Что входит в обязанности классного руководителя. Классный руководитель: что входит в его функции? Примерная Должностная инструкция классного руководителя
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
ОСНОВНЫЕ ЗАДА ЧИ:
Создание классного коллектива как воспитывающей среды, -обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей уч-ся в общественно-целостные отношения.
Коррекция индивидуального развития уч-ся класса, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей школьника и их формированию совместно с семьей.
ФУНКЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ
Изучение индивидуальности учащегося;
Анализ и изучение характера развивающего коллектива и
личности;
Анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;
Анализ и оценка уровня воспитанности индивидуума и коллектива.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-КООРДИНИР УЮЩАЯ
Организация и стимулирование разнообразной деятельности детей;
Установление связи школы и семьи;
Работы с малым педколлективом;
Индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектива
как субъект этой деятельности.
3. КОММУНИКАТИВНАЯ
Регулировать межличностные отношения между детьми; -установить оптимальные взаимодействия учитель-ученик, содействовать общему благоприятному психологическому климату в коллективе; -помогать ученикам устанавливать отношения с людьми.
ФОРМЫ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
Дискуссионные;
Игровые;
Состязательные;
Творческого труда;
Ролевого тренинга;
Психологические (позволяющие ребенку осознать самого себя).
ПОЛНОМОЧИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
получать регулярную информацию о физическом и психическом здоровье детей;
контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
контролировать успеваемость каждого ученика;
координировать работу учителей-предметников, оказывающих
воспитательное влияние на учащихся через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции;
выносить на рассмотрение администрации, Методического совета, Совета школы согласованные с классным коллективом предложения;
приглашать родителей в школу, по согласованию с администрацией обращаться в комиссию или советы содействия семье и школе на предприятиях, организуя решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием учащихся его класса;
отказываться от несвойственных ему, лежащих за границами содержания его работы, поручений;
определять свободно индивидуальный режим работы с детьми;
вести опытно-эксперементальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности;
выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;
апеллировать к Совету школы в случае не согласия с оценками администрации, Методического совета состояния воспитательной работы в классном коллективе, результатов,уровня нравственного воспитания учащегося.
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЯЗЯН:
- организовать учебно-воспитательный процесс в классе;
вовлекать учащихся в систематическую деятельность общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;
фиксировать психические и педагогические отклонения в развитии школьников; оповещать об этом администрацию и находить активные способы педагогической коррекции;
оказывать помощь ученику в решении его острых проблем;
вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы, план самообразования, личный дневник учащегося;
работать в контакте с родителями и оказывать им помощь в воспитании детей.
ЦЕЛЬ - ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИ И НРАВСТВЕННО ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ, ЧЕЛОВЕКА-ГРАЖДАНИНА.
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ).
Работать над формированием культуры личности.
Воспитывать ответственность за результаты своего труда, за свои поступки.
Прививать нормы нравственного поведения.
Развивать коммуникативные способности учащихся.
Воспитывать самостоятельность.
Поиск идеи, форм и методов работы с детьми.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ.
СОЦИАЛЬНЫЕ: защита прав ученика, помощь семье.
НРАВСТВЕННЫЕ : культура норм поведения, развитие личности: воля, организованность, умение отстоять свою точку зрения; найти свой стиль во всем, научиться понимать, что твое, а что не твое в этой жизни. (Девиз : всякая культура, прежде всего внутренняя, а от нее уже происходит внешняя. Создавая гармонию внутри себя, мы делаем гармоничным окружающий мир.)
3. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ: (функции классного
руководителя - диагностика воспитательной
коммуникативности).
1. Подростковый возраст - философский взгляд гуманиста
К развитию
Страсть к взрослению
к свободе
2. Наличие гуманной цели:
а) создать свой собственный образ;
б) развивать речевую культуру ребенка.
Характер организационного воздействия
Педагогический аспект имеет 2 стороны:
1 -я - обмен информацией, дети кл. руководитель
2-я - взаимодействие учитель ученик (взглядом, жестом,
4. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ РЕБЕНКА В КЛАССЕ:
Нравственность в своей ценности для окружающих.
Не испытывать страха (насмешки...).
Коммуникативная интеллектность.
Структурные компоненты педагогики общения
Функции педагогического общения
Классный руководитель | Педагогическая технология | Инициирование активности | Оснащение способами жизнедеятельности | Стимулирование свободного выбора | Субъективность ребенка | Ребенок |
Педагогическое общение | Открытие -соучастие - возвышение | Положительное подкрепление |
||||
Педагогическая оценка | Внесение образа -стимулирование деятельности -коррекция отклонений | «Я -сообщение» |
||||
Педагогическое требование | Привлечение к деятельности -включение в деятельность -привлечение к деятельности | Безусловные нормы |
||||
Информационное воздействие | Внесение знаний -демонстрация отношений -вовлечение в деятельность | Тезис Аргумент Иллюстрация |
Валеолотия - это :
Наука о формировании, сохранении и укреплении здоровья./И.И.Брехман/: наука о расширении жизненного потенциала человека /Т.А.Солдзтова/; наука и искусство жизни в гармонии с природой, людьми и с самим собой т.е. оптимальной адаптации к условиям существования, с достижением поставленных перед собой целей;
интегральная область знаний о возможностях выживания человека, путем восстановления и укрепления физического, душевного и духовного здоровья; ... наука о том, как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра /Н.К.Смирнов/.
Кодекс здоровья.
Здоровье не все, но все без здоровья - ничто!
Здоровье не только физическая сила, но и душевное милосердие.
Здоровье нужно не только тебе, но и стране, людям с которыми ты работаешь, живешь.
Здоровье - это твоя способность удовлетворять в разумных пределах наши потребности.
Здоровый человек - ему нужен не только хлеб, но и духовная пища: не хлебом единым жив человек.
6. Здоровье - это физическая и гигиеническая культура нашего тела: нет ничего красивее человеческого тела.
7. Здоровье - это душевная культура человека: доброта, надежда, вера, любовь к тем, кто тебя окружает.
8.Здоровье-это социальная культура человека, культура человеческих отношений. Относись к другому так, как если бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
9. Здоровье - это любовь и бережное отношение к природе
10. Здоровье - это стиль и образ твоей жизни.
11.Здоровье - это свобода от рабства телесных и духовных привычек (зависимостей).
12.Хочешь быть здоровым - занимайся физической культурой, пользуйся всем, но ничем не злоупотребляй
ПРОПИСИ Узелок на память
АРТЕМА
АРСЕНЬЕВА
I . Ведите дневник.
Если вы воспитываете детей, ведите хоть изредка дневник оглядывайтесь на свой рост и свои способности. Есть ли у гас те качества, которые вы хотите воспитать в детях?
Скоро вы убедитесь в том, что ваша личность и есть главное средство воспитания и что вы воспитываете, даже не задумываясь об этом, одним своим существованием рядом с ним.
2.Улыбайтесь .
Вся ваша жизнь движется любовью. Охраняйте любовь вокруг себя, растите ее в себе, ищите и находите возможность легко и непосредственно улыбнуться каждому своему ученику.
3. Состояние д у ш и учителя.
Урок - это подъем на высокую гору. Если вы чувствуете себя усталым, войдите в класс быстрым шагом, начните урок без промедления.
На уроках самое важное - состояние души учителя. Идите круто и прямо.
Работа лечит, работа выравнивает, работа соединяет. Полюбите эти восхождения в горы.
4. Будьте доступными.
Учить- значит открыть свое доброжелательное сердце, сказать каждому, как он бесконечно дорог и интересен вам.
5. Н и слова лжи!
Вы - учитель! О каждом вы можете говорить то, что думаете, к каждому обратить свое слово, ибо ни в одном вашем слове нет лжи.
6. Доброкачественность,
Не забывайте,что правильные решения, которых вы ждете от детей на уроках,- это результат знаний,которые вы даете.Откуда к вам приходят эти знания.
7. Недоброкачественность.
Недоброкачественность, учительствования яснее всего проявляет ся в легком переходе к раздражению. Раздражительность - разбаза ривание духовной энергии. Она от двойственности существования.
Раздражаясь, вы обесцениваете профессию.
8. Радость.
Равнодушие учителя страшнее, чем принято об этом думать.Ра дуйтесь каждой встрече с учениками. Это сблизит вас.
9. Великодушие сердца.
Ваш ученик больно вас задел? Вы в гневе, досаде и печали? Попробуйте пересилить себя.
Лучшее средство избавиться от зла - не отзываться на его зов. Это и есть творчество духа и великодушие сердца.
10. П у т ь в бесконечность.
Ведя урок, думайте о бесконечном океане, любите стихию воздуха, включите в свое сердце Вселенную.
Ведь любовь – это путь в бесконечность. И те, кто идет по этому пути, не могут не любить друг друга.
11. Победа ч е д о вечества.
Не бойтесь поражения перед лицом детей. Его не будет, если вы знаете, что вы воспитываете детей для всего человечества. Тогда каждый миг пребывания среди детей - путь к прекрасному. И покой вашему сердцу.
12. Торжество духа.
Дел очень много. И всегда будет много. Но главное, встав на путь учительствования,- осознать: учитель - это судьба, учитель - как странник на единственном пути, ведущем в торжество духа,
13. Т а и н с т в о вечного.
Попробуйте угадать по своим ученикам судьбы их родителей «Думай те об этих судьбах.Отмечайте про себя, что удалось найти общего в родителях с их детьми, кроме внешнего сходства. Как важно развивать в себе слух на вечное!
14. Привилегия ученика.
Учительница сказала, что она вот уже 20 лет добивается умения правильно двигаться по классу.
Сидеть во время урока, считает она - привилегия ученика.
15. Стадион под окнами квартира.
Учительница бегает по утрам на стадионе, расположенном под окнами ее квартиры. Она объясняет это так: "Я не хочу быть учителем с сорванным голосом и усталыми больными ногами".
16. Общая трапеза.
Общая трапеза с учениками - какое важное и редкое участие в жизни друг друга. Но и простой ваш жест не исчезнет впустую,если он наполнен значением.
17. И з у м л е н и е.
Испытайте изумление от того, что жизнь так распорядилась: есть школа, в которую вы ходите,есть класс,где вас ждут ученики. Обрадуйтесь этому. И пусть ваше сердце сожмется от понимания того, как это ответственно.
18. Ч у м а.
Вы чувствуете опустошение? Будьте милосердными - не пересту пайте порога класса в таком состоянии. Не разносите чумы. Вечереет. Пройдитесь по дворам,пропустите сквозь себя всю оголтелость подростков и подумайте: её породила пустота в думах взрослых.
19. Пустоты.
Пустого пространства нет.Чем старше и сильнее человек,тем страшнее пустота внутри него.Страшнее потому,что они не пустые. Они заполнены затаившимся злом.готовностью ему способствовать. Отравлять других.
20.Жизнь и смерть.
Жизнь и смерть - понятия промежуточные. Каждое мгновение - это рождение нового времени и его умирания. Научитесь видеть это, не теряя в душе трепетной радости от присутствия при рождении времени и тихой скорби от его умирания.
Приложение № Должностная инструкция классного руководителя МБОУ СОШ № 13, внедряющего ФГОС НОО 1. Общие положения 1.1. Классный руководитель назначается и освобождается приказом директора МБОУ СОШ № 13 (далее – Директор школы). 1.2. Классный руководитель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. 1.3. Классный руководитель в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения должен переосмыслить задачи начального общего образования, требования к организации процесса обучения и воспитания, внеурочной деятельности и взаимодействия с ребёнком как активным субъектом учебной деятельности, должен использовать применение новых педагогических технологий. Основными направлениями деятельности классного руководителя являются: Воспитание обучающихся с учетом специфики, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 2.2. Обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям новых ФГОС по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. 2.3. Содействие социализации обучающихся, формирование у них общей культуры. 2.4. Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебно-воспитательном процессе. 2.5. Обеспечение благоприятной адаптации детей в школе; улучшение условий для развития воспитанников 3.1. Осуществляет воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства внеурочной деятельности, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках ФГОС, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. 3.2. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы. Образец должностной инструкции классного руководителяПроводит учебно-воспитательную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения и воспитания. 3.4. Планирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ № 13, разрабатывает рабочие программы внеурочной деятельности (экскурсии, поездки, походы, соревнования, коллективное творческое дело, проекты) на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, обсуждает с обучающимися актуальные события современности. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровня начального общего образования. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям ФГОС. 3.6. Оценивает эффективность и результаты обучения и воспитания обучающихся по курсам, программам, учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. 3.7. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся. 3.8. Составляет рабочие программы внеурочной деятельности на учебный год. 3.9. Контролирует наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима. 3.10. Своевременно в соответствии с графиком проводит экскурсии, походы, организует поездки, коллективное творческое дело, проекты и др. 3.11. Проверяет контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1–4-х классах к следующему уроку. 3.12. Организует совместно с библиотекарем школы и родителями (законными представителями) внеклассное чтение обучающихся. 3.13. Обеспечивает включение обучающихся в различные формы внеурочной деятельности. 3.14. Работает в тесном контакте с другими учителями, родителями (законными представителями). 3.15. Вносит предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе. 3.16. Участвует в деятельности педагогического совета школы, а также в деятельности методических объединений классных руководителей и других формах методической работы. 3.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время учебно-воспитательного процесса. 3.18. Осуществляет связь с родителями (законными представителями). 3.19. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. 4. Права 4.1. Классный руководитель имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка. 4.2. Классный руководитель имеет право на принятие решений, обязательных для выполнения обучающимися. 5. Ответственность 5.1. В установленном законодательством Российской Федерации порядке классный руководитель несет ответственность за:
5.2. В случае нарушения Устава школы, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора школы классный руководитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации. 5.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося классный руководитель может быть уволен по п. 2 части первой ст. 336 Трудового кодекса Российской Федерации.
Классный руководитель: 7.1. Работает в режиме выполнения объема нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки. 7.2. В период каникул, не совпадающих с отпуском, привлекается администрацией школы к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы классного руководителя в каникулы утверждается приказом директора школы. 7.3. Получает от директора школы и заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами. 7.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы. С должностной инструкцией ознакомлена, инструкцию получила: ____________ __________________________ (личная подпись) (расшифровка подписи) «___»____________ _________ г. (дата ознакомления) |
Схожі:
Инструкция учителя начальных классов мбоу сош №13, внедряющего фгос ноо Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики… |
План работы Общественного Совета по питанию мбоу сош №11 ст. Кирпильской на 2012 2013 учебный год Внесение изменения в информационный стенд «Общественный Совет по питанию мбоу сош №11» |
||
Положение об Общественном совете по питанию мбоу сош №11 Совет осуществляет свою деятельность в соответствии с «Положением об Общественном совете по питанию мбоу сош №11» |
Инструкция по охране труда для начальника почтового вагона Типовая инструкция является обязательной для всех предприятий почтовой связи независимо от организационно-правовой структуры, формы… |
||
Анализ результатов итоговой аттестации мбоу сош №11 за курс основной общей школы 2011-2012 учебный год Курс основной общей школы в 2011-2012 учебном году в мбоу сош №11 окончили 46 выпускников 9-х классов |
Документи 1. /Дневник классного руководителя.doc |
||
Отче т о проведении Первенства Безенчукского района по легкой атлетике среди образовательных учреждений в зачет Спартакиады Состав участников: гбоу сош №1, гбоу сош №2, гбоу сош №4, гбоу сош п г т. Осинки, гбоу сош с. Купино, гбоу сош с. Прибой, гбоу сош… |
Положение о рабочей группе по введению новых фгос общего образования Рабочая группа создана в соответствии с решением Педагогического совета моу сош №13 имени П. А. Леонова г Южно Сахалинска от 2010г…. |
||
План воспитательной работы классного руководителя 7 класса моу «Павловская средняя общеобразовательная школа» Вр г. Ю. Хорошева директор школы Н. В. Козюра 2010г. 2010 г |
Директор мбоу сош №11 А. В. Гутманова |
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи
|
Инновационный проект года
Должностные инструкции
Должностная инструкция классного руководителя общеобразовательного учреждения
Открыть в формате WORD
Настоящая инструкция разработана и утверждена на основании трудового
договора с ______________________________________________________________
наименование должности лица, на которого составлена настоящая
должностная инструкция и в соответствии с положениями Трудового кодекса
Российской Федерации, Законом РФ "Об образовании" и иных нормативных
актов.
1. Общие положения
1.1. Классный руководитель является работником общеобразовательного
учреждения __________________________________, осуществляет деятельность,
наименование, номер общеобразовательного учреждения
направленную на сохранение, укрепление и развитие взаимопонимания
учащихся, их родителей, учителей и других участников образовательного
процесса.
1.2. Классный руководитель назначается на должность и освобождается
от должности приказом директора общеобразовательного учреждения из числа
лиц, имеющих высшее педагогическое образование, или опыт работы с детьми
не менее ____ лет, без предъявления требований к стажу работу в должности
классного руководителя, в том числе по представлению заведующего учебной
частью или заведующего по воспитательной работе, и непосредственно
подчиняется директору общеобразовательного учреждения. На период отпуска
и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности
могут быть возложены на учителя, не имеющего классного руководства и
работающего в данном классе;
1.3. Классный руководитель должен знать:
— основы общей психологии, педагогической психологии, общей
педагогики, физиологии детей и подростков;
— методы и навыки коммуникативного общения с обучающимися,
социального психотренинга, современными методами индивидуальных и
групповых занятий в рамках класса;
— особенности воспитательной системы;
— условия работы и особенности проведения занятий в данном
общеобразовательном учреждении.
1.4. Классный руководитель в своей работе руководствуется
Конституцией Российской Федерации, Законом РФ "Об образовании",
Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом
общеобразовательного учреждения и прочими документами в сфере
образования.
Должная инструкция классного руководителя
Основными направлениями деятельности классного руководителя
являются:
2.1. организация деятельности классного коллектива учащихся;
2.2. организация учебной работы классного коллектива и отдельных
учащихся;
2.3. организация внеучебной жизни класса;
2.4. изучение личности и коррекция в воспитании учащихся;
2.5. социальная помощь и защита учащихся;
2.6. взаимодействие с родителями, другими педагогами, социальными
работниками.
3. Должностные обязанности классного руководителя
Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:
3.1. ведет журнал успеваемости учащихся;
3.2. ведет "личные дела" учащихся и следит за их оформлением;
3.3. организует классный коллектив: распределяет поручения, работает
с активом класса, организует коллективное творчество, формирует
обязанности дежурных;
3.4. организует дежурство по классу, школе, столовой и другим
общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в Уставе
3.5. заботится о внешнем виде учащихся;
3.6. организует и формирует порядок питания учащихся в соответствии
с Уставом общеобразовательного учреждения;
3.7. формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует
его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т.д.);
3.8. осуществляет контроль за посещаемостью, с выяснением причин
пропусков занятий без уважительных причин; совместно с социальным
педагогом посещает семьи "трудных" детей;
3.9. работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями
по поводу успеваемости учащихся;
3.10. создает условия для развития познавательных интересов,
расширения кругозора учащихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах,
викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация
экскурсий, походов в театр, на выставки и т.д.);
3.11.
способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует
межличностные отношения учащихся, корректирует и регулирует их;
3.12. оказывает помощь учащимся в процессе адаптации к обучению;
3.13. заботится о здоровье учеников, вовлекает их в физкультурную,
спортивную деятельность;
3.14. проводит тематические классные часы периодичностью ______ раз
в месяц, собрания, беседы с учащимися.
3.15. обеспечивает защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя
внимание "трудным" детям и детям, оставшимся без попечения родителей,
активно сотрудничая с социальным педагогом. Выявляет и ведет учет детей
социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей;
3.16. осуществляет профориентационную работу с учащимися 9-ых
классов, способствующую самостоятельному и осознанному выбору учащимися
дальнейшей профессии с учетом их способностей и жизненных планов;
3.17. организует и проводит родительские собрания периодичностью
_______ раз в четверть. Работает с родителями индивидуально, привлекает
родителей к организации внеучебной деятельности.
4. Права классного руководителя
4.1. знакомиться с документацией общеобразовательного учреждения;
4.2. присутствовать на любых уроках и мероприятиях, проводимых
учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время
урока без экстренной необходимости и делать замечания учителю в течение
урока);
4.3. Изучать воспитательный процесс на уроках, проводимых
учителями-предметниками;
4.4. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за
поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке,
установленном организационными документами общеобразовательного
учреждения;
4.5. Поощрять учащихся в порядке, установленном организационными
документами общеобразовательного учреждения;
4.6. Участвовать в работе педагогического и методического советов
учебного заведения, вносить свои предложения по формированию
индивидуальной программы адаптации обучающихся, созданию благоприятного
социально-психологического климата в коллективе;
4.7. Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских
учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних;
4.8. Самостоятельно выбирать приоритетные направления работы,
учитывая особенности функционирования и развития общеобразовательного
учреждения;
4.9. Повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;
4.10. Участвовать в работе молодежных школьных объединений,
содействовать их функционированию.
5. Ответственность классного руководителя
Классный руководитель несет ответственность:
5.1. за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной
причины Устава и других правил, закрепленных в организационных документах
общеобразовательного учреждения, законных распоряжений директора,
должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, классный
руководитель несет дисциплинарную ответственность в соответствии с
трудовым законодательством РФ;
5.2. за несвоевременное и неаккуратное оформление, ведение и
хранение документов, а также за их утрату классный руководитель несет
ответственность, предусмотренную организационными документами
общеобразовательного учреждения;
5.3. за применение, в том числе однократное, методов психического
или физического насилия над личностью учащегося классный руководитель
может быть освобожден от обязанностей в соответствии с трудовым
законодательством РФ и Законом "Об образовании". Увольнение за такой
проступок не является мерой дисциплинарной ответственности;
5.4. виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением
(неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель
несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных
трудовым или гражданским законодательством РФ.
Нормативные основы. Обязанности классного руководителя.
1. Нормативные основы. Обязанности классного руководителя;
2. Должностная инструкция;
3. Циклограмма деятельности классного руководителя;
4. Перечень документации и отчетности классного руководителя;
5. Список учащихся;
6. Социальный паспорт;
7. Сведения о родителях;
8. Дополнительное образование;
9. Актив класса;
10. График дежурства учащихся в классе;
11. Расписание уроков;
12. Информационная страничка;
13. План воспитательной работы по разделам:
— психолого-педагогическая характеристика класса;
— анализ воспитательной работы за учебный год;
— тема, цели и задачи воспитательной работы;
— план-сетка воспитательных мероприятий в классе;
— план-сетка по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности, наркомании и табакокурения;
План-сетка работы с родителями;
14. Список родительского комитета;
15. Заседания родительского комитета;
16. Протоколы родительских собраний;
17. Листок учета посещений родительских собраний;
18. Журнал по технике безопасности;
19. Приложение.
Нормативные основы.
Обязанности классного руководителя.
Роль классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.
Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:
1) обеспечение жизни и здоровья обучающихся (контроль за посещаемостью ОУ обучающимися класса; контроль причин пропусков; информированность о состоянии здоровья обучающихся класса; ведение документации о заболеваемости обучающихся; работа с листком здоровья в классном журнале; комплекс мер по охране и укреплению здоровья, разрабатываемый и реализуемый совместно с врачом и родителями; вовлечение обучающихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью; охват обучающихся горячим питанием; проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности),
2) обеспечение позитивных межличностных отношений между обучающимися и между обучающимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений между обучающимися класса и учителями, ведущими занятия; проведение диагностики межличностных отношений; оперативное регулирование возникающих противоречий; определение задач оптимизации психологического климата в классе; выявление учащихся, имеющих проблемы в сфере межличностных отношений; привлечение специалистов психолого-педагогической службы для решения имеющихся проблем),
3) содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе; координация деятельности учителей — предметников и родителей; прогнозирование и мониторинг успеваемости; содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования; планирование и реализация работы с одаренными, с неуспевающими обучающимися),
4) воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности обучающихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию обучающихся; содействие в формировании опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления; поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов; планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе; осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и обучающихся).
Вариативный компонент деятельности классного руководителя:
5) программирование воспитательной работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса; качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом; ведение отчетной документации; осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности; организация участия обучающихся в конкурсах и соревнованиях городского, районного и Всероссийского уровня в соответствии с профильной — системообразующей деятельностью класса),
6) профилактическая работа (определение обучающихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины; разработка и реализация комплекса профилактических мер, согласованного с социальным педагогом, психологом, администрацией ОУ, родительским комитетом; привлечение к профилактическим мероприятиям широкого круга участников, возможностей различных организаций).
В качестве ресурсов обеспечивающих воспитание обучающихся могут рассматриваться:
— деятельность педагогов, педагогических коллективов, воспитательных организаций,
— программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности,
— сотрудничество с родителями учащихся, семьями обучающихся,
— СМИ, деятельность социальных организаций, учреждений культуры,
— социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация.
Должностная инструкция.
Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики по должностям работников учреждений образования, согласованными с постановлением Министерства труда РФ от 17.08.1995 г. № 46 с учетом изменений, внесенных постановлением Минтруда РФ от 22.11.1995 г. N 65. При составлении инструкции учтены примерные рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Минобразования РФ, утвержденные приказом Минобразования РФ N 92 от 27.02.1995 г.; методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях (письмо Минобразования от 21.06.2001 №480/30-16); методические рекомендации «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений» (приказ Минобрнауки № 21 от 03.02.2006).
1.2. Классный руководитель назначается приказом директора по школе из числа учителей, работающих в школе с согласия педагогического работника.
1.3. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
1.4. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией и законами РФ, решениями Правительства РФ и органами управления образованием всех уровней, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности противопожарной защиты, а также Уставом школы и другими локальными актами, соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
Функции
Основными функциями классного руководителя являются:
1. Организационно-координирующая:
Установление связи общеобразовательного учреждения с семьей;
Взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе, другими специалистами общеобразовательного учреждения;
Учет и стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
Индивидуальное, воздействие и взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом как субъектами этой деятельности;
Ведение документации (классный журнал, дневники, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя, журнал классного руководителя).
2. Коммуникативная:
Регулирование межличностных отношений между обучающимися;
Установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимся;
Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе;
Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностическая:
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики ихразвития;
Определение состояния и перспектив развития классного коллектива.
Должностные обязанности
Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Планирует работу в классе на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода.
3.2. Обеспечивает безопасное проведение образовательно-воспитательного процесса, оперативно извещает администрацию школы каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
3.3. Организует изучение обучающимися правил охраны труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т.д., проводит инструктаж обучающихся с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;
3.4. Формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов;
3.5. Осуществляет помощь обучающимся в учебной деятельности; выявляет причины низкой успеваемости, организует их устранение;
3.6. Соблюдает права и свободы обучающихся;
3.7. Содействует получению дополнительного образования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в школе, учреждений дополнительного образования детей и по месту жительства;
3.8. Создает условия для успешного существования ребенка в общеобразовательной школе, содействует разностороннему творческому развитию личности, духовному и нравственному становлению;
3.9. Совместно с органами самоуправления обучающихся ведет активную пропаганду здорового образа жизни; проводит физкультурно-массовые, спортивные и другие мероприятия, способствующие укреплению здоровья обучающихся в классе;
Обеспечивает единство воспитательного воздействия на ученика семьи и школы, проводит работу с родителями; при необходимости подключает компетентные органы для защиты прав ребенка или оказания финансовой помощи, обеспечивает социальную защиту детей;
3.11. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося в классе;
3.12. Способствует развитию у обучающихся навыков общения, помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями;
3.13. Осуществляет изучение личности каждого обучающегося в классе его склонностей, интересов, направляет самовоспитание и саморазвитие личности обучающегося, вносит необходимые коррективы в систему его воспитания;
3.14. Анализирует состояние и определяет перспективы развития классного коллектива;
3.15. Представляет заместителю директора школы по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности по окончании каждой учебной четверти;
3.16. Ведет в установленном порядке документацию класса, контролирует заполнение обучающимися дневников и проставление в них оценок;
3.17. Участвует в работе педагогического совета школы;
3.18. Систематически посещает совместно с классом общешкольные мероприятия;
3.19. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию; участвует в деятельности методических объединений;
3.20. Работает по графику, составленному утвержденному директором школы;
3.21. Организует дежурство класса по школе согласно графику, утвержденному директором школы;
3.22. Соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.
Права
Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;
4.2. Контролировать успеваемость каждого ученика;
4.3. Контролировать посещаемость учебных занятий детьми;
4.5. Координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса;
4.6. Организовывать воспитательную работу с обучающимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
4.7. Выносить на рассмотрение администрации, совета общеобразовательного учреждения предложения, согласованные с коллективом класса;
4.8. Приглашать для беседы родителей (или лиц, заменяющих);
4.9. По согласованию с администрацией общеобразовательного учреждения обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье школе на предприятиях;
4.10. Определять индивидуальный режим работы, с детьми исходя из конкретной ситуации;
4.11. Вести опытно-экспериментальную работу по проблемам воспитания.
Примерная Должностная инструкция классного руководителя
На надбавку к должностную окладу, премию и другие меры материального и морального стимулирования;
4.13. Участвовать в конкурсах, фестивалях и других мероприятиях как лично сам, так и его воспитанники;
4.14. На материально-техническое и методическое обеспечение организуемого им воспитательного процесса;
4.15. На поддержку и помощь со стороны администрации;
4.16. На повышение квалификации и профессионального мастерства в стенах школы и системе дополнительного профессионального образования.
Ответственность
В соответствии с законодательством Российской Федерации классный руководитель несет ответственность:
5.1. За жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий, а также за нарушение их прав и свобод.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжении директора школы, локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией;
5.3. Несет персональную ответственность за ненадлежащее исполнение требований антитеррористической безопасности в школе в соответствии с действующим законодательством.
5.4. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка;
5.5. За виновное причинение школе или участникам образовательной процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданские законодательством.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Рассматривая весь спектр функций классного руководителя, следует отметить, что он обусловлен следующими факторами: условиями работы образовательного учреждения; особенностями воспитательной системы; экологическими возможностями школы и родителей; возрастными особенностями детей; уровнем их воспитанности, организованности, обученности, состояния здоровья и физического развития; подготовленности педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.
Возможны варианты должностных функций классного руководителя (воспитателя), которые могут быть определены Уставом образовательного учреждения, программой развития школы.
Должностная инструкция классного руководителя
1. Общие положения
1.1. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы, Программой обновления содержания воспитания подрастающего поколения региона.
1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего класса и работающего в данном классе.
1.3. Классный руководитель должен иметь педагогическое образование или опыт работы с детьми не менее 5 лет.
2. Функции классного руководителя
Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:
2.1. Организация деятельности классного коллектива.
2.2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся.
2.3. Организация внеучебной жизни класса.
2.4. Изучение личности и коррекция в воспитании школьников.
2.5. Социальная защита школьников.
2.6. Работа с родителями.
3. Должностные обязанности классного руководителя
Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:
3.1. Ведет журнал.
3.2. Ведет личные дела учащихся и следит за их состоянием.
3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом, направляет учеников класса в совет школы, организует коллективное творчество, помогает в работе дежурного.
3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой.
3.5. Соблюдает санитарное состояние прикрепленного кабинета.
3.6. Заботится о внешнем виде воспитанников.
3.7. Организует питание. Ведет разъяснительную работу в классе с родителями по вопросу бесплатного питания и корректного отношения одноклассников к детям, получающим такое питание.
3.8. Заботится о финансовом обеспечении классных нужд (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).
3.9. Осуществляет строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель совместно с родителями контролирует учащихся, пропускающих уроки без уважительной причины, контактирует с социальным педагогом по поводу «трудных» детей.
3.10. Создает обстановку, благоприятствующую учебе.
3.11. Координирует деятельность учителей, работающих в классе.
3.12. Работает с ученическими дневниками, контактирует с роди-телями по поводу успеваемости школьников.
3.13. Создает условия для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещение театров, выставок, поездки и т. д.).
3.14. Привлекает психолога для работы с учащимися (цикл бесед, индивидуальные рекомендации).
3.15. Создает положительный микроклимат в классе, формирует межличностные отношения, корректирует и регулирует их.
3.16. Организует творческие дела в классе с привлечением отдельных учащихся или всего класса.
класс во время урока без экстренной необходимости, делать замечания учителю в течение урока).
3.17. Организует охрану здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепляет здоровье школьников, вовлекает учащихся в физкультурную, спортивную работу.
3.18. Помогает деятельности различных детских общественных организаций.
3.19. Ищет интересные формы, глубокое содержание каждого организуемого дела, определяет целесообразность и целенаправленность организации любой встречи классного руководителя с классом (классный час, классное собрание, беседа, откровенный разговор и т. д.), проводит один тематический классный час в месяц.
3.20. Изучает личность школьников в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения учителей, работающих в классе, и родителей.
3.21. Работает с характеристиками учащихся.
3.22. Помогает учащимся в выборе профессий. Классный руководитель вместе с родителями определяет судьбу учащихся после 9-го класса, обращает при этом особое внимание на неблагополучные семьи.
3.23. Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей, если такие есть в классе. Сотрудничает с социальным педагогом.
3.24. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий.
3.25. Выявляет и ведет учет детей из неблагополучных семей.
3.26. Осуществляет наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы риска» и состоящих на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних (ИДИ).
3.27. Проводит тематические родительские собрания один раз в четверть.
3.28. Изучает условия воспитания в семье.
3.29. Работает с родителями индивидуально.
3.30. Привлекает родителей для организации внеучебной деятель-ности класса.
3.31. Влияет на общение ребят с родителями.
Кратко о должности классного руководителя, его функциях и обязанностях по ФГОС
ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) содержат в себе требования, выставляемые к процессам реализации образовательных программ, а также требования к деятельности классного руководителя. При составлении должностной инструкции следует учитывать закрепленные в ФГОС положения.
Перед классным руководителем ставится задача организовать учебно-воспитательную работу класса. Чаще всего эти функции возлагаются на учителя-предметника. В отдельных учебных заведениях классный руководитель не имеет вообще или имеет минимальную учебную нагрузку, тогда он называется классным наставником, тьютором, классным куратором.
Функции, которые возлагаются на классного руководителя, закрепляются в Уставе школы. Официально перед классным руководителем ставится задача организовать учеников, но на практике этот процесс сводится к оказанию помощи в самоорганизации учеников, к поддержке их инициатив и творческих порывов. Еще к функциям классного руководителя можно отнести:
- организацию учебной работы класса;
- организацию внеучебной жизни класса;
- социальную помощь и защиту учеников;
- взаимодействие с родителями учеников.
Примерная структура должностной инструкции
Для всех должностей, которые есть в штатном расписании школы, разрабатываются должностные инструкции. При этом структура у всех должностных инструкций унифицированная. За основу можно взять следующий вариант, когда инструкция состоит из разделов, посвященных:
Не знаете свои права?
- общим положениям,
- должностным обязанностям,
- правам,
- ответственности.
При разработке должностной инструкции классного руководителя такая структура документа вполне допустима. Далее в статье расскажем, какую информацию стоит помещать в каждый раздел.
Общий раздел инструкции
Первый раздел инструкции содержит в себе краткое описание должности и квалификационные требования, которые выставляются к кандидату на должность классного руководителя. Так, сюда включают следующие пункты:
- полное наименование должности (классный руководитель), и к какой категории сотрудников эта должность относится;
- порядок назначения на должность и увольнения (решение принимает директор школы, издавая соответственный приказ);
- порядок подчиненности: классный руководитель может подчиняться непосредственно директору школы или заучу по УВР;
- на кого возлагается классное руководство во время отсутствия сотрудника;
- чем руководствуется в своей работе классный руководитель: законами (в частности ФЗ «Об образовании» от 29.12.12.2012 № 273-ФЗ) и другими нормативными актами, Конвенцией по правам ребенка, Уставом школы и др.;
- квалификационные требования: как правило, сотрудник должен иметь высшее педагогическое образование и опыт работы с детьми как минимум на протяжении года, но не обязательно в качестве классного руководителя.
Должностные обязанности классного руководителя
Этот раздел должностной инструкции может содержать в себе следующие должностные обязанности, возлагаемые на классного руководителя:
- вести журнал успеваемости;
- оформлять личные дела учеников;
- организовывать классный коллектив, что проявляется в выдаче поручений, работе с активом класса, формировании обязанностей дежурных, организации творческих мероприятий;
- организовывать дежурства;
- организовывать порядок питания учеников;
- формировать денежный фонд для обеспечения классных нужд и распоряжаться средствами из него;
- контролировать посещаемость, выяснять причины пропусков;
- работать с дневниками учеников;
- создавать условия для расширения кругозора учеников, круга их интересов;
- способствовать формированию благоприятного климата в коллективе, укреплению дружественных отношений;
- помогать адаптироваться ученикам в начале учебного процесса;
- проводить классные часы;
- обеспечивать защиту прав учеников, их интересов;
- проводить профориентационную работу с учениками старших классов;
- проводить классные собрания с родителями.
Уставом школы или другими документами на классного руководителя могут возлагаться и другие обязанности, тогда этот раздел инструкции корректируется.
Права классного руководителя
В этом разделе отображаются те права, которыми наделяется классный руководитель для беспроблемного исполнения своих должностных обязанностей. Практически во всех учебных учреждениях классный руководитель может:
- присутствовать на уроках учителя-предметника, проводимых в подконтрольном классе, но при этом нельзя прерывать занятие или делать во время урока замечания учителю;
- изучать, как проходит воспитательный процесс на уроках, проводимых учителем-предметником;
- привлекать к дисциплинарной ответственности учеников из своего класса согласно документам школы, регулирующим данный процесс;
- поощрять учеников из своего класса согласно нормативным документам школы;
- активно сотрудничать с коллегами, участвовать в педагогическом совете школы, вносить предложения по улучшению процесса обучения;
- сотрудничать с медицинскими работниками, работниками соцслужб и инспекций по делам несовершеннолетних;
- повышать свою квалификацию.
Это не исчерпывающий перечень прав, он может при необходимости быть расширен или видоизменен.
Ответственность классного руководителя
Раздел, где вкратце перечисляются виды ответственности, к которым может быть привлечен классный руководитель, и основания для этого. Стандартно здесь прописывают, что классного руководителя могут:
- за несоблюдение должностной инструкции, нарушение школьных правил, невыполнение распоряжения директора школы и другие нарушения - привлечь к дисциплинарной ответственности;
- за применение физического или морального насилия к ученикам - освободить от должности, что не считается мерой дисциплинарной ответственности;
- за причинение ущерба имуществу школы - привлечь к материальной ответственности по правилам гражданского или трудового законодательства.
Классное руководство - это еще одно направление деятельности учителя-предметника, и должностная инструкция помогает разграничивать обязанности, наделяет учителя дополнительными правами и в то же время дополнительными функциями. При этом должностные инструкции для классного руководителя и для учителя-предметника не должны пересекаться, что учитывается при их разработке.
На плечи классного руководителя ложится координация процесса воспитания и образования вверенного ему класса в средней школе. Он отвечает за полученные учениками результаты учебно-воспитательной деятельности, корректирует ее организацию и помогает обучающимся. Деятельность классного руководителя описывается в должностной инструкции.
Должностную инструкцию классного руководителя по ФГОС на 2018-2019 год регламентирует приказ Минобрнауки от 3.02.2006 №21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками». В ней указываются общие требования к специалисту, его обязанности и функции, права и мера ответственности.
Что включает должностная инструкция классного руководителя?
Классный руководитель назначается на должность по приказу директора школы. Эту должность может занимать педагог, получивший среднее или высшее специальное образование. Должностные обязанности классного руководителя широки: он управляет образовательно-воспитательным процессом, взаимодействует с семьями учеников и внешними организациями, готовит документацию, представляет интересы детей. При составлении должностной инструкции специалисту следует учитывать положения, закрепленные по ФГОС.
В своей работе классный руководитель должен основываться на:
- личностно-ориентированном подходе;
- актуальной в образовательной учреждении концепции воспитания;
- результатах анализа явлений жизни;
- толерантности;
- учете материального и социального положения семей учеников;
- учете уровня воспитания и семейных обстоятельств детей.
Структуру работы классрука можно представить в таком виде:
- организационная, аналитическая и прогностическая деятельность в воспитательном процессе;
- контроль жизнедеятельности класса;
- изучение и использование современных приемов воспитания.
Работа классного руководителя может проходить в таких формах, как беседы, обсуждения, дискуссии, игры, дебаты, тренинги, встречи с различными людьми, экскурсии, социально значимая трудовая деятельность, соревнования, творческая активность детей. В рамках обязанностей классного руководителя по закону об образовании он проводит с родителями беседы, лекции, собрания, внеклассные мероприятия.
Таблица 1. Должностные обязанности классного руководителя согласно инструкции
Требуемые образование и навыки |
Основы подростковой психологии и физиологии, методы работы с одаренными и сложными детьми, нормы действующего законодательства РФ в сфере образования, Конвенция о правах ребенка, локальные акты. Педагогу необходимо иметь развитые навыки коммуникации, а также:
|
Цели и задачи работы |
Целями работы выступают:
Классрук контролирует соблюдение санитарно-гигиенических норм, проводит инструктаж по технике безопасности, рассказывает о здоровом образе жизни, оптимизирует учебную нагрузку, применяет здоровьесберегающие технологии. |
Индивидуальная работа с учениками |
Ведение дневника наблюдений. Выделение групп учеников по интересам и способностям, определение «группы риска». Диагностика психофизического развития детей, очерчивание их умений и навыков, оценка интеллектуальных, спортивных и творческих способностей. Посещение семей, ведение личных дел, профилактика девиантного поведения. Способствование раскрытию потенциала и гармоничному развитию учащихся. |
Проведение работы с классным коллективом |
Функции классного руководителя по ФГОС включают:
|
Работа с родителями и внешней средой |
Систематическая работа с родителями, анализ семейно-бытовых условий, повышение педагогических знаний родителей, вовлечение семьи во внеклассную деятельность, проведение родительских собраний. |
Воспитательное воздействие |
Гармоничное развитие личности ребенка, просветительская деятельность, беседы и пр. |
Повышение квалификации |
Постоянное саморазвитие, путем прохождения курсов повышения квалификации, изучения литературы, участия в обмене педагогическим опытом, конкурсах, конференциях, семинарах. |
Права и мера ответственности |
К правам классного руководителя относятся:
За неисполнение или недобросовестное исполнение обязанностей классруку грозит административная ответственность. |
Возлагаемые на классного руководителя функции закрепляются в Уставе школы.
Примерная структура должностной инструкции классного руководителя
Структура должностной инструкции классного руководителя по ФГОС строится по тому же принципу, что и другие должностные инструкции. Основными разделами будут:
- общие положения,
- должностные права и обязанности,
- ответственность.
В общем разделе содержится краткое описание квалификационных требований и описание должности классного руководителя. В этот раздел включают такие пункты:
- полное название должности, к какой категории сотрудников она относится;
- порядок назначения и увольнения;
- порядок подчиненности: директору школы и завучу по УВР;
- кто будет выполнять обязанности классного руководства при отсутствии сотрудника;
- какими законами и нормативными актами руководствуется сотрудник в своей работе;
- квалификационные требования.
В разделе «Должностные обязанности и права» классного руководителя указываются пункты, рассмотренные выше. При этом Уставом школы перечень обязанностей может меняться, тогда раздел инструкции корректируется.
В разделе, посвященному ответственности классного руководителя, кратко перечисляются виды ответственности:
- за несоблюдение должностной инструкции, невыполнение распоряжений директора, нарушение школьных правил – дисциплинарная ответственность;
- физическое или моральное насилие над учениками – освобождение от должности;
- за неаккуратность в ведении документации – взыскание согласно с организационными документами школы;
- нанесение ущерба имуществу школы – материальная ответственность согласно гражданского или трудового законодательства.
Для облегчения работы персонала предлагаем скачать пример должностной инструкции классного руководителя.
Особенности должностных обязанностей классного руководителя
Высокая ответственность работы сопряжена и с определенными трудностями, с которыми сталкивается педагог при выполнении обязанностей классного руководителя в школе по ФГОС .
Одной из ключевых трудностей является то, что в должностной инструкции указаны формы, методы и виды работы педагога, однако не упоминаются затраты времени, необходимые для такой работы. Поэтому зачастую классруки страдают от нехватки времени, в то время как по трудовому договору классное руководство выступает дополнительной обязанностью, которая выполняется в рабочее время. Однако временные затраты зачастую оказываются обратно пропорциональными прибавке к зарплате за ведение классного руководства. Чтобы выполнять функции классного руководителя с большей эффективостью, рекомендуем пройти дистанционный курс повышения квалификации:
Как показывает практика, полноценное классное руководство нельзя совмещать с основной деятельностью. Что входит в обязанности классного руководителя и почему оно требует 35–40 часов в неделю? Это:
- проверка дневников и дисциплины – не менее часа каждый день;
- ведение школьной документации, организация творческой и трудовой деятельности – не менее часа в день;
- участие в конкурсах, соревнованиях, уборке и пр.
Привычной практикой является назначение на должность классного руководителя учителя-предметника. Однако в некоторых учебных заведениях с классного руководителя полностью или частично снимается учебная нагрузка. При этом педагога называют классным наставником, тьютором, куратором.
Второй видимой проблемой, которая всплывает при анализе функциональных обязанностей классного руководителя, является размытость формулировок инструкции, а также введение в отдельных учреждениях таких обязанностей, которые снижают мотивацию педагогов. Например, сбор денег, разглашение личной информации и пр.
Некоторые трудности могут возникнуть и при взаимоотношениях с администрацией школы и коллегами, когда:
- классный руководитель в соответствии должностными обязанностями по ФГОС и внутренним порядком школы заменяет отсутствующих коллег;
- разрабатывает и согласовывает учебный план на год или четверть;
- отчитывается перед администрацией о проделанной работе.
Как видно, классный руководитель выполняет такие функции, как мотивация, организация, контроль воспитательно-учебного процесса в пределах вверенного ему класса, создание гармоничных отношений с детьми, педагогами и семьями, организация внеурочной деятельности детей. Однако для успешного выполнения таких функций, деятельность сотрудника должна быть грамотно организована и справедливо оплачена.
Узнать больше о системе классного руководства и обязанностях классного руководителя можно в статьях:
1.