больше бережного отношения.

Когда я проживала детские травмы — и период этот активно длился около 2-3 лет, почти каждый вечер я плакала. Это забирало очень много сил, хотя становилось намного легче. Учитывая, что у меня уже был сын, муж, была ещё и необходимость работать вместе с любимым, это было непросто. Иной раз я ничего не могла делать, так меня придавливало грузом прошлого. И я лежала весь день с сыном в кровати, мы ели совсем не полезную еду, смотрели мультики, не гуляли, я плакала, писала письма, проживала. И при этом физически не могла поднять себя с кровати.

Многие думают, что это так просто, подумаешь, . Просто отбросил и пошёл дальше. Да, если их немного, если они небольшие и неглубокие, так и стоит поступить. Когда вам просто на ногу наступили, чего тут долго мусолить – отпусти и забудь. Но если жизнь непростая выдалась, и накопилось столько, что даже дышать трудно?

Не слушайте всяких «гуру позитивного мышления». Мол, улыбнись и все пройдет. Если вы наклеите улыбку, поднимете руку и скажете: «ну и черт с ним» – все это никуда не уйдёт. Останется внутри, ещё глубже. Вам же надо это вытащить.

Чем дольше вы отрицали свою боль, тем глубже оно проникло. Тем больше сил и времени требуется на то, чтобы все это достать.

Найдите возможность отдыха и восстановления сил, когда вы запускаете этот процесс. Нет, это не то время, когда вы сидите в телефоне или смотрите телевизор. Это время, когда вы расслабляетесь и наполняетесь. Прогулки на природе, молитвы, медитации, забота о своём теле, массаж, ароматерапия, возможность просто поспать днём, лечь раньше, режим энергосбережения в общении. Не наваливайте на себя много в этот период.

Чем сильнее вы сможете погрузиться, отключившись от прочего, тем быстрее вы можете этот процесс пройти. Иногда полезно выделить себе отпуск в 2-3 месяца для интенсивного и исцеления.

Семья, кстати, этому не помеха. Просто уберите из своей головы все сверхзадачи и попытки успеть все. Обойдитесь простыми блюдами, делегируйте домашние обязанности, больше общайтесь, гуляйте вместе.

Расслабляйтесь — и физически, и эмоционально. И берегите себя, отнеситесь внимательно к своей душе.

Шаг четвёртый. Постоянная обработка раны.

Один раз продезинфицировать — мало. Вы же знаете, мир у нас такой, бактерии тут и там. Не только физические микробы, но и микробы души, тут и там сидят и готовы наброситься.

И пока организм ослаблен, ему надо помочь. Очищая вовремя все то, что может снова запустить процесс воспаления.

Например, если вы работаете с отношениями с мамой, иногда полезно взять паузу в отношениях в 2-3 месяца, чтобы раны затянулись, чтобы не резать снова по живому. Мама ведь не изменилась, она снова может сделать то же самое, снова сделает вам больно. Если же вы дали себе возможность прожить и окрепнуть, то вам будет проще встречать «новый удар».

Или если мы говорим о теле, то довольно странно голодать неделю, выводить токсины, а на следующий день бежать в Макдональдс, правда? Нужно мягко выйти из диеты, детокса, голодания. Нужно очень взвешенно к этому подходить, тогда от голодания и детокса будет эффект.

Ольга Валяева

Душа болит не так, как тело. Иной раз сложно прийти в себя после тех или иных искушений. Что пишут те, кто на опыте знал, как обрести психологическое здоровье?

Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908)

Лечение душевных болезней (страстей) совершенно отлично от лечения телесных болезней. В телесных болезнях надо остановиться на болезни, поласкать больное место мягкими средствами, теплою водою, теплыми припарками и пр., а в болезнях душевных не так: напала на тебя болезнь — не останавливайся на ней вниманием, отнюдь не лаская ее, не потворствуй ей, не грей ее, а бей, распинай ее, делай совершенно противное тому, чего она просит.

Преподобный Силуан Афонский (1866-1938)

Добро научиться жить по воле Божией. Тогда душа непрестанно пребывает в Боге и бывает зело покойна.

Иеромонах Петр (Серегин) (1895-1982)

Часто бывает так, что и при хорошей материальной обеспеченности и при добрых отношениях к нам ближних наших сердце наше гложут грехи и страсти, как лютые змеи. А если прибегаем к духовно-нравственным средствам, изживаем гордость и превозношение и освобождаемся от тщеславия, зависти и гнева, неудовольствия и порождающих их похотей плоти; внутренняя жизнь наша под воздействием благодати Божией очищается от раздражительности, боязни и греховной тревоги, и мир Божий осеняет нашу душу мы ощущаем радость о Господе.

Цепи греха ослабевают, а некоторые спадают совсем, и чувствуем себя вполне счастливыми, в полноте жизни, несмотря на различные внешние материальные и прочие мирские условия.

Писание Святое есть духовная аптека, в которой благоутробный Отец Небесный различные ради нас сокрыл врачевания. Многоразличные в душах наших имеем немощи, недуги и болезни и потому требуем многоразличного врачевства, что все в Святом Писании находим. Там с помощью Духа Святого, говорившего через пророков и апостолов, отыщет всякий врачевание немощам своим: печальный — утешение, сомневающийся — разум и утверждение, невежда — наставление и познание. Там сокровен совет недоумевающим, и незнающим разум, и печальным утешение.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994)

Если у человека есть своеволие, самоуверенность и самоугождение, то, и будучи умным даже семи пядей во лбу, он будет страдать постоянно. Он запутывается, связывает себя по рукам и ногам, у него возникают проблемы. Чтобы найти свой путь, он должен раскрыть свое сердце какому-то духовнику и смиренно попросить его о помощи. Однако некоторые вместо духовника идут к психиатру. Если психиатр окажется верующим, то он приведет их к духовнику. А неверующий психиатр ограничится тем, что даст им какие-нибудь таблетки. Однако сами по себе таблетки проблемы не решают.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783)

Начинающий веровать может быть уподоблен немощному, который, видя свою неисцелимую болезнь, желает и ищет искусного врача. Так грешник, видя через закон свою греховную немощь, от которой своей силой никак не может освободиться, желает и ищет врача, который бы смог его от той немощи освободить.

Схимонах Зосима (XVII-XIX вв.)

Мертв ли кто или безбожием или грехом, кто может его воскресить? Слово Божие, которое есть жизнь. Заблудился ли кто во тьме ереси или в пути развращенной жизни, кто может его просветить или на путь спасения обратить? Слово Божие, которое есть свет и истина. Болен ли кто душой: Слово Божие во исцеление. Жесток ли сердцем? Слово Божие его умягчает. Грешник ли отчаявшийся? Слово Божие влечет его на покаяние. Удрученный ли скорбями или искушениями? Слово Божие есть его утешение и вразумление и укрепление.

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867)

Ничто столько не нужно человеку, как вера. От нее зависит не только блаженство будущей жизни, но и благополучие настоящей жизни.

Врач Сергей Апраксин (XIX-XX вв.)

Бедный человек! Вместо того, чтобы сказать ему: «вдумайся в причины твоей нервности, наполни верою и упованием на Бога свою душевную пустоту, выработай другое отношение к жизни со всеми ее горестями и радостями», ему говорят: «ты болен, иди и лечись», и вот несчастный бежит или едет к докторам, у них искать спасения от своего душевного недуга.

Здесь вопрос решается по большей части очень просто: произносится слово «неврастения», всеобъемлющее слово, хотя ничего определенного не выражающее (а больной думает, что поняли его болезнь), и начинается обычное лечение…

Так проходит обыкновенно несколько лет (а иногда и вся жизнь), пока, наконец, измученный человек не поймет, что нервное «не могу», под влиянием различного рода факторов легко превращается самим человеком в «могу»…

Самый раздражительный человек, застигнутый во время семейной сцены, например, посторонним, мало знакомым человеком, быстро сдерживает себя, превращает «не могу» в «могу». Не терпящий возражений от своих подчиненных вследствие нервности — изображает из себя кроткого агнца, когда его самого пробирает начальство. Словом, различного рода воздействие: стыд перед людьми, опасение за свое служебное положение, страстная любовь и другие факторы легко превращают нервное «не могу» в «могу».

Значит, в нас самих всегда есть тот рычаг, которым мы готовы себя перевернуть, только надо захотеть им воспользоваться и не выпускать его из рук. И вот когда измученный вечным лечением и всеми другими неприятными последствиями своего недуга человек поймет это, поймет, что средство против нервности в нем самом, а не в тех многочисленных пузырьках, которые он прежде опустошал в изобилии и без пользы, только тогда, бросив всякое лечение, он наконец достигает с помощью Божией мало-помалу или полного, или, по крайней мере, относительного, но зато прочного выздоровления…

Беда вся в том, что мы слишком много заботимся о развитии внешних чувств от зрения до вкуса и слишком мало о развитии умозрения, которое названо в молитвах «очи мысленные», «ум и очи сердечные, яже ко спасению». Эти «очи» даны человеку Богом для познания великих истин…

В том, что вера в нас очень слаба, что отношение к жизни самое невозможное, конечно, более всего виновато наше воспитание, но каждый взрослый человек может перевоспитать себя и выработать правильный христианский взгляд на жизнь, если будет пользоваться средствами, указанными для этого Церковью. Из средств этих самым главным является молитва. Совсем неверующих мало, большинство маловерных, вот с этим-то зерном веры приступите к молитве, и вы скоро почувствуете, что это зерно начнет пробиваться, через некоторое время оно уже даст росток, из которого с течением времени вырастет могучее дерево. Под сенью этого дерева легко и приятно будет отдыхать от тяжелого зноя человеческих страстей и от бури житейских непогод, а в свое время пожнете и плод.

Начните только молиться, и вера сама придет к вам, а если она была слаба, то укрепится и мало-помалу, постепенно изменится отношение к жизни. Молитва будет отвлекать вас хоть на время от обычных житейских мыслей и интересов, привлечет ум к небесному, заставит невольно думать о том, о чем прежде вы почти не думали, заставит вас многое почувствовать и с помощью благодати Божией изменит ваш прежний образ мыслей, укоренит веру и стремление к христианскому идеалу. Исцеляя от тяжкого и печального по своим последствиям духовного недуга маловерия, молитва, соединенная со строгим подчинением церковному режиму, может нам очень помочь и при телесных недугах. Мы видели, насколько полезна молитва, соединенная с упованием и верой в Бога при некоторых нервных состояниях, в основе которых лежит душевная пустота и слабость воли…

Жизнь указывает нам многочисленные примеры, где человек нервный, несколько лет лечившийся без всякого результата, быстро достигает полного или, по крайней мере, относительного, но зато прочного выздоровления после того, как обращается к Богу и начинает жить по правилам Церкви. Я, по крайней мере, знаю несколько таких примеров, думаю, что и всякому другому известно их немало. И при других нервных недугах значение вышеприведенных факторов немаловажно. Возьмем, например, пресловутое мозговое переутомление, которому отводится современной медициной видное место в ряду прочих причин современной нервности. Оказывается, что усиленная работа сама по себе редко вызывает стойкую нервную болезнь, а опасна только тогда, когда соединяется с пороком и страстями человеческими…

Вот что по этому поводу говорит проф. Штрюмпель: «…Мы видим поэтому, что к истощению нервной системы, составляемому сущность неврастении, ведет главным образом умственная работа людей, сопровождающаяся волнениями страха и надежд, умственное напряжение политика, постоянно волнующегося страстной борьбой партий, наконец, усилия ума тех художников и ученых, неутомимое честолюбие которых побуждает их не отставать от конкуренции».

Отсюда следует, что вера и проистекающее из нее отношение к жизни, к богатству, славе, честолюбию и прочему является и здесь могучим профилактическим средством…

Лучшим предупреждающим средством является воспитание молодого поколения на строго религиозно-нравственных началах. Главную задачу воспитания (в семье и школе) должно составлять стремление воспитать в душе ребенка страх Божий и истинную любовь к Богу.

При развившейся же болезни лучшим средством является молитва. Необходимо каждодневно молиться утром, вечером, читая утреннее и вечернее правило, хотя бы в несколько сокращенном виде, со вниманием, стараясь вникать в смысл каждого слова.

Кроме того, читать каждодневно те избранные места из Евангелия и Апостола, которые читаются в соответствующий день за церковной службой. Не пренебрегать общественным богослужением, а посещать храм Божий, по крайней мере, в праздничные и воскресные дни (всенощная и обедня), выбирая при этом тот храм, где служба благолепнее, а главное, где читают разборчиво и служат не торопясь.

Говеть, по крайней мере, раз в год. Соблюдать посты и все прочие постановления Церкви, памятуя, что созданы они великими людьми, понимавшими природу человека гораздо лучше, чем самые выдающиеся современные мудрецы. Всеми иными способами: размышлением, душеспасительной беседой, чтением творений великих Отцов Церкви стараться укрепить в себе веру, воспитать в душе своей сознание всей красоты христианского идеала и выработать христианское отношение к жизненным явлениям…

Помните, что в первое время такой жизни в вас непременно с большей или меньшей силой откроется второй источник мысли, мысли дурной, противоречащей, соблазняющей, создающей целый ряд известного рода «искушений». Не надо поддаваться сему, но молиться настойчиво, с надеждой и терпением, памятуя следующие слова Спасителя из притчи о неправедном судии: «Слышите, что говорит судья неправедный. Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя медлит защищать их».

  • «безрадостность»,
  • «чувство эмоционального онемения»,
  • «ощущение отсутствия чувств»,
  • другими ощущениями, не редко самыми экзотичными.
  • Определение душевной боли

    Что такое боль в душе? Это болезнь или защитная реакция организма?

    С точки зрения врача, это и то, и другое.

    Головной мозг, таким способом, старается донести до нас, сигнализировать, что он болен и ему требуется помощь, чтобы справится с сегодняшней проблемой. Если ему сегодня не помочь, то завтра это состояние может спровоцировать формирование более сложной психической патологии.

    Душевная боль как защитная реакция

    Душевную боль может испытывать любой человек, в том числе и психически здоровый, к примеру, испытавший значимую потерю кого-либо или чего-либо.
    Многие конфликты, кажущиеся неразрешимыми, у людей с определённым типом личности (мнительные, тревожные, с повышенной ответственностью, вечно во всем сомневающиеся) могут вызывать ощущение боли в душе. В этих случаях душевная боль расценивается как защитная реакция психики на чрезмерный стресс.

    Душевная боль как симптом заболевания

    Однако не редко душевная боль может быть проявлением (симптомом) душевного заболевания (психического расстройства). Следует обратить особое внимание, что само выражение — «душевные болезни», имеет прямое происхождение от слов душевная боль. Ощущение душевной боли является наиболее частым симптомом самого распространенного психического расстройства последних лет – депрессии.

    Причины

    Все причины переживаний боли в душе, как уже говорилось выше, можно разделить на две группы:

    • первая – болезни (психические расстройства и нарушения поведения),
    • вторая – психологические (психогенные), конфликты между «действительным» и «желаемым» (истинные неврозы).

    Помощь при душевной боли

    Помочь человеку, испытывающему душевную боль можно и нужно.

    В одних случаях помощь — это беседа и поддержка или, наоборот, изоляция и временное одиночество.

    В других – нейрометаболическая терапия с применением особых методов психотерапии и медикаментов, постоянный строгий присмотр со стороны лечащего врача.

    Универсального средства помощи от душевной боли, к сожалению, не существует. Каждый случай требует индивидуального решения.

    Лечение

    Можно ли снять или облегчить душевную боль самостоятельно? Если можно, то как?

    Если боль в душе не является симптомом психического расстройства, то самостоятельно лечить душевную боль можно попробовать некоторыми мероприятиями, такими как: принять контрастный душ, попробовать дать физическую нагрузку (приседания, бег, плавание), попробовать уснуть.

    Если душевная боль – это проявление какой-либо болезни, то нужна помощь специалиста врача-психотерапевта или психиатра. Проблема заключается в том, что, как правило, при психических расстройствах может снижаться критическое отношение к своему состоянию, и заболевший не ищет помощи, не обращается к специалисту. А здоровый человек, который после стресса страдает от боли в душе, наоборот, склонен искать поддержку, помощь у близких людей, пытается найти способ лечения душевной боли, обращается к врачу за советом.

    Что делать если Вас или Вашего близкого охватила и не отпускает боль в душе? Если она, кроме того, еще и усиливается день ото дня?

    Ответ один. Нужно идти к врачу-психотерапевту или психиатру .

    Во-первых, он знает, как быстро помочь и снять это мучительное чувство.

    Во-вторых, если душевная боль является проявлением какого – либо психического расстройства и потребуется лечение, то врач психотерапевт сможет подобрать терапию (медикаментозную и психотерапевтическую).

    В клинике Брейн Клиник осуществляется адекватная помощь всем обратившимся с разными видами и разной степенью выраженности болью в душе.

    Звоните +7 495 135-44-02

    Мы поможем Вам или Вашим близким избавиться от душевной боли!

    Мы помогаем в самых тяжелых случаях, даже если предыдущее лечение не помогло.

    Об этимологии термина «психотерапия» и назначении психотерапевта

    точный перевод термина «психотерапия» или «а ларчик просто открывался»

    Когда мы машинально переводим слово «психо-терапия» как «душе-лечение» (да ещё при этом себя и умными полагаем!), то мы делаем грандиозную ошибку.

    И из-за ошибки психотерапия у нас... не работает. А потому что язык и слова - это очень ревнивая публика. Она требует, чтобы к ней относились с уважением и тех, кто «путает слова», нещадно бьёт.

    А разобраться в точном значении термина «психотерапия» нам поможет наука о происхождении слов - этимология. Всё просто и интересно, не бойтесь.

    «Ятрос» (ίατρός) и «Терапевтос» (θεραπεύω)

    Этимология слова «психотерапия» такова.

    Психотерапия происходит от двух греческих корней:

    «психе» душа

    «терапейя» уход, забота, лечение

    Какие ещё похожие слова мы можем вспомнить навскидку?

    • Герудотерапия,
    • Талласотерапия,
    • Мезотерапия,
    • Арт-терапия,
    • Трудотерапия, наконец...

    Что нам даёт этот ряд?

    А то, что во всех этих однотипно сделанных словах первая часть слова, то есть - герудо, (талласа-, мезо-, арт-, труд-) означает «Чем». Чем лечить-то будем? А не «что».

    Ведь не пиявок же мы бедненьких лечим в герудотерапии, а пиявками!

    Не море мы лечим в талласотерапии, а морЕМ!

    Не искусство мы лечим в арт-терапии, а искусством...

    В общем, принцип понятен.

    Не «душу» мы лечим в психотерапии, а... «душой». Как «пиявками», как «морем», как «трудом» и «мезо-коктейлем».

    «А почему так?» - спросит въедливый Читатель.

    А вот такие законы у человеческих языков, такие принципы словообразования. Этот вот конкретный принцип можно назвать: «Так уж повелось ».

    Так уж повелось, что в сложных словах на «-терапия» первая часть слова означает СРЕДСТВО, которым эту терапию проводят. Средство, а не ПРЕДМЕТ терапии.

    А есть группа других слов в русском языке.

    Это такие слова, которые как раз-таки делают акцент не на то, ЧЕМ лечат, а на то, ЧТО лечат, какую часть тела.

    И по сложившейся традиции терминообразования, в русском языке, эти слова оканчиваются на греческое «ЯТРИЯ».

    «Ятрос» - как и «терапия», тоже означает «лечение», «лекарь». Это тоже греческое слово. В русском языке оно теперь работает корнем сложных слов, имеющих греческую этимологию.

    Единственное отличие «ятроса» от «терапиа» - рабочее. Оно в том, что, повторю, слова, оканчивающиеся на «-терапия » означают то, «чем» лечат,

    А слова на «-ятрия » означают то, какую «часть тела» или «кого» лечат.

    Таких слов, кстати, в русском языке, кстати, совсем немного. Это называется - непродуктивный тип словообразования.

    (И ещё «кстати»...) Древнегреческое слово «ятрос » само происходит от ещё более древнего глагола - греческого глагола «яума» или «яйно», который означает буквально: «согревать». Это потом только на его базе развилось новое, дополнительное значение - «лечить».

    (Вникая в этимологию слов, сразу понимаешь многое. Например, почему в России плохо развита медицина. Ведь «для сугреву» мы используем свои, проверенные средства).

    Итак, кто такой - психиатр?

    По существующей в русской этимологии традиции, психиатр это тот, кто лечит душу. Как педиатр - это тот, кто лечит детей.

    А кто такой - психотерапевт?

    Ровно по той же традиции, психо терапевт - это специалист, который лечит - душой . Как сказко терапевт лечит сказкой ,арт терапевт - искусством .

    И что же мы имеем после всех этих рассуждений?

    А то, что самое главное в психотерапии - это вернуть человеку его душу, проданную им самим дьяволу, если пользоваться метафорой европейского средневековья.

    Верни человеку контакт с его собственной душой - и он исцелится. Вот основной постулат психотерапии (и психологии).

    Ну а пока собственная душа человека ещё не готова кого-то лечить, ещё не окрепла - психотерапевт исцеляет человека своей собственной душой, как бы давая её взаймы.

    «Моей огромной любви

    Хватит нам двоим с головою»...

    (Только без «переноса», без переноса!).

    Поэтому главное, чтобы психотерапевт был не умный, не опытный, не страшно образованный...

    Главное, чтобы психотерапевт был - душевный.

    Чтобы у него была такая живая не заброшенная душа, душа «в порядке», которой можно было бы делиться со многими.

    Теперь Вы знаете главное о психотерапии и психотерапевтах.

    Душа у Вас есть. А что ещё нужно? Знать - как лечить ею. Ну, об этом Вы и сами можете догадаться... А ещё в этом Вам помогут почти все статьи нашего сайта.

    Елена Назаренко

    Использование карт Таро в работе психолога. Обзор карты Иерофант в системе Таро Райдера-Уэйта, в системе Таро Алистера Кроули и системах Таро 1000 идей и 1000 жизней.

    Как применять карты Таро в работе психолога. Обзор карты Четверка монет в системе Таро Райдера-Уэйта, в системе Таро Алистера Кроули и системах Таро 1000 идей и 1000 жизней.

    Современный западный мир выдумал явление, которое стало широко известно под именем «дауншифтинг». В чём суть?

    Мы как сказкотерапевты считаем, что «загадкотерапия» – это новый, богатый, который только предстоит ещё открыть континент Психотерапии!

    Измените свое отношение к Страху. Превратите его из врага в верного друга. И тогда не останется Вершин, которых вы не смогли бы взять и пропастей, которых не смогли бы преодолеть.

    Обида накапливается. Этот груз влияет на поступки - они становятся странными. Поступки, повторяясь, становятся привычкой, образом жизни, характером

    Притча о яйце, моркови и кофе и о том, как тяжелые обстоятельства меняют человека и позволяют выявить свою истинную природу

    Популярные статьи

    Программы центра "1000 идей"



    Close