Мы живем в бурно развивающемся мире, и на современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Сегодня происходит проникновение экономики в природу, экологию, экосистему, и темпы этого вмешательства становятся критическими.

Экологические проблемы по глубине негативного воздействия на человечество и катастрофическими для всего живого последствиями не могут сравниться ни с какими другими проблемами. По многочисленным данным уже уничтожено 2/3 лесов, ежегодно с лица Земли исчезает 11 млн. га тропических лесов – это в 10 раз превышает масштабы лесовосстановления; утрачено 2/3 почв сельскохозяйственного назначения, запас пригодных для сельскохозяйственного использования земель, составляющий 2,5 млрд. га, сокращается со скоростью 6 – 7 млн. га/год; крайне истощены биоресурсы мирового океана, морей и рек: с 2000 года кислотность Мирового океана увеличилась в 10 раз, а за последние 40 лет количество пресной воды на каждого человека в мире уменьшилось на 60%; сокращается биоразнообразие планеты, каждый год человек уничтожает около 1% животных. Глобальное загрязнение окружающей среды привело к потеплению климата на планете. За последние 15 лет среднегодовая температура воздуха выросла на 0,8 °C, это ведет к снижению иммунитета и ухудшению здоровья людей, к примеру, в Европе 225 тыс. человек ежегодно умирает от заболеваний, связанных с выхлопными газами, при этом более 100 млн. россиян проживают в экологически неблагоприятных условиях .

В мире регулярно проводятся конференции по вопросам изменения климата, в которых принимает участие большое количество разных стран. Одним из самых крупных международных событий 2015 года является конференция Организации Объединенных Наций по климату СОР21, проводимая на территории Франции в Париже с участием 138 стран. Значимость Конференции заключается в подписании международного соглашения по климату, в котором содержится требование по ограничению повышения температуры на 2°C к 2100 году, так как учеными доказано, что потепление климата больше чем на 2°C до конца столетия чревато тяжелыми последствиями для населения. Задача данного соглашения состоит в приостановлении изменения климата, представляющего угрозу для экономики каждой страны в мире, это, в свою очередь, должно привести к снижению выбросов парниковых газов и адаптации компаний к изменениям климата, а также соглашение призвано найти баланс между потребностями и возможностями каждой страны для решения мировых экологических проблем.

Экологическая безграмотность считается одной из главнейших причин экологического бедствия и разрушения окружающей природной среды. Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важных факторов преодоления проблем, связанных с окружающей средой.

Из данных государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году» следует, что с каждым годом объем затрат на охрану окружающей среды увеличивается и при этом ежегодно составляет 0,7-0,8% по отношению к ВВП . Эти затраты включают в себя среди прочих затраты на образование в сфере охраны окружающей среды, а также затраты на научные исследования и разработки экологического характера. Таким образом, государство заинтересовано в решении экологических вопросов, в том числе в развитии экологического образования и формировании экологически грамотного населения.

В настоящее время экологическая грамотность формируется на всех уровнях государственной образовательной системы, то есть во всех социальных институтах, чьей целью является образование человека, так как формирование экологической грамотности – это непрерывный процесс, зарождающийся в детстве и длящийся на протяжении всей жизни.

В Российской Федерации образование подразделяется на общее образование: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование; профессиональное образование: среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование, включающее бакалавриат, специалитет, магистратуру и подготовку кадров высшей квалификации; а также дополнительное образование. В таблице 1 по данным Центра социологических исследований приведена численность учащейся молодежи государственных образовательных учреждений Российской Федерации.

Таблица 1- Численность учащейся молодежи в дневных государственных (муниципальных) образовательных учреждениях Российской Федерации по состоянию на 2013 год

По прогнозу Центра социологических исследований общая численность учащихся дневных образовательных учреждений Российской Федерации будет неуклонно расти и к 2025 году достигнет 20561 тыс. чел. . А это приблизительно 15 % от общего количества населения Российской Федерации, составляющего сейчас более 146 млн. чел. Таким образом, существует значительный слой населения, которому необходимо формировать и развивать свою экологическую грамотность.

В ст. 74 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» сказано, что овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от профиля, обеспечивается обязательным преподаванием экологических знаний . В процессе обучения должно происходить формирование экологически грамотного человека.

В настоящее время единого понятия экологической грамотности не существует. После анализа различных определений экологической грамотности, был сделан вывод, что под экологической грамотностью понимается запас экологических знаний и возможность применения этих знаний и навыков в повседневной жизни для того чтобы изменить свой образ жизни на более экологичный для себя и окружающей среды с целью дальнейшего развития человечества. При высоком уровне экологической грамотности увеличивается продолжительность жизни населения, уменьшается число заболеваний и патологий; с помощью рационального природопользования происходит экономия и приумножение природных ресурсов, поэтому экологическое воспитание в настоящее время приобретает особую значимость в развитии любого города, региона, страны и мира.

На каждом уровне образования принципы формирования экологической грамотности имеют свои особенности, что рассмотрено в таблице 2.

Таблица 2 – Формирование экологической грамотности учащихся по уровням образовательной системы

Уровень образования

Требования государственных образовательных стандартов в сфере экологических знаний

Особенности формирования экологической грамотности

Дошкольное образование приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства,

формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности .

Формируется любовь к природе, интерес к изучению родного края, навыки ведения здорового образа жизни.
Общее образование:

начальное общее

основное общее

среднее общее

формирование системы знаний и представлений о природе .

формирование понимания значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы .

формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности .

Происходит воспитание ответственного и бережного отношения к природе, развитие навыков ведения здорового и экологичного образа жизни, формируются умение практической деятельности по улучшению окружающей среды, а также навыки самообразования по вопросам взаимодействия природы и общества.
Профессиональное образование: В данном случае нет единого государственного образовательного стандарта; существуют стандарты отдельно для каждого направления обучения, но все они включают в себя изучение общегуманитарных и социально-экономических дисциплин, которые обладают значительным эколого-образовательным потенциалом. Происходит углубление полученных ранее знаний в области экологии, приобщение к научно-исследовательской работе, к возможности поиска творческих решений проблем в области охраны окружающей среды.

Несмотря на объем затрат со стороны государства на охрану окружающей среды, на экологическое образование, включающее изучение экологических дисциплин на всех ступенях образовательной системы и проведение различных мероприятий по формированию экологически грамотного общества, уровень экологической культуры в России остается невысоким. В первую очередь, это связано с различными проблемами федерального законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. В последние годы законодательная база в этой области ослабла и стала менее прозрачной: в действующем базовом законе «Об охране окружающей среды» от 2002 года мало норм прямого действия, тогда как в предыдущем законе их было гораздо больше. Реализация многих экологических норм осложнена тем, что в основополагающих законах не в полной мере учитываются положения действующего законодательства в области охраны окружающей среды. Несовершенство законодательной базы, в свою очередь, создает серьезные трудности для промышленных предприятий. Законодательные акты могут содержать термины и понятия, определение которых не раскрывается в действующем законодательстве, поэтому возникает проблема неоднозначного их толкования различными контролирующими органами, что приводит к высокой коррупционной емкости оформления документации, связанной с воздействием на окружающую среду. Например, в Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» используются термины: «обработка рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов», «обработанные водные биоресурсы», но нет определения (разъяснения) этих терминов .

Также на сегодняшний день серьезной проблемой является отсутствие на многих предприятиях современных улучшенных технологий очистки вод и технологий безотходного производства, что зачастую приводит к различным уловкам с их стороны. В частности, некоторые предприятия могут предоставлять не соответствующую действительности информацию о выбросах и сбросах с целью снизить плату за вредное воздействие от своей деятельности. Таким образом, бюджеты теряют значительную часть доходов, а население страдает от загрязнений среды.

На бытовом уровне существуют свои сложности с соблюдением экологических норм и правил. К примеру, несознательность и экологическая неграмотность многих людей приводит к лесным свалкам и пожарам, возникающим вследствие оставления различного мусора в лесах и непотушенных после себя костров. До тех пор, пока каждый из нас не научится бережно относиться к природе и окружающей среде, леса, парки, дворы будут наполняться мусором, и, в конечном счете, экологические проблемы и катастрофы будут существовать и разрастаться.

Итак, экологическое образование необходимо всем и каждому, население должно быть экологически грамотным.

Формированию экологической грамотности на ступени общего образования, посвятили свои труды разные авторы: Драгунов Е.А., Захлебный А.Н., Топор А.В., Валуева Н.Н. и многие другие. Также значительная часть исследований принадлежит проблеме формирования экологической культуры населения в целом, независимо от уровней образования. А работ, посвященных развитию экологической грамотности на уровне профессионального образования, существенно меньше. Поэтому в данной статье будет рассматриваться вопрос формирования экологической грамотности на ступени высшего образования.

Необходимо учитывать, что обучаться профессиональному образованию приходят люди уже имеющие определенный уровень экологических знаний и навыков, с собственным экологическим мышлением, поэтому целью формирования экологической грамотности у студентов является повышение и дальнейшее развитие экологической культуры, углубление имеющейся экологической подготовки.

Таким образом, очень важно определить реальный уровень экологической грамотности студентов, обучающихся на ступени высшего профессионального образования. Для этого было проведено исследование, в котором приняли участие студенты бакалавриата и магистратуры очной формы обучения, а также преподаватели вуза. Для студентов был составлен тест, включающий в себя 5 блоков, затрагивающих разные экологические вопросы. В результате были получены следующие данные: знают экологические понятия и термины 39% студентов бакалавриата и 26% студентов магистратуры; разбираются в основных экологических проблемах 53,5% студентов бакалавриата и 68% магистрантов; умеют классифицировать природные ресурсы по категориям студенты бакалавриата и магистратуры примерно одинаково – было получено около 68% правильных ответов; на вопросы, связанные с эколого-экономическими аспектами природопользования, верно отвечают 61% учащихся бакалавриата и 68% магистрантов; 58% студентов бакалавриата и такой же процент студентов магистратуры разбираются в такой экологической проблеме как перенаселение. Вследствие чего мы видим, что у студентов средний уровень экологической грамотности: 56% студентов бакалавриата и 58% магистрантов ответили правильно на поставленные в тесте вопросы. Но также важно понять потребность студентов в экологическом образовании. Для решения этой задачи учащимся была предложена анкета, с помощью которой мы узнали, что более 50% опрошенных студентов хотели бы углубить свои экологические знания; встречи со специалистами и лекции для повышения экологической культуры нужны 27% студентов бакалавриата и 58% магистрантов; мероприятия экологической тематики хотели бы посещать 32% учащихся бакалавриата и 53% студентов магистратуры; практически все студенты в повседневной жизни задумываются о проблемах экологии, а более половины считают, что экологическая грамотность имеет значение для будущей профессиональной деятельности.

Данное исследование позволяет сделать вывод о том, что студенты заинтересованы в углублении своих экологических знаний и повышении своей экологической культуры. И для того чтобы повысить уровень их экологической грамотности в процессе получения высшего образования необходимо решить следующие задачи:

Вооружить будущего специалиста системой научных знаний, умений и навыков экологического характера,

Сформировать у студента потребность в экологических знаниях: показать возможность использования этих знаний в будущей профессиональной деятельности для принятия экологически целесообразных решений,

Дать представление о ценности природных ресурсов, об экологически безопасных способах природопользования с целью показать необходимость гуманного отношения к окружающей природной среде, а также значимость экономии природных ресурсов и их рационального использования,

Предоставить студенту актуальную информацию о существующих в стране и мире экологических проблемах, объяснить необходимость личного участия студента в экологической жизни общества; студент должен осознавать всю опасность глобальной экологической катастрофы,

Необходимо заинтересовать учащегося выполнением различных научных исследований по экологической проблематике.

Эффективное решение поставленных задач позволит углубить знания студентов в области экологии, сформировать стремление к рациональному и экологически безопасному использованию природных ресурсов, приобрести студентами знания о грамотном природопользовании, а также имеющихся экологических проблемах и, таким образом, повысить уровень их экологической грамотности.

Для успешной реализации данных задач необходимо соблюдать определенные принципы формирования экологической грамотности студентов:

Направленность экологического образования на решение практических задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды,

Направленность на выработку у студентов бережного отношения к окружающей среде, культивирование гуманистического отношения к природе,

Постановка экологического образования и воспитания должна быть четко организована для более эффективного процесса формирования экологической грамотности.

К сожалению, в настоящее время выполняются лишь некоторые из поставленных задач и соблюдаются не все принципы формирования экологической грамотности студентов. В первую очередь, это связано с тем, что в учебных планах, которые реализуются для направлений подготовки специалистов, напрямую не связанных с экологией, очень мало дисциплин экологических и косвенно касающихся экологических проблем. Так, после проведенного анкетирования преподавателей, был сделан вывод о том, что лишь 40% из них касаются в рамках своих дисциплин экологических проблем, но это происходит редко. А также только 29% преподавателей сказали, что могут в процессе обучения влиять на формирование экологического мышления студентов, но при этом 86% преподавателей считают, что экологическая культура необходима современному студенту.

Исходя из полученных данных следует, что для повышения уровня экологической грамотности студентов вузов необходимо:

Внести в учебные планы различные экологические дисциплины, которые могут быть как основными, так и в форме факультативных занятий для действительно заинтересованных в углублении своих экологических знаний студентов, желающих заниматься научными исследованиями, решать кейсы и проблемные задачи экологического характера;

Организовать для преподавателей дополнительные курсы повышения квалификации и мастер-классы, в ходе которых будет рассматриваться вопрос значимости экологического образования и возможности каждого преподавателя внести вклад в экологическое воспитание студента;

Проводить различные экологические мероприятия внутри вуза: приглашать специалистов из этой области; показывать видео экскурсии по загрязненным и нетронутым рукой человека территориям, по промышленным заводам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и при этом применяющим современные технологии для снижения отрицательных последствий, с целью научить студента бережному отношению к окружающей среде; проводить конкурсы среди научных работ и докладов на тему экологических проблем;

Мотивировать студента на участие в различных региональных, общероссийских форумах, посвященных проблемам экологического характера с помощью поощрений в виде дипломов и возможностью выигрывать гранты;

Объединить усилия государства и различных существующих экологических организаций, направленные на охрану окружающей среды путем создания в каждом вузе экоклубов и/или экологических отрядов, которые будут заниматься природоохранной деятельностью, пропагандой здорового и экологичного образа жизни, делиться между собой опытом проведения разнообразных экологических мероприятий, для сплочения студентов вокруг принципов охраны окружающей природной среды и для формирования имиджа своего вуза как «экологически сознательного» учебного заведения.

Таким образом, формирование и повышение уровня экологической грамотности студентов невозможно без экологизации профессионального образования. Потребность в повышении уровня экологической грамотности связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека и общества. В процессе обучения в различных учебных заведениях профессионального образования студент может углубить свои знания в области экологии, развить в себе гуманное отношение к окружающей среде, но для этого необходимо создать в вузах соответствующие условия.

  • Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155
  • Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373
  • Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897
  • Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования: Приказ Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 413
  • Конференция «Проблемы законодательного обеспечения противодействия коррупции в сфере природоресурсного и экологического законодательства» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rospromeco.com/zakonodatelstvo/27-analytic/zakonodatelstvo/71-zakonodatelstvo-13
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Разделы: Начальная школа , Экология

    Период начальной школы в жизни ребёнка можно рассматривать как первую ступень обогащения знаниями о природном и социальном окружении, знакомства с общей целостной картиной мира, воспитания нравственного и эстетического отношения к нему. Система экологического просвещения и воспитания в начальной школе имеет особое значение, так как вопросы сохранения окружающей среды выходят на первый план – без этого невозможна жизнь Человека. В то же время стало очевидным, что сегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей. Реализовать воспитательный подход можно в системе занимательных воспитательных занятий.

    ЦЕЛЬ РАБОТЫ

    показать необходимость:

    • экологического правового воспитания младших школьников;
    • формирования нового отношения к природе, основанного на неразрывной связи человека с природой;
    • формирования активной жизненной позиции по вопросам охраны природы.

    ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

    11 ст.42 Конституции РФ

    В основе этого права лежит государственная политика, заключающаяся в заботе государства об окружающей среде, мерах по обеспечению экологически чистых производств, предотвращении загрязнений воздуха, воды, почв: установлении нормативов предельно допустимого вредного воздействия на окружающую среду: ликвидации последствий аварий и экологических катастроф; создании государственных экологических и иных фондов, аккумулирующих средства на охрану природы.

    РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ НА ТЕРРИТОРИИ МАРКСОВСКОГО РАЙОНА

    Выписка из программы развития района на 2016-2018 гг.
    Собрание Марксовского муниципального района Саратовской области
    Экология

    Рост объемов производств, большие антропогенные нагрузки на окружающую среду, наличие предприятий с низким уровнем технической оснащенности, растущее количество автотранспортных средств, постоянное увеличение площадей для размещения отходов являются причинами негативного воздействия на окружающую среду, сверхнормативное загрязнение в результате хозяйственной и иной деятельности атмосферного воздуха, водоемов, почв отрицательным образом сказывается на состоянии здоровья жителей района.

    РАБОТА ОУ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ И ОБРАЗОВАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) предусматривают в числе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательных программ формирование у обучающихся основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в области обществознания и естествознания (окружающий мир) должны отражать: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

    ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Успешная реализация возможностей экологического образования учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеурочная работа, исследовательская работа учащихся по разным предметам, включающая в себя элементы экологии. Эти формы работы активизируют познавательную деятельность учащихся, воспитывают бережное отношение к природе.

    Обучающиеся начальных классов МОУ – СОШ с.Подлесное состояли в Саратовском отделении всероссийского общества “Охраны природы”. На протяжении ряда лет принимали участие во всероссийских конкурсах-играх “ЧиП”, “Гелиантус”, олимпиадах разного уровня по естествознанию.

    Экологическое воспитание в нашей школе ведётся по следующим направлениям:

    ВЫВОДЫ

    Стало очевидным, что сегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей. Планомерная работа по экологическому правовому воспитанию младших школьников является неотъемлемой частью работы образовательного учреждения. Сочетание знаний основ экологических проблем с практической деятельностью позволяет воспитать экологически культурного гражданина.

    Школа – идеальный центр для воспитания и формирования экологической культуры.

    2015-2016 уч. год. По результатам диагностики развития экологической культуры обучающихся во 2-4 классах 60% показали высокий уровень, 27% средний уровень, 13% низкий уровень.

    Экологическое образование это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.

    Используемая литература.

    1. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. - 1999. - №1.

    2. Климцова Т. А. Экология в начальной школе. // НШ. - 2000. №6.

    3. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. - 1998. №6.

    4. И.В. Цветкова “Экология для начальной школы”.

    5. С. К. Зайцева “Экология для младших школьников”, журнал “Начальная школа. Плюс до и после” № 4, 2005г.

    6. В. А. Иванов, Т. Ю. Пастухова “Научное общество учащихся” “Путь к природе”, 2005 г.

    7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.// Москва“Просвещение” 2005.

    8. Конституция РФ// Москва ЭКСМО. 2014.

    9 .https://yandex.ru/images/search

    Формирование экологической грамотности младших школьников на уроках окружающего мира посредством заданий творческого характера

    Известный педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Я глубоко убежден, что если в детстве человек переживает чувство изумления красотой родной природы, если, затаив дыхание, он слушает слова учителя о том, что видят его глаза, в эти часы пробуждается пульс его живой мысли. Благодаря этим часам общения с родной природой развиваются его умственные способности, в его духовную жизнь входит слово родной речи и становится его собственным богатством: в слове он выражает свои мысли, чувства, переживания. Гармония образа и слова, познания умом и познания сердцем – это и есть рождение того, что мы называем чувством любви к природе, к родному миру». Анализируя эти слова, я поняла, что большая роль в воспитании этого чувства принадлежит учителю начальных классов. На уроке окружающего мира я провела анкетирование учащихся и пришла к выводу, что негативный перечень во много раз превосходит перечень добрых дел. Подавляющее большинство детей усвоили негативные примеры и, в лучшем случае, заняли пассивную позицию «так не поступать». Подобная позиция соответствует низкому уровню развития экологической культуры. Дети с низким уровнем развития экологической культуры имеют слабое представление о той пользе, которую они сами уже сейчас смогут принести природе, городу, окружающим людям. Таким образом, в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения в развитии экологической грамотности младших школьников: учащиеся не в полной степени представляют, что в природе все взаимосвязано; у обучающихся отсутствуют экологические знания, нет ощущения, что человек - часть природы; дети не умеют оценивать свои поступки и поступки других людей по отношению к окружающей среде на основе предвидения возможных отрицательных последствий.

    За последнее время вопросы охраны природы, экологические проблемы стали главными не только для ученых, но и для широких слоев населения, в том числе и младших школьников. В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение . Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения.

    Актуальность проблемы продиктовала следующие задачи: 1. Проанализировать школьную программу и выявить ее возможности в экологическом образовании обучающихся. 2. Создать представление о сложных взаимоотношениях человека с природой. 3. Дать современные представления о биосфере, о роли водного и воздушного бассейнов, почвенного покрова, растительного и животного мира. 4. Воспитание ответственности за состояние природы, ее сохранение и улучшение в интересах будущих поколений.

    Решение данной проблемы зависит от уровня общей культуры каждого человека на земле. Основы любой культуры закладываются в детском возрасте. Считаю, что необходимо, чтобы каждый день учащиеся делали для себя открытие, чтобы каждый шаг облагораживал душу ребенка. Этому способствует интегрированный курс Н.Я. Дмитриевой и А.Н.Казакова « Мы и окружающий мир» в системе Л.В. Занкова, основу которого составляют «Естествознание» и «Обществознание». Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную сферу активизирует эмоционально – чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли, к семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

    Важнейшим показателем сформированности экологической грамотности, экологической культуры личности является ● проявление ребенком интереса к объектам природы, условиям жизни людей, растений, животных, попытки их анализировать; ● выполнение экологических правил поведения в окружающей среде становится нормой жизни, входит в привычку. Таким образом, речь идет о формировании экологической культуры как части общей культуры личности, представляющей собой совокупность экологически развитых интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер.

    Для реализации поставленных задач использую в своей работе следующие средства: ● экологические сказки ●экологические задачи, задачи-рассказы ●конференции, пресс-конференции ●изучение растений и животных своей местности, занесенных в «Красную книгу» ●задания занимательного характера: интеллектуальные творческие игры, викторины, конкурсы рисунка-плаката «Защитим жизнь», «Береги Землю!»

    Хорошим материалом для познания экологии является сказка. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит с окружающим миром, добром и злом. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой, то сказка будет источником формирования элементарных экологических понятий. Но в экологических сказках не должны нарушаться экологические правила, свойства и действия сказочного героя не должны искажаться.

    Цель экологической сказки – дать точную, научно-достоверную информацию. Основой экологической подготовки должны быть прочные биологические знания. В сказках даются представления о закономерностях в природе: о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира. В сказках очень точно подмечены особенности многих животных и растений, природных явлений, ландшафтов.

    Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочиненные самими детьми. Если ребенок сам придумал сказку, «связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира, - значит, можно сказать, что он научился мыслить» (В.А.Сухомлинский) Перемещение в сказках центра внимания детей с человека на живую природу, которая создает и поддерживает среду обитания людей, позволяет формировать уважение к природе, ответственность за нее. Это и должно лежать в основе экологического воспитания детей.

    Экологические задачи в начальной школе можно использовать как по теме, так и независимо от темы урока. В любом случае они будут активизировать внимание и мыслительную деятельность учеников, настраивать их на работу, способствующую творчеству и инициативе, повышающую эмоциональный фон урока. Текстовые задачи экологического содержания целесообразно применять на уроках для оценки как положительного, так и отрицательного влияния человека на природу. Экологические задачи не только стимулируют детскую любознательность, но и способствуют проявлению заботы и беспокойства о состоянии природы. Экологические задачи для младших школьников могут быть разного уровня сложности в зависимости от класса и подготовленности детей.

    На уроках окружающего мира учащиеся овладевают навыками видеть проблему, выдвигать и доказывать гипотезы, выражать свои мысли устно и письменно. Учатся предъявлять результаты изысканий в виде схем, планов, моделей, поделок. Накопленные знания и умения следует закреплять и применять, т.е. нужен естественный выход, возможность реализовать свой опыт. Для того, чтобы дать детям почувствовать значимость их знаний, было решено провести ряд конференций.

    Проводилась подготовительная работа, в результате которой рассматривались такие вопросы:

    1.Что такое «конференция»?

    2.Зачем нужны конференции?

    3.Кому нужны конференции?

    4.Нужны ли конференции школьникам?

    5.Как люди готовятся к конференции?

    6.А как готовиться к конференции нам?

    7.Как нам организовать конференцию? Кто будут нашими гостями?

    Увлекательна и полезна для учащихся работа над экологическими проектами:

    «Моё дерево», «Реки нашего края», «Горы ценны не тем, что высоки, а тем, что богаты», «Помоги птицам зимой», «Растения и животные, занесенные в Красную книгу», «Земля- наш общий дом». Работая над проектами, учащиеся учатся работать с инструкциями, развивают навыки исследования, наблюдения, умение получать информацию из разных источников, анализировать её, Учатся работать со справочной литературой, вырабатывают навыки работы в интернете. При создании презентации проявляют творчество, для выступления перед аудиторией отрабатывают умение кратко формулировать свою мысль, аргументированно доказывать своё мнение.

    Так как современные экологические изменения создают реальную угрозу жизни людей, учебно-воспитательная деятельность школы должна быть направлена на формирование экологической грамотности, экологической культуры учащихся, чтобы выросло поколение, которое будет охранять окружающую среду.

    Приведенная система средств опыта способствует становлению экологической грамотности и формированию личностной позиции младших школьников. Вопросы культуры потребления природных ресурсов стояли в центре моей воспитательной работы с классом.


    1. Разделы основной образовательной программы начального общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Рыбинская средняя общеобразовательная школа», утвержденной приказом № 63 от «23» августа 2011 года (далее – ООП НОО): Пояснительная записка, Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования отнести к целевому разделу ООП НОО.

    2. Разделы ООП НОО: Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, программа коррекционной работы отнести к содержательному разделу ООП НОО.

    3. Разделы ООП НОО: Учебный план начального общего образования, План внеурочной деятельности, Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования отнести к организационному разделу ООП НОО.

    4. Раздел ООП НОО «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» изложить в следующей редакции: «Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни» и дополнить следующим содержанием:
    Задачами Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни является формирование у обучающихся:

          • основ экологической грамотности;

          • основ экологического мышления, опирающегося на экосистемную познавательную модель, как средства формирования экологической грамотности, приобщения к экологической культуре человечества, экологического самообразования в течение жизни;

          • экологического сознания, проявляющегося в экологической направленности личности - мотивации и ценностных установках на действия, поведение в рамках экологического императива, экологического права и этических норм в интересах здоровья человека, безопасности жизни, устойчивого развития общества и природы: опыта индивидуального и совместного проектирования и реализации экологически целесообразного, здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

          • участия в социально значимых проектах в интересах устойчивого развития территории.
    Результатами деятельности, обеспечивающей формирование основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования является усвоение обучающимися:

    • социально поощряемых стереотипов поведения в окружающей среде;

    • первичных экологических представлений, адекватных научным знаниям;

    • социальных норм экологически безопасного поведения;

    • личного опыта эмоционально-ценностных сопереживаний природным объектам, мотивирующих на действия в интересах безопасности жизни, здоровья человека и окружающей его среды при решении ключевого противоречия экологического сознания этого возраста «хочу-нельзя»;

    • коллективно-распределенного опыта применения универсальных учебных действий, предметных знаний и умений в практических действиях по организации здоровьесберегающего уклада школьной жизни, учебы, быта.
      Учащиеся должны научиться:

    • описывать простейшие экологические причинно-следственные связи в окружающем мире, анализировать их, объяснять;

    • называть экологические проблемы в жизни природы и человека, опасности для окружающей среды и здоровья человека; способы их предотвращения; правила экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; правила научной организации учебного труда;

    • объяснять смысл закона экологии «Все связано со всем»; связи здоровья природы со здоровьем человека, его умением учиться и экологической грамотностью;

    • как следует заботиться о здоровье человека и здоровье природы; правила сохранения зрения, слуха, обоняния; роль здорового питания и двигательной активности для хорошего самочувствия и успешности учебного труда;
      опасность для здоровья и учебы снижения двигательной активности, курения, алкоголя, наркотиков, инфекционных заболеваний;

    • приводить примеры связей здоровья человека и здоровья природы, здоровья природы и поведения человека: разнообразия окружающего мира - природного, мира людей, рукотворного мира: цепочек экологических связей: экологически предосторожного поведения в окружающей среде;

    • основам здоровьесберегающей учебной культуры;

    • здоровьесозидаюшему режиму дня, двигательной активности, здоровому питанию;

    • противостоянию вредным привычкам;

    • предвидения последствий своего поведения для природы и человека;

    • с ледования законам природы;

    • формулировать своими словами, что такое «экологическая культура», «биологическое разнообразие»; «экология», «здоровый образ жизни», «безопасность»;

    • разыгрывать экологически проблемные ситуации с обращением за помощью к врачу, специалистам, взрослому;

    • планировать и организовывать экологически направленную деятельность в окружающей среде по образцу (инструкции);

    • планировать безопасное поведение в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях, типичных для места проживания;

    • рефлексировать результаты своих действий для здоровья человека, состояния окружающей среды (как получилось сделать, что и как следует исправить);

    • оценивать результаты по заранее определенному критерию: делать выводы о том, в чем причины экологических проблем;

    • какие качества в себе надо воспитывать, чтобы сохранить здоровье свое, окружающих людей, природы, как поступать стыдно;

    • рассуждать о взаимосвязях здоровья человека и здоровья природы, если… то...; о правилах экологически безопасного поведения в окружающей среде, индивидуальных особенностях здоровьесберегагощего поведения в ситуациях учебы, общения, повседневной жизни;

    • высказывать свое отношение к проблемам в области экологии, здоровья и безопасности;

    • организовывать здоровьесберегающие условия учебы и общения, выбирать адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

    • самостоятельно выполнять домашние задания с использованием индивидуально эффективных, здоровьесберегающих приемов.
      Модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
    Первый этап – анализ состояния и планирование работы школы по данному направлению, в том числе по:

    • организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

    • организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);

    • выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.
    Второй этап – организация просветительской работы образовательного учреждения.

    1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися включает:

    • внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

    • лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

    • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;

    • создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей).

    1. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями) включает:

    • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т.п.;

    • приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;

    • привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.
    Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обеспечивает:

    • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

    • пробуждение в обучающихся желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

    • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

    • формирование установок на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

    • соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

    • формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

    • становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

    • формирование потребности обучающихся безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

    • формирование основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

    • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
    Результаты освоения Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования должны обеспечить преемственность начального и основного общего образования.

    1. План внеурочной деятельности по направлениям развития личности:
    Пояснительная записка
    Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

    Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

    План для начальной школы включает для каждого класса 5 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

    Цель внеурочной деятельности : создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

    Задачи внеурочной деятельности:

    1. Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы начального общего образования

    2. Снизить учебную нагрузку обучающихся

    3. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе

    4. Улучшить условия для развития ребенка

    5. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся

    Внеурочная деятельность организуется через различные формы, в том числе:


    • Экскурсии

    • Кружки

    • Спортивные секции

    • Олимпиады

    • Соревнования

    • Поисковые исследования

    • Общественно-полезные практики

    • Конкурсы

    • Праздники

    • Конференции

    • Предметные недели

    • Выставки

    • Смотры
    Общешкольные дела по программе воспитательной системы будут включены в общую годовую циклограмму и явятся компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволят ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах будет осуществляться на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

    Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

    1. Спортивно-оздоровительное

    2. Духовно-нравственное

    3. Социальное

    4. Общеинтеллектуальное

    5. Общекультурное

    Используемые технологии:


    • Проектная деятельность;

    • дифференциация по интересам;

    • информационные и коммуникационные технологии;

    • игровые технологии;

    • обучение на основе «учебных ситуаций»;

    • социально – воспитательные технологии;

    • технология саморазвития личности учащихся
    Условия организации внеурочной деятельности:

    • Социокультурная ситуация в образовательном учреждении.

    • Системы и структуры педагогической деятельности в образовательном учреждении.

    • Стратегии помощи и поддержки педагогических кадров, детей, родителей.

    • Материально – техническое оснащение и информационно – технологическое обеспечение образовательного учреждения.

    • Степень участия общественных советов и организаций, социальных партнеров в деятельности образовательных учреждений.
    При организации внеурочной деятельности обучающихся планируется использовать собственные кадровые ресурсы: учителя начальных классов, учителя-предметники, учитель музыки, учитель физической культуры, учитель технологии, библиотекарь, педагоги дополнительного образования.

    Занятия по предметам школьного цикла имеют свое естественное продолжение в разнообразных видах внеклассной и внешкольной деятельности учащихся. Внеклассные и внешкольные занятия учащихся организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расширения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире. Подобная деятельность в немалой степени способствует гармоничному воспитанию школьников, а также дает возможность практически использовать знания в реальной жизни. Внеурочная деятельность учащихся на этих мероприятиях реализуется в основном в коллективных формах. План внеурочной деятельности по основным направлениям содержит следующие формы работы:

    Духовно-нравственное

    Ведущие формы деятельности:

    Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

    Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

    Проведение совместных праздников школы и общественности.

    Использование аудиозаписей и технических средств обучения.

    Экскурсии

    Детская благотворительность.

    Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

    Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

    Социальное

    Ведущие формы деятельности:

    Тренинги

    Ролевые игры

    Социальные проекты

    Спортивно-оздоровительное

    Ведущие формы деятельности:

    Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья.

    Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе

    Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований.

    Оформление уголков по технике безопасности и ПДД, проведение инструктажа с детьми. Тематические беседы, беседы – встречи с работниками местной амбулатории.

    Интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты «Здоровье - плюс», пропаганда ЗОЖ.

    Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса, агитация и запись учащихся класса в спортивные секции.

    Организация походов выходного дня, туристические походы.

    Организация горячего питания.
    Общеинтеллектуальное, общекультурное

    Ведущие формы деятельности:

    Культпоходы в театры, музеи, библиотеки, выставки;

    Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы;

    Кружки художественного творчества;

    Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе;

    Приглашение артистов театра;

    Праздничное оформление школы и классных комнат.
    Ожидаемые результаты.


    • Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

    • приобретение учащимися социального опыта;

    • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

    • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
    План внеурочной деятельности

    направления

    Наименование

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Спортивно-оздоровительное

    Ритмика

    1

    1

    1

    1

    Спортивные игры

    Духовно-нравственное

    Фольклорный кружок

    1

    1

    1

    1

    Кукольный театр

    Социальное

    Узнаем сами

    1

    1

    1

    1

    Развитие познавательной сферы

    Общеинтеллектуальное

    Хочу знать

    1

    1

    1

    1

    Шахматы

    Общекультурное

    Земля - наш дом

    1

    1

    1

    1

    Творческая мастерская

    Итого

    5

    5

    5

    5

    Ежегодно план внеурочной деятельности будет корректироваться, уточняться в связи с запросами детей, их родителей (лиц их замещающих).


    1. Система условий реализации ООП НОО:
    В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса созданы условия, обеспечивающие возможность

    • достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

    • выявления и развития способностей обучающихся через работу секций, кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;

    • работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно исследовательской деятельности;

    • участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

    • эффективного использования времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой образовательного учреждения,

    • использования в образовательном процессе современных образовательных технологий;

    • эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

    • включения обучающихся в процессы понимания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;

    • обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы;

    • эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, а также современных механизмов финансирования.
    Кадровые условия реализации ООП

    Образовательное учреждение укомплектовано педагогическими, руководящими работниками на 100%;

    Уровень квалификации учителей начальных классов, немецкого языка, физической культуры, музыки, преподающих в начальных классах, соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности;

    Работники образовательного учреждения, реализующие основную образовательную программу начального общего образования, осваивают дополнительные профессиональные образовательные программы в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет.

    Психолого-педагогические условия

    Психолого – педагогическое сопровождение осуществляется педагогическим консилиумом школы и психологической службой «Центр социальной

    помощи семье и детям Каменского района» на основе договора.

    Финансовые условия реализации ООП.

    Финансирование реализации основной образовательной программы на получение общедоступного и бесплатного начального общего образования осуществляется по принципу нормативного подушевого финансирования.

    Бюджет школы определяется ее учредителем.

    Материально-технические условия

    Здание общеобразовательного учреждения оборудовано централизованными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с требованиями.

    Здание общеобразовательного учреждения оборудовано системами централизованного отопления и вентиляции, которые соответствуют нормам.

    Все учебные помещения имеют естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями.
    Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями.

    Гардероб размещен на 1 этаже и оснащен вешалками для одежды и ячейками для обуви.

    Начальные классы занимаются в своих кабинетах, оборудованных

    мебелью, соответствующей росту ребёнка. Учебные кабинеты соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда. В школе оборудован санузел для младших учащихся.

    В распоряжении школьников имеется спортивный зал, спортивная площадка, школьная библиотека, актовый зал. В школе 1 кабинет информатики и ИКТ, оборудование которого отвечает современным требованиям и обеспечивает использование информационных технологий в учебной, во внеурочной, в исследовательской деятельности.

    Для организации горячего питания имеется школьная столовая. Медицинское обслуживание школьников ведет медсестра КГБУЗ "Рыбинская врачебная амбулатория". Для подвоза детей из посёлка «Самарский» имеется школьный автобус. Для учащихся 1-х классов - дополнительная неделя каникул в феврале. Обязательная нагрузка обучающихся не превышает предельно допустимую. Расписание составлено с учётом чередования основных предметов с ИЗО, музыкой, физической культурой. Продолжительность перемены 15 минут для питания в столовой, проведение физминуток во время уроков.

    Учебно-методическое обеспечение

    В школе имеются учебники с электронными приложениями, являющимися их составной частью, для учащихся 1-2 классов по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру на каждого учащегося. Обеспеченность учебниками по всем учебным предметам ООП НОО составляет 100%.

    Имеется учебно-методическая литература, материалы по всем учебным предметам ООП НОО.

    Обеспечен доступ для педагогов к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР (медиатека).

    Библиотека образовательного учреждения укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также имеет фонд дополнительной литературы.

    Информационное обеспечение нацелено на доступ для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления и содержит:

    Устав МКОУ «Рыбинская СОШ»

    Публичный отчет МКОУ «Рыбинская СОШ»

    Основную образовательную программу начального общего образования МКОУ «Рыбинская СОШ»
    - Примерные программы начального общего образования.

    Рабочие программы учебных предметов, разработанные педагогами.

    Учебники и рабочие тетради для учащихся.

    Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий


    Направление

    мероприятий


    Мероприятия

    Сроки

    реализации


    I. Нормативное

    обеспечение введения ФГОС


    1. Наличие решения органа государственно-общественного управления о введении в образовательном учреждении ФГОС НОО

    Август 2011

    2. Внесение изменений и дополнений в Устав образовательного учреждения

    Сентябрь 2011

    3. Разработка на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования основной образовательной программы образовательного учреждения

    Май – август 2011

    4. Утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения

    Август 2011

    5. Обеспечение соответствия нормативной базы школы требованиям ФГОС

    Октябрь 2010 – август 2011

    6. Приведение должностных инструкций работни в соответствие с требованиями ФГОС общего образования и тарифно-квалификационными характеристиками

    Август 2011

    7. Разработка и утверждение плана-графика введения

    Октябрь 2010

    8. Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с

    ФГОС начального общего образования


    Апрель 2011

    9. Разработка локальных актов, устанавливающих требования к различным объектам инфраструктуры образовательного учреждения с учётом требований к минимальной оснащённости учебного процесса (например, положений о культурно-досуговом центре,

    информационно-библиотечном центре,

    физкультурно-оздоровительном центре, учебном кабинете и др.)


    Август 2012

    10. Разработка:

    – образовательных программ (индивидуальных и др.);

    – учебного плана;

    – рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин, модулей;

    – годового календарного учебного графика;

    – положений о внеурочной деятельности обучающихся;

    – положения об организации текущей и итоговой оценки достижения обучающимися планируемых результатов

    освоения основной образовательной программы;

    – положения об организации домашней работы обучающихся;

    – положения о формах получения образования


    Апрель – август 2011

    II. Финансовое

    обеспечение

    введения ФГОС


    1. Определение объёма расходов, необходимых для реализации ООП и достижения планируемых результатов, а

    также механизма их формирования


    Август 2011

    2. Разработка локальных актов (внесение изменений в них), регламентирующих установление заработной платы

    работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров

    премирования


    Май 2011

    3. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками

    Май 2011

    III. Организа-

    ционное обеспе-

    чение введения

    ФГОС


    1. Разработка модели организации образовательного процесса

    Апрель-август 2011

    2. Разработка и реализация системы мониторинга образовательных потребностей обучающихся и родителей по

    использованию часов вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности


    Апрель-август 2011

    3. Привлечение органов государственно-общественного управления образовательным учреждением к проектиро-

    ванию основной образовательной программы начального общего образования


    Май – август 2011

    IV. Кадровое обе-

    спечение введе-


    1. Анализ кадрового обеспечения введения и реализации ФГОС начального общего образования

    Май 2011

    2. Создание (корректировка) плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работ-

    ников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС


    Октябрь 2010

    3. Разработка (корректировка) плана научно-методической работы (внутришкольного повышения квалификации) с

    ориентацией на проблемы введения ФГОС начального общего образования


    Октябрь 2010

    V. Инфор-

    мационное обе-

    спечение введе-

    ния ФГОС


    1. Размещение на сайте ОУ информационных материалов о введении ФГОС начального общего образования

    В течение года

    2. Широкое информирование родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые

    Стандарты


    Периодически

    3. Организация изучения общественного мнения по вопросам введения новых стандартов и внесения дополнений в содержание основной образовательной

    программы начального общего образования


    В течение года

    4. Реализация деятельности сетевого комплекса информационного взаимодействия по вопросам введения ФГОС начального общего образования

    В течение года

    5. Обеспечение публичной отчётности ОУ о ходе и результатах введения ФГОС

    В течение года

    6. Разработка рекомендаций для педагогических работников:

    – по организации внеурочной деятельности обучающихся;

    По организации текущей и итоговой оценки достижения планируемых результатов;

    По использованию ресурсов времени для организации домашней работы обучающихся;


    В течение года

    VI. Материально-

    техническое обе

    спечение введе-

    ния ФГОС




    Май 2011



    В течение года



    В течение года

    ков образовательного учреждения


    В течение года



    В течение года



    В течение года

    7. Наличие доступа ОУ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещённым в федеральных и региональ-

    ных базах данных


    Май 2011

    8. Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образова-

    тельным ресурсам в сети Интернет


    Май 2011

    Контроль за состоянием системы условий


    Объект контроля

    Методы сбора

    информации


    I. Кадровые условия

    1. Качество кадрового обеспечения введения и реализации

    ФГОС начального общего образования


    Мониторинг

    2. Исполнение плана-графика повышения квалификации педа-

    гогических и руководящих работников образовательного

    учреждения в связи с введением ФГОС


    Изучение документации, анализ

    3.Реализация плана научно-методической работы (внутри-

    школьного повышения квалификации) с ориентацией на проблемы введения ФГОС начального общего образования


    Изучение документации, анализ

    II. Психолого-педагогические условия

    1.Качество координации деятельности субъектов образова-

    тельного процесса, организационных структур учреждения по

    подготовке и введению ФГОС общего образования


    Анкетирование

    2. Наличие модели организации образовательного процесса

    Изучение документации

    3.Качество реализации моделей взаимодействия учреждения

    общего образования и дополнительного образования детей,

    обеспечивающих организацию внеурочной деятельности


    Мониторинг

    4.Качество реализации системы мониторинга образовательных потребностей обучающихся и родителей по использованию часов вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности

    Анкетирование

    5. Привлечение органов государственно-общественного управ-

    ления образовательным учреждением к проектированию

    основной образовательной программы основного общего обра-

    зования


    Изучение документации

    III. Финансовые условия

    1. Определение объёма расходов, необходимых для реализации

    ООП и достижения планируемых результатов, а также меха-

    низма их формирования


    Изучение документации

    2. Наличие локальных актов (внесение изменений в них),

    регламентирующих установление заработной платы работни-

    ков образовательного учреждения, в том числе стимулирую-

    щих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования


    Изучение документации

    3.Наличие дополнительных соглашений к трудовому договору

    с педагогическими работниками


    Изучение документации

    IV. Материально-технические условия

    1. Анализ материально-технического обеспечения введения и реализации ФГОС начального общего образования

    Изучение документации

    2. Обеспечение соответствия материально-технической базы ОУ требованиям ФГОС

    Анализ

    3. Обеспечение соответствия санитарно-гигиенических условий требованиям ФГОС:

    Анализ

    4. Обеспечение соответствия условий реализации ООП противопожарным нормам, нормам охраны труда работни-

    ков образовательного учреждения


    Анализ

    5. Обеспечение соответствия информационно-образовательной среды требованиям ФГОС

    Анализ

    6. Обеспечение укомплектованности библиотечно-информационного центра печатными и электронными образовательными ресурсами

    Анализ

    7. Наличие доступа ОУ к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), размещённым в федеральных и региональных базах данных

    Наблюдение

    8. Обеспечение контролируемого доступа участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет

    Наблюдение

    V. Информационно-методические условия

    1. Качество информационных материалов о введении ФГОС


    Изучение документации

    2.Качество информирования родительской общественности о

    подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты


    Социальный опрос

    3.Учёт общественного мнения по вопросам введения новых стан-

    дартов и внесения дополнений в содержание основной образова-

    тельной программы начального общего образования


    Социальный опрос

    4. Качество деятельности сетевого комплекса информационного

    взаимодействия по вопросам введения ФГОС начального общего

    образования


    Изучение документации

    5.Качество публичной отчётности ОУ о ходе и результатах введе-

    ния ФГОС


    Изучение документации

    6. Наличие рекомендаций для педагогических работников:

    По организации внеурочной деятельности обучающихся;

    По организации текущей и итоговой оценки достижения пла-

    нируемых результатов;

    По использованию ресурсов времени для организации домаш-

    ней работы обучающихся;

    технологий


    Изучение документации

    7.Качество информационных материалов о введении ФГОС

    начального общего образования, размещённых на сайте ОУ


    Изучение документации

    Внешние связи

    В целях эффективного решения поставленных задач перед начальной школой образовательное учреждение активно взаимодействует с муниципальным казенным учреждением культуры "Культурный досуговый центр Администрации Рыбинского сельсовета", детской школой искусств, Администрацией Рыбинского сельсовета, КГБУЗ "Рыбинская врачебная амбулатория", районным центром внешкольной работы, Центром социальной помощи семье и детям Каменского района, с ГИБДД ОВД г. Камень - на – Оби, МКДОУ «Березка», с ПЧ – 26 села Рыбного.


    страница 1

    Close