Профессия врача – это одна из самых древних и уважаемых профессии. В глубокой древности люди уважали и ценили тех, кто мог снять боль, зная средства лечения болезней. В русской литературе образ доктора занимает видное место. Особенно глубокое впечатление производят рассказы Чехова А. П.

О нравственном падении молодого человека А. П. Чехов поведал читателям в рассказе «Ионыч». С какими благородными намерениями, стремлениями приехал в губернский город С. молодой доктор Старцев! Вначале он боялся даже на короткое время оставить больницу. Но постепенно, под влиянием пошлой обывательской среды, он изменился. Тяга к деньгам, жажда наживы погубили в нем все человеческое. Он забыл о долге врача помогать людям бескорыстно. Целью его жизни стали деньги. В другом чеховском рассказе, «Попрыгунья», мы видим другого врача. Доктор Дымов, по мнению товарищей, великий ученый, будущее светило науки. Однако для него важна была не только наука сама по себе, но и жизнь конкретного человека. Спасая тяжело больного мальчика, Дымов заразился и умер. Он прекрасен в своем благородном порыве, спасти человека. Таким же был и сам Чехов, свято пронесший звание врача до конца своей жизни.

Имена многих врачей стали поистине легендарными. Человеком самоотверженным и преданным своему делу был польский врач и педагог Януш Корчак. В 1940 году вместе со своими воспитанниками он попал в гетто. Друзья пытались устроить ему побег, но Корчак отказался. Как истинный воспитатель и педагог, он предпочел разделить участь своих питомцев и остался с ними до конца. Идя в последний раз по улицам Варшавы, он нес на руках самого слабого ребенка. Януш Корчак погиб в газовой камере. Свой долг врача и педагога он выполнил до конца и погиб вместе с теми, кого лечил и воспитывал.

В годы Великой Отечественной войны наш народ проявлял массовый героизм. А сколько врачей отдали свои жизни, помогая раненым! Под вражеским огнем, рискуя собственной жизнью, санинструкторы, юные медсестры выносили с поля боя раненых. А врачи под вражеским огнем проводили сложнейшие операции. Многие были удостоены правительственных наград.

В рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» есть такой эпизод. Андрей Соколов, шофер, везший снаряды на передовую, попал под обстрел, был контужен и потерял сознание, а когда очнулся, вокруг были немцы. Его вместе с другими военнопленными погнали на запад. Ночью их закрыли в полуразрушенной церкви. У Андрея страшно болела вывихнутая рука. И вдруг он услышал в темноте вопрос: «Раненые есть?» Это был врач. Он вправил плечо Андрею, и боль отступила. А доктор пошел дальше с тем же вопросом. И в плену, и в страшных условиях он продолжал «свое великое дело делать».

О сложной работе врача рассказывает Н. М. Амосов в книге «Мысли и сердце». Его искусные руки вернули к нормальной жизни сотни людей, в том числе детей. Сколько счастливых глаз смотрело вслед этому замечательному хирургу.

Древний ученый Авиценна сказал так: «Врач должен обладать глазами сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва». Самоотверженность и бескорыстие, любовь к людям и стремление им помочь – неотъемлемые качества врача. Через всю свою жизнь он должен пронести слова из клятвы Гиппократа: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного».

3. Спасение человека-смысл жизни врачей.

Разум ученого и чуткие руки доктора способны творить чудеса. Они прекрасны в своем благородном порыве, спасти человека. И в этом заключался смысл их жизни.

Такими врачами являлись Гален – греческий врач, родившийся в 129 году н. э. , составил учебник по анатомии; для этого он работал с гладиаторами, кого в то время за людей не считали (останавливал кровотечение, лечил рубленые, колотые и разорванные раны, вправлял кости, удалял размозженные или изжеванные хищниками кисти и стопы).

Амбруаз Паре – французский врач, жил в 16 веке, один из первых хирургов; издал книгу о лечении огнестрельных ран, о применении кровеносных сосудов во время операции.

Ар - Рази – персидский врач, жил в 9 веке, врач-инфекционист, который в своё время считался самым великим врачом в исламском мире. Он впервые описал подробно инфекционные болезни, которые периодически вызывали эпидемии, страх и смерть.

Андреас Везалий – родился в Брюсселе в 1514 году, проводил медицинские исследования по анатомии;

Уильям Мортон – в 1846 году открыл путь для применения в хирургии анестезии;

Луи Пастер – французский врач, доказал, что микробы вызывают болезни.

Этих врачей не забыли, несмотря на то, что их в свое время называли сумасшедшими, шарлатанами, на улице показывали на них пальцами, но они были счастливы в своей жизни, так как знали, что их работа принесет людям избавление от страданий. Но в одном ряду вместе с этими великими врачами я бы поставила имя врача Ф. П. Гааза, который жил в 19 веке, работал тюремным врачом в больнице на Божедомке.

4. Федор Петрович в воспоминаниях писателей.

Федор Петрович Гааз – человек, про которого писали в газетах, журналах, романах; обсуждали его поступки, на него хотели походить. С ним были знакомы известные люди, такие как А. И. Герцен, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, скульптор Н. А. Андреев, профессор, врач Андрей Иванович Поль, юрист А. Ф. Кони. О нем писали после его смерти, обсуждали его поступки, спорили о том, в чем же был смысл его жизни, такие как М. Горький, А. П. Чехов, Всеволод Иванов, Николай Рубцов.

В своей работе я хотела бы исследовать вопрос о том, в чем состоял смысл жизни врача Ф. П. Гааза в понимании писателей, знавших его и писавших о нем.

Ведь он лучше, чем кто-либо другой, познал всю бездну страданий, выпадающих на долю человека. За четверть века службы в Тюремном комитете. кажется, вся ссыльная Россия прошла перед ним, звеня кандалами, провожаемая им до Рогожской заставы, где начиналась Владимирка.

Тюрьмы, тюремные больницы, пересылки, этапы - изо дня в день шел сюда Гааз, словно добровольно заточив себя в узилище. Но, ежедневно наблюдая человеческое горе, не уставая сострадать ему. Он бывал и счастлив. Мы точно знаем, какие события Федор Петрович считал самыми счастливыми в своей жизни: день замены "прута" кандалами и день открытия Полицейской больницы для бродяг и нищих.

Первое гласное свидетельство о Гаазе принадлежит А. И. Герцену в книге «Былое и думы», изданной в 1853 году: "Доктор Гааз был преоригинальный чудак. Память об этом юродивом и поврежденном не должна заглохнуть в череде официальных некрологов, описывающих добродетели первых двух классов, обнаруживающиеся не прежде гниения тела.

Старый, худощавый, восковой старичок, в черном фраке, коротеньких панталонах, в черных шелковых чулках и башмаках с пряжками, казался только что вышедшим из какой-нибудь драмы XVIII столетия. В этом grand gala похорон и свадеб и в приятном климате 59° северной широты Гааз ездил каждую неделю в этап на Воробьевы горы, когда отправляли ссыльных. В качестве доктора тюремных заведений он имел доступ к ним, он ездил их осматривать и всегда привозил с собой корзину всякой всячины, съестных припасов и разных лакомств - грецких орехов, пряников, апельсинов и яблок для женщин".

В этой зарисовке видна утрированность портрета, и характера, и самого типа личности. Люди, коротко знавшие Гааза, могли бы оспорить сходство эскиза, сделанного пером Герцена, с оригиналом. Высокий, тучный, с крупными чертами энергичного лица, голубоглазый, с взглядом серьезным и спокойным, Федор Петрович менее всего походил на "воскового старичка".

Что ж, Герцен ошибся? Да, ошибся - в деталях внешних, даже в характере. Но проницательность не изменила великому публицисту: он словно предугадал, как именно будет писаться жизнь Гааза его биографами - действительно, все они будут подчеркивать его кроткость, лучезарность, искажающие истинные масштабы личности Газа.

Федор Михайлович Достоевский считал, что именно на таких подвижниках добра, как Гааз, стоит земля. Личность Газа Гн могла не заинтересовать Федора Михайловича. Единственный из великих русских писателей каторжник, он не мог задуматься о человеке, которого боготворила вся каторжная Россия. Из Мертвого дома он пишет брату Михаилу: «Брат, на земле очень много благородных людей». Первым в их числе стал для Достоевского Федор Петрович Гааз. Прямых доказательств их личных встреч у нас нет, но можно установить, что жизненные пути Гааза и Достоевского пересекались:

Отец писателя был врачом, он работал в Мариинской больнице на Божедомке (сейчас улица Достоевского) в то же время, когда там работал и «святой доктор» Гааз;

Дядя Ф. М. Достоевского, первостатейный купец Александр Алексеевич Куманин, который вместе с Газом в 30-е годы принимал участие в восстановлении сгоревшей во время наполеоновского нашествия глазной больницы;

Петр Андреевич Карепин, шурин Ф. М. Достоевского, работал секретарем Тюремного комитета, членом которого являлся и Гааз;

Через этих людей Ф. М. Достоевский многое знал о Газе. Он много думал о нем, и лучшее доказательство тому – роман «Идиот». Кстати, этот роман был напечатан в журнале «Русский вестник» за 1869 год. В №11 журнала имена Достоевского и Газа стоят буквально рядом: на странице №289 заканчивается 4-я часть романа, а на следующей начинается очерк П. Лебедева «Федор Петрович Гааз».

Откроем 6-ю главу 3-й части романа "Идиот":

"В Москве жил один старик, один "генерал", то есть действительный статский советник, с немецким именем, он всю свою жизнь таскался по острогам и по преступникам; каждая пересыльная партия в Сибирь знала заранее, что на Воробьевых горах ее посетит "старичок генерал". Он делал свое дело в высшей степени серьезно и набожно; он являлся, проходил по рядам ссыльных, которые окружали его, останавливался перед каждым, каждого расспрашивал о его нуждах, наставлений не читал почти никогда никому, звал их всех "голубчиками". Он давал деньги, присылал необходимые вещи - портянки, подвертки, холста, приносил иногда душеспасительные книжки и оделял ими каждого грамотного, с полным убеждением, что они будут их дорогой читать и что грамотный прочтет неграмотному. Про преступление он редко расспрашивал, разве выслушивал, если преступник сам начинал говорить. Все преступники у него были на равной ноге, различия не было. Он говорил с ними как с братьями, но они сами стали считать его под конец за отца. Если замечал какую-нибудь ссыльную женщину с ребенком на руках, он подходил, ласкал ребенка, пощелкивал ему пальцами, чтобы тот засмеялся. Так поступал он множество лет, до самой смерти; дошло до того, что его знали по всей России и по всей Сибири, то есть все преступники. Мне рассказывал один бывший в Сибири, что он сам был свидетелем, как самые закоренелые преступники вспоминали про генерала; а между тем, посещая партии, генерал редко мог раздать более двадцати копеек на брата. Правда, вспоминали его не то, что горячо или как-нибудь там очень серьезно. Какой-нибудь из "несчастных", убивший каких-нибудь двенадцать душ, заколовший шесть штук детей, единственно для своего удовольствия (такие, говорят, бывали), вдруг ни с того ни с сего, и всего-то, может быть, один раз во все двадцать лет, вдруг вздохнет и скажет: "А что-то теперь старичок генерал, жив ли еще?" При этом, может быть, даже и усмехнется, - и вот и только всего-то. В "старичке генерале" читатель, видимо, уже и сам узнал Федора Петровича Гааза. А "один бывший в Сибири", мы убеждены, есть не кто иной, как сам Достоевский. И, конечно, он не был бы Достоевским, если бы не закончил рассказ вопросом: "А почем вы знаете, какое семя заброшено в его душу навеки этим "старичком генералом", которого он не забыл в двадцать лет?

" Задумавшись над переплетением жизни Гааза и творчества (т. е. тоже жизни) Достоевского, можно сделать вывод: быть Гаазом для Федора Михайловича значило неизмеримо больше, чем быть порядочным, честным человеком; быть Гаазом означало всю доступную человеку степень совершенства. Идеал человечности - вот что значил для писателя Достоевского доктор Гааз.

Совершенно особо от свидетельств русских писателей о Гаазе отстоит мнение Л. Н. Толстого; оно выражено скупо и категорично: "Такие филантропы, как, например, доктор Гааз, о котором писал Кони, не принесли пользы человечеству". И еще: "Кони выдумал. Преувеличение, это был ограниченный человек".

Ровно через полвека после смерти Гааза Лев Николаевич поставит последнюю точку в рассказе "После бала", полном физически ощутимой боли за прогоняемого сквозь строй солдата-татарина.

"Он не говорил, а всхлипывал: "Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте". Но братцы не милосердовали. "

Страшные, переворачивающие душу слова. И вот писатель, написавший их, упрекает человека, наблюдавшего ужас бесчеловечности не как случай исключительный (подобно герою рассказа), но как быт, российскую обыденность, зачем он не отвернулся с отвращением от мук своего брата, зачем милосердствовал?

А. П. Чехов разглядел в сложном характере Гааза качество борца, бескомпромиссный протест против устоявшегося общественного правопорядка. В письмах, отправляемых А. С. Суворину (Алексей Сергеевич, журналист, издатель, драматург, занимался культурно – просветительской деятельностью: театральной, книгоиздательской) с острова Сахалин в 1890 году (от 18 апреля, от 11 сентября), где ознакомился с условиями жизни ссыльнокаторжных, он много раз писал о Газе и говорил о том, что чудесная жизнь доктора протекала и кончилась совершенно благополучно. Чудесная, благополучная жизнь по Чехову – это понятие особое. Ф. П. Гааз должен быть счастлив, потому что у него первейшая основа счастья – единство поступков и совести

Максим Горький был убежден, что "о Гаазе нужно читать всюду, о нем всем нужно знать, ибо это более святой, чем Феодосии Черниговский". (В 1246 году русских князей стали звать на поклон к Батыю в Орду. Там русских князей заставляли проходить между горящими кострами и кланяться солнцу и идолам. Обряд прохождения между горящими кострами был обязательным для всех чужеземцев, приходивших в Орду. Это был особый ритуал: считалось, что тот, кто прошел невредимо меж горящих огней, не мог причинить вреда хану. Явившийся в Орду по принуждению Батыя черниговский князь также должен был исполнить этот обряд, но он отказался вместе со своим боярином Феодосием. За это их долго мучили и отрубили им головы. В «Житие» гибель в Орде князя и боярина трактуется как подвиг и страдание за веру).

Это высказывание принадлежит писателю, вложившему в свое время в уста Сатина красивые слова о Человеке: «Человек – вот, правда! Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит – гордо!» Из-за частого повторения хрестоматийного монолога кое-кто мог уверовать, будто гордость за человека полностью отменяет жалость к нему. Сам Горький думал иначе, ведь сердцевину жизни Гааза составляет сострадание и милосердие, и вся его жизнь была непрерывным добротворчеством

В заметках Всеволода Иванова останавливает фраза: "Доктор Гааз" и "Дон Кихот". Трагическое спасение несчастных и комическое. Писатель точно подметил два подхода к одной проблеме. Гааз и есть Дон Кихот николаевской России. На него, как в свое время на гидальго из Ламанчи, показывали пальцами: "Посмотрите, говаривали практические люди, вот едет безумный Гааз. Роздал все свои деньги, прожил имение; теперь сам нищий и все хлопочет о каторжниках. Они же над ним помирают со смеху, и пока он говорит им поучения, крадут у него из кармана последние платки. Сумасшедший!"

Гааз как Дон Кихот?

Дон Кихот – герой романа испанского писателя Сервантеса. Странное помрачение рассудка приводит к тому, что он «совершает» подвиги ради добра и справедливости: вступает в поединок с ветряными мельницами, кажущимися ему сказочными великанами, нападает на стадо баранов, похоронную процессию и совершает другие нелепые поступки. Дон Кихот проникнут весь преданностью к идеалу, для которого он готов подвергнуться всевозможным лишениям, жертвовать жизнью: самую жизнь свою он ценит настолько, насколько она может служить средством к воплощению идеала, к водворению истины, справедливости на земле. Жить для себя, заботиться о себе - Дон Кихот считал постыдным. Он весь жил вне себя, для других, для своих братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам.

Но не так думали те, кому отдал свою долгую жизнь доктор Гааз. На похороны его собралось до двадцати тысяч человек, и гроб на руках несли до Введенского кладбища.

Краткая характеристика Гааза по приведенным отзывам:

1. А. И. Герцен – юродивый и поврежденный, т. е. человек, чудаковатый, который совершал бессмысленные нелепые поступки.

2. Ф. М. Достоевский - на таких подвижниках добра стоит земля. Быть Газом для Достоевского значило неизмеримо больше, чем быть порядочным, честным; быть Газом означало всю доступную человеку степень совершенства; идеал человечности – вот что значил для писателя Достоевского доктор Гааз.

3. Л. Н. Толстой – филантроп, т. е. оказывать помощь и покровительство нуждающимся

4. А. П. Чехов пишет, что для Гааза основа счастья – единство поступков и совести, счастье - чувство полного, высшего удовлетворения.

5. М. Горький – это более святой, чем Феодосий Черниговский; сердцевина его жизни – сострадание и милосердие.

Сострадание – сочувствие, вызываемое чьим-то несчастием, горем;

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-то из сострадания, человеколюбия.

6. В. Иванов – сумасшедший, т. е. страдающий душевным, психическим расстройством.

5. Основа счастья - единство поступков и совести.

Кто же такой Гааз, которого называли юродивым, филантропом, сумасшедшим, человечным, гуманным, с которого брали пример, на которого хотели походить, считали своим идеалом?

Гааз Федор Петрович (Haas Фридрих Йосиф) родился 24 августа 1780 года в селе Мюнстерафель, близ Кельна, умер 16 августа 1853 года в Москве, врач – филантроп. Из семьи аптекаря, Учился в университетах Йены и Вены. В начале 19 века приехал в Россию, поселился в Москве, занялся частной практикой и вскоре стал одним из самых популярных московских врачей. В 1807 году назначен главным врачом в московскую Павловскую больницу. В 1809 – 1810 годах совершил путешествие на Кавказ, в ходе которых обследовал минеральные источники, открыл серно – щелочной источник в Ессентуках, в 1811 году издал их описание на французском языке. В 1814 году вступил на службу врачом в действующую армию, дошел с ней до Парижа. По возвращении в Москву вновь занимался частной практикой. С 1828 года член московского тюремного комитета и главный врач всех московских тюрем. Следуя девизу всей своей жизни «Спешите делать добро!», Гааз в своей деятельности руководствовался принципом «Справедливое, без напрасной жестокости, отношение к виновному, деятельное сострадание к несчастному и призрение больного».

Ведь он лучше, чем кто-либо другой, познал всю бездну страданий, выпадающих на долю человека. За четверть века службы в Тюремном комитете, кажется, вся ссыльная Россия прошла перед ним, звеня кандалами, провожаемая им до Рогожской заставы, где начиналась Владимирка.

Тюрьмы, тюремные больницы, пересылки, этапы - изо дня в день шел сюда Гааз, словно добровольно заточив себя в узилище. Но, ежедневно наблюдая человеческое горе, не уставая сострадать ему, он бывал и счастлив. Мы точно знаем, какие события Федор Петрович считал самыми счастливыми в своей жизни: день замены "прута" кандалами и день открытия Полицейской больницы для бродяг и нищих.

Чудак из драмы XVIII века? Юродивый и поврежденный? Но какому чудаку под силу дела, сделанные Гаазом:

1832. - устройство тюремной больницы на Воробьевых горах;

1833. - отмена "прута";

1836 - замена тяжелых кандалов "гаазовскими" - облегченными, обшитыми кожей или сукном; открытие школы для детей арестантов;

1844 - открытие больницы при Старо-Екатерининском приюте;

1846 - отмена поголовного обрития ссыльных;

1843-1847 - неурожайные годы; Гааз собирает 11 000 рублей серебром на пропитание арестантов;

1829-1853 - на средства, собранные Гаазом, выкуплено 74 крепостных; в эти же годы Гааз 142 раза ходатайствует о помиловании осужденных, смягчении наказания и пересмотре дела.

Основную мысль искусства XIX века, а значит, и своего творчества тоже Достоевский выразил так: "Это мысль христианская и высоконравственная, формула ее - восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков. Эта мысль - оправдание униженных и всеми отринутых парий общества". Здесь сформулировано то, что Гааз доказал всей своей жизнью. "Любовь и сострадание живут в сердце каждого! - писал он. - Зло есть результат лишь ослепления. Я не хочу, я не могу поверить, чтобы можно сознательно и хладнокровно причинять людям терзания, заставляющие иногда пережить тысячу смертей до наступления настоящей". Гааз был также твердо уверен, что "количество людей, требующих помощи, не бывает никогда причиною отказа" (отсюда и родилось утешение бедного московского люда: "У Гааза нет отказа"). Его не смущало, сколь велико число страждущих и сколь малы силы одного человека. Да разве они действительно малы, если вспомнить добрые дела доктора Гааза?! Но ему все казалось мало, он спешил. Он и нам завещал: "ТОРОПИТЕСЬ ДЕЛАТЬ ДОБРО!"

"Добро" здесь означает лишь одно - любовь к людям и, прежде всего, - к несчастным.

В небольшой квартире при больнице имени Императора Александра 3 («Гаазовской»), среди книг, большинство которых составляли о жизни и деятельности врачей, с которых он брал пример: Гален, Везалий, Паре, Рази, Пастер Авиценна, Гиппократ, и астрономических инструментов, жил последние годы и умер Гааз. Он жил в полном одиночестве, весь преданный делу благотворения, не отступая ни перед трудом, ни перед насмешниками в уничижении, ни пред холодностью окружающих с канцелярскими придирками сослуживцев. Его девиз «Торопитесь делать добро!», подкреплял и наполнял его своим содержанием всю его жизнь. «Чудак и фанатик» в глазах одних, «святой» – в глазах других – он бестрепетно говорил всем правду и был всегда бодр и ясен духом.

6. Заключение.

Так в чем же смысл жизни Гааза?

Был счастливым человеком в своей жизни или нет? Что для него значило быть счастливым человеком? Быть милосердным или сострадательным? Быть юродивым и поврежденным? Или видеть свое счастье в единстве поступков и совести?

Если мы посмотрим на то, за что брался Гааз, то увидим, что все его замыслы, которые он хотел претворить в жизнь, почти все осуществились:

Существуют тюремные больницы,

Дети арестантов учатся в школе,

Отмена наказания внутри тюрьмы,

Отмена смертной казни.

Добротворчество Гааза – это символ жертвенного бескорыстного служения людям, а сам Федор Петрович – воплощение всего лучшего в человеке.

Шарль Фурье (1772-1837), французский философ, делил все страсти, направляющие поступки людей, на 12 разрядов. Помимо них, он выделил 13 страсть - гармонизм; люди, наделенные ею, не способны мириться с тем, что признано всеми, они стремятся согласовать свое счастье со счастьем всего человеческого рода. Гааз, безусловно, был человеком 13 страсти.

Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно, и великие подвиги не всем по плечу. Но если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.

Жизнь - способ существования живого, выражающийся как минимум в обмене веществом-энергией с окружающей средой и размножении.

У живых организмов и существ жизнь - биологическая форма деятельности, у человека - биосоциальная форма.

Для человека жизнь - деятельность вообще, интегральная деятельность, жизнедеятельность в самом глубоком смысле этого слова. На фоне жизни человек осуществляет специальные или специализированные формы деятельности, такие как общение, познание, практическая деятельность, труд, отдых и т. д.

Существуют три уровня человеческой жизни или три жизни человека:

1. Растительная жизнь - это питание, выделение, рост, размножение, приспособление.

2. Животная жизнь - это собирание, охота, защита, половое и иное общение, уход и воспитание детей, ориентировочная деятельность, игровая деятельность.

3. Культурная жизнь или жизнь в культуре - это познание, управление, изобретение, ремесло, спорт, художество (искусство), философия.

Жизнь человека есть его жизнь как живого существа и жизнь в культуре .

Нужно четко различать понятия ”смысл жизни” и “цель жизни”. Когда перед человеком стоит цель стать, например, врачом, ученым, инженером, то в этом еще нет ответа на беспокоящий его вопрос о смысле жизни. Таким образом, если цель указывает на то, к чему человек стремится, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает.

Поиск смысла жизни - первая часть проблемы. Вторая часть - реализация смысла жизни, смыслозначимая, осмысленная жизнь.

В чем же конкретно смысл жизни? Ясно, что каждый отвечает на этот вопрос по-своему. С другой стороны, в нем есть общие моменты. Это - любовь и творчество. В подавляющем большинстве случаев люди осмысляют-оценивают свою жизнь именно в русле этих двух категорий. Смысл жизни - в любви и творчестве. Любовь поддерживает, умножает жизнь, делает ее гармоничной, гармонизирует. Творчество обеспечивает прогресс жизни.

Цель жизни
Цель «задает» целостность деятельности. Если это цель жизни, то она определяет целостность жизни. У человека, не имеющего цели жизни, и жизнь не реализуется как органическое целое в человеческом смысле. «Жизнь без цели - человек без головы» - гласит народная мудрость.

Не всякий человек ставит перед собой цель жизни, но если ставит, то этим человек полагает ее как целенаправленную деятельность.

Вообще в реальной жизни существует целое дерево целей . Цель жизни - это главная или общая цель жизни. Помимо нее существуют либо подчиненные, промежуточные, либо побочные цели. Подчиненные и промежуточные цели - это цели, осуществление которых открывает путь к главной цели жизни, приближает к ней. Побочные или параллельные цели - это цели, которые формируют всю “кухню” жизни, обусловливают полноценное гармоническое развитие человека. В некоторых ситуациях возникает конфликт между главной целью жизни и побочными целями. Этот конфликт может завершиться либо победой главной цели жизни, либо победой побочных целей.

Главная цель жизни - это цель, осуществление которой оправдывает жизнь человека в целом, как личности, субъекта, стоящего где-то наравне с обществом, осознающего свои цели как цели человека вообще или цели того или иного сообщества людей. В главной цели жизни по логике вещей сливаются воедино стремления человека как индивидуума и цели общества.

Когда возникает необходимость целеполагания? Вероятно тогда, когда между потребностью и ее удовлетворением имеется какое-то препятствие или для удовлетворения потребности нужно совершить сложные ориентировочные действия.

Смысл жизни, в качестве этической категории, обозначает высшую, стратегическую нравственную ценность (или их целостную совокупность), которая личностью выбирается, представляется как социально значимая.

Одной из центральных проблем этики является определение места человека в жизни, смысла его бытия. Существовали различные исторические концепции – от Древней Греции до наших дней, – которые предлагали различные модели смысла жизни исходя из содержания общечеловеческих ценностей:

гедонизм (от. греч. наслаждение) – смысл жизни получить максимум наслаждений;

эвдемонизм (от. греч. счастье) – смысл жизни в том, чтобы быть счастливым;

утилитаризм (от. лат. польза) – смысл жизни в стремлении к личной выгоде и пользе;

прагматизм (от. греч. действие, практика) – смысл жизни связывается с богатством, стремлением к обладанию вещами, комфортом, престижем;

корпоративизм (от. лат. объединение, сообщество) – смысл жизни связывается с общностью интересов ограниченной группы людей, преследующей частные интересы;

перфекционизм (от. лат совершенство) – смысл жизни связывается с личным самосовершенством; гуманизм (от. лат человечный) – смысл жизни связывается со служением другим людям, проникнут любовью к ним, уважением к человеческому достоинству и с заботой о благе людей.

Смысл - это объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность - это субъективное отношение к жизни, осознание ее смысла. Жизнь индивида может иметь смысл, независимо от осмысления.

Объективно смысл жизни человека реализуется в процессе его жизнедеятельности, протекающей в разных сферах. Поэтому он может выступать как спектр смыслов и целей. Но в любом случае человек должен состояться, иметь возможность представить себя миру, выразить свою сущность. Жизнь наполняется смыслом, когда она полезна другим, когда человек с удовлетворением и полной самоотдачей занимается своим делом, когда существование его проникнуто нравственным добром и справедливостью. Тогда объективная значимость, смысл его жизни совпадают с его личными, субъективными стремлениями и целями. Наилучший вариант - ситуация, когда смысл и осмысленность образуют гармоничное единство. Ведь осознать смысл своей жизни - значит, найти свое «место под солнцем».

С осознанием смысла жизни тесно связано понятие цели. В сознании человека цель выступает образом того будущего состояния действительности, которое отвечает его представлениям, потребностям и идеалам. Цель не тождественна смыслу жизни.

Цель – это определенный рубеж, а смысл жизни - генеральная линия, определяющая цели, та общая направленность, которая сказывается на всем поведении человека, на всей его жизни. Цель жизни - впереди, это субъективное представление о будущем. Смысл жизни – это объективное содержание самой жизни и одновременно - стремление к высшей цели.

Смысл жизни не преподносится нам готовым, ему нельзя научиться. Этическая теория дает нам лишь ориентацию. Человеку предстоит не узнать смысл жизни, а обрести его в опыте своего бытия, выстрадать в процессе самоутверждения и сложных нравственных исканий. Обретение подлинного, а не ложного смысла – чрезвычайно сложный процесс, предполагающий заблуждения и ошибки, искаженное или неполное воплощение замыслов, несовпадение смысла жизни в общечеловеческом аспекте с индивидуальной интерпретацией.

Сложность проблемы состоит в том, что знать что-то о смысле жизни, определить его для себя и прожить свою жизнь со смыслом далеко не одно и то же.

Таким образом, ответ на вопрос "есть ли смысл в жизни?" в значительной степени зависит от самого человека от того, захочет и сможет ли он отыскать высшую нравственную ценность, способную придать смысл его существованию. Если мы не способны сами наполнить свою жизнь смыслом, то за нас этого не сделает никто.

Пока мы определяем смысл жизни натуралистически, мы вращаемся в замкнутом круге произвольно принятых yтверждений. С одной стороны, утверждается, что смысл жизни - это счастье или наслаждение, но при этом бессознательно подразумевайся, что быть счастливым и наслаждаться имеет смысл (а это, весьма проблематично). Полезно искать смысл жизни в самой жизни, но не стоит, наверное, приравнивать проявления жизни и ее смысл.

Земная жизнь должна получить нравственный смысл из авторитетного источника. Ведь она не так уж хороша, и ценность ее весьма сомнительна. Во-первых, в ней слишком много зла, страдания. За короткий человеческий век не удается достичь сколько-нибудь серьезных целей: ни материальных, ни, тем более, духовных. Во-вторых, какой смысл имеет бытие, в конце которого ничего нет, "бытие к смерти". Трудности натуралистического подхода тоже склоняют к мысли, что за повседневными проявлениями жизни надо открыть ее идеальную суть, иначе жизненная суета не получит морального оправдания.

Для религии поиск такого "высшего" не составляет особого труда: наше существование имеет смысл постольку, поскольку оно ориентируется на божественные заповеди и ценности. Смысл жизни нельзя отождествлять ни с какой конкретной целью. Ведь тогда, достигнув цели, мы всякий раз теряли бы смысложизненный ориентир. Не только материальная, но и духовная цель, самая возвышенная, не образует смысла. Смысл нашей жизни условный, бытие человека само по себе не важно, важно его соотнесение с абсолютной ценностью. Очевидно, что надо не столько получить "информацию о смысле жизни", сколько пережить смысл, почувствовать, что это именно то, чего всегда жаждал. Значит, суть бытия надо постигать не умозрительно, а реально живя, т.е. практически и на деле утвердить свой способ жизни как имеющий смысл. В этом-то, наверное, и состоит главный смысл человеческое бытия: это путь созидания смысла, осмысливания того, что без нашего усилия осталось бы слепой необходимостью, бессмыслицей. Смысл жизни не дан, не задан, его надо утвердить и доказать, если хочешь, чтобы он был. Этим самым мы утверждаем самих себя как людей, заслуживающих бессмертия. Смысл нужно пережить, т.е. не найти, а проложить свой путь.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нижегородская государственная медицинская академия

Смысл жизни и врачевание

Трошин В.Д.

Введение

Проблема смысла жизни связана с общей проблемой Мироздания, ее местом в общем развитии Вселенной, эволюцией человека и человечества, конкретный смысл жизни каждого человека - с удовлетворением его основных потребностей, в частности биологических, социальных и духовных. Смысл жизни каждого человека определяется стремлением к непрерывному самосовершенствованию, при этом если совершенствуется сам человек, то совершенствуется и все человечество. До недавнего времени проблеме смысла жизни в медицине уделялось явно недостаточно внимания. Понятие о смысле жизни отсутствует в философском и психологическом словарях, обходят молчанием его и учебники медицины. Между тем можно ли считать полноценным медицинское образование, в котором проблема смысла жизни есть "терра инкогнито"? В то же время эта проблема принадлежит к числу вечно волнующих и неразрешимых. Она встает перед каждым достаточно развитым человеком рано или поздно, на заре или закате его жизни. Откуда мы пришли, куда мы идем, какова цель существования человека на земле? Если есть жизнь, то, может быть, как сказал поэт, это "дар случайный". Или же в вечном круговороте жизни таится какой-нибудь глубокий символ? Б. Паскаль в свое время заметил: "Горе тем, кто не знает смысла своей жизни". Большинство людей просто не задумываются над этим, а кто задумывается, толкует по-разному. В.Г. Вогралик (1985) в этой проблеме выделяет две категории смысла жизни: общебиологическую и человеческую, психологически обусловленную. Во второй категории следует отметить духовный и социальный смысл жизни в соответствии с потребностями человека и человечества. На этих вопросах мы и остановимся более подробно.

1. О сущности жизни

Бурное развитие современной биологии и медицины привело к накоплению естественнонаучного материала, отражающего многообразие форм проявления жизни. Установлено, что развитие живого вещества в ходе геологического времени выражается в медицинском измерении его форм, генетически между собой связанных, от одного поколения к другому. Современная биология знает немало примеров, которые не позволяют пока понять некоторые факты зарождения и функционирования жизни. Среди таких любопытных фактов привлекает внимание элементарная частица жизни - молекула ДНК. Простейшие математические подсчеты вероятности самопроизвольного зарождения ДНК и ее белковой оболочки показывают, что если чисто умозрительно (теоретически) допустить, что какой-то неведомой силе удалось вдруг взять и собрать воедино все атомы Вселенной и заставить их взаимодействовать между собой, то не хватило бы земного времени на перебор вариантов комбинаций для получения хотя бы одной единственной молекулы жизни. А когда была обнаружена и исследована сложно-иерархическая организация "биологии клетки", ученые-экспериментаторы с удивлением обнаружили, что и все составные части этой клетки - ее стенки, мембраны, гены, хромосомы, геном и т.п. - тоже являются очень сложными "архитектурными ансамблями" целостного живого вещества. Вместе с тем эти внешние сходные конструкции имеют принципиальное отличие, неповторимость отдельных видов клеток. Обнаружилось, что все клетки абсолютно индивидуальны. К тому же клетка, будучи сложно организованной и сложно регулируемой системой, существует благодаря не менее сложным внутриклеточным связям, зависимостям, объединяющим ее в нечто единое целое - микроорганизм. При этом функции отдельных органоидов клетки остаются строго "специализированными".

Установлено, что все клетки в организме происходят от одной единственной клетки - клетки оплодотворенного яйца. Это позволяет понять почему, несмотря на существование мириадов различных клеток в сложном организме млекопитающих, они содержат одинаковый геном - ДНК с одинаковым набором информации. Следовательно, дифференцировка, возникновение того или иного типа клеток, характер последующей структуры и функции клеток организма зависят и от различий в структуре ДНК в разных клетках одного и того же организма, и от особенностей реализации генетической активности.

В ДНК каждой клетки содержится столько информации, что ее достаточно для воспроизведения любого типа клеток данного вида животного. При определенных условиях каждая клетка могла бы играть роль половой клетки. ДНК как носитель всей информации, накопленной в ходе эволюции, - удивительно стойкий (консервативный) полимер. Если бы структура ДНК была более подвижной, то это привело бы к хаосу в процессе биосинтеза белка, в обмене веществ и функционировании клетки. В таких условиях стало бы просто невозможным эволюционное развитие как закономерной передачи признаков по наследству. Но в то же время ДНК при всем том "разумно" стабильна и подвижна.

Считаясь элементарной единицей живого, клетка является основой строения всей биосферы на Земле, развития и активности каждого организма. Клетка поддерживает и восстанавливает целостность живого, адаптируясь к условиям переменчивой внешней среды. Именно в этом заключаются ее смысл и внешняя ценность. Научно философские дебаты по этому поводу сводятся в основном к оценке относительных достоинств клетки по сравнению с целостным организмом как живой системой. Однако в определении смысла и назначения клетки для "живой системы", признания ее как особой ценности для всего живого многое еще не обосновано философски. Поэтому определение ценности и самоценности жизни является сегодня и останется надолго специфической проблемой биологии - философской (Хрусталев Ю.М., 1998).

Научное постижение ценности жизни невозможно осуществить в отрыве от разрешения проблемы происхождения живого вещества и установления степени его зависимости от неживого как земной, так и космической среды.

В.И. Вернадский (1994), ссылаясь на мнение Кювье, писал, что "жизнь на Земле возникала несколько раз, что были периоды геологических катастроф, когда она исчезала или замирала и затем - в новых формах - вновь возникала". Для философского понимания сущности и смысла жизни необходимо не только по возможности полное изучение всех лежащих в ее основе структур и процессов, но и объяснение того, почему эти процессы и структуры возникли именно такими, какие они есть. Прежде всего в силу того, видимо, что все живые организмы нуждаются в питании и дыхании, то есть жестко зависимы от конкретной их материально-энергетической среды; они ведь вне ее существовать не могут.

В научных кругах ныне сложилось несколько философских направлений решения этой проблемы, а именно: материалистический монизм, то есть отрицание принципиально непроходимой границы между живым и неживым и теория вечной жизни, то есть признание во Вселенной двух форм вечного движения материи - живой и неживой. Характерным для диалектико-материалистического определения самоценности жизни стало представление о ней как об относительно самостоятельном системном образовании, которое нельзя отрывать от других форм движения материи. Не допускается и упрощенный подход к пониманию жизни, то есть сведения ее к функционированию органов, клеток, какую бы важную роль они не играли в процессах жизнедеятельности. Геологически жизнь закономерно связана с материально-энергетической структурой космоса и возможна при определенных физических и химических условиях.

Все живые системы отличает гораздо более высокий уровень структурной и функциональной упорядоченности, особое положение в космическом пространстве и во времени. Они активно обмениваются с окружающей средой энергией, веществом и информацией, то есть являются открытыми системами. При этом, в отличие от неживого, живому присущи способность к определенному упорядочению, стремление к созданию порядка из хаоса.

В ходе эволюции живых организмов все более совершенствовались сами процессы приспособления их к внешним условиям, что способствовало у свободно передвигающихся животных развитию центральной нервной системы. Таким образом, эволюция живого вещества, как и эволюция отдельных его видов, - всего лишь фрагмент общего космического процесса. Поэтому для понимания самоценности процесса жизни недостаточно изучения только деталей и отдельных механизмов ее видообразования и видоизменения, как это имеет место в современных эволюционных теориях.

В.И. Вернадский первым связал воедино эволюцию живого вещества и эволюцию космической среды. По его мнению, чтобы понять и оценить эволюционную суть живых систем, надо проследить природную тенденцию к усложнению организмов от примитивных форм к высшим животным и в конечном счете - к человеку, его разуму. Критерием этого движения можно назвать способность к регенерации живых органов. Это, пожалуй, самое впечатляющее проявление жизнестойкости, и оно наиболее ярко прослеживается у таких низших существ, как дождевые черви и полипы. Если червя, например, разделить пополам, то у одной части вырастет хвост, а у другой - голова. А если разделить его еще на несколько частей, то все они смогут регенерировать в целое животное. Среди высших животных способность восстанавливать утерянные органы имеется также у амфибий и рептилий. Когда ампутируют лапку саламандры, мускульные ткани и скелет около раны восстанавливаются и принимают вид эмбриональных клеток.

Однако с усложнением животного организма (от рептилий до млекопитающих) сила его регенеративных возможностей заметно снижается и заменяется все возрастающей ролью нервной системы к реорганизаторскому акту. Таким образом, поднимаясь как бы вверх по иерархической лестнице усложнения жизненных процессов, регенерация понемногу сводится к минимуму. На ее место приходит уникально устроенный аппарат нервной системы. Так, у человека отсутствие способности к физической регенерации компенсируется уникальными силами Разума - самому создавать модели биологического сохранения, восстановления разрушенных или раненных органов, то есть реагировать на вызов природы творческим регулирующим импульсом.

Многие годы естествоиспытатели под регуляцией понимали только одну, хотя и важнейшую возможность управления жизненными процессами в организме - нервную регуляцию. Ныне уже доказано, что по принципам биологического регулирования развиваются внутренне содержание любого жизненного материала, взаимосвязь его отдельных звеньев в ходе фило- и онтогенеза. Как весь организм, так и отдельные его клетки представляют собой сложные саморегулирующиеся системы с общими законами "самодеятельности". Каждая саморегулирующаяся система в организме входит в состав другой, более сложной высокоорганизованной системы. Человек же с его разумом представляется как особая высокоразвитая духовно-биологическая система саморегулирования жизни.

2. О смысле жизни

смысл жизнь эволюция вселенная

Как-то очень точно заметил И.В. Гете (1744-1832), не только великий поэт, но и не менее выдающийся ученый, философ, что в науке мы можем знать только то, как произошло что-нибудь и не можем знать, почему и для чего это произошло. И поэтому, философски рассуждая о феномене жизни, надо в принципе определиться: в чем сущность жизни и что это за загадочная смыслообразующая субстанция биологической формы движения материи на Земле? Этот вопрос волновал и волнует ученых, теологов, философов уже более 2,5 тысяч лет (а миру живых существ, по-видимому, не менее 3,5 млрд. лет). Ответа же, удовлетворяющего всех, до сих пор нет, и вряд ли скоро будет. Правда, уже получено немало убедительных фактов объяснения понятия "жизнь". Однако все они касаются или специфически содержимого живой функционирующей клетки, или теоретического объяснения смысла жизненного бытия. "В связи со всем этим в явления жизни, - заявил В.И. Вернадский, - я ввел вместо понятия "жизнь" понятие "живого вещества" ... - совокупность живых организмов". Ни одна из ныне существующих теорий или гипотез не могут убедительно обосновать переход от неживого к живому веществу, то есть объяснить специфическое отличие живого от неживого. «Но есть ли резкое отличие живого от мертвого?" - задался вопросом В.И. Вернадский и ответил; "Давно сделалось общим местом невозможность дать точное и ясное определение признаков живого. Мы все их находим в тех или иных явлениях мертвой природы".

В.И. Вернадский, кстати, и не пытался давать определение феномена жизни. А действительно: способна ли наука определенно заявить, что же такое жизнь, есть ли у нее смысл? Наверное, было бы вернее стремиться к раскрытию сущности жизни как принципиально иной системы существования материи в природе с весьма специфическими оценками субстанции, отличающей все живые состояния от неживых и признающей, что жизнь не есть простое, исключительно земное явление. При этом каждое живое вещество на Земле появляется из одной единственной зародышевой клетки, которая путем деления в конце концов и превращается в сложный биологический организм.

Теперь же, когда в принципе установлено, что хромосомы всех организмов (растений, животных и человека) представляют собой исходную формулу наследственной целостности, стал понятнее и смысл расщепления хромосом в процессе деления клетки. Считается, что этот механизм необходим для "задуманного" распределения важнейшей функциональной информации между двумя дочерними клетками. Жизнь - это ведь "деятельность" клеток, многочисленные в ней химические реакции, которые протекают под действием ферментов (биологических катализаторов белковой природы). Белок синтезируется из разных химических элементов в период между делениями клетки. Именно в этот период молекула ДНК наиболее удобна для "чтения жизни". С этого периода хромосомы теряют компактность и начинает "разматываться" нить жизни, то есть как бы открывается "книга памяти" ДНК; клетка синтезирует белки, из которых и состоит организм.

История философии и генетики в плане решения "вечной загадки" - сущности жизни - показывает, что этот поиск не может быть результативным ни на уровне абстрактного теоретизирования, ни на уровне "голого" эксперимента. Всегда ли естествоиспытатели, пытавшиеся решить проблему сущности и смысла жизни, в своих работах совмещали оба эти уровня? Примером могут служить труды Ч. Дарвина и Л. Пастера, результаты исследований Уотсена и Ф. Крика. Они перевернули мировоззрение своих современников и "заставили" представителей различных областей естествознания посмотреть на многие проблемы жизни совершенно другими глазами.

Уже в XX веке А.И. Опарин саккумулировал все рациональное предшествующих концепций и философски синтезировал методологию эволюционизма Дарвина и организмизма Пастера. Подытоживая свою творческую деятельность, сам А.И. Опарин так объяснял появление жизни на Земле: "В начале своего формирования Земля была безжизненной, но на ней осуществлялись неорганические, абиотические синтезы углеродистых соединений и их последующая предбиологическая эволюция. Эта химическая эволюция сводилась к постепенному усложнению абиогенных соединений, а затем формированию из них индивидуальных фазово-обособленных систем и превращению последних (на основании их естественного отбора) в предшественников жизни "пробионтов, а затем и в первичные живые существа".

Философско-научные прорывы в естествознании типа эволюционного учения, опровержения догмы самозарождения, введения принципа дисимметрии, открытия двойной спирали ДНК и другие теории ведут, по сути своей, к мировоззренческим переворотам в общественном сознании. В наше время биология, изучающая многие структурные компоненты живых систем - ДНК, РНК, АТФ углеводы, липиды, витамины, гормоны, а также многочисленные функции самого живого организма - стремится понять эту сложную динамическую систему. Уже установлено, что для всякого живого характерна "триада жизни" - единство субстратного (вещества живых систем), энергетического и информационного потоков, составляющих единую открытую живую систему, способную к обмену веществом, энергией и информацией с внешней средой. На базе этой "триады" (вещество, энергия, информация) формируется методологическая (философская) триада жизни - созерцание, анализ и синтез.

Что же такое жизнь, какое определение ее будет наиболее полным и точным? Этот вопрос стоит перед мыслителями планеты тысячелетия. Ответ же пока и сегодня - самый общий, приблизительный. По К. Марксу, под жизнью понимается особая форма существования материи, особый способ ее движения. Она невозможна без наличия и функционирования белков и нуклеиновых кислот, как "сам себя осуществляющий перманентный химический процесс". Весьма характерно, что эта область органической жизни, по Энгельсу, именуется физиологией, которая, разумеется, есть ни что иное как "физика и в особенности химия живого тела, но вместе с тем она перестает быть специально химией: с одной стороны, сфера ее действия ограничивается, но, с другой стороны, она вместе с тем здесь на некоторую более высокую ступень". Жизнь - это часть нескончаемого движения Вселенной. Характерные проявления жизни - обмен с внешней средой, воспроизведение себе подобных, постоянное развитие и саморазвитие.

Исследуя биосферу Земли, механизмы ее эволюции, ученые-биологи пришли к выводу, что живое вещество - это непростая совокупность отдельных ее видов, а некая целостная система, причем составляющая ничтожную часть планеты.

Соглашаясь с В.И. Вернадским, который видел проблему живого вещества в том, чтобы объяснить не возникновение жизни - она вечна, а механизм ее появления на нашей планете, предпринимаются попытки охарактеризовать все живое свойствами метаболизма и редупликации, то есть самовоспроизведением. Особым же свойством живого вещества считается его направленность на сохранение целостности (гомеостаз). Но, однако, выяснилось, что этими свойствами могут обладать и неживые структуры. Если даже принять гипотезу о том, что жизнь - это форма существования белковых тел (клеток или многоклеточных организмов), то живое - это не что иное как некое состояние этих тел, отличных от косной материи. При сопряжении научных исследований ученых-химиков, занимающихся проблемами биохимии, ученых-биологов, разрабатывающих методы изучения живой клетки, ученых-математиков, предлагающих кибернетическую картину поведения и воспроизведения сложных управляющих систем в технике живой природы, формируется целостная картина жизни.

Выдающийся американский математик Норберт Винер как-то глубокомысленно и проницательно заметил: "Я спрашиваю, будет ли это философски очень разниться от того, что происходит в организме, когда ген действует как шаблон, формирующий другие молекулы того же гена из неопределенной смеси аминокислот и нуклеиновых кислот, или когда вирус формирует другие подобные себе молекулы того же вируса из ткани и соков организма-хозяина. Я совсем не утверждаю, что процессы одинаковы в деталях, но утверждаю, - заявляет он, - что философски они представляют собой весьма сходные явления".

Итак, проблемы сущности и смысла жизни до сих пор не решены, несмотря на ощутимые достижения естественных наук, специально их исследующих. Это объясняется тем, что ни одна из существовавших ранее (да и ныне существующих) гипотез не может предложить механизм перехода от неживого к живому, найти специфическое отличие живого тела от неживого предмета. Поэтому-то сама проблема жизни, ее временные границы остаются важнейшей и наиболее сложной философской проблемой. Вспомним дерево жизни, появившееся в начальной книге Библии. Оно ведь, было, по сути, прообразом извечной и неутолимой мечты людей о победе жизни над смертью. Ей суждено будет пройти через всю историю человечества, зажигаясь потаенным огнем в ретортах средневековых химиков, искавших "корень жизни", вспыхивая в утопиях мудрецов-философов и романах фантастов-мечтателей, вдохновляя поэтов всех времен и народов.

3. О духовном смысле жизни

Проблемы духовности и нравственности, естественно, порождают сверхпроблему смысла жизни. Каждый врач всегда думает о смысле бытия. Работая в течение пятидесяти лет в области медицины, я постоянно убеждался, что, в сущности, больной нуждается в беседе об этом, ибо путь к здоровью начинается с поиска истинного смысла жизни. В результате многолетнего изучения работы мозга здоровых и больных, я прихожу к выводу, что вначале была не материя, а был Смысл ее возникновения, были Идея и Мысль. Смысл реализовался в создании Человека. Не будет человека - не будет и Вселенной, Бога, ибо не будет Смысла в ней. Для человека первичен смысл его жизни. Человек живет не для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить, жить согласно смыслу своей жизни. Рождение человеком себе подобных не является самоцелью. Человек рождает подобных себе для бесконечного воссоздания Смысла бытия, для его бесконечного развития. И человек живет не ради размножения, а размножается, чтобы не прерывался Смысл всего сущего. И живет он по законам духовности.

Высший смысл жизни, таким образом, заключается в том, чтобы состояться, как Идея, как Мысль. Так состоялись Гегель и Гете, Ньютон и Шекспир, Ломоносов и Пушкин, Сергей Радонежский, Серафим Саровский и др. Каждый должен состояться в своей врожденной роли, в своем призвании, на своем месте с тем, чтобы одному открыть новое, раздвинуть границы знания, а другому - как можно глубже постичь уже достигнутое.

Человек как порождение Высшего Духа Смысла, Идеи, Мысли велик. Он подобен Богу - Богу, в котором и находит этот первоначальный Замысел, Смысл, Идею и мысль. По образу и подобию своему человек порождает потомство. Человек судит себя и других, наказывает себя и других, способен обрезать нить своей и чужой жизни, творить свою судьбу и вмешиваться в судьбу другого, способен украсить и обогатить землю, мир и способен погубить их. Искушение, преступные промыслы и наказание за них или праведность - в самом человеке! И человек - Бог для самого себя, ответственен за себя перед самим собой, перед Мирозданием, Богом. Человека таким образом характеризует степень развития в нем Смысла жизни, мысли, свободы, совести, ответственности, долга.

И человек сам делает Выбор - выбор между добром и злом - и сам отвечает за него. Один выбирает созидание, труд, путь совести, нравственности, ответственности, долга, путь мудрости, знания, поиска, путь Мысли и Смысла жизни, а другой - путь невежества и омраченности. Первый - Человек, второй - животное. И второй потерял свою человеческую суть. Пока Адам и Ева жили в райских кущах, они не были людьми. Когда они выбрали путь познания, путь ответственности за себя, за свое потомство, за мир вокруг себя, когда они выбрали труд в поте лица своего, свободу и достоинство, они стали людьми. Бог сотворил яблоко для того, чтобы они совершили Выбор. И то, что Выбор совершила Ева, подчеркивает великую роль женщины в этом мире, ее роль как носителя мудрости и нравственности. И не грех она совершила, а подвиг (Гарбузов В.И., 1999).

Великий Выбор совершается в течение всей жизни. Одним неправедным поступком в конце жизненного пути можно перечеркнуть всю праведную жизнь. Праведной жизнью после неправедного поступка искупается грех. Никому нельзя передоверить Выбор своей судьбы, ни за кем нельзя идти бездумно по жизни. Сотворив себе кумира, человек перестает быть человеком и становится роботом в чужих руках. Поскольку в жизни человека заложен великий Смысл, он обязан прожить отмеренное ему судьбой, какой бы трудной не была его жизнь со всей страстью, со всей мощью данной ему энергии. Человек - не гость в этом мире, а хозяин. Земная жизнь человека - не подготовка к другой жизни. Она самоценна, и прожить ее надо со всей отдачей, прожить так, как будто другой жизни не будет. Только тогда у человека будет право на жизнь в других измерениях. Дарованная человеку жизнь пронизана долгом перед предками и потомками, перед человечеством. Эта взаимосвязь и есть иное бессмертие человека. И в этом долге перед жившими и теми, кто еще будет жить, -смысл жизни. Смысл жизни человека должен быть достоин его призвания. Каждый своей жизнью обогащает Идею и Мысль. И человек рождается, чтобы постичь все, что было до него, постичь накопленное предками и, обогатив его, передать потомкам, передать для того, чтобы бесконечно развивался Высший Смысл бытия. Жизнь каждого уникальна и неповторима. Мысль и чувство, радость и страдания, опыт каждого оставляют след в мироздании. Вклад каждого в мироздание определяет, лучше или хуже оно стало после жизни каждого и жизни всех. Исследовательский инстинкт в каждом, и в этом -великий смысл. Он дарован каждому для постижения, накопления, поиска и развития Знания, для творчества. И истинный смысл жизни в духовном самосовершенствовании - узнать как можно больше, думать как можно глубже и реализовать в знании свое призвание. Именно в силу своей самоценности, уникальности каждый должен сохранить свою свободу и достоинство, состояться как индивидуальность.

Знание, мысль одухотворяются и оплодотворяются чувствами, сердцем. Без чувства нет творчества, нет понимания прекрасного. Высшее чувство - любовь. И смысл жизни - в любви, в любви к родителям и детям, в любви к ближнему, к жизни, к деятельности, в любви к природе, к Творцу. Любовь - творчество. Смысл жизни в том, чтобы любить и быть достойным любви, быть любимым. Не любивший и не знавший любви к себе - не жил, не творил.

Смысл жизни - в духовном, нравственном, мудром, полноценном общении с другими. Смысл жизни - в полноценной семье, в детях, Родине. Смысл жизни - в единстве с природой, Богом, с прекрасным на земле, в благоговейном созерцании и в мудром, нравственном, одухотворенном участии в жизни вокруг нас, в ее созидании.

Однако у каждого в этой общей правде есть свое - свое призвание, индивидуальное. Для одного при важности всего перечисленного самое важное родить, воспитать и сохранить свою жизнь, иными словами, для такого человека первостепенны дети и семья. И это - естественно. Для другого вся жизнь - в творчестве. Каждый должен найти свой индивидуальный смысл жизни в полном соответствии со своим природным призванием, со своей натурой, генетикой.

Подчеркнем, что и потенции духовности, интеллекта, природный склад мышления соответствуют природному призванию. Так, есть "физики" - и это "левополушарные" люди с логическим мышлением; есть "лирики" - и это "правополушарные" люди с образным мышлением. В шахматах известно "стратегическое мышление" М. Ботвинника и талант "тактического мышления" М. Таля. Академик Кедров писал о "практическом уме" - уме полководца Г.К. Жукова. Однако есть люди и с выраженным "теоретическим мышлением". Из практики жизни всем известно, что есть люди с врожденным складом мышления организатора, бизнесмена, инженера, врача, педагога. Есть люди с критическим складом ума, особенно четко выявляющие изъяны концепций, проектов, планов, а есть тонкие ценители идей, открывающие таланты, первыми указывающие на достоинства концепции, проекта, плана. Есть генераторы идей и есть исполнители, есть "классификаторы", подобно великим Линнею и Менделееву, а есть "философы", которых так щедро рождала Русь.

Из всего этого вытекает несколько важных положений.

Человек только тогда состоится в этой жизни, если смысл его жизни совпадает с его природным призванием. Тогда он талантлив и уникален, и тогда он здоров.

Одна из ценностей общечеловеческого смысла жизни доминирует, другие выражены в разной степени. Но все они должны иметь место в жизни каждого человека, когда речь идет о смысле жизни. Только при этом условии жизнь полна, многокрасочна, а если человек в чем-то и потерпел поражение, у него остаются еще другие великие ценности, в которых он может состояться. И он не надломится, потерпев поражение в чем-то, как тот, кто поставил всю жизнь на одну карту и проиграл.

Рассуждая о смысле жизни, следует подчеркнуть, что страшен фанатизм одной ценности, фанатизм самодовлеющей идеи. Так, страшно, когда за счастье "всех детей" борется человек, у которого их не было, или - еще хуже - забросивший "во имя всех детей" своего ребенка. У каждого в соответствии с доминирующим у него инстинктом уникален не только склад ума и мышления. Уникальна сама личность. Личность человека как носителя сознания - это категория духовно-биологическая, это совокупность свойств человека, составляющих его индивидуальность, уникальность. Так, у "эгофильных" чрезвычайно развито предвидение, у "генофильных" - интуиция, у "альтруистичных" - дар сопереживания и компромисса, у "исследователей" - творческие потенции, у "доминантных" - просчет вариантов, логика, проницательность, у "либертофильных" - широта мышления, свободного от догм, смелый полет мыслей, а у "дигнитофильных" - возвышенность ума, идей, побуждений. И в результате смысл жизни каждого из них - в необходимости их самих для сообщества людей, для человечества. И если состоялся каждый, то состоялись все, а если кто-то не состоялся, не состоялись все, ибо потеря в таком случае невосполнима. Так, великолепный оркестр не исполнит полноценно и полнозвучно симфонию при отсутствии хотя бы одного скрипача.

На первом месте среди общечеловеческих ценностей, составляющих смысл жизни человека, может быть любая, кроме узко материальной. Если человек поставил такую ценность во главу угла, он "богат" и он нищий. Материальное важно; у "эгофильных" и у "генофильных" оно может занимать одно из первых мест, ибо люди этих двух типов природой ориентированы на материальное обеспечение своего будущего или будущего своих детей. Но человек не должен делать смыслом своей жизни эту ценность, ибо тогда он следует за миражом (Гарбузов В.И., 1999).

И главное. Не найдя истинного смысла своей жизни, своего природного призвания, не определив свою иерархию ценностей - это значит не состояться как личность, не быть здоровым, счастливым и долголетним.

4. Пути совершенствования личности

Основные пути становления и совершенствования личности по В.Г. Вогралику (1997):

1. Наследственные зачатки, составляющие "корень" последующего "произрастания" личности. Из пустого зародыша ничто не вырастет.

2. Воспитание как процесс целенаправленного систематического воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к жизни, общественной и производственной деятельности, в частности, и это очень важно (!), этичным примером воспитывающих.

3. Образование как процесс систематического усвоения знаний и навыков, необходимых для подготовки человека к жизни и труду.

4. Условия жизни, благоприятные для воспитания и образования жизни вообще.

При этом, например, Виктор Гюго считал, что "...воспитание - дело совести; образование - дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга", обеспечивая тем самым формирование интеллигентного человека, то есть широко образованного, хорошо воспитанного, с отличным вкусом и манерами, умеющего всегда держаться в рамках приличия.

Развитие личности и реализация смысла жизни человека требуют определенных (благоприятных) условий жизни. Но жизнь - это не ровная дорога; "ее прожить - не поле перейти". И.А. Гончаров писал: "Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь не сад, в котором растут только одни цветы". А "ухабы" бывают разные.

Анализируя возможности формирования достойной личности в наше время, мы, к сожалению, вынуждены констатировать огромные затруднения вследствие нарушения всех "дорог" к этому - и к воспитанию, и к образованию, и к жизни вообще. Это не нужно доказывать; это повседневно ощущается каждым здравомыслящим человеком. Видно, прав был Эзоп, утверждавший, что "Прометей вылепил человека из глины, которую замешал не на воде, а на слезах". Все это ухудшает и сокращает жизнь, и виноваты в этом прежде всего сам человек, его всевозрастающая бездуховность, безнравственность, эгоизм, стремление устроить свою жизнь за счет других. Здесь к месту привести цитату из романа Александра Крона "Бессонница". Один человек спрашивает другого: "Ты знаешь, отчего слоны долго живут?" "Знаю, - отвечает другой. - Оттого, что никогда не выясняют отношений". Первый: "Но слоны не делают многого другого: они не топчут друг друга".

В структуру личности человека входит и такая форма общественного сознания, направленная на совершенствование помыслов и поступков, на оптимизацию человеческих взаимоотношений, на укрепление стабильности общества, как нравственность (или мораль). A.M. Вейн (2001) прав, утверждая, что нравственность складывается из добродетели и бескорыстия.

В 30-е годы была издана книга Ван Луня "История человечества". В ней автор определил это понятие как "история человечества есть история голодного существа, гоняющегося за пищей". В этом определении видна доля истины. Но, во-первых, погоня за пищей свойственна всем живым существам, во-вторых, "не хлебом единым жив человек".

По В.Г. Вогралику (1997), биологически изначальным свойством всего живого - от амебы до человека - является эгоизм как стремление к выживанию и оптимальному самовыражению. Он, как осевая линия, проходит через все этапы эволюции жизни. Но, по-видимому, эгоизм как инстинкт самосохранения, составляющий и психологическую основу нашего существования, все же выступает лишь одной стороной этого процесса. Есть и другая сторона. "Осевая линия эгоизма" (как видно на схеме) оплетается и в своих проявлениях сдерживается (обуздывается) спиралеобразно нарастающей в ходе эволюции тенденцией альтруизма - бескорыстной заботой о благе других - первоначально как проявление заботы о сохранении потомства, потом рода, далее вида и, наконец, жизни вообще. Очевидно, что без этого невозможна была бы сама "нить жизни". Эти указанные два свойства живого - эгоизм и альтруизм, зло и добро. Сатана и Бог - в конечном счете определяют "структуру личности", уровень духовности и нравственности каждого. При этом, чем выше доля альтруизма, тем выше нравственность, и, наоборот, чем выше доля эгоизма, тем ниже нравственность. Можно представить следующую градацию нравственности в виде схемы по В.Г. Вогралику.

Понятно, что и смысл жизни, и цель жизни в четырех градациях нравственности будут одинаковы. Человек, утрачивающий нравственность, как бы спускается по эволюционной лестнице; «звереет», «дичает» (становится асоциальным) и смысл его жизни. Духовное самосовершенствование, осознание смысла жизни важно в любом возрасте - можно начать сначала, найти себя и свой смысл жизни. Однако чем раньше это сделано, тем лучше для себя, семьи и общества в целом.

5. Логотерапия

Особое место в психотерапии занимает логотерапия, разработанная австрийским психологом В. Франклом. Логотерапия есть терапия смыслом жизни. Смысл нельзя дать - его можно найти. Врач может лишь помочь в поиске смысла, направить пациента по пути размышления. Смысл жизни для наших пациентов видится в борьбе до победного конца, в терпеливом и смиренном выполнении долга, в преодолении себя, в самоутверждении через все препятствия, в обеспечении другим людям благ. Смысл обладает неуязвимостью субъективного как особой духовной реальности. В разработке логотерапии важное значение имеют целостные ориентации личности.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретический анализ философской интерпретации проблемы смысла и конечной цели мироздания. Смысл и бессмысленность в трудах Камю (абсурд Камю). Проблема смысла жизни по Фрейду и по Франклу. Отличительные черты пессимистических взглядов на смысл жизни.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2010

    Изучение истории поисков смысла жизни. Эволюция формулы смысла жизни античного и средневекового человека, во времена Возрождения и Просвещения. Смысл и бессмысленность, самоочевидность истинного бытия. Основные положения сократовской формулы смысла жизни.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Определение конечной цели существования, предназначения человечества и человека как биологического вида. Проблема смысла жизни в русской философии. Русские философы о назначении человека. Религиозно-философское осмысление творчества Достоевского.

    реферат , добавлен 18.11.2011

    Философско-антропологическая проблематика. Проблема смысла жизни. Смысл жизни как философская категория. Абсурд как альтернатива смыслу жизни. Творчество как эсхатология абсурда. Отношение человека к абсолюту, судьбе и свободе. Наличие морали, аксиологии.

    реферат , добавлен 23.01.2009

    Понятие смысла жизни (поиска в жизни смысла), его место в различных мировоззренческих системах. Представления массового сознания о смысле жизни. Развитие парадигм о смысле жизни вне жизни человека в эпоху Средневековья и в самореализации - в XX веке.

    реферат , добавлен 18.06.2013

    История поисков смысла жизни и современное представление о нем. Отношение и интерпретация жизни в философских взглядах и учениях. Изменения в отношении к смерти в истории человека. Естественнонаучное понимание смерти. Три великие проблемы мироздания.

    реферат , добавлен 14.01.2013

    Этические взгляды С. Франка на жизнь как самоцель. Значение положения автора "жизнь осмысленна". Неразрывная связь смысла жизни с божественным началом. Реализация абсолютного добра как основной смысл жизни человека. Роль знаний в поиске смысла жизни.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2012

    Сущность проблемы смыслы жизни. Мнение древнегреческого философа Аристотеля. Место смысла жизни в философии Средневековья. Познание с помощью разума. Нравственность, сочетаемая с истинным познанием. Нигилистское определение смысла жизни Ф. Ницше.

    контрольная работа , добавлен 08.09.2011

    Цель и смысл индивидуальной жизни личности, ее связь с социальными идеями и действиями, определяющими ответственность на Земле. Формирование собственной системы ценностей, мировоззрения, картины мира. Смысл жизни по З. Фрейду; экзистенциальный невроз.

    реферат , добавлен 14.04.2014

    Поиск смысла жизни как проблема и жизни личности, и практической философии. Особый интерес поиска смысла жизни у молодежи с учетом особенностей реальной современности. Значение политических манипуляций для потери духовного стремления и личностных поисков.


Close