Реферат

Культура и духовная жизнь советского общества в 20-30-е годы

Введение

архитектура скульптура культура

В 20-30-е годы сложные и противоречивые процессы происходили в сфере культуры. Вызванная революцией к жизни стихия разрушения нанесла ощутимый удар по православной культуре, культуре русской провинции. Вместе с тем революция не могла в одночасье погасить творческую энергию русского культурного возрождения. Именно его импульсами объясняется появление в начале 20-х годов многих новых художественных течений, научных школ в социологии, психологии, педагогике, естественных науках.

Несмотря на тяготы гражданской войны, организовывались фольклорные и этнографические экспедиции, создавались новые музеи, издательства. Одно из самых известных - издательство «Всемирная литература», которое проводило большую просветительскую работу. В его редколлегию входили М. Горький, А.Блок, Н. Гумилев, Е. Замятин, К. Чуковский.

Появилось много литературных кружков и студий, в которых занимались люди из различных социальных слоев, руководили ими известные литераторы, такие, например, как В. Ходасевич, А.Белый. Широкий размах приобрело самодеятельное театральное движение.

Октябрьская революция 1917 г. положила начало переходу к новой системе общественных отношений, к новому типу культуры. Последствия этого перехода необычайно сложны. В его ходе была разрушена не только политическая надстройка дворянского общества, но и все то, что составляло ее стержень - дворянская культура - гордость мировой культуры XIX и начала XX вв. В начале XX в. В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. В работе «Партийная организация и партийная литература» (1905г.) В.И. Ленин подверг критике стремление некоторых творческих людей быть «вне» и «над» классовой борьбой, поскольку «... жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Поэтому основной целью культуры, по мысли В.И. Ленина, является «служение миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность» (4,с.104).

Социалистическое общество, в идеале, было задумано как общество, где должна была сформироваться и новая культура. Совершенные экономические и социально-политические отношения, по мысли классиков марксизма-ленинизма, способствовали бы росту духовной культуры широких народных масс и одновременно повысили бы уровень образования основной части населения, что в сумме способствовало бы решению ключевой задачи - формированию всесторонне развитой личности.

Октябрьская революция, по мысли ее авторов, должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры. Впервые у культуры должна была появиться возможность в полном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выразителем его интересов и духовных запросов.

В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры. Начало этого периода (1918-1921) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.

К особенностям культуры того времени, отражающим идеологический и практический опыт социалистического строительства, а также своеобразные культурные нормы, образцы и формы творческой деятельности, можно отнести следующие: утверждение в качестве первоосновы формирования новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма и научной концепции дарвинизма; марксизм стал духовным стержнем советской цивилизационной системы и служил теоретическим инструментом для формулирования доктрины, которая отражала проблемы российской действительности; активное использование культуры в уничтожении социального неравенства.

Программное положение большевиков, утвержденное на VIII съезде РКП(б) - «открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда», начало реализовываться сразу после Октября 1917 г. Огромный размах приобрела национализация культуры. Уже в 1917 г. перешли в собственность и распоряжение народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева. В процессе национализации многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, многое растаскивалось, расхищалось и уничтожалось. Вместе с тем создавались и новые музеи (изящных искусств при МГУ), мебели (Александровский дворец Нескучного сада), быта 40-х гг. XIX в., Морозовского фарфора, живописи и культуры, различные антирелигиозные музеи. Всего только с 1918 по 1923 гг. возникло 250 новых музеев. Активно участвовала в этом процессе и Советская власть.

Революция, поставившая перед собой задачу построения нового общества и «переделку» человека, не могла не затронуть семью как хранительницу традиционных культурных ценностей. Церковный брак был отменен, его место занял гражданский с упрощенной системой развода. Большой популярностью пользуются призывы «свободной любви». Главное в этих взглядах - освобождение женщины и мужчины от буржуазной семьи. Разрушение семьи и быта, которые символизировали старый, прежний мир с его буржуазно-религиозной моралью, шло под знаком утверждения новой нравственности: нравственно все то, что служит мировой революции, а безнравственно то, что дезорганизует пролетариат. Религиозная обрядность начинает активно вытесняться коммунистической: «красные» свадьбы, крестины (в ЗАГСах вывешиваются списки новых имен для новорожденных - Революция, Нинель, Энергия и т.д.).

В 20-е гг. началось планомерное осуществление культурной политики партии, при которой любая философская или иная система идей, которая выходила за пределы марксизма в его ленинском варианте, квалифицировалась как «буржуазная», «помещичья», «клерикальная» и признавалась контрреволюционной и антисоветской, то есть опасной для самого существования нового политического строя. Идейная нетерпимость стала основой официальной политики советской власти в сфере идеологии и культуры.

В сознании основной массы населения началось утверждение узкоклассового подхода к культуре. Широко в обществе распространились классовая подозрительность к старой духовной культуре, антиинтеллигентские настроения. Постоянно распространялись лозунги о недоверии к образованности, о необходимости «бдительного» отношения к старым специалистам, которые рассматривались как антинародная сила.

Этот принцип еще в большей степени и жесткой форме распространялся и на творчество представителей интеллигенции. Утверждается политический монополизм в науке, искусстве, философии, во всех сферах духовной жизни общества, преследование представителей так называемой дворянской и буржуазной интеллигенции. Выдворение сотен тысяч образованных людей из страны нанесло невосполнимый урон элитарной культуре, привело к неизбежному снижению ее общего уровня.

Но и к оставшейся в стране интеллигенции пролетарское государство относилось крайне подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Проработки «несознательных» интеллигентов, а затем аресты многих из них стали практикой 20-х гг. В конечном счете это закончилось полным разгромом основного корпуса старой интеллигенции в России.

Новая культура напрямую связывалась с героями революции. Именем власти народа на прежних постаментах воздвигались памятники новым героям. Новая революционная символика рассматривалась как обязательное условие продолжения революции. Такая позиция явилась основой и для смены исторических названий на имена живущих.

Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало создания новой пролетарской культуры, противостоящей всей художественной культуре прошлого. Механическое перенесение в сферу художественного творчества потребностей коренной революционной перестройки социальной структуры и политической организации общества приводило на практике как к отрицанию значения классического художественного наследия, так и к попыткам использования в интересах строительства новой социалистической культуры только новых модернистских форм.

1. Борьба с неграмотностью и строительство советской школы

В.И. Ленин, определяя главных врагов социалистической революции, называл также неграмотность населения России. В обыденный лексикон вошел решительный, почти военный лозунг - ликвидация неграмотности. При этом Ленин четко сформулировал волнующую его проблему: «Безграмотный человек стоит вне политики» (5, с.128). Поэтому задача заключалась не столько в том, чтобы научить людей читать и писать, сколько в том, чтобы через этот процесс воздействовать на их умонастроения.

В 1913 году Ленин писал: «Такой дикой страны, в которой массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России» (5,с.127).

В канун Октябрьской революции около 68% взрослого населения не умели читать и писать. Особенно безотрадным было положение деревни, где неграмотные составляли около 80%, а в национальных районах доля неграмотных достигала 99,5%.

26 декабря 1919 г СНК принял декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза, строительство новых школ. В 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до 1930 года при Наркомпросе РСФСР. Школа испытывала громадные материальные трудности, особенно в первые годы НЭПа. 90% школ были переведены с государственного бюджета на местный. В качестве временной меры в 1922 году в городах и поселках городского типа была введена плата за обучение, которая устанавливалась в зависимости от обеспеченности семьи. По мере общего улучшения экономического положения страны росли государственные ассигнования на образование; получила широкое распространение шефская помощь предприятий и учреждений школам.

По переписи 1926 года доля грамотного населения выросла вдвое по сравнению с дореволюционным временем и составила 60,9%. Сохранялся заметный разрыв по уровню грамотности между городом и деревней - 85 и 55% и между мужчинами и женщинами - 77,1 и 46,4%.

Повышение образовательного уровня населения оказывало непосредственное воздействие на процесс демократизации высшей школы. Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 года «О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР» провозгласил, что каждый, достигший 16 лет, независимо от гражданства и национальной принадлежности, пола и вероисповедания принимался в вузы без экзаменов, не требовалось предоставления документа о среднем образовании. Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшему крестьянству. Кроме этого, начиная с 1919 г. в стране стали создаваться рабочие факультеты. В конце восстановительного периода выпускники рабфаков составляли половину принятых в вузы студентов. К 1927 г. сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 г. - 72 вуза) и 672 техникума (в 1914 г. - 297 технических училищ). К 1930 г. выросли капитальные ассигнования на школу более чем в 10 раз по сравнению с 1925/26 годом. За этот период отрыто почти 40 тыс. школ. 25 июля 1930 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О всеобщем обязательном начальном обучении», которое вводилось для детей 8-10 лет в объеме 4-х классов.

К концу 30-х годов тяжелое наследие царизма - массовая безграмотность - было преодолено.

2. Развитие науки

В начальный период своего прихода к власти большевики, занятые гражданской войной и проблемами мировой революции, в какой-то степени мирились с существованием различных направлений в культурной и научной жизни. Продолжались процессы, заданные Серебряным веком с его плюрализмом и нарочитым отстранением от политики. До 1922 г. в Москве в доме Н.А. Бердяева еженедельно проводились философские диспуты, действовала и Вольная академия духовной культуры.

Но если представители гуманитарных направлений науки работали благодаря собственному энтузиазму, зачастую вопреки воле властей, то ученых-естественников, особенно тех, кто тем или иным образом способствовал укреплению обороны и экономики страны или имел безоговорочное мировое признание, новая власть стремилась привлечь к тесному сотрудничеству. Им обеспечивались более сносные, по сравнению с другими слоями населения, условия жизни и работы. Многие известные ученые считали своим долгом работать на благо Родины, хотя это совсем не означало, что они разделяли политические и идеологические воззрения большевиков. Среди них мы встречаем имена основоположника теории современного самолетостроения Н.Е. Жуковского, создателя геохимии и биохимии В.И. Вернадского, выдающегося химика Н.Д.Зелинского, биохимика А.Н. Баха, отца космонавтики К.Э. Циолковского, лауреата Нобелевской премии физиолога И.П. Павлова, агронома-испытателя И.В. Мичурина, крупнейшего специалиста по растениеводству К.А. Тимирязева и др.

С введением нэпа оживились традиционные формы научной работы. Были разрешены частные издания, возобновился выпуск известных научно-популярных журналов - «Былое», «Голос минувшего», «Экономист», «Право и жизнь». Стали собираться профессиональные съезды: ученых-аграрников, экономистов, врачей.

3. Религия и церковь

Особого внимания заслуживает вопрос об отношении советского государства к религии и церкви. Самым важным документом, регулирующим государственно-церковные отношения, явился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, принятый в 1918 году. В декрете подчеркивалось, что каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Согласно декрету все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявлялось народным достоянием.

Какова была позиция духовенства по отношению к Советской власти? В период гражданской войны духовенство выступило против Советской власти. Это и антибольшевистская пропаганда, и участие в вооруженных выступлениях, митинги протеста, забастовки, отказ выдавать метрические книги. В результате прокатилась массовая волна репрессий по отношению к духовенству. На Урале, например, духовенство поддержало Колчака, встретило белых как своих освободителей. В колчаковской армии существовала религиозная присяга и насчитывалось более двух тысяч военных священников. В системе белой армии были созданы добровольческие отряды «Братства святого креста». Эти дружины носили имена своих покровителей: «полк Иисуса», «полк Богородицы», «полк пророка Ильи». В бой такой отряд должен был вести не только командир, но и священник. Но ничего не помогло. Белая армия потерпела поражение. Духовенству нужно было сделать выбор: признать Советскую власть или продолжать противостояние. Учитывая это, патриарх Тихон (в 1917 году был восстановлен институт патриаршества) обратился с посланием к духовенству, призывая его к невмешательству и аполитичности, к подчинению Советской власти.

После смерти патриарха Тихона в 1925 г. власти не допустили выборов нового патриарха. Взявший на себя патриаршие обязанности митрополит Петр был выслан в 1926 г. на Соловки.

С конца 20-х годов курс советского государства по отношению к религии и церкви становится более жестким. В массовом порядке закрываются церкви и монастыри, а то и уничтожаются. Всего по стране к 1933 году закрыли 15988 церквей. В советский период нашей истории предпочтение отдавалось атеистическому миросозерцанию. Активно велась антирелигиозная пропаганда под лозунгом «Борьба с религией, борьба за социализм». В культурной атмосфере общества властвовал дух рациональности, преклонения перед могуществом науки, техники, разума и дерзновения. Вера в «светлое будущее» заменяла большинству населения веру религиозную.

4. Большевики и интеллигенция. Русская культура в эмиграции

В.И. Ленин, хотя по роду деятельности принадлежал к русской интеллигенции, но не любил ее. Он считал, что русская интеллигенция заражена мелкобуржуазной идеологией, а потому она есть источник колебаний, сомнений, неустойчивости. Тем самым интеллигенция является пособником буржуазии. Естественно, что в таком случае ожидать что-то хорошее от Советской власти интеллигенции не приходилось. Отсюда ее массовый исход за границу. Кто смог - уехал сам, а кто был изгнан Советской властью. Достаточно вспомнить знаменитый «философский пароход», когда в 1922 г. на нем были высланы за границу знаменитые русские философы, ученые и другие деятели русской культуры. Большинство уехавших тяжело переживали свой вынужденный отъезд, ибо они были истинными патриотами своей Родины, а потому делали все возможное для сохранения русской культуры.

Считая, что их эмиграция - явление временное и если не они, то их дети вернутся на родину, русские эмигранты стремились воспитать молодое поколение в духе русских национальных традиций. В городах, где образовались большие колонии русской эмиграции - Париже, Берлине, Праге, Белграде, в китайском Харбине - были созданы русские школы, гимназии и высшие учебные заведения, где преподавание велось на родном языке. А в учебном процессе были задействованы многие выдающиеся педагоги, ученые, философы.

Создаются издательства, печатающие книги на русском языке, выходят многочисленные газеты и журналы. Большую просветительскую работу вела русская православная церковь за рубежом, а также Православный богословский институту в Париже, профессорами которого были русские философы - С.Булгаков, В. Зеньковский, В. Ильин, Г. Федотов, С. Франк. Именно благодаря большой просветительской работе русская эмиграция сохраняла свой национальный характер, а дети эмигрантов, покинувшие родину в малом возрасте или родившиеся в эмиграции, получали образование на родном языке и не порывали связи с русской культурой, а продолжали развивать ее даже в условиях полного отрыва от родной почвы.

Наибольший отряд русской культуры в эмиграции представляли деятели художественной культуры. Это были почти все известные писатели и поэты того времени: А. Аверченко, М. Алданов, Л. Андреев, М. Арцыбашев, К.Бальмонт, Н. Берберова, И. Бунин, З. Гиппиус, М. Горький, Б. Зайцев, А.Куприн, И. Одоевцева, М. Осоргин, И. Северянин, А. Толстой, В. Ходасевич, М. Цветаева, И. Шмелев и многие другие. Впоследствии из них возвратились на родину А. Толстой, М. Горький, А. Куприн, М. Цветаева. Испытывая глубокую ностальгию по России, подавляющее большинство русских писателей активно продолжили свою деятельность, внося свой вклад в развитие русской литературы.

5. Начало «нового» искусства

Важное место в культурной жизни 20-х годов заняли дискуссии об отношении к культурному наследию прошлого и о том, какой должна быть новая культура. Сторонники левых течений считали необходимым отказаться от буржуазной культуры, порвать с прошлым, создать нечто абсолютно новое вне исторических и культурных традиций. В 1917 г. была образована организация «Пролетарская культура» (Пролеткульт), члены которой были противниками старой культуры и выступали за создание новой, настаивая на том, чтобы она была чисто пролетарской, т.е. должна адресоваться пролетариату и создаваться только пролетарскими художниками и писателями. Кроме того, представители авангарда считали, что искусство является средством преобразования социальной действительности и воспитания нового человека. Важнейшее положение их эстетической системы: искусство - не только способ отражения реального мира, реальной действительности, но и средство ее преобразования, изменения. Видным деятелем Пролеткульта А.Гастевым был введен термин «социальная инженерия». Применительно к искусству он означал радикальную перестройку его средствами не только социальной жизни, но и психики человека.

Другой очень влиятельной творческой группой был РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформилась на Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 г. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович, В. И. Панферов и ряд других. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теоретиками Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской культуры. В 1932 г. РАПП был распущен.

В целом, в 20-е гг. большинство культурных организаций, пресса видели задачу советского общества в том, чтобы прийти к своей собственной культуре, вытравить культ художественного прошлого и опереться на передовой опыт современности. Основной задачей пролетарского искусства считалась не стилизация под прошлое, а созидание будущего.

6. Литература и искусство

Ряд выдающихся художников, и прежде всего писателей и поэтов, активно противостояли подобным представлениям. В этом ряду - имена А. Платонова, Е. Замятина, М. Булгакова, М. Цветаевой, О. Мандельштама, для которых непреложным законом творчества являлся безусловный приоритет общечеловеческого гуманистического начала.

Участь не подчинившихся коммунистическому диктату была, как правило, трагической. В концентрационных лагерях, застенках НКВД погибли талантливейшие представители советской культуры. Только из членов Союза писателей было репрессировано 600 человек. Немало деятелей культуры были лишены возможности издавать свои книги, выставлять картины. Многие выдающиеся произведения, созданные в те годы, дошли до читателя и зрителя не сразу. Только в 1966 году был издан роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в 1986-1988 годах увидели свет «Ювенильное море», «Котлован» и «Чевенгур» А. П. Платонова, в 1987 году опубликован «Реквием» А.А.Ахматовой.

Пути идейно-политического самоопределения и жизненные судьбы многих людей искусства складывались в эту переломную эпоху непросто. По различным причинам и в разные годы за границей оказались большие русские таланты, такие как: И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.И. Куприн, М.И. Цветаева, Е.И. Замятин, Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова, К.А. Коровин и др. Раньше других осознал невозможность для себя жить и работать вне Родины А.Н. Толстой, вернувшийся из эмиграции в 1922 г.

Большую роль в художественной жизни страны играли литературно-художественные журналы. Популярными стали такие новые журналы как: «Новый мир», «Красная новь», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Звезда», «Печать и революция». На их страницах были впервые напечатаны многие выдающиеся произведения советской литературы, публиковались критические статьи, велись острые дискуссии. Увеличился выпуск газет, журналов, книг. Помимо общесоюзных и республиканских газет почти на каждом предприятии, заводе, шахте, в совхозе выходила своя многотиражная или стенная газета. Книги издавались более чем на 100 языках мира. Развивалась сеть библиотек.

Идея «ковки нового человека» средствами литературы и искусства была одной из центральных в дискуссиях творческой интеллигенции 20-х годов, ее разделяли представители различных течений русского авангарда. Поисками новых выразительных форм для решения этой задачи в литературе были заняты группа ЛЕФ, в которую входили В. Маяковский, Д. Бурлюк, О. Брик, в театре - Вс. Мейерхольд, в архитектуре - К. Мельников, в кино - С. Эйзенштейн, Г.Козинцев и многие другие. В изобразительном искусстве левые течения были представлены: Обществом художников-станковистов (ОСТ), группой «4искусства» (К. Петров-Водкин, П. Кузнецов), Обществом московских художников (ОМХ) (П. Кончаловский, И. Машков, А. Лентулов, Р. Фальк), конструктивистами (В. Татлин, Л. Лисицкий) и др.

Сторонники левых течений в силу своей революционной природы оказались в центре социального взрыва, первыми стали сотрудничать с новой властью, видя в ней родственную им силу. Они приняли участие в реализации плана монументальной пропаганды, занимались «революционным» оформлением городов.

Выдвинутая авангардом фундаментальная концепция создания нового человека стала главной задачей советской культуры. Однако в вопросе о выразительных средствах и формах новой культуры правящая партия сделала выбор в пользу традиционализма и реализма, директивным порядком запретив эксперименты в этой области и объявив социалистический реализм единым и обязательным художественным методом для советской литературы и искусства. Этот выбор был сделан в значительной степени в связи с убеждением большевиков в том, что новая культура, которой придется обращаться к недостаточно образованным и культурным слоям населения, должна использовать наиболее привычные и понятные для этих социальных слоев формы.

7. Архитектура и скульптура

В 1918 году началось осуществление ленинского плана монументальной пропаганды. В соответствии с этим планом были убраны памятники, не представлявшие, по мнению новой власти, исторической и художественной ценности, например памятники Александру III в Петербурге и генералу Скобелеву в Москве. В то же время стали создаваться памятники (бюсты, фигуры, стелы, памятные доски) героям революции, общественным деятелям, писателям, художникам. Замысел плана монументальной пропаганды был навеян идеей «Города Солнца» Т.Кампанеллы, где городские стены украшались росписями, служившими воспитанию граждан. Новые памятники должны были сделать изобразительно наглядными идеи социализма. К работе были привлечены как известные мастера (С.Т.Коненков, Н.А.Андреев), так и молодые скульпторы разных школ и направлений вплоть до студентов художественных училищ.

К первой годовщине революции в Москве открылся памятник К.Марксу и Ф.Энгельсу. В Петрограде в 1917-1920 годах создается памятник «Борцам революции» - Марсово поле. Памятник представлял собой группу невысоких правильной формы гранитных монолитов, поставленных в центре всего комплекса, превращенного в зеленый партер. В 1918-1919 годах в центре Советской площади Москвы был сооружен обелиск Свободы с текстом первой Советской конституции. Всего в 1918-1920 годы в Москве было установлено 25 памятников, в Петрограде 15. Многие памятники не сохранились в основном потому, что были исполнены во временных материалах (гипс, бетон, дерево).

Важной вехой в истории советской архитектуры стало создание по проекту А.В.Щусева Мавзолея В.И.Ленина на Красной площади в Москве. Первый деревянный Мавзолей был построен 27 января 1924 года. Это был скромный, невысокий, подкрашенный серой краской куб, увенчанный тремя уступами. Сооружение создавалось как временное, и не только потому, что для его строительства были отведены считанные часы, - не была определена сама форма увековечения памяти В.И.Ленина. Второй, уже более крупный, деревянный Мавзолей был построен весной 1924 года. Для окончательной его формы принципиальное значение имело объединение мемориального сооружения и трибуны. Определились и основные элементы трехъярусного построения: широкое массивное основание с торжественным порталом, поднимающаяся над ними ступенчатая пирамида и лаконичный венчающий портик. Окончательный проект Мавзолея из бетона и камня закончен в 1929 году, а в октябре 1930 года завершено его строительство. Мавзолей органично вписался в облик Красной площади. Высота гранитного Мавзолея 12 метров, он составляет треть высоты Сенатской и одну шестую высоты Спасской башни. Ярусность и пирамидальный силуэт, идущие от древних традиций, оказались органически соединены с выразительным лаконизмом, присущим новаторским направлениям архитектуры 20-х годов.

8. Графика и живопись

В 20-е годы самым мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного искусства была графика: журнальный и газетный рисунок, плакат. Они быстрее всего откликались на события времени в силу своей лаконичности, доходчивости. В эти годы развивались два типа плаката героический и сатирический, наиболее яркими представителями которых были Моор и Дени. Моору (Д.С. Орлову) принадлежат политические плакаты, ставшие классикой советской графики «Ты записался добровольцем?» (1920), «Помоги!» (1921 - 1922). В последнем он достигает настроения необычайного драматизма, даже трагичности.

Плакаты Дени (В.Н.Денисова) построены по другому принципу. Они сатиричны, сопровождаются стихотворными текстами, в них заметно влияние народного лубка. Дени широко использует и прием портрета-шаржа. Он автор таких известных плакатов, как «Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала» (1919), «Кулак-мироед» (1921).

Кроме графики, в 20 - 30-е годы развиваются и основные формы живописи. В изобразительном искусстве в эти годы существовали разные направления. Не только продолжало развиваться, но и переживало истинный расцвет искусство русского авангарда. Время революционных преобразований влекло художников к новым творческим экспериментам. В России получили распространение такие авангардистские направления, как кубизм, футуризм, абстракционизм. Крупнейшие представители русского авангарда - М.3. Шагал, Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, В.В. Кандинский, М.Ф. Ларионов, А.В. Лентулов, П.Н. Филонов. Авангардисты нетерпимо относились к представителям классического искусства, считали себя революционными художниками, создающими новое пролетарское искусство. Они держали в своих руках многие печатные органы и выставочные помещения.

Наряду с авангардизмом существовало искусство, продолжавшее и развивавшее реалистические традиции. Реализм 20 - 30-х годов опирался на огромный опыт критического реализма, но он не мог не считаться и с находками искусства авангарда. В те годы реализм нередко имел романтическую или символическую окраску в творчестве таких художников, как А.А. Рылов, Б.М. Кустодиев, К.Ф. Юон, К.С. Петров-Водкин. В то время многие художники свое ощущение и переживание жизни, современных событий выражали при помощи поэтических метафор, символов и аллегорий. Примеры тому - картина Кустодиева «Большевик» (1920), Юона «Новая планета» (1921), Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде» (1920).

Заключение

Итак, в России совершается социалистическая революция. И после нескольких лет гражданской войны на территории бывшей Российской империи устанавливается Советская власть во главе с партией большевиков. Цена этой революции для русской культуры была весьма высока. Если говорить в целом о концепции культурной политики большевистской партии, то в качестве долговременной перспективы выдвигались задачи создания нового типа культуры - культуры социалистической. Поэтому главной социокультурной составляющей послеоктябрьской эпохи стала культурная революция. Суть ее состояла в том, что она рассматривалась как процесс коренной ломки сложившихся стереотипов общественного сознания и духовно-нравственных ориентиров в поведении людей.

Вместе с тем культурная революция - это государственная политика, направленная на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и разрыв с основными традициями культурного прошлого. Творец лозунга культурной революции В.И. Ленин в работе «Странички из дневника» так определил ее основные задачи: ликвидация культурной отсталости и, прежде всего неграмотности населения страны; открытие простора для развития творческих сил трудящихся; формирование социалистической интеллигенции и обеспечение господства идеологии научного коммунизма.

Практическая линия партии большевиков в области культуры, отраженная в многочисленных декретах первых лет советской власти, была направлена на решение двух задач. Во-первых, установление партийного контроля над всеми институтами, формирующими образ мыслей и настроения в обществе (издательства, киностудии, театры, библиотеки, музеи и т.д.); во-вторых, подъем общего культурного уровня народа, главным образом рабочих и крестьян.

Двадцатые годы были многообещающими и плодотворными в развитии отечественной культуры. Специфика этих лет состояла прежде всего в многообразии, форм социально-экономического развития, в динамичности политической жизни. В определенной мере на культурный облик страны падал благотворный отсвет блистательного «Серебряного века».

Одной из главных задач советского искусства стало создание образа положительного героя, активного преобразователя жизни, беззаветно преданного партии и государству, на которого должны были равняться все советские люди, особенно молодежь.

Важнейшей особенностью советской культуры стал жесткий контроль над ней со стороны партии и государства. Уже в 20-е годы были национализированы учреждения культуры, начала складываться система управления ею, которая просуществовала вплоть до 90-х годов.

Подытоживая первое послереволюционное десятилетие существования отечественной культуры надо сказать, что здесь были заложены мировоззренческие основы нового строя, сформировалась плеяда молодых деятелей культуры, на коммунистических идеалах было воспитано первое поколение новой (советской) интеллигенции. В то же время в культурном развитии столкнулись между собой две тенденции: одна - прямого революционного натиска, некой схематизации реальности, другая - более глубокого осмысления закономерностей и противоречий переломного времени. В целом это было время интенсивных творческих поисков нового во всех сферах духовной культуры.

Список использованной литературы

1. Данилов, А.А. История России, XX век: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.- 7-е изд.- М.: Просвещение,2001

2. Культурная революция и духовный процесс / С.А. Красильников, Л.Ф. Масс, В.Л. Соскин // Историки отвечают на вопросы.- М.: Московский рабочий,1998

3. Культурология: учеб. пособие / под ред. М.А. Барт.- М.: МГУ,1996

4. Ленин, В.И. Партийная организация и партийная литература: полн. собр. соч. т. 41.- 5-е изд.- М.: Изд-во политической литературы,1967

5. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений: т. 28.- М.: Изд-во политической литературы,1967

6. Политическая система 20-30-х годов / Ю.С. Борисов // Историки отвечают на вопросы.- М.: Московский рабочий,1999

7. Страницы истории советской художественной культуры 1917 - 1932.- М.,1989

8. Эти трудные 20 -30-е годы / Ю.С. Борисов // Страницы истории советского общества.- М.: Изд-во политической литературы,1992

Подобные документы

    Последние годы существования СССР. Перестройка в общественно–политической жизни. Распад СССР, внутренняя политика. Продолжение курса экономических реформ. Русская культура XVIII в.: возникновение светской школы, науки и техники, скульптуры, живописи.

    контрольная работа , добавлен 04.06.2011

    Обязательное образование дворянских детей. Процесс развития науки и техники в XVIII веке. Влияние западноевропейской культуры на быт России. Литература и общественная мысль петровского времени. Развитие архитектуры, скульптуры и живописи в XVIII веке.

    презентация , добавлен 10.10.2009

    Возрождение промышленности, транспорта и сельского хозяйства в послевоенное время. Противоречия общественно-политической жизни общества: построение социализма, новая волна сталинских репрессий. Положение науки, литературы и искусства в 20-30-е годы XIX в.

    реферат , добавлен 21.09.2013

    Русская культура в XVIII в., ее особенности и специфика. Петровские преобразования в сфере просвещения, образования. Деятели русского Просвещения. Фольклор и литература того времени. Достижения в сфере архитектуры. Психология чиновничества при Петре.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Социально-классовая структура и экономика России в XVI-XVII в. Эволюция политической системы. Система ценностей средневековой Руси, ее культурное развитие. Церковные преобразования: раскол и оформление старообрядческой церкви. Духовная культура.

    реферат , добавлен 22.04.2009

    Процесс зарождения Индской цивилизации, ее характеристика. Социально-политическая структура хараппского общества; экономика хараппцев, их внешние связи. Особенности хараппской культуры (религии, архитектуры, изобразительного искусства, письменности).

    курсовая работа , добавлен 01.08.2011

    Восстановление системы народного образования и культурно-просветительная работа в Приднестровье в послевоенный период. Развитие общеобразовательной, профессионально-технической, высшей школы и науки. Музейная сеть и театральное искусство Приднестровья.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2012

    Причины глубокого кризиса культуры в 90-е годы ХХ века. Новые тенденции культурной жизни в период перестройки. Школьная реформа 1980-90 гг. Проявления кризиса фундаментальной и прикладной науки. Художественная и духовная жизнь страны в 80-90-е годы.

    реферат , добавлен 28.04.2010

    Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России, прогресс русской культуры, развитие просвещения, науки, литературы и искусства. Рост национального самосознания народа и новых демократических начал, утверждавшихся в русской жизни.

    доклад , добавлен 29.03.2009

    Тотемизм, мифология как одна из форм первобытной религии. Неолитические погребения в Северном Казахстане. Палеолит: появление живописи, скульптуры, гравюры, орнамента. Мастерство, выразительность, эмоциональная окрашенность палеолитического искусства.


Образование в первые годы советской власти Борьба с неграмотностью Строительство советской школы 26 декабря 1919 г. – декрет Совнаркома о начале компании по борьбе с неграмотностью 2 августа 1918 г.- декрет СНК о преимущественном поступлении в вузы рабочих и крестьянской бедноты 30 сентября 1918 г. – ВЦИК - «Положение о единой трудовой школе»


Плакат 1918 г. Плакат Елизаветы Кругликовой г.


Иогансон Б. В. Рабфак идет год.








Репин И. Е. Автопортрет г. Шагал М.З. Автопортрет г. Кандинский В. В.




Альтман Н. Портрет А. А. Ахматовой г.




Новые тенденции в области художественной культуры Пролеткульт РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) АХРР (Ассоциация художников революционной России) Идея «чистой пролетарской культуры» Оценка литературных произведений по социальному происхождению авторов Запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве


Литература 20-х годов Воспевание революционной романтики, исследование жизненных проблем и психологических конфликтов Творчество Сергея Есенина Сатира И.Э. Бабель «Конармия» А.С. Серафимович «Железный поток» К.А. Тренев «Любовь Яровая» М.А. Шолохов «Донские рассказы» Д.А. Фурманов «Чапаев» М.М. Зощенко И.А. Ильф и Е.П. Петров «Двенадцать стульев» В.В. Маяковский «Клоп», «Баня»


Сергей Александрович Есенин () Мы многое еще не сознаем, Питомцы ленинской победы, И песни новые По-старому поем, Как нас учили бабушки и деды. Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, Какая грусть в кипении веселом! Знать, оттого так хочется и мне, Задрав штаны, Бежать за комсомолом. …………………………………………………… Я человек не новый! Что скрывать? Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою. Из стихотворения «Русь уходящая», 1924








«Окна сатиры РОСТА» серия плакатов, созданная в советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА).



Октябрь 1917 г. считается началом нового периода в истории отечественной культуры. Путь развития отечественного искусства был нелегкий и противоречивый. Наряду с бесспорными достижениями были ошибки и просчеты.

Одним из самых сложных периодов в истории отечественного искусства являются 20-е годы. Это начало поисков, время существования самых различных группировок со своими платформами, манифестами, системой выразительных средств. Это период широкого развертывания просветительства.

Дореволюционная Россия была страной с величайшей художественной культурой, подарившей миру великую литературу, музыку, живопись, замечательное народное творчество. Но вместе с тем была предельно низкая грамотность масс, поэтому в первые послереволюционные годы одной из самых главных задач было обучение народа грамоте, приобщение простых людей к театру, музыке и другим видам искусства.

Однако усиливавшаяся борьба с инакомыслящими в очень большой степени затронула интеллигенцию, крестьянство, духовенство, которые испокон веков были носителями профессионального и народного искусства. Многие достижения культуры прошлого оказались разрушенными полностью или частично. Были стерты с лица земли храмы, на долгие годы заглохло древнерусское пение, многие крупнейшие деятели искусства оказались за пределами России. За рубежом оказались и многие художественные ценности, в том числе выдающиеся экспонаты Эрмитажа: Боттичелли «Поклонение волхвов», Перуджино – триптих «Распятие с Богоматерью, святыми Иоанном, Иеронимом и Марией Магдалиной», Рафаэль «Святой Георгий», «Мадонна Альба», Тициан «Венера перед зеркалом» и многие другие.

В 20-е годы ожили передвижнические традиции, т. к. художественная жизнь страны требовала искусства остросоциального и понятного широким массам.

Живопись, скульптура, архитектура.

Разнохарактерные и противоречивые явления русской культуры начала ХХ века – символизм, «мирискусственичество», кубизм, конструктивизм, футуризм, кубофутуризм и пр. – не исчезли с началом новой эпохи, они нашли продолжение в новых художественных объединениях. Так, традиции «Мира искусства» продолжили художники общества «Жар-цвет», в которое вошли М. Добужинский, А. Остроумова-Лебедева, М. Волошин и др. Традиции «Бубнового валета» продолжили художники, вошедшие в объединения «Бытие» и «Нож» (Новое общество живописцев). Среди них – П. Кончаловский, Н. Машков и др. Они использовали приемы примитивизма, лубка, писали, в основном, в жанре пейзажа и натюрморта. Группы «4 искусства» и ОМХ (Общество московских художников) объединяли мастеров старшего поколения. Среди членов «4 искусства» - Петров-Водкин, Кузнецов, Сарьян, Фаворский, наиболее активные члены ОМХ – Лентулов, Фальк, Рождественский, Грабарь, Герасимов и др.

Уже в первые месяцы советской власти правительство приняло ряд важнейших декретов: 17 июня 1918 года - «Об охране библиотек и хранилищ», 26 ноября 1918 года - «О научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях». Были подписаны декреты о национализации Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея и др. (1918г.). Был опубликован декрет «О памятниках Республики», вслед за которым началось осуществление плана монументальной пропаганды. Стали создаваться памятники героям революции, общественным деятелям, а также ученым, писателям, поэтам, художникам, композиторам, артистам. Примерами могут служить памятники Радищеву (автор Шервуд), установленный перед Зимним дворцом в Петрограде, Достоевскому (автор Меркулов) на Цветном бульваре в Москве, Дж. Гарибальди (работа Зале) в Петрограде у Московской Заставы и др.

В тяжелые для страны годы гражданской войны и иностранной интервенции самым мобильным, оперативным видом изобразительного искусства была графика и, особенно, плакат . Плакат быстрее всего откликался на события, печатался большими тиражами на разных национальных языках. Так, первый плакат «Царь, поп и кулак» (1918 г.) вышел сразу на 10 языках. В годы гражданской войны развиваются два типа плаката политический и сатирический. В жанре политического плаката работал Моор (Дмитрий Стахиевич Орлов). Его плакаты «Ты записался добровольцем?» и «Помоги» справедливо стали классикой советской графики. Самым известным автором сатирического плаката был Дени (Виктор Николаевич Денисов). Его плакаты глубоко сатиричны, иногда полны юмора, сопровождаются стихотворными текстами: «На могиле контрреволюции», «Кулак-мироед», «Учредительное собрание» и пр. Особое место в жанре плаката тех лет занимала абсолютно новаторская форма агитационного искусства – «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства), где особую роль играли Черемных, Маяковский, Моор. Плакаты призывали к обороне страны, клеймили дезертиров, агитировали за новый быт («Товарищи, не поддавайтесь панике!», «Надо быть готовым!». «Окна РОСТА» просуществовали с осени 1919 г. до 1921 г.

В 1918 году было предпринято массовое издание классиков русской и мировой литературы – «Народная библиотека». В создании иллюстраций приняли участие многие уже известные художники: Кустодиев, Бенуа, Лебедев, Куприянов и др. (Например, иллюстрации Кустодиева к повести Пушкина «Дубровский»).

Революция вызвала к жизни новые формы изобразительного искусства: украшение агитпоездов, агитпароходов, монументальные панно, оформление площадей, улиц, домов. Их исполняли такие мастера, как Петров-Водкин, Юон, Лансере, Бродский и др. Характерна была склонность к метафоре, гиперболе, символике. Примерами могут служить «Большевик» Кустодиева, «Новая планета» Юона.

Масса замыслов была у архитекторов. Они создавали гигантские планы строительства невиданных ранее городов будущего. Но возможностей для осуществления этих проектов не было.

Архитектор Руднев в Петербурге на Марсовом поле создал памятник «Жертвам революции».

Большое влияние на архитекторов оказали конструктивизм и сходный с ним функционализм. Основная идея конструктивизма – сознательное конструирование окружающей человека среды. Роскоши буржуазного быта конструктивисты противопоставляли простоту и подчеркнутую полезность своих построений. Татлин спроектировал своеобразное произведение «Башня 3 Интернационала».

Принципы конструктивизма были разработаны на Западе Корбюзье, некоторое время работавшим у нас. «Советский конструктивизм» представлен в проекте Дворца труда в Москве тремя братьями Весниными (гигантский комплекс, соединяющий Дворец съездов, Дом Советов, театр, Дом культуры и пр.) Из осуществленных проектов можно назвать московские Дома культуры, Дворец культуры Московского автозавода, здание Московского телеграфа и др. Одним из интересных архитектурных сооружений этой поры является Мавзолей Ленина архитектора Щусева (1-ый проект – 1924 г., 2-ой – 1930 г.).

Функционализм – направление в архитектуре 20-х годов, требующее строгого соответствия зданий и других сооружений протекающим в них производственным и бытовым процессам (функциям).

Функционализм возник в Германии и Нидерландах. Он дал обоснованные приемы и нормы планирования жилых комплексов (стандартные секции и квартиры, «строчная» застройка кварталов торцами зданий к улице). Это влекло однообразие и схематизм архитектурных форм.

В 1922 году возникла АХРР (Ассоциация художников революционной России), члены которой работали в историко-революционном жанре («Лениниана» Бродского, «Тачанка», «Трубачи Первой Конной» Грекова). В жанре портретной живописи работали Касаткина («Вузовка»), Ряжский («Делегатка», «Председательница»). Лирический пейзаж представлен в творчестве Юона, Осмеркина, Бакшеева.

В скульптуре 20-х годов нужно выделить имя Андреева. Он создал целую серию скульптурных портретов Ленина.

В 1926 г. в Москве воздается Общество русских скульпторов (ОРС), куда вошли Голубкина, Матвеев, Андреев, Шадр, Мухина и др.

Литература.

Крах белого движения привел к тому, что сотни тысяч россиян, опасаясь диктатуры пролетариата, власти большевиков, покинули Родину. Среди них внушительный список русских писателей: Л. Андреев, К. Бальмонт, З. Гиппиус, И. Бунин, Г. Гребенщиков, А. Куприн, Д. Мережковский, И. Северянин, В.Немерович-Данченко, В. Ходасевич, М. Цветаева, И. Шмелев и многие другие.

Их жизни часто складывались трагически. Бунин скончался в Париже (1953) в подлинной нужде. Куприн жил в великой бедности, на Родину вернулся глубоко больным и вскоре умер от рака. Его жена в пору блокады покончила с собой. Шмелев последние годы провел в полном одиночестве, испытывал тяжелые

физические страдания, умер в Обители Покрова Божьей Матери недалеко от Парижа. Цветаева также жила в полной нищете и была очень одинока. Вся семья жила на деньги дочери, которая вязала шапочки и продавала их. В 1939 году Цветаева вернулась на Родину, а в 1941 году покончила с собой.

Нелегкая доля выпала и многим литераторам, оставшимся в России. С самого начала советского периода произошла поляризация писательского состава на «мы» и «они». «Мы» - это те, которые прочерчивали, по их словам, «столбовую дорогу пролетарской культуры», которые были социально адекватны революции. «Они» - «спотыкающиеся», писатели-попутчики.

Свершалось интенсивное изменение системы нравственных ценностей. В массовое сознание активно внедрялись новые понятия о добре и зле.

Социально-художественные искания были крайне многочисленны, отсюда множество литературных кружков, группировок, объединений, которые в 20-е годы могли еще сосуществовать, хотя между ними разгорались ожесточенные споры.

Большое влияние на литературу и искусство тех лет оказал Пролеткульт (пролетарская культура) – самая массовая литературно-художественная и просветительская организация начала 20-х годов (1917 – 1932). Расцвет ее деятельности приходится на 1918 – 1920 годы. Ведущим теоретиком Пролеткульта был А. А. Богданов. Врач по образованию, он был экономистом, философом, ученым-естествоиспытателем, писателем и общественным деятелем. Он выдвинул, так называемую, «организационную теорию», суть которой сводилась к тому, что любое искусство отражает опыт и миросозерцание лишь одного класса и непригодно для другого. Значит, вся предшествующая литература и шедевры русской классики XIX века не нужны пролетариату, а следует немедленно создавать новую пролетарскую культуру. С начала 20-х годов Богданов целиком посвятил себя естественнонаучным исследованиям, а в 1926 году организовал первый в мире Институт переливания крови, а через полтора года умер, поставив на себе научный опыт.

Но идеи его еще долго жили и были восприняты Ассоциациями пролетарских писателей, сначала Всероссийской (ВАПП), затем Российской (РАПП). Руководил РАППом Л. Авербах. В эту организацию входили Родов, Лелевич, Веселый, Безыменский и др. Их отличали крайний рационализм, ультраклассовость, рассмотрение искусства как орудия политической борьбы. Прямо противоположную позицию занимала группа «Перевал », которой руководил Воронский. В нее входили поэт Э. Багрицкий, писатели Малышкин, Пришвин, критик Горбов и др. Они отстаивали общечеловеческие ценности. В феврале 1921 года в Петербурге сложился кружок «Серапионовы братья »: В. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин, К. Федин, Е. Полонская, Н. Тихонов и др. Свою задачу они видели в поисках новых форм художественной выразительности, в

овладении «техникой писательского мастерства» и, также как «Перевал», отстаивали ценности человеческой личности.

В 1922 году В. Маяковский создал группу «Леф» при журнале «Левый фронт». Сюда входили Н. Асеев, С. Третьяков, А. Родченко, О. Брик.

Были и другие литературные группировки.

Революция породила новый литературный язык. Это был язык улицы, плаката, говора митинга, фронтовой землянки. Внедрялись обрубки слов – «совдеп», «ревком», «начдив» и т. п. Гуманными считались классовая ненависть, ожесточение, бездуховный слепой атеизм. Во многих произведениях царило живоописание террора, насилия, рубки голов, изображения волчьего начала в человеке. В то же время в литературе 20-х годов сквозила осознанная тревога за судьбу общечеловеческих ценностей, за будущее.

Требование доступности породило своеобразный литературный жанрсказ. Сказ как рассказ непрофессионала казался близким к социальным низам, т. к. писался доступно, почти на повседневном языке народа. Самым ярким писателем, обратившимся к сказу, был М. Зощенко.

Многие литераторы улавливали социальный заказ и создавали произведения, согласуясь с этим заказом. В этом не было никакого насилия, наоборот, являлось внутренней потребностью. Наиболее яркими примерами могут служить «Тихий Дон» Шолохова, «Виринея» Сейфулиной, «Разгром» Фадеева, «Чапаев» Фурманова, «Угрюм-река» Шишкова, «Железный поток» Серафимовича и др. К сожалению, эти произведения долгие годы трактовались однобоко, в свете соцреализма. Исследования последних лет убедительно доказывают, что эти произведения более глубокие и более сложные. В них нередко сквозит сомнение, а подчас тревога.

У различных произведений была и различная судьба. Одни быстро выходили в свет, другие долгие годы лежали в столах авторов. Такова печальная судьба произведений А. Платонова («Ювенильное море», «Котлован», «Чевенгур»), Булгакова («Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», «Бег»), Ахматовой («Реквием») и многих других.

Нередко в произведениях 20-х годов поднималась тема будущего, и виделась она разными авторами по-разному. Е. Замятин в романе «Мы» говорил о превращении утопического царства коммуны в казарменный ад. В романе М. Козырева «Ленинград» смещены социальные акценты: в городе будущего буржуазия занята изнурительным трудом, а пролетарии, являясь привилегированным сословием, работают только два часа в день, остальное время предаются безделью.

В 20-е годы выходят в свет стихи Есенина, Маяковского, Мандельштама, Пастернака, проза Горького и др.

Музыка. Музыкальные организации.

Музыкальное искусство также было включено в общий социальный процесс и испытывало те же трудности и противоречия, что и другие виды искусства. Из страны уехали С. Рахманинов, И. Стравинский, Н. Метнер, Ф. Шаляпин. С. Прокофьев долгое время находился за рубежом.

Но в стране оставались музыканты, которые осуществляли преемственную связь с дореволюционной эпохой: А. Глазунов, М. Ипполитов-Иванов, Р. Глиэр, Н. Мясковский, Ю. Шапорин и др.

Сложность социально-общественной жизни породила различные музыкальные группировки, кружки, течения, на многие из них оказал влияние Пролеткульт. Но деятельность некоторых пролеткультовцев шла вразрез с теоретическими установками этого направления. Здесь в первую очередь следует назвать А. Кастальского, В. Калинникова, Д. Васильева-Буглая, которые в своем творчестве опирались на народную песню.

Ведущими музыкальными объединениями тех лет были РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов) и АСМ (Ассоциация современной муз ыка). РАПМ был основан в 1923 году, ставил своей целью создание массового революционно-музыкального репертуара.

В деятельности РАПМа были свои позитивные и негативные моменты. С одной стороны, РАПМ уделял большое внимание хоровой музыке в массах и созданию агитационно-просветительской литературы (выпускал журналы «Музыка и Октябрь», «Пролетарский музыкант»). Но, с другой стороны, вел напряженную борьбу с музыкой быта, в частности, с фокстротами, чарльстонами, цыганщиной, считая такую музыку своим «музыкальным врагом». Подобная позиция надолго затормозила развитие эстрадных жанров. Печатные статьи рапмовцев на многие десятилетия закрыли доступ к сочинениям Стравинского, Прокофьева, зарубежных классиков ХХ века.

АСМ возник как отделение Международного общества современной музыки при Российской Академии художественных наук. В состав АСМ входили многие крупные композиторы и музыкальные деятели, в том числе А. Александров, Б. Асафьев, Н. Мясковский, Д. Шостакович и др. Их печатным органом был журнал «Современная музыка». Одной из целей этой организации было распространение новой музыки – русской и зарубежной. Благодаря деятельности АСМ в нашу страну приезжали с концертами такие известные композиторы, как Хиндемит, Мийо, Берг, Онеггер, Барток и др. Но и АСМ не избежал заблуждений, которые проявились в отказе от академического опыта и в обособленности от демократической среды.

В 1925 г. появилась новая организация – «Производственный коллектив» (Проколл), созданная молодыми музыкантами Московской консерватории под руководством А. Давиденко. В нее вошли В. Белый, З. Левина, Б. Шехтер, Н. Чемберджи. Впоследствии к ним присоединился Д. Кабалевский. Они ставили своей целью коллективное сочинение музыки, преимущественно хоровой. Проколловцы многое сделали для пропаганды музыкального искусства

среди трудящихся. Но создавая музыкальный язык, понятный массам, подчас упрощали его.

Основные направления музыкального искусства.

1 . Массовость. В театральных, музыкальных представлениях 20-х годов подчеркивались массовость, зрелищность, плакатность. Традиции массовых действ коренятся в древнегреческом театре на открытом воздухе, в празднествах времен Французской революции. В действа широко включалась музыка. Звучали

революционные песни, а также музыка Бетховена, Шопена, Скрябина, Римского-Корсакова. Иногда было и абсолютно новое оформление спектакля. Например, «Симфония гудков» Авраамова. Сюда были включены заводские и корабельные гудки, сирены, машинные гудки, звуки колоколов, пушек, пулеметов. Возникла своеобразная «музыка машин». Т. о., в русской культуре появляется новый образ – образ Города. Это обстоятельство сближает массовые действа с одним из стилевых направлений в искусстве 20-х годов – конструктивизмом.

Конструктивизм существовал только в музыке для театра. Наиболее показательными примерами музыкального конструктивизма явились симфоническая пьеса Мосолова «Завод» из балета «Сталь», фортепианная пьеса Дешевова «Рельсы», эпизод «Фабрика» из балета Прокофьева «Стальной скок» и др.

2. Коллективность творчества . К специфическим особенностям 20-х годов относятся и коллективные формы творчества. Коллективных замыслов было немало. Так, проколловцами были созданы такие коллективные работы как сб. «Песни каторги и ссылки», сборники детских песен, фортепианных пьес, первая советская оратория «Путь Октября». Замышлялся коллективный балет «Четыре Москвы», где к каждому акту музыку должны были написать разные композиторы (Половинкин, Александров, Шостакович, Мосолов). Но до постановки дело не дошло из-за отрицательной рецензии рапмовцев (особенно музыки Мосолова).

Самым любопытным коллективным начинанием был Первый симфонический ансамбль (Персимфанс ) без дирижера , организованный по инициативе профессора Московской консерватории Цейтлина. В течении 10 лет (с 1922 по 1932 гг.) оркестр играл в рабочих клубах, красноармейских казармах, демонстрируя чудеса сплоченности и воли. С оркестром выступали знаменитые солисты – Горовиц, Софроницкий, Нежданова, Обухова и др. Вскоре в Московской консерватории появился Вторсимфанс. Под влиянием Персимфанса оркестры без дирижеров возникали и в других российских городах, а также за рубежом. Но ничто не могло заменить талант настоящего дирижера, поэтому подобные оркестры в конце концов прекратили свое существование.

3. Концертная и исполнительская деятельность. В первые послереволюционные годы возникла цепь музыкальных кружков, студий, в которых рабочие, солдаты обучались музыке, искусству хорового пения под руководством преподавателей, студентов консерваторий, артистов. Энтузиасты-

подвижники открывали народные консерватории в Харькове, Минске, Ташкенте, Бухаре и других городах. В те годы буквально на глазах разрасталась концертная жизнь и менялась слушательская аудитория. Только за несколько месяцев 1918 г. в Петрограде состоялось 106, а в Москве более 40 концертов. За сезон 1917 – 1918 гг. в одной только Москве было поставлено 40 опер, которые прошли 300 раз. Выдающимися творческими событиями были: исполнение всех симфоний Бетховена под управлением Кусевицкого, цикл концертов из музыки Скрябина. В концертах принимали участие выдающиеся музыканты – Игумнов, Нейгауз, Софроницкий, Гольденвейзер, Нежданова, Шаляпин, Собинов, Глиэр, Головин и др. Новый слушатель познакомился с «Евгением Онегиным» Чайковского, «Орестеей» Танеева, «Кармен» Бизе, операми Верди, Вагнера, Россини и пр. В

20-е годы появились яркие камерные ансамбли: квартеты им. Глазунова, Страдивариуса, Вильома, Бетховена. С последним активно сотрудничал Д. Д. Шостакович. Среди хоровых коллективов выделялся Ансамбль песни и пляски Александрова (1928).

Основные жанры музыкального искусства.

1. Песня . Песня была одним из ведущих жанров тех лет. Большой популярностью пользовались такие песни как «Интернационал» (П. Дегейтер, Э. Потье), «Марсельеза» (Руже де Лиль), созданные во Франции задолго до Октября, но созвучные новой революционной эпохе. Возникали и новые песни, которые со временем становились подлинно народными – «Гулял по Уралу Чапаев-герой», «По долинам и по взгорьям», «Яблочко». Песня «Яблочко» была наиболее популярна, т. к. передавала ритм новой жизни, новые интонации. Текст ее постоянно менялся, ее пели революционеры и враги революции. Композиторы часто использовали ее в своих произведениях, например, Глиэр в балете «Красный мак», Дешевов в опере «Лед и сталь», Палиашвили в «Торжественной кантате» и др.

Первые композиторские песни принадлежат братьям Покрасс и Давиденко. Это были песни о Красной армии, о героях гражданской войны: «Марш Буденного» Дм. Покрасса, «Красная Армия всех сильней» Сам. Покрасса, «Конница Буденного» Давиденко. В них преобладают активные, чеканные, маршевые интонации.

Создание песенного репертуара стимулировалось различными конкурсами. В 1921 году на конкурсе советской музыки одну из главных премий получила песня Юрасовского «Серп и молот».

2. Музыкальный театр. Бурная, напряженная атмосфера пронизывала все виды творчества. Особенно ожесточенными были поэтические и театральные бои. Для истории музыки театр представляет особый интерес, т. к. в его недрах рождались многие музыкальные начинания.

Большим новаторством отличался театр Вс. Мейерхольда , который стремился возродить черты древнего театра (танец, напевный крик). Мейерхольд выступал как один из реформаторов театра. Он выдвигал лозунг «театрального

Октября», ломал некоторые устаревшие театральные формы, мечтал о том, чтобы театр был вынесен на улицы, а природа стала его декорацией. В прочтениях классики Мейерхольд добивался музыкальной организации действия. В театре Мейерхольда была поставлена первая советская пьеса – «Мистерия-буфф» Маяковского, позже другие пьесы Маяковского – «Клоп», «Баня».

К. Станиславский свой путь видел в раскрытии внутреннего психологического мира героев. С 1918 году он возглавлял оперную студию Большого театра.

А. Таиров создал тонкий, эстетический, прекрасный красочный театр с чтением «нараспев» и культом актера. С 1914 года руководил Камерным театром.

Е. Вахтангов стремился к синтезу изобразительных и выразительных средств.

Особое место в театральной жизни новой России занимал театр «Синяя блуза» и ТРАМ (театр рабочей молодежи). Театр «Синяя блуза» ставил агитспектакли, его называли «живой газетой». ТРАМ многое сделал для развития советской эстрады и водевиля, в его спектаклях звучали современные танцы в исполнении джаз-банда, разыгрывались веселые пародии. В 1920 – 21 гг. появляется первый детский театр, у истоков которого стояла Н. Сац.

Наряду с драматическим театром большой интерес у зрителей 20-х гг. вызывал музыкальный театр . Он вобрал отдельные черты драматического театра, и это неслучайно. Многие театральные режиссеры принимали участие в постановках оперных спектаклей. Станиславский осуществил постановку оперы «Евгений Онегин», Мейерхольд, еще до революции поставивший «Тристана и Изольду» Вагнера, стал «крестным отцом» выдающихся советских опер, таких как «Игрок», «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Нос» Шостаковича.

Первой оперой на советскую тему была опера Гладковского в соавторстве с Пруссаком «За Красный Петроград», чуть позднее появляются оперы «Лед и сталь» Дешевого, «Северный ветер» Книппера, «Плотина» Мосолова.

Самыми значительными операми той поры явились «Нос» Шостаковича (по Гоголю), оперы Прокофьева – «Огненный ангел» (по Брюсову), «Игрок» (по Достоевскому), «Любовь к трем апельсинам» (по сказке Гоцци).

В атмосфере смелых экспериментов и контрастов рождался советский балет. Одним из первых балетов был «Красный вихрь» Дешевого. Наиболее интересными примерами в этом жанре были «Стальной скок» Прокофьева, «Золотой век» Шостаковича, «Красный мак» Глиэра.

3. Симфоническая музыка. В 20-е годы в советской музыке закладываются ведущие музыкальные жанры, в том числе и симфония. Симфонической летописью называют произведения Мясковского. В этот период он создает с четвертой по одиннадцатую симфонии. Первые три симфонии пишет Шостакович, Прокофьев создает первые четыре симфонии.

Постепенно в искусстве 20-х годов намечаются перемены. Смелость, броскость, новизна эксперимента уступает место обращению к традиции, к классической культуре прошлого. Эти тенденции были развиты в следующем десятилетии, в искусстве 30-х годов.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ СССР В 20-Е ГОДЫ.

  • 1.Борьба с неграмотностью.
  • 2. Власть и интеллигенция.
  • 3.Партийный контроль.
  • 4.»Сменовеховство».
  • 5.Большевики и церковь.
  • Павлова Анеля Васильевна
  • Учитель истории
  • МОУ СОШ № 12 г. Вышнего Волочка
Главные задачи культурной революции:
  • ставилась задача преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры.
  • ликвидация неграмотности: в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке.
  • В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина.
«Долой неграмотность!»
  • В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность" под председательством М.И.Калинина. Выли открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности ликбезы.
Народное образование.
  • 30 сентября 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР».
  • В основу положен принцип бесплатного обучения.
  • Декретом СНК от 2 августа 1918 г. преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьяне
  • Следующая важная веха - принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении".
  • К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена
Власть и интеллигенция: вопрос об отношении к революции.
  • С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие.
  • 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления: П.А.Сорокин, К.Н.Давыдов, В.К.Агафонов, С.Н.Виноградский и др
  • За границей оказались:
  • Понижение духовно-интеллектуального уровня
«ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВСЕГДА БЫЛА РЕВОЛЮЦИОННА. ДЕКРЕТЫ БОЛЬШЕВИКОВ - ЭТО СИМВОЛЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. БРОШЕННЫЕ ЛОЗУНГИ, ТРЕБУЮЩИЕ РАЗРАБОТКИ. ЗЕМЛЯ БОЖИЯ... РАЗВЕ ЭТО НЕ СИМВОЛ ПЕРЕДОВОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ? ПРАВДА, БОЛЬШЕВИКИ НЕ ПРОИЗНОСЯТ СЛОВА "БОЖЬЯ", ОНИ БОЛЬШЕ ЧЕРТЫХАЮТСЯ, НО ВЕДЬ ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. ОЗЛОБЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ ПРОТИВ БОЛЬШЕВИКОВ НА ПОВЕРХНОСТИ. ОНО, КАЖЕТСЯ, УЖЕ ПРОХОДИТ. ЧЕЛОВЕК ДУМАЕТ ИНАЧЕ, ЧЕМ ВЫСКАЗЫВАЕТСЯ. НАСТУПАЕТ ПРИМИРЕННОСТЬ, ПРИМИРЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ...»
  • Может ли интеллигенция работать с большевиками? - Может и обязана. (А.А.Блок)
Остались на Родине
  • В.И.Вернадский
  • К.Э.Циолковский
  • Н.Е.Жуковский
  • И.П.Павлов
  • Н.И.Вавилов
  • В.М.Бехтерев
  • К.А.Тимирязев
  • Н.Д.Зелинский
Остались на Родине
  • М. Волошин
  • А. Ахматова
  • Н. Гумилев
  • В. Маяковский
  • М. Булгаков
  • В. Мейерхольд
  • и др.
«Сменовеховство»
  • идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году.
  • Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России.
  • Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.
«Сменовеховство» (результаты)
  • А.Н.Толстой
  • С.С.Прокофьев
  • М.Горький
  • М.Цветаева
  • А.И.Куприн
  • Движение устраивало лидеров большевиков, т. к. позволяло расколоть эмиграцию и добиться признания новой власти.
  • Возвратились на Родину:
  • Отношение большевиков:
Классовой подход к культуре
  • Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества.
  • 1921 г. – процесс над Петроградской боевой организацией (известные ученые и деятели культуры).
  • 1922г. – выдворение из страны 160 крупных ученых и философов.
  • 1922г. – учреждение Главлита, а затем Главреперткома (цензура).
Из Постановления Политбюро ЦК РКП(б) "О политике партии в области художественной литературы" 18 июня 1925 г.
  • Таким образом, как не прекращается у нас классовая борьба вообще, так точно она не прекращается и на литературном фронте. В классовом обществе нет и не может быть нейтрального искусства.
  • Партия должна подчеркнуть необходимость создания художественной литературы, рассчитанной на действительно массового читателя, рабочего и крестьянского; нужно смелее и решительнее порвать с предрассудками барства в литературе
Большевики и церковь.
  • 11 (24) декабря 1917 г. появляется декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения.
  • 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действенность церковного брака и вводится гражданский.
  • 21 января 1918 г. - опубликован декрет о полном отделении церкви от государства и о конфискации всех церковных имуществ”.
  • Декрет предусматривал конкретные меры, обеспечивающие религиозным организациям осуществление своих функций.
  • Гарантировалось свободное исполнение обрядов, не нарушающих общественного порядка и не сопровождающихся посягательствами на права граждан, религиозным обществам предоставлялось право на бесплатное пользование зданиями и предметами для проведения богослужений.
На Церковь обрушивались все новые и новые запреты
  • Повсеместное закрытие храмов;
  • Конфискация имущества церкви для революционных нужд;
  • Аресты священнослужителей;
  • Лишение их избирательных прав;
  • Дети из семей духовенства лишались возможности получить специальное или высшее образование.
  • http://www.pugoviza.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1220371796
  • http://alkir.narod.ru/rh-book/l-kap9/l-09-03-3.html
  • http://www.uralligaculture.ru/index.php?main=library&id=100007
  • http://www.xumuk.ru/bse/993.html
  • http://literra.ru/2006/10/
  • http://mp3slovo.com/list2_13_5.html
  • http://russianway.rhga.ru/catalogue-books/index.php?SECTION_ID=326&ELEMENT_ID=23253
  • http://dugward.ru/library/blok/blok_mojet_li.html
  • Источники: А.А.Данилов, История России XX – начало XXI века
  • М., «Просвещение», 2008г.
  • Интернет- ресурсы:

Первые мирные договоры. Попытка «разжигания» пожара мировой революции. Фактор внешней политики. Коминтерн. Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. Решения Генуэзской конференции. Раппальский договор и его значение. Особенность договоров. Полоса признания. Дипломатические конфликты с Западом. Всеобщая забастовка. Противоречия капиталистических стран. Направления внешней политики в 20-гг.

«Строительство коммунизма» - Голод. Были ли времена с похожими событиями. Государство со строгими порядками. Как люди представляли новый дом-государство. Через 10 лет после революции. Жители страны. Война между жителями одного государства за власть в стране. Один большой дом-государство с очень строгими порядками. Трудящиеся выбрали Советы народных депутатов. Кто будет строить. Разруха. Власть будет принадлежать трудящимся. Один большой дом-государство.

«СССР в 1920-1930 годы» - 28 сентября 1939 г. – договор о дружбе и границе с Германией. Коллективизация. Формирование режима личной власти Сталина. Музыка. Умиротворение Германии Англией и Францией за счет Чехословакии. 3 этапа внешней политики 20х годов. Театр рабочей молодежи. Допускалась три типа хозяйств. Сталин. Особенности. 1927 – 1929 гг. – ухудшение отношений со странами Запада. «Новое искусство». Итоги и результаты.

«Политика НЭПа» - Имущество церкви. Необходимость перехода к НЭПу. Хлебозаготовительный кризис. Ленин тяжело заболел. Новая экономическая политика. Госсектор был малодоходным. Червонец. СНК проводит сплошную национализацию предприятий. Первые советские тракторы. Волховстрой. Продотряд. Военный коммунизм. Комбеды. Людоеды. Годы НЭПа. Опасность. Ленин. Партийная цензура. Экономические мероприятия. Рабочая оппозиция. Продразвёрстка.

«Развитие СССР в 20-30 гг.» - Сущность НЭПа. Борьба мнений. Коллективизация. Общественно-политическая жизнь в 30-е гг. Национально-государственное строительство. Три разных периода культурного строительства. Великий перелом. Итоги и последствия. Политика "экспорта революции". Концессия. Характеристика. Внешняя политика СССР в 20-е гг. Образование СССР. Основные этапы индустриализации. Индустриализация. Формирование сталинского режима.

«Культура СССР 20-30 годов» - Сорокин П.А. Массовое обязательное обучение грамоте. Итоги ликбеза. Украинская хата. Формирование умений работать с дополнительной литературой. Культурная революция. И. Репин. Реформа русского правописания. Развитие точных и естественных наук. Наука под идеологическим прессом. Илья Репин. Генетик Н. И. Вавилов. Переход ко всеобщему начальному образованию. Создание социалистической системы народного образования.


Close