480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнова, Наталия Борисовна. Антропологические и аксиологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Смирнова Наталия Борисовна; [Место защиты: Моск. псих.-соц. ин-т].- Москва, 2011.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1613

Введение

Глава 1. Проблема человека в педагогических трудах В.В.Зеньковского стр. 13

1.1 Духовные основы жизни человека стр. 13

1.2 Становление человека как личности стр. 44

1.3 Социальные константы человеческого бытия стр. 60

Глава 2. Педагогические воззрения В.В. Зеньковского аксиологические аспекты стр.74

2.1 Нравственное становление человека стр. 74

2.2 Психологические императивы становления личности... стр.100

2.3 Воспитание человека как члена общества стр.116

Заключение стр.139

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Образование – социальный институт, осуществляющий передачу значимого социокультурного опыта от поколения к поколению, и, тем самым, обеспечивающий единство человеческого рода. Эффективность функционирования и развития образования зависит от множества факторов. Среди них особое место занимает фактор исторической преемственности, гарантирующий органическую связь между сложившимися и приходящими им на смену инновационными формами учебной и воспитательной деятельности.

Современное отечественное образование находится, по мнению многих видных ученых и общественных деятелей, в сложной, по существу критической, ситуации. Кризис, охвативший отечественное образование, в немалой степени усугубляется тем, что реализуемые с конца 80-х годов прошлого столетия по сегодняшний день программы развития образования не в должной мере учитывают тот богатейший потенциал педагогического осмысления закономерностей человекосообразного образования, который накоплен в течение многих веков русской педагогической мыслью.

Не способствует быстрому выходу образования из кризиса и широкое распространение постмодернистских настроений в педагогике. Постмодернистская педагогика с ее отрицанием общезначимых ценностей, идейной фиксацией на субъективистских, иррациональных и релятивистских началах человеческого бытия не позволяет консолидировать усилия научного педагогического сообщества, направленные на разработку проектов гуманистического обновления образования, базирующихся на незыблемых ценностях Истины, Добра и Красоты. В разрез с такой целью идет и предлагаемая постмодернистской педагогикой трактовка воспитания и социализации как процессов формирования человека, происходящих под знаком потребления информационных продуктов. Артикулируя относительность этического, постмодернистская педагогическая мысль подрывает саму возможность приобщения человека к неподвластным времени нравственным ценностям. Мозаичность сознания многих современных молодых людей, отсутствие у них жестких нравственных мировоззренческих ориентиров, выступает одним из следствий распространенности постмодернистских установок в педагогической среде.

Сегодня, как никогда ранее, стало ясным, что выход из кризисного состояния образования невозможен без фундаментального пересмотра реализующихся в образовании подходов, методов, способов обучению и воспитания молодых поколений. Несомненным является то, что образование должно выработать такую стратегию выхода из кризиса, которая позволит избежать усугубления негативных явлений в сфере просвещения и будет способствовать формированию у обучающихся необходимого для жизни в динамично изменяющемся мире багажа знаний и твердых нравственных представлений об ответственном за свою и чужую жизнь поведении.

В панораме отечественной философско-педагогической мысли В.В. Зеньковскому (1881-1962) принадлежит особое место. В своих философских и научных трудах В.В. Зеньковский предложил педагогические решения многих проблем, которые только в конце ХХ – начале ХXI в.в. стали осознаваться как особо значимые для мира образования – уникальной сферы жизни человека, задающей горизонты развитию культуры. В настоящее время процесс восстановления истинного научного облика В.В. Зеньковского – одного из самобытных отечественных мыслителей по существу только начинается. Решение философско-мировоззренческих, психолого-педагогических проблем, стоящих сегодня перед находящемся в кризисном состоянии образованием, требует непредвзятого прочтения, всестороннего изучения трудов В.В. Зеньковского, содержащих оригинальные философско-педагогические, дидактические идеи построения образования на антропологической и аксиологической основе, открывающей горизонты нравственного возвышения учащегося.

Все вышесказанное и обусловило выбор темы диссертационного исследования «Антропологические и аксиологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского».

Степень разработанности проблемы. Богословское, философское, психологическое и педагогическое наследие В.В. Зеньковского неоднократно становилось предметом пристального научного внимания.

Философские и богословские труды В.В. Зеньковского анализировались и комментировались представителями русского зарубежья (Н.О. Лосский, К.А. Ельчанинов, К.Я. Андроников, Л.А. Зандер, С.С. Верховской, Б.В. Яковенко и др.). В центре их внимания неизменно оказывались вопросы, касающиеся религиозно-богословской антропологии и пастырской деятельности В.В. Зеньковского. В работах этих исследователей мировоззрение В.В. Зеньковского оценивалось как «версия религиозного спиритуализма», «религиозный иерархический спиритуализм», «религиозно-иерархический реализм» (Б.Я. Яковенко), как синтез идей платонизма и креационизма (Н.О. Лосский). В поле внимания представителей русского зарубежья оказывались и взгляды В.В. Зеньковского на образование и воспитание. Педагогические воззрения В.В.Зеньковского были ими проинтерпретированы как носящие преимущественно религиозный характер. «Это не только религиозная педагогика и даже не только вероисповедальная, она – церковная педагогика» – заключал С.И. Гессен – один из столпов отечественной педагогики, мыслитель неоконтианского толка.

Философская и педагогическая научная общественность СССР обратилась к изучению творчества В.В. Зеньковского лишь в 50-60-х гг. прошлого века (Н.Г. Тараканов, И.Я. Щипанов, В.А. Малинин). В работах этих ученых нашли осмысление вопросы, связанные с историческим контекстом написания В.В. Зеньковским религиозно-философских трудов, со становлением его гуманистических взглядов, с противоречивостью ряда его мировоззренческих установок.

Осмысление наследия В.В.Зеньковского, начатое в СССР в 50-х–60-х годах, было продолжено российскими учеными (А.В. Поляков, М.А. Маслин, В.Н. Жуков, А.Л. Андреев, В.В. Сапов, Е.Н. Горбач и др.) в 90-х г.г. ХХ века. Именно тогда в стране стали переиздаваться произведения В.В. Зеньковского. Книги с сочинениями мыслителя включали в себя качественные комментарии, предисловия и послесловия, не содержащие идеологических оценок. В.В. Зеньковский был представлен читателю как богослов, философ и ученый, внесший значительный вклад в развитие отечественной и мировой культуры. Особое место в предисловиях и послесловиях к трудам В.В.Зеньковского было отведено взвешенному анализу творческого пути мыслителя, его взглядов на ход развития отечественной религиозно-философской мысли, на будущее человечества. Ударение в работах сделано на раскрытии христианских основ мировоззренческой позиции В.В.Зеньковского (А.Л. Андреев, М.А. Маслин, В.В. Сапов).

В зарубежной литературе труды В.В.Зеньковского были проанализированы Ф. Коплстоном (Copleston F.), Т. Шпидликом (pidlik Th.), Т. Масариком (Masaryk Th.), И. Берлином (Berlin I.) и др. В их работах охарактеризован общий строй мировоззрения В.В. Зеньковского, раскрыто содержание его религиозно-философских взглядов, проинтерпретировано отношение мыслителя к направлениям философской и религиозной мысли, развиваемым в начале ХХ столетия в России и на Западе.

Педагогические и психологические воззрения В.В. Зеньковского в конце ХХ – начале ХХI века были рассмотрены в научных работах Б.М. Бим-Бада, А.А. и П.А. Гагаевых, Т.А. Гололобовой, Б.В. Емельянова, Е.Г. и О.Е. Осовских, В.М. Кларина, В.М. Петрова, М.В. Богуславского. В этот период раскрытию ряда сторон педагогических и психологических взглядов В.В. Зеньковского были посвящены диссертационные исследования В.М. Летцева, Е.В. Кирдяшовой, Т.Н. Любан, К.Д. Чижовой, Е.П. Петровой, Е.А. Глущенко, Л.А. Романовой, О.В. Поповой, Т.И. Зверевой, А.В. Антоневича. В этих исследованиях были описаны этапы педагогической деятельности В.В. Зеньковского, проинтерпретированы педагогические идеи мыслителя, касающиеся вопросов организации учебного процесса в школе, становления личности учащегося, его воспитания, развития у него способностей к творческому решению образовательных и жизненных задач. Однако, вопросы, связанные с антропологическим и аксиологическим содержанием педагогических воззрений В.В. Зеньковского так и остались недостаточно исследованными, что и определило выбор темы настоящей диссертационной работы.

Объект исследования. Философско-педагогическое наследие В.В. Зеньковского.

Предмет исследования. Антропологические и аксиологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что историко-педагогическое и историко-философское изучение трудов В.В. Зеньковского, а также критических работ, посвященных анализу его творчества, позволит: 1) выявить антропологические и аксиологические основания педагогических взглядов отечественного мыслителя; 2) реконструировать систему взглядов В.В. Зеньковского на образование, его сущность, роль и место в культурной жизни человека; 3) продемонстрировать актуальность звучания научно-педагогических построений выдающегося ученого для современного образования.

Цель и задачи исследования.

Основной целью диссертационной работы является историко-философский, историко-педагогический, методологический анализ взглядов В.В. Зеньковского на образование, рассмотрение антропологической и аксиологической составляющих педагогических воззрений отечественного мыслителя, выявление педагогического потенциала и современного звучания его педагогических идей.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:

осуществить реконструкцию философско-педагогических воззрений В.В. Зеньковского и раскрыть их содержание;

выявить и проинтерпретировать антропологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского;

выявить и охарактеризовать аксиологические основы педагогических воззрений В.В. Зеньковского;

проанализировать взгляды В.В. Зеньковского на образование в контексте взаимосвязи культурологических, социологических, психологических и педагогических компонентов;

рассмотреть педагогическое кредо В.В. Зеньковского сквозь призму современных представлений о сущности образовательного процесса, о роли учителя в становлении личности учащегося, о факторах формирования ответственного нравственного поведения ученика;

обосновать актуальность педагогических воззрений В.В. Зеньковского в ситуации философско-методологического кризиса современного образования.

Источниками для написания данной диссертации послужили созданные в разное время научные, религиозно-философские и публицистические труды В.В. Зеньковского, в которых представлены его взгляды на человека, на воспитание и образование. Источниковая база также включила в себя труды: предшественников В.В. Зеньковского, тех мыслителей-педагогов, произведения которых положили начало разработке антропологического направления в отечественной педагогике; современников В.В. Зеньковского, изучавших закономерности образовательной деятельности и написавших работы, посвященные проблемам обучения и воспитания; авторов, критически осмысливших педагогические взгляды В.В. Зеньковского; ученых, раскрывающих с философско-педагогических позиций своеобразие образовательной ситуации начала 3-его тысячелетия.

Теоретико-методологические основы исследования. Выбор методов определялся спецификой объекта и предмета исследования, характером поставленных задач, а также источниковой базой работы. В диссертации применено сочетание портретно-биографического и проблемно-тематического изложения материала, которые позволяют проследить формирование взглядов мыслителя на педагогику и образование. В работе также использован сравнительно-исторический метод для выявления антропологических и аксиологических оснований педагогических взглядов В.В. Зеньковского. В процессе исследования осуществлялась опора на методы историко-педагогического анализа, позволяющие раскрыть и проинтерпретировать педагогическое наследие мыслителя.

Научная новизна исследования. В работе впервые в научно-педагогическом ключе проведено исследование антропологических и аксиологических оснований педагогических воззрений В.В. Зеньковского.

В работе:

представлен историко-педагогический анализ формирования и развития взглядов В.В. Зеньковского на специфику духовно-нравственного становления учащегося в контексте образовательного процесса;

описаны и прокомментированы взгляды В.В. Зеньковского на сущность процесса раскрытия личностного начала учащегося в ходе образовательной деятельности и обретения им личностной самоидентичности;

выявлены и охарактеризованы взгляды В.В. Зеньковского на особенности учета социальных императивов человеческого бытия в педагогическом процессе;

определены роль и место антропологических воззрений В.В. Зеньковского в системе его педагогических взглядов;

раскрыты и проинтерпретированы аксиологические взгляды В.В. Зеньковского, составляющие фундамент его педагогического мировоззрения;

обоснована актуальность, теоретическая и практическая значимость педагогических идей В.В. Зеньковского для разработки отвечающих требованиям сегодняшнего дня проектов, программ и концепций нравственного воспитания учащихся.

Научно-практическая значимость исследования. Данные диссертационного исследования и опубликованные на его основе материалы могут быть использованы при подготовке курса лекций, семинаров по проблемам, связанным с актуальными историко-педагогическими, теоретико-методологическими и прикладными вопросами современного отечественного образования.

Обоснованность и достоверность результатов и выводов диссертационного исследования определяется тем, что его принципиальные положения соответствуют требованиям философско-педагогического, историко-педагогического, теоретико-методологического и культурологического анализа. Теоретические результаты и выводы исследования получены методами, адекватными его цели и задачам. Они подтверждены анализом, систематизацией и обобщением теоретического материала, заключенного в широком круге разнообразных источников по тематике диссертации.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

    Динамика становления философско-педагогических воззрений В.В. Зеньковского характеризуется рядом последовательно сменяющих друг друга этапов.

    Философско-педагогические воззрения В.В. Зеньковского, несмотря на то, что они претерпели изменения в контексте творческой научной деятельности мыслителя, имеют один смысловой центр: обращенность к духовно-нравственным вопросам становления обучающегося человека.

    Разработка В.В. Зеньковским теоретических положений нравственно возвышающего человека образования базируется на фундаменте его антропологических и аксиологических воззрений и взглядов на воспитание и обучение как на основу развития культуры.

    Предложенное В.В. Зеньковским теоретическое осмысление феномена образования неразрывно связано с его пониманием смысла человеческой жизни как состоящего в следовании неизменному духовному закону, начертанному в душе каждого человека.

    Философско-педагогические взгляды В.В. Зеньковского представляют собой органичный синтез веры и научного знания, что обусловлено его мировоззренческими установками.

    В.В. Зеньковский внес существенный вклад в теорию социального воспитания, обосновав необходимость построения процесса социального воспитания на основе представлений об общественной жизни как соборном (едином в духовно-нравственном отношении) бытии.

    Воззрения В.В. Зеньковского на образование имеют сегодня актуальное звучание и могут быть использованы в контексте разработки концепций обновления и развития отечественного образования.

Апробация диссертации. Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии МГМСУ, на заседаниях кафедры педагогики НОУ ВПО МПСИ, на заседаниях отдела философии образования и методологии педагогики УРАО «Институт теории и истории педагогики».

Материалы диссертации были представлены на 13-м Симпозиуме «Психологические проблемы смысла жизни и акме» (2008), на ежегодных учебно-методических конференциях «Педагогические чтения на Долгоруковской» в 2009, 2010, 2011 годах.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа общим объемом 159 страниц состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения и списка использованной литературы.

Духовные основы жизни человека

Педагогическая антропология как самостоятельная отрасль философского и педагогического знания стала разрабатываться на Западе со второй половины XIX века (КарлШмидт и его школа). Примерно в этО же время педагогическая антропология зародилась и в России. Основы изучения человека как обучаемого и воспитываемого в контексте образовательного процесса, всецело согласованного с природой человека, заложил К.Д. Ушинский (в 1868 г. был опубликован первый, а в 1869 г. - второй том произведения К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания»), Педагогико-антропологические идеи развивал в своих трудах И.А. Сикорский. В работах П.Д.Юркевича достижения психологии, физиологии, философии использовались для религиозно-антропологической интерпретации проблем воспитания и образования.1 Вплоть до революции 1917 г. и некоторое время после нее в нашей стране развивалась школа педагогов-антропологов, яркими представителями которой были К.К. Сент-Илер, М.И. Демков, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, В.А. Вагнер, Ю.И. Айхенвальд и другие. К сожалению, это направление педагогических исследований было ограничено рамками двух основных течений: естественнонаучным, в основе которого находилось и находится ныне понимание человека как части природы, как по преимуществу биологического существа; и социологическим течением, которое считает природу человека почти целиком производной от общества. Теологическая педагогика, базирующаяся на учении о человеке как образе и подобии Божьем, оставалась только в духовных учебных заведениях и в среде педагогов-эмигрантов. Она в силу политических обстоятельств никак не влияла на развитие педагогической мысли России XX века. Лишь на рубеже XX и XXI веков проблематика, связанная с теологической трактовкой образовательного процесса, снова оказалась в фокусе внимания педагогов антропологов, изучающих специфику взаимодействия и биологических, и социальных, и духовных факторов в ходе становления личности обучающихся:

К сожалению, в современных педагогических теоретических разработках антропологические представления (представления о человеке обучающемся) чаще всего присутствуют неявно, а значит, и влияют на педагогическую практику без четкого их осознания. Педагогическая система В.В. Зеньковского интересна именно тем, что в ней подробно и тщательно представлено антропологическое видение того, как в рамках образовательного процесса последовательно складывается собственно человеческая реальность, как человек становится носителем собственно человеческой сущности. Анализ антропологических оснований педагогической теории В.В. Зеньковского важен, так как он позволяет увидеть образование в историческом контексте, увидеть то, как антропологическая педагогика, базирующаяся на научных, философских, религиозных представлениях о человеке, оказывает значимое влияние на социокультурное бытие людей. Без анализа представлений о человеке, которые содержатся в педагогических трудах В.В Зеньковского, невозможно полноценно реконструировать его взгляды на образование и его миссию.

В отечественных энциклопедических словарях В.В. Зеньковский представлен, прежде всего, как религиозный философ и историк русской философии. Действительно, докторскую степень он получил за фундаментальное двухтомное исследование «История русской философии», изданное в Париже в 1948-1950 гг., а в 1953г переведенное на английский и французский языки. Многие современные философы отмечают, что- по охвату материала, компетентности и глубине интерпретации, уважению к тем мыслителям, взгляды которых он не разделял, его работа до сих пор является непревзойденной.

Мыслитель доказывал, что религиозная философия содержит в себе огромный общечеловеческий потенциал, позволяющий развивать образование, возвышающее человека. Им была разработана философско-педагогическая система, построенная на основании христианской антропологии.

Сам В.В. Зеньковский по праву принадлежит к плеяде представителей «новой русской педагогики», педагогики рубежа двух веков, увековеченной именами П. Ф. Каптерева, В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля, С. Т. Шацкого, П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского, Г. Я. Трошина, А. П. Нечаева, С. И. Гессена, М.М. Рубинштейна. В.В. Зеньковский, хорошо знавший идейные основы воззрений отечественных педагогов, дал их блестящий анализ в очерке «Русская педагогика в XX веке». В.В. Зеньковский настоятельно отмечал, что общими установками отечественной педагогики первой половины XX века (в том числе и советской педагогики) являются идущие от русской философии идеи антропоцентризма, религиозности, социальности и целостности личности, уважения к личности ребенка и свободе его развития.

В.В. Зеньковский отмечает, что в начале XX века происходит возвращение в философию и педагогику христианских взглядов на человека. Ссылаясь на труды М. Шелера, П. Вуста, Байнвала, Э. Бруннера, А. Феррьера, В.И. Несмелова, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева и Б.П. Вышеславцева4 ученый пишет: «за последнее время происходит несомненное возвращение именно к христианской антропологии - и различные авторы стремятся представить в органическом синтезе данные современной науки и современной философии под углом зрения христианского учения о человеке». При этом Зеньковский указывает, что,«работа эта больше намечена, чем исполнена». [Там же]

Становление человека как личности

Учение о личности является одной из центральных тем в творчестве В.В. Зеньковского. В своей педагогической концепции В.В. Зеньковский раскрывает аксиологический подход к личности как к ценности высшего порядка, необходимость личностной ориентированности воспитательного процесса, необходимость и приоритетность духовно-нравственного воспитания. Представления о целостности личности и иерархичности ее строения выступают концептуальным ядром его педагогической системы.

Несмотря на то, что представления В.В. Зеньковского о проблеме личности не оставались неизменными, практически во всех работах мыслитель подходил к личности как к феномену, имеющему свою. собственную логику развития, относительную независимость и самостоятельность по отношению к внешней среде, отличающемуся способностью к самосознанию. Обосновывая положение о внеэмпирическом начале личности, В.В. Зеньковский отмечает несостоятельность эволюционистских теорий, выводящих личность из эволюции психики. «Начало личности непроизводно, невыводимо; если эмпирическое «я», как центр нашего эмпирического самосознания, бесспорно питается из социального опыта, то само возникновение эмпирического я предполагает более глубокое «я»- данное в непосредственном самосознании до всякого опыта».

Для В.В. Зеньковского как для религиозного философа личность -явление духовного мира, она представляет собой отражение образа Божия в человеке, воплощение в нем надиндивидуального и сверхиндивидуального. Особую сложность в анализе раскрытия мыслителем понятия личности представляет то, что православная антропология - это богословская дисциплина и требует специфической терминологии.

«Личность» в христианстве - это богодарованное уникальное начало в человеке, которое формирует неповторимый образ существования природы конкретного человека. Бог в христианстве - это не безличная природа, не абстрактный Абсолют, а Личность. Бог есть Личность (точнее - три єдиносущне Личности) поэтому и человек является личностью именно в связи со своей богообразностью. . Этот образ Божий и есть то, что делает человека - Человеком, Личностью, вне зависимости от социального; национального, поло-возрастного или интеллектуального статуса. Отсюда возникает представление об абсолютной; ценности- человеческой личности: «Образ Божий дарует человеческому/ существу начало: личности, создает из; Person - Personlichkeit; дарует способность самосознания; самовидения ж самополагания». [Там же, С.73] В В; Зеньковский традиционно раскрывает богословское положение, что человек: был создан «по образу и подобию Божию» - признавая «образ Божий» вошедшим в самое существо человека, отделив его этим от дочеловеческого мира, «подобие» же; должно быть достигнуто путем - самосовершенствования, стремления к идеалу, так как являетсяк задачей человеческой жизни».

Характерной особенностью педагогических воззрений Зеньковского является безусловное признание решающего значения религии в процессе понимания и, следовательно, воспитания личности?.

Личность есть то, что связывает человека с Богом, точнее со Святым Духом как одной из его ипостасей. Євятой Дух действует в человеке и именно поэтому становится возможным выявления и развития в нем личностного начала. «Мы исходим в учении о человеке из того, что человек создан по образу Божию, то есть самая сущность человека, внутреннее ядро его личности несет в себе начало, исходящее от Бога» - пишет мыслитель. «В человеке уже ныне есть вечная жизнь, которая прорезает ткань души и даже тела - с особой загадочностью»в памяти, которая (у человека) есть функция сверхвременности и вечности». В раскрытии категории «личности» не сводимой к природным законам и состоит, по мнению мыслителя высота христианской антропологии: только христианство обосновало непреходящую ценность и уникальность каждой человеческой души в понятии богоподобия личности.

В.В. Зеньковский считал, что для понимания христианской антропологии необходимо различать «природу» и «ипостась» (личность) и что именно это различие является сущностным, «имеющим место лишь в человеке». Он пишет, что «в дочеловеческом бытии, например в каком-либо животном, есть природа, имеющая свой «субъект» в «существе», но нет личности». При этом следует отметить, что и понятие «природа человека» не сводится ученым к физической (телесной) или психофизической сфере. К человеческой природе В.В. Зеньковский относит также духовные категории, такие например, как свобода и моральное сознание. «Природа (говорим сейчас о духовной стороне в человеке) и одинакова и единосущна у всех людей, личность же у каждого своя. Каждая личность (неотделимая от своей природы, индивидуальна: понятие индивидуальности относится к единству личности и природы, в их взаимодействии, в их развитии. Но личность может бороться со своей природой, противостоять ей, может влиять на жизнь природы в ней, и это противоборство личности и природы означает утерю того «богоподобия», которое было до греха: до греха было такое отношение между личностью и природой, которое действительно было «богоподобием»» [Принципы православной антропологии, 70. С.212] Таким образом именно понятие «первородного греха» выражает, по мнению мыслителя, то изменение в самой природе человека, которое нарушает «целостность», и в силу которого действие образа Божия в человеке постоянно ослабляется.

Нравственное становление человека

Разрабатывая свою педагогическую концепцию воспитания, выводимую из основ построенной им христианской антропологии, В.В. Зеньковский руководствуется идеей целостного и органического соединения подлинных и серьезных достижений современной ему педагогической мысли «с тем глубоким пониманием человека, которое развивает христианство». Этот мотив целостности требует осознанности и цельности процесса воспитания, что оказывается возможным лишь в рамках определенного мировоззрения, которое и обуславливает соподчиненность всех звеньев воспитательного процесса. Такой основополагающей идеей для В.В. Зеньковского является теоцентричность.

К идее строить педагогику на основе христианского мировосприятия обращаются многие выдающиеся русские педагоги того времени. Из основ православия выводит свои научные построения П.Д. Юркевич, подчеркивающий, что лишь с позиции религиозного миросозерцания можно понять душу ребенка. С.А. Рачинский считает, что школе, «отрешенной от церкви /в широком смысле слова/, задача воспитания не по силам». . Такой взгляд на воспитание, несомненно, близок мыслям К.Д. Ушинского. В.В. Зеньковский не только разделяет взгляды своих выдающихся предшественников, но и подчеркивает преемственность исповедуемых им педагогических воззрений с творчеством К.Д Ушинского и С.А. Рачинского. Однако последние склонялись к восприятию православной религии и церкви как одного из социализирующих институтов, воплощающего в себе нравственные идеалы, и включали их в процесс образования с целью формирования у детей целостного и гармоничного мировоззрения, основанных на принципах народности и православия. В.В. Зеньковский же говорит о Церкви в ее мистическом значении и в своей педагогике говорит об оцерковлении жизни в целом.42 Сама возможность построения педагогической системы на основе православия видится мыслителю только в рамках православной культуры, основывающейся на незыблемых христианских ценностях. Отсюда проистекает глубокое убеждение ученого, что воспитание должно быть опосредовано православной культурой, ориентированной на такие абсолютные истины как Бог, Добро, Свобода, Красота. Теоцентрический подход и православная традиция, на основе которых строит свою педагогическую систему В.В. Зеньковский, обусловливают выдвижение им в качестве основной цели воспитания «помощь детям в освобождении их от власти греха через благодатное наполнение, находимое в Церкви, помощь им в раскрытии в них образа Божия». [Там же, С. 152]

Мыслитель подчеркивает необходимость не просто просвещения, а создание особой среды, формирующей мировоззрение. В.В.Зеньковским пройден путь от гуманистической педагогики, строящейся на религиозных началах, до мировоззренческой христианской педагогики, единственно выражающей, с его точки зрения, общечеловеческий характер и традиции русской философии и педагогики. «Мы должны сами для себя искать новых путей жизни, связать с ними наше мировоззрение, новую православную культуру, которая хранила бы в себе все богатство старой традиции» 3. «Путь к церковной культуре идет, конечно, через преодоление хаоса натуральности (индивидуальной, национальной, исторической), но не посредством внешнего упорядочения этого хаоса (как думал и думает католический мир), а через преображение изнутри. Это и есть решающий момент. Возврат к церковной культуре никоим образом не может быть основан на принудительном подчинении Церкви всей полноты культуры. Это и фактически невозможно, и религиозно есть соблазн: Церковь может внести свою преображающую силу только там, где ее свободно ищут, где она прежде всего просветляет глубины человека, устрояет и упорядочивает прежде всего его подполье, изнутри5 сообщает силу Божию. Путь Церкви через историю может быть только путем,через сердца» [Система культурного дуализма, 71. Т.2 С.211]

Таким образом, основную задачу воспитания В.В. Зеньковский концентрирует в духовно-нравственном развитии личности, подчеркивая, что важно «освободиться от педагогического натурализма не только в понимании путей и средств воспитания, но и в формулировке его целей». Цель воспитания - «раскрытие пути вечной жизни, как приобщение к вечной жизни в жизни эмпирической. Правильное учение о соотношении духовного и эмпирического состава человека устанавливает существенное значение эмпирического развития, но предохраняет от ошибки, видящей в эмпирическом развитии силу, созидающую духовную жизнь». [Там же, С. 152]

Духовность в современном светском ее определении означает высший уровень развития зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности, становятся высшие человеческие ценности. Общим для многих подходов исследования духовности является признание ее связи с надындивидуальными смыслами и ценностями, божественными или космическими силами. Человек духовный перестает быть изолированным индивидом, решающим эгоцентрические задачи эффективной адаптации к среде, и подключается к созидательной энергии надындивидуальных общностей или высших сил, выходя за свои собственные пределы и открываясь взаимодействию с миром на новом уровне. Таким образом духовность выступает предпосылкой личностной свободы и-автономии. Духовность придает смысл человеческой жизни.44

В.В. Зеньковский постулирует наличие в каждом человеке объективно заданное личностное начало - метафизическое ядро личности, ее глубинное «Я», обеспечивающее возможность соединения с созидательной энергией надындивидуальных высших сил - Богообщения. Оно обеспечивает развитие духовной сферы, освещает и душу человека, и его тело, и всю его «психофизическую жизнь». Жизненный путь человека определяется логикой и ритмом духовного развития, это свободно выбранный человеком путь исполнения своего предназначения. Это имеет существенное значение для педагогической мысли, так как основной задачей воспитания является помощь ребенку на этом пути.

Воспитание ребенка в педагогике В.В. Зеньковского направлено на становление духовной жизни. Для его педагогической концепции характерно признание высокой ценности внутреннего, нравственного мира воспитуемого, стремление личности к самоформированию, уникальности развития нравственных чувств и необходимости оказания помощи в воспитательном процессе, прежде всего становлению эмоционально-нравственной стороны личности (принцип примата внутреннего над внешним). Следовательно, целью человеческой жизни должно быть стремление развернуть в себе собственно человеческое, раскрыть образ Божий, развить ту «светлую духовность», которая является глубинной сущностью человека.

Как представитель православной традиции В.В. Зеньковскии признает два необходимых условия такого самоформирования: свободное и действенное стремление человека к духовному развитию - выбор пути креста и Божия благодать - действие Духа. Стремление человека к духовному развитию, к соединению с Богом затруднено раздвоенностью духовного начала в человеке, произошедшей после грехопадения, и человеку приходится бороться со злом и стремлением к нему. На помощь в этой борьбе и направлено воспитание и самовоспитание.

Психологические императивы становления личности

Эмпирическое развитие личности ребенка, осмысляемое В.В. Зеньковским в свете учения о духовном начале, иерархически связывающим все в человеке, должно происходить «через освящение и преображение эмпирического естества». Формулируя задачу воспитания как раскрытие его личности, а личность «живет всем», нельзя духовное развитие личности оторвать от физической, психической; и социальной ее жизни. Определив главным объектом педагогического воздействия духовную сферу, В.В. Зеньковский отмечает, что прочие стороны личности, без сомнения, требуют всемерного развития, при условии понимания вторичности этой задачи.53

В своих педагогических построениях В.В. Зеньковский, учитывая «иерархическую» конституцию личности, считает необходимым уделять внимание1 не гармоничному развитию всех сторон личности ребенка, а «охранять.в ребенке правильную пульсацию основных сил, как необходимое физическом воспитании следить всегда за сердцем ребенка». «Как в нашем теле есть органы, ослабление или- даже уничтожение которых (например, конечностей) не влечет за собой смерти организма, и есть органы (например, сердце), прекращение деятельности которых означает смерть организма,-

Раскрывая насущную ситуацию в образовании того времени, сформировавшуюся под влиянием идей педагогического интеллектуализма и «воспитывающего обучения», мыслитель пишет: «Современная школа в своем- строении, в своей работе определяется двумя задачами: сообщить ученику некоторые определенные знания и навыки, соответственно избранной специальности, и дать некоторое «общее» образование, развить силы ума. Высшая школа преимущественно разрешает первую задачу, средняя - вторую, но и в высшей школе сплошь и рядом в. систему ее включаются так называемые «общие предметы», и в средней школе немало места уделяется специальной подготовке учеников... [...] Наша школа или исключительно, или преимущественно дает развитие ума, сообщает ряд знаний и формальных навыков ума,- и это стоит в глубочайшей связи с самими заданиями школы. Какие бы дидактические или методические реформы мы ни производили в школе, но пока ее задачи остаются теми, какие доныне определяют в основах ее структуру, эти реформы все же скользят по поверхности, не задевая самого существа дела. Работа педагогической мысли должна быть направлена поэтому не на частичные реформы в школе (на борьбу с перегруженностью школы, многопредметностью в ней и т. п.), а на самые основы ее, т. е. на ее задачи. Вопрос должен быть поставлен прямо и смело: мы должны спросить себя: может ли, смеет ли школа ограничиваться одним лишь содействием интеллектуальному росту ученика?» [Там же, С.55-56] Школа же, по мнению мыслителя, фактически через весь свой уклад, через педагогов и то социальное взаимодействие, которое всегда идет в школе, сосредоточилась на развитии интеллекта, регуляции его работы так тщательно, что на все остальные процессы обращается лишь случайное внимание. Описывая результаты такого подхода, В.В. Зеньковский отмечает, что «люди уходят из школы с рядом знаний и навыков, но с таким тупым отношением и к делу своему и к жизни, с таким отсутствием всякой творческой силы и инициативы... Процесс «обучения» поглощает столько сил, так отодвигает, обессиливает творческие порывы, так нивелирует личность, подчиняет ее шаблону, что, выходя в жизнь, многие из нас превращаются в бесцветных, вялых, тупых людей, выполняющих какую-то нужную социальную функцию, но безнадежно растерявших творческую инициативу и одушевленное отношение к своей деятельности. Выходя из школы, мы так много знаем, так много умеем, но часто.наша индивидуальность проявляется лишь в мелком и ничтожном, в нашем быту и интимной жизни, а в своей.деятельности мы не умеем, да и не хотим проявить творчество». [Там же, С.61-62]

В.В. Зеньковский подчеркивает, что педагогический интеллектуализм, быть может, глубже других духовных течений связан с тем, что в философии и истории культуры называется «эпохой Просвещения», это, «основная и влиятельная его сторона». Всегда и везде век Просвещения сопровождался подъемом педагогического творчества, расцветом надежд на возможность путем образования создать «новую породу людей».

«Жизнь души, ее «нормальное» развитие, конечно, предполагает одновременное раскрытие всех ее сил,- но этот процесс вовсе не имеет «гармонического» характера». [Там же, С.60] В.В. Зеньковский убежден, что интеллекту никоим образом не может быть отведено центральное место в системе душевных сил. Он настаивает на том, что в годы обучения ребенка «развивается и формируется вся его личность, зреет не только ум, но зреют все его духовные силы, почти заканчивается период «детства» (понимаемого в широком смысле слова, т. е. до 22-25 лет)» [Там же, С.56], следовательно, процессы, идущие в личности ученика вне сферы интеллекта, так же, и даже более нуждаются в доброжелательном и умелом содействии со стороны старшего поколения». Процесс обучения дисциплинирует волю, развивает чувство последовательности, влияет на чувство долга. В самом содержании-обучения нередко таятся моральные начала, могущие при благоприятных условиях иметь воспитывающее влияние. Однако жизнь дает слишком много фактов и противоположного характера. В.В. Зеньковский отмечает, что известное воспитывающее влияние должно быть приписано обучению,-- но все же это влияние очень слабо «сравнительно с зигзагами и трудностями» морального развития ребенка! «Bf самых лучших случаях это моральное воздействие процесса обучения затрагивает лишь некоторые общие силы души и совершенно проходит мимо той сложной и запутанной моральной жизни, какая как раз имеет место в школьный период. То, что» волнует и часто сбивает подростков, что мутит их душу, обостряет резкие порывы, мучительной загадкой встает перед их моральным сознанием,- все, что составляет главную задачу, определяет основную линию в их моральном движении,- все это ни в малейшей степени не проясняется, не упорядочивается процессом обучения. Школа не знает и словно и не хочет знать о всей той сложной душевной работе, которая идет в душе подростка,- и какой уклончивой и двусмысленной представляется в свете этого идея «воспитывающего обучения». [Там же, С.57-58]

В начале 1920-х гг. Россию вынуждены были покинуть многие ученые, составлявшие цвет отечественной педагогической науки: В.В. Зеньковский, С.И. Гессен, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, С.Л. Франк, И.О. Лосский и др. В главном трудеСергея Иосифовича Гессена (1887 - 1950) "Основы педагогики" (1923) подчеркнутаведущая роль философии как источника педагогической науки - "педагогика в большей мере отражает на себе развитие философской мысли".

Гессен признавал за образованием прежде всего культурологическую функцию: "Задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного". Идя вслед за неокантианством, он классифицировал педагогику как нормативную науку, т. е. знание о том, какими должны быть воспитание и обучение. Цель обучения, с точки зрения С.И. Гессена, заключается не в передаче учащимся знания основ наук и выработке практических умений и навыков, что характерно для сторонников реального образования, и не в формировании рационального мышления на основе овладения учениками логическими приемами дедукции и индукции, что характерно для сторонников формального развития ума, а в вооружении их методом науки; иными словами,задача педагога заключается в том, чтобы подготовить школьников самостоятельно добывать знания, творчески применять их в жизни.

Василий Васильевич Зеньковский (1881 - 1962), надолго забытый в России философ и богослов, историк русской философии и литературовед, являлся в то же время видным психологом и педагогом.

В.В. Зеньковский предлагалоригинальную философско-педагогическую систему, близкую к идеям С.И. Гессена, хотя философское основание воспитания у них было различным: В.В. Зеньковский исходил в своих подходах из сугубо христианского мировоззрения.

В последний год пребывания в России он опубликовал работу " Социальное воспитание, его задачи и пути" (1918). По его мнению, сутьидеала социального воспитания должен составлять дух солидарности и братства, на основе которого развиваются единение и взаимопомощь различных социальных групп.

Главная задача воспитания, по мнению В.В. Зеньковского, заключается в том, чтобы помочь школьнику найти себя и, руководствуясь наставлениями учителя-пастыря, научиться творчески преображать свой "природный состав", направляя к добру триединое существование в себе наследственности, социальности и прежде всего духовности. Под духовностью В.В. Зеньковский понимал особый интерес развивающегося человека к области абсолютного, сверхчеловеческого, вечного. В этом он был близок к педагогическим взглядам Николая Онуфриевича Лос- ского (1870 - 1965), который полагал, что духовное становление человека должно развиваться в направлении к "Абсолютному Совершенному Существу".

Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948) в своей книге "Смысл творчества " (1914) представилпроцесс воспитания как самосозидание своего внутреннего мира личностью в ходе ее свободной творческой деятельности. О роли личного творчества в деле самосовершенствования человека, его "творческом самоопределении" в это время говорили многие русские мыслители.

Бердяев отмечал, что задача жизни "не педагогическая, не усвоитель- ная", а творческая, обращенная в будущее, устремленная к идеалу. Этот подход русских философов нацеливал педагогов на усвоениекреативной ориентации воспитания и обучения школьников, на отход от "педагогических трафареток" (В.В. Розанов).

Бердяев обращал внимание на то, что благодаря собственной творческой деятельности человек обретает способность к целостному самосозиданию. Он полагал, что творческое становление личности является одновременно и ее духовным становлением, благотворно влияет на всего человека, на формирование положительных душевных качеств и его физическое здоровье.

В дальнейшем эту идею он развивал в трудах " О назначении человека (1931) и "Самопознание" (1949). Личное творчество, по мысли Н.А. Бердяева, развивает в человеке способность преодолевать себя, выходить за границы уже известного, непрерывно идти по пути духовно-нравственного самосовершенствования и является "искупительным" делом человека.

Иван Александрович Ильин (1882 - 1954) - один из наиболее известных педагогов-мыслителей русского зарубежья.

Он высказывал мысль, что опора в образовании человека лишь на земные человеческие ценности - "дело глупейшее", поскольку лишает людей "духа любви", совести, жертвенности, самодисциплины и т. д.Задача педагога - организовать общение ученика с Богом, что и явится основой формирования чистой и "могучей" совести, а вследствие этого всей его нравственности, всех его добродетелей.

Соединяя религиозно-философский и психоаналитический подходы в познании внутреннего мира ребенка, И.А. Ильин выделял два основных этапа в развитии детства:

до 6 лет - период "душевной теплицы", когда основная задача воспитателя заключается в том, чтобы оберегать ребенка от душевных травм и наполнять его чистой любовью, радостью и красотой;

от 7 лет и до полового созревания - период "душевного закала", когда следует развивать в подростке совесть, волю, самообладание и другие качества личности, необходимые для последующего ее духовного самосовершенствования.

Суммируя и преобразуя педагогические воззрения, наработанные несколькими поколениями русских религиозных мыслителей, И.А. Ильин пришел к выводу, что на первое место в воспитании человека выходит не "рассудочное" образование, а формирование предметно-настроенной, но в то же время ориентированной наличное духовное самосовершенствование души, улучшение себя в соответствии с "абсолютными ценностями".

Путь духовного самосозидания каждой отдельной личности неповторим, индивидуален, поскольку, по И.А. Ильину, "человек есть личный дух". Для того чтобы укрепить внутренний духовный мир ребенка, уберечь его от внешнего давления пошлости и зла, от внешних и собственных, часто искаженных, представлений об истинной жизни, педагогу необходимо помочь ученику научиться искусству самому осмысливать свой личный духовный и религиозный опыт.

Задача учителя, по мнению И.А. Ильина, заключается в том, чтобы организовывать этот субъективный духовный опыт детей, учитывая, что каждый ученик есть неповторимое самобытное духовное существо.

Образование в России во второй половине 20 века

В послевоенные годы следует отметить следующие изменения в образовательной системе в России:

1) идеологизацию;

2) введение централизованного управления школой;

3) введение единообразия ее типов и учебных программ;

4) контроль над школой партийных органов существенно усилился;

5) полная средняя школа стала десятилетней. Дети в нее принимались с семи лет;

6) количество десятилетних школ в городах, в отличие от сельской местности, быстро увеличивалось;

7) с 1945 г. было установлено обязательное семилетнее обучение. Оно преобладало в деревнях, жители которых не имели возможности продолжить свое образование из-за отсутствия паспортов и права покидать свои колхозы.

Значительное увеличение производства в 1950-е гг. привело к ощутимой нехватке рабочей силы. Это отразилось на общей системе школьного образования:

1) в стране было введено обязательное восьмилетнее образование;

2) срок обучения в полной средней школе увеличился до одиннадцати лет;

3) была введена обязательная производственная подготовка;

4) существенно усилилась профориентационная работа, часто сводившаяся к агитации выпускников продолжить профессиональное обучение по одной из дефицитных рабочих специальностей;

5) был учрежден новый тип учебных заведений – профессионально-технические училища. Здесь параллельно с профессиональным образованием давались общеобразовательные знания, хотя не такие основательные, как в школе. Еще одной особенностью являлось и то, что в ПТУ могли поступать и взрослые. Поэтому люди, не имевшие возможность обучаться в тяжелые военные годы, смогли получать среднее образование;

6) возврат к десятилетке после пяти лет существования системы одиннадцатилетнего образования, не обнаружившего явных преимуществ;

7) во все учебные дисциплины стали вводиться новые научные знания, знания о достижениях науки в производстве. Этот период даже получил особое название – «эпоха НТР» (научно-технической революции).

Негативно сказались на развитии образования следующие события:

1) общий экономический кризис в стране;

2) кризис идеологии;

3) возникновение скрытой безработицы;

4) начало этнических и межнациональных конфликтов;

5) люди с низкой квалификацией оказались очень востребованными в экономике.

Кризис образования пытались решить введением многоуровневой системы в сфере высшего образования, а также созданием различных типов средних учебных заведений:

1) колледжей; 2) гимназий; 3) лицеев; 4) профильных и частных школ; 5) национальных школ.

Однако это не решило существующих проблем:

1) в национальных школах встал острый вопрос недооценки изучения русского языка;

2) отстаивая национальное достоинство, не учитывалась необходимость единого языка в качестве средства межнационального общения;

3) существенным негативным фактором стало снижение профессиональной подготовки в высшей школе.

Много недостатков было в многопрофильном образовании, когда учебные заведения получили право на подготовку студентов по специальностям, не соответствующим профилю вуза. Это нанесло ущерб основной профильной подготовке и даже вызвало тенденцию к изменению профилей вузов. Наглядный опыт показал, что местным подходом не решить вопросы государственного масштаба.

Биография

Родился 4 июля (16 июля по новому стилю) 1881 года в Проскурове Подольской губернии Российской империи.

Внук кавалерийского офицера, после выхода в отставку ставшего священником. Сын педагога, директора гимназии, церковного старосты.

Образование

Окончил гимназию в Киеве. Четыре года учился на физико-математическом факультете, окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1909), был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1913-1914 находился в научной командировке в Германии и Италии. Магистр философии (1915; тема диссертации: «Проблема психической причинности»). Доктор церковных наук (1948; за труд «История русской философии»).

В гимназические годы утратил веру в Бога под воздействием трудов Дмитрия Писарева, но, познакомившись с работами Владимира Соловьёва, снова стал верующим человеком. Уже в зрелые годы значительное влияние на его взгляды оказало знакомство с профессором, будущим протоиереем Сергеем Булгаковым, который, в частности, заинтересовал его творчеством Николая Гоголя как православного писателя (в «Истории русской философии» Зеньковский называл Гоголя «пророком православной культуры»).

Учёный и министр

В 1908 - один из учредителей и заместитель председателя, в 1911 - председатель Киевского религиозно-философского общества. В 1910-1911 читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Был директором киевского Института дошкольного воспитания и, с 1910, председателем киевского Общества по изучению религии и философии. С 1916 - экстраординарный профессор Киевского университета по кафедре психологии. В мае-октябре 1918 был министром исповеданий в правительстве гетмана Украины Павла Скоропадского.

Жизнь в Югославии, Чехословакии и США

В 1920 эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, в 1920-1923 - профессор философского и богословского факультетов Белградского университета, с 1921 был членом белградского кружка преподобного Серафима. В 1923-1926 - профессор экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте в Праге, был директором этого института. В 1923 на Общеэмигрантском педагогическом съезде был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В том же году участвовал в первом съезде Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пшерове, на котором был избран председателем РСХД. Являлся членом братства святой Софии. В 1926-1927 находился в США, где изучал проблемы религиозного образования.

Жизнь во Франции

В 1927-1962 - профессор по кафедре философии, истории русской философии, психологии и апологетики Свято-Сергиевского богословского института в Париже, в 1944-1948 и 1949-1962 - декан этого института. Находился в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1933-1938 - староста Введенской церкви в Париже. Основал Религиозно-педагогический кабинет в Париже. В 1939-1940, в начале Второй мировой войны, находился в заключении без суда, следствия и обвинения во французской тюрьме, а затем в лагере. Затем ему было разрешено вернуться в Париж; переживания в период заключения способствовали принятию им сана священника.

С 22 марта 1942 - иерей. В марте 1942 - феврале 1943 и в июле 1943 - августе 1962 - помощник настоятеля Введенской церкви в Париже, в феврале-августе 1943 - заместитель настоятеля Покровской церкви в Париже.

С 7 января 1944 года - протоиерей. В 1946, во время разделения паствы скончавшегося митрополита Евлогия на «промосковскую» и «проконстантинопольскую», выбрал юрисдикцию Константинопольского патриархата.

Основатель Высших женских богословских курсов при Свято-Сергиевском богословском институте. В 1949-1952 - благочинный приходов Парижского округа.

С 1936 - член епархиального совета, в 1953-1958 - его председатель.

Вклад

К гуманистическому направлению принадлежали В.В. Зеньковский, К.А. Ельчанинов, Л.А. Зандер, И.А. Лаговский, С.С. Куломзина, прот. С.Четвериков и другие. Религия и церковь, став фактором национальной идентификации в условиях эмиграции, вызвали необходимость осмысления их социально-педагогической роли в формировании юношества, изучения особенностей религиозной жизни детей. Идеологами религиозной педагогики разрабатывались на основе христианской антропологии принципы, формы и методы православного воспитания и образования за рубежом. Для них характерен подход к проблемам педагогики исходя из особенностей русского религиозного сознания. Они основывались на том, что православие неотделимо от национальной культуры и этики. Главной для христианских философов и педагогов становится идея «оцерковления жизни», имевшая в виду активное духовно-нравственное и интеллектуальное воздействие православного церковного мировоззрения на все стороны жизни социума. Они отстаивали мысль об усилении связей религии с политикой, искусством, философией, литературой, образованием и наукой.
В поле зрения некоторых русских ученых-педагогов попадают не только русские образовательные учреждения в эмиграции, но и молодежные и детские общественные организации. Один из таких ученых – великий русский философ и педагог Василий Васильевич Зеньковский. На протяжении многих лет он возглавлял деятельность православного юношеского движения. В данной статье нами будут рассмотрены мало известные для современной педагогики работы Зеньковского по воспитанию детей в детских объединениях.
Василий Васильевич Зеньковский родился в семье учителя в Подольской губернии. По окончании гимназии он поступил в Киевский универси-тет, где учился на естественно-математическом и истори-ко-филологическом факультетах. В 1913-1914 годах слушал лекции в университетах Германии, Австрии и Италии. По возвращении стал профессором психологии в Киев-ском университете св. Владимира. В 1918 году Зеньковский занимал пост министра в правительстве гетмана Скоропадского, а в 1919 году организовывал работу Украинского православного Собора. В том же году эмигрировал сначала в Югославию, а затем в Чехословакию, где с 1923 по 1926 годы был директором Пражского педагогического ин-ститута. После 1926 года переехал во Францию и прожил там до конца жизни, являясь профессором Богословского института в Париже. В 1920-е-1930-е годы возглавлял одно из направлений педагогического общественного движения - Педагогическое Бюро по делам средней и низшей русской школы за границей. В 1942 году Зеньковский принял священнический сан, а в 1944 году был избран деканом педагогического факультета Богословской Академии.

С 1923 по 1926 годы Зеньковский являлся председателем Русского студенческого христианского движения (РСХД) и вплоть до своей смерти продолжал участвовать в делах данного движения. Он стал редактором журнала «Вестник РСХД», в котором печатались статьи по православной педагогике. В 1926 году по приглашению YMCA (Международное христианское движение молодежи) совершил поездку в США, где знакомился с работой детских и молодежных христианских организаций. По итогам поездки им создано Бюро религиозного образования детей и молодежи в эмиграции.

Зеньковский был одним из немногих религиозных мыслителей, работавших на «стыке» философии, богословия, педагогики, психологии, литературоведения. Основные философские и педагогические сочинения В.В. Зеньковского: «Русские мыслители и Европа», «Н.В. Гоголь», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии», «Психология детства», «Русская педагогика в XX веке», «История русской философии». Он организатор уникальных исследований по влиянию войны и эмиграции на детскую психику в 1916 и в 1923 годах.

Основными направлениями в педагогическом творчестве В.В. Зеньковского являлись психология детства и религиозное воспитание детей. В любой его педагогической работе (и психологической, и теологической) можно найти проблематику взаимодействия общества и личности.

Главным путем педагогического вмешательства в жизнь ребенка Зеньковский рассматривал постановку и решение основной задачи нравственно-религиозного воспитания: подготовить дитя к вечной жизни. Но, в отличие от Руссо, он не считал нужным для сохранения нравственного идеала отделять ребенка от социума. Зеньковский полагал заблуждением считать, что источник зла находится лишь во внешней среде. Он полемизировал с идеями педоцентризма, подчеркивая, что нельзя говорить о воспитании личности в детях вне содержания жизни личности, вне учета среды вокруг нее.

Зеньковский выступал за активное социальное христианство, реализующее себя в помощи ближнему человеку. Он считал важным проявлением духовности человека его природную социальность - тягу к общению. В основе воспитания, следовательно, должно лежать общение (соборность) как проникновение в чужой социальный мир для раскрытия собственного мира.

Педагогические идеи Зеньковского по общественному воспитанию детей согласуются не только с мыслями его сподвижников по православной педагогике, но и с идеями педагогов-реформаторов начала ХХ века Джона Дьюи, К.Н. Вентцеля, И.И. Горбунова-Посадова, С.Т. Шацкого. Первой его работой, посвященной проблемам педагогики детского движения, стала брошюра «Социальное воспитание» (Москва, 1918 г.). Она была написана после Февральской революции 1917 года и отразила надежды передовых педагогов на реформы в образовании и в общественной жизни страны. В эмиграции в журналах «Вестник РСХД» и «Бюллетень религиозно-педагогического кабинета», редактируемых В.В. Зеньковским, можно также найти его статьи по вопросам воспитания детей в детских общественных организациях.

Он одним из первых в русской педагогике пишет о необходимости более ранней социализации детей и молодежи в связи с ускорением темпа развития цивилизации в ХХ веке, привлечения данных категорий к общественной жизни страны.

В своей работе «Социальное воспитание», Зеньковский назвал социализирующими институтами в демократической России 1917 года семью, школу и формы «внепедагогического социального общения». Главным из них он считал школу: «Школа должна готовить не только образованных людей, не только дельных работников, но и граждан, способных к общественной работе. Мы ждем не только расширения школы, не только тех реформ, которые обеспечат общедоступность и единство школы, но мы ждем и внутренней реформы школьного дела, его углубления и приближения к жизни. Школа должна стать носительницей высших идеалов общественности и истинным орудием социального прогресса». В то же время Зеньковский считал, что классическая школа излишне дисциплинирует и регламентирует личность ребенка, не дает проявиться его активности и творчеству. Зеньковский предлагал проведение специальных шагов по реформе школы: введение трудового воспитания, широкое применение игрового метода, создание самоуправления школьников и «внешних от школы» детских организаций.

О педагогической ценности детского движения Зеньковским сказано в данной работе отдельно: «Особенно полезной и целесообразной формой внешкольного общения детей является детский клуб. Правильная организация детского клуба открывает перед каждым юным существом возможность свободного выбора различных форм деятельности, открывает простор социальным запросам детей… Огромное значение для воспитания имеет летняя трудовая колония, в которой дети не только познают трудовое сотрудничество и нужные для жизни навыки, но и приобретают в высшей степени важный опыт социальной активности, живое проникновение духом солидарности».
В эмиграции Зеньковский по-новому взглянул на ранжирование факторов социализации детей. По итогам проведенных им в 1923-1926 годах социологических исследований среди детей русских эмигрантов он отметил ослабление традиционных институтов социализации (семьи и школы) и возрастание влияния на формирование личности ребенка православной церкви, русских интернатов и детских общественных организаций (скаутов, витязей, детских групп РСХД).

Говоря о принципах и методах общественного воспитания детей, Зеньковский размышляет в соответствии с идеями реформаторской педагогики.

Одну из идей данной педагогики выразил И.И. Горбунов-Посадов: «Дети и молодежь – это часть общества, которая должна раскрывать свои возможности в настоящее время, а не только в будущее время». В.В. Зеньковский видел главную задачу социального воспитания в развитии социальной активности, в привитии «вкуса» к социальной деятельности, «в помощи молодежи обрести самих себя, овладеть теми силами, какими располагает наше время, воодушевить тем идеалом, во имя которого должно преображать жизнь».

Детей Зеньковский призывает активно участвовать в общественной жизни: «Благо индивидуальности заключается в усилении и расширении социальной активности. Чем больше отдаем мы себя социальной деятельности, чем многообразнее наши социальные связи, тем выше стоит индивидуальность в своем развитии». Говоря об этом, Зеньковский, на наш взгляд, имеет в виду то, что молодой человек, имеющий представление о социально-политической обстановке в стране, проще найдет свою нишу в структуре общества. Он раньше начнет продвижение по социальной лестнице и быстрее достигнет ее вершин. Детские общественные организации могут стать стартом для проявления активной личностью своих лидерских возможностей.

Указывая на то, что социум не должен мешать развитию индивидуальных возможностей ребенка, в то же время Зеньковский предупреждает об опасности развития карьеризма и эгоизма у детей: «Задача воспитания в том и заключается, чтобы эти социальные условия не подавляли, а питали личность, а с другой стороны, чтобы личность проявляла себя не в грубом самоутверждении, но в истинном сотрудничестве с другими людьми». Исходя из данных мыслей о взаимном воздействии социальной среды и личности, Зеньковский предлагает в воспитательном процессе выделять две части - общественную и индивидуальную. Он указывает на то, что человек формируется одновременно и как неповторимая особенная личность, и как часть социума. Соответственно и методы воспитания должны исходить из задач развития обеих сторон личности. На принципе одновременности индивидуального и коллективного воспитания построена работа некоторых детских общественных организаций (скауты, витязи).

Одной из обязательных форм социализации детей Зеньковский называл национальное воспитание. Как социальный психолог Зеньковский исследовал сущность патриотизма, утверждая, что «национальное чувство, достигшее своего полного раскрытия, свободное от соблазнов тщеславия и гордости, является одним из ценнейших и продуктивнейших проявлений духовной сферы в нас… Смысл национального воспитания в том, что оно должно осуществляться не через сосредоточение на нем, а путем просветления и углубления его связей со всей духовной жизнью, усиления религиозного смысла, чувства Родины, развития потребности жертвенного служения ей».
Зеньковский указывал на опасности, связанные с неправильным национальным воспитанием: денационализацию (потеря языка и культуры); сентиментализм (пассивная ностальгия по ушедшей Родине), шовинизм (презрение к другим народам), фашизм (использование национального чувства в политических целях). Перед II-ой мировой войной он писал: «Любовь к родной стране великое, но не высшее чувство. Там, где любовь к родной стране стоит выше всего, даже выше любви к истине, к добру, там растут ядовитые цветы, которыми поражена современная Германия в своем узком национализме, в стремлении к порабощению других народов». Национальное воспитание сейчас является важнейшим элементом деятельности многих детских организаций в Русском Зарубежье и современной России.

Многие идеи, принципы и методы общественного воспитания, разработанные Зеньковским, были использованы для своей воспитательной работы руководителями детских организаций в эмиграции. Примером может являться труд профессора Белградского психометрического института, идеолога русского скаутизма в эмиграции М.В. Агапова-Таганского «Педагогические основы скаутизма» (Нью-Йорк, 1954 г.). Одна из глав данной работы называется «Социальное воспитание».

Научное наследие Василия Васильевича Зеньковского, пронизанное гуманизмом и христианским миропониманием, и сегодня сохраняет свою актуальность, а личная жизнь мыслителя может быть примером педагогического подвижничества. Его имя должно стоять в одном ряду с признанными теоретиками и практиками российского детского движения О.И. Пантюховым, С.Т. Шацким, И.Н. Жуковым, М.В. Агаповым-Таганским, И.П. Ивановым.

УДК 37.017.93

СУХОРУКИХ Алексей Викторович, кандидат философских наук

ОСНОВЫ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В.В. ЗЕНЬКОВСКОГО

В статье рассмотрены педагогические воззрения одного из крупнейших русских религиозных философов В.В. Зеньковского, акцентированы важнейшие ценностные приоритеты образовательной традиции российской школы и их значимость для подлинного прогресса.

Обозначен когнитивный аспект проблематики соотношения веры и познания в педагогических интенциях В.В. Зеньковского, особо выделен этический вектор познавательной деятельности в рамках целеполагания православной антропологии и концептуальной иерархии христианской антропологической триады «тело -душа - дух». Ключевым принципом не утративших актуальности педагогических новаций В.В.Зеньковского назван принцип соответствия воспитательных задач этапам духовного становления человека.

Ключевые слова: образование; воспитание; христианская антропология; педагогические инновации; развитие личности.

DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.284-286

SUHORUKHIH Alexey Viktorovich, Candidate in Philosophy

BASICS OF SPIRITUAL EDUCATION IN THE PEDAGOGICAL CONCEPT OF V.V.

The article focuses on the pedagogical views of one of the greatest Russian religious philosophers V.V. Zenkov-sky. It highlights the important value priorities of the educational traditions of the Russian school and their significance for the real progress. The article also highlights the cognitive aspect of the problem of the correlation of faith and knowledge in the pedagogical intentions of V. V. Zenkovsky, stresses the ethical vector of cognitive activity in the framework of the goal setting of Orthodox anthropology and the conceptual hierarchy of the Christian anthropological triad "body - soul - spirit." The principle of correspondence of educational problems to the stages of spiritual development of people is called as a key principle of the pedagogical innovations of V.V. Zenkovsky which have not lost their actuality.

Keywords: education; Christian anthropology; pedagogical innovations; development of personality.

Современное образование находится в непростой ситуации парадигмальной, по существу, деструкции, оттого в первую очередь, что в контексте постмодернистской педагогики утверждает относительность этического начала, отрицая, по большому счету, саму возможность приобщения человека к неподвластным времени абсолютным нравственным императивам. Появившаяся лакуна в образовательном дискурсе может быть преодолена посредством включения в стратегическое планирование фундаментальных ценностных аспектов нравственного воспитания личности, в частности, тех, которые, являясь частью национального педагогического наследия, органично связаны с общечеловеческими гуманистическими культурными традициями.

В этой связи огромный интерес представляют философско-педагогические воззрения В.В.Зеньковского (1881-1962), выдающегося отечественного мыслителя, одного из самых ярких представителей Русского Зарубежья. С его именем, как известно, связано значительное религиозно-педагогическое течение, нашедшее воплощение не только в теории, но и в практике, показавшее пути решения многих проблем культуры и просвещения, которые как особо значимые стали осознаваться только в наше время. Когнитивный аспект проблематики соотношения веры и познания оказался в качестве фундаментального философского вопроса центральным в педагогических интенциях В.В. Зеньковского. Различая эмпирику и рациональный способ познания, подчеркивая важность их сущностного взаимопроникновения, мыслитель вместе с тем отмечал неодинаковость их гносеологических позиций в отношении феномена веры. Как для религиозного философа, для В.В. Зеньковского именно путь веры выступал наиболее целостным, синтезирующим способом познания мира, минуя который человек никогда не приблизится к подлинной, божественной своей сущности. Философ полагал, что наиболее целесообразной будет постанова вопроса не о противопоставлении веры и разума, но о различном масштабе познания рациональным инструментарием и внерациональной сферой духа, причем наиболее отчетливо это проявляется не столько в сфере естественных наук, сколько по отношению к самому человеку, носителю духовной природы и ее таинств . Вместе с тем собственно в педагогическом творчестве В.В. Зеньковского следует отметить явный приоритет этико-интуитивных средств познания над логико-дискурсивными.

Оценивая состояние современной ему педагогики, мыслитель подчеркивал ее значимость для подлинного прогресса именно в рамках целеполагания христианской антропологии, которая для В.В.Зеньковского представала целостным, иерархически выстроенным знанием, включавшим педагогику, то есть практику формирования человеческой духовности наряду с вероисповеданием, философствованием и сциентикой, в структуру общего антропологического знания и деятельности, направленной на достижение соборности как Царства Божия на земле.

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №5 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #5 part 1, 2015_

Он, в частности, отмечал моменты, немало актуальные и сегодня: «Основная причина современного педагогического кризиса в том и заключается, что педагогическая мысль оторвалась от христианской антропологии, что вслед за другими сферами культуры, педагогика встала на путь секуляризации, отделения себя от веры...Преодоление педагогического натурализма, возврат к обоснованию педагогики в целостном христианском мировоззрении, привлечение идей христианской антропологии к освещению основных проблем педагогики и есть та основная задача, в решении которой лежит ключ к плодотворному творчеству в сфере воспитания» . Одним из основополагающих в педагогической концепции В.В. Зеньковского стал принцип личностной ориентации воспитательного процесса, означающий, по его мнению, сакральную направленность на вхождение человека в соборную благодать Небесной Церкви, проецирующийся - в идеале - в социальную плоскость справедливого общежития. Представление об иерархической структуре личности обусловило у В.В. Зеньковского ключевой принцип приоритетности воспитания над образованием: именно воспитание как формирование ценностных ориентиров, как рождение эмоционально-совестливого отношения, раскрытие «глубин души» - первично, и только после этого адекватно интеллектуальное развитие: овладение, собственно, системой знаний. Поэтому столь ценно и важно детство: весь его смысл «заключается в подготовке к самостоятельному творчеству в жизни, и охрана и развитие творческих сил в нас, творческой основы души является первой и основной задачей воспитания.Если она угасла или подавлена, то все богатство навыков ума. будет мертвым капиталом. Процесс "обучения" поглощает столько сил, так отодвигает, обессиливает творческие порывы, так нивелирует личность, подчиняет ее шаблону, что, выходя в жизнь, многие из нас превращаются в бесцветных.людей, выполняющих какую-то...социальную функцию, но безнадежно растерявших творческую инициативу и одушевленное отношение к своей деятельности» .

Еще одной характерной особенностью педагогики В.В. Зеньковского является приоритет духовного воспитания над эмпиризмом и натурализмом познания, поскольку эмпирическое начало связывалось философом с земной жизнью, тогда как духовное начало, образ Божий в человеке, «который является проводником никогда не прекращающейся связи с Богом» - ассоциировалось с бытием абсолютным, с «жизнью вечной», подготовка к которой в контексте христианской традиции и становится, по убеждению мыслителя, главной сакральной задачей воспитания. Приоритет духовного воспитания над эмпирикой «земного бытия» отнюдь не означал у В.В. Зеньковского отстраненности личности в процессе ее становления от всего многообразия активной психо-эмоциональной и социальной жизни - он лишь принципиально акцентировал ценностный аспект в рамках концептуальной иерархии антропологической триады «тело - душа - дух». «В путях воспитания мы не имеем "линейного" ряда ценностей, - высказывался в этой связи философ, - но должны установить иерархический принцип. Развитие эмпирической стороны в личности есть подлинная и действительная, но все же относительная (в силу инструментальности своей функции) ценность, а развитие духовной сферы есть соотносительная ей, но не относительная ценность: нельзя отрывать эмпирию личности от ее духовной жизни, нельзя впадать ни в педагогический эмпиризм, ни в педагогический идеализм.истина лежит в воспитании целостной личности и иерархическом её строе» . Необходимо заметить, что современная школа лишена понимания основных задач развития по возрастам, тогда как именно В.В. Зеньковским была детально разработана проблематика «возрастных ступеней» и соответствующих им форм духовной жизни ребенка, целей и средств воспитания в различные возрастные периоды. Ключевым принципом этих педагогических новаций становился принцип соответствия воспитательных задач этапам духовного становления человека. И опять-таки, важнейшим, уникальным этапом в духовном становлении личности, в формировании ее самосознания для В.В. Зеньковского представало детство: потенциальное «развитие начала личности, духовных сил.разума и свободы, творчества и саморегуляции» ведь, по сути, «детская душа - это душа взрослых в миниатюре, это ранняя стадия ее» . Этапы детства и, следовательно, воспитания как духовной помощи на каждом из них были связаны для философа с этапами раскрытия и «вызревания» Духа в человеческом существе, а значит, в основу возрастной периодизации была положена идея о том, что иерархия триады «тело - душа - дух» проявляется в разные периоды взросления (грудной период, первое детство, второе детство, отрочество, юность) не одинаково, и каждый из перечисленных периодов имеет, как полагал В.В. Зеньковский, свою «духовную установку», причем именно в юности, когда происходит мучительное переживание безграничности данной человеку свободы и преобразование энергии пола в энергию творчества, так необходимо «оцерковление» личности, осознание ею своего креста - ответственности и нравственного долга перед мирозданием. Именно на этом этапе принципиальную важность обретают особые, глубоко личностные (также на уровне таинства) отношения ученика с учителем - учителем, в трактовке В.В. Зеньковского, православным: подвижником, проповедником, «духотворцем», осознающим «божественное зерно», сокрытое в

глубине каждого детского существа, человеком, способным «взрастить совесть», привести учеников «ко спасению» таинством веры, силой нравственного поступка, ибо «выпрямление нравственного существа идет лишь там, где есть вера в достижимость его» . Стоит добавить, что все вышеизложенное остается по-прежнему руководством к действию и ожидает своего практического воплощения.

1. Зеньковский В.В. Несколько слов в ответ г-ну Сережникову // Вестник РСХД. - Париж-Нью-Йорк. - 1930. - № 3.

2. Зеньковский В.В. Проблема воспитания в свете христианской антропологии. - Париж, 1934.

3. Зеньковский В.В. Очерк о педагогическом интеллектуализме // Русская школа за рубежом. - Прага, 1923. Кн.2-3.

4. Зеньковский В.В. Апологетика. - Париж, 1957.

5. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Церковь и школа. Наша эпоха. -М., 1993.

6. Зеньковский В.В. Психология детства. - Лейпциг,1924.

7. Зеньковский В.В. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике // Вопросы философии и психологии. - М., 1919. Кн.108, Кн. 110.

1. Zenkovsky V. V. A few words in reply to Mr. Serednikov. . Bulletin of the associations, Paris, NewYork, 1930, No. 3.

2. 2. Zenkovsky V.V. The Problem of education in the light of Christian anthropology. . Paris, 1934.

3. Zenkovsky V.V. Essay on pedagogical intellectualism. . Prague, 1923, В. 2-3.

4. Zenkovsky V.V. Apologetics. , Moskva. 1993.

6. Zenkovsky V.V. Psychology of childhood. Leipzig, 1924.

7. Zenkovsky V.V. The principle of individualism in psychology and pedagogy, . Questions of philosophy and psychology, Moskva. 1919. В.108, В.110.

Сухоруких Алексей Викторович, кандидат фи- Suhorukhih Alexey Viktorovich, Candidate for

лософских наук, научный секретарь Воронеж- Doctorate in Philosophy, Academic Secretary of

ского филиала РФО, the Voronezh Branch of Russian Philosopher

Русское зарубежье, включившие в себя цвет интеллигенции, эмигрировавшей из нашей страны в годы революции, оставило большое наследие в виде научных трудов, которые так долго были неизвестны русским читателям. Одним из направлений российской науки, возвращающейся к нам из русского зарубежья, является педагогика.

В отличие от советской школы, базировавшейся на принципах классовости и партийности, русская зарубежная педагогика во главу угла ставила ценность православия для образования, культуру, свободу личности и традиции дореволюционной школы. Для нее характерен подход к проблемам педагогики исходя из особенностей русского религиозного сознания, из неотделимости православия от русской национальной культуры и этики. Яркий представитель русской зарубежной педагогики – .

Родился В.В. Зеньковский 4 июля 1881 г. в Проскурове Подольской губернии (ныне г. Хмельницкий) в семье учителя. Поскольку его отец был одновременно церковным старостой, вся семья была верующей и церковной. В 1913-1914 годах слушал лекции в университетах Германии, Австрии и Италии. По возвращении стал профессором психологии в Киевском университете св. Владимира.

В 1920 году он уехал из страны и в эмиграции в разное время становился профессором философии Белградского университета, заведующим кафедрой экспериментальной и детской психологии Высшего педагогического института в Праге, заведующим кафедрой философии Парижского Православного богословского института. В 1920-е-1930-е годы возглавлял одно из направлений педагогического общественного движения — Педагогическое Бюро по делам средней и низшей русской школы за границей. В 1942 году Зеньковский принял священнический сан, а в 1944 году был избран деканом педагогического факультета Богословской Академии. Скончался В.В. Зеньковский 5 августа 1962 г., похоронен в русской части кладбища Сент-Женевьев де Буа.

Для нас наиболее интересным в его работах является вопрос о цели воспитания, который для педагогики как искусства является, конечно, главным. В.В. Зеньковский считал, «что нельзя воспитывать, не сознавая цели воспитания» . По мнению ученого, «наше вмешательство в жизнь ребенка имеет смысл лишь в том случае, что бы помочь раскрытию образа Божия в ребенке и устранить все то, что замедляет это раскрытие. Раскрытие образа Божия, становление внутреннего человека» .

В.В. Зеньковский в своей книге «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» сделал попытку определить цели воспитания, основывающиеся на началах христианской антропологии. В разных вариантах философ будет их повторять неоднократно. Итак, «цель воспитания в свете православия есть помощь детям в освобождении от власти греха через благодатное восполнение, находимое в Церкви, помощь в раскрытии образа Божия, … раскрытие пути вечной жизни» .

В воспитательном процессе, по мысли В.В. Зеньковского, есть два основных направления: первое — это «подготовить дитя к Вечной жизни, к жизни в вечности, в Боге и с Богом, чтобы земные дни не пропали даром и чтобы смерть не была духовной катастрофой» . Это одно из направлений воспитания, имеющее в своей основе заботу о духовном развитии ребенка.

Не менее важным является второе направление — «это подготовка к этой жизни, так как эта жизнь дает не только возможность приобрести Вечную жизнь, но дает возможность и потерять ее. Как будет пройдена эта жизнь — так она отзовется и в Вечной жизни, мы живем так, что эта жизнь является ступенью в вечность» . Гипноз земной жизни настолько силен, что зачастую, сиюминутные цели и задачи мы ставим на первый план, совершенно забывая о вечности. Задача воспитания должна быть определена так, что первенствующей в ней была устремленность к небу и вечности, а не к земле и тлену. Но вопрос о том, куда устремиться, в землю или на небо, решать только нам – людям, которым Христос подарил свободу выбора. Таким образом, рассматривая цели и задачи воспитания, В.В. Зеньковский дополняет ее тем, «что путь воспитания есть путь подготовки к свободе во Христе. Свобода есть дар Христа. Однако овладеть этим даром христианской свободы очень трудно, ведь свобода — это самое ценное и самое основное в нас» .

Зеньковский убеждает нас, что очень важна необходимость «воспитания ребенка к свободе». Система воспитания к свободе есть система приобщения к истине — «последняя для нас заложена в Церкви, и потому познание истины для нас заключается в приобщении к Церкви» . Нельзя мыслить воспитание вне свободы, и она, по словам В.В. Зеньковского, светит человеческой душе не как реальность, не как данная сила, но как возможность, как задание. Свобода не дана, а задана. В воспитании ставится вопрос об освобождении, то есть о восхождении к свободе .

Таким образом, воспитание должно быть личностно ориентировано на педагогическое «обнаружение» креста и воплощение его в жизнь. Воспитать ребенка — это значит раскрыть его личность, «но не в линиях так называемого «гармонического» развития естества, а в линиях внутренней иерархичности ценностей в человеке». То есть воспитание – это развитие основного начала в личности – духовной жизни, а уже инструментальное значение в этом приобретает воспитание физическое, нравственное, социальное, религиозное, моральное, эстетическое .

1. Зеньковский В.В., Педагогика, Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2002

2. Зеньковский В.В., Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2002


Close